Конспект занятия роспись дымковской барышни. Конспект занятия по рисованию дымковская барышня

Конспект занятия по рисованию на тему

«Дымковская барышня ».

Подготовительная к школе группа.

Цель. Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий.

Закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать чувство симметрии, ритма.

М атериал . Дымковские игрушки (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на фланелеграфе, кисти, краски разного цвета.

Воспитатель Николаева Оксана Евгеньевна

Ход занятия.

Дети садятся на ковер. Слышится стук в дверь.

Воспитатель. Кто это к нам пришел? Это почтальон. (Почтальон передает посылку.)

От кого же она? От дымковских мастеров.

Кто такие дымковские мастера? Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Давайте посмотрим, что лежит в посылке. Письмо. (Читает. )

«ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПИШУТ ВАМ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ИЗ СЕЛА ДЫМКОВО . С ДАВНИХ ВРЕМЕН В НАШЕМ СЕЛЕ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ, ПОТОМ РАСПИСЫВАЮТ ИХ ЯРКИМИ КРАСКАМИ, СЕЛО НАШЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЫМКОВО» ПОТОМУ, ЧТО ИЗ КАЖДОГО ДОМА, ГДЕ МАСТЕР ОБЖИГАЛ В ПЕЧИ ИГРУШКИ, ВЫСОКО В НЕБО ПОДНИМАЛСЯ ДЫМ. ТАК БЫ МЫ И ДЕЛАЛИ НАШИ ЧУДЕСНЫЕ ИГРУШКИ И РАДОВАЛИ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕСЧАСТЬЕ: ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЧЕРНУШКА УКРАЛ ВСЕ НАШИ КРАСКИ, И МЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РАБОТЫ. НЕЧЕМ ТЕПЕРЬ РАСПИСЫВАТЬ ДЫМКОВСКИХ БАРЫШЕНЬ. МЫ ПРИСЛАЛИ ВАМ ВСЕ, ЧТО УСПЕЛИ НАРИСОВАТЬ, И ПРОСИМ ЗАВЕРШИТЬ РАБОТУ И РАСКОЛДОВАТЬ БАРЫШЕНЬ ОТ ЗАКЛЯТЬЯ ВОЛШЕБНИКА».

Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской барышни, нарисованное на ватмане)

Вы узнали ее?

Только что-то наша барышня очень грустная. Как вы думаете, почему? (у нее юбка белая, без рисунков.)

У нас в группе уже живет настоящая дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды. Во что одета барышня? (юбка, кофточка с воротничком в складку, кокошник .)

Какими элементами художник украсил юбку?

Верно. Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор. Он повторяется: овалы чередуются с кругами, вокруг точки. Давайте поможем нашей заколдованной барышне и украсим ее юбку. Посмотрите, в посылке есть круги, овалы, точки. В письме мастера нам подсказывают, что нужно делать : краски брать самые яркие, чтобы они лучше были видны, наносить их на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются, и поэтому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы. Давайте попробуем! (Воспитатель и дети показывают на фланелеграфе несколько узоров на юбке барышни.)

Цель урока: Ознакомить с традиционными элементами росписи женских фигурок в Дымковской народной глиняной игрушке.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти, палочки, трафареты.

  • Литературный ряд: стихи.
  • Музыкальный ряд: народные песни.
  • Зрительный ряд: электронная презентация «Роспись Дымковской барыни».

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Подготовка учащихся к уроку (кисточки, гуашь, вода, ушные палочки, салфетки, трафареты барынь) Проверка готовности.

2. Постановка цели урока (3 мин. )

Слушаем музыку. Сегодня у нас весело не случайно.

(Выходят 2 учащихся в русских костюмах)

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.

Здесь игрушки знатные
Складные да ладные
Всегда повсюду славятся
Они и вам понравятся!

Ярмарка – это торги, устраиваемые в одном месте в одно время

На Руси очень любили ярмарки-базары. Здесь всегда весело: музыка, песни, свист, шум.

И везут на ярмарку со всех мест своими руками сделанный товар. Тут и доски расписные, и кружева и посуда золоченая, игрушки глиняные. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас. Люди издавна занимались созданием красивых вещей. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно-прикладных изделий. В них польза и красота, мудрость народа.

Сегодня мы познакомимся с традиционной росписью женских фигурок в народном промысле Дымковская глиняная игрушка.

III. Объяснение нового материала (15-20 мин. )

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, звенящей как басы!

У каждого есть любимая игрушка. Еще в первобытном обществе земледельцы делали из глины фигурки женщины, украшали ее зернами пшеницы, рисовали на них узоры. В России игрушки делали повсеместно, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в тоже время разные. Своя форма каждой игрушки, свой цвет, свой узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть.

