Тренинги для младших групп для младших групп. Картотека игр для тренинга

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать свое поведение? А как хочется, чтобы наши дети, жители нового тысячелетия, были другими - добрыми, порядочными, воспитанными.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.

Источником содержания данной разновидности дидактических игр является сама жизнь во всем многообразии социальных взаимоотношений и стилей поведения людей. Дидактическая игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка, учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей. Некоторые из таких игр-тренингов для детей предлагаем вашему вниманию.

Игра-тренинг «Найдем волшебные слова»

Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» - «Пожалуйста, Наташа».

Игра-тренинг «Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками .

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

Игра-тренинг «Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Игра-тренинг «Рукавички»

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

Игра-тренинг «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог - главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

Игра-тренинг «Поводыри»

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие-либо особенности.

Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой - на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигатъся по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

Игра-тренинг «Луноход»

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей - «луноходы», вторая половина - работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

Игра-тренинг «Приветствие гостей»

Цель: , принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

  • смотреть в глаза гостю,
  • улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Игра-тренинг «Прощание»

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, .

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений - можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Игра-тренинг «Приветствия»

Цель: .

Оборудование: магнитофон.

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Вариант 2. Воспитатель рассказывает о том, как мужчины и женщины, мальчики и девочки приветствуют друг друга. Затем проводится игра-тренинг. Дети становятся в два круга: во внутреннем - девочки, во внешнем - мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются приветствиями.

Вариант 3. Дети свободно танцуют под музыку, после определенного сигнала становятся в пары и приветствуют друг друга.

Вариант 4. Организуется конкурс на самое интересное приветствие. Ребенок должен показать, как он рад сверстнику.

Картотека игр для тренинга.
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый
радостный день в прошлом месяце" и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?
- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Успех в жизни человека начинается с уверенности в себе с малых лет. Каждый ребенок имеет свой характер. Одни дети общительные и раскованные, другие замкнутые и нелюдимые. Однако тем и другим требуется помощь психолога для успешного общения с ровесниками и взрослыми людьми, для повышения самооценки, для возможности самореализации и т.д. В этом педагогам могут помочь игровые тренинги для дошкольников.

Специальные методики, составляющие основу детских тренингов, направлены на развитие определенных знаний и умений у дошкольников, формирование навыков и социальных установок. Игровые тренинги в недалекой перспективе способствуют лучшей адаптации дошкольников - будущих первоклассников - к школьному коллективу.

Программа занятий с дошкольниками преследует несколько целей.

  • Образовательные. Малыши учатся анализировать эмоциональное состояние, сосредотачивать внимание на конкретном виде деятельности, контролировать свои движения, делать их более выразительными;
  • Развивающие. Дошкольники на игровых тренингах учатся адекватно выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами. Особое внимание педагоги и психологи уделяют развитию речи, памяти, способности ребенка к нестандартному мышлению;
  • Воспитательные. Сподвигнуть ребенка на активацию положительного настроя - основная задача педагога-психолога. Положительный настрой способствует более легкому контакту со сверстниками и наставником. Более расположенный к общению дошкольник с удовольствием взаимодействует с другими участниками тренинга и доверяет указаниям психолога.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликовали важные материалы для руководителей ДОУ:

Новые формы взаимодействия с педагогами

Обучающие игровые тренинги, проводимые для дошкольников, чаще всего не требуют специального оборудования или конкретных игрушек. Организуя подобную деятельность, психолог может использовать материалы, оказавшиеся у него под рукой.

Настольно-печатным играм следует уделить особое внимание. Обычно, они тематические. Перед покупкой набора или книжного пособия специалисты советуют педагогам ориентироваться на темы, наиболее актуальные для дошкольного возраста. Такими темами могут быть: животные, растения, природа, погода, режим дня, буквы, счет, правила этикета и другие.

Виды игровых тренингов для дошкольников

Обучающие игровые тренинги реализуют сразу несколько педагогических задач, поэтому игры для дошкольников классифицируют по большому количеству критериев. Игра в зависимости от количества участников может быть групповой и индивидуальной.

В зависимости от цели проведения:

  • творческой;
  • воспитательной;
  • направленной на развитие речи;
  • математической;
  • логической и т.д.

