Уход за здоровым новорожденным ребенком. Уход за недоношенными детьми в стационаре и после выписки

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра терапии и сестринского дела с уходом за больными

Утверждаю

Зав. кафедрой,

Профессор Назифуллин В.Л.

«___»____________2014 г.

Лекция по дисциплине «Сестринское дело-2»

Тема: «Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля»

Тема: Особенности реализации плана системного ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля.

Системный уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обеспечить успех лечения.

В ряде случаев больные нуждаются в применении специальных методов ухода, что зависит в первую очередь от характера заболевания.

На всех этапах деятельности медсестры при осуществлении сестринского процесса обязательными условиями являются:

Профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общение, анализ и интерпретация полученных данных;

Создание доверительной обстановки при общении с пациентом;

Соблюдение конфиденциальности;

Согласие и взаимодействие пациента, планирование и реализация сестринского процесса по организации ухода;

Организация сестринского системного ухода за терапевтическими больными взрослыми и детьми начинается с выяснения жалоб (т.е. расспрос анамнеза заболеваний, анамнеза жизни), выявление проблем пациента, нуждающегося в удовлетворении и оценки общего состояния здоровья.

При оценке общего состояния больного взрослого и ребенка терапевтического профиля медсестра определяет:

    Сознание пациента (ясное, адекватная реакция на окружающую обстановку), ступор (оглушение), сопор (глубокая стадия оглушения, беспамятство), кома (полная потеря сознания, утрата реакции на внешние раздражители).

    Положение больного в постели: вынужденное, пассивное, активное.

    Температура тела: нормальная, субфебрильная лихорадка(36,4-37⁰), гиперпиретическая лихорадка.

    Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата (цвет, развитие подкожно-жировой клетчатки, тонус, тургор кожи, сосудистый рисунок, отеки и.т.д.).

    Состояние сердечнососудистой системы, и органов дыхания, пищеварения, почек и мочевыводящих путей.

    Функции жизненно-важных органов.

    Характер заболеваний (легкой тяжести, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое течение).

Наблюдая за больными в процессе системного ухода, оценивается общее состояние. Различают:

Удовлетворительное,

Средней тяжести,

Тяжелое,

Крайне тяжелое,

Терминальное,

Состояние клинической смерти.

Системный уход – это поддержание санитарного порядка в помещении, где находится больной, забота о его удобной постели, чистоте белья и одежды, организация питания, помощь при приеме пищи, туалете, физиологических отправлениях и.т.д., выполнение всех предписанных медицинских процедур и лекарственных назначений, а также непрерывное наблюдение за самочувствием, состоянием больного.

Специальный уход включает особенности ухода, обусловленные спецификой того или иного заболевания или повреждения.

Правильно построенный режим обеспечивает пациентам своевременное питание, выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий, полноценный отдых, а также способствует поддержанию соответствующего санитарного состояния в палатах (отделении).

Младшая медицинская сестра обязана следить за соблюдением в отделении тишины, своевременным отключением осветительных приборов, радио, телевизора во время дневного и ночного отдыха. Соблюдать правила внутреннего распорядка необходимо всем медицинским работникам. Четкий режим наряду с другими правилами способствует поддержанию лечебно-охранительного режима в лечебно-охранительном учреждении (отделении).

Каждому пациенту в зависимости от тяжести состояния назначается определенный индивидуальный режим.

Строгий постельный режим . Пациенту не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться.

Все гигиенические мероприятия, физиологические отправления больной совершает в постели. Младшая медицинская сестра ухаживает за пациентом, кормит его, следит, чтобы он не вставал, осуществляет все мероприятия, необходимые для выполнения правил личной гигиены тяжелобольного.

Постельный режим. Пациенту разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее. Кормление и мероприятия личной гигиены ему помогает выполнять младшая медицинская сестра.

Полупостельный режим . Пациенту разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати. Кормление происходит в палате. Мероприятия личной гигиены пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью младшей медицинской сестры (в зависимости от устройства палаты).

Общий режим . Пациент самостоятельно себя обслуживает, осуществляет мероприятия личной гигиены, свободно ходит по палате, по коридору, в столовую. Ему могут быть разрешены прогулки по территории больницы.

Наблюдение за состоянием больного – важный элемент ухода. Лечащему врачу необходимо сообщать обо всех изменениях, происходящих с больными. Обращают внимание на психику: нет ли нарушения сознания, настораживающих отклонений в поведении, изменений в эмоциональной сфере. Положение тела больного может быть активным, вынужденным, пассивным. Активное – это обычная или достаточная подвижность больного, при пассивном положении отмечается его обездвиженность или малая подвижность. Для некоторых болезней характерно вынужденное положение больного; например, при согнутых в коленях и приведенных к животу ногах уменьшается боль у страдающих некоторыми заболеваниями органов брюшной полости; положения, сидя или полусидя облегчает дыхание при удушье. При ряде заболеваний отмечается судорожные подергивания определенных групп мышц или общие судорожные припадки, при их появлении нужно вызвать врача. Обращают внимание на изменение окраски кожи, повышение или понижение температуры тела, появление высыпаний, зуда, выражение лица, которые могут указывать на улучшение или ухудшение состояния. Бледность, легкую желтизну кожи и видимых слизистых оболочек лучше выявлять при дневном свете. При обнаружении на коже сыпи надо обратить внимание на ее цвет, вид, а также характер распространения. Ценной информацией для врача могут служить данные о резких изменениях цвета мочи и кала больного. Необходимо следить также за переносимостью лекарственных препаратов и при появлении кожных высыпаний, зуда, жжения языка, тошноты, позывов на рвоту надо воздержаться от очередного приема лекарства до консультации с врачом.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Многие заболевания у людей пожилого возраста протекают атипично, вяло, без выраженной температурной реакции, с присоединением тяжелых осложнений, что требует особого наблюдения.

Пожилые люди нередко проявляют повышенную чувствительность к нарушениям температуры окружающей среды, питанию, к изменению светового и звукового режима, к лекарствам. Подверженность их к инфекциям, воспалительным процессам обязывает к особому тщательному гигиеническому уходу. Эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость психики; а при сосудистых заболеваний мозга – резкое снижение памяти, интеллекта, самокритичности, капризность, беспомощность, а подчас и неопрятность, требуют особого внимания и терпения со стороны близких и медсестры.

