Одежда греков. Семья, семейные обычаи и обряды

07.08.2019 Советы

В гомеровский период греческая семья была очень многочисленной, и все ее члены жили под одной крышей. Для большинства греков брак являлся договором, который заключали между собой главы двух семейств с целью продолжения рода. "В Греции брак по любви не существует", так заявлял А. Боннар. Государство так же было заинтересовано в укреплении семьи, так как это приумножала число граждан, пополняло ряды граждан. Таким образом, брак становился гражданской обязанностью граждан. В Афинах общественное мнение, если не игнорировало их, то все же не оказывало того уважения, каким окружались семейные люди. В Спарте безбрачие - агамия влекло за собой атимию - утрату личной и гражданской чести. К несемейным спартанцам применяя суровые наказания: зимой такой человек в обнаженном виде выводился на агору, обходил ее, распевая песню о том, что он заслуженно несет наказание. Другой мерой был крупный штраф. Семья являлась важным институтом и с точки зрения религии, так как на потомство возлагались культовые обязанности ухода за предками. Девушек в Афинах выдавали замуж очень рано: в 12 - 15 лет. В период архаики выбор мужа для дочери был правом отца. Он приглашал к себе в дом на длительное время несколько претендентов, наблюдал их манеру поведения, оценивал физическую подготовку, характер, подарки. В классическую эпоху эта форма сохранилась с незначительными изменениями. В Спарте, согласно закону Ликурга, молодые люди выбирали себе жен из бедных семей, это необходимо было для того, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в одной семье. В Спарте браки между различными социальными группами были допустимы и дети от них считались свободными. В Афинах дети считались гражданами государства лишь в том случае, если отец и мать были чистокровными афинянами. Заключению брака предшествовал акт обручения. Его значение было велико, так как в ходе его оговаривались имущественные отношения супругами, размер приданного, а также та его часть, что оставалась за невестой в случае развода (мейлия) Приданное было не обязательны условием, но его старались дать для большей обеспеченности прочности брака. Обряд бракосочетания начинался в доме невесты, под покровительством домашних богов, дом невесты украшался. Сама новобрачная совершала омовение у местного священного источника, затем на нее надевали свадебный наряд. Отец приносил жертву и произносил специальную формулу, тем самым освобождая, от жертвоприношения своим предкам и отлучал от родительского дома. С этого момента девушка переходила под власть мужа и была обязана принимать участие в поклонении домашним богам и предкам своего избранника. Затем начинался пир, во время которого невеста с закрытым покрывалом лицом сидела за отдельным столом со своими подругами. После окончания торжества в родительском доме невесту переводили в дом мужа. Ее везли на колеснице под пение свадебного гимна, впереди несли факел, зажженный в доме невесты. В дом мужа невесту через порог переносил на руках муж. При входе в дом жениха невесту осыпали орехами, финиками, монетами, что символизировало пожелание успеха и достатка. В доме мужа проходил заключительный этап брачной церемонии. Невесту кропили очистительной водой и приобщали к очагу мужа: новобрачные приносили жертву предкам и вместе совершали легкую трапезу пирогом, хлебом и фруктами. Во время пира молодоженам подносили ценные подарки, а после пира провожали в брачный покой - талам. Друзья и подруги новобрачных распевали под дверью свадебные гимны - эпиталамы.

Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких бы полисах они не жили имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели - в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение долга перед государством, и именно поэтому, в Афинах, хотя и не было формального правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян.

Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс - символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака - богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе.

Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома - в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие.

На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена.

Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

Целью брака является рождения детей.

Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила.

Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и сч?ту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимназии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни реб?нка: новорожд?нных осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома.

Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н.э. на Крите, в Фуриях и в Трезене.

В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определ?нную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам.

Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощ?ных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц - гимнасиархов. В восточной Греции и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорожд?нных, велось педагогами (оплачивались за сч?т общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греции. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфебии.

Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных уч?ных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени уч?ного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Греции возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место.

После завоевания Греции сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание вс? более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

Древние греки и иудеи - исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и

обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы-доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты были прежде всего воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от Женщин исходит хаос и тьма.

Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

1. Семейные отношения

Семья в первобытной Греции значительно отличалась от той, которую мы наблюдаем впоследствии, в V в. до Р.Х. Прежде она была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отелялись от отца, но продолжали жить все вместе под одной кровлей. Отец, а по его кончине, старший брат пользовались огромной властью. До Солона отец в Афинах имел право продавать в рабство своих дочерей, а брат, если он был главой семьи, - своих сестер. Семья владела имуществом, но имущество это, в особенности недвижимое, не было чьей-то личной собственностью, но принадлежало всей совокупности родичей. Многочисленные причины вызвали постепенное разложение этой патриархальной семьи. В позднейшую эпоху каждая супружеская чета с ее детьми выделялась, чтобы жить своей собственной жизнью.

