Люди видят цвет другие другой. Весь мир мучается этим вопросом: какого цвета это платье? Проверка обратной версии

19 ответов

Всё-таки большинство видят одинаково.

Да, оттенки мы кто-то различаем, кто-то нет. Даже некоторые цвета (обычно зеленый/красный) некоторые различают с трудом -- дальтоники. Это определяется количеством и соотношением чувствительных к цветам элементов глаза -- "колбочки" и "палочки".

Да, некоторые оттенки мы возможно и различаем, но не умеем их назвать, и потому, для нас это один цвет.

Так, например, для меня все грибы это просто грибы, хотя я их и отличаю, но назвать их не могу.

Но есть и другая ситуация -- когда северные народы видят тот же снег, что и мы, но у них есть названия для разных оттенков снега, а у нас нет. Это означает, что часть мы различаем, но назвать не можем, а часть не различаем, потому, что глаз тоже тренируется в умении различать оттенки.

Цвет -- очень важная по информативности составляющая зрения. Температура, зрелость, неиспорченность (не начались процессы гниения), неядовитость -- всё это звери, а затем и человек обязаны мгновенно определять по цвету. По цвету кожи -- лица, ушей -- звери, а затем и человек мгновенно отличают эмоциональное состояние человека, агрессию, обман, страх. Люди, слишком часто (особенно в прошлом), а звери и сейчас, ошибающиеся в восприятии по цвету, а следовательно и интерпретации информации, просто не выживали. Так что всё-таки различия в восприятии цветов хотя и есть, но не существенные для взаимопонимания и выживания.

Дополню, отвечал недавно на другой вопрос:

Цвета ведь не существуют каждый сам по себе:

Цвет - оценочное субъективное понятие, ощущение, создаваемое нашим мозгом при анализе сигналов производимых сетчаткой глаза при попадании на нее световых лучей. Зрение - одно из чувств, и как и все чувства человека оно субъективно.

Люди действительно могут воспринимать цвета по разному. Но вариативность цветовосприятия не велика, за исключением случаев нарушения развития, таких как дальтонизм - неспособность воспринимать один или несколько цветов.

В окружающем нас мире нет такого физического понятия как "цвет". Объекты и источники освещения не имеют своего цвета, они лишь отражают или излучают свет с определенной длиной волны, который мы воспринимаем как "цвет".

Проведите эксперимент: возьмите что-то красное и не глянцевое и посветите на это через непрозрачный зеленый пакет. Какой цвет вы увидите?

А в пример субъективности восприятия цвета можно привести недавний мем "феномен платья": ‎

Суть его в том, что некоторым платье на фотографии кажется золотисто-белым, а другим сине-черным. Его истинный цвет сине-черный.

Сам свет - малая часть спектра электромагнитного излучения, воспринимаемая нашим глазом. Известно, что, например, птицы могут видеть еще и ближнее ультрафиолетовое излучение.

Цветовая характеристика объекта это результат работы зрительной системы. Она состоит из глаз, зрительных нервов и участков головного мозга отвечающих за зрение.

В первую очередь восприятие цвета зависит от количества и функионирования палочек и колбочек (фоторецепторные клетки сетчатки), которое может варьироваться так же как, скажем, рост или цвет волос.

Палочки обладают высокой светочувствительностью, но из цветового спектра способны воспринимать только изумрудно-зеленую часть. Колбочки бывают трех типов и отвечают за восприятие цвета: красный, зеленый, синий. Для работы колбочек требуется существенно более высокий уровень освещенности, чем для работы палочек. Этим объясняется, почему человек не воспринимает цвета в темноте.

Кроме особенностей развития глаза огромную роль играет сам мозг человека, ведь именно он производит анализ информации и формирует итоговую картинку.

Итог зависит от разных факторов: освещенность, цветовая температура освещения, цвет окружающих объектов и фона и прочих.

Советую посмотреть познавательное видео про это:

Is Your Red The Same as My Red?

[оригинал на английском]

[русский закадровый перевод]

Я вам скажу более того, а вы, конечно, можете не придавать моим словам особого значения, ибо звучит это как абсурд: мы вообще способны "видеть" (видим) вокруг нас только то, что "вбили" (все, что мозг запомнил и хранит в виде памяти) нам в голову и никак иначе.

Думаю, можно вспомнить такое понятие, как "Квалиа", но оно относится к области философии и считается спорным, имеет много сторонников и противников. А объясняет оно именно субъективное восприятие цвета

Например, вы прямо сейчас смотрите на обложку этого вопроса. Для вас это только зеленый цвет и никакой другой. Другой человек тоже смотрит на обложку и тоже видит ее зеленым. Но для него зеленый - это как для вас, например, синий. Он видит его смещенным (но только для вас, для него все в порядке) спектром. Просто относительно вас он видит, а точнее чувствует его так. То есть все в мире, что для вас зеленое, для него оно как для вас синее. Но он привык называть этот цвет зеленым и никаким другим, так, как его учили с детства. И вы, собственно, никогда не сможете узнать, каким конкретно он ощущает этот цвет. Можно попробовать связать с ассоциацией: "Эта обложка такого же цвета, как и трава". Но для этого человека и она, и трава одного цвета и он называет его зеленым, как его опять же и учили.

А теперь представьте, что каждый из нас видит мир в определенной цветовой палитре, которая отличается от палитры любого другого человека. И именно Квалиа позволяет сторонникам этой идеи осознавать иллюзорность, виртуальность именно их мира.

Тут есть сложность. Что такое воспринимать цвет. Рецепторы дают на выходе более-менее одинаковые результаты потому, что одинаково устроены. Некоторая вариативность есть, но она не принципиальна. Аномалии есть, но они предсказуемые (дальтонизм). * То есть, если человек дальтоник, то мы с ним можем прийти к пониманию того, как отличается его восприятие. Это доказывает тест на дальтонизм. Человек с обычным зрением рисует таблицы так, что дальтоник на них видит фигуры (из отдельных цветных элементов) которые не видит человек со стандартным зрением! Это важно для понимания. В таблицах не только дальтоник что-то не различает, но и видит нарисованное специально для него.

Вопросы того что есть цвет обсуждались несколько раз, чтобы разобраться стоит прочесть всё и критично:

Так вот, с рецепторами и сигналом, который они в итоге дали, всё более-менее понятно. А вот что дальше? Каково соответствие сигнала, физических изменений в мозге (нейронные связи) и нашего представления о цвете (что есть красность)?

В ответах упоминают Черниговскую, которая ссылается на Сеченова:

Итак, повторяю еще раз: между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминанием об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности нет ни малейшей разницы.

То есть красность это опыт ощущений, который мы воспроизводим каждый раз, когда обращаемся к нему. А опыт более менее сходен по одинаковому устройству рецепторов.

То есть проверить не попросив человека показать красное из набора разноцветных предметов (тут мы докажем, что имеем один опыт), а влезть в мозг, найти "красность" и убедиться, что она одинакова с нашей.

Здесь мы пришли к понятию сознания и тому, сводится ли оно к материальному.

Судя по тому, что Татьяна Черниговская

множество раз поднимет эту тему в своих выступлениях, именно в виде "интересного вопроса без ответа", исследований академических не было. Более того, из контекста ее реплик следует, что на данный момент непонятен даже способ, которым бы это можно было выяснить.

Хотя, на мой взгляд, недавняя история с "какого цвета платье" ответила на него совершенно определенно.

Все-таки нет. И дело не только в дальтонизме, при котором человек с трудом различает именно оттенки зеленого цвета, а именно в восприятии цвета. Мне например, жилетки работников ГИБДД кажутся зелеными, а большинство людей видят их желтыми. Впрочем, как уже ответили выше, эта особенность восприятия не критична.

Удовлетворительно отвечать (либо находить ответы) на вопросы о жизни, вселенной и всем таком я худо-бедно научился)) Соответственно, я не вижу особых проблем с ответом на вопрос о соотношении цветового восприятия с именованием цветов, приведенный тут в качестве примера «вопроса, на который практически невозможно ответить». Вот что реально меня тревожит, так это:

Почему интерфейс обеспечения базовых человеческих потребностей так криво устроен?

