Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения - молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Формы правового воспитания
К формам правового воспитания относятся:
§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).
Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методы правового воспитания
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
Средства правового воспитания делятся:
§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.
Вопрос 2 Административные правонарушения и административные взыскание
Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.
Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.
Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:
О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.
В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.
Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.
Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость - это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.
В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:
Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.
В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:
§ предупреждение;
§ административный штраф;
§ возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
§ лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
§ административный арест;
§ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
§ дисквалификация.
Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.
Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.
Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.
Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:
§ по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
§ в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
§ в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
§ по отношению к должностному окладу.
Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.
Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.
Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.
Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.
Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.
Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования . Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.
Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.
Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.
Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.
Основные формы воспитания:
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права , нормативные акты , правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания .
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль , религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики , политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.
Поэтому правосознание - весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.
Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.
Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.
Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология - своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона , чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов , нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов - все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.
Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания Отнюдь нет. Правовая психология - наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.
Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности - гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология - наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений - как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).
Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного - целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.
Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.
Таким образом, правовая психология - принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.
Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).
В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права .
Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.
Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии - не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий , общественных движений, государства, межгосударственных объединений.
Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии - консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства , которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека , гуманном и справедливом правопорядке . В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.
Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной - коммунистической - идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.
Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты - какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-номческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои
населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.
На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.
Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.
Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США , Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.
Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.
Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры , который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.
В конечном счете национальная правовая доктрина - показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.
Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования,
Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.
1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы - другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн , революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.
2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.
3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.
4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случае угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.
Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической пауки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, - познавательная, оценочная, регулятивная.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни - социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.
Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка - это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности , должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.
Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению . В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.
Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка - готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.
В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.
Обыденное правосознание - массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).
Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа *.
Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе - как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).
Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества.
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон », комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали , кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности , снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.
Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике .
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка . К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».
Важным методом правового воспитания является правовое просвещение - центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Правовое воспитание имеет свою систему, механизм, стадии.Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.
Систему правового воспитания составляют такие элементы:
1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;
Раздел IV. Теория права
2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;
3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.
Субъект правового воспитания может иметь правовоспита-тельную функцию в качестве основной (Национальная юридическая академия Украины, Одесская юридическая академия, Киевская академия внутренних дел, Университет внутренних дел, юридические факультеты государственных университетов и др.) или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.
).Объект правового воспитания (граждане) в ходе правовоспи-тательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:
1) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотвор-ческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);
2) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).
Совокупность правовоспитательных мероприятий может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.
Способы правового воспитания:
Правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);
Правовая пропаганда;
Юридическая практика государственных органов и других организаций (напр., правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);
Правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;
Самовоспитание.
Средства правового воспитания:
1) нормативно-правовые акты, акты применения норм права;
Глава 26. Правовое воспитание. Правовой всеобуч
2) ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте - отвечаем»);
3) правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах, систематически информирующие о законодательных и иных нормативных актах Украины, о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов юстиции, а также о состоянии правопорядка, борьбы с правонарушениями и т.п.;
4) юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;
5) организационно-образовательные: пресс-конференции", брифинги2, встречи3, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.
Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона.
Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы).
Функциональными элементами механизма правового воспитания являются следующие:
1) общественное правосознание;
2) система норм права;
3) способы и средства правового воспитания;
4) правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.
Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы.
Брифинг - короткая пресс-конференция.
Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе.
Раздел IV. Теория праве
Стержневой нитью, связывающей все звенья (структурные элементы) механизма правового воспитания, является правовая информация, которая на уровне первых трех элементов выступает как оповещающая (дескриптивная), а на уровне четвертого элемента - как информация командная (прескриптивная).
Общественное правосознание и правосознание воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы и средства правового воспитания - его внешняя, инструментальная часть.
Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательныч процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:
1) накопление правовых знаний, правовой информации;
2) превращение накопленной информации в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;
3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.
Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.
Правовая воспитанность - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции.
Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя
факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского
законодательства, а также присоединением России к международным документам о
правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше
время важность правовой культуры в условиях становления подлинно
демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль
в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть
проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства
государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На
современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и
государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом,
позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его
интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во
всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе
закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет
фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания
личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в
осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип
законности.
Принцип гуманизма
предполагает признание человека высшей ценностью,
защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и
всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности
предполагает
строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми
государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и
гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить
осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и
молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего
соблюдения всех норм права.
Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен
дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой
системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и
философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: "Государственное и
политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и
человеческого сердца". Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей
жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых
проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо
глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер,
направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм,
принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры,
выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание
- целенаправленная
деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по
передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение
человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов
ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и
использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная
система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе.
Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека,
необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон.
Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных
нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики,
через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое
воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до
разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные
убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным
средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры
граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в
России правового государства.
Правовое воспитание - сложная и
многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:
Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:
"…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества…."
(Джон Локк, британский философ (1632 - 1704 г.г.), из работы "О гражданском управлении" (1690)). Содержание, субъективный и объективный состав правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности.