Ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!
Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).
Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.
Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.
Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.
Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:
Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.
Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».
Известно, что творчество - это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.
Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.
Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.
Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.
А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.
У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.
На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.
А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.
Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.
Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.
Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.
А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.
А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.
Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).
Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.
Программа выполняет такие задачи:
В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:
Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.
Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.
С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.
Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.
Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.
Вообще театральные занятия состоят из:
Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.
Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.
Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.
Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.
Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.
Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.
На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.
Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.
Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.
В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.
Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.
Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.
С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.
Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.
Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:
Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.
На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.
Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.
Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.
Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:
Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.
Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду - её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.
Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.
Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.
Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.
Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки - этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.
Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.
Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.
В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.
Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.
Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Я в своей работе большое внимание уделяю театрально - игровому творчеству.
Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром.
Кукольный театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно - декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно - эстетическому воспитанию дошкольников.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Мы не стремимся к созданию больших, сложных спектаклей - пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль картинок или театра петрушек на ширме. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.
Из всех видов театра у нас большой популярностью пользуются: театр картинок, разделенный нами на картинки на фланелеграфе и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек. Во время показа кукольных театров используем музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель оформляет спектакль музыкой, чтобы дать детям возможность послушать музыку, самим спеть песенку, посмотреть пляску кукол.
Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в оформлении и показе. Картинки и декорации здесь плоские, их показывают на специальной доске. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене - столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки.
В театре игрушек и петрушек всё объёмное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки, а также игрушки, изготовленные руками воспитателей, самих детей и их родителей из различных материалов. Оформляется спектакль также игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, это облегчает подготовительную работу (показ).
Театр петрушек назван по имени старинного народного, кукольного героя - Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу - петрушку, управляет ею, говорит за неё, стоя за ширмой.
В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений (подготовили и показали с детьми подготовительной группы сказку «Рукавичка»).
Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высоки требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Мы стараемся проводить эту работу качественно, и никогда не забываем, что кукольный театр - это первое приобщение дошкольников к театру.
В младшем возрасте большое значение уделяем уголку ряженья. Маленькие дети - замечательные актёры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ. Наша задача - увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.
О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Знаем мы и о том, что для ребёнка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх всегда праздник. Поэтому достаточно часто используем в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.
Несомненно, что приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны воспитателя. И мы начинаем работу по ознакомлению детей с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эти беседы можно условно назвать: " Здравствуй, театр!" В процессе бесед, мы воспитатели, предлагаем детям обсудить такие вопросы: " Что делают в театре зрители?", "Кто участвует в спектакле?", "Кто распределяет роли между артистами?", "Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?", "Кто шьёт для артистов костюмы?", "Кто рисует декорации?", "Как надо вести себя в театре?". Затем предлагаем детям разыграть сценки - диалоги: "В парикмахерской", " Магазине", " Мама звонит по телефону", " Младшая сестрёнка простудилась", " Красная Шапочка и Волк". Воспитатель должен помочь юным актёрам продумать каждую реплику, выстроить линию диалога, понять суть роли.
Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх - занятиях. Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
ИНТОНАЦИЕЙ - предлагаем произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.
ПОЗАМИ - сначала предлагаем детям поиграть в знакомые игры типа " Море волнуется"; затем изобразить позой кого - нибудь или что - нибудь (например: каратиста, паука, берёзку) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу. Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба Яга, толстяк, дерево.) легко узнаваемым.
ЖЕСТАМИ - начинаем с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне холодно, мне больно и т. п.); следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т.п.).
МИМИКОЙ - учим детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т.п.) Собран альбом с фотографиями эмоций, выраженных мимикой.
ПАНТОМИМИКОЙ, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаем детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
В последствие на играх - занятиях задания усложняются: предлагаем разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника. Например: " Семейный обед в воскресный день", "Играем в футбол", "Утро" и т.п.Каждый ребёнок заранее решает, что он будет делать и как он будет это делать, используя уже известные ему образные средства.
После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, устраиваем в детском саду театрализованные вечера - готовим драматизации известных сказок, при работе следим, чтобы наши воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими на занятиях.
Подготовка спектакля обычно строится по следующей примерной схеме:
1. Мы вместе читаем сказку - сценарий, обсуждаем её, выбираем, кто кем бы хотел быть.
2. Рисуем по сказке, рисуем декорации, лепим сказку, как бы моделируя спектакль.
3. Слушаем музыку для разных сцен спектакля.
4. По возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, готовим подарки гостям.
5. Репетируем - играем, стараясь вслушиваться в музыку, которая создаёт настрой, помогает лучше передать образ героя и создаёт необходимую атмосферу.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, его способность к созданию новых образов. В процессе работы развивается символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности, что с нашей точки зрения включает в себя: знание театра, как вида искусства (разработан конспект по ознакомлению детей с театром, экскурсия в театр), эмоционально - положительное отношение к нему, определённый опыт театрально - игровой деятельности.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы решаем два типа задач:
1 тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка, средствами театра.
2 тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
В решении этих двух типов задач огромную помощь оказывают нам родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх - драматизациях и сами, под нашим руководством, ставят сказки - спектакли. Мы, воспитатели, тоже участвуем в представлениях, чаще всего, на себя мы берём роли отрицательных персонажей (Баба Яга, Бармалей, Чучело и т.д.), но играем мы и Осень, Матрешку, Бабушку и т.п. Одним словом, любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, или самими родителями, любой праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, которую мы, взрослые, помогаем ребёнку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе.
В процессе работы по данной теме, мы постоянно расширяем и углубляем свои знания, делимся своим опытом во время взаимопосещений, педчасов, курсов повышения квалификации.
В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.
Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным - героем и его жизнью.
Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».
Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.
Литература:
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.
Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.
Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:
Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.
Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:
К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:
Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.
«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).
Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:
В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.
Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.
Различают следующие виды описанной игровой деятельности:
Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.
Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.
Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.
Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.
Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.
Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».
Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.
Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.
Из чего же еще можно сделать персонажей :
Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.
Формирование у дошкольников опыта социальных навыков поведения через театрализованную деятельность
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской театрализованной деятельностью, т.е. воспитание у ребёнка основ общей культуры, приобщение к искусству театра, развитие творческой активности и игровых умений детей.
Театр – это средство эмоционально-эстетического развития детей в детском саду. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость). Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно такая способность к идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-то персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Для работы над продолжительным действием мы рекомендуем брать народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от 3 до 5). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требует специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, в её образном строе. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении тетра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы.
Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах педагог узнаёт мнение малышей: понравилось ли выступление, о чём был сюжет и т.д.
Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссёров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актёров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримёров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцены.
Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребёнком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребёнку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой – не находиться в стрессовой ситуации. В работе следуют использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребёнок мыслит и действует по-своему.
Педагог-психолог
МБУ д/с № 52 "Золотой улей"
Крикота Валентина Михайловна