Почему общество не только требует почтения своих архаичных святынь, но и обязывает выбрать объект почтения, найти собратьев-почитателей и ходить всем рассказывать об этом?

Интересный вопрос. Ещё не прочитав ответ Ивана Булаева думал написать тоже самое, только в другую сторону. Сколько будут помнить -- не интересно, хотя судьба детей интересна. Я бы хотел, наоборот, узнать все о моих предках (а с какой-то глубины начиная уже не моих, а наших общих) до самого начала, хотя это не только узнать, но и осознать вряд-ли возможно) Увидеть в них свои черты, в себе узнать их черты, узнать чем они жили, чему радовались, о чем горевали.

А вот насчет "А что если мы видим разные цвета, но называем их одинаково" я сомневаюсь. Да, это общеизвестный пример, но мне вот что кажется, хотя может быть я ошибаюсь. Цвета ведь не существуют каждый сам по себе:

Измерить цвет - значит выразить его через какие-то величины и тем самым определить его место во всем множестве цветов в рамках некоторой системы их выражения или математического описания.

Вот пример одной из систем цветовых пространств:

Если бы мы каждый представляли себе цвета произвольным образом, то разве могли бы выстроить их друг рядом с другом одинаково в определенном соответствии? Сделать тысячекусочный пазл из такого конуса или иной схемы цветового пространства, мы же с трудом, но сложим его?

Пример другого цветового пространства:

Черный должен быть у всех черным, белый у всех белым, о том, как они выглядят можно договориться, описать через нечто другое. Черный -- это отсутствие света. Белый -- максимальная яркость (возьмите яркий светодиодный фонарь, посветите на клавиатуру, скажите какого она цвета). А черный и белый это две точки (области) в цветовом пространстве однозначно определенные. Да, согласен, этого не совсем достаточно, но хоть что-то.

Нельзя. Аналог восприятии цвета между мужским и женским мозгом хорошо показано в программе,Игры разума, правда выпуск не помню.

Так вот, в той пограме дали 6 оттенков цвета и попросили определить, сколько тут оттенков, мужчины от силы могли назвать 3, женщины - 6. В итоге оказалось, что оттенков 6, но в то же время дало ответ на поставленый вами вопрос.

сайт - В конце прошлой недели в интернете появилось фото, которое разделило мир на два лагеря. Как вы уже догадались речь о волшебном платье. В глазах одних людей оно черно-синее, в других бело-золотистое.. Редакция собрала факты, о которых рассказали ученые.

25 февраля девушка под ником Swiked опубликовала на Tumblr фотографию платья и задала своим друзьям простой вопрос о том, какого оно цвета. Спустя считанные часы миллионы людей разделились на два лагеря: одни утверждали, что наряд сине-черный, а другие - что бело-золотистый. Но даже после того, как автор фото подтвердила, что оно действительно синее с черными полосками, дебаты в сети не прекратились и продолжаются до сих пор. В спор вступили даже ученые. Они решили, наконец, объяснить, какого же цвета платье на самом деле. Так нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джейн Найтц говорит, что человеческие глаза и мозг эволюционировали, чтобы различать цвета в мире, освещаемом солнцем. Свет входит в глаз через хрусталик — волны разной длины сообщают о разных цветах. Свет попадает на сетчатку в задней части глаза, где пигменты активизируют нейронные связи в зрительной коре, части мозга, которая переводит сигналы в изображения. Эту теорию выдвигает популярный американский сайт.

«Мозг выясняет, свет какого цвета отражается от объекта, который видят глаза, и отделяет этот цвет от цвета, который считает «реальным». «Таким образом, люди не учитывают синий цвет, и тогда видят белый и золотой»- добавил другой невролог из колледжа Уэлсли Бевил Конвей.
К примеру, даже то, на что человек посмотрел перед тем, как взглянуть на платье, может оказать прямое влияние на то, какие цвета он увидит. Также значение имеет уровень освещения в комнате, в которой находится человек.

