Биологические факторы влияющие на здоровье ребенка. Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника консультация на тему

30.09.2019 Советы
Лекция №2

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

«Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничному единству физических и интеллектуальных характеристик, формированию адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста» Академик РАМН Е.Ю.Вельтищев

Определяющие признаки здоровья:


  • Отсутствие в момент обследования болезни;

  • Гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

  • Нормальный уровень функций;

  • Отсутствие наклонности к заболеваниям;
Группы здоровья

Институт гигиены ДиП предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем распределения ее на группы здоровья:

I – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

II – здоровые с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;

III – больные в компенсированном состоянии;

IV – в субкомпенсированном состоянии;

V – в декомпенсированном состоянии;

Распределение детей по группам здоровья очень важно для


  • Характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья;

  • Сравнительных сопоставлений на разных территориях;

  • Оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских мед. Учреждений и отдельных врачей;
Показатели здоровья:

  • Общая заболеваемость

  • Заболеваемость по отдельным зоологическим формам

  • Распределение по группам здоровья

  • Количество часто болеющих детей (4 и более раза в год)

  • Количество длительно болеющих детей (25 и более по одному заболеванию)
Индекс здоровья – удельный вес детей не болеющих в течении года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Фактор – существенное обстоятельство, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер.

3 группы факторов:


  • Генотип популяции

  • Образ жизни

  • Состояние окружающей средыэ
Г.Н.Сердюковской установлено выраженное влияние на здоровье детей следующих факторов среды:

  • Климатических особенностей местности;

  • Загрязнение атмосферного воздуха;

  • Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия (в основном за счет превышения вместимости школьных зданий, двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

  • Низкий материальный уровень жизни;

  • Большая занятость матерей;

  • Посещение в дошкольном возрасте ясель;

  • И в начальных классах групп продленного дня;

  • Злоупотребление алкоголем отцов;

  • Несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания;
«Приоритетное» значение имеет экологический фактор, который определяет 30% заболеваемости.

Экологическая патология – раздел медицины, изучающий заболевания, вызванные химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды.

Академик РАМН М.Я.Студенкин указывает на 3 патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологическими маркерами загрязнения окружающей среды:


  • Аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит);

  • Бронхолегочная патология;

  • Железодефицитные анемии;
Экосенситивность детей – особая чувствительность детского организма к воздействию экологических факторов.

Экосенситивные периоды – 3 год, 5, 11 и 13 лет.

Пелиатры относят также профессиональные вредности у родителей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка. Курение во время беременности и дома.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости.

У детей в возрасте до 1 года имеет характер семьи и образование родителей.

В возрасте 1-4 лет увеличивается роль жилищных условий.

«Уязвимые» дети – это дети которые в большей степени подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполной семьи, из семьи проживающей в неблагоприятных жилищных условиях, социально-экономических, семьи кВ которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей. + единственного в семье ребенка, детей, рожденных после длительного бесплодия; детей, рожденных в позднем браке.

К асоциальным факторам относятся войны.

Биологические факторы: заболевания матери в течении беременности, и осложнения течения беременности и родов.

Гигиена образовательной деятельности

В современном 7 классе подросткам необходимо прочитать 1900 учебника, 1400 страниц литературно-художественных произведений, выучить более 740 определений и около 400 понятий.

При 12-летнем образовании:

1 ступень – начальное 4 года

Основное – 6 лет

Среднее – 2 года.

Виды деятельности ДиП:


  1. Умственная – ч относительно небольшой тратой энергии – от 50 до 100ккал/час в зависимости от возраста детей и характера занятий. Составляет основу умственной работы.

  2. Физическая – требует значительных затрат – свыше 100 ккал/час. Составляет основу физического воспитания и трудового обучения.
Нормативы:

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительность не более 8-10 минут.

Готовность детей к обучению в школе: 1) уровень биологического развития; 2) состояние здоровья на момент ом=смотра; 3) острая заболеваемость за предшествующий год;

В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание в течении 15 минут.

В 8-10 лет – 20 минут

В 11-12 лет – 25 минут

В 12-15 лкт – 30 минут.

Утомляемость – состояние, возникающее в результате деятельности ребенка.

Признаки утомления:


  • Снижение продуктивности

  • Двигательно беспокойство

  • Наружение сердечного ритма, и координации движений

  • Появление чувства усталости
Усталость – субъективная оценка утомления.

Переутомление – это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Выраженные признаки переутомления:


  • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности

  • Нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха)
Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

  • Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;

  • Научная организация учебного процесса в современной школе;

  • Обеспечение оптимальных условий обучения;
Объем домашнего задания:

1 класс (со второго полугодия) – 1 час

2 класс – до 1,5 часов\3-4 классы – до 2 часов

5-6 классы – до 2,5 часов

7 класс-8 класс

Основная группа (дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные).

Подготовительная группа (дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные).

Специальная группа (дети, имеющие значительное отклонение в состоянии здоровья).

Гигиенические требования к ручкам и карандашам.


  1. Диаметр 7мм

  2. Длина ручки – 15 см, карандаша – 18 см.

Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

Сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.

Не менее важное условие - оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.

Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.

Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия - умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!


План лекции:

1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.

2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.

3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).

«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.

Здоровье ребенка:

Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;

Состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,

Состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.

Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.

Критерии биологического возраста ребенка

Морфо-функциональные показатели:

1. Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;

2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;

3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,

4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.

Биохимические показатели:

Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.

Морфо-функциональные критерии биологического возраста

1. Зрелость форм тела (пропорций),

Филиппинский тест - полуростовой скачок.

2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.

Очередность развития у девочек:

Рост молочных желез,

Появление гладких лобковых волос,

Лобковые волосы меняют структуру,

Появление подмышечных волос,

Первая менструация (менархе).

Очередность развития у мальчиков:

Начало роста яичек,

Появление пушковых волос на лобке,

Первая эякуляция,

Более грубые лобковые волосы,

Период наиболее быстрого роста,

Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,

Появление растительности на лице,

Волосяной покров на остальных частях тела.

3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).

Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.

Критерии оценки здоровья детей:

1 Критерий - уровень физического развития и степень его гармоничности,

2 Критерий - уровень нервно-психического развития,

3 Критерий - резистентность организма,

4 Критерий - функциональное состояние органов и систем,

5 Критерий - наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.

«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.

Адаптация - (приспособление) - совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.

«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.

1. стадия - тревоги.

Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.

2 стадия - резистентности.

Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.

3 стадия - истощение.

Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.

Варианты функционального состояния человека:

Удовлетворительная адаптация к условиях среды - физиологическая адаптация.

Напряжение механизмов адаптации,

Недостаточная, неудовлетворительная адаптация,

Срыв адаптации.

«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)

Оценка уровня адаптированности организма

Индекс функционального напряжения:

Организменный уровень

Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.

Клеточный уровень

По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.

Выделяют 3 уровня адаптированности:

Нормальная - ИФН менее 1

Риск - ИФН = 1-2

Патология - ИФН более 2

Социальные аспекты адаптации

Способность к социализации - «включению» в общество - одно из важнейших критериев здоровья ребенка.

Здоровый ребенок это -

Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).

Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.

Достаточная функциональная - социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.

Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.

Существуют различные уровни степени здоровья.

Состояние здоровья (уровень здоровья) - это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.

Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:

Диагноз - Экссудативно-катаральный диатез

Физическое развитие - Дефицит массы I степени

Нервно-психическое развитие - Соответствует возрасту - I группа

Резистентность - хорошая

Группа здоровья - II

Группа риска - Патология ЦНС, хронические расстройства питания.

Факторы формирования здоровья:

Факторы риска - это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.

Факторы устойчивости - это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).

Формирование здорового образа жизни у детей.

Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:

Мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,

Разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,

Борьба с факторами риска развития заболеваний,

Предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,

Просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.

Стратегии формирования здорового образа жизни:

Массовая стратегия (популяционный уровень) - формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.

Стратегии высокого риска (на групповом уровне) - коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.

Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.

Управление процессами адаптации и качеством жизни:

Полноценное питание,

Физические нагрузки и закаливание с рождения

«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.

Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья - рациональный образ жизни (диетика).

«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.

Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.

Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:

Сердечно-сосудистых заболеваний,

Метаболического синдрома,

Заболеваний легких,

Злокачественных новообразований,

Нервно-психических отклонений.

«Самые выгодные инвестиции - это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.

Физическое развитее ребенка раннего возраста - это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.

Ранний возраст - это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.

Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!

Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.

Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.

Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:

К переоценке жизненных ценностей,

Появлению необходимых навыков,

Изменению поведения и стиля жизни детей,

Снижению риска формирования заболеваний.

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш был счастлив и здоров. Но далеко не все родители при этом понимают, из чего же складывается нормальное состояние их ребенка. Какие факторы оказывают воздействие на состояние его здоровья? Что из этих влияний важнее, а что отходит на второй план? Однако ответы на эти вопросы помогут маме понять, на какие именно стороны жизни ей нужно обратить особенное внимание. Так что сегодня мы как раз таки и разберем поподробнее те факторы, которые влияют на детское здоровье.

Здоровье родителей

Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды.

Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.

Экология

К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и . После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.

Микроклимат в семье

Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.

У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.

Образ жизни

Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).

Питание

Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.

Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.

Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.

Физические нагрузки

Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.

Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные .

Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.

Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.

Свежий воздух и закаливание

Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение

Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: "ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых

превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,
- разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
- смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!