Материал на тему: Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада. Родительское собрание «Играя, развиваем речь

31.07.2019 Советы
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель:

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатели, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:

платочки (по количеству участников), мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть о разном:

а) подготовка к Новому году

4. Показ презентации « Наша группа «Непоседы».

Подготовительная работа:

Разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия:

Сообщение педагога:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Игротренинг с родителями .

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и

взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы

будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться:

назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент».

Цель игры : установить контакт между родителями,

сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель : Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к

выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и

частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим… Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

    Способствует овладению навыками мелкой моторики.

    Помогает развивать речь.

    Повышает работоспособность коры головного мозга.

    Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

    Снимает тревожность.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра

называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой

рукой, но затем двумя руками одновременно.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

    На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

Катать крупу между большим и указательным пальцами;

Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

    Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.

Есть у нас сухой бассейн.

Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с

мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

    Дома лепите вместе с ребенком.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

    Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.

    У пражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

Покатать между ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

    Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки ). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

    Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

    Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).

А теперь головоломка из спичек «Домик».

Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.

«Мышь забралась в первый раз…»

    Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».

Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:

Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

Загадать загадку и найти отгадку;

Поискать приметы времени года;

Познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

Поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

Что это? (Кто это)

Какого цвета?

Что есть у зайки? (Что это у зайки)

Как можно назвать зайку?

Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатель : В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить».

Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и

скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники

передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок

возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель : Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за

сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и

интереснее, мы вам дарим эти памятки .

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде

всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-

помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие -

нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с

недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у

дошкольников формируется по подражанию!

Заключительная часть:

а) подготовка к Новому году

б) пополнение игровых уголков родителями

Показ презентации « Наша группа «Непоседы»».




1. Дети понимают на простых картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов. 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов. 5. Задают вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 6. Насчитывается слов. 7. Пользуется фразой из слов. 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 9. Характерно неправильное звукопроизношение. 10. Неустойчивое произношение многих слов. 11. Нарушена слоговая структура многосложных слов. 12.У части детей слабый, тихий голос. 2 года


1.Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 2. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. 3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. 4. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 5. Любит слушать сказки. 6. Понимает несложные сюжетные картинки. 3 года


1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2 Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 4. У многих детей звукопроизношение нормализовалось. 5. Связная речь еще не сложилась. 6. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 4 года








Спасибо за внимание Материал: Литература: М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4 - е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.

Цель: формирование у родителей представления о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития.

  1. Информировать родителей об аспектах речевого развития ребенка.
  2. Сформировать представление об основах конструктивных детско-родительских отношений.
  3. Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома.
  4. Пополнить педагогический арсенал родителей, способствовать повышению их речевой культуры.

Используемые технологии:

Квест-технология;

— ТРИЗ-технология;

игровые технологии;

— мини-лекция;

— психологические, трениговые упражнения;

— элементы мастер-класса;

— ИКТ-технологии (видеофильм, презентация);

Форма проведения родительского собрания: квест-игра.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа.

Количество родителей в квест- группах — 6-8 чел.

Количество квест- групп – 3

Продолжительность работы станций – 20 мин.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • необходимое мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма, микрофон, аудиоаппаратура для музыкального оформления;
  • листы регистрации;
  • разноцветные жетоны для распределения участников родительского собрания на квест-группы;
  • анкеты для родителей: экспресс-диагностика, анкета обратной связи;
  • необходимые материалы и оборудование для обеспечения работы станций квест-игры;
  • призы для награждения;
  • выставку литературы по развитию речи детей.
  • пригласительные билеты для родителей.

Сценарный план родительского собрания.