Поскольку сегодня мы знакомимся с Дымковской барыней, давайте подумаем кто такая барыня? (Жена барина, важная высокомерная избалованная женщина) Такая ли она?

Чтобы все узнать о Дымковской барыни давайте совершим фотопутешествие.

Включаю презентацию.

Слайд 1. Широка, раздольна и красива земля Вятская, город основан в 12 веке, но только в 19 веке возник промысел глиняной игрушки. С 1934 г. Вятка переименована в город Киров.

Слайд 2. Жили в г. Вятка замечательные русские женщины, носили русский народный костюм, разнообразные головные уборы и очень любили украшения.

Слайд 3. В разных центрах женские лепили и расписывали по разному. Но Дымковскую не спутаешь ни с чем! Не женщина – барыня, красивая, статная и нарядная.

Слайды 4–6. Замечательны и веселы игрушки! Слепленную из местной красной глины игрушку, белили молоком с мелом, а затем расписывали темперной краской. Барыня традиционна была одета в кофточку и юбочку, на голове – кокошник, венец, платочек или разнообразные шапочки. Часто можно было встретить передники.

Слайд 7. Так лепилась Дымковская барыня.

Слайды 8–19. Последовательность росписи барыни.

Лицо: щеки и рот - круги красного, разового, оранжевого цветов

Брови: тонкие дуги черного цвета.

Глаза: точки черного цвета.

Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону.

Одноцветная кофточка по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.

Головные уборы – кокошники, венцы чаще всего выкрашиваются в желтый, оранжевый или красный цвета, являясь символами небесных светил. Разнообразные шапочки сочетаются по цвету с узорами на юбке.

Волосы коричневого цвета различных оттенков.

Серьги желтые или оранжевые.

Передники остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.

Слайды 20–22. Наклеиваем из золотой фольги небольшие ромбики на выступающие части игрушки и чудесные барыни готовы!

А теперь прошу вас ответить на мои вопросы. На них легко может ответить тот, кто внимательно смотрел наше фотопутешествие.

Все ли Дымковские барыни выгладят одинаково? Не выглядит ли некоторые барыни более нарядными, а некоторые барыни более простыми?

Действительно женские фигурки можно разделить на сельские и городские.

У сельских барынь меньше украшений на одежде, «деревенские» головные уборы, чаще всего их лепят в передничках. В руках сельских барынь каравай хлеба, самовар, животные или птицы, барыни-няньки окружены детьми.

Городские барыни более нарядны: на юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.

А вот узоры у всех хороши!

Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии…)

Как вы думаете, с чем сравнивали сельские жители эти линии? (Волнистая линия – волны на воде, неровная дорога, круги – солнце, небесные светила, точки – зернышки, брошенные в землю, клетка-поле. Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические? (Геометрические)

Цветовая гамма в росписи разнообразна Излюбленными цветами были красный, синий, желтый, зеленый. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов. Цвета разбеливали, чтобы получить более светлый цвет. Дымковские мастерицы создали 250 видов орнаментов женских юбок и 100 видов фартуков.

Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах (Рассматриваем пособия на доске)

  1. Элементы расположены в ряд
  2. Элементы расположены в шахматном порядке.
  3. В клетке между линиями.

Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец.

Физкультминутка (1–2 мин. )

Поедем с вами весело!
Поехали-поехали
В лес за орехами! (Дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срываем!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везем!

IV. Практическая работа (20 мин .)

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел и расписать каждому свою игрушку-барыню.

Обводим трафарет игрушки в вертикальном формате листа A4

Отделяем простым карандашом юбочку от кофточки, кончики ручек у барыни также останутся белыми.

Выделяем головной убор и передничек (если есть)

Открываем гуашь, основной инструмент – кисточки и ушные палочки для проставление точек

А теперь ваш черед показать свое мастерство!

V. Подведение итогов урока (2 мин. )

Завершенные и аккуратные работы вывешиваем на доске, словно расставляем на ярмарочном столе. Как вы думаете, покупатели догадаются, откуда привезли этих барынь?

Давайте выберем понравившуюся игрушку.

МБДОУ дет /сад «Золотой ключик» п. Ванино, Хабаровского края.

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

2016 г.

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

«Дымковская Барышня»»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Физическое развитие».

Цель: продолжать формировать представление о Дымковской росписи посредством рисования.
Задачи: Образовательные:

учить приемам рисования плавных линий при работе с кистью и умению рисовать кончиком кисти;

закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).

Развивающие:

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

развивать чувство симметрии, ритма, мелкую моторику рук, потребность в двигательной активности.
Воспитательные:

воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к занятию.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,

формировать умение договариваться, помогать друг другу.

ПУДД:

умение внимательно слушать; умение доводить начатое до конца.

Материал: узоры дымковской росписи, шаблон дымковской барыни, выставка игрушек, стаканчики с водой (по количеству детей), салфетки, кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей).