Власть отца над детьми также постепенно уменьшалась. В V в. до Р.Х. она совершенно прекращалась с достижением сыном совершеннолетия (18 лет). Впрочем, отец мог лишить дурного сына наследства. Дети обязаны были нести по отношению к родителями долг почтения и повиновения. Если родители впадали в бедность, сын обязан был содержать их. В случае пренебрежения своими обязанностями он мог быть предан суду.

Отношение к браку в первобытной Греции во многом не совпадало с нынешним. Греки полагали, что супружеский союз заключается главным образом для выполнения патриотической (рождение новых граждан) и религиозной (жертвоприношения предкам) обязанностей. О взаимной склонности или сходстве вкусов супругов не было и речи. Хотя эти мысли впоследствии и утратили свою стойкость, все же они сохраняли власть над умами. Отсюда вытекало, что в браке, как его понимали греки, личность женщины не играла какой-либо роли. С ее чувствами не считались, ее избирали в жены не ради ее самой, а как необходимое орудие для сохранения семьи и государства.

Девушек греки обыкновенно держали взаперти. Замужняя женщина была более свободной. В богатых семьях она большей частью находилась дома, но в малосостоятельных ей приходилось постоянно оставлять его по надобностям хозяйства. Она должна была отправляться на рынок, покупать провизию и нести на себе заботы, обыкновенно возлагаемые на рабов. Иногда даже случалось, что женщины занимались торговлей на агоре. Однако это явление наблюдалось редко, и общественное мнение относилось к нему с осуждением.

В стенах своего дома женщины распоряжались вполне самовластно. Они надзирали за рабами и руководили работой своих служанок. Кроме того, они должны были заботиться обо всех мелочах управления хозяйством и расходах, связанных с ним. Но общественная жизнь их почти совершенно не касалась. Из этого правила бывали, конечно, и исключения! Так, например, в Спарте женщины пользовались гораздо большей свободой и уважением. Они с детства привыкали чувствовать себя гражданками и принимать общественные интересы горячо к сердцу. Личная склонность при выборе жены играла здесь несравненно большую роль, чем в остальной Греции.

2. Свадьба

Свадьба в Древней Греции начиналась с жертвоприношений и обрядов очищения. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты совершались предварительные религиозные обряды, состоявшие в молитвах и жертвоприношениях «брачным богам» (к их числу относились Гера, Зевс, Афродита, Артемида, Эрот, нимфы, мойры). Отец невесты приносил жертвы Зевсу Совершителю, Гере Совершительнице, Артемиде и прочим божествам, покровительствующим юности, особенно нимфам. Жертвоприношения совершались утром в день свадьбы и сопровождались различными символическими обрядами и гаданиями. В это же время девица посвящала какой-либо богини свой девичий пояс, куклы, игрушки, а также волосы. Вслед затем следовало брачное омовение, воду для которого доставляли из ближайших рек и источников. Сваха из пожилых родственниц одевала невесту и украшала венком.

Дом невесты изнутри и снаружи украшали лавровыми и масличными ветвями. В нем за счет родителей невесты справляли праздничный пир. На пиру присутствовали родственники и гости с обеих сторон. Невеста, скрытая под покрывалом, сидела среди женщин. Жених и его друзья, с венками на головах, были одеты в белые одежды.

Вечером невесту, наряженную в самое дорогое платье, отвозили в дом к жениху. Процессия двигалась пешком, но невеста сидела в колеснице, запряженной мулами, ослами или лошадьми на скамейке между мужем и шафером. (Если муж был вдовцом, обычай не позволял ему самому привозить невесту, ее сопровождал один шафер). Под звуки флейт и кифар исполнялась свадебная песнь (гименейос). За колесницей шла мать невесты с факелом, зажженным от огня домашнего очага. Далее следовала толпа родственников и знакомых с музыкой, танцами и песнями веселого и шутливого характера. Сама молодая пара участия в танцах не принимала.

Дом жениха был украшен ветвями и венками. Перед дверью невесту ожидала свекровь с факелом в руке, которая вводила ее в дом. При этом выполнялись некоторые символические обряды. Невеста, в знак ее будущих домашних обязанностей, вносила в дом сковороду и сито, после чего ее осыпали в новом доме градом лакомств. Этот обряд символизировал признание невесты членом семьи и участницей домашнего очага. Айва и свадебный пирог из ячменя и меда, который ели новобрачные и гости, тоже имел символическое значение.

Затем сваха отводила невесту в приготовленную ей брачную комнату. Прощаясь с молодыми, гости пели особую разновидность песни, которая называлась «Катакой метикон» («Укладывать спать»). Это была своеобразная колыбельная со словами, полными намеков и двусмысленностей. Спев ее, гости расходились по домам.
На следующий день родственники и друзья делали молодым подарки. Новобрачные также обменивались подарками. Официальным актом бракосочетания считалось внесение молодой жены в списки фратрии мужа, сопровождавшееся угощением членов фратрии и жертвоприношением.

3. Рождение ребенка

Новорожденного сразу купали и пеленали. На пятый день жизни ребенка приносили очистительную жертву богам. Бабка или другие женщины натирали младенца очистительными снадобьями и обносили его вокруг домашнего очага (при этом рассыпали зерна пшеницы и ячменя, а также горох и соль, чтобы снискать благоволение духов-покровителей). Торжество обнесения заканчивалось общим пиром всех присутствующих. На десятый (или седьмой) день после рождения праздновалось наречение имени новорожденному. Имя давал отец, тем самым признавая свое отцовство. Приносили установленные жертвы в честь Аполлона, Артемиды, нимф и речных богов – покровителей юношества. День вновь оканчивался пиром, устроенным для родственников и знакомых. Гости дарили новорожденного игрушками, а роженицу – расписными вазами. Если новорожденный был мальчиком, то двери дома украшали масличным венком, а если девочка – то шерстяным. Первый символизировал гражданскую храбрость, второй - женское трудолюбие.

В ближайший праздник апатурий новорожденного вносили в список фратрий. Этот день также отмечался особым жертвоприношением.

4. Игрушки и игры

Уход за новорожденным поручался кормилице. Она укачивала ребенка в подвешенной корзинке (ликноне) или в низкой колыбельке-скафе (зимой младенца качали прямо над очагом). Кормилицы успокаивали и развлекали своих подопечных тихим монотонным звуком погремушек (это были глиняные изделия в форме утки, поросенка и т.п. с маленьким металлическим шариком внутри). Постукивая погремушками, кормилицы напевали вполголоса медленные, однообразные песенки. После того как ребенка отнимали от груди, его обычно кормили медовой кашей.

Лет до шести или семи дети были всецело поглощены своими играми. Говоря о детских игрушках, источники упоминают хлопушки, тележки, домики, лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей, куклы из воска, гипса или обожженной глины и солдатики из того же материала. Девочки из зажиточных семей имели в своем распоряжении ларчики, корзинки, маленькую детскую мебель, зеркальца, разрисованные мячики, раковины, деревянные и терракотовые куклы с подвижными руками и ногами.

Дети постарше забавлялись мячом, обручем, волчком, качались на качелях. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями их времяпрепровождения. Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, чрезвычайно поглощен откапыванием веточки какого-то растения, которое кажется ему плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок ползет на четвереньках к столу, уставленному лакомствами и пирожными, и готовится стащить закуску своего рассеянного товарища. В детских забавах нередко участвуют животные: то шалуны запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, то хватают ни в чем не повинную утку и стараются оседлать ее. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и выхватит из его рук пирог. Тележка, запряженная козами, также была обычным детским развлечением. До семи лет, пока дети оставались при матери, они бегали полуголые в одной накидке.

5. Образование детей

Подрастая, мальчики начинали учиться вне дома. Греческое образование заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Обычно с семи до четырнадцати лет ребенок делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой. Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и счета. Затем учитель заставлял ученика читать и учить на память стихи, взятые у лучших поэтов. Эти отрывки были наполнены полезными советами или заключали в себе поучительные повествования. Позже приступали к чтению отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Уроки были совершенно не похожи на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома. Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой, до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.

Большую роль в воспитании играла музыка, которой приписывалось благотворное влияние на душу человека. Дети учились играть на цитре, лире или флейте. Рисунки на вазах дают нам представление о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какой-нибудь отрывок, а ученики повторяли его вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него.

С четырнадцати лет предметом серьезных занятий для юношей становилась гимнастика. Прежде всего упражнялись в борьбе, беге, прыганье, метании диска и дротика. Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Одновременно юношей обучали военному искусству.

