Развитие ребенка в 10 месяцев что. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Каждый месяц в жизни малыша до года – это своеобразный этап взросления. Он растет очень быстро, развивается, и когда исполняется 10 месяцев ребенку, уже многое умеет. Родители пристально следят за состоянием отпрыска, контролируя его физические параметры и психическое развитие, радуются вместе с малышом новым достижениям и пытаются восполнить недостающие пробелы в образовании.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Питание ребенка в 10 месяцев


Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • (детский);
  • и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев


Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Режим ребенка в 10 месяцев

Соблюдая правила ухода за малышом, родители стараются ввести оптимальный распорядок дня – сна и отдыха, питания, прогулок и ежедневных гигиенических процедур. Режим помогает жить в гармонии и полноценно высыпаться даже с маленьким ребенком в доме. Сколько спит ребенок в 10 месяцев? Днем, как правило, это двухразовый отдых длительностью около 60 минут:

  1. При условии раннего подъема (6-7:30) дневной сон придется на 11-12 часов.
  2. После обеда – второй отдых, около 15:00-16:30.
  3. Ночью кроха спит от 8 до 12 часов.

Рекомендуемый распорядок дня включает чередование периода сна и бодрствования. Утреннее время малыша сразу после пробуждения занято завтраком, играми, прогулками. После второго перекуса следует отдых, а затем – опять подвижные и развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Не обязательно укладывать ребенка спать сразу после обеда, можно повременить час-другой, занимаясь спокойными делами, например, читать с ребенком развивающую литературу. После отдыха – снова прием пищи (первый ужин), игры и прогулки, перекус, купание и отход ко сну.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают , пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

  1. Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир.
  2. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты.
  3. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки.
  4. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить. Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками.
  5. Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша.
  6. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно.
  7. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев


В 10 месяцев малыш стал энергичнее и расторопнее, и, подражая старшим, пытается быть самостоятельным, делает все «как большой». Только попробуйте его ограничить в чем-нибудь – он выражает свое неудовольствие, возмущается. Когда вы играете с ним в игру «Где ты?», малыш с удовольствием прячется, и ждет, пока его найдут. И тогда восторгу нет предела. Иногда он застенчивый — прячет личико у мамы, а иногда веселый и общительный, «разговаривает» с незнакомцами, ощупывает их, осматривает.

Он уже не удивляется, если вы высаживаете его на горшок, пытается делать первые самостоятельные шаги, хорошо сидит и прекрасно передвигается ползком. Конечно, бутылочка с кашей удобнее для 10-месячного ребенка, но он прекрасно может пить из чашки и есть почти всю пищу вместе со взрослыми. В общем, играя и наблюдая, малыш набирается знаний, опыта, но очень любит, когда его поощряют, одобряют и оказывают помощь.

Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)

За последний месяц малыш может набрать около 400–450 грамм, подрасти на 1,5–2 см (примерно до 72–80 см). Мальчики на одиннадцатом месяце жизни могут быть чуть больше девочек (на пару сантиметров).

Кроме этого малыш уже сможет:
— подражать речи взрослых;
— смеяться над шутками;
— вставлять предмет в отверстие или в другой предмет;
— играть с мелкими предметами, перебирать их, складывать;
— доставать другие предметы при помощи игрушки;
— играть с большими игрушками — катать мяч, двигать машину или каталку;
— жевать твердую пищу;
— интересоваться другими детками.

По просьбе взрослых, малыш может выполнять знакомые действия — сидеть, лежать, перевернуться на другой бок, одеваться или снимать одежду, танцевать. Он уже умеет спускаться с лестницы (пока еще за ручку с мамой), помнит, где лежат игрушки или интересные предметы. За столом кусает твердые продукты и пережевывает их. Интересно, что в 10 месяцев малыши уже могут выбирать то, что им больше нравится, и это умение нужно развивать. Вы можете поговорить с ребенком – он все время что-то лепечет, подражая интонациям взрослых – и очень любит, когда ему отвечают в тон. Чем больше вы с ним общаетесь – тем скорее он начнет говорить слова, и больше узнает о настоящем человеческом общении.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Чтобы ребенок постоянно был в хорошем расположении духа, нужно выполнять утренний туалет с удовольствием. Умывать личико, чистить носик, купаться — все мероприятия нужно проводить в игровой форме. Следите за тем, чтобы дневной сон проходил в тихой спокойной обстановке, чтобы малыш хорошо отдыхал и не перевозбуждался, или наоборот не становился вялым и капризным. В 10 месяцев дети сидят достаточно прочно, избавились от страха делать это самостоятельно, поэтому их можно активно приучать к горшку. Хорошо, если вы будете приучать малыша к порядку, играя, а затем складывая игрушки в определенное место.

Если вы будете подавать пример сами, постоянно убирая игрушки, а потом попросите кроху о помощи – он с удовольствием будет выполнять различные поручения. Иногда он и сам проявляет инициативу, выбирая себе занятие по душе. Он может привыкнуть к своим обязанностям — подавать маме вещи, выбирать нужную книгу, раскладывать столовые приборы. Поступая таким образом, вам будет проще приучать ребенка и к режиму дня – он будет знать, к чему следует готовиться прогулке, чтению книги или сну.

Питание ребенка в 10 месяцев

На десятом месяце молочное питание (грудное молоко или адаптированная смесь) ребенку поступает 2-3 раза в день (по 200 мл). Остальные приемы пищи походи на взрослые – это первое и второе, мясные, овощные блюда, пюре, соки. Конечно, еще далеко до жареной колбасы, сосисок или острых приправ. Не стоит форсировать события, лучше дать малышу отдельные кусочки вареных овощей и фруктов. Большинство мам на этом месяце постепенно отлучают малыша от груди. Лучше всего делать это в последнее кормление – давая малышу вместо грудного молока кефир. Приучайте ребенка брать пищу ложкой. Жевательный рефлекс отрабатывается на сухариках или печенье кусочки фруктов, вареный картофель.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Ночью малыш спит около 11 часов. В этом возрасте режим дня почти не меняется. Утренние процедуры заключаются в умывании теплой водичкой, мытьем рук, причесыванием волосиков. Можно придерживаться двухразового сна, но некоторые дети спят один раз (2,5 часа). Соответственно, увеличивается время бодрствования малыша, когда с ним можно поиграть и позаниматься, сделать массаж, физические упражнения. Очень важно проводить много времени на свежем воздухе – следите, чтобы одежда подходила к температуре воздуха.

Сон или игры на воздухе благоприятно сказываются на развитии ребенка. Влажные обтирания можно чередовать с обливанием. На расстоянии 20-30 см от тела малыша направить на него шланг с теплой водой. Начинайте при температуре 36 градусов, и постепенно снижайте температуру. Хорошо проводить такие процедуры после обеда, когда ребенок поспал и полон бодрости и сил. Вначале можно провести комплекс гимнастики.

Занятия с ребенком в 10 месяцев (как развивать)

В этом возрасте малышей привлекают разные музыкальные инструменты, барабаны, различные звуковые и световые игрушки. Они не очень любят сидеть в манеже сами и постоянно требуют внимания, участия в развлечениях взрослых. Используйте это время для развития различных навыков, например, «Туннель» развивает восприятие – сделайте из коробки туннель и позовите малыша. Пусть он проползет к вам и понаблюдает, как меняется ваше лицо по мере приближения.

Еще одна игра — «хоровод». Потанцуйте с куклой, а затем пригласите малыша. Если ему нравятся движения, поменяйте его местами с куклой и танцуйте вместе, а затем дайте ему куклу – и пусть он поучит танцевать куклу. Топайте ногами, хлопайте руками – производите и другие танцевальные движения. Простая игра развивает координацию движений, походит весело и интересно, а через некоторое время ребенок сможет танцевать при общении другими детьми.

«Учимся бросать» — заведите специальную коробку, в которую можно бросать разные предметы — погремушки, маленькие мячики, звонкие небьющиеся предметы. Передвиньте коробку в другую сторону, чтобы малыш тянулся, перекладывал предметы в другую руку или бросал двумя руками одновременно. Это упражнение развивает умение манипулировать, развивают моторику.