Для распознавания цвета очень важно освещение , которое является комбинацией того, сколько света падает на предмет и сколько света от него отражается. В случае с платьем некоторые люди воспринимают изображение сине-черным, так как их глазу кажется, что освещение достаточно сильное, и отраженного света мало, другие воспринимают больше отраженного цвета, поэтому видят платье бело-золотым.
После того, как эта тема стала столь популярной в интернете, Кейтлин Макнил, опубликовавшая фото, рассказала, что на самом деле платье сине-черное.

«Помимо плохого качества снимка, спор объясняется еще и тем, как мы воспринимаем свет. Наш мозг обрабатывает световые волны разной длины, каждая из которых соответствует отдельному цвету. Как объяснил Wired Бевил Конуэй, ученый, занимающийся исследованием цвета и зрения, дневной свет влияет на то, как мы воспринимаем цвета предметов, и изменяет их. Поэтому при взгляде на платье наш мозг делает поправку на дневной свет и «отсекает» один из подтонов — синеватый или желтоватый. Из-за индивидуальности восприятия одним кажется, что платье бело-золотое, а другим — что оно сине-черное. Кроме того, подобный эффект может объясняться еще и оптической иллюзией: на то, как мы воспринимаем цвет предмета, влияют фон, на котором он расположен, и освещение. Снимок мог быть сделан при голубоватом свете, в котором многим может казаться, что оно белое».

Самый развернутый ответ дал профессор из Вашингтона Джей Нейтз : «Платье видится сине- черным или бело-золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше «палочек» или «колбочек», а также условий освещенности в помещении. (Это стало возможным благодаря различным цветам, которые смешиваются вокруг вас.) Разные люди имеют разные остатки «палочек» и «колбочек» - в первую очередь страдают те, у кого дальтонизм.
Но «стержни» также очень чувствительны к свету. Палочки обнаруживают цвет с помощью пигмента под названием родопсин, который очень чувствителен к низкой освещенности, но высвечивается и уничтожается при более высоких уровнях освещенности. И должно пройти около 45 минут, чтобы перестроиться (ну как вашим глазам потребуется время, чтобы адаптироваться к ночи, другими словами). В принципе, если вы посмотрите на платье в условиях яркого освещения и увидите один цвет, то, если уйти на полчаса в темную комнату и вернуться, платье вполне возможно изменит цвет.
Также разный цвет платья у разных людей связан с индивидуальными различиями в восприятии цвета. Если вы когда-либо пробовали работать с фотографией, вы, вероятно, сталкивались с балансом белого - камера пытается выравнить его в неподходящих условиях освещения. Ваш мозг делает свой собственный баланс белого, что автоматически означает, что вы, либо не обращая внимания на синий оттенок, видите бело-золотое изображение, или, игнорируя желтый оттенок, видите сине -черную фотографию.


Офтальмологи говорят, что разное восприятие цвета платья не значит, что у вас проблемы с глазами или с психикой . У каждого человека есть индивидуальные особенности зрения. Мозг обрабатывает световые волны, попадающие на сетчатку уникальным образом, поэтому кто-то видит одни цвета, кто-то другие.
Есть научное объяснение тому, почему люди видят разные цвета на одной картинке. Это оптическая иллюзия. Объекты отражают свет на разных волнах или в разных цветах и человеческий мозг определяет цвет по отраженному свету. Предметы вокруг также могут отражать цвет и влиять на восприятие. На этом фото много других цветов вокруг и они смешиваются, и мозг не может сразу определить цвет платья. Итак, люди, которым окружающий свет кажется темным, видят белый вместо синего. Это зависит от процесса восприятия мозгом. Профессор вашингтонского Университета Джей Нейтз говорит, что изучает разницу цветов 30 лет и этот случай - один из наиболее явных различий, которые он когда-либо видел. Ему, кстати, платье показалось белым.

Скорей всего ты уже видел это платье, и у тебя наверняка есть собственное мнение по поводу его расцветки. Но весь мир до сих пор не может прийти к однозначному мнению. Для некоторых оно неизменно сине-черное, для других – бело-золотое и никак иначе!

