Занятия дефектолога с детьми зпр 5 лет. Занятия дефектолога

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняетдефектолог в детском саду?

Во-первых , дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых , дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих , работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации;
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенкомдефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Тема: «Сравнение предметов по ширине»

Цели:

1. Способствовать обучению сравнению двух предметов, контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения)

2. Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина, мышление на основе сравнения предметов, внимание, долговременную память, речевую деятельность.

3. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки взаимодействия.

Материал: «Чудесный мешочек» с подарками (морковка, бочонок мёда, 4 шнура одинаковой длины, набор изображений снежинок, сосулек, «ручеёк», изображения домиков медведя и зайца, по 2 кубика и 2 дощечки разной ширины на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Орг момент

Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.

2. «Две дорожки»

дефектолог приглашает малышей на ковёр, где заранее выложены две дорожки из шнуров одинаковой длины, но разной ширины.

Ребята, перед нами две дорожки. Одна широкая, вторая узкая.

Я предлагаю вам пройти по широкой дорожке.

«По широкой дорожке

Шагают наши ножки»

Дети свободно шагают за воспитателем по широкой дорожке.

Дефектолог: Хорошо мы прогулялись? (да)

По какой дорожке мы шагали?

А теперь пойдём по другой дорожке. Какая это дорожка? Узкая или широкая? (покажите) .

А теперь давайте подумаем как нам пройти по узкой дорожке?

Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны для сохранения равновесия.

«На этой на дорожке

Трудно нашим ножкам? » (да)

По какой дорожке хорошо идти? (дети показывают)

Потому, что она широкая. Повторите.

А по какой трудно, неудобно идти? Потому, что эта дорожка узкая. Скажем вместе

3. «Ручеёк»

«В путь дорогу нам пора,

Поторопимся, друзья»

выкладывает на ковре «ручеёк» из голубой ткани.

Ой, дорогу нам преградил ручеёк. Посмотрите, он бежит, извивается. Здесь он какой, широкий или узкий? Покажите, вот какой ширины (называют, показывают руками) .

А здесь какой? Вот такой (называют, показывают руками)

Где же нам будет легче через него перебраться? (показывают)

Давайте перепрыгнем там, где он узкий.

Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.

А чтобы не замочить ножек там, где он широкий надо построить (мостик) .

4. «Строим мостик»

самостоятельная работа детей

дефектолог предлагает детям пройти за столы, на которых расставлены подносы со строительным материалом.

Ребята, у вас есть по два кубика и две дощечки.

А чем отличаются дощечки? (широкая и узкая)

Давайте проверим. (сравнивают, используя приём наложения)

Покажите мне широкую дощечку. А теперь узкую дощечку.

Какую дощечку лучше взять для мостика?

Дети строят мостик, воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, предлагает прокатить машинку по мостику.

5. «Угадай, чей домик»

«Мы по мостику пойдём,

Прямо к домикам придём»

Дефектолог вывешивает на доску изображения двух домиков.

Посмотрите, какие красивые домики. Только вот где чей? Домики разные. Один домик широкий- для мишки, другой узкий- для зайчика

Дети показывают, где домик мишки, где зайчика.

У медведя дверь какая? (широкая)

У зайки дверь какая? (узкая)

Давайте проверим.

Предлагает желающим открыть двери, за которыми находятся изображения медведя и зайки.

6. Итог занятия:

«Долго, долго в гости шли,

Угощение несли

Хорошо мы потрудились

Все ребята молодцы».

Предварительный просмотр:

Тема: «Зима»

Цели:

1. Познакомить с зимними явлениями в природе. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе

  1. Развивать речь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима
  2. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия

Материал: игрушка заяц; ведерко со снегом; листы бумаги для графического упражнения с использованием падающих снежинок; «сугробы» , выполненные из ваты; картина «Зима»

Ход занятия

1. Беседа по картинке

На улице сейчас стало холодно. На земле лежит снег. Наступила зима. Что падает на землю? Какое время года на улице?

2. Дыхательное упражнение «Снежинки»

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (заяц). Что принес зайчик в ведерке? Он принес снег. Потрогаем снег. Он белый, холодный, мягкий. Я положу вам снежок на ладошки. Подышите на него, как я. Посмотрите, снег тает.

На ладошки к нам снежинки дефектолог кладет вату

Опустились, как пушинки. ребенку на руку и предлагает

Мы на них легко подули, подуть на нее

И снежинки упорхнули.

3. Рисование «Снег идет»

Дефектолог раздает картинки с изображением снежинок и предлагает провести вертикальные линии сначала пальцем, потом карандашом сверху вниз

4. Итог.

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыбки в аквариуме»

Цели:

1. Учить располагать вырезанных рыбок на всем листе, сочетая по цвету, учить аккуратно наклеивать, дорисовывать глаза, закреплять работу с ножницами при вырезании.

2 . Развивать речь, мышление, обогащать словарный

3. Воспитывать интерес к предстоящей работе, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

Материал: бумага, тонированная синим мелком, бумага зеленого цвета для водорослей, ранее вырезанные разноцветные силуэты рыбок, клей-карандаш, фломастер черного цвета ножницы, иллюстрации, сюжетные картинки, загадки, образец.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята посмотрите у меня большой конверт и в нем картинки, а что это за картинки вы узнаете, отгадав загадки, слушайте внимательно. После каждой отгадки показ картинок с изображением аквариума и рыб.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой

2. Основная часть.

Ребята обратите внимание на (показывая) иллюстрацию «Рыбки в аквариуме»

Вопросы детям:

1. Что это? (Аквариум)

2. Что на дне аквариума? (Камешки)

3. Какой они формы? (Круглые, овальные)

4. Кто живет в аквариуме? (Рыбки)

5. Чем тело рыбки покрыто? (Чешуей)

6. С помощью чего рыбки плавают? (Плавники, хвост)

7. А чем питаются рыбки? (Корм, водоросли) .

8. Какого цвета водоросли в аквариуме? (Зеленые)

3. Самостоятельная работа детей.

Ребята у вас на столах есть готовые аквариумы из бумаги. Как вы думаете, чего в них не хватает (Ответы детей) Рыбок, водорослей. А что нужно сделать? (Ответы детей) Вырезать водоросли из бумаги и выбрать по цвету рыбок и поместить в аквариум. Дети выкладывают композицию и приступают к выполнению аппликации.

Воспитатель обращает внимание на аккуратность при работе с клеем, напоминает приемы аккуратного наклеивания, следит за осанкой детей при работе, напоминает правила работы с ножницами.

Как много рыбок у вас в аквариумах? Рыбкам весело, игриво.

4. Итог

Что мы сегодня делали?

Вам понравилось?

Оценка и рассматривание детских работ


КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком,

с задержкой психического развития (ЗПР)

ТЕМА: НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА

СОСТАВИЛ:

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

ЛАВРОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

2014 г.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Учить понимать и устанавливать логические, причинно-следственные связи, связи между внешними и функциональными свойствами предметов (Что к чему подходит? Что перепутал художник?).

Продолжать учить ребенка вычленять основание группировки, находить «лишний» предмет

Среди других.

2. Учить ребенка выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, учить действовать методом проб, обращать внимание на свойства предметов (форму, цвет), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения задания.

3. Расширятьноминативный и глагольный словарный запас ребенка.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мелкие движения рук, закреплять хватание щепотью, развивать целенаправленность действий.

2. Формировать зрительно-двигательную координацию у ребенка и чувство пространства на листе бумаги.

3. Развивать все виды словесной регуляции (умение делать простой словесный отчет о содержании выполненных действий).

Воспитательные задачи:

1. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания;

2. Воспитывать усидчивость, желание доводить выполнение задания до конца.

3. Побуждать к отзывчивости, вызвать желание помогать.

Предшествующая работа:

Дидактические игры «Подбери пару», «Подбери по смыслу», «Разложи картинки правильно», сматывание клубочков ниток, шнурование, выкладывание из мозаики узоров, игры с заводными игрушками, работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов.

Материал:

Макет избушки, лесная полянка, игрушки пальчикового театра - бабка, колобок, зайчик, волк, лиса, медведь, схема дорожки колобка, фломастер, домик с запирающимися дверцами, набор ключей, дидактическая игра «Подбери по смыслу», «Путаница», «Что лишнее?», миска с крупой и горохом, тарелочка, мольберт, магниты, магнитофон с аудиозаписью, указка, пирожок.

Ход:

Дефектолог: - Сегодня я расскажу тебе сказку про новые приключения колобка.

Дефектолог сопровождает свою речь показом пальчикового театра.

Жили - были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старуха замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

Дефектолог показывает ребенку схему дорожки, по которой покатился колобок.

Задание 1 – Проведи фломастером длинную извилистую линию, покажи дорожку, по которой покатился колобок. Старайся не отрывать фломастер от листа бумаги. Молодец!

Видит бабка – нет колобка! Что делать? Где искать? Выбежала на улицу. Увидела во дворе петушка.

Бабка: - Петя – петушок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Петушок: - Дашь мне гороха, тогда покажу!

Задание 2 – Отбери горох среди гречневой крупы.

Поклевал петушок горох и показал в сторону леса – туда покатился колобок. Побежала бабка в лес и повстречала зайца.

Бабка: - Заинька - зайка, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Зайка: - Выполнишь мое задание, тогда покажу!

