Пенсионная система в РФ не стоит на месте, а постоянно совершенствуется, становясь более стабильной и понятной. Наряду с этим в нашей стране открывают новые перспективы для граждан по формированию пенсионных прав.
Сложившаяся к настоящему моменту пенсионная система России представляет собой три уровня :
ОПС формируется за счет страховых взносов работодателей (страхователей) за себя и своих работников в ПФР. В рамках ОПС выплачиваются несколько видов страховых пенсий :
Можно сказать, что пенсия по ОПС - это часть заработка, отложенная на будущее и при наступлении страхового случая.
Главным страховщиком в системе ОПС является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Что касается , то здесь страховщиками выступают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или управляющие компании (УК). Такой вид пенсионной выплаты формируется по решению застрахованного лица.
Но не все граждане в силу тех или иных причин могут заработать право на . Таким лицам в рамках государственного обеспечения и поддержки назначается . Выплата таких пенсионных средств осуществляется из государственного бюджета.
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) предоставляет гражданам возможность добровольно формировать ещё одну дополнительную пенсию, которая назначается по основаниям, указанным в договорах о НПО.
Право на пенсионную выплату в возникает при наступлении страхового случая :
Граждане, работающие и перечисляющие страховые взносы в ПФР, являются застрахованными лицами. - это основной вид пенсионных выплат в России.
Ежегодно правительством страховые выплаты. Однако с 2016 года индексация проводится только у неработающих пенсионеров (ст. 26.1 закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» ).
Система ОПС предусматривает и меры поддержки людей , чья выплата ниже прожиточного минимума. Такая мера предназначена только для неработающих пенсионеров путем установления .
С 2002 года проводится персонифицированный учет пенсионных прав, при котором все данные о граждан содержатся на его индивидуальном лицевом счете .
Именно на этот счет работодатель каждый месяц перечисляет страховые платежи
. Здесь же содержится информация о стаже, заработке и добровольных отчислениях гражданина. Таким образом, формируются пенсионные права - основа будущей пенсионной выплаты.
Застрахованные в системе ОПС граждане имеют право получать выписку из своего лицевого счета с целью контроля за его состоянием.
Номер индивидуального счета является уникальным и принадлежит только одному гражданину. Документом о присвоении такого номера является страховое свидетельство - СНИЛС . Оно выдается один раз и на всю жизнь.
С помощью СНИЛС открывается несколько возможностей :
Страховое свидетельство необходимо и для формирования регистра граждан , у которых есть право на получение государственных социальных услуг и льгот.
Финансирование пенсионных выплат по государственному обеспечению, в отличии от ОПС, осуществляется из средств федерального бюджета .
Такие пенсии устанавливаются гражданам с целью компенсации им заработка , утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении необходимой выслуги лет, либо для возмещения вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате воздействия радиации, в случае потери трудоспособности или утере кормильца, а также в ряде иных случаев.
Назначается государственная пенсионная выплата в любое время после возникновения права на неё. Также для некоторых положена выплата одновременно 2-х пенсий .
Существует несколько видов государственных пенсионных выплат:
Наряду с государственными мерами формирования пенсионных выплат граждане могут сами принять участие в увеличении своей будущей пенсии.
Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольной основе
путем заключения договора вкладчика с каким-либо негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Список таких фондов, которые на данный момент осуществляют свою деятельность (имеют лицензию), приводится на официальном сайте Центробанка .
Согласно такому документу в течение определенного периода времени гражданин будет перечислять оговоренные суммы на свой лицевой счет.
Как правило данные договоры заключают для пенсионного обеспечения таких категорий граждан, которые занимаются тяжелой или опасной работой , чтобы после выхода на пенсию выплаты могли компенсировать их труд (список таких должностей приводится в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 закона № 400 «О страховых пенсиях» ).
Для таких граждан могут заключаться договоры досрочного негосударственного пенсионного обеспечения , в которых определяется пенсионная схема, порядок и условия выплаты негосударственных пенсий (абз. 2 ст. 3 закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Правила, действующие с начала 2015 года, вывели накопительную часть пенсии из состава страховой и сделали ее . Устанавливаться такая выплата может как ПФР, так и негосударственными пенсионными фондами, если гражданин решит формировать свои накопления в одном из них.