Даже были случаи, когда человеку сначала казалось, что платье одного цвета, а потом спустя какое-то время он был уверен в противоположном!

Это платье уже наделало слишком много беды. Пришло время взглянуть правде в глаза и узнать, какого же оно цвета на самом деле.

То самое фото платья, из-за которого столько споров:

По мнению некоторых, оригинальное платье, если бы освещение было получше, должно выглядеть так:

Остальные считают, что, если бы не излишний свет, платье было бы таким:

Но почему люди видят разные цвета на одном и том же фото? Есть одна версия на этот счет, и она не имеет отношения к настройкам монитора, от них ничего не зависит, мы проверяли.

Всё дело в том, как глаза каждого отдельно взятого человека реагируют на освещенный объект. Некоторые решают, что платье недостаточно освещено (или что его поверхность сильно отражает свет) и их мозг подает глазам сигнал, что нужно это компенсировать. Отсюда бело-золотой цвет. Другие думают, что на платье падает слишком много света (или поверхность менее отражающая), и их глаза показывают им, что оно сине-черное.

Всё как в известной оптической иллюзии Адельсона. На картинке квадрат «А» такого же цвета, как и квадрат «В», хотя кажется, что это не так.


В целом получается, что глаза человека видят изображение таким, каким его воспринимает мозг. Также большое значение имеет прошлый опыт. Если человек видел ткань похожей текстуры или похожее платье определенного цвета, это с большой вероятностью повлияет на то, какой цвет он увидит на фото с платьем. Об этом феномене под названием «разница в восприятии» ученым пока мало что известно.

А вот фото реального платья. Оно всё же оказалось сине-черным.

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот).

Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета.

Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров. Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии.

Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения.

Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы.

Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания - все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример - наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

Несколько дней назад интернет взорвала фотка с платьем. Эта история уже, было, прошла мимо меня, но сегодня на работе мне всё-таки показали картинку:

До сих пор не понимаю, как здесь можно увидеть что-либо, кроме сине-чёрного платья? :)


Roman Women"s Lace Detail Bodycon Dress Royal Blue

Вернувшись домой, я показал фотку пятилетней дочке, затем жене. Они независимо друг от друга назвали платье бело-золотым. Более того, проверка фотошопом не убедила их взглянуть на платье по-новому. Что и привело к данному тщательному расследованию.

Что говорит наука

Объекты в жизни переливаются различными оттенками в зависимости от их поверхности (глянцевая, матовая) и освещения. Например, снег обычно не белый, а с синим отливом. Полагая, что предмет на фото освещён не чисто белым светом (например, оранжевым светом от костра), мозг старается игнорировать это цветовое смещение. Мозгу не хочется выходить из зоны комфорта и предполагать, что снег может быть разных цветов. Гораздо привычнее «видеть» снег белым. У каждого человека процесс корректировки цвета проходит уникально, отсюда и споры по поводу цвета платья.

Иллюзии цветовосприятия

Чтобы понять, что с цветовосприятием не всё так просто, вот вам фокус: пристально смотрите в центр первой картинки, затем кликните по ней, и вторая картинка на мгновение покажется цветной.


Первая картинка - это негатив (картинка с обратными цветами). При резком переключении картинок в мозгу продолжается компенсация, и оттенки серого окрашиваются в нужные цвета. Что конкретно происходит в голове? Возможно, это сродни привыканию, и это присуще не только зрительному восприятию. Например, вторая конфета уже не кажется такой сладкой, как первая.

Что там с платьем-то?

Итак, мозг додумывает цвета, ориентируясь на собственный опыт и окружающую обстановку. Чтобы прикинуть условия фотосъёмки платья, мозгу нужно зацепиться за что-то знакомое и понятное.

Это как фотограф ищет на фото области, которые должны быть чисто серыми, чтобы компенсировать условия съёмки и приблизить цвета к настоящим («баланс белого»).

На нашей фотке есть несколько характерных областей, указывающих на ярко-жёлтое освещение (или неправильный режим съёмки, который идентичен ярко-жёлтой засветке).

