Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.
Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.
Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:
Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.
Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:
Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.
Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.
Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.
Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.
Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.
Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:
Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.
Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?
Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре - это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.
Речь - это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.
Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром - при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед - это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства - обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное - помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания - конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.
Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае - остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.
Некоторые родители занижают, а другие - завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором - постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.
Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя - образец для ребенка.
Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.
Следует обратиться к логопеду, если:
До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
Ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет - идите к логопеду прямо сейчас);
Ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» - «пуговица», «гебимот» - «бегемот», «пепитан» - «капитан»;
Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия - нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами - обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.
1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»
2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.
3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».
Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.
Анна Андреевна Притворова, логопед
Самой большой радостью в развитии ребенка каждый родитель считает тот момент, когда малыш начинает говорить. Конечно, начинается все с простых звуков и слогов. Это самый первый шаг малыша на пути овладения речью. Этот процесс очень трудоемкий и потребует усилий не только от ребенка, но и от родителей - ведь нужно приложить массу усилий, чтобы закрепить интерес малыша к речи. Есть несколько простых правил, как развить речь у ребенка.
Первое правило: никогда не стоит угадывать мысли ребенка. У каждого происходила ситуация: малыш возраста от полутора до двух лет указывает, например, на кошечку и говорит: «Кися». Мама тут же подхватывает мысль ребенка и начинает рассказывать: «Да, это кошка. Она очень красивая. Вот видишь, она идет по дорожке». Мама сказала все за малыша, зачем же ему еще что-то добавлять? Если уж вы задались вопросом, как развить речь у ребенка, то, в первую очередь, не угадывайте его мысли. Лучше задайте малышу вопросы и подождите ответа, даже если вы заранее знаете, что он ответит.
Второе правило: ведите разговоры со своим ребенком. Да, именно с ребенком, а не просто в присутствии него с кем-то другим. Читая сказку малышу, прервитесь и спросите, что, по его мнению, произойдет дальше, что ответит герой сказки. Не думайте, что раз малыш молчит, то ему нечего сказать. Не забывайте, что ему нужно время подумать, поэтому не торопите его с ответом, а терпеливо ждите. Самым важным в вопросе, как развить речь у ребенка, является стимуляция его к речи. Задавайте больше вопросов. Речь детей в 2 года - это мысли вслух.
Третье правило: стоит учить малыша говорить правильными предложениями. Надо основательно подходить к вопросу, как развивать речь у ребенка 2 лет правильно. Сначала малыш осваивает простые слова, потом словосочетания, а потом переходит к предложениям. И вот здесь задача родителей - помочь ребенку овладеть полным искусством речи. Задавайте ему наводящие вопросы, просите его рассказать о каком-то предмете, который встречается на вашем пути на прогулке, о животном, птичке.
Четвертое правило: каждый вечер переживайте с ребенком этот день еще раз. Перед тем, как поговорите с ним о том, что вы видели, делали в этот день. Спросите его, чем бы он хотел заняться завтра, вместе постройте планы. Если вы провели день не вместе, то пусть ребенок расскажет вам, что он делал и с кем, что нового он увидел и узнал. В эти моменты малыш не только развивается, но и учится слушать других. Такие разговоры очень помогают родителям правильно развить речь детей в 2 года, учат их мыслить логически и поэтапно.
Пятое правило: просите ребенка описывать каждый предмет. Обращайте его внимание на все яркие предметы, расскажите ему о том, что вы вместе видите. В следующий раз, когда вы увидите вновь дерево, облачко или животное, попросите малыша самого описать его своими словами. Также можете попросить его придумать историю, связанную с увиденным. Это поможет вам не только ответить на вопрос, как развить речь у ребенка, но и на вопрос, как развить у него воображение.
Шестое правило: оно последнее и самое главное в вопросе, как развивать речь у ребенка 2 лет - всегда говорите правильно. Не стоит сюсюкать с ребенком, коверкать слова на его лад. Не повторяйте неправильно произнесенные малышом слова, всегда поправляйте его и говорите правильный вариант, возможно, придется повторять одно слово 10 раз подряд, но ребенок запомнит его правильно. Не забывайте, в этом возрасте малыш - ваше зеркало, он полностью подражает вам, и как говорите вы, так и будет пытаться говорить ваш карапуз.
Любая мама трепетна ко всему, что касается здоровья и развития своего малыша. И, нуждаясь в ориентирах «правильности», часто становится заложником статистических норм. Это касается зубов, роста, веса, двигательной активности и, конечно, речи. Ребенок, который не укладывается в таблички, вызывает у мамы повышенную тревогу и, как следствие, истязания в виде активных занятий, обследований, усиленного питания, строгого режима – все, на что хватит сил и финансового ресурса.
Познакомимся со станда ртными нормами речевого развития для детей в возрасте от года до трех :
Как мы видим «нормы» очень расходятся с действительностью. Из встречаемых мною детей на площадках только один ребенок поспевает уложиться в «Норму». Попробуем последовательно разобраться..