Повышается значимость страхового стажа
при . Также большую роль играет и уровень заработной платы
, с которой перечисляются страховые взносы в ПФР. Чем продолжительнее стаж и выше зарплата, тем больше будет сумма пенсионной выплаты.
До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе имели , а именно формировать страховую и накопительную пенсию или . Для граждан, впервые начавших свою трудовую деятельность после 2015 года, такое право выбора будет предоставлено в течение первых пяти лет.
Еще одна возможность для увеличения размера будущей пенсии - более поздний выход . За каждый год отложенного выхода на заслуженный отдых будут начисляться повышающие коэффициенты к страховой и фиксированной выплатам.
Основой будущей страховой пенсионной выплаты являются , перечисляемые работодателями в ПФР за своих сотрудников на их индивидуальные счета. Тариф страховых взносов равен 22% от заработной платы. Максимальный уровень взносооблагаемой базы правительство утверждает каждый год (в 2019 году - 1 150 000 рублей).
Важно помнить, что все пенсионные права, сформированные до 2015 года, будут сохранены, зафиксированы и . Если итоговый размер пенсии будет ниже установленного, то его оставляют на прежнем уровне.
Индивидуальный коэффициент является основой формирования пенсионных прав граждан по новой балльной системе. Величина его разная для каждого гражданина, так как ИПК равен отношению заработной платы отдельно взятого человека к максимальной зарплате, с которой работодатели уплачивают платежи в ПФР.
ИПК = (СВ / МВ) × 10,
Соответственно, чем выше зарплата, тем выше пенсионный коэффициент. При равном уровне дохода ИПК будет выше у того гражданина, кто отказался от формирования накопительной пенсии.
Все индивидуальные коэффициенты будут суммироваться . Особо стоит отметить, что ИКП начисляется в том числе и за некоторые нестраховые периоды , например, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком (ст. 12 закона № 400 «О страховых пенсиях» ).
Кроме того, законом установлено максимальное значение ИПК, равное 10 , но такой предел будет устанавливаться постепенно с 7,39 в 2015 году до 10 в 2021 году (9,13 в 2019 году).
Комплекс мер по реформированию существующей пенсионной системы с начала 2015 года затронул всех участников . Однако мгновенного решения накопившихся проблем не произошло:
Некоторое недоумение у граждан вызывает , когда их страховые взносы переводятся балы, а государство самостоятельно устанавливает их стоимость.
Кроме того, экономическая и демографическая ситуации в стране усложняют существующее положение дел . Растет число получателей пенсионных выплат и сокращается число работающих, а, следовательно, и плательщиков взносов. Таким образом, нарушается баланс основного принципа действующей пенсионной системы - принципа солидарности поколений. К тому же снижение доходов населения неблагоприятно сказывается на взносах в ПФР.
Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации стало на 5 лет (то есть до 60 и 65 лет). Постепенный переход к новым нормативам пенсионного возраста будет осуществляться с 2019 по 2023 г. с ежегодным увеличением на 1 год.
Законы, действующие в нашей стране с 2015 года, и привнесли много изменений в систему пенсионного обеспечения. Главным отличием существующего порядка формирования пенсионных прав является их расчет в условных единицах - индивидуальных коэффициентах. Важным нововведением стала и индексация пенсионных выплат только у , а также увеличение пенсионного возраста для страховых и социальных пенсий.
Пенсия – основной источник дохода для лиц пожилого возраста, инвалидов, нетрудоспособных граждан. Повышение его минимального показателя – ожидание большинства пенсионеров. Ежегодно пособия должны проходить индексацию по инфляционному показателю. Законодательством предусмотрено, что минимальный размер пенсии не должен быть ниже уровня прожиточного минимума.
ПМ (прожиточный минимум) – денежный показатель, который должен обеспечивать нормальную жизнь человеку. В РФ для трудоспособных и нетрудоспособных лиц устанавливаются разные нормативы. В каждом субъекте страны устанавливают разные суммы для трудящихся граждан, пенсионеров, детей и инвалидов. Региональный показатель может превышать федеральный минимум, но не может быть ниже него.