Предварительная работа: беседы о народных промыслах, просмотр презентации о народных промыслах, чтение стихотворений и загадок о дымковском промысле, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

Ход НОД

Воспитатель: Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое на строение у вас сохранилось до самого вечера. Для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться. На занятии слушайте внимательно, работайте старательно и у вас все получится замечательно. А я вам буду помогать.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем на выставке игрушек народных мастеров.

(Дети проходят к выставке дымковских игрушек)

Посмотрите как здесь красиво. А как много игрушек? Давайте их рассмотрим. Какие они яркие, красивые и очень разные, но что-то у них общее. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: правильно ребята.

Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Сейчас послушайте легенду:
Далеко-далеко за дремучими лесами за длинными полями на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди затапливали печи. И из труб домов висел голубой дымок.
Дымов в селе было много. Вот и прозвали село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, простые игрушки, свистульки. Много их наделают на долгую зиму. Кода веселое солнышко убежит с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и свистят весну, прогоняют зиму. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А поэтому из села игрушки стали называть …
Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называются эти игрушки?
Дети: Дымковские.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем расписывать платье барышни с Дымково, но сначала давайте вспомним, какого цвета дымковские игрушки?
Дети: Всегда белые.
Воспитатель: Какие узоры наносят на игрушки?
Дети: Прямые линии, волнистые, точка, круг.
Воспитатель: А какого цвета узоры дымковских игрушек?
Дети: Синие, желтые, красные, черные.
Воспитатель: Какими приемами выполняются узоры?
Дети: Примакиванием, плашмя по ворсу.
Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Сейчас я вам расскажу, как мы должны украшать платье барышни села Дымково.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, как правильно нужно держать кисть при работе.
Дети: Кисть находится между большим и средним пальцами, указательный придерживает сверху.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как держу кисть я. Вы должны держать кисть точно так же.
Воспитатель: Итак, берем шаблон. Если хотите украсить платье точками, кисть держим вертикально, если хотите украсить полосками, кисть нужно держать наклонно, вести по ворсу слева направо. Самостоятельно выберите узоры, цвет. Сядьте удобно. Начнем украшать платье. (В ходе занятия воспитатель подходит, оказывает помощь).

Физминутка:
Птичка, птичка прилетела
И на дерево присела.
Крылышками машет.
И тихонько пляшет.

Воспитатель: А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Рефлексия: Воспитатель: Ребята что мы сегодня делали на занятии?
Что вам понравилось?
Вам понравилось, как вы нарисовали?
Что нового вы узнали?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. А на следующем занятии мы с вами превратимся в мастеров другого народного промысла.

Занятие окончено.

Приложение:

Роспись дымковской игрушки


Шаблоны для росписи (дымковская барышня):




Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.


Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.


Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Галина Ефимова
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе малокомплектного детского сада «Дымковская барышня»

Конспект занятия в старшей группе

по рисованию на тему :

«Дымковская барышня »

(Малокомплектный детский сад )

Цель : - вызвать интерес детей к росписи дымковской игрушки ;

Закрепить знание детей об элементах дымковской росписи ;

Побуждать упражняться в технике прорисовывания овалов, кружков,

точек, прямых и волнистых линий;

Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом кисти;

Учить располагать узор на полукруге;

Развивать чувство цвета, симметрии, ритма.

Предварительная

работа :

Рассматривание дымковских игрушек .

Проведение дидактических игр : «Узнай элемент, «Найди пару»

Материал к занятию : демонстрационный

Костюм воспитателя- расписной кокошник, длинная юбка.

Образцы узоров дымковской росписи .

Раздаточный :

Для каждого ребенка - бумажные контуры дымковских барышень ;

Таблица элементов росписи;

Палитра;

Гуашь разного цвета

Ход занятия

Заведующая дет. садом : Ребята! Сегодня к нам приехала гостья.

Проходите, пожалуйста, милости просим!

Воспитатель

(в наряде дымковской

мастерицы) Здравствуйте, ребятишки! Узнали меня?

Я, мастерица, из Дымково . Пришла к вам по делу.

С давних времен в нашем селе мастера делают красивые глиняные игрушки, потом расписывают их яркими красками.

Село наше называется «Дымково » потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки, высоко в небо поднимался дым из печи.

Так бы мы и делали наши чудесные игрушки и радовали людей, если бы не случилось несчастье : злой волшебник Чернушка украл все наши краски, и мы остались без работы. Нечем теперь расписывать дымковских барышень .

Я привезла вам все, что мы успели нарисовать, и прошу вас, помочь завершить работу и расколдовать барышень от заклятья волшебника.

Согласны?

(достает из коробки силуэты дымковских барышень , показывает одну из них).

Посмотрите, какая грустная барышня . Как, вы думаете, почему?

- (у неё юбка белая, