Воспитание и образование в школе проблемы. Проблемы образования и воспитания по конту

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайшее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании

Вахрушева Вероника Евгеньевна

ГАПОУ Мамадышский политехнический колледж

Мастер производственного обучения,

преподаватель специальных дисциплин

по специальности Повар, кондитер

Проблемы в современном образовании в обучении и воспитании требуют пристального внимания и решения в ближайщее время, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны.

Образование, школьник, студент, проблема, преподаватели, индекс развития человеческого потенциала, воспитание, методы, мотивация, общество, молодежь.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценка знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять.
В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно выпустившемуся из университета и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей.
Ларчик открывается просто: связь между заскорузлым мышлением коллектива и нежеланием что-то менять - это боязнь рисков. Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать современными методами, ведь дети меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны в 2017. Изменилось сознание детей, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, в то время как система образования, подобно сонной черепахе, пытается осознать изменения, происходящее вокруг, но, в силу, собственной беспомощности, идет или не туда, или отстает еще больше.
В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее, когда начинается обсуждение вопроса, в чем же суть этих несоответствий, или «разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать, чтобы их устранить. Проблема развития воспитания, несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству. Логично было бы рассмотреть отдельно две проблемы. Первая - это проблема воспитания общества, вторая - проблема образования все того же общества современной России. В этих проблемах объектом исследования будет выступать само общество, а предметом исследования – система обучения и воспитания.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому». В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Необходимым считается добавить, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Все это подтверждает, что область образования является приоритетной. Также право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека. Рассмотрев определение слова образование, обозначив его основную задачу, можно перейти к одной из сторон проблемы. А именно, к вопросу о том, каковы же проблемы образования в современной России?

Для начала есть смысл привести такой показатель как Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который определяется через три интегративных показателя: продолжительность жизни, уровень знаний (состоящий из двух блоков: уровень грамотности и совокупный показатель охвата детей школьным образованием) и “достойный уровень жизни” (определяемый подушным обеспечением дохода, скорректированного на базе паритета покупательной способности). Россия по данному индексу занимала в 1998 г. 62 место среди 174 государств. Именно это же место она имела отдельно по шкале “уровень грамотности”, уступая по нему не только всем развитым странам, но, между прочим, Кубе и Белоруссии (56 и 57 место соответственно), а также ряду азиатских, латиноамериканских и африканских стран. Примечательно, что в 1995 г. она занимала 57 место. А в 1990 г. Советский Союз, в свои самые плохие годы, по этому же индикатору занимал 33 место. Таким образом, за восемь лет, почти 30 государств сумели обойти пореформенную Россию. Эта информация показывает, насколько плохо в России все обстоит с образованием.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления? Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей. Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять. В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире. В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви. Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит. Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество не имеет норм, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной.

Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.


Приоритеты воспитания. Перед мировой педагогикой и школой стоит глобальная цель - определить иерархию приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; персональных высоконравственных качеств; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; воспитание во имя мира.

Серьезные трудности в воспитании возникли на фоне урбанизации и экологического кризиса. Жизнь учащихся все более регламентируется рутиной учебных занятий. Современная цивилизация порождает в подрастающем поколении пессимизм, антигуманизм, снижение этического и нравственного уровня. Мир переживает вспышку молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, преступности. Изъяны в духовном развитии молодежи - результат множества слагаемых. Среди них - и проблемы воспитания и образования.

Вопрос демократизации образования. В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема осуществления демократизации образования. Существуют два различных подхода к этой проблеме. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия общего образования. Другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.

Понятие демократической системы образования предполагает доступность образования, автономию учебных заведений, преемственность ступеней школы, организацию учебного процесса, в котором формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Составная часть демократизации образования - гарантия права на образование. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности к той или иной образовательной подготовке. Достижение права на образование остается актуальным ввиду социального неравенства, которое ограничивает для многих возможность обучения. Современная эпоха породила противоречие между относительным демократизмом школьных систем и социальными факторами, препятствующими получение достойного образования. Образование и педагогика поставлены перед необходимостью посредством социальных и педагогических мер разрешить это противоречие, порожденное различиями в общественном и имущественном статусе. Гарантии права на образования предусматривают - обеспечение обязательного обучения. Между тем по-прежнему остро стоит проблема непосещаемости школы. Она особенно распространена в странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.

Проблема качества образования. Поддержание образования на высоком уровне – важное условие динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в образовании. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование. В США к 1985 г. полное среднее образование имело свыше 80 % взрослого населения.

Успехи образования отнюдь не безоговорочные. Они сопровождаются снижением качества подготовки учащихся. Подъем планки минимальной обучения породил раз­витие нового явления – функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.

Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он означает широкий спектр учебно-организационных мер, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества.

Вопрос о педагогических инновациях. Организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет определенные недостатки. Учащиеся нередко оказываются несостоятельны, когда от них требуются самостоятельность, инициатива, творчество. Глубокие корни пустили малопродуктивные методы обучения – заучивание, повторение, гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения остается подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на “учителя как центр обучения”, на “среднего учащегося ”, что далеко от запросов, способностей, устремлений молодежи. Необходимость преодоления экзаменационных барьеров с их стандартами и регламентациями нередко лимитирует живую мысль школьников и студентов.

В зарубежной педагогике необходимость обновления воспитания и обучения не вызывает сомнений. Наиболее непримиримую позицию занимают сторонники т.н. неинституционной педагогики. Один из ее зачинателей И .Иллич (род. 1926) (США) заявляет, что современная школа обречена на исчезновение и что следует полностью изменить ориентиры образования. Большинство педагогов, впрочем, далеко от подобного радикализма. Они хотят “влить новое вино в старые мехи”, т.е. совершенствовать существующую школу посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания.

Воспитание и политика. ВпедагогикеЗапада традиционно сильны стремления осуществлять воспитание вне политико-идеологических установок. Но, как показывает опыт, подобное воспитание является скорее декларацией, чем действительностью. Мировая школа уделяет значительное внимание воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу предлагается включать учебные ролевые игры (“Выборы”, “Стачка”, “Суд” и пр.), отводить больше места в учебном процессе общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980–1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

Нравственное воспитание. Основой воспитания является духовное, нравственное формирование личности. Но трактовка этого педагогический процесса в мировой педагогике противоречива. С одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой, – получают распространение идеи, исходящие из необходимости развития самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

В столкновении этих идей неоднозначно трактуется место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. По-прежнему сильна традиция, согласно которой педагог обладает неким правом “вето”, а его суждения должны быть для воспитанника непререкаемыми. Вместе с тем такой подход выглядит все более несостоятельным. Послушанию, основанному на безусловном авторитете педагога, противопоставляются иные характеристики педагогического труда: любовь к детям, инициативность, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями. Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются идеи гуманного, свободного воспитания. Усиливаются внимание к условиям жизни школьника. Возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Все большую популярность приобретает идеи, которые основаны на сотрудничестве учителя и ученика, когда воспитанник становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается обстановка радости и творчества.

Зарубежная школа накопила определенный запас идей гуманного воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Самоуправление учащихся и воспитание. Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления на Западе – система, при которой ученики помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов. Ученическое самоуправление, однако, не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оно находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. По этой причине были предложено создавать школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности – вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие в учениках самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Школьные советы улучшили психологический климат в школе. Тем не менее, и они не помогли полностью изжить авторитарное отношение педагогов к учащимся.

Воспитывающее обучение. Традиционная сфера интересов в мировой педагогике - воспитание в процессе обучения. Учебные программы современной школы за рубежом непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания учащихся. На особом месте при этом стоят предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки и пр.). Эти предметы рассматриваются как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.

В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях. Учебные программы предлагается обогащать новыми дисциплинами, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика, сексообразовательный материал. Эту тематику и материал включают и в традиционные предметы школьного образования.

Поликультурное воспитание. На исходе XX столетия закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего на Западе в воспитание внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. На фоне ослабления планетарного политико-идеологического противостояния на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Приобрело актуальность воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на такое воспитание. Один из таких проектов – учебные заведения международного бакалавриата, цель которых – воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений из 83 стран.

В педагогике и образовании особую злободневность приобрела необходимость учета культурных и воспитательных интересов субкультур в пределах общего образовательного пространства. Соответственно этому были сформулированы идеи поликультурного воспитания. Одним из первых теоретиков, выдвинувших в 1970-1980-х гг. эти идеи, явился американский педагог Дж . Бэнкс .

Концепция поликультурного воспитания означает признание необходимости в воспитании и образовании культурно разнообразного взаимодействия; учет в воспитании культурной принадлежности;усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни; формирование положительного отношения к многообразию культур и их представителям; рассмотрение культурного многообразия как позитивного условия воспитания; предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных этнокультурных групп; вариативность педагогических методик приобщения воспитанников к культурному многообразию. Ве­ду­щей целью поликультурного воспитания яв­ля­ет­ся уст­ра­не­ние про­ти­во­речия ме­ж­ду сис­те­ма­ми и нор­ма­ми вос­пи­та­ния и обучения до­ми­ни­рую­щих культур, с од­ной сто­ро­ны, и малых культур, с дру­гой. Соответственно ставятся две основных задачи: со­хра­не­ние куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия; вос­пи­та­ние в ду­хе об­ще­на­цио­наль­ной общности. При поликультурном воспитании изучает­ся ши­ро­кий спектр дис­ци­п­лин гума­ни­тар­но­го, эс­те­тичес­ко­го, ес­те­ст­вен­нонаучно­го цик­лов, программу которых должны пронизывать идеи многокультурности. Важную роль играет дву­язычное и многоязычное обучение. Применяются также диа­лог, дис­кус­сия, мо­де­ли­ро­ва­ние, ро­ле­вые иг­ры, реф­лек­сив­ные ме­то­ды и пр. По­доб­ные формы и методы следует использовать с учетом конкретных педагогических задач.

Педагогическая роль новейших технических средств. В мировой педагогике идет осмысление педагогической роли новейших технических средств, являющихся плодом технотронной революции. Сторонники использования компьютерной техники в образовании опираются на ряд дидактических идей. Среди них - идея программированого обучения американца Б .Скиннера (1904 -1990). Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания. Иначе трактовал проблему другой американский педагог - Г .А .Кроудер . По его представлениям, компьютер должен не только обеспечить общий для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.

В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы и стратегия применения новой техники в образовании. Сторонники технического детерминизма полагают, что электронное обеспечение поможет снять проблемы неуспеваемости, взаимодействия учащихся и преподавателей, индивидуализации преподавания и учения, экономии бюджета.

Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения. Работа с новейшей техникой позволяет осуществить две капитальные образовательные функции: приобретение определенных знаний и умений, а также использование при преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы по информатике, электронике, работа на компьютере и пр. Во втором случае активизируется и оптимизируется учебный процесс (персональные учебные задания, работа с “электронным редактором”, наглядное обучение)

Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, способом самообразования, корректировки классно-урочной системы. Вместе с тем использование этих средств породило трудности и проблемы. Не хватает педагогов, квалифицированно владеющих новой техникой. Нет уверенности в однозначно позитивных последствиях применения новейшей техники. Так, не решен вопрос, обеспечивает ли она прочное закрепление знаний. Не закрыта проблема гигиены и охраны здоровья детей при работе с электронными устройствами.

Во 2-ой половине XX в. начался новый важный этап осмысления роли технических средств в образовании технических средств. Первыми ласточками этапа были магнитофон, телевизор, обучающие машины механического типа. Они позволили по-но­вому организовать наглядное обучение, активизировали учащихся. Обучающие машины помогали контролировать степень формальных знаний. В 1960-х гг. школы ведущих стран, прежде всего США, стали использовать электронное оборудование. Был разработан применительно для школы сравнительно несложный компьютерный язык.

К насыщению образования новейшей техникой подталкивает перспектива их применения. Прогнозируется, что к началу 3-го тысячелетия до 60–70 % занятого населения ведущих стран мира будет пользоваться электронным оборудованием, и школа стремится быть готовой к этой ситуации. В развитых странах создаются общенациональные структуры ресурсов информационных, аудио и видеосредств для учебных заведений. Появляются специализированные хранилища таких ресурсов: аудио- и видеоцентры, особые учебные классы с новейшим оборудованием. Возникают планетарные электронные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользователей.

Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса. Среди них приоритетными оказались компьютеры и видеосистемы. Лучшие учебные компьютерные программы составляются так, чтобы неверный ответ учащегося был непременно скорректирован машиной. Такие уроки превращаются в увлекательную игру.

Принципиально новый путь обучения открыли компьютерные игры. Едва ли не главная их функция – обучение. На дисплее оживают фантазии школьника, предметы и явления окружающего мира. Возникает особый виртуальный мир, похожий на подлинный и отличающийся от него. Учащийся получает возможность управлять изображениями, т.е. почувствовать их наглядно. Компьютерные игры позволяют приобрести обобщенное представление о сходных ситуациях или предметах и, следовательно, развивают абстрактное мышление. Идет формирование логического мышления, поскольку школьник осознает, что предметы на экране – лишь знаки реальности. Улучшаются память и внимание детей. Игровая мотивация переходит в учебную, когда возникает интерес к содержанию задания. Кроме общеразвивающих игр, есть специальные компьютерные игры.

Параллельная школа. Мировая педагогика отводит особую воспитательную роль средствам массовой информации – так называемой параллельной школе. По масштабам воздействия на молодое поколение в “параллельной школе” лидирует телевидение. В ведущих странах мира сложились сети учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к окружающей действительности. Все больший масштаб набирают новейшие средства просвещения, в особенности паутина всемирной компьютерной связи (интернет).

Зарубежные педагоги считают необходимым тщательно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы. Педагогика исходит из того, что средства массовой информации помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых, что следует осуществлять специальную работу для педагогически оправданного усвоения различной информации.

На особое место среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, ставится деятельность, получившая наименование пресса в школе. Пресса в школе – специально организованная работа с учащимися для педагогически оправданного усвоения различной информации, поступающей из газет и журналов. Она популярна в старших классах школ ведущих стран мира.

Пожизненное воспитание. Начиная с 1960-х гг. мировая педагогика интенсивно разрабатывает идеи пожизненного (постоянного, непрерывного) воспитания. Сами идеи уходят в древность и зафиксированы в народной педагогике (“век живи, век учись”). В современной цивилизации эти идеи приобрели огромную актуальность и значимость, будучи ответом, на радикальные сдвиги в мировом сообществе, вызванные изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрестанном обновлении знаний и умений.

Под пожизненным воспитанием имеется ввиду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь школьного (институционного) и внешкольного (неформального) воспитания и обучения. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ. Суммируя концепцию пожизненного воспитания, можно выделить в ней следующие характеристики: образование не заканчивается с окончанием формального обучения и продолжается в течение всей жизни человека; учебные заведения, играют важную роль в образовании, но уже не занимают монопольного места; образование отличается гибкостью и диверсификацией программы, методов и сроков. Пожизненное воспитание ставит стратегическую педагогическую цель - формировать способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно.

В странах Запада и Японии ставятся задачи систематического осуществления пожизненного воспитания. Препятствием для пожизненного воспитания рассматриваются слабые связи, а зачастую и барьеры между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность во многих странах школьных кооперативов, культурно-просветительских центров (школа как центр общинного воспитания – США, воспитательный город – Франция, Дом свободного времени – Северная Европа и др.).

Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаут­ское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

Тесно связаны с проблематикой пожизненного воспитания концепции образования взрослых (андрагогика). Западные специалисты подчеркивают, что андрагогика не является аналогом концепции пожизненного воспитания, будучи одной из ее составляющих.