Минимальная пенсия устанавливается гражданам, которые не имеют достаточного количества трудового стажа. Назначают ее:
Средние пенсии по России в 2016 году составили:
Прибавят пенсию на таких основаниях:
Страховая пенсия подразделяется на три вида:
Наличие страхового стажа от 8 лет и 11,4 МПК (Индивидуальный пенсионный коэффициент) – обязательные условия для назначения повышенных пенсий в 2017 году. Ежегодно минимальный уровень стажа и индивидуальный коэффициент будет расти. Показатели повысятся до уровня 15 лет 30 балов.
Средняя социальная пенсия выросла в Дагестане до показателя 5034 рубля. Среднегодовой размер страховой пенсии в Махачкале достиг показателя примерно 13 500 рублей.
Народным Собранием Республики Дагестан принято Постановление от 27 октября 2016 года
установить величину прожиточного минимума для пенсионеров на 2017 год Республике Дагестан в размере 8374 рублей.
Для работающих пенсионеров надбавок не предусмотрено, прибавлять им средства к основной пенсионной выплате не будут в 2017 году.
Обратите внимание! В начале 2017 года пенсионерам была выплачена сумма 5000 рублей. Это разовая доплата, которая должна компенсировать недополученную пенсионерами индексацию. Это разница между показателями инфляции за 2015 год и началом 2016 года. Сумма 5000 рублей сумма выплаты для среднестатистического российского пенсионера.
Повышенная пенсия в Махачкале приравнивается к размеру ПМ в регионе, а именно к показателю 8374 рубля. Для получения надбавки нужно обратиться с соответствующим заявлением в органы ПФ г. Махачкала. С заявлением нужно представить такие документы, как:
Обратите внимание! Все документы нужно предъявить в оригинале, для того чтоб сотрудник ПФ смог проверить соответствие копий оригинальному документу.
Инвалиды могут быть получателями социальной, страховой и государственной пенсии. Наличие у претендента с инвалидностью трудовых пенсионных выплат не является преградой для получения социальных начислений. Но социальная пенсия полагается только тем лицам, которые регулярно проживают на территории РФ.
Размер социальной пенсии для инвалидов:
Размер ЕДВ составил:
Помимо стандартной социальной пенсии и ежемесячных доплат инвалидам гарантируются иные льготы. Они включают в себя дополнительные денежные выплаты, медицинские и налоговые послабления, преференции в налоговой и образовательной сфере. Рассмотрим список льгот для инвалидов:
Сумма в размере 1000 рублей гарантируется:
ДЕМО в сумме 500 рублей выплачивают:
Обратите внимание! Уровень материального обеспечения инвалида включает в себя такие составляющие, как пенсия, стоимость набора социальных услуг, компенсация расходов на телефон, транспорт и коммунальные платежи.
К сведению! С 2008 года, когда регионам поручили самостоятельно обеспечивать жильцов лекарствами за счет федеральных субвенций. С этого периода начались проблемы с финансированием. Препараты либо отсутствуют в государственных аптеках, либо поставляют их со значительными задержками.
Полагаются лицам с ограниченными возможностями также жилищные и налоговые преференции, перечень которых можно узнать в органах социальной защиты своего региона.
Сразу скажем, что такого определения как “минимальный размер пенсии” в законодательстве нет. Но и так понятно, что речь о сумме, меньше которой страховая пенсия по старости быть не может. Как же определяется минимальный размер.
Для этого обратим внимание на концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В ней сказано, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).
Таким образом, прожиточный минимум пенсионера в его регионе можно условно называть размером минимальной пенсии по старости.
Случается, что человеку назначали пенсию по старости, но ее размер оказался ниже величины прожиточного минимума пенсионера. В таком случае ему полагается доплата до «минималки». Правильно она называется «социальная доплата к пенсии» до прожиточного минимума пенсионера. Право на нее возникает при одновременном соблюдении 2-х условий:
Имейте в виду, чтобы посчитать «общую сумму материального обеспечения» учитывают почти все – все денежные выплаты, включая пенсию и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.
Страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 1 января 2018 года на 3,7. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составила 81,49 руб., а размер фиксированной выплаты – 4 982,9 руб.
Социальные пенсии проиндексированы с 1 апреля 2018 года на 2,9% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год.
В результате индексаций страховых и социальных пенсий в 2018 году средние размеры пенсий по старости по России составили:
Такие цифры приводит ПФР на своем официальном сайте.