Общепринятая в педагогической практике классификация игровых тренингов для дошкольников выделяет игры, направленные на развитие моторики; речи и коммуникативных навыков; когнитивных способностей ребенка.

  1. Дидактические предметные игры

Данный вид дидактических игр в дошкольном возрасте применяется для совершенствования моторики ребенка 4-6 лет, развития у него тактильного, слухового и зрительного восприятия. Дошкольник, манипулируя игрушками и другими предметами, развивает свое воображение и творческие способности. В процессе игры происходит общение дошколенка с другими участниками процесса: взрослыми и детьми.

Например, игровой тренинг “Учим материалы”. Суть игры: дети достают из корзины предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (резина, пластик, дерево, металл, стекло и т.д.). Опираясь на свои ощущения, дошкольники рассказывают из какого материала сделана та или иная игрушка (предмет).

  1. Настольно-печатные дидактические игры

В игровом процессе используются наглядные пособия, такие как сборники развивающих задачек, плакаты, макеты, карточки, игрушки и т.д. Чаще всего педагоги сами изготавливают такие пособия.

Например, игровой тренинг “Фрукты - овощи”. Суть игры: дошкольники достают из корзины карточки с изображениями овощей и фруктов. Задача детей: называть фрукт или овощ и складывать карточку в тарелку; овощи - в одной тарелке, фрукты - в другой.

  1. Словесные обучающие игры

Такие игры направлены на развитие у детей внимания и памяти. Воспитанники совершенствуют речь, учатся связно объясняться.

Пример - игровой тренинг “Придумай загадку”. Ребенок достает карточку с изображением конкретного предмета. Дошкольник описывает изображенный на карточке предмет, не называя его, а остальные участники должны угадать этот предмет.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Документы образовательной организации . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Пример игрового тренинга для дошкольников “Мы разные и удивительные”

Цель игрового психологического тренинга для дошкольников старшего возраста: развитие коммуникативной и личностных сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Тренинг проводится для:

  • формирования положительного настроя детей на совместную работу в группе;
  • развития у воспитанников умения понимать свое и чужое настроение, эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, понимание, сопереживание;
  • повышения социального статус ребенка, формирования чувства уверенности в себе;
  • снятия у детей мышечного напряжения.

Оборудование: “волшебная коробочка”, картинки с изображением предметов, разрезанные пополам, большой градусник из бумаги, цветные карандаши, “мешок грусти”, веселые смайлики, два сосуда: темный с водой и светлый без воды (радостный).

Ход тренинга для дошкольников:

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие: “Здравствуй друг!”

Дети встают в круг, психолог достает “волшебную коробочку” и просит каждого ребенка достать для себя карточку с изображением половины предметной картинки. Задача воспитанников - найти вторую половинку изображения и создать пару с ее обладателем. После формирования пар дошкольники приступают к приветствию.

Упражнение тренинга для дошкольников “Настроение в кармашке”. Дети сидят в форме полукруга. Один малыш выходит и произносит следующие слова:

“Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу”.

Если ребенок изобразил веселое настроение, то такое настроение помещают в “мешок радости”, если грустное то соответственно в “мешок грусти”.

Упражнение тренинга для дошкольников “Градусник настроения”.

Проводится с целью снижения психоэмоционального напряжения.

Воспитанники рисуют градусник настроения. Для отображения своего настроения дети выбирают определенный цвет карандаша. Этим цветом закрашивают половину градусника. Это означает, что в начале занятия настроение у детей было именно таким.

2 этап. Мотивационный.

Ведущий: “Дети, сегодня я хочу вас пригласить в страну “Хорошего настроения”. Но чтобы попасть в эту замечательную страну нам с вами нужно собрать чемодан в дорогу”.

Упражнение тренинга для дошкольников “Чемодан” (цель - развитие навыков общения).

Ведущий: “Ребята, представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан. Но ведь наш чемодан необычный, поэтому в него мы будем класть то, что желаем друг другу. К примеру, я положу в чемодан радость, дружбу, счастье, улыбку (хорошее настроение, крепкое здоровье и т.д.)”.

3 этап. Практический.