Игры и игрушки для детей в 10 месяцев

Мелкую моторику развивают также рисование, лепка, перебирание пуговок или бобов, пересыпание крупной крупы. Не оставляйте малышей в это время, чтобы они не «попробовали» эти предметы на вкус. Игрушки, побуждающие к действию, принесут гораздо больше пользы — покатайте мячик, постройте домик, соберите пирамидку. Воспитывайте кроху же в эти месяцы — пусть он складывает игрушки «как мама». Читайте и рассматривайте вместе с ними книги с крупными картинками. Малыш подражает взрослым, и запоминает многие сказки наизусть.

Давайте ему рассматривать картинки самому — пусть переворачивает странички – это также помогает развивать моторику. Чтобы развлечь малыша при ожидании, играйте с ним в любимые игры считалочки. Не забывайте мыть игрушки с мылом, хорошо ополаскивать. Легче всего ухаживать за резиновыми и силиконовыми игрушками. Сегодня, как и в старину, популярны деревянные игрушки, за которыми нужно таким же образом ухаживать. Периодически меняйте игрушки, чтобы они не надоедали, а через некоторое время возвращайте их, чтобы ребенку было интересно.

Медицинское наблюдение в 10 месяцев

Медицинское наблюдение на этом этапе обычное — осмотр педиатра, оценка двигательных и моторных навыков. Как положено, измеряется вес, рост, обследуются тазобедренные суставы, яички, выявляется возможная грыжа. Оценивается знак БЦЖ. Консультации узких специалистов требуются только при выявлении нарушений. Дополнительно появляется новое действие – осмотр стоматолога. Пришло время осмотреть наличие зубок и состояние ротовой полости ребенка. Осмотр педиатра проводится на основании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, с целью профилактики и тесного сотрудничества с родителями ребенка детских специалистов.

А что внутри?

В этом возрасте малыш начинает понимать, что между предметами существуют связи. Но он еще не знает, что связи могут быть незримыми — поэтому с интересом рассматривает телефонную трубку после разговора с бабушкой или пытается заглянуть внутрь игрушки. В этом возрасте дети, удовлетворяя свою любознательность, часто ломают игрушки, могут рассматривать, из чего состоит кукла или машинка. Не стоит ругать ребенка, если он открутил голову куле. пытаясь выяснить, что у нее внутри — он всего лишь пытается найти ответы на свои вопросы. главное терпение и последовательность при употреблении слова «нельзя».

Юный талант

Если ребенок знаком с рисованием красками или фломастерами кроха может нарисовать какой-то определенный предмет, уверенно водит пальчиком или карандашом по бумаге. Он отрывает пластилин небольшими кусочками и придавливает их к доске. Конечно, всем этим действиям нужно с ним заниматься, обучать его лепке, рисованию, разрешать месить тесто и лепить вареники или пельмени вместе с мамой.

Ребенок не ползает?

Не переживайте, если в текущее время нормально развивающийся ребенок не ползает — некоторые оригиналы просто не любят это – они сразу становятся на ноги, больше общаются, развивают мелкую моторику. Личность ребенка, индивидуальность проявляются по-разному, вполне возможно, что он внезапно начнет ползать, придумав при этом одному ему понятную манеру. Не подгоняйте малыша, старайтесь понять его темп и подстроиться по него, — как правило, такие дети очень быстро догоняют сверстников, осваивая навыки движения и перемещения гораздо быстрее.

Полезные забавы:

— Пусть кроха самостоятельно влазит на диван и слазит с него, ходит вдоль опоры или «за ручку», главное, чтобы при этом он не разбил нос или не поранил коленку. Подстрахуйте кроху, разложите возле дивана несколько подушечек. Сделайте для него настоящую полосу препятствий из маленького стульчика, коробки, подушки, чтобы ребенок карабкался, пытался пробраться через нее.

Мама и папа должны оберегать, вкусно кормить, при необходимости лечить и обеспечивать всем необходимым своих детей. Чрезвычайно важно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь малыш - может рассказать педиатр. Родителям нужно не только сотрудничать с детскими врачами, но и активно расширять собственную базу знаний о детском физическом и психическом здоровье, для этого надо постоянно изучать соответствующие материалы - книги, статьи и видео, которых немало в интернете. Например, можно ознакомиться с этой полезной статьей.

Характеристики ребенка в 10 месяцев

Физические данные 10-месячного ребенка

Не все дети вписываются в педиатрические рамки, но все же существуют определенные нормы физического развития детей в 10-11 месяцев, опираясь на которые врач делает вывод о нормальном росте и развитии ребенка или отставании:

  • количество зубов - около 6;
  • рост - 72,11-73,91 сантиметр;
  • окружность груди - 45-46 сантиметров;
  • окружность головы - 45-46 сантиметров;
  • масса тела - 9,5-10,3 килограмма.

Способности ребенка в 10 месяцев

Большинство 10-месячных детей обладают следующими простыми навыками:

  • проявление внимания к речи взрослых и воспроизведение отдельных звукосочетаний, обычно детей это веселит;
  • адекватная позитивная реакция на шутки в адрес своей персоны;
  • положительное восприятие забав и игр, предлагаемых родителями;
  • способность вставки одного предмета в другой;
  • особый интерес к мелким предметам, нежели к крупным объектам;
  • умение катать игрушечные машины, толкать мячики и играть с неваляшкой;
  • правильное сидение, ползание и ходьба при помощи опоры, при этом ребенок садится самостоятельно, находится в положении сидя продолжительное время, многие дети в этом возрасте могут встать и сделать несколько шагов без помощи;
  • спокойная реакция на прекращение сеанса кормления грудью;
  • разжевывание измельченной пищи;
  • напевание песен;
  • проявление живого интереса к детям любого возраста, особенно к сверстникам, родители должны обучить ребенка правильному взаимодействию с первыми друзьями и детьми из своей семьи;
  • доставание определенного недосягаемого объекта посредством вспомогательного предмета;
  • особая тяга к бросанию игрушек и любых других предметов, таким образом, ребенок оценивает свойства окружающих вещей и развивает мозг;
  • осмысленная работа обеими руками;
  • должен присутствовать так называемый пинцетный захват мелких предметов при помощи указательного и большого пальцев;
  • игра на детских музыкальных инструментах, таковыми могут выступать ксилофон, бубен, барабан, колокольчик и тому подобное.
Ребенок в 10 месяцев: будет развиваться правильно, если все члены семьи будут с ним заниматься, общаться и играть

Интересные факты для родителей 10-месячных детей

Основные физические способности ребенка в 10 месяцев

Учитывая, что ребенок уверенно стоит на ножках при условии наличия опоры, можно играть с ним, подменяя опору игрушкой или любым безопасным предметом. Ребенок отвлекается и способен сделать вместе с этой псевдо-опорой свои первые самостоятельные шаги. Едва научившегося ходить ребенка недопустимо оставлять одного. Для 10 месяцев нормально уметь подниматься вверх по 2-3-ступенчатым лесенкам. Вначале ребенок ставит ногу на ступень, затем подтягивает вторую, по мере взросления малыш научится также спускаться с лестницы.

Социальная адаптация 10-месячного ребенка

Воспользовавшись естественным желанием малыша выполнять взрослые задачи, нужно активно обучать его кушать самостоятельно ложкой, аккуратно пить из чашки и сообщать о желании сесть на горшок. Родитель в быту должен давать простые поручения, например, принести определенный предмет. Пусть ребенок принимает участие в сборе на прогулку, самостоятельно выбирая колготки, шапку или кофточку нужного ему цвета. Не следует расстраиваться из-за того, что ребенок иногда писает не на горшок, так как здоровые дети в 10 месяцев могут заиграться. Родитель должен подсказывать, как правильно общаться с ровесниками и постепенно отучать ребенка от пустышки, если таковая имеется. Например, можно разыграть сцену с потерей этого мешающего аксессуара.

Эмоции, игры и речь ребенка в 10 месяцев

Эмоциональное совершенствование личности

По умению контактировать с окружающим миром также можно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь малыш - это общаться с взрослыми на особом языке, постепенно отказываясь от плача, крика, и переходя на более цивилизованные способы взаимодействия. Ребенку хорошо знакомы слова «нельзя», «нет», но он обожает изображать непослушание. К 10 месяцам появляется самое настоящее чувство юмора, это выражается в восприятии шуток и намеренное произнесение смешных звуков. В норме может наблюдаться негативная реакция в ответ на смену видов деятельности, при этом родитель должен пытаться минимизировать эти эмоции, отвлекая и заинтересовывая ребенка предстоящей задачей.