Этапы Цель этапа Инструмента-рий педагога по достижению цели Раздаточ-ный материал Деятельность родителей Планируемый результат
Вводный Сформировать у родителей представление о понятии «речевая компетент-ность ребенка» Анкетирова-ние, мини-лекция, презентация анкеты Заполнение анкет, просмотр презентации Выявление уровня родительской компетентности в ходе экспресс-диагностики, ознакомление родителей с содержанием темы собрания.
ОсновнойКвест-игра Выработать у родителей основополагающие навыки конструктивного речевого взаимодействия с ребенком, способствующее развитию его речевой деятельности. Квест-задания, деловые игры, элементы мастер-класса с выполнением практических заданий Карточки с заданиями Выполнение квест-заданий, участие в мастер-классе Формирование представлений о построении конструктивного взаимодействия с ребенком, направленного на формирование следующих основных аспектов его речевой компетентности:

— лексико-грамматическая;

— фонетико-фонематическая;

— коммуникативная

Заключи-тельный Получение обратной связи. Подведение итогов Круглый стол. Вручение наград победителям Грамоты, памятки, призы Обмен мнениями, формулировка запросов для дальнейшего взаимодействия Оптимизация процесса детско-родительского и психолого-педагогического взаимодействия.

Ход родительского собрания.

  1. Регистрация участников родительского собрания и организация начала мероприятия:

— родители заполняют лист регистрации;

— получают:

  • программки родительского собрания с названием станций и обозначением места работы станций;
  • разноцветные жетоны для распределения по группам;
  • анкету обратной связи;

— родители приглашаются в актовый зал образовательной организации;

— в зале звучит спокойная музыка, на экране слайд с темой родительского собрания и сведениями об организаторах мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квест-игре на тему: «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». Квест-игра будет проходить в виде путешествий по различным станциям. Последовательность станций размещена в маршрутных листах у руководителей групп. Распределение в группы осуществляется по цвету жетонов, которые Вы получили при регистрации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем сформированным группам отправиться в увлекательное путешествие! В ходе работы на станциях просим Вас заполнить анкету обратной связи (можно заполнить в ходе работы Круглого стола).

По окончании работы станций приглашаем Вас в актовый зал для поведения итогов и награждения победителей.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Станции для квест-игры.

I станция. «Все начинается с любви…»

Цель: Сформировать у родителей представление о понятии «конструктивное взаимодействие с ребенком».

Ход станции.

Уважаемые родители!

Мы рады вас приветствовать и благодарны вам за то, что вы нашли время и вас есть желание помочь вашим детям в их речевом развитии.

Позвольте начать нашу встречу с известного стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Действительно, все в этой жизни начинается с любви, а родительская любовь и вовсе может творить чудеса, ведь любящий родитель, понимая, что ребёнок — это его творение, его продолжение, принимает его таким, какой он есть: особенным, не похожим на других, неуклюжим или талантливым – любым.

Безусловная родительская любовь становится той стартовой площадкой, которая позволяет ребёнку достичь звездных высот, стать успешной личностью и счастливым человеком! Особенно показательной в этом плане является судьба известного изобретателя Т. Эдисона.

Предлагаем Вам познакомиться с его историей.

  1. Просмотр видеоролика «Роль материнской любви в судьбе Томаса Эдисона».

Уважаемые родители! Хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что мать Т.Эдисона не была профессиональном педагогом, но в меру своих сил она старалась создать такие условия, которые способствовали коррекции и развитию способностей её ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети стали успешными, мы должны приложить максимум усилий для создания обстановки, стимулирующей развитие наших детей. Как этого добиться? Какие условия необходимы для стимулирования именно речевого развития ребёнка?

Предлагаем Вам сыграть в игру «Цветик-семицветик», в ходе которой мы попробуем найти ответ на интересующие нас вопросы.

  1. Игра «Цветик-семицветик» (основные положения конструктивного взаимодействия):

Уважаемые родители! Всем Вам знакома сказка В. Катаева, в которой девочке Жене помогал в исполнении её заветных желаний волшебный цветок. Представим, что он перед нами и сейчас на каждом их его лепестков записаны заветные желания наших детей, касающиеся их речевого развития. Давайте воспользуемся этими волшебными подсказками и поможем нашим детям. Родители по очереди отрывают лепестки и зачитывают инструкции – пожелания.