Упражнение тренинга для дошкольников “Зеркала” (цель - развитие невербальных средств общения и наблюдательности).

Ведущий показывает какое-либо движение. Говорить при этом запрещается! Все дети, выступая в роли зеркал, должны в точности повторять движения ведущего. Ведущий хлопает в ладоши, это означает, что нужно выбрать другого участника для роли водящего. Начинаем!

Динамическая пауза “Сороконожка”.

Воспитанники встают цепочкой друг за другом, каждый при этом держится за талию впереди стоящего. По команде педагога, проводящего игру, “сороконожка” начинает движение по комнате, затем приседает, прыгает на одной ноге, идет змейкой. Основная задача детей - постараться не разорвать цепочку и сохранить “сороконожку”.

Ведущий предлагает детям привести себя в порядок (выполняется легкий массаж).

Ведущий: “Ну вот, теперь мы отдохнули и готовы продолжить наше путешествие!”

Игра тренинга для дошкольников “Сосуд слез”.

Ведущий: “Ребята, только гляньте, у нас на пути образовался какой-то сосуд. Да это же “Сосуд слез!” В жизни бывают разные ситуации, когда люди плачут не только от обиды, несчастья, но и от радостных событий.

Давайте совершим маленькое волшебство: освободим сосуд от печальных слез и наполним его “слезами радости”.

Воды в сосуде на один стаканчик, педагог наливает воду в стакан из первого сосуда, а дети передают его друг другу, при этом улыбаясь. Последний ребенок переливает стакан с водой в яркий сосуд и передает его по цепочке обратно.

Игра тренинга для дошкольников “Ледышки и веснушки” (этюд на физическое и мышечное расслабление).

Группа детского сада делится на две команды - одна команда “ледышек”, другая “веснушек”.

По команде ведущего “Начали!” дети медленно, не толкаясь начинают перемещаться по залу. После одного хлопка замирают “ледышки” в той позе, в которой остановились. “Веснушки” в это время продолжают движение. После двух хлопков замирают “веснушки”.

4 этап игрового тренинга. Рефлексивный.

Ведущий дошкольникам: Выбирайте снова карандаш, с цветом которого ассоциируется ваше настроение, и закрашивайте вторую половину градусника.

Ритуал прощания. Воспитанники встают в круг, берутся за руки и хором говорят: “До свидания!” Спасибо всем!

Скачать примеры тренингов для дошкольников
Скачать в.docx

Полноценный обучающий игровой тренинг следует проводить именно с дошкольниками по следующим причинам.

  1. Малыши в возрасте 4- 6 лет обладают устойчивым вниманием. Игра может длиться примерно 20 минут, а может и дольше в случае заинтересованности ребенка.
  2. В данном возрастном диапазоне (до 6 лет) у детей улучшается сенсорное восприятие, образное мышление. Ребенок в детском саду уже обладает достаточно большим словарным запасом, без проблем изъясняется.
  3. У дошкольников уже проглядываются способности к конкретным видам деятельности, которые возможно развивать с помощью игрового тренинга.
  4. Четырех- и шестилетки уже способны следовать правилам игры, выполнять действия последовательно. Обучающая игра должна иметь четкий план и правила - это обязательные условия.

Возраст воспитанников ДОУ - классический возраст для игры. Игровые тренинги развивают дошкольников личностно и интеллектуально, способствуют формированию сложных психических навыков. В форме игры ребенка легче научить концентрации внимания и сдержанности. Цель детского тренинга для дошкольников - не просто развеселить, но сформировать полноценную психологически устойчивую личность, физически и интеллектуально развитую.

Екатерина Сейтова

«Психологическое здоровье младших дошкольников »

Цель : донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников .

Задачи :

Показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание , закладку его будущей жизни;

Познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

Формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком ;

Приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

До начало собрания родители закрашивают геометрическую фигуру любым понравившимся им цветом.

Родители пишут своё имя на «бейдже» .

красный бодрое, активное настроение, хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый веселое настроение хочется радоваться всему;

зеленый общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий спокойное настроение хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый скучное настроение – не знаю чем заняться;

коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;

черный грустное настроение - мне грустно, я расстроен.