Механизм речи состоит из двух частей – понимания речи взрослого и собственной речи ребенка. Оба механизма формируются постепенно с разной успеваемостью, как правило к трем годам ребенок сносно говорит. Первые шаги к освоению речи лежат через жесты. Еще во младенчестве дети тянут ручки к желаемому предмету. Далее осознанно использует указательный жест, отрицательный (мотание головой), жест-просьба «дай» (сжимать ладонь) и тд. Многие малыши не спешат переходить из жестовой речи в устную. Не торопите ребенка, это очень важный этап. Жестовая речь является неотъемлемой частью разговорной. Продолжайте реагировать на жесты, проговаривая вслух просьбу ребенка и ваши действия, таким образом озвучивая полный диалог. Также для обучения любым навыкам ребенку необходимо проявить внимание и любознательность. Это называется произвольным вниманием, то есть внимание, сознательно переключаемое с объекта на объект. Именно оно лежит в основе любого обучения.
Многие родители недооценивают степень влияния окружающей среды и неосознанно тормозят развитие новых навыков, в том числе и речи. Вредные привычки:
Уделите должное внимание вашему общению с ребенком. Не позволяйте себе общаться «глядя в телевизор» или с высоты своего роста. Старайтесь находиться на одном уровне лицом к лицу. Найдите в себе силы отвечать на 101-е «Мама». Поставьте себя на его место. Наверняка вас раздражает, когда близкие люди не реагируют на ваши слова, делая вид, что ничего не произошло. Или разговаривают с вами, но держатся принужденно, отвечая невпопад, почти не смотрят на вас. Проведите эксперимент. Поставьте у кухонного стола взрослого, возьмите малыша за руку и подойдите максимально близко к ногам. Опуститесь, так что бы ваши глаза были на одном уровне и посмотрите глазами ребенка на взрослого. Это вы — Мама, которая готовит, и малыш, который хочет что-то сказать. Вам много видно? Интересно? Хочется поговорить в таком положении? Удобно говорить с задранной головой? Вы зовете Маму, а она даже не смотрит на вас…
Организуйте место для игр. Идеально играть по разные стороны детского столика, располагаясь друг напротив друга. Так малыш увидит артикуляцию и со временем попытается повторить. Следите за собственной речью, она должна быть понятной, не быстрой. Во время общения соблюдайте тишину, желательно с рождения. В тишине ребенок может сосредоточиться на речи взрослого, а также услышать и оценить качество собственной.
Научите малыша играть с куклой или машинкой. Разыгрывайте ежедневные дела: кормление, поход в гости, прятки, с диалогами между игрушками. Так малыш научится проводить время самостоятельно, проигрывая любимые сценки и стараясь их озвучивать.
Задавайте заведомо неверные вопросы, провоцируя реакцию опровержения. Допустим: — «У кошки есть хвост? А у мамы есть хвост? Собака говорит «мяу?». Вне зависимости от ответа проговаривайте развернутое опровержение – «Нет, собака не говорит «мяу», она говорит «ав-ав». При построении вопроса используйте слова, значение которых хорошо знакомо ребенку.
Пальцы в ротике — плохая привычка , однако это необходимое исследование органов речи. Язык, десна, зубы. Позвольте ребенку изучить их. Поощряйте стремление пить из чашки, кушать ложкой. Язык совершает разнообразные движения, что готовит его к произношению. Тренируйте выдох через рот, именно на выходе мы произносим звуки. Дуйте на свечку, на горячее, на ватку, пену. Уделяйте внимание мелкой моторике рук, найдите занятие по душе. Делайте массаж пальчиков.
Речь будет медленно развиваться, если ребенок «зажат» физически. Голова смотрит вниз, руки крепко прижаты к телу, преобладают напряженные, стесненные позы. Боязливость дотронуться до другого ребенка или взрослого. Для работы органов речи мышцы лица и тела должны быть расслабленны. Будьте в постоянном физическом доступе. Ребенок не разделяет контакт физический и речевой. Помогая преодолеть барьер физического контакта, вы приблизите речевое обращение. Для этого обнимайте ребенка чаще, старайтесь не отказывать в желании побыть на ручках или подурачиться вместе. Дайте ощущение защищенности, если малыш просит уйти от объекта, не настаивайте. Пробуйте расслабить мышцы ребенка в подвижных играх. Например, падать на спинку или на животик с невысокого трамплина или ваших рук на диване. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка физически, даже если он сделал вам больно. Ваша задача раскрепостить, расслабить, сделать так, чтобы движения и поза малыша были доверительными, свободными,полными уверенности в вашей поддержке.
Наделите ребенка правом голоса. Спрашивайте чаще – можно я надену тебе носочки, поменяю подгузник? Какую футболку ты хочешь надеть — эту или эту? Если вы спросили у ребенка его мнение, следуйте его ответу. Это поддержит его стремление выражать более полно свои желания.