Дефектолог вывешивает на мольберт картинки с неправильным сюжетом.

Задание 3 – Распутай путаницу. Покажи, что на картинках нарисовано неправильно? Почему так не бывает?

Раз задание выполнено верно, то зайчик показал, в какую сторону покатился колобок.

Бабка: - Волчок – серый бочок, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Волк: - Отгадаешь мои загадки - тогда покажу!

Дефектолог раскладывает на столе перед ребенком карточки.

Задание 4 – Подбери карточки по смыслу. Расскажи, что к чему подходит. Подумай!

Волк: - Ладно, скажу – вон в ту сторону покатился колобок.

Бабка: - Мишенька – медведь, не видел ли ты, куда колобок покатился?

Медведь: - Решишь мою задачу – тогда скажу!

Дефектолог прикрепляет на мольберт карточку.

Задание 5 – Подумай и скажи, какой предмет на картинке лишний? Почему ты так считаешь?

Медведь: - Раз мое задание выполнено, тогда скажу – вон туда колобок покатился!

Бабка: - Лисичка-сестричка, не видела ли ты, куда колобок покатился?

Лиса: - Конечно, видела! Хотела его съесть, но передумала, я сегодня уже завтракала.

Бабка: - Помоги мне, пожалуйста, колобка найти!

Лиса: - Ну, хорошо, помогу! За лесом есть сказочный домик, только двери в нем все заперты, если сможешь их открыть, тогда и найдешь там колобка!

Поблагодарила бабушка лисичку и снова отправилась в путь. Шла она, шла, и вот – увидела сказочный домик! Хотела она открыть дверцы – не открываются! Что же делать?

Дефектолог: - Как ты думаешь? Правильно, надо найти подходящий ключ!

Задание 6 – Подбери среди нескольких ключей подходящий и отопри дверцу.

Открыла бабка дверь, и нашла колобка! Обрадовалась, взяла его и понесла домой! А тебе, Боря, бабушка приготовила вкусное угощение – за то, что ты ей помогал выполнять трудные задания и хорошо справился с ними.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!


Расту, играя

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития


Наталья Романова

© Наталья Романова, 2017


ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25-30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25-30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.



Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.



Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы:

Домашнее задание: упр.4.

Занятие 2

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».



Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.



Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».



УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».



Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.



Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.



Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

Занятие 4

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.



Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

Считайте туда и обратно.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога

с использованием ИКТ

в подготовительной к школе группе.

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Подготовила учитель-дефектолог

ГБДОУ д/с №17 - Гудкова О.В.

Санкт-Петербург,

Февраль 2019 г.

Цель – закрепить знания о признаках зимы и научить применять их в предметно-практической и игровой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

1. Уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, закреплять названия зимних месяцев.

2. Закреплять пространственные представления (пространственная ориентировка на плоскости, понимание предлогов).

3.Закреплять элементарные математические представления (закреплять представления о геометрических фигурах, закреплять знание цифрового ряда от 1 до 10,порядковый счет до 10, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10).

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать мышление (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор, умение отгадывать загадки, объяснять их смысл),

2. Развивать речь (работа над составлением связного рассказа по опорным картинкам, над выразительностью речи при рассказывании стихов, над диалогической речью).

3. Развивать зрительную память, внимание, восприятие (составление целого из частей).

4. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, речь с движением).

Коррекционно-воспитательные :

1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.

2. Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

Материалы : медиаоборудование (интерактивная доска, ноутбук, проектор), конверт со снежинками с заданиями, карточки к игре «Зимнее судоку», карточки для решения примеров «Снеговики и варежки», игра «Собери снежинку», коробка «Волшебный сундучок».

Ход занятия:

1. Орг. момент

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. Посмотрите, какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем, от кого же оно?

«Я белоснежная Зима,
И все вы знаете меня.
Я сад, и лес посеребрила,
На санках с горки прокатила,
Большую ёлку подарила.

Мне уходить пришла пора,

Расстанусь скоро с вами я.

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

Ребята, зима приготовила для вас зимние задания на снежинках. Вам нужно будет вспомнить все, что вы знаете о зиме. Будьте внимательными и находчивыми и у вас все получится. А я вам помогу.

Вы готовы выполнять задания зимы?

2. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам.

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Расскажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Слайды 2-3 (картинки – времена года, зимние месяцы)

Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

Есть у зимы три брата, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

А сейчас какой месяц? (Февраль).

Теперь вспомните, что бывает зимой? Назовите зимние приметы по картинкам.