Игры 10-месячного ребенка

Игровая деятельность с возрастом приобретает все более сложные сюжеты. Действия в игре должны быть осмысленными. Помимо сюжетных игр, можно заняться полезными делами, например, собирать пирамидки, катать машины и играть в мяч. При желании малыш поднимает с пола предмет и кладет в ведро. Особенное удовольствие доставляют пальчиковые и жестовые игры, которые взрослый должен дополнять стихами или песнями. Можно продуктивно поиграть в прятки, искренне удивляясь при обнаружении спрятавшегося ребенка.

Речь детей в 10 месяцев

У нормально развивающегося ребенка ближе к году заметно разрастается запас слого-слов и полноценных слов, он активно их использует. В это время появляется требование: «дай!», хотя многие дети используют вместо него «на», а также упрощенные слова для обозначения известных окружающих предметов и действий. Пользуясь мощной тягой детей к общению и наличию своего языка, нужно постараться преодолеть барьер непонимания и взаимодействовать с ребенком как с полноправным собеседником.

Пообщавшись с педиатром и другими более узкими специалистами, можно оценить развитие ребенка в 10 месяцев. Что должен уметь ребенок мы вкратце рассмотрели в данной статье, но это не значит, что отсутствие одного или нескольких из описанных навыков автоматически создает ребенку статус неполноценного. В каждом случае человек развивается по индивидуальному заложенному природой сценарию. Раннее обнаружение отклонений развития, в большинстве случаев, позволяет скорректировать поведение ребенка и вовремя провести необходимую терапию.

Десятимесячный ребенок активно познает окружающий мир и получает первый опыт общения с новыми людьми. Он стремительно развивается физически и психологически. Родственникам доставляет огромное удовольствие видеть успехи малыша, принимать участие в его забавах, помогать в приобретении новых полезных навыков. Наблюдая за его развитием, родители невольно начинают сравнивать своего малыша с другими детьми. Чтобы избежать необоснованных тревог, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Это поможет подобрать развивающие игры и методы воспитания, вовремя увидеть возможные проблемы и избежать их. Узнаем, что про развитие ребенка в 10 месяцев говорит Комаровский.

Физическое развитие в 10 месяцев: таблица роста и веса

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, медики придерживаются основных показателей согласно возрасту. Благодаря возросшей физической активности, малыш меньше прибавляет в весе, чем раньше: в среднем десятимесячные детки поправляются на 300-450 грамм в месяц, при этом рост увеличивается примерно на 1-1,5 см.

Рост и вес ребенка в 10 месяцев, а так же размеры головы и родничка представлены в таблице:

Развитие навыков

Перечень того, что должен уметь делать , достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

Некоторые дети мало ползают, предпочитая сразу становиться на ножки. Другие, даже освоив навыки хождения, предпочитают перемещаться ползком.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Психическое развитие в 10 месяцев

Общение с крохой в этом возрасте доставляет массу удовольствия! Малыш открыт и эмоционален, радуется и расстраивается очень искренне, каждый день удивляет новыми навыками и способностями.

Однако, стоит помнить, что 10-месячный ребенок — настоящий манипулятор. Он уже понимает слова «да» и «нет», но зачастую, с помощью плача, пытается «раздвинуть» рамки дозволенного. В этом возрасте самое время заняться воспитанием малыша — мягко, но настойчиво ему следует показать, что его любят, но некоторые вещи делать нельзя.

Не злоупотребляйте словом «Нельзя». Запрещайте ребенку только тогда, когда его действия могут нанести вред ему или окружающим. Объясните малышу, почему нельзя

В десять месяцев ребенок должен:

  • Откликаться на свое имя, понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их.
  • Понимать слова «нельзя» и «нет». Доктор Комаровский советует говорить эти слова редко, но твердо. Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок сильно плачет. Правила должны быть согласованы со всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтобы папа запретил что-то делать, а мама разрешила.
  • Ребенок должен повторять за окружающими их действия. Если вы покажете, как катать машинку, раскладывать кубики, кормить куклу, укачивать зайчика, он будет это повторять. Но обобщать и переносить свои действия на другие подобные игрушки малютка еще не может. Поэтому показывайте одно и то же действие, используя различные предметы.
  • Ребенок узнает членов семьи по голосу, а по тону понимает настроение. Хорошо воспринимает музыку, под детские песенки приседает, хлопает в ладоши, притопывает.
  • У малыша появляется понимание того, что предметы пропадают из его поля зрения не навсегда, они могут возвращаться. Поэтому он начинает спокойно воспринимать ситуацию, когда мама выходит из комнаты, оставляя его на некоторое время одного.
  • У детей в 10 месяцев начинает появляться понятие о постоянстве величин. То есть, увидев знакомый предмет издали, когда он кажется меньше, чем есть на самом деле, ребенок тем не менее в состоянии правильно определить его величину.
  • Малыш имитирует звуки, которые слышит вокруг, подражает речи взрослых, варьирует громкость произношения. Может говорить простые слоги и слова, например, мама, баба, дай. Впрочем, некоторые дети ограничиваются лепетом и не произносят отдельные слова достаточно долго. В этом нет ничего страшного, если вы видите, что кроха воспринимает многое из того, что вы ему говорите. Если вы хотите ускорить процесс, больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему сказки, читайте детские книжки. Показывайте свою радость при удачной попытке произнести слово. Чаще повторяйте короткие стандартные легкие в произношении фразы, побуждая ребенка повторять их за вами.


Эмоциональное развитие

Десятимесячный ребенок уже не так сконцентрирован на маме и начинает проявлять интерес к окружающим, хотя и опасается незнакомых людей и новых мест. Он может достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми.

Образ жизни 10 месячного ребенка должен быть разнообразным. Привычная домашняя обстановка, игрушки, постоянно знакомые лица быстро превращаются в обыденность. Кроме прогулок на свежем воздухе, старайтесь посещать с ребенком магазины, ходить в гости, ездить на машине, бывать в общественных местах. Конечно, приучать к обществу необходимо постепенно, без нанесения психологического вреда ребенку.

В этом возрасте ребенок проявляет чувство юмора, он смеется над некоторыми действиями взрослых и повторяет их. Некоторые дети проявляют чувство ревности. Оказавшись не в центре внимания родных, капризничают. Появляется привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде. Малыш может плакать, если ему не давать любимую игрушку, принимать вместо нее какую-либо другую он категорически отказывается.

Для ребенка очень важно понимать, как к его действиям относятся родители. Если он подмечает, что какое-то его действие нравится взрослым, он целенаправленно будет воспроизводить его, ожидая поощрения.

Ребенок должен видеть, как играют другие дети, и пытаться следовать их развлечениям. Родителям рекомендуется как можно чаще посещать детские площадки. Игры и забавы вызывают положительные эмоции и повышенную активность.

Если к концу десятого месяца малыш не выбрасывает игрушки, не может покивать головой в знак согласия и помахать ручкой на прощанье, не делает попыток повторять движения за окружающими, проконсультируйтесь у доктора.

В этом возрасте разница между детьми на искусственном и грудном вскармливании практически стирается. Прикорм становится основным видом питания, порции и разнообразие растут. Если вы не приучили ребенка кушать ложкой самостоятельно — сейчас самое время.

Чтобы ваш ребенок был здоров, стоит придерживаться основных правил и рекомендаций педиатров:

Запрещено:

  • Грибы, соленья, копчености
  • Острые, жареные, кислые блюда
  • Специи
  • Крупные куски
  • Перекармливание (не пытайтесь ребенка накормить против его желания — «за маму, за папу, за всех соседей поименно»)
  • Баловство за столом (приучайте ребенка к культуре питания и к бережному отношению к еде. Это облегчит и ему, и вам жизнь впоследствии). Если вы видите, что ребенок заскучал, начал играть с едой, перекладывать или переливать — значит он наелся. Не заставляйте его доедать, просто в следующий раз положите чуть меньше, лучше дать добавки. Со временем ваш малыш поймет, как надо себя вести за столом
  • Не приучайте ребенка просить со взрослого стола. Ваша еда для него чересчур соленая, пряная, жесткая — т.е. не подходит для нежного желудочка малыша. Кроме того, так он не будет «кусочничать» в школьном возрасте и не испортит себе желудок
  • Овощи и нежирное мясо на пару (не жарить!)
  • Небольшие порции (соразмерно возрасту)

Основные нюансы:

  • Обязательно в питании должны присутствовать витамины: соки, фруктовые пюре лучше давать в первой половине дня.
  • Вся еда должна быть вареной или приготовленной на пару, не жирной, но питательной.
  • В рационе должно быть: нежирное мясо и рыба по 50 г; яичный желток; кисломолочные продукты (опять-таки не жирные) 150 г; фруктовое пюре 100 мл;овощное пюре 200 г; адаптированная молочная смесь 200 мл. Добавляем в еду сливочное и подсолнечное масло по 5 г (отдельно друг от друга).