И самое главное — речь способна развиваться только в общении с настоящим, живим собеседником. Интересно, что для малыша «не испорченного» мультиками, игрушка способна его заменить.
Пусть ваш малыш еще маленький, но ему нужно многое вам сказать. Ведь это так приятно, когда тебя слушают 🙂
О, эти незабываемые эмоции, когда ваш малыш говорит свое первое «агу» и «мама». Ощущение великой радости знакомо практически каждому родителю. Но как быть, если дальше этих слов прогресс не идет и ваш малыш упорно не хочет говорить? В этом случае нужно помочь ему освоить столь сложный и непонятный язык. И сделать это сможете только вы.
Развитие речи малыша условно делится на несколько стадий:
Начиная с одного года важно начать использовать детские игры, развивающие речь. Многие родители ограничиваются стишками и чтением книг, другие начинают заниматься с малышами в специализированных кружках ясельного типа. Однако есть более эффективные варианты, при которых можно не выходить даже из комнаты малыша. Итак, развиваем речь ребенка дома:
1. Разговариваем вслух. Если малыш находится в пределах вашей видимости, начните разговаривать сами с собой, короткими, медленными и отчетливыми фразами. Так, чтобы малыш видел ваши действия и слышал, что вы говорите. Например: «Я сейчас помою посуду», «Мама варит кашу», «Саша сейчас будет кушать» и т.д.
2. Параллельная беседа. Метод, схожий с предыдущим, но основанный на комментариях того, что делает сам ребенок. Иными словами вы даете ребенку подсказку, как называется предмет, который он держит в руках, каковы свойства этого предмета и т.п. Ребенок получает личный опыт и в дальнейшем научится быстрее использовать ваши слова.
3. Провокация. Заключается в преднамеренном непонимании ребенка. Например, малыш называет вам игрушку или показывает пальцем на нее и хочет, чтобы вы ему ее дали. Попробуйте дать не ту игрушку. Первая реакция малыша естественно будет возмущение, как так вы не поняли, что он имел в виду. В дальнейшем можно задавать ребенку вопросы: «Я не понимаю, ты хочешь мячик или куклу?». Ребенок охотно начнет объяснять непонятливому родителю чего он хочет.
4. Песенки, стишки и потешки. Почти все игры для детей, развивающие речь основаны на чувстве ритма. Особенно если таким образом вы сопровождаете какое-либо действие ребенка. С помощью стишков и приговоров, вы поможете малышу не только освоиться с речью, но и приучите его к горшку, научите пользоваться ложкой и привьете ему прочие социальные навыки. Также с помощью ритмичных игр вы сможете задействовать двигательную активность малыша. Чем больше вы будете выполнять сложных движений с пальцами руками и всем телом малыша, тем больше участков мозга будет задействовано. Приведем несколько примеров таких игр:
Жук жужжит – жу-жу-жу-жу
Я вам глазки покажу
Я вам лобик покажу
Ребенок быстрее запомнит, где глазки и прочие части тела находятся у мамы, затем сможет показать их у себя, а на третьем этапе сам начнет называть их.
5. Исследования ученых доказали, что лучшие игрушки, развивающие речь – это обычные бытовые предметы, разные по цвету, форме и прочим характеристикам. Яркий тому пример можно увидеть на кухне, когда малыш предпочитает обычным игрушкам крупу, кастрюли, чашки и ложки. Изучение таких предметов с вашими комментариями о том, что можно ими делать, намного быстрее разовьет речь вашего ребенка. А игры малыша с крупой прекрасно разовьют моторику, что тоже является важным фактором в формировании словотворчества.
6. Далеко не последнее место занимают и мультфильмы, развивающие речь . Каждый родитель должен помнить – дети раннего возраста нуждаются в живом общении, поэтому телевизор как таковой им может навредить. Но если рядом находятся мама и папа, которые смотрят мультики и фильмы вместе с ребенком и комментируют все что видят на экране, эффект будет потрясающий. Среди старых добрых мультфильмов стоит отметить следующие: «Терем-теремок», «Как стать большим», Антошка», «Рыжий, рыжий», «Два веселых гуся», «Мы делили апельсин», «Приключения огуречика», «Дед мороз и лето» (песенка о лете). Также в России была выпущена прекрасная серия фильмов «Я все могу. Гениями становятся». Она помогает развивать память, речь, воображение и способствует гармоничному становлению личности ребенка.
Вы можете сами придумывать игры для своих детей, развивающие их речь. Главные принципы – внимание и поддержание диалога с малышом. Играйте с ребенком в куклы, в театр, наделяйте игрушки разными свойствами и говорите от их имени. Лепите поделки из различных материалов. Не стесняйтесь тратить свое время на общение с ребенком, не оставляйте его у телевизора, вместо того, чтобы заняться игрой. И тогда перед вами никогда не возникнет вопрос, как развить речь у ребенка.