Кроме этого, основной цвет платья похож на синий, пропущенный через тёплый (то есть, жёлтый) фильтр. Конечно, чтобы это узреть наверняка, нужен опыт. Проверим эту версию: берём фотку реально сине-чёрного платья из гугла, накладываем поверх неё бежевый фильтр. А напоследок накладываем поверх фотки то самое платье (вырезанное по контуру). Синий и чёрный цвета, как в светлых областях, так и в тёмных, совпали до миллиметра. Подчеркну, что именно одинаковое преобразование превратило синий и чёрный цвета в то, что нам нужно:

Вот ещё фотка для проверки того, что я ничего не подменил:

Надеюсь, после этой картинки ваши сомнения в реальном цвете платья отпали, а остались знания о нюансах цветовосприятия. Кстати, насыщенность синего на том самом платье - 20-30%. Для сравнения, на белоснежном не глянцевом платье при дневном свете насыщенность синего лежит в пределах 5%, если только вы не находитесь рядом с большим синим зданием. 20% - это «уверенный» синий, именно этот цвет использован в шапке сайта в этой заметке.

Проверка обратной версии

При мягком вечернем свете белоснежное платье невесты может конкретно уйти в синеву, но:
1) вместе с белым в синеву уйдут все цвета, в том числе и красный, и жёлтый, и«золотой», а этого на исходной фотке не произошло (все эти цвета присутствуют на фотке в неискажённом виде);
2) исходное фото сделано явно не вечером, а при свете солнца (или в помещении в идентичных условиях); свет падает сверху, об этом говорят чёткие тени от накидки и от рельефных полосок платья.

Справедливости ради, проверим эту версию в фотошопе: гуглим белое платье, и накладываем холодный синий фильтр. Представим, что платье сфотографировано на пляже, поздним вечером, когда солнце уже зашло. Хотя это и противоречит исходному снимку с очень яркими светло-жёлтыми засветами. Итак, «белый» цвет действительно совпадает, но давайте посмотрим поближе, что происходит с другими цветами:

Вечернее освещение от неба - равномерное, тени от такого освещения размыты и еле различимы, и фотография тёмная по всей поверхности. Эти свойства явно не присущи исходному фото.

Золотой цвет

Золото переливается от светло-жёлтого до тёмно-коричневого. Полоски на платье (вне контекста) могут быть золотистыми, но им не хватает характерного блеска:


Ткань имеет более плавные переливы и заметную шероховатость. Что мы и видим на исходной фотографии при более детальном рассмотрении. Слева - чёрная кожаная сумка и чёрный плед, справа - платье.


Игра света и теней очень похожа, не правда ли? Золотые детальки присутствуют на сумке, для сравнения.

P.S. Я могу заставить себя увидеть и бело-золотое платье на картинке, где оно вырезано и вставлено на тёмный фон, и если смотреть боковым зрением и двигать фотографию вверх-вниз, чтобы мозг не успевал сориентироваться. А на оригинальной фотке, как ни крути, я по-прежнему вижу синее платье с чёрными ажурными полосками и синей блестящей накидкой.

P.P.S. И ещё пара фоточек, чтобы потроллить и сбить с толку:)


Видео в тему:

Пользователи всего интернета до сих пор спорят, какого цвета платье - синего или белого. Эта загадка заинтересовала и офтальмологов, которые попытались дать объяснение.

Люди видят по-разному, так как важно освещение, именно оно создает комбинацию того, сколько света падает на предмет и сколько от него отражается. Некоторые люди видят, что платье синее, так как им кажется, что освещение сильное, другие видят больше отраженного света и поэтому для них платье белое с золотым.

Человечество привыкло к тому, что реальные цвета предметов видны при дневном свете. Однако этот свет также может менять цвета - на рассвете, закате и днем они совершенно разные. Зрительная система не учитывает это, поэтому те, кто смотрит на платье, либо не воспринимают синий цвет, и видят белый или золотой, либо игнорируют золотой, и тогда платье синее с черным. То есть, все дело в том, учитывал ли человек фон: если он думает, что снимок сделан против солнца, то платье, по логике, находится в тени, а потому светлые участки - голубоватые.