Развивающие игры

В своих видео уроках Евгений Комаровский всегда делает акцент на то, что родители должны уделять достаточное количество времени ребенку, а не надеяться, что познать мир и учиться всему новому он должен самостоятельно. Первый год жизни малыша считается фундаментом для дальнейшего развития. Совместные игры — лучший способ для получения новой информации.

Десятимесячный ребенок играет увлеченно, в этот период ему нужны разнообразные по форме, цвету, назначению и новые занятия. Игры должны основываться на том, что умеет ребенок в 10 месяцев, и давать возможность дальнейшего развития.

Игры на координацию

  • Играйте в «Ладушки», рассказывая стихи или считалки, иллюстрируйте слова движениями и характерными звуками, предлагая ребенку повторять все за вами.
  • Водите с малышом хоровод, выполняйте ритмичные движения, держа его за обе ручки. Танцуйте под музыку с крошкой на руках. Можете покачать или покружить его.
  • Предложите ребенку с небольшого расстояния забросить разные по форме, весу и размерам игрушки в ящик.

Игры

  • Пересыпание достаточно мелких предметов, например фасоли, камешков или пуговиц, из одного ведерка в другое. Контролируйте ребенка в этот момент, чтобы он не потянул это в рот!
  • Открывание и откручивание крышечек разного размера от кастрюлек, баночек, бутылок.
  • Игра с сыпучими веществами. Предложите ребенку сгрести ладошками в горку или наоборот рассыпать по поверхности стола крупу, пересыпать ложечкой из одной емкости в другую манку или чай.
  • Игра со снегом. Покажите как слепить снежок, если не получится — лепите сами и давайте ребенку бросать.
  • Разрывание на мелкие кусочки листов бумаги или пресного теста.

Желательно, чтобы играя, ребенок использовал обе руки. Это будет способствовать развитию обоих полушарий головного мозга и связей между ними.

Обучающие игры

  • Игры с пирамидками, кубиками, матрешками или другими предметами, которые можно сначала разобрать на части, а потом обратно соединить в одно целое.
  • Ролевые игры: в телефон, кормление кукол, катание машинок — остаются важным для обретения новых знаний.
  • Игры в прятки в различных вариациях: от простого закрывания глаз ладошками до поиска игрушки, спрятанной под подушкой, или бабушки в соседней комнате.
  • Приветствуются все виды рисования – карандашами, фломастерами, мелками, красками пальчиками и ладошками.

Если у ребенка не получается манипулировать некоторыми предметами — используйте метод пассивных движений, когда взрослый человек управляет руками ребенка, выполняя поставленную задачу. Несколько повторов — и ребенок справится самостоятельно.

Режим дня и время сна

У детей первого года жизни режим дня постоянно меняется. Так, в 10 месяцев ребенок может перейти с 3-х на 2-х разовый сон. Если раньше сон длился 40 минут в утреннее и вечернее время, а дневной — 1,5-2 часа, то теперь все по-другому.

  • Просыпаясь в 6-7 утра, продолжительность бодрствования продлится до 10-10:30 часов дня. В это время будет второй завтрак, а после — первый сон длительностью 1,5-2 часа.
  • После пробуждения кроха играет — можно отправиться на прогулку.
  • Ближе к 14:00 наступает время обедать, а потом опять можно заняться изучением мира.
  • В 15:00 – 15:30 подходит время второго сна, длительность которого может быть до 2 часов. После сна можно повторить прогулку.
  • Не стоит укладывать ребенка позже 22:00.

Гигиенические процедуры

На вопрос «зачем ребенка купать каждый день» некоторые мамы отвечают — чтоб он был чистым. Однако, целью водных процедур является не только чистый ребенок, но и.