Лепесток № 1

Дорогой родитель! Чтобы я хорошо понимал твои требования и мы легко могли общаться друг с другом, пожалуйста, научись строить Я-высказывания.

Комментарий ведущего: Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента. В чем принципиальная разница этих двух способов?

Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.

Ты уделяешь мне слишком мало внимания!

— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!

Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.

Эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового.

Научившись технике Я-высказываний, можно стать настоящим мастером дипломатии, научиться более безболезненно разрешать конфликты и не обижать ребёнка ненужными упреками и обвинениями.

Как правильно выстроить Я-высказывание?

Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.

1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.

Я расстроился. Я в растерянности. Мне очень неприятно. Мне так стыдно.

Я готова расплакаться. Я сержусь.

2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».

Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные тобой вещи.

Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.

3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

Для меня это событие было очень важным.

Я потратил на это много усилий.

Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.

4. Выражения пожеланий и просьб.

Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.

Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.

5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.

Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.

Давайте потренируемся в построении Я-высказываний . Родителям предлагается построить высказывания в следующих ситуациях:

Ребенок не убрал игрушки. Не хочет есть. Не хочет ложиться спать и т.д.

Лепесток № 2

Дорогой родитель! Пожалуйста, проявляй свою любовь ко мне: я в ней очень нуждаюсь и очень хочу чувствовать, что ты меня любишь всегда, даже когда я капризничаю.

Комментарий ведущего: для нормального развития ребенка очень важно проявлять эмпатию по отношению к нему: поглаживать, прижимать к себе, говорить ласковые слова. Даже если ребёнок совсем маленький и еще не умеет разговаривать, он слышит и воспринимает Вашу интонацию. Помогите ему почувствовать Вашу любовь. Ребенок должен знать, что мама любит его всегда, даже если он совершит оплошность. Для нормального развития ребенку необходимо не менее 8 объятий в день и 7 поцелуев.

Давайте потренируемся и составим копилку ласковых слов и обращений к ребёнку.

Самые активные родители получают жетоны.

Лепесток № 3

Дорогой родитель! Пожалуйста, разговаривай со мной! Когда я совсем маленький, обращенные ко мне слова способствуют развитию импрессивной речи (т.е. восприятие речи других людей). Когда я становлюсь старше, мне интересно разговаривать, узнавать новое и высказывать свое мнений. Беседуя со мной, строй предложения так, чтобы я вынужден был давать развернутый, а не односложный ответ. Это поможет мне овладеть искусством ведения диалога.

Лепесток № 4

Дорогой родитель! Пожалуйста, не оставляй меня наедине с гаджетами, т.к. я хочу научиться живому общению и построению отношений с людьми, а не с бездушной машиной. Создай условия для моего познавательного развития, интересных походов, общения со взрослыми и сверстниками. Это лучшее средство для развития души, речи и интеллекта.

Лепесток № 5

Дорогой родитель! Пожалуйста, научись приемам активного слушания, чтобы я понимал, что ты слышишь меня и тебе интересно общение со мной. Эти приемы описаны в книге Т. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»:

1.Смотри на меня, когда я говорю. Сделай так, чтобы наши глаза были на одном уровне.

2.Используй технику «Эхо»: дословно повторяй мои последние слова и кратко содержание моего высказывания: «Если я правильно тебя поняла, то ты сказал о том, что тебе очень хочется поскорее пойти гулять?»

3.Когда я говорю, кивай головой, «угукай», говори «Да, я понимаю». Это поможет мне понять, что мои мысли и суждения, как и я сам, интересны и дороги тебе.

4. Если я не могу закончить фразу или выразить точно свою мысль, не делай этого за меня, а задай мне наводящие вопросы, чтобы я сам сумел закончить высказывание. Это поможет мне почувствовать свою значимость и поднимет мою самооценку.