Слайд 4

Дети называют приметы зимы по опорным картинкам:

Зимой холодно.Солнце светит, но не греет. Зимой идёт снег. Часто дует холодный ветер, бывают вьюги, метели. Реки замерзают и покрываются льдом. Деревья и кусты стоят голые. Птицам холодно и голодно зимой. Нужно делать для птиц кормушки и подкармливать птиц. Зимой животные линяют, медведи и ёжики впадают в спячку, белка делает на зиму запасы еды. Зимой люди надевают теплую одежду: шубы, шапки, шарфы, варежки, сапоги. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, можно лепить снеговиков, играть в снежки.

3. Отгадывание загадок.

Снежинка №2:

Отгадайте вы, ребятки,

Мои зимние загадки.

Ребята, нужно отгадать зимние загадки, тогда снежки растают, и появятся картинки-отгадки.

Слайд 5

Загадки:

1.Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке (снежинки)

2. Подышал он на окно -

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

3. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло!(лёд)

4. Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель?

Это снежная…(метель)

5. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Дети отгадывают загадки, объясняют их смысл. На слайде появляются картинки-отгадки.

4. Пальчиковая гимнастика (с использованием кинезиологических упражнений)

Снежинка №3:

Стихотворение вы про меня расскажите,

И руками движения вы покажите.

Ребята, сделаем вместе пальчиковую зарядку и расскажем стихотворение о зиме.

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу - вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте-кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)

Декабрь, Январь, Февраль. (кулак, ребро, ладонь)

5. Игра «Зимнее судоку»

Снежинка №4

Вам разложить картинки нужно,

Только…внимательно смотреть,

Чтобы они не повторялись,

И чтобы мы потом все вами восхищались.

Ребята, вам нужно разложить пропущенные картинки, чтобы они не повторялись в ряду ни слева направо, ни сверху вниз.

Дети выполняют задание. Затем по очереди рассказывают, как разложили картинки.

6. Игра «Что лишнее?».

Снежинка №5:

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

Слайды 6-9

Картинки:

Снег, дождь, сосульки, снеговик

Лиса охотится за мышкой, медведь с медвежатами, заяц в белой шубке, белка в серой щубке

Снегирь, ворона, синица, аист

Дети лепят снеговика, катаются на санках, катаются на лыжах, мальчик катается на велосипеде

Дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор. На слайде лишняя картинка исчезает.

7. Физкультминутка «Снеговик» (речь с движением)

Снежинка №6

А сейчас, скорей вставайте

В подвижную игру сыграйте.

Я предлагаю немного подвигаться. Вставайте в кружок. Будем лепить снеговика.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в снежный ком

Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла,

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

8. Игра «Снеговики и варежки»

Снежинка №7

Снеговикам рукавички вы подберите,

Для этого скорее примеры решите.

Ребята, подберем снеговикам рукавички. Для этого вам нужно решить примеры на рукавичках и найти снеговика с цифрой-ответом.

Дети решают примеры, рассказывают решение.

9. Игра «Что где находится?»

Снежинка №8

На картинки посмотрите,

Что где находится, скажите.

Слайд 10

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и назовите, что находится в правом верхнем углу?

(«В правом верхнем углу – санки».)

Правильно. А что находится в левом нижнем углу? («В левом нижнем углу – снеговик)

Что находится над снеговиком? (Над снеговиком - лыжи.)

Что находится под санками? (Под санками - снежки.)

Что находится между лыжами и санками? (Между ними – коньки)

Что находится между снеговиком и снежками? (Между снеговиком и снежками – клюшка)

Слайд 11

Картинки исчезают.

А теперь, вам нужно вспомнить где какие были картинки. Что было правом верхнем углу? в левом нижнем углу? И т.д.

Дети называют, картинки появляются на слайде.

10.Игра «Составь снежинку» (из геометрических фигур)

Снежинка №9

А сейчас фигуры возьмите

И снежинки из них соберите.

Ребята, соберите снежинки из геометрических фигур.

Дети собирают снежинки по образцу. Затем называют фигуры, из которых состоит снежинка.

11. Итог занятия. Рефлексия.

Снежинка №10

Сегодня вы очень старались,

Так хорошо занимались.

Я хочу вас наградить,

Волшебство для вас совершить.

В сундучок мои снежинки положите

И волшебные слова произнесите

«Раз, два, три,

Снежинки в сюрприз преврати!»

Слайд 12 (картинка с изображением Зимы)

Дефектолог кладет снежинки в сундук. Вместе с детьми произносит волшебные слова.

Открывает сундук и раздает детям призы.
- Понравился вам сюрприз зимы?

Молодцы. Вы сегодня были внимательными, находчивыми и показали, что вы много знаете про зимнее время года.

Подписи к слайдам:

Занятие с использованием ИКТ с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР (подготовительная группа). «Зимушка - зима» Подготовила Гудкова О.В. учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №17 Калининского района Санкт-Петербурга Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга