Понятие и принципы семейного воспитания. Цели и задачи воспитания в семье

Педагогика изучает различные аспекты воспитания детей, разбирает факторы, которые влияют на становление их личности. Неоспоримо наиболее важным из них является семья. Ее невозможно заменить, атмосфера и отношения в ней оставляют отпечаток на всю человеческую жизнь. В чем же суть этого явления?

Семья - основа формирования здоровой личности

Что такое семья?

Чтобы разобраться, что означает слово семья, нужно посмотреть на это понятие с трех ракурсов:

  1. Социальный аспект подразумевает семью, как малую единицу, ячейку общества. У нее есть несколько задач – продолжение рода, обеспечение самих себя и своего быта, развитие общества. Это взгляд снаружи, так на семью смотрят чиновники, пишутся социальные программы помощи, поддержки и так далее.
  2. Семья как один из аспектов самореализации. С психологической точки зрения каждому взрослому человеку нужна пара. Находя ее, он получает не только юридически обозначенный союз, но и надежного жизненного партнера, свою опору и психологический комфорт. Семья помогает выжить, дает цели и мотивирует на достижения и развитие. Это взгляд изнутри, то, что видит каждый член семьи.
  3. Продолжение рода и педагогика. Содержание этого аспекта подразумевает, что семья нужна для создания и воспитания будущих поколений. Именно она является лучшим вариантом для полноценного и эффективного развития новой личности.

Что такое семья - определение

В этой статье будет обсуждаться именно третий аспект, то есть, семейное воспитание ребенка, однако стоит отметить, что без гармоничного осознания первых двух частей определения результат может быть неудачным. Например, в странах третьего мира государство недостаточно правильно относится к оказанию помощи и поддержке семьи, как ячейки общества. Это приводит к тому, что многие живут в нищете, дети не получают образования, а иногда и достаточно еды. Результатом становиться высокий уровень детской преступности и смертности, распространение проституции и наркомании.

При этом, даже если в семье достаточно денег, и они имею права и возможности на нормальную жизнь, однако в ней нездоровая атмосфера, родители постоянно ругаются и обижают друг друга, ребенок вероятнее всего вырастет с внушительным списком комплексов и страхов.


Функции родителей по отношению детей

Что значит семейное воспитание?

Каждый член любого семейства – это отдельная личность со своим характером и правилами жизни.

Семейное воспитание подразумевает неповторимое сочетание разных людей, которые стремятся создать систему правил и условий (читай: социальных и психологических рамок), навыков которые должен перенять и усвоить ребенок.

Плюсы полноценного семейного воспитания:

  • Ребенок, выросший в семье, имеет примеры различных социальных ролей, например, что такое быть матерью или отцом, начальником или подчиненным и так далее. Дети активно учатся на примерах, поэтому, наличие положительных образцов позволяет расширять кругозор, совершенствовать личность.
  • Экономическая обеспеченность ребенка. Взрослые стремятся обеспечить потомство всем необходимым для полноценного роста и развития.
  • Психологическая поддержка и помощь от близких людей становится опорой в становлении ребенка от самых маленьких лет и до совершеннолетия. Влияние семейного коллектива формирует уверенность вне дома.
  • Ребенок, воспитанный в семье имеет свои «корни», место в мире. Он знаком со своей культурой, традицией своего народа или более узкой общины, обладает специфическими бытовыми навыками и привычками, знает свое место в социуме.
  • Ребенок в семье получает моральные установки, образование, навыки для жизни, учиться ценить и понимать себя и свое «Я».

Состав семейного воспитания

Сложности воспитания и проблемы, с которыми сталкивается семейная педагогика, которые присутствуют в семьях:

  • Сколько людей столько и мнений. Разные родственники могут учить противоположным вещам и порождать логичный диссонанс.
  • Семья может иметь чрезмерное давление на личность ребенка, подавлять его и его жизненные интересы.
  • Проблемы между взрослыми часто дурно сказываются на воспитании детей.

Каждая семья – это частный случай, поэтому точной и исчерпывающей общей характеристики семейному воспитанию дать нельзя.

Совет: Общаясь с ребенком с самых малых лет нужно чаще спрашивать, что он думает об окружающих его людях.


Благополучная семья - признаки

Например, если ребенок описывает своего отца как человека, который курит сигареты и пускает из них забавные кольца, можно ожидать что ребенок воспринимает эту дурную привычку веселой и в будущем попытается курить сам. Если нет возможности или желании бросить сигареты нужно хотя бы не делать этого при ребенке.

Дело в том, что детские образы очень сильные. Даже через много лет уже взрослый человек может и понимать, что это вредно, плохо, глупо, однако засевший в подсознании детский образ будет постоянно твердить одно – курить забавно и весело, папе нравилось, значит и мне нравится.


Асоциальная семья - характеристика

С самого маленького возраста можно выяснять подобную информацию из рисунков. Если на каждой картинку малыша папа с сигаретой – это плохой знак.

Главный принцип семейного воспитания

Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику. Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении.

Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Малыш не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.


Главные задачи семейного воспитания

Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.

Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.

Важный вывод: главное содержание семейного воспитания – сила любви родителей. Они должны прощать и поддерживать ребенка в любой ситуации, быть лояльными к его ошибкам и неудачам.


Стили воспитания в семье

Другие принципы семейного воспитания

К принципам воспитания в семье относится:

  • Отведение ребенку отдельной роли в семье. Он должен чувствовать себя ее полноценным участником. Например, берите его на заседания семейного совета.
  • Максимум доверия. Родители должны выстраивать максимально доверительные отношения, в которых ребенок может с легкостью поделится любой проблемой и не ждать осуждения.
  • Взрослые должны настраивать ребенка на оптимизм в жизни, выражать мысли, которые внушат ему, что жить в целом хорошо и приятно. Дети восприимчивы и любой негатив может здорово подорвать их психику.
  • Родители обязательно должны выстраивать свои требования последовательно. Нельзя давать ребенку задачи, которые невозможно выполнить, взрослые должны неспешно, но уверенно развить умение или мысль от «а» до «я» не перескакивая и не путаясь в собственных суждениях.
  • Важно создать такую атмосферу для воспитания в семье, в которой ребенок всегда может задать вопрос и получить на него ответ, рассчитывать на посильную помощь и поддержку. При этом важно, чтобы родители не делали за ребенка ту работу, которую он уже может выполнить сам (даже если он еще делает это плохо).
  • Нужно категорически исключить физическое вмешательство и тем более насилие в воспитании ребенка.
  • Каждый член семьи, даже самые маленькие имеют право на свое личное пространство. Для воспитания полноценной личности нужно дать ребенку возможность формировать собственный мир, не вмешиваясь в него.

Насилие в семье формирует запуганных или асоциальных людей

Такие принципы можно перечислять довольно долго. Главное содержание их – первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.

Что может принести гармоничное семейное воспитание

Если родители приложат достаточно усилий к тому, чтобы сформировать разумную и эффективную систему семейного воспитания, они могут получить отличный результат. Здесь, конечно, не существует гарантий, так как на ребенка имеет влияние еще и время, в котором он живет, окружение, социальные условия и так далее.

Соблюдая перечисленные принципы, родители, формируют здоровую личность, не обремененную комплексами. Дело в том, что страхи, особенно если их много, делают человека замкнутым, часто социально неадаптированным. Вырастая, такой человек становится безынициативным, часто не может решать даже свои проблемы, ему сложно создать свою семью.

Здоровая атмосфера при общении с взрослыми – это уверенная и сильная личность ребенка в будущем.


Авторитарное воспитание выращивает инфантильных людей

Также правильное отношение к принципам семейного воспитания позволяет ребенку сформировать:

  • Жизнеспособную эмоциональную культуру;
  • Положительные моральные принципы;
  • Развить творческую часть личности;
  • Найти в себе ресурсы для обучения и реализации в жизни;
  • Сюда относится и желание завести собственную семью и детей.

Безразличие в семье возвращается родителям бумерангом

Педагогика – сложна наука в теории, при этом на практике главное любить ребенка и ответственно относится к его воспитанию и своей роли в нем.

Совет: Важное правило семейного влияния – родители должны стремиться не только следить за ребенком и воспитывать его, но и контролировать свое поведение.

Если есть желание выпить лишнюю рюмку – отвезите детей к бабушке или уложите спать. Если смотрите неприятный или даже глупый фильм – займите ребенка чем-нибудь толковым и интересным, с развивающим аспектом.

Суть семейного воспитания, его педагогика в том, что любая ошибка или слабость может сказаться на характере ребенка.

Похожие материалы

■ гуманность и милосердие к растущему человеку;

■ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

■ открытость и доверительность отношений с детьми;

■ оптимистичность взаимоотношений в семье;

■ последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

■ В оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания:

3) не морализировать, не говорить слишком много,

4) не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути . Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Известно, что родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

___________________________

МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей - мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод - поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание - поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.


Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% - какие фильмы смотрят, 67% - какая музыка им нравится; больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997 г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет и повода, и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно замечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Стили семейного воспитания .

Существуют два противоположных стиля семейного воспитания - авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей (чаще отца). Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без осознанного отношения к требованиям взрослого. В большей мере - это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях не редкость). В результате такой методики у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество.

При демократическом стиле родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная) характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Предъявляя определенные требования, взрослые, обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его личность. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект, он соответствует социальным задачам сегодняшнего дня.

К типам неправильного воспитания относят :

- Безнадзорность, бесконтрольность - встречается тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге ребенок предоставлен сам себе и проводит время в поиске увеселений, попадает под влияние плохих компаний.

- Гиперопека - жизнь ребенка находится под бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, на него налагаются многочисленные запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского насилия: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки - воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

- Воспитание по типу «золушки» , т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.

При «жестком воспитании » за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

- Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности : с раннего возраста ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является физическое наказание. Оно вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации к окружающим, приспособлении к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца или матери, со старыми «ременными» традициями, плохим материальным положением.

Итак, для того, чтобы процесс воспитания в семье был эффективным, он должен основываться на любви и взаимопонимании ребенка и родителей (родителя). Одной из главных задач семейного воспитания является обеспечение счастливого детства: удовлетворение комплекса физических и духовных потребностей, создание атмосферы любви, уважения, условий для свободного творческого развития ребенка.

Л О Ж Н Ы Е А В Т О Р И Т Е Т Ы

Авторитет подавления . Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления.

Авторитет расстояния . Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

Авторитет чванства . Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям.

Авторитет педантизма . В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом.

Авторитет любви . Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям.

Авторитет доброты . Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела.

Авторитет дружбы . Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками.

Авторитет подкупа – самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы.

Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты:

1) скорее правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям.

2) Скорее правы дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Что же - вопреки этому - влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на нарушение, на тягу родителей к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется отсутствием общей культуры.

3) по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии "глухой обороны" сначала в эпизодические "контрнаступления", а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, в наступление по всему "фронту отношений": это "холодная война" повседневных нервозных стычек.

Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

1) Педагогическая несостоятельность родителей.

2) Жестокие, варварские методы "воспитания", в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.

3) Сотворение в семье кумира - обычно единственного ребенка – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.

Задачи и цели семейного воспитания сводятся к главной цели – вырастить полноценную в моральном плане личность. Особые условия воспитательного процесса необходимы для детей-инвалидов, у которых есть отклонения со слухом и речью.

Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.

Задачи семейного воспитания

  • Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
  • Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
  • Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью , а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
  • Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
  • Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».
Рассмотрим влияние семьи на ребенка .
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания - органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно¬гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка.
По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Методы семейного воспитания

Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
отношения в семье и образа жизни;
числа детей в семье;
родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая - воздействуя личным положительным примером; третья - назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая - наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования
Непосредственное(прямое) родительское требование Опосредованное(косвенное) родительское требование
в виде поручения в виде показа образа
предупреждения пожелания
распоряжения совета
категорического приказа напоминания
другие виды переключения
другие виды

Основные условия действенности родительского требования

1. Положительный пример родителей
2. Благожелательность
3. Последовательность
4. Учет возрастных особенностей детей
5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
6. Уважение личности ребенка
7. Справедливость
8. Посильность
9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)

Страница 4 из 23

Принципы воспитания в семье

Принципы – исходные положения, предписывающие постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания и определяются его природой. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях.

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индиви-дуальных особенностей;

Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требова-тельности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

Все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

В последние годы в связи с демократическими преобразованиями в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представлялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б. Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процессе «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети – равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести также следую-щие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носители объективных целей воспитания – общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности . В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. К сожалению, родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом.

Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принципа уважения к личности ребенка: избегать сравнения ребенка с кем-либо; не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед, надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на достижимую цель совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей неполноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны примириться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, преодолеть которую полностью не удастся. Надо постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он будет жить с этим недостатком и к нему надо спокойно относиться. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически.

Психологи выявили особую роль семейных историй для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обстановке. Даже став взрослыми, они с удовольствием вспоминают, как дедушку боднул козленок, как бабушка, учась в школе, так и не научилась ездить на двухколесном велосипеде, как папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу на своем первом концерте в детском саду и т.п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенность в своих силах. Раз у близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж огорчаться своими промахами.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброже-лательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не давал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотрению ломать его жизнь. Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домаш-него воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают малень-кому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемее. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит не перейдет ту грань, где начинается несвобода других.

Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдель-ные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. В семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие мира.

К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка. В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек.

Принцип согласованности в воспитании . Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.