Лепесток № 6

Дорогой родитель! Пожалуйста, стимулируй мою мелкую моторику: играй в пальчиковые игры «Сорока-сорока» и др., рисуй, лепи. Это позволит подготовить руку к письму и будет стимулировать речевой центр мозга.

Лепесток № 7

Дорогой родитель! Воспитывая меня, пожалуйста, помни заповеди великого педагога Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

Станция № 2 «Мои слова- моё богатство»

Цель: Выработать навыки педагогического воздействия, направленного на расширение лексического запаса ребенка и формирование навыков грамотной речи (фонетика, грамматика).

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы рады Вас приветствовать и благодарны Вам за то, что Вы нашли время и у Вас есть желание помочь Вашим детям в их речевом развитии.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например: Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т.д. Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т.п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Важным аспектом речевой компетентности человека является фонетико-фонематическая сторона его речи. Неверное, нечеткое произношение звуков может стать поводом для насмешек. Позаботьтесь о психологическом здоровье Вашего ребёнка, отрабатывайте с ним чистоту произношения с помощью чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Давайте попробует сделать это вместе. Родители отрывают от цветика-семицветика листочки и проговаривают написанное в соответствии с заданием: например, прочитайте чистоговорку от лица Медведя из сказки «Теремок» или от лица Волка из сказки «Семеро козлят».

Например:

Чистоговорки в картинках.

Вот такие карточки можно использовать для занятий с ребенком.

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста скороговорки необходимо использовать, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогает формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».

Обязательное условие! В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это, конечно, «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Примеры скороговорок, которые родители читают по очереди.

Скороговорки на букву «Р»

Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Уважаемые родители! Школьные успехи Вашего ребёнка и его жизненная успешность во многом зависят от того, насколько грамотной является речь Вашего ребёнка: правильно ли он ставит ударение в словах, умеет ли верно использовать падежные конструкции и предлоги, строить предложения.

Но речь наших детей будет правильной и грамотной только в том случае, если таковой является речь окружающих их взрослых. Предлагаю Вам пройти маленький тест и проверить свои знания из области русской грамматики.

Тест «Правильно ли Вы ставите ударение в этих словах»

(правильный вариант выделен цветом)

ЩАвель ЩавЕль
ОбеспечЕние ОбеспЕчение
ГипОтеза ГипотЕза
ЗАвидно ЗавИдно
ДоговОр ДОговор
ШарфЫ ШАрфы
СрЕдства СредствА
БаловАть БАловать
ДиспАнсер ДиспансЕр
ОдновремЕнно ОдноврЕменно
ЖАлюзи ЖалюзИ
КатАлог КаталОг
ЧерпАть ЧЕрпать
КрасИвее КрасивЕе
ПлатьЯ ПлАтья
ГазопровОд ГазопрОвод
ОткупОрить ОткУпорить
СливОвый СлИвовый
СвЕкла СвеклА
КвАртал КвартАл
ТОрты ТортЫ
ИскрА Искра
ДосУг ДОсуг

Родители, набравшие по результатам теста 12 баллов и выше — получают жетоны.

Тест № 2 Исправь ошибку.

  1. Мой ребенок пойдет в школу в двухтысяча девятнадцатом году. Правильно: … в две тысячи
  2. Мне нужно успеть купить все необходимое для школы к 1-му сентябрю . Правильно: … к 1-му сентября ; 8-му марта и т.п.
  3. У двоих девочек нашей группы рисунки получились более красивее . Правильно: .. у двух девочек … более красивыми.
  4. Я вернулась с командировки в четверг. Правильно: … из командировки.
  5. Кондуктор требовал оплатить за проезд . Правильно: … заплатить за проезд или оплатить проезд .

Родители, набравшие по результатам теста наибольшее количество баллов — получают жетоны.

МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»

МО Гатчинский район.

Методическая разработка

Родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну Развития речи».

Разработала и провела воспитатель: Масько С.В.

Тайцы 2017 г.

« » .

Форма проведения : игровой практикум.

Цель : повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего родителей в единое образовательное пространство ДОУ .

Задачи : формирование родительской развития детей родителей .

Участники : родители , воспитатель.

Место проведения : помещение группы .

План проведения :

1. Вступительный этап : -Ознакомление с проблемой.

2. Основная часть : - Презентация «Наши игры в помощь язычку»

Мастер –класс « Путешествие в страну развития речи»

3. Подведение итогов собрания : -обратная связь; вопросы родителей.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание .

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Но вначале немного науки.

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям :

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи . Как вы думаете какие это факторы?

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка .

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

Развитие выразительности речи .

И так, в идеале ребёнок к 5 годам :

Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи . Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные ,

наречия , местоимения и предлоги.

Активно осознаёт обобщающую функцию слов;

Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи , уменьшительно - ласкательные суффиксы);

Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш» , «ж» , «ч» , «щ» , сонорные («р» , «рь» , «л» , «ль» ) звуки, а некоторые их пропускают.

Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

Требует совершенствования интонационная сторона речи .

Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи , дикцией. Темпом, силой голоса.

Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.

Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи .

Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи , а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Давайте посмотрим чем занимаемся в группе чтобы наши дети научились хорошо говорить.Презентация.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи !

Первая станция – это артикуляционная гимнастика

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка) .

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Станция Пальчиковая гимнастика.

Сначала мы с вами разомнем наши пальчики.Пальчиковая игра «Раз,два,три….»

Воспитатель вместе с родителями делает упражнение.

Затем делаем упражнение с самомассажем: «Семья»

Упражнение делаем 2 раза – на правой и на левой руке.

А теперь давайте вами поиграем игру «Птички» .

Каждый пальчик,это птичка:

Вот сорока

Вот синичка,дятел, филин воробей-

Покажи нам их скорей.

На каждую лексическую тему мы берем разные игры.

Воспитатель показывает картотеку..

Станция «Игровая.

Вставайте в круг поиграем с вами в игру «Мамы и детеныше».

Я бросаю вам мяч и называю взрослое животное

Вы называете детеныша и бросаете мне мяч.

А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места. Едем дальше!

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (схематичное изображение человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Станция «Конечная»

Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей , нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей . Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют. Но у нас пока нет игр для развития речевого дыхания .

И сейчас мы проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить игры для развития речевого дыхания .

Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии речи . . Благодаря речи

Подведение итогов собрания .

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель передает палочку родителям и задаёт вопросы ).

Обратная связь :

Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

Чем полезна именно для Вас данная встреча?

Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи ?

Ваши пожелания на следующее собрание .

Воспитатель : Я считаю, что цель собрания достигнута . Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи , задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

Пояснительная записка.

Родительское собрание в средней группе .

« Путешествие в страну Развитие речи »

Актуальность темы: При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи . Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления . Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Цель : повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ .

Задачи : формирование родительской компетентности в области речевого развития детей ; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приёмами развития речи .

Новизна: собрание проводилась в виде игрового практикума.

Родители играли и делали упражнение, которые делают дети в течение дня.

Инновации : презентация:«Наши игры в помощь язычку».

Прогнозируемый результат : Родители больше внимание будут уделять развитию реи детей. Познакомить родителей с приемами артикулярной и пальчиковой гимнастики и и добиваться,чтобы родители кажднодневно занимались с детьми гимнастиками. для мелкой моторики и языка.

Подготовка к собранию : Разработана анкета для родителей.

Подготовлена картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Подготовлена презентация «Наши игры в помощь язычку»

Подготовлены памятки. «Пальчиковые игры» .

Список используемой литературы: Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2

Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993. 11) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

Интернет ресурсы МААМ.ру.

Приложение.

Анкета для родителей

«Речевое развитие ребенка»

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ______

10 Присутствуете ли Вы на детских праздниках?______________________________

11. Как Вы относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Благодарим за сотрудничество!