Учитывая склонность пожилых и старых людей к застойным явлениям, сопровождающимся пневмонией, рекомендуется в пределах допустимого поддерживать их активность (чаще поворачивать и.т.п.). Нередко врач стремится ограничить постельный режим этим больным, назначает массаж, дыхательную гимнастику. Все это надо обязательно выполнять, несмотря на то, что такие процедуры и сокращение срока постельного режима иногда вызывают недовольство больных.

Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним.

Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться – постараться умерить его активность, например, удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается с рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями сохраняют до прихода врача. При наличии в семье других детей, заболевшего изолируют от них.

Уход за больным ребенком, помимо применении лекарств, включает соблюдение правил личной гигиен; содержание в чистоте помещения и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление, доступных развлечений и игрушек, ласковое, спокойное, и терпеливое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предварительно подготовив таз, ковш с водой; мягкое полотенце, зубную щетку, зубную пасту и.т.д. При утреннем туалете нос и уши прочищают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом. Полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

Подмывание ребенка в зависимости от его состояния приводят ежедневно утром и вечером, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде.

Особенно тщательно должен быть гигиенический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение.

Особенности ухода за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля при различных заболеваниях.

Особенности системного ухода за больными с заболеваниями органов дыхания.

Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всех болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными бронхитами, пневмониями, аллергическими заболеваниями (респираторные аллергозы), бронхиальная астма и др.

При поступлении в больницу детей с заболеваниями органов дыхания, их помещают в светлые, хорошо приветриваемые палаты. Дети грудного возраста, особенно новорожденные, госпитализируются в баксы.

Основными симптомами (существующими проблемами) заболеваний органов дыхания являются кашель (продуктивный, непродуктивный), затруднение дыхания, повышение темературы тела (лихорадка) , боль в грудной клетке, одышка, слабость. Потенциальными проблемами являются – осложнение заболевания, переход в хроническую форму.

Наблюдение за дыханием пациента следует вести незаметно и считать число дыханий положив руку на конец грудины при одышке и приступах удушья (астмы) число дыханий возрастает. В этих случаях, чтобы облегчить состояние, следует освободить грудь больного от стесняющей одежды и тяжелых одеял, придать ему полусидящее положение, создать доступ свежего воздуха, применять кислородо-терапию.

При кашле необходимо проследить за его характером и помочь больному придать такое положение при котором будет лучше отходить мокрота, медсестра должна определить цвет мокроты (гнойная, слизистая, кровянистая), пользоваться индивидуальной плевательницей с плотной крышкой.

При кровохарканье (выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле) обеспечить им полный покой, помочь пациенту принять удобное полусидящее положение с наклоном в пораженную сторону, во избежание попадания крови в здоровое легкое, на больную половину грудной клетки кладут пузырь со льдом.

При появлении боли в грудной клетке (чаще при плеврите), необходимо помочь выбрать удобное положение, хорошо укрыть, поставить горчичники. Если боли не уменьшаются, то в результате отвлекающей терапии, тогда осуществляется обезболивающая терапия.

При повышении температуры тела, сопровождающейся ознобом, сестра обязана:

Положить теплые грелки к ногам;

Напоить теплым крепким чаем;

При появлении одышки или удушья специалист сестринского дела должен немедленно сообщить врачу свои наблюдения; за характером одышки, частотой дыхания и принять меры для облегчения состояния больного: создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить и помочь больному принять удобное возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушку; освободить от стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха, при наличии назначения врача дать карманный ингалятор и объяснить, научить как им пользоваться, по показаниям ингаляции и оксигенотерапии.

В процессе ухода наблюдают за пульсом и артериальным давлением, чтобы своевременно предупредить развитие осложнений со стороны ССС (острой сосудистой и сердечной недостаточности).

При крупе – необходима безотлагательная помощь. Существующие проблемы при крупе: приступообразный лающий кашель, затруднение вдоха.

Сестринское вмешательство: немедленно вызвать врача, успокоить пациента, обеспечить приток свежего воздуха, дать теплое щелочное питье, провести отвлекающие местные процедуры (ножные ванны, горчичники на грудную клетку, теплые щелочные ингаляции), при развитии удушья немедленно проводят ИВЛ.

При острой дыхательной недостаточности помощь заключается в проведении оксигенотерапии, респираторно-ингаляционная терапия, ИВЛ.

Одышка по происхождению:

Легочная;

Сердечная;

Центральная (черепно-мозговая травма и др.);

Психогенная.

Первая помо щь при одышке:

    Вызвать врача.

    Ограничить физическую активность.

    При тяжелой одышке усадить пациента в кресло или в кровать.

    Придать возвышенное (сидячее) положение, подложив подголовник или несколько подушек под спину, или приподняв верхнюю часть функциональной кровати.

    Успокоить пациента и объяснить ему, что после того, как начнется лечение, одышка уменьшится.

    Постараться переключить внимание пациента.

Астма, или удушье (греч. аsthma – тяжелое короткое дыхание) – общее название остро развивающихся приступов одышки различного происхождения. Приступ удушья лёгочного происхождения вследствие спазма бронхов называют бронхиальной астмой. При застое крови в малом круге кровообращения развивается сердечная астма.

При появлении у больного одышки или удушья медсестра должна немедленно сообщить врачу свои наблюдения за характером одышки, частотой дыхания, а также принять меры для облегчения состояния больного:

    Создать вокруг больного обстановку покоя, успокоить его и окружающих.

    Помочь больному принять возвышенное (полусидящее) положение, приподняв головной конец кровати или подложив под голову и спину подушки.

    Освободить от стесняющей одежды и тяжелых одеял.

    Обеспечить доступ свежего воздуха в помещении (открыть форточку).

    При наличии соответствующего назначения врача дать больному карманный ингалятор и объяснить, как им пользоваться.

Пользование карманным ингалятором при бронхиальной астме:

    Снять с мундштука баллончик с аэрозолем защитный колпачок.

    Повернуть баллончик вверх дном и хорошо встряхнуть его.

    Попросить пациента сделать глубокий выдох, взять мундштук в рот, зажав его плотно губами.

    После начала вдоха нажать на ингалятор.

    Продолжать медленно вдох до заполнения лёгких.

    Задержать дыхание на 10 секунд или долго, как пациент может вытерпеть без неприятных ощущений.

    После этого попросить пациента вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

Количество доз аэрозоля определяет врач. После вдыхания глюкокортикоидов больной должен прополоскать рот водой для профилактики развития кандидоза полости рта. Глюкокортикоиды – гормоны коры надпочечников.

Боли в грудной клетке. При заболеваниях органов дыхания болевой синдром чаще всего связан с вовлечением в патологический процесс плевры (плеврит, плевропневмония, пневмоторакс, карциномитоз плевры и др.). Плевральные боли провоцируются дыхательными движениями, в связи с чем больные стараются дышать поверхностно.