Обсуждение странного платья началось после того, как его фото появилось сначала на сайте Tumblr, а потом на BuzzFeed. Снимок опубликовала Кейтлин Макнил. Платье купила мать невесты и отправила снимок дочери, чтобы показать ей свой свадебный наряд. Сначала заспорили жених с невестой, потом и другие знакомые. Тогда Кейтлин Макнил решила показать платье в Интернете и узнать, что по этому поводу думают пользователи.


Напомним, что Джулианна Мур, Ким Кардашьян увидели платье бело-золотым, а Тэйлор Свифт, Джеймс Франко, Канье Уэст, Джастин Биббер - черно-синим.


А какой цвет видите вы?

  • 76.8k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Глаза человека - это не только его душа, но и целый мир загадок. Почему говорят, что раньше люди не видели синий, хотя египтяне вовсю расцвечивали им свои гробницы и украшения? Как некоторым людям удается видеть ультрафиолетовое излучение, а другим - различать сразу 100 млн оттенков? Существует ли на самом деле творческое видение? Так много вопросов, на которые у современных ученых наверняка должны быть ответы.

Мы в сайт решили выяснить, как различается видение разных людей в зависимости от образа мыслей, культуры, времени и других обстоятельств. Аккуратнее, после этой статьи вы можете увидеть мир в новом свете.

Почему древние люди не отличали цвет фуксии от белого, а фиолетовый путали с синим?

10 тыс. лет назад люди видели цвета так же, как и мы, но использовали обобщенные названия. Светлые оттенки приравнивались к белому цвету, темные - к черному. Цвет фуксии был ярким и светлым, поэтому стоял в одном ряду с белым или желтым. Фиолетовый и синий были похожими и стояли в одном ряду, приравниваясь к темному или черному. Позже оттенки начали распределять между красным, желтым, зеленым и сине-зеленым цветами (фиолетовый вместе с синим попадали в разряд сине-зеленого цвета).

В речи люди описывали оттенки цвета через контекст - так, как сегодня мы объясняем вкус. Слов «сладкий», «соленый», «кислый», «острый» или «горький» часто оказывается недостаточно, чтобы точно передать смысл, и мы используем уточнение: сравните, например, фразы «как кислый лимон» и «как кислый кофе».

Древние египтяне видели синий цвет, а греки - нет?

Египтолог Ричард Х. Уилкинсон (Richard H. Wilkinson) заметил, что для каждого цвета существовало конкретное значение .

Например, художники всегда изображали мужчин с красно-коричневой кожей, женщин - со светло-коричневой, а богов - с золотой, потому что верили, что кожа богов и фараонов действительно из золота. Исключением был Осирис, который получил черную или зеленую кожу - символ новой жизни и воскрешения. Это подчеркивало его историю: он был убит богом Сетом и воскрешен богиней Исидой, чтобы затем править загробным миром.

Синий и голубой цвета были самыми популярными у египтян, они символизировали истину, правду, рождение и жизнь. Небеса и воды плодородного Нила были синими, амулеты плодородия и татуировки для женщин в виде божка Беса чаще были также синего цвета. Но значение каждого цвета было неразрывно привязано и к контексту изображения.

Это заметнее в языке древних греков: описывая объекты, они группировали их по качествам. Например, небо называли бронзовым, потому что оно ослепительно, как лезвие меча. Море - пурпурно-красным, как и вино, потому что они оба символизируют свежесть, жизнь. Но правда ли, что греки не различали синий цвет?

Загадка: как в оригинале выглядела эта древнегреческая статуя?

Правильный ответ: вариант А.

Ученые Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) и Ульрике Кох-Бринкманн (Ulrike Koch-Brinkmann) доказали, что античные статуи и общественные здания выполнены в цвете. Пигменты в красках были минеральными, но сам носитель - органическим, поэтому со временем бактерии разрушали его, и краски осыпались. Оказалось, что наши представления о минимализме цвета в античные времена далеки от реальности. И, конечно, греки прекрасно различали оттенки синего, выделяя его в отдельную категорию цвета.

На основе исследований в 2007 году американские и немецкие ученые разработали выставку , где представлены античные статуи и здания в оригинальной расцветке. Сложно поверить, что сотни лет назад древнегреческие мастера использовали такое разнообразие цветов, украшения в виде бронзовых вставок и выпуклые зрачки глаз из черного камня.

Еще Аристотель, древнегреческий философ и воспитатель Александра Македонского, в своих трудах рассказывал о 7 основных цветах: черном, белом, красном, желтом, зеленом, синем и фиолетовом. Он связывал их с 7 нотами, и днями недели.

Сегодня мы называем 11–12 основных категорий цвета в языке, и это косвенно указывает на степень развития общества. Есть и те, кто легко определяет малейшую разницу в оттенках цветов и использует в 10 раз больше определений.

Например, «шартрез», «лайм» и «трилистник» - это названия цветов зеленого оттенка, которые для большинства выглядят как зеленый или светло-зеленый цвет. Проверить, насколько чувствительны глаза к цвету, можно с помощью этого теста .

Ни один человек не различает синие цвета до года

В рамках исследований выяснилось, что дети в возрасте от 4 до 8 месяцев быстрее распознавали зеленый круг на синем фоне, чем голубой круг на синем фоне. Эти выводы поставили ученых перед новой загадкой: способность распознавать цвета является врожденной или приобретенной?

Некоторые люди видят в 100 раз больше цветов, чем остальные. Посчитайте, сколько полосок видите вы:

Менее 20 полосок: возможно, у вас 2 типа светочувствительных колбочек. Как и у 1/4 населения мира. Вы различаете чуть меньше цветов, чем большинство. Видеть полный спектр помогут специальные очки или приложения , разработанные для всех видов дальтонизма.

От 20 до 36 полосок: у вас, скорее всего, 3 типа светочувствительных колбочек. Вы, как и большинство людей, различаете большое число цветовых оттенков.

Более 37 полосок: похоже, вы относитесь к числу тетрахроматов . У них сразу 4 типа светочувствительных колбочек. Такие люди распознают примерно 100 млн цветов , как пчелы, некоторые птицы и художница Кончетта Антико, которая создает такие картины:

Наличие сразу 4 типов колбочек является редкой мутацией и встречается среди женщин, у которых в роду есть мужчины с дальтонизмом. Но даже люди с одинаковыми глазами - близнецы - воспринимают цвет по-разному. Сам мозг определяет цвет в зависимости от настроения, эмоций и воспоминаний.

Как описать цвет, если в языке нет его названия?

Некоторые люди заметили, что часто мы применяем по отношению к одному и тому же цвету разные названия из-за трудностей восприятия. Вспомните загадку с платьем: одни считали его бело-золотым, другие - черно-синим.

В языке йеле , используемом на острове в Папуа - Новой Гвинее, существует другой подход к определению цвета. Вместо отдельного названия используют название предмета, который при любых обстоятельствах выглядит неизменно. Например, слово «ночь» означает черный цвет, «какаду» - белый, «сок» - темно-красный, «незрелый» - зеленый, «вода у рифа» - голубой.

Но даже такой подход не защитит вас от иллюзий, которые намеренно создает ваш собственный мозг. Посмотрите на картинку и скажите, какого цвета круги за полосками:

Дело в том, что они все одного цвета. Это оптическая иллюзия Манкера-Уайта . Из-за разноцветных полосок на картинке кажется, что круги 4 разных оттенков. Думаете, что теперь это легкая задачка? Попробуйте точно ответить, какого цвета сердца за полосками:

Ответ: все они одинакового цвета - желтого.

Можно ли услышать цвет или увидеть время?

Да, нейрологический феномен синестезии тоже является игрой нашего разума. Люди-синестестики представляют, что буква «Д» непременно, допустим, синего цвета, а имя «Алексей» может вызвать у них во рту горький привкус.

Известными синестетиками были Владимир Набоков, Ференц Лист, Дюк Эллингтон и Ван Гог. Если вам кажется, что вы тоже синестетик , проверьте себя и примите участие в исследованиях, чтобы помочь науке в познании этого удивительного состояния.