После того как усваивался весь этот комплекс знаний и навыков, образование считалось законченным. Желающие могли продолжить его, изучая такие предметы как рисование, геометрия, астрономия, география, риторика и философия. Этим наукам за плату обучали особые учителя, поэтому они были доступны лишь состоятельным людям.
Девочки оставались подле своих матерей, вследствие чего их образование оставалось крайне поверхностным. С возрастом их начинали привлекать к работе над шерстью и тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщины. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний никогда не проникал к ним. До самого замужества девушки жили в затворничестве, вдали от политических и общественных проблем. Греки, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаниях женская душа более проиграет, чем выиграет, и сознательно стремились оградить своих дочерей от их влияния.

Цивилизация и культура Древней Греции

Знаменитые Афины, волшебные мифы, легенды, величественные боги – все это мы вспоминаем, когда речь заходит о прекрасной и таинственной Греции, родины античной цивилизации. Греческая культура насчитывает десятки сотен лет и по праву может считаться одной их древнейших в мире. Страна, подарившая миру Олимпийские игры, классическую архитектуру, поэзию, скульптуру, демократию имеет огромное количество народных обычаев. Каждый остров Греции наделен своими традициями и обрядами.

Древние обычаи

Легенды и мифы древней Греции пересказываются и переписываются веками. Древние греки придавали большое значение колдовству и предсказаниям, а пророки и прорицатели пользовались большой славой и уважением местных жителей. Люди приходили к ним толковать сны, предсказывать будущее или навсегда забыть прошлое. По традиции, древнегреческие оракулы придавали глубокий смысл знакам природы. Ими могли быть пролетевшая мимо птица, шум зашелестевшей листвы дуба или журчание воды. Греки ходили в специально отведенные священные места, чтобы увидеть вещий сон и предугадать, таким образом, свое будущее.


Совет

Если вам посчастливилось попасть в Грецию, не удивляйтесь большому количеству праздников, организованных в честь разных богов. У каждого грека есть свой «святой», к которому регулярно обращаются с просьбами и всячески «задабривают» на религиозных торжествах.

Обычаи и традиции современной Греции

Эллада оставила нам прекрасные памятники архитектуры, литературы и театрального искусства. Наряду с ними до наших дней сохранились традиции, обряды и ритуалы, которые соблюдают и в современной Греции.


Украшения и одежда

В Македонии, как и в любой другой стране, с особым трепетом относятся к свадебным обычаям. Украшение невесты, шествие по улицам с музыкой и угощениями, оплакивание невесты - такова греческая традиционная свадьба. Кое-где еще можно увидеть греческую национальную одежду: стиванию, шаровары, темные платки или многоцветные костюмы.


Карнавал

В стране существует обычай устраивать Дионисейские карнавалы. Шествие происходит под музыку духовых инструментов, в маскарадных костюмах с песнями и плясками.


Древний символический ритуал забоя свиньи посвящается церемонии поклонения дереву. Его традиционно обвязывают ленточками. Большое значение греки придают празднованию Пасхи и Рождества. На столы подаются излюбленные закуски и лакомства, повсеместно устраивают колядки и гадания.


Суеверия

Греки очень суеверны, несмотря на свою религиозность. Современные жители пользуются оберегами от порчи в виде голубой бусинки с рисунком, имитирующим радужную оболочку глаза или украшением «кошачий глаз».


Семья и приветствие

Греческие семьи, как правило, очень большие и часто проживают в одном доме все вместе. Сейчас такая особенность характерна для деревень или небольших населенных пунктов. Еще один интересный обычай связан с походом в гости. Входить в греческий дом нужно только с правой ноги, обязательно подарить хозяевам небольшой презент и сказать несколько приятных пожеланий. По традиции, при встрече, и женщины и мужчины два раза целуются в щеку, подставляя по очереди каждую.


Знаете ли Вы каков традиционный режим дня у среднестатистического грека?

Греков можно назвать как жаворонками, так и совами. Просыпаются жители в 5-6 часов утра, а ложатся спать после 23 часов ночи. Но следуя устоявшемуся обычаю, часы сна с лихвой восполняются дневной сиестой, с 14 до 16 часов дня.


Вывод:

Единожды посетив Грецию, вы оставите о ней впечатления на всю жизнь и обязательно захотите вернуться. Но чтобы понять всю глубину устоев, ритуалов и традиций греческого народа, одной поездки недостаточно. Многообразие и глубокий смысл обычаев народ впитывает с молоком матери, а мы можем лишь прикоснуться к культурному наследию страны, но при этом ощутить всю значимость исторической эпохи, чьи отголоски нашли свое место в современном мире.


Обычаи и традиции Греции