Уход: придание больному удобного, ограничивающего дыхательные движения положения (на больном боку), выполнении по назначению врача простейших физиотерапевтических процедур (постановки горчичников и др.). При повышении у больного температуры тела выше 38 о С любые физиотерапевтические процедуры противопоказаны.

Необходимо по назначению врача обеспечить больному прием обезболивающих препаратов и лекарственных средств, уменьшающих кашель. При наличии у больного экссудативного плеврита (воспаления плевры с пропотеванием жидкости (выпотом) в плевральную полость) по назначению врача ему проводят плевральную пункцию.

Организация системного ухода за больными взрослыми и детьми при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Наиболее частыми симптомами заболеваний органов кровообращения являются боли в области сердца, отдышка и удушье (сердечная астма), головные боли, отеки и др.

Боли в области сердца – один из наиболее характерных признаков многих заболеваний. В одних случаях это проявление тяжелых органических заболеваний сердца и коронарных сосудов (стенокардия, инфаркт миокарда), в других – менее опасных болезней (кардионевроз). Боли в области сердца при острой коронарной недостаточности обусловлены спазмой или тромбозом коронарных артерий.

Запомните! При острой коронарной недостаточности характерны следующие признаки:

    Приступообразный характер боли;

    Локализация боли за грудиной (или несколько влево от нее);

    Иррадиация боли в левую руку, лопатку, плечо, шею;

    Быстрое прекращение или ослабление боли после приема нитроглицерина (за исключением случаев инфаркта миокарда, когда боли купируются только наркотическими анальгетиками);

    Однотипность условий, вызывающих боли (например, быстрая ходьба по лестнице, ночные боли и т.д.).

При инфаркте миокарда боли за грудиной с иррадиацией в левую руку и лопатку могут длиться от 20-30 минут до нескольких часов. Они более интенсивны, нередко купируются только после введения наркотических анальгетиков и часто сопровождаются страхом смерти.

Сестринское вмешательство: При возникновении у больного болей в области сердца следует немедленно вызвать врача, до прихода которого сестра должна оказать первую помощь.

Последовательность действий:

    Усадить или уложить больного, обеспечив ему полный психологический и физический покой.

    Дать больному нитроглицерин (1 таблетку под язык или 1-2 капли 1% раствора нитроглицерина на сахаре или на таблетке валидола) и 30-40 капель корвалола или валокардина.

    Поставить горчичники в области сердца и на грудину.

При оказании больному неотложной доврачебной помощи следует помнить, что действие нитроглицерина наступает быстро – через 1-3 минуты. У некоторых больных нитроглицерин вызывает сильную пульсирующую головную боль, которую можно предотвратить или уменьшить, дав вместо нитроглицерина 3-5 капель ментолового спирта и нитроглицерина на сахаре. Легкая головная боль и головокружение, шум в ушах не являются противопоказаниями к назначению нитроглицерина.

Если купировать боль не удалось, то дальнейшее лечение приводится по назначению врача.

Медицинская сестра в критических для больного ситуациях должна проявить выдержку, работать быстро, уверенно, без излишней поспешности и суетливости.

Необходимо помнить, что больные, особенно с заболеваниями органов кровообращения, мнительны. Поэтому сообщать больному обо всех обнаруженных у него изменениях надо достаточно тактично и осторожно, иначе состояние больного может резко ухудшиться. Не следует перешептываться за спиной больного, так как это часто воспринимается как желание скрыть от него что-то опасное.

Головная боль может быть симптомом многих заболеваний, при которых необходимо оказание экстренной помощи. Пульсирующая, давящая боль, часто локализующаяся в области затылка, является одним из первых симптомов гипертонического криза. Гипертоническим кризом называют резкое повышение у больных гипертонической болезнью артериального давления, сопровождающееся головной болью, головокружением, шумом в голове, тошнотой, иногда рвотой, мельканием «мушек» перед глазами. Медицинская сестра должна уметь оказать доврачебную помощь при гипертоническом кризе.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Уложить больного в постель с приподнятым изголовьем, обеспечив ему полный физический и психический покой;

    Обеспечить ему доступ свежего воздуха (можно ингаляции кислорода);

    Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы;

    Сделать горячие или горчичные ножные ванны, теплые ванны для рук, холодный компресс к голове;

    Приготовить необходимые лекарственные средства.

Удушье (сердечная астма) – один из грозных симптомов острой сердечной недостаточности. Приступ удушья появляется внезапно: дыхание становится частым (30-50 в минуту), клокочущим, слышимым на расстоянии, иногда выделяется пенистая розовая мокрота. Больные занимают вынужденное сидячее или полусидящее положение в постели, несколько облегчающее дыхание.

Возникновение приступа удушья требует оказания больному экстренной медицинской помощи.

Последовательность действий:

    Вызвать врача;

    Измерить артериальное давление;

    Придать больному полусидящее положение (при гипотензии) или сидячее (при гипертензии) положение;

    Если систолическое давление у больного не ниже 100 мм рт.ст., дать ему нитроглицерин;

    Начать оксигенотерапию с пеногасителем через маску или носовой катетер. Самым простым пеногасителем являются пары этилового спирта: 96% спирт наливают в дозиметр или специальный увлажнитель и пропускают через него кислород, идущий от баллона или по централизованной системе через носовой катетер. Более активным пеногасителем, который применяется тем же способом, что и спирт, является 10% спиртовой раствор антифомсилана;

    Через 5-10 минут после перевода больного в полусидящее (сидячее) положение наложить венозные жгуты на конечности (часть крови при этом депонируется в конечностях, уменьшается объем циркулирующей крови и облегчается работа левого желудочка).

В качестве жгутов можно использовать резиновые бинты или резиновые трубки. Накладывают их одновременно на три конечности: на ноги жгуты накладывают приблизительно на 15 см ниже паховой складки, на руку – примерно на 10 см ниже плечевого сустава. На руку вместо жгута можно накладывать манжетку от тонометра, нагнетая в нее воздух и одновременно используя ее для периодического контроля за уровнем артериального давления. Через каждые 15-20 минут один из жгутов снимают и накладывают его на свободную конечность.

Если приступ сердечной астмы или отек легких развился дома, больного госпитализируют в специализированной машине скорой помощи в кардиологическое отделение. При транспортировке больного головной конец носилок должен быть приподнят.