потребность в лидерстве, управлении,

потребность в общении,

потребность в познании;

Психолог : Добрый вечер, уважаемые родители . Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психического и психологического развития ваших детей и о факторах влияющих на это.

Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга .

Выполнение упражнения «Комплименты по кругу»

Цель : знакомство участников группы

Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейдже» , и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель : сплочение и создание доброжелательного эмоционального фона.

Порядок выполнения и инструкция : члены группы сидят в кругу . Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.) ». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу .

Упражнение «Снежинка»

Психолог : Сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол. Снова сверните лист пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. Участники раскрывают лист, и обсуждается результат работы.

Психолог : Все выполняли действия по одной и той же инструкции, но «снежинки получились у всех разные. Мы все воспитываем детей , казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

Есть пословица «Дети - цветы жизни» . Давайте нарисуем каждый свой цветок, и всех кто имеет отношение, к росту этого цветка.

(Участники группы рисуют свои цветы и всех членов семьи.)

Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать , что так же психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания , и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей .

Выделяют 4 типа семейного воспитания :

«Типы семейного воспитания »

Либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;

Индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри» , родитель подавляет ребенка , контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь . Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей ; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям .

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей ; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

Вывод : Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания , научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Гипераперка

Гипоапека

Кумир семьи

Упражнение «Цветок»

Психолог : Народная мудрость гласит : «самый сладостный звук для человека - это его имя» . Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Инструкция : предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.

Вывод : лепестков много и видимо Вам очень, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия :

Было трудно?

Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Психолог : Иногда мы, взрослые не даём нашим «цветам» расти и раскрываться в полную силу. Сейчас мы узнаем, как это происходит.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например : «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций :

Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка :

– Что вы чувствовали, когда «родители » сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого :

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет своё имя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все, чего не хватает вашим детям для того, чтобы расти успешными и счастливыми.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Упражнение «Памятка на каждый день»

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий воспитании ребенка .

Заключение

Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла» , «Сегодня я узнала» , «Для меня важно…»

Участники группы заполняют анкету- отзыв.

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните, пожалуйста.

1. Я никогда не буду___

2. Всегда буду знать___

3. Всегда буду проявлять интерес к___

4. Я должна___

5. Я не могу___

6. Я не хотела бы ___

7. Я хочу___

Ведущий : надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка .

АНКЕТА-ОТЗЫВ

1. Ваши впечатления от родительского собрания

3. Желаете ли чтобы родительские

АНКЕТА-ОТЗЫВ

2. Ваши впечатления от родительского собрания

2. Что Вам больше всего понравилось или не понравилось? ___

4. Желаете ли чтобы родительские собрания проходили в такой форме? Почему? ___

4. Собрание, посвященное какой теме, Вы хотели бы посетить в следующий раз?___

Благодарю Вас за сотрудничество!

Игровой тренинг

в дошкольных образовательных учреждениях.

В последние годы современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

Именно в игре дети познают мир, осваивают правила и нормы поведения в обществе, учатся тем или иным видам деятельности, которыми занимаются взрослые. И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие игровой тренинг. Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному А. Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще - любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг - это тренировка, наработка навыков и умений. Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».

Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры?

Во-первых, игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому не совсем правомерно, по нашему мнению, пытаться встроить в тренинговый сценарий, например, полноценную сюжетно-ролевую, деловую или организационно-деятельностную игру. Если в тренинге мы и встречаем эти виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте. Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти за его рамки. В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть результат. В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его активную позицию, потому что он – организатор процесса.

Таким образом можно сделать вывод.

Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего.

Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти результаты в не напряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра – это его метод работы.

Список использованной литературы:

  1. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл– СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] – М.: Просвещение, 1968. – 400 с.
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] – СПб: Питер, 2009. – 240 с.
  4. Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника занятия. Игры, упражнения [Текст]: 2-е изд., доп. и перераб. СПБ., изд. «Речь», 2005. – 160 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей дет.сада[Текст] /Под ред. Т. А. Марковой: – М.просвещение 1982. – 128с.
  6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Игровые театрализованные технологии в системе социализации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Важным фактором социализации ребенка призваны стать игровые театрализованные технологии, которые занимают огромное место в жизни дошкольника. Игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли...