От «Мини-лаборатории» – к исследовательским проектам. Научные лаборатории и эксперименты

Екатерина Хлебушкина

Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим. На базе детского сада я открыла удивительное место , где не надо прятаться, чтобы узнать ответ на свой вопрос - «Лабораторию Удивительных Наук » . Это отдельное помещение, в котором дети – «ученые» стали задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности. А эксперимент , самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель проекта :

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента , ставить перед собой цель эксперимента , отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.

Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.

Признания за ребенком права на существование собственного мнения.

Задачи проекта :

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке) .

Прогнозирование результата.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования .

Выполнение эксперимента .

Наблюдение результатов эксперимента .

Фиксирование результатов эксперимента .

Формулировка выводов.

Участники проекта :

Дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Воспитатель

Родители

Этапы реализации проекта (по возрастным группам : старшая и подготовительная) :

1. Ознакомительный : знакомство с лабораторией , чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории , изучение значков безопасности. Экскурсия в музей.

2. Практический : реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.

3. Итоговый : подведение итогов работы над проектом , изготовление открытки, стенгазеты, торжественное мероприятие.



Достигнутые результаты : К концу первого года проекта , дети стали свободно общаться между собой и высказывать свое мнение на интересующие их темы. Стали интересоваться окружающим миром. Стали более собранные и внимательные на занятиях, аккуратные к своему здоровью, соблюдая элементарные правила безопасности. А я в свою очередь благодарна им за любознательность и счастливую, интересную жизнь, которую я проживаю вместе с ними в нашем детском саду.

Публикации по теме:

Долгосрочный педагогический проект «Лаборатория Почемучки» ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧКИ Цель: формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников, привитие.

Каждый год мы создаем огороды на окне, где дети наблюдают за ростом растений. И когда огород выглядит не обычно это всегда интересно, а.

Организованно образовательная деятельность по экспериментированию «Научная лаборатория» Цель: Ознакомление детей со свойствами воды. -Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных.

Проект исследовательской деятельности «Лаборатория огородных наук» Все мы знаем, что наши маленькие дети по природе своей- исследователи. Открыть,изучить,исследовать-это их первые шаги в неизведанное, тайное,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Лаборатория любознательных гномов» Тема проект: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» Творческое название проекта «Лаборатория.

February 24th, 2014

Вот и наступил февраль - в нашей группе это самая горячая пора для опытов, экспериментов, мини - лекций, чудо - открытий и даже нанотехнологий! Мы создали детскую научную лабораторию к неописуемому восторгу наших воспитанников!
Что является объектом познания детей дошкольного возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. Формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет - это наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, встречи с природой, ситуативные разговоры. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Почему дети 5-6 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Они понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях. Главная характерная особенность в познании детей 6 лет - самостоятельность в познании, воспитатель лишь создаёт условия и руководит процессом познания.


Эксперимент по выращиванию зелёного лучка в разных условиях освещения. Лаборанты нашей биокафедры с удовольствием копаются в плодородном грунте миниатюрными садовыми инструментами. Главный мичуринец - Артёмка, а его вечный научный оппонент - Ваня.


В течении недели лучок вымахал высотой в 25 см и мы благополучно слопали его на обед с борщиком! Все кушали да нахваливали! Вот они, витамины, плоды рук своих!

Интегрированная НОД
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «Наука и экспериментирование»
ТЕМА: «Знакомство со свойствами камней»
Программное содержание: Развивать интерес к камням. Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.
Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Учить детей практическому обследованию предметов. Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты). Учить делать умозаключения, выводы.


Мальчики, конечно, больше впечатлились от коллекции очень красивых морских и речных камней, минералов, выращенных кристаллов и морских губок (анализ и сравнение). Или, как сказал Никитка: "Ух ты, вот это булыжники!"


Ну а девочки не могли отвести глаз от резной шкатулки с сокровищами самой Хозяйки Медной горы, в которой переливались мерцающими искорками драгоценные каменья и самоцветы (она мне её одолжила на 2 дня, исключительно для нашей группы)


А больше всего ребят удивило, что камни можно расписывать красками! Принесённые образцы росписи вдохновили нас на создание микроскопических миниатюр. Ну чем не нанотехнологии?!


Через 10 минут наши живописные шедевры уже сохли на подоконнике (не зря я волокла чемодан с голышами с Черноморского побережья!).


А наши необычные сувениры мы подарили самым любимым в День Святого Валентина!

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
«Наука и экспериментирование» (в 2 частях)
ТЕМА: «Удивительные свойства воды»
Образовательная область: «Познание»
Вид: познавательно-игровое
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Ручной труд», «Окружающий мир», «Социализация»

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.

Мы закрепили и расширили знания о свойствах и качествах воды и провели интересные исследования. Покажите детям пост, и поинтересуйтесь - а чем, собственно, они тут занимаются? Откуда пена взялась и с помощью чего мы красили воду?

Спросите у наших исследователей, в каких условиях лёд и снег тают быстрее, и почему салфетка едва соприкасаясь с водой - намокает целиком?
Уточните, почему Светлана Игоревна отважилась выпить синее молоко и в для чего используют пищевые красители?


Мы также знаем, с помощью чего и как можно изменить вкус и запах воды, её физическое состояние. А ещё мы умеем делать радужный салют в тарелке с молоком (с помощью гуаши, ватной палочки и моющего средства). Попробуйте, у Вас обязательно получится!


Оценив значение воды для жизни на земле, наши учёные посвятили себя творчеству - созданию коллективных коллажей "Подводное царство океана"

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек".


Лекция по анатомии

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)


Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование


Познавательно - исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия. Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми или родителями.
Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.


То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.


Создать лабораторию дома проще простого:
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп,
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Желаем удачи и Нобелевских премий!!!


Неделя прошла плодотворно: детки изучали свойства магнита, воздуха, электричества. Познакомились с микроскопом, кинетическим песком, цветным кварцем, пищевым красителем. Практически по всем занятиям проведена продуктивная деятельность.

Галина Власенко

Сегодня без экспериментальной деятельности в детском саду никуда . Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Я заметила повышенный интерес детей к занятиям, содержащим демонстрационные опыты,элементы самостоятельного экспериментирования . Так возникла идея создания в группе лаборатории - экспериментального уголка . Что сюда может входить :

1. Приборы-помощники (Увеличительные стекла,песочные часы, магниты,микроскоп,сантиметровые ленты).

2. Разнообразные сосуды из разных материалов (баночки,бутылочки стаканчики) разного объема и формы.

3. Утилизированный материал (проволока,кусочки ткани,пенопласта,дерева) .Тот самый "мусор",который будет основой вашей лаборатории .

4. Технические материалы (гайки,скрепки,болты, детали конструктора,гвозди) .

5. Разные виды бумаги (картон, наждачная,папирусная,обычная,копировальная) .

6. Пищевые красители,акварельные краски, гуашь.

7. Медицинские материалы (резиновые груши,пипетки,пробирки,мерные стаканчики и ложки,термометры для воды).

8. Природный материал (камешки,песок,глина,шишки,мох,семена,перышки и т. д.)

9. Прочие материалы (зеркала,мыло,сито,свечи,мыльные пузыри,трубочки и многое другое) .

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи,умении выстраивать сложные предложения,делать выводы. Развивается логическое мышление,мыслительная деятельность.


«Перед человеком к разуму 3 пути:
путь размышления
- самый благородный,
путь подражания - самый лёгкий,
путь личного опыта - самый тяжёлый путь»
Конфуций

В последнее время одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В связи с этим возрастает значение формирования уже в дошкольном возрасте активной, любознательной и самостоятельной личности. Одним из личностных образований в старшем дошкольном возрасте является познавательный интерес как средство увлекающего, живого обучения. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к определенному процессу деятельности. В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет следующие компоненты:

  • интеллектуальный компонент - выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
  • эмоциональный - проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту.
  • волевой - рассматривается как степень сосредоточенности на данном объекте, применения усилий для достижения поставленной цели.

Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

С целью развития логического мышления и формирования познавательных интересов у своих воспитанников на протяжении 5 лет разрабатывалась и внедрялась в практическую работу с детьми система экспериментально-опытнических занятий в «мини-лаборатории». Проводя несложные эксперименты, предлагая задания и вопросы, рисунки и схемы, всё чаще приходили к выводу, что заинтересованность детей, их активность на таких занятиях ярко «ситуативна». Стимулированный познавательный интерес проявляется в рамках созданной педагогом проблемной ситуации, но не является внутренней потребностью ребёнка. Даже при условии мотивации детей на экспериментальную деятельность они оставались «объектом» образовательного процесса, проблемные ситуации часто разрешались с помощью вариантов решений, предложенных педагогом.

Решение этой проблемы увидели во внедрении в профессиональную деятельность метода проектов. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это практическое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение каждым отдельным ребёнком инициативы и проявление самостоятельной активности. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объектной ситуации.

Исследовательское поведение, лежащее в основе экспериментирования, широко изучалось такими отечественными и зарубежными учеными, как Н.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.П. Зинченко, М.И. Лисина и другими. Разрабатываемые данными авторами основы проблемного метода проектов находят все более широкое применение в современной практике работы дошкольных педагогов.

На основе имеющихся научно-методических рекомендаций по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании свою систему работы по изучению объектов и явлений неживой природы строим на основе модифицированного перспективного плана на год, который включает в себя блоки: «воздух», «вода», «магниты», «почва», «камни, песок, глина». Каждый отдельный блок предполагает разработку и реализацию 1-2 проектов:

Совместная деятельность над разработкой и осуществлением каждого отдельного проекта ведётся по следующему алгоритму :

I этап

  • ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлекаем дошкольников в решение проблемы;
  • на данном этапе используется метод «Модель 3-х вопросов», метод проблемного обучения.

II этап

  • намечаем план;
  • обсуждаем план с детьми и их родителями;
  • по необходимости, обращаемся за рекомендациями к специалистам;
  • вместе с детьми рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем на видном месте;

III этап

  • собираем информацию, материалы;
  • проводим исследовательскую практическую работу.

На данном этапе для решения проблемы, например, «Какая бывает вода?» используется метод интеграции на основе единого проекта, т.е. исследовательская деятельность по данной проблеме внедрялась во все виды детской деятельности.

Также используем метод проблемного обучения: развивающие вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов и т.д.

Например, при реализации проекта «Какая бывает вода?» предлагалась проблемная ситуация: «Можно ли сделать игрушки из воды?».

Во время реализации проекта на 3-м этапе идёт самостоятельная творческая работа детей и родителей. (поиск информации, материала, поделки, рисунки и пр. по теме проекта) Используем приём «Найди информацию» с использованием схем:например, в проекте«Воздух в шариках, мешочках, воздух в наших круглых щёчках» дети решили узнать об исследуемом объекте, выбрав схему «Проведи опыт» (схема № 1), а в проекте «Для чего человеку нужны глина и песок» отдали предпочтение схемам: «Узнать из книг» (схема № 2), «Спроси у другого человека» (схема №3).

Схема № 1 Схема № 2 Схема № 3

IY этап

На следующем этапе фиксируем результаты проекта в виде альбома, который является продуктом реализованного проекта. Так же организуем презентацию проекта в форме праздника, открытого занятия, КВНа. Используем приём «Обратная связь», который позволяет участникам провести рефлексию своей деятельности.

Для эффективной реализации технологии проектирования необходимы специальные условия:

  1. В группе широко используем современную книгоиздательскую продукцию энциклопедического и познавательного характера, различные предметы, необходимые для проведения экспериментальной деятельности.
  2. Организуем посещение детей библиотеки, выставочного зала при ДК ОМЗ, если это необходимо для реализации проекта.
  3. Использование слайдов, видеозаписей, аудиозаписей позволяет сделать процесс получения новых знаний максимально эффективным.
  4. Сочетание совместной деятельности: «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «дети - родители» способствует установлению партнёрских отношений, которые способствуют достижению высокого результата проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность даёт возможность ребёнку видеть результаты коллективных усилий группы, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших черт характера» (А.Шапиро).

Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2006.

2 Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л.С. Киселева. - М., 2003.

3. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь» [Текст] / И.Л. Паршукова. - С-Пб., 2001.

4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И Савенков. - Самара, 2004.

5. Шапиро А. «Научные забавы» [Текст] // А. Шапиро. Детский сад со всех сторон. - 2001 г. - № 31.