Величина прожиточного минимума пенсионера в связи с названными индексациями 2018 года никак не изменилась. Поэтому минимальный размер пенсии по старости остался на прежнем уровне. На многих сайтах в Интернете можно обнаружить таблицы со странными суммами в качестве минимальных размеров пенсий, где прожиточный минимум проиндексирован на коэффициент индексации. Это в корне неправильно. Минимальный прожиточный минимум пенсионера остался на прежнем уровне. Индексировать его не нужно!
С 1 мая 2018 года МРОТ приравняли к величине прожиточного минимума. Теперь федеральный МРОТ составляет 11 163 рубля. Однако это повышение также никак не повлияло на размеры минимальных пенсий по старости, поскольку прожиточный минимум пенсионера не изменился). Его размер для определения величины доплаты к пенсии устанавливается в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» по стране один раз на следующий год . В субъектах РФ размер ПМ для определения размера социальных доплат устанавливается также один раз в год не позднее, чем до 1 ноября текущего года.
Читайте также Правительство РФ установило предельный размер банковской гарантии по налогам
Даже после всех индексация 2018 года минимальный уровень пенсионного обеспечения в России не может быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Далее приведем минимальные размеры пенсий в России с разбивкой по регионам в таблице на 2018 год.
Наименование субъекта РФ | Минимальный размер пенсии по старости |
В целом по Российской Федерации | 8 726 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8 016 |
Брянская область | 8 441 |
Владимирская область | 8 452 |
Воронежская область | 8 620 |
Ивановская область | 8 460 |
Калужская область | 8 547 |
Костромская область | 8 549 |
Курская область | 8 600 |
Липецкая область | 8 620 |
Орловская область | 8 550 |
Рязанская область | 8 493 |
Смоленская область | 8 674 |
Тамбовская область | 7 489 |
Тверская область | 8 726 |
Тульская область | 8 622 |
Ярославская область | 8 163 |
Москва | 11 816 |
Московская область | 9 527 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 8 726 |
Республика Коми | 10 192 |
Архангельская область | 10 258 |
Ненецкий АО | 17 956 |
Вологодская область | 8 726 |
Калининградская область | 8 726 |
г. Санкт-Петербург | 8 726 |
Ленинградская область | 8 726 |
Мурманская область | 12 523 |
Новгородская область | 8 726 |
Псковская область | 8 726 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 8 680 |
Республика Ингушетия | 8 726 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8 726 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 618 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8 064 |
Чеченская Республика | 8 719 |
Ставропольский край | 8 135 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 8 138 |
Республика Калмыкия | 7 755 |
Краснодарский край | 8 537 |
Астраханская область | 7 961 |
Волгоградская область | 8 535 |
Ростовская область | 8 488 |
Республика Крым | 8 530 |
г. Севастополь | 8 722 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 8 320 |
Республика Марий Эл | 8 036 |
Республика Мордовия | 8 194 |
Республика Татарстан | 8 232 |
Удмуртская Республика | 8 502 |
Чувашская Республика | 7 953 |
Кировская область | 8 474 |
Нижегородская область | 8 100 |
Оренбургская область | 8 059 |
Пензенская область | 7 861 |
Пермский край | 8 503 |
Самарская область | 8 413 |
Саратовская область | 7 990 |
Ульяновская область | 8 474 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 8 630 |
Свердловская область | 8 726 |
Тюменская область | 8 726 |
Челябинская область | 8 586 |
Ханты-Мансийский АО-Югра | 11 708 |
Ямало-Ненецкий АО | 13 425 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 8 594 |
Республика Бурятия | 8 726 |
Республика Тыва | 8 726 |
Республика Хакасия | 8 543 |
Алтайский край | 8 543 |
Красноярский край | 8 726 |
Иркутская область | 8 723 |
Кемеровская область | 8 347 |
Новосибирская область | 8 725 |
Омская область | 8 480 |
Томская область | 8 561 |
Забайкальский край | 8 726 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 13 951 |
Приморский край | 9 151 |
Хабаровский край | 10 895 |
Амурская область | 8 726 |
Камчатский край | 16 543 |
Магаданская область | 15 460 |
Сахалинская область | 12 333 |
Еврейская АО | 9 013 |
Чукотский АО | 19 000 |
г.Байконур | 8 726 |