Обморок – это кратковременная потеря сознания, обусловленная остро возникшей недостаточностью кровенаполнения сосудов головного мозга. Обморок наступает обычно при сильных нервно-психических воздействиях (испуг, резкие болевые раздражения, вид крови), при переутомлении, волнении, в душном помещении.

Больной чувствует головокружение, тошноту, у него темнеет в глазах, он теряет сознание. Отмечается резкая бледность кожных покровов, холодный пот, похолодание конечностей, слабый частый пульс.

В неосложненных случаях обморок длится не более 20-40 секунд, после чего сознание полностью восстанавливается. Медицинская сестра должна уметь оказать больному помощь до прихода врача.

Последовательность действий:

    Уложить больного горизонтально (без подушки!) или приподнять ножной конец кровати;

    Открыть окно;

    Расстегнуть стесняющую больного одежду;

    Обрызгать лицо и грудь больного водой;

    Поднести в носу больного тампон или вату, смоченную нашатырным спиртом;

    Потереть им виски;

    Растереть виски и грудь больного руками;

    Похлопать больного по лицу ладонями или смоченными в холодной воде полотенцем;

    Положить грелки к конечностям и укрыть больного одеялом;

Коллапс – это клинические проявления остро развивающейся сосудистой сердечной недостаточности с резким понижением артериального давления и расстройствами периферического кровообращения. Наблюдается при инфаркте миокарда, острой кровопотере, травме и т.п.

В большинстве случаев коллапс развивается остро, внезапно: появляются выраженная слабость, головокружение, шум в ушах. Больные отмечают «пелену перед глазами», снижение зрения, похолодание конечностей. Сознание чаще всего сохраняется, но больные заторможены, безучастны к окружающему, почти не реагируют на внешние раздражители. В тяжелых случаях сознание постепенно затемняется и исчезает, могут наблюдаться судороги мышц лица и конечностей. Зрачки расширяются, сердечная деятельность ослабевает, это состояние может закончиться смертью.

При коллапсе кожные покровы и видимые слизистые оболочки вначале бледные, покрыты холодным липким потом. Вскоре губы, пальцы рук и ног становятся синюшными, затем цианоз распространяется на кисти рук, стопы. Черты лица больного заострены, глаза тусклые, запавшие, взгляд безразличный. Пульс на лучевых артериях учащенный, слабый, иногда с трудом ощутимый (нитевидный). Систолическое артериальное давление ниже 80 мм рт.ст., а диастолическое определить не удается.

Последовательность действий:

    Немедленно вызвать врача;

    Обеспечить больному полный покой, горизонтальное положение в постели без подголовника, с несколько приподнятыми ногами;

    Укрыть больного одеялом, к ногам положить грелки;

    Обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляции кислорода;

    Подготовить необходимые лекарственные препараты.

Заболевания, связанные с недостаточностью кровообращения:

Одним из тяжелых осложнений многих органических заболеваний сердца является хроническая недостаточность кровообращения. Она обусловлена прогрессирующим снижением сократительной способности сердечной мышцы, застоем крови в малом и большом круге кровообращения и задержкой жидкости в организме.

Наиболее характерными симптомами хронической недостаточности кровообращения являются:

    Одышка и периодически возникающие приступы удушья (приступы сердечной астмы);

    Отеки на ногах и в области поясницы;

    Выраженный цианоз (синюшное окрашивание кожи) конечностей, губ, ушных раковин, кончика носа;

    В тяжелых случаях – скопление жидкости в полости плевры (гидроторакс), в брюшной полости (асцит), в полости перикарда (гидроперикард);

    Прогрессирующее снижение функции всех органов: легких, печени, желудка, кишечника, ЦНС, почек.

В зависимости от выраженности тех или иных симптомов уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения отличается некоторыми особенностями. Больные с преобладанием симптомов застоя в малом круге кровообращения (в легких) почти постоянно нуждаются в приподнятом положении верхней половины туловища, так как в этом положении несколько облегчается одышка или удушье.

Осуществляя уход за больными с хронической недостаточностью кровообращения, следует помнить, что сердечные отеки на начальных стадиях заболевания могут быть скрытыми. В этих случаях задержка жидкости в организме проявляется быстрым увеличением массы тела и уменьшением выделения мочи.

Очень важно у больных с хронической недостаточностью кровообращения ежедневно определять количество выделенной за сутки мочи (суточный диурез), сопоставляя его с количеством выпитой и введенной парентерально жидкости (водный баланс). При подсчете количества выпитой жидкости учитывается не только чай, вода и т.п., но и супы, фрукты, овощи. Масса съеденных фруктов и овощей принимается целиком за количество поглощенной жидкости.

Для определения суточного диуреза пользуются специальными градуированным сосудом.

Последовательность действий:

    Мочу, выделенную больным в 6 часов утра, вылить (она не учитывается);

    Определять количество выделенной в течение суток мочи (до 6 часов утра следующего дня);

    В течение суток фиксировать количество выпитой жидкости (влючая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

    Данные, полученные при определении водного баланса, записать в температурный лист.

Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой больным за сутки жидкости. Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез ), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях (водянка полостей). Если моча выделяется за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе . Он наблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

Состояние водного баланса организма можно контролировать также путем взвешивания больного: увеличение массы тела свидетельствует о задержке жидкости.

Следует помнить, что в связи с необходимостью строгого соблюдения постельного режима и более частого мочеиспускания (прием мочегонных!) больные должны быть обеспечены мочеприемниками.

У больных с хронической недостаточностью кровообращения, как правило, отмечаются выраженные трофические изменения кожи, особенно в области развития отеков: на ногах, в области поясницы, крестца, лопаток и т.д. В этих местах легко возникают пролежни. Поэтому особенно важны для этих больных уход за кожей и профилактика пролежней.

Диета больного должна быть достаточно калорийной, легкоусвояемой, с включением растительной клетчатки, с повышенным содержанием витаминов и значительным ограничением соли и жидкости (диета №10, №10а). Лучше готовить пищу без соли, а соль выдавать на руки 3-5 г в сутки. Пища должна содержать продукты, богатые солями калия (картофель, капуста, курага, инжир) и кальция (молоко и молочные продукты), обладающие мочегонным эффектом. Целесообразно дробное питание: 5-6 раз в сутки. Режим питания и питья имеет большое значение в борьбе с отеками и застоем жидкости во внутренних органах.

Оказывая помощь больным с хронической недостаточностью кровообращения, медицинская сестра должна следить за работой кишечника : при запорах больному с отеками нужно ставить гипертоническую или масляную клизму.

При выполнении ежедневных плановых назначений врача может возникнуть необходимость в производстве срочной инъекции, во внутривенном капельном вливании или кровопускании и т.д. Умение выполнить все эти манипуляции является необходимым условием работы любой медицинской сестры, особенно обслуживающей больных с заболеваниями органов кровообращения.

Системный уход за больными взрослыми и детьми с заболеваниями органов пищеварения

Ведущая роль в структуре заболеваемости органов пищеварения принадлежит болезни желудка двенадцатиперстной кишки. Болезни органов пищеварения у детей и взрослых широко распространены как в качестве самостоятельного заболевания, так и в качестве сопутствующего при других заболеваниях. В последние годы у детей в 2,5 раза увеличился удельный вес тяжелых форм гастрита, гастродуоденита и язвенной болезни желудка. Чаще наблюдается у детей в возрасте 5-6 и 9-14 лет, что связано с периодами наиболее интенсивного роста и развития всех органов и систем. Также на рост частоты заболеваний органов пищеварения немаловажное значение оказывают ухудшения экологической обстановки, увеличения частоты аллергических заболеваний, режим повышенной нервно-психической нагрузки, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания.

Вот почему вопросы профилактики, ранней диагностики, лечения, организации ухода заболеваний органов пищеварения, особенно у детей, представляют собой сложную и большую медико-социальную проблему.

Основные симптомы (проблемы пациента):

Резкие боли различной локализации, чаще в верхней половине живота, в эпигастральной области;

Чувство тяжести в подложечной области;

Тошнота, отрыжка воздухом, может присоединиться неоднократная рвота (рвотные массы кислые с остатками непереваренной пищи); после рвоты, как правило, наступает облегчение;

Нарушение питания, сна;

Дисфункция кишечника (стул неустойчивый);

Общая слабость, вялость, снижение аппетита и др.;

Страх перед обследованием;

Риск возникновения осложнений.

Сестринский процесс:

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку больным и членам семьи.

Сестринское вмешательство:

До выявления причины, диагноза не следует давать болеутоляющие и слабительные средства, ставить клизмы, грелки, искусственно вызывать рвоту. Рвотные массы и испражнения лучше сохранить до прихода врача. При хронических заболеваниях ЖКТ (гастрита, колита, панкреатита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки) рекомендуется строго соблюдать диету и назначения врача.

Информировать родителей и ребенка, если позволяет возраст, о факторах риска развития заболевания, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактики, возможных осложнениях.

При обострении гастродуоденита, язвенной болезни госпитализировать пациента в гастроэнтерологическое отделение.

Создать атмосферу психологического комфорта. Вовлекать ребенка и его родителей в планирование и реализацию сестринского ухода.

Определить пульс, АД, характер боли, рвоты, физиологических отправлений и др.

Соблюдать тишину и охранительный режим.

Успокоить ребенка, придать удобное положение.

После рвоты помочь умыться, дать прополоскать рот теплой водой и выпить несколько глотков кипяченой воды.

Обеспечить пациента лечебным питанием.

Ознакомить родителей ребенка с особенностями диеты, №1а, №1, №5, №10, с правилами приема минеральной воды.

Соблюдать правила применения лекарственных средств, раздражающих слизистую оболочку желудка.

Обучать родителей, правильно оценивать, своевременно и качественно выполнять назначение врача и подготовить к инструментальным и лабораторным методам исследования.

Оценивать состояние ребенка, вносить изменения, в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния ребенка, вносить изменения в план ухода в зависимости от наличия болевого синдрома, общего физического и психического состояния, заботиться и поддерживать у ребенка положительного эмоционального тонуса.

Оказать содействия по формированию и поддержанию здорового образа жизни всеми членами семьи.

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

Этапы и особенности формирования и развития личности необходимо учитывать при осуществлении ухода за пациентами разного возраста.

Уход включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Для хорошего ухода нужны не только знания и навыки, но и чуткость, такт, способность психологического воздействия, чтобы преодолеть повышенную раздражительность больного, владеющее им чувство тревоги, иногда даже безысходность, отвлечь от чрезмерного внимания к своей болезни. Сдержанное, ровное и спокойное отношение поддерживает больного, укрепляет его волю к выполнению всех врачебных предписаний.

Давно доказано, что качества личности больного, его психологический настрой существенно влияют на течение болезни, ее исход. Более мужественно переносят болезни люди спокойные, уравновешенные, умеющие управлять своими чувствами, бороться с трудностями. Иначе порой ведут себя слабые духом, легко впадающие в отчаяние. Те, кто чаще подвержен заболеваниям, переносят их спокойнее, чем заболевшие впервые. Но нередко бывает и так, что больной не только недооценивает степень тяжести своего состояния, но и отрицает наличие у него заболевания.

У хронически больных могут наблюдаться глубокие психические изменения. Они замыкаются в себе, интересуются лишь собой, могут стать обидчивыми, завистливыми, даже ненавистниками, в других случаях - равнодушными, бесчувственными ко всему. Некоторые больные настолько охвачены своими болезненными переживаниями, что даже отсчет времени начинают вести с начала болезни. Другие же самоотверженно, с подлинным мужеством сопротивляются тяжелому недугу.

Тактика общения с пациентами должна учитывать их возраст, особенности личности и характер болезни:

С детьми - эмоционально теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами;

Особенности ухода за больным ребенком. Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить температуру, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться - постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и положить на него предметы для рисования, рукоделия, предложить книгу или спокойную, интересную для него игру.

Заболевание влияет на весь организм и психику ребенка, его поведение. Он в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Усилению обмена веществ, улучшению кровоснабжения, созданию бодрого настроения способствует деятельность, активное состояние ребенка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игрушек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражителями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.

Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выявлении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начинает рисовать мелко, не раскрашивает нарисованного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т.д.

Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубоким и достаточно длительным (не менее 2-3 раз в течение дня). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спокойствие, не обсуждать громко состояние больного, температуру тела, заключения и назначения врачей, т.к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родителей, родственников, их уверенность в движениях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.

С подростками - общение с учетом возрастных психологических особенностей (притязание на взрослость, бравада при внутренней ранимости, пренебрежение к болезням, факторам риска и т.д.), опоры на стремление к самостоятельности, взрослению.

С взрослыми - познать личность пациента, индивидуальные особенности, отношение к болезни, медперсоналу, позицию взаимодействия его с медработниками и на этой основе ориентироваться на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики осуществлять в зависимости от внутренней картины болезни, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапии тревожно-мнительных пациентов.

С пожилыми и стариками - поддержание у пациента собственной значимости и необходимости (особенно для семьи), подчеркнуть уважительное, тактическое, деликатное отношение без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность, мотивация на выздоровление.