Официальная стратегия воспитания предусматривает содействие духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную тоталитарным режимом психологию нации, формировать у нее новые ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Обозначены ориентиры воспитания высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности. Выдвинута новая для образования задача - готовить молодежь к разнообразной деятельности за пределами России.

В прошлое ушли моноидеологическое коммунистическое воспитание, глобальная идеологическая конфронтация, которые накладывали негативный отпечаток на воспитание. В учебных заведениях запрещена деятельность политических партий. В теории воспитания возник идейный вакуум, который было необходимо заполнить новым содержанием. На его заполнение претендуют несколько концепций.

Концепции воспитания

Значительная число российских ученых фактически продолжает традиции марксистской педагогики и понимает воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, идущий прежде всего от задач социума. Цель воспитания определяется как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения. Подчеркивается, что в результате воспитания общественное должно быть представлено в индивидуальном, в перспективе чего происходит интеграция личности с коллективом. При выработке новой философии воспитания часть ученых предложила иные педагогические средства для прежней цели - формирования полностью социально детерминированного человека. Такой подход создавал иллюзию, будто методами социализации можно решить проблемы отдельной личности.

Оппоненты этого подхода предлагают демократическую концепцию воспитания, в основе которой лежат признание природной сущности и права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрение. Они представляют человека как существо одновременно природное и социальное.

Чтобы реализовать обе ипостаси, Олег Самойлович Газман (1936-1997) предложил осуществлять педагогику свободы, предусматривающую заботу о детских потребностях и интересах; защиту ребенка от природных и социальных опасностей; воспитание и обучение при гуманном содержании и гуманной направленности передаваемых норм поведения; передачу опыта гуманистических отношений; демократический стиль учения и преподавания. Педагогика свободы характеризуется как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также способов преодоления препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.


Демократическая педагогическая концепция провозглашает идейный плюрализм, отказ от идеологических крайностей при формировании подрастающего поколения. Подобная парадигма воспитания предусматривает идейную толерантность, свободу совести, т.е. право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, моральным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

Важной составляющей демократического воспитания в многонациональной России рассматривается поликультурное воспитание. Оно предусматривает, что объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, которая для нерусских наций и этнических групп - основной посредник с мировыми духовными ценностями. Учитывается также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели предлагает, в частности, этнопедагогика, одним из первых разработчиков которой является Геннадий Никандрович Волков (род. 1927 г.).

Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному социалистическому воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием единства и идеологической интеграции советского общества.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим.

На главную роль в воспитании претендует религиозная педагогика. Помимо приоритета религии, в нравственном воспитании ею делается акцент на необходимости усиления национального воспитания.

В общественной и педагогической мысли существует также парадигма этноцентризма, национализма, которая представляет значительную угрозу демократическим завоеваниям в воспитании и образовании.

Проблемы дидактики

Заметно изменились подходы к содержанию образования. Так, переход на новые школьные программы предусматривает, что учащиеся должны получать равную общую подготовку. В то же время единый общеобразовательный стандарт рассматривается лишь как минимальный уровень приобретаемого образования. Предусмотрено сокращение обязательного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в программах обязательного и выборочного материала, предлагались учебные программы с тремя компонентами: федеральным, национально-региональным и школьным. Федеральный компонент должен обеспечивать целостность образования по стране и включать ту часть содержания образования, где выделены учебные курсы общекультурной и общегосударственной значимости: русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия. Национально-региональный компонент должен отражать потребности субъектов Российской Федерации (национальное, региональное своеобразие культуры: родной язык и литература, история, география региона и т.п.), а школьный компонент - специфику образовательного учреждения.

Было определено, что базовый уровень среднего образования может достигаться при помощи разнообразных вариантов программ. Вариативность должна усиливаться от младших к старшим классам. Базисный учебный план неполной (основной) школы должен включать максимальный и минимизированный наборы образовательных областей: базисный план полной средней школы - тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы. Но здесь обучение предложено строить по принципу профильной дифференциации.

В России, как и в других ведущих странах мира, приобрела остроту проблема дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Новая ситуация породила необходимость качественно иной системы диверсификации общего образования. Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся - глобальная тенденция современной школы.

Одним из важных направлений дифференциации рассматривается обучение одаренных, талантливых детей и подростков. Российскими учеными формулируются несколько основных типов одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе, - академическая (ярко выраженная способность учиться); интеллектуальная (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты); творческая (нестандартное мышление и видение мира). Утверждается, что при всех различиях одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и наслаждении от умственного труда. Называются и другие типичные признаки: стремление и умение общаться со взрослыми, повышенная эмоциональность, чувство юмора, особая речь.

Педагоги задаются вопросом: какой должна быть организация обучения одаренных? Ответы разные. Предлагается обучать талантливых детей в обычной школе или в специальных учебных заведениях. Сторонник последнего варианта В.Юркевич пишет: «Нужны школы, где всерьез думают о развитии детей, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей, исходя из уникальности каждого ребенка. Учиться должно быть не только интересно, но и трудно... Работа с одаренными - далеко не праздник, а тяжелый и ответственный труд... Хлопот с ними много, но и радости от этих хлопот - особенные».

В поле внимания педагогов остаются дети с отклонениями в физическом и умственном развитии. Проблема отражает печальную реальность массового рождения детей с различными патологиями вследствие наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей. Определение для них особого образования - важное направление педагогических исследований. Предложены перспективные методики обучения «необучаемых» детей. Эти методики, в частности, исходят из того, что умственно отсталые дети прекрасно сознают и переживают свою ущербность, но совершенно не переносят, когда с ними обращаются как с инвалидами.

Особая проблема дифференциации - компенсирующее обучение, т.е. дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся. Оно - ответ на рост неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Компенсирующим обучением в российской школе предусмотрены прежде всего дополнительные занятия и повторное обучение. Многие педагоги считают, что второгодничество создает иллюзию компенсирующего обучения. Они ссылаются на психолого-педагогические наблюдения, из которых следует, что повторное обучение часто не только не повышает уровень подготовки, но и педагогически вредно, поскольку второгодники теряют уверенность в себе, становятся трудными детьми.

При решении задач развития социально-нравственных качеств, успешной адаптации к условиям школьной жизни, формирования учебной мотивации слабых, социально и педагогически запущенных ребят предлагаются определенные методики. Для терапии неуспеваемости предлагается в отношениях с учеником руководствоваться некоторыми правилами: «не бить лежачего» (не наказывать дважды за одни и те же ошибки); не замечать более одного недостатка в минуту; не требовать одновременно выправлять несколько недостатков (если вас, например, беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности пересказа); хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение; сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами; не скупиться на похвалу; выделять любой успех; ставить предельно конкретные и реальные цели.

Органическая часть дифференциации образования - ориентация: распределение учащихся по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Подчеркнем, что ориентация пока не стала предметом специальных систематических педагогических исследований.

В современном обществе назрела и глубинная потребность осмысления социальной системы и института образования как важнейшей компоненты и канала инновационных процессов, технологий, трансформаций. Образование, которое часто являлось институтом охранения традиций и соответствующих социальных влияний, и даже консервативных установок общества, должно стать моделью инновационных технологий и нового менталитета. Современный философский подход при этом, безусловно, должен сохранить историческую установку на глубинное внимание к смыслосодержащим ориентирам на развитие и саморазвитие индивида и личности, их мировоззренческой трансформации, а также интенцию и установку на процветание общества и философскую рефлексию над постоянным вниманием самого общества к современной политике и практике в области образования.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:

Ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки - людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

~ переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

  • - возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  • - демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • - динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
  • - рост значения человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.

К. Е. Сумнительный выделяет ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

  • - между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;
  • - между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;
  • - между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;
  • - между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

На систему образования возлагается особая роль - готовить высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, обладающих огромнейшим набором разнообразных компетенций, знаний, умений и навыков .

В ходе образования у человека должна быть сформирована система навыков, ценностей и моделей поведения, общей основой которых являются всемирно признанные ценности. Образование должно быть направлено на формирование личности, которой присущи:

  • порядочность, честность, справедливость;
  • открытость, готовность обсуждать и выслушивать;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • самоуважение;
  • уважение и терпимость по отношению к другим (отдельным лицам, представителям этнических и культурных групп), их образу жизни;
  • забота о благосостоянии общества;
  • приверженность идеалам демократии;
  • патриотизм и гражданственность;
  • понимание ценности образования как открывающего путь к новым представлениям, понятиям, творческим возможностям.

В современных социокультурных условиях обучение и воспитание должны:

  • обеспечивать правильное понимание ценности свободы, условий ее реализации, ее значения как для развития общества, так и для жизни человека;
  • формировать у каждого человека чувство личной ответственности, добиваться понимания ценности служения обществу, чувства солидарности при решении проблем построения демократического общества;
  • содействовать формированию способности признавать различия в оценках реальности, а также навыков общения и сотрудничества с другими;
  • вырабатывать умение действовать в духе терпимости и ответственности в отношении социальных, политических, культурных и экологических аспектов жизни общества;
  • развивать умение идти на уступки и стремиться к поиску возможных уступок при решении различных задач строительства демократического общества и плюралистического мира;
  • формировать понимание того, что, отстаивая свои взгляды, необходимо быть готовым вести диалог, проявляя при этом уважение к другим, чувства солидарности и сопричастности;
  • развивать способность делать обоснованный выбор, исходя в своих решениях и действиях из правильного анализа ситуаций и информации;
  • содействовать формированию у граждан чувства ценности окружающей среды и понимания необходимости ее охраны в качестве основы устойчивого развития человечества;
  • формировать ценностные ориентации и обеспечивать овладение знаниями, необходимыми для понимания международного аспекта устойчивого развития;
  • развивать самостоятельность, критичность мышления;
  • учить преодолевать трудные и неопределенные ситуации.

Для достижения перечисленных целей в системе образования

необходимы изменения в педагогическом процессе. Они должны включать: изменение содержания программ, разработку и распространение новых методов воспитания, создание методических пособий, оснащение современным оборудованием, подготовку учителей и других работников образования, введение новых форм управления учебными заведениями.

В.И. Загвязинский отмечает, что «первый, самый важный шаг к реализации истинно гуманистической миссии образования, выполнению его современных функций и приданию ему опережающего характера состоит в том, что все, кто формирует образовательную политику, инициирует образовательные инновации, составляет стандарты, программы и учебники, аттестует образовательные учреждения, поняли, что знание - важный компонент, несущий каркас образования, но все же не его конечный результат, не основной продукт образовательного процесса, не то, что определяет его качество, показатель которого - степень достижения целей, соответствие полученного продукта тому, что было заложено, спроектировано. И тут главное - не сами знания, а процесс превращения информации в знание, присвоение этого знания через смыслообразование, иными словами, то, что привносит его использование и добывание в формирующуюся личность, в систему ее отношений с социумом».

Необходимо обратить внимание на то, что главной целью и продуктом воспитания является развитие, становление личности, ее способностей, социальных качеств, самобытности. В.И. Загвязинский выделяет в качестве стратегических ориентиров четыре основные цели и, соответственно, четыре продукта воспитания :

  • 1) личность, обладающая многообразными качествами, в том числе творческими, высокой нравственностью, гражданственностью, способная к самореализации и нацеленная на служение обществу (личностные, личностно-развивающие, человекосозидающие цели и продукты образования);
  • 2) грядущий социум - те отношения между людьми, характер человеческих сообществ, в которых будут жить люди, способные ксоциальным инновациям, толерантности и социальной модернизации (социальные цели и социальные образовательные продукты);
  • 3) экономика знаний - тот «человеческий фактор», который необходим для построения и развития инновационной экономики (экономические цели и результаты);
  • 4) культуросбережение и культуросозидание - культура признана основой содержания образования (сюда, конечно, в качестве ядра входит наука, но содержание культуры намного шире), априоб- щение к культуре, воспитание способности умножать культурное богатство Отечества квалифицируется как важная цель образования (культуропреемственные и культуротворческие цели и результаты).

В.И. Загвязинский определяет некоторые важные направления реализации образовательной стратегии в современных условиях :

  • следует предпринять меры по гармонизации декларируемой и совершенно обоснованной социальной стратегии и во многом не соответствующей ей рсазьной образовательной политики как в центре, так и на местах; образовательная практика несет большой позитивный заряд гуманистических традиций, но нуждается в серьезной модернизации в свете новых задач и возможностей современных информационных технологий;
  • для коррекции образовательной политики в центре и на уровне регионов и приведения ее в соответствие с принятыми стратегическими установками среди прочего требуются отмена или серьезная трансформация ЕГЭ; восстановление статуса воспитания и воспитателей; меры по сохранению и углублению гуманитарного образования; государственная поддержка не только учителей, но и других работников образования: социальных педагогов, психологов, руководителей секций и кружков, медиков и т.д.;
  • нужно обеспечить научное обоснование управленческих решений на основе расчета не только затрат, но и отдаленных экономических, социальных и личностных эффектов, для чего необходимы современные методики социально-экономического и психологопедагогического прогнозирования и опережающего экспериментирования;
  • требуются выяснение и реализация способов интеграции традиционных и новых подходов, идей и методов образования, с тем чтобы в процессе освоения информационных и коммуникативных технологий обеспечить их развивающее влияние, используя потенциал педагогики сотрудничества, личностно-ориентированных подходов, уровневой и типологической дифференциации, проектной и учебно-исследовательской деятельности, методики коллективной творческой деятельности и других надежно зарекомендовавших себя подходов, соединив их с громадными развивающими возможностями самих новых информационных технологий (возможностями поиска и выбора вариантов, самостоятельного выбора познавательных маршрутов, просчета вероятных последствий, оперирования в виртуальном пространстве и др.);
  • продуктивным направлением в русле комплексного культурологического подхода в настоящее время выступает компетентност- ный подход к определению ориентиров, содержания и методов образования. Последовательное и полное воплощение компетентностного подхода - действительно один из способов реализации культурологической концепции, ибо он вбирает ценностно-мотивационную, знани- свую, деятельностно-операциональную составляющие, предусматривает готовность к деятельности, активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.

По мнению А. М. Лобок , в целях решения проблем современного воспитания необходимо формировать школу нового поколения, которую нельзя «сочинить» как некую педагогическую утопию - школу, которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих школ и в инновационной деятельности наиболее талантливых педагогов. По сути дела речь идет о смене образовательной парадигмы - о смене той суммы скрытых «правил игры», на которых строится практика современной школы, о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров, и на этом основании - о смене суммы тех видов деятельности, из которых сплетается ткань ее образовательной повседневности.

А.М. Лобок пишет о трех группах образовательных приоритетов, задающих формат и определяющих специфику школы нового поколения. Это приоритеты, ориентированные на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития .Тем самым ставится вопрос и о смене представлений о нормах образовательной эффективности, о выработке принципиально новых ориентиров и инновационных форм и методов в воспитании, позволяющих вести речь об образовательной эффективности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №295 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Основные цели и задачи, механизмы реализации приоритетного национального проекта «Образование» с2006 года подтвердили эффективность решений поцелевой поддержке приоритетных направлений модернизации системы образования: повышение социального статуса педагогов, поддержка талантливой молодежи, ведущих вузов, конкурсное распределение средств федерального бюджета иконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственной программой на период 2013-2020 годов предусмотрено применение инструментов национального проекта «Образование» в части поддержки приоритетных структурных преобразований на всех уровнях образования.

Общие принципы образовательной политики России определены в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Эти документы тесно взаимосвязаны с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», развивая и дополняя их. Вместе с тем они раскрывают главные концептуальные основания образовательной политики на современном этапе и определяют приоритеты и меры в реализации генеральной, стратегической линии в среднесрочный период - модернизации образования.

Современная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритетной задачей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия - это интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Педагогическая стратегия - это высший уровень перспективной теоретической разработки главных направлений педагогической деятельности. Она реализуется в профессиональных умениях методологического характера: проникновения в сущность явления, его реальный смысл, явные и скрытые причины, установления связей смыслов теории и практики, определения целей, постановки задач воспитания и обучения на основе принципов, выбора условий и средств педагогического взаимодействия. Педагогическая стратегия обеспечивает успех тактики, т.е. прямых и опосредованных отношений с учащимися в процессе их воспитания и обучения.

До недавнего времени понятие «стратегия» в педагогике не рассматривалось. С начала 90-х гг. оно начинает применяться в психологии и философии при обосновании средств, необходимых для долговременного и эффективного прогнозирования личностью программ своей самореализации, выбора цели, определения жизненной позиции и т.д. Следует отметить, что понятие «стратегия» рассматривается в этих науках в аспекте самостановления человека, его самостроитель- ства, где внешняя помощь не предполагается.

Стратегия как общий глобальный проект имеет временную процессуальную характеристику. По мнению И.А. Зимней, это долгосрочное планирование реализации цели деятельности на основе прогнозирования характера развития и изменения объекта планирования, в нашем случае - воспитания. Это планирование - многомерное образование, включающее прежде всего определение дерева целей и реализующих их задач.

Стратегия предполагает определение субъектов деятельности, их подготовку и распределение по соответствующим задачам, а также разработку способов, методов, организационных форм, обеспечивающих реализацию целей. В то же время любая стратегия - это предваряющее деятельность и текущее исследование закономерностей объекта стратегии, в данном случае - воспитания. Говоря об общей стратегии, необходимо также ответить на вопрос, стратегия какого процесса имеется в виду - процесса реализации:

  • 1) того, что актуально существует (стратегия сохранения);
  • 2) того, что изменяется или должно быть изменено стратегия изменения);
  • 3) того, что развивается (стратегия развития);
  • 4) стратегия предотвращения.

При всей условности такого разграничения можно определить доминанту одной из них. Применительно к воспитанию как процессу, целенаправленного комплексного педагогического воздействия на обучающегося посредством специально создаваемых для этого условий и ориентированного на общественные ценности и личностное развитие, общая стратегия воспитания рассматривается следующим образом:

  • - это комплексное образование, направленное на предотвращение возможных негативных последствий личностного развития человека в сложившейся в современной России ситуации общественных перемен, являющихся следствием глобальной деидеологизации, отсутствия четкой социальной политики в области образования, упразднения воспитательных программ и т. д. и одновременно направленная на сохранение и дальнейшее развитие всего того позитивного, что накоплено в опыте общественного развития народа;
  • - это комплексное проектирование на 15 - 18 лет духовного противостояния обучающегося реальной утилитарно-прагматической практике повседневной жизни, противостояния массированному воздействию СМИ, центрированному на агрессии, силе, конверсии жизненных ценностей и т. д.;
  • - это последовательная разработка концептуальных основ в социально-политическом, экономическом, организационно-методическом, социалыю-психологичсском, психолого-педагогичсском и других планах;
  • - это многосторонняя программа, включающая развернутую последовательную подготовку кадров недагогов-воспитателей, разработку и технологию создания образовательных, воспитательных систем, сред, определение целей и преемственности каждой их них для разных ступеней образования; определение организационных форм воспитания.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка . Она направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Положения проекта Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Основ государственной молодежной политики до 2025 года», задачами «Основ государственной культурной политики», с положениями «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции развития дополнительного образования детей» в части определения ориентиров государственной политики вефере воспитания.

Стратегия имеет конвенциональный характер. В ходе обсуждения проекта Стратегии были выделены некоторые недостатки, которые члены экспертной комиссии рекомендовали устранить. К таким замечаниям относятся:

  • 1) отсутствие в проекте Стратегии четко закрепленных и ясно выраженных нравственно-ценностных основ воспитания, соответствующих культурным и нравственным традициям русского народа и других народов Российской Федерации, притом что это является необходимым условием для соответствия содержания воспитания духовно-нравсп венным ценностям и потребностям российского общества;
  • 2) закрепление в числе доминирующих концептуальных основ проекта Стратегии положений, способствующих внедрению в организацию и содержание процесса воспитания детей идеологии нравственного релятивизма, ведущего к аморализму (посредством установок на обеспечение «вариативности ценностных систем» и на «нравственное самоопределение детей»);
  • 3) придание гипертрофированного значения идеологической задаче формирования российской гражданской идентичности при полном игнорировании необходимости формирования также и национально-культурных (этнических) идентичностей русского народа и других народов (этносов) России, которые необходимо сохранять и укреплять;
  • 4) значительная внутренняя структурно-логическая и терминологическая рассогласованность проекта Стратегии, наличие в нём большого количества неадекватных формулировок;
  • 5) существенные недостатки предлагаемых в проекте механизмов реализации Стратегии.

Подробные материалы обсуждений Стратегии представлены в материалах интернет-сайтов . Некоторые предложения рабочей экспертной комиссии вошли в окончательный вариант документа. Например, отмечена необходимость развития у детей чувства долга, признана роль библиотек как места приобщения детей к культуре, указано на важность в процессе воспитания давать знания по истории родной страны. Убраны такие неопределенные общие формулировки, как «риски современного детства» и «переосмысление ценностей», способные привести к ювенальному перекосу при реализации Стратегии. Нашло отклик в рабочей группе предложение по изучению влияния новых информационных и коммуникационных технологий на психику детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие, а также на формирование личности в целом.

Большим плюсом Стратегии является закрепление необходимости формирования у детей ответственного отношения к домашним обязанностям - теперь ювеналам будет проблематично относить домашние обязанности к нарушению «прав и законных интересов» ребенка. Кроме того, в развитии системы воспитания предусмотрено также развитие форм включения детей в трудовую и общественно полезную деятельность. Это дает основания для внесения соответствующих положений в устав школ (раньше было проблематично привлекать детей к общественно-полезному труду в школе), что непременно будет влиять на воспитание у детей ответственного отношения к обязанностям.

Необходимо отметить, что принятый документ, несмотря на определенные положительные моменты, пока не стал стратегическим поворотом процесса воспитания в стране. Результат реализации Стратегии развития воспитания будет зависеть от конкретных исполнителей. Поэтому за реализацией Стратегии надо будет следить и при необходимости отстаивать, основываясь на ее же положениях.

Вопросы для обсуждения:

  • 1. Каковы тенденции развития мирового и российского образования? В чем они совпадают и чем отличаются?
  • 2. Каковы цели и прогнозируемые результаты процесса модернизации образования?
  • 3. Каковы основные направления модернизации образования в современной России.
  • 4. Какие необходимы условия для успешности модернизации образования? Какие риски связаны с его инновационным развитием?
  • 5. Каковы, на Ваш взгляд, образовательные приоритеты и ключевые векторы развития современной школы?
  • 6. Как изменялось значение категории «воспитание» в 20 веке? Каково Ваше представление об актуальности и значимости этого феномена?
  • 7. Каковы актуальные проблемы воспитания на современном этапе развития общества и системы образования?
  • 8. Для каких целей в педагогической деятельности используется понятие «стратегия»? Обоснуйте свое пояснение с двух позиций: с точки зрения традиционной и гуманистической педагогики.
  • 9. Как вы понимаете утверждение о том, что умения стратегического планирования отличаются от способностей и характера человека? Какой, в связи с этим, смысл приобретает понятие «ценность жизни»?
  • 10. Почему при выборе педагогической стратегии эмоциональная реактивность оценивается ниже, чем смысловая активность?
  • 11. Чем можно объяснить недавнее отсутствие внимания науки и практики к выбору учителем педагогической стратегии?
  • 12. Каковы основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года? Опишите механизмы ее реализации.
  • 13. Охарактеризуйте основные направления развития воспитания на современном этапе.

Задания для самостоятельной работы:

  • 1) На основе изученной литературы проведите анализ процессов реформирования и модернизации в образовательной сфере. Подготовьте сообщение

Смысл контовского понимания реформы образования состоит в отказе от католической системы обучения и воспитания , которая могла быть пригодна только в Средние века. Конт критикует средневековую систему и за то, что тогда воспитание преобладало над образованием, восхищались же реальной мудростью весьма невежественных рыцарей.

Новое образование (он его называет высшим народным образованием) должно быть в первую очередь всеобщим и общедоступным. В "Духе позитивной философии" французский мыслитель пишет, что "образование имеет своим прямым предназначением всеобщее воспитание, необходимо изменяющее, вопреки всякой противной тенденции, его характер и направление". И далее: "...всеобщее распространение главных приобретений положительного знания назначено теперь... для удовлетворения потребности, уже весьма резко выраженной у широких кругов общества, которое все более и более сознает, что науки вовсе не созданы исключительно для ученых, а существуют преимущественно и главным образом для него самого" [Конт. 1996. С. 71].

Конт считает, что необходимо в первую очередь распространение в массах реальных знаний. Именно таким образом общество окажет новой школе услугу, которая станет равноценной той, которую оно само от нее получит. На базе такого широкого, всеобщего, народного образования станет возможным взаимодействие, и даже установление союза между пролетариями и философами, без которого, был убежден Конт, позитивного общества не создать. При этом необходимо поднимать образовательный уровень пролетариата до осознания им задач и проблем позитивного общества.

Все образование человека (а оно в трактовке Конта охватывает период от рождения до совершеннолетия) делится им на две части. Первая связана с обучением и социализацией в семье, развитием эстетического вкуса, началом обучения ремеслу и завершается с появлением половой зрелости. Вторая часть не может быть только домашней, так как она требует школьного преподавания, в котором большинство родителей сможет принимать только второстепенное участие. Однако при этом ребенка нельзя лишать семейной жизни , без которой невозможна нравственная эволюция личности. Значительный вклад в пополнение образования , считает Конт, могли бы внести путешествия, польза от которых весьма велика.

Содержанием второй части образования должно стать изучение, прежде всего, тех шести наук, которым Конт уделяет особое внимание в своей классификации. Правда, в "Общем обзоре позитивизма" он специально подчеркивает роль еще одной, крайне важной для образования пролетариев, науки - истории. Преподавание, по мнению Конта, должно быть независимым от влияния какой-либо официальной доктрины и правительства. Поскольку пролетарии не питают более никакого доверия к теологии, полагает он, ее преподавание не следует включать в систему их образования .

Французский социолог считает, что в деле развития и распространения образования особую роль играет государство, причем речь идет об образовании исключительно для пролетариев. Об образовании для остальных классов и слоев общества Конт не говорит.