Итак, вы поступили в больницу Вам следует знать, что по существующему закону ребенка госпитализируют вместе с одним из родителей (в редких случаях с бабушкой, родной тетей) лишь до трех лет.

Часть первая.
Только вместе

Как правило, в больницу госпитализируют. Если заболевание находится в острой фазе, то либо из дома, либо из детской поликлиники малыша на "скорой" срочно доставляют в стационар. В случае, когда общее самочувствие ребенка не вызывает опасений, врач может разрешить явиться в больницу самостоятельно в течение указанного срока. С одной стороны, это не очень удобно, так как искать приемный покой, оформлять документы и объясняться с медперсоналом придется непосредственно то вам, а не врачу "Скорой помощи". С другой стороны, это неплохо с той точки зрения, что вы сможете хотя бы спокойно и без суеты собраться, взять все необходимое.
Итак, вы поступили в больницу Вам следует знать, что по существующему закону ребенка госпитализируют вместе с одним из родителей (в редких случаях с бабушкой, родной тетей) лишь до трех лет. Затем, чтобы быть рядом с малышом круглые сутки, вам потребуется устное разрешение заведующего отделением или, если тот не решается брать на себя такую ответственность, письменное согласие главного врача больницы. Как правило, оно дается лишь в том случае, когда за крохой действительно нужен постоянный контроль. При серьезных заболеваниях, когда, например, малыш не имеет возможности самостоятельно передвигаться. В противном случае в большинстве отделений за исключением разве что реанимационного и тому подобных родители могут находиться только с 8 утра до 8 вечера. В обязанности мам и пап, находящихся в отделении, входит:

  • двухразовая уборка палаты (в некоторых больницах родители раз в день убирают еще и какую-нибудь "общественную" территорию - туалет, душевую, коридор). Раз в неделю производится генеральная уборка, а также "субботники" на околобольничной территории.
  • Кроме того, в некоторых больницах в пищеблок за завтраком, обедом и ужином также ходят родственники маленького пациента. С одной стороны, это прямая обязанность буфетчицы, но в связи с экономией во многих отделениях эта штатная единица попросту отсутствует.

Выписка из Правил внутреннего распорядка для родителей, находящихся в стационаре по уходу за детьми.

"Лица, допущенные в больницу по уходу за ребенком", обязаны:
  • соблюдать чистоту, содержать в порядке постель, больничную мебель;
  • ухаживать за своим ребенком и за детьми, которые находятся в этой же палате;
  • кормить своего ребенка строго по назначению врача;
  • иметь анализы на дисбактериоз, гепатит, ВИЧ;
  • во время тихого часа находиться в палатах.

Разрешается:

  • хранить небольшие порции продуктов в специальном холодильнике "для передач";
  • готовить еду не больше, чем на одни сутки (порцию);
  • хранить открытые молочные продукты не более одного дня, а закрытые строго до даты, указанной на упаковке, все продукты должны быть подписаны;
  • смотреть телевизор, посещать игровую комнату и разговаривать по телефону в строго отведенное на это время.

Запрещается

  • хранить продукты в палате;
  • отлучаться из отделения без разрешения медицинского персонала;
  • самовольно брать из "молочного" холодильника детское питание;
  • ложиться спать с ребенком на одну постель;
  • курить на территории отделения и лестничных площадках;
  • распитие спиртных напитков, в том числе и пива;
  • хранить в палате личные вещи, кроме тех, которые необходимы ребенку;
  • использовать нагревательные и другие бытовые приборы;
  • хранить лекарственные препараты, не прописанные лечащим врачом.

Считается, что за нарушение этих правил того, кто ухаживает за ребенком, могут моментально выписать. Тем не менее это не так, точнее, не совсем так.

Часть вторая.

Своя рубашка ближе к телу

Начнем с того, что практически все эти правила благополучно нарушаются, так как младшему медицинскому персоналу, который остается на сутки, очень удобно присутствие кого-нибудь из родителей. Представьте себе 20, а то и больше детей, и за всеми в течение ночи нужно присматривать! А тут мамочка рядом -случись что, прибежит и позовет. А врач... Откуда он узнает, что женщина тут ночевала?.. В общем, и тем и другим хорошо. Кстати говоря, старший медицинский персонал на самом деле в курсе, но тоже прикрывает на происходящее глаза. Конечно, за исключением вопиющих нарушений.

Соблюдение негласных правил и субординации

Напоследок хочется сказать о медперсонале и вашем эмоциональном настрое.

Самое главное, не забывайте ни на секунду о том, что мужчины и женщины в белых халатах не только врачи, как правило, работающие за мизерную зарплату но и такие же люди, как мы с вами. Поэтому, если взгляд врача отрешенно проехался по вашему лицу и он туг же прибавил шаг, не принимайте происходящее на свой счет. Тем более на счет больного малыша. Даже если вы его единственные пациенты (а такого просто быть не может), это не значит, что он ежесекундно думает только о вашем крохе. Для того чтобы выяснить, как чувствует себя ребенок, как продвигается лечение, нужно просто остановить врача и спросить об этом или попросить уделить время, когда он сможет с вами спокойно, а не на бегу поговорить. Если вы не чувствуете доверия к человеку, который "ведет" маленького пациента, поговорите с заведующим отделения. Только помните, разговор должен основываться не на эмоциональных всплесках "Доктор, мне кажется, он что-то делает не так", а на вполне конкретных вещах, типа: "Я, конечно; понимаю, что Сергей Владимирович очень занят, но я уже три недели не могу получить выписку из истории болезни" или "У моего малыша уже шесть дней расстройство живота, но врач говорит, что ничего страшного; что это побочный эффект от лечения. Но в соседней палате, где другой лечащий врач, у было то же самое, у нее взяли анализы, назначили специальный лекарственный препарат, и все прошло".
Что касается ваших эмоций, то никаких слез, никакой вселенской скорби на вашем лице ребенок видеть не должен. Малыш работает с вами на одной эмоциональной волне, и даже если вы тревожитесь, постарайтесь не показывать ему этого.
Кроме того, попадая в больницу, возьмите для себя за правило не слушать рассказы других родителей и уж тем более примерять их на себя и своего ребенка. То, что у вас один диагноз, вам столько же лет и вы поступили в один день, ровным счетом ни о чем не говорит и ничего не значит. Каждый организм индивидуален и переносит лечение по-своему
Будьте здоровы!

Cписок необходимых вещей для госпитализации и больницы.

Из документов:

  • паспорт;
  • страховой медицинский полис ребенка;
  • направление на госпитализацию;
  • анализы (общий - кровь, моча, на СПИД, справка об отсутствии контакта с инфекцией).

Из вещей:

  • средства личной гигиены для себя и ребенка (зубная паста, щетка, мыло, полотенце - большое и маленькое, влажные салфетки, мочалка, шампунь);
  • сменная одежда и обувь. Малышу: тапочки, носки или колготки, пара комплектов нижнего белья, пижама для сна, повседневная и уличная одежда. Последняя пригодится даже в том случае, если вы не будете гулять. Например, при походе в другой корпус или если вас решат отвезти на обследование в другую больницу.

Маме:

  • тапочки, халат или футболку с лосинами, то, в чем вы будете спать, верхнюю одежду, белье.

Из посуды:

  • Тарелки - мелкую и глубокую, двойной комплект столовых приборов.
  • Нож лучше брать складной и многофункциональный.
  • Не забудьте маленькое кухонное полотенце, кипятильник.

И еще один совет. Даже если ребенок тяжело болен, потакать всем его шалостям и удовлетворять любой каприз не самый хороший выход. Тем более что любая мама в состоянии отличить нытье "по поводу" и без. Не забывайте о том, что очень скоро ваш малыш поправится, вы вернетесь домой, и... Боже мой, кому как не нам знать, что к хорошему привыкаешь быстро.

Как не потерять голову, собирая малыша в больницу Калугина Иринажурнал "Няня" , 1999 год № 10

Наверное, нетрудно представить себе состояние родителей, когда приехавшие врачи "скорой помощи" предлагают госпитализировать малыша. Причиной может быть подозрение на аппендицит, высокая температура с угрозой судорог или бытовая травма. Что делать? Соглашаться ли на предложение доктора? Как не потерять от страха голову, отправляя ребенка в больницу?

Да и времени на сборы практически нет. А надо срочно паковать сумку, предусмотреть каждую мелочь. Вопрос этот не праздный, особенно учитывая тот факт, что в большинство детских отделений родителей пускают совсем неохотно.
Итак, самое главное правило. Если вашему крохе уже исполнился месяц, вы обязательно должны получить в своей детской поликлинике полис медицинского страхования. Не откладывайте это дело на потом. В жизни все бывает, и, несмотря на жаркие заверения руководителей службы "Скорой помощи" о недопустимости требований полиса в экстренных ситуациях, первый вопрос врачей из дежурной бригады будет: "Полис есть?". Если заветная розовая бумага уже давно у вас, необходимо сделать с нее несколько копий, а также заламинировать ее. Во многих московских поликлиниках такой полис меняют на пластиковую карточку, что намного удобнее. Кстати, и свой полис (особенно если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет) держите в пределах досягаемости - при совместной госпитализации с ребенком он вам тоже понадобится. Например, вы ложитесь в больницу вместе с малышом - назначена обычная плановая операция (по поводу грыжи, например, или удаление аденоидов) или для проведения необходимого обследования.
После получения направления в конкретную больницу советую не полениться позвонить в приемный покой (как правило, его телефон всегда указан в направлении) и выяснить, что именно можно (и нужно) взять с собой. К сожалению, бедность наших стационаров уже давно стала притчей во языцех. Вам же необходимо будет обеспечить себе и ребенку хотя бы минимальный бытовой комфорт. Обязательно положите чашку, ложки (чайную и столовую), вилку и нож (естественно, безопаснее складной). С тарелками, как правило, проблем нет. Не забудьте туалетные принадлежности, туалетную бумагу и маленькое полотенце. Спокойно обдумайте, что вам лично может понадобиться в течение нескольких дней изоляции. Вместо халата лучше взять с собой спортивный костюм или летние брюки с майкой, это удобнее. Если вы поступаете в хирургическое отделение, будьте готовы к тому, что любимые шерстяные носки и вязаную жилетку придется оставить дома. Позаботьтесь об обуви, она не должна промокать - от луж на полу в детском отделении никто не застрахован. Не стесняйтесь спросить, есть ли в отделении телефон. Возможно, придется запастись десятком жетонов для связи с внешним миром.
Захватите с собой бутылку минеральной воды, пару пакетиков сока, чай, любимые конфеты малыша. Тем более что после первой же больничной трапезы вам станет ясно, насколько и чем вам нужно ее разнообразить, об этом позаботятся ваши ближайшие родственники, которые будут навещать вас в больнице.
За несколько дней до госпитализации психологи советуют ненавязчиво рассказывать ребенку, особенно маленькому (2-5 лет), о больнице и врачах, как говорится, готовить его "морально". При желании можно превратить этот процесс в игру. А после выписки маленькие дети обожают истории о том, что с ними произошло в больнице. Считается, что многократно проговаривая неприятную для малыша ситуацию, мы как бы внутренне освобождаем ребенка от негативных воспоминаний. Так что не ограничивайте себя. Хитом сезона у моего трехлетнего сына был рассказ о том, как ему ставили в больнице капельницу и как мужественно он себя при этом вел.
Теперь о госпитализации экстренной. К сожалению, большинство неприятных происшествий с детьми происходит почему-то вечером в субботу или в воскресенье ночью? Взрослые бегают в панике по квартире, пытаясь сообразить, что может понадобиться в больнице в ближайшее время. Причем ничего дельного на ум не приходит. Чтобы избежать таких ситуаций, есть простое правило. Я позаимствовала его у подруги, которая до рождения ребенка была вынуждена часто ездить в командировки. У нее на кусочке картона был написан маленький список необходимых в отъезде вещей. Как только приходила пора собираться в дорогу, она спокойно доставала его и согласно номерам складывала дорожную сумку. Процедура эта, проводимая в спокойном темпе, занимала минимум 10 минут. Такой список поможет и при срочной госпитализации.
Поступая с ребенком в больницу по "скорой", в приемном покое не забудьте выяснить, какие правила возврата книжек и игрушек, принесенных с собой из дома. Иначе потеря мишки или куклы может стать настоящей трагедией для малыша. Ведь в некоторых отделениях (особенно связанных с кишечными и прочими инфекциями) игрушки, которые при этом могут быть только резиновыми, а также книжки не возвращаются. Исключением из общего правила считаются вирусные отделения, где проводится лечение острых респираторных инфекций. В случае чего вы всегда можете оставить те же игрушки в камере хранения вместе с верхней одеждой.
Теперь о некоторых полезных в больничных условиях вещах. Если дома у вас есть электронный термометр, возьмите его с собой. Быстрое и к тому же незаметное для спящего ребенка измерение температуры избавит вас от многих длительных минут ожидания. Не говоря уж о ситуациях, когда болезнь сопровождается резким и стойким подъемом температуры. В этих случаях ее измерение каждый час-два становится жизненно необходимым.
Купите про запас пяток воздушных шаров. Конечно, поступая экстренно в больницу, вам будет не до них, однако пройдет день-два, и лучшего развлечения для ребенка, чем разрисованный веселыми рожицами воздушный шарик, вам не придумать. Это также относится к карандашам и фломастерам - рисование отвлекает от больничных проблем и может на некоторое время занять ребенка.
Более взрослых детей и подростков госпитализируют без родителей, что, на мой взгляд, добавляет проблем как самим родителям, так и больничному персоналу. В больнице ребенку старшего возраста понадобится то же, что понадобилось бы и вам. Кроме того, в уже собранную сумку обязательно нужно положить четко написанные на плотном листе бумаги все необходимые телефоны: служебный родителей, домашний бабушек, тетушек, пейджера, если он есть.
Даже если посещения не разрешены (например, в инфекционных отделениях), вы всегда можете (и имеете право!) встретиться с лечащим врачом.
Используйте это право по максимуму - не принимайте от доктора никаких отговорок типа "состояние стабильное, ребенок идет на поправку". Врач в курсе всех изменений в организме вашего ребенка - и вы тоже должны быть в курсе, ведь вряд ли любимое чадо расскажет вам за три минуты телефонного разговора о результатах анализа мочи.
Даже если список разрешенных для передачи продуктов ограничен, не пытайтесь настаивать на своем - не поможет все равно. Не беспокойтесь, больничная еда хоть и не самая вкусная, но продержаться на ней можно, а уж дома побалуйте малыша. Однако хлебобулочные изделия (а значит, и всякие плюшечки без начинки и печенья) принимают почти во всех больницах без ограничений.
Но главное - не сходите с ума от беспокойства, ведь вы сделали уже все от себя зависящее, теперь - дело за врачами, а уж они не подведут.
Желаю удачи и чтобы эти мои советы вам в жизни не понадобились!

К сожалению, в наше время медицинский персонал в стационарах очень часто нарушает права родителей несовершеннолетнего. Когда твой ребенок попадает в больницу, многие родители, не зная своих прав и боясь испортить отношения с медперсоналом во вред ребенку лишними скандалами, попадают в униженное положение и не знают, как отстоять то, на что они имеют полное право.


Имеют ли право родители находиться с ребенком в больнице?

В соответствии с пунктом 3 статьи 51 и пункта 4 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет , а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается .

Под медицинскими показаниями к совместному круглосуточному пребыванию родителя с ребенком в стационаре для осуществления ухода можно отнести кормление, переодевание, санитарно-гигиеническое обслуживание, сопровождение на медицинские процедуры.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 (восемнадцати) лет.

Таким образом, любому из родителей (маме или папе) или любому другому члену семьи независимо от степени родства (бабушке, тете, сестре) ребенка, не достигшего возраста 4-х лет или ребенку старше данного возраста, за которым необходим уход, разрешено находиться в стационаре в течение всего периода лечения (нахождения) ребенка в больнице. При этом родителя или другого родственника больница должна обеспечить не только питанием, но и спальным местом.

Если ребенку исполнилось 4 года, и нет медицинских показаний для постоянного нахождения взрослого вместе с ребенком, то родитель также имеет право на совместно нахождение с ребенком в стационаре без взимания какой-либо платы , однако обязанности у больницы обеспечивать родителя бесплатным питанием и предоставлять отдельное спальное место нет.

Право родителя посещать ребенка, находящегося в отделении реанимации

Пунктом 10 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено право пациента на допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав. Согласно ст. 64 Семейного кодекса родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

О том что мама или другой родственник имеют право посещать больного ребенка, где бы он не находился - и в стационаре, и в реанимации говорится и в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июля 2014 г. №15-1/2603-07:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с участившимися обращениями в Министерство здравоохранения Российской Федерации, связанными с отказами администрации медицинских организаций в посещении детей, находящихся в отделениях анестезиологии-реанимации , Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения напоминает.

В соответствии с п. 3 статьи 51 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Учитывая изложенное, просим принять необходимые меры по организации посещений родственниками детей, находящихся на лечении в медицинских организациях, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации.

Директор Департамента
Е.Н.БАЙБАРИНА

Тоже самое касается и посещений матерью новорожденного ребенка . Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 отделение патологии новорожденных и недоношенных (ОПНН) должно быть организовано преимущественно по принципу совместного пребывания матери и ребенка. В отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (ОРИТН) дети находятся без матерей, но допускается посещение ребенка родителями.

В случае отказа администрации больницы в допуске одного из родителей к ребенку необходимо обращаться с заявлением в прокуратуру. Прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу.

Право родителей на информацию о состоянии здоровья и лечении

Родитель или законный представитель ребенка на основании статьи 22 Федерального закона №323-ФЗ имеет право получить в доступной для него форме информацию о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Не стесняйтесь задавать вопросы лечащему врачу о применяемых в отношении вашего ребенка методах лечения. Лечащий врач обязан информировать родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, о диагнозе, ходе лечения, прогнозе и результатах оказания медицинской помощи. Дети старше 15 лет имеют право самостоятельно получать данную информацию от лечащего врача.

Дача «информации в доступной форме» означает, что врач должен не только сообщить родителю диагноз и метод лечения принятыми медицинскими терминами, но и разъяснить ее так, чтобы родитель, не являющийся специалистом в области медицины, понял о чем идет речь.

Родитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией , отражающей состояние здоровья его ребенка, получать копии и выписки из медицинских документов и на основании такой документации консультироваться у других специалистов. Закон не ограничивает список документов, на ознакомление с которыми возникает право у законного представителя ребенка, поэтому родитель может ознакомиться с историей болезни, результатами анализов и проведенных исследований, а также заключениями других специалистов.

Право на отказ от медицинского вмешательства

Вы имеете право отказаться от любых процедур , которые предлагает лечащий врач вашему ребенку. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Подписывать согласие или отказ необходимо только после предварительной беседы с врачом, разобравшись с медицинскими манипуляциями, которые будут проводиться вашему ребенку, а не подписывать бланк потому, что «так надо». Отказ от какой-либо медицинской процедуры не означает отказа от медицинской помощи вообще или от выписки из стационара или отказа в выдачи вам каких-либо медицинских документов.

© Copyright: сайт
Запрещено любое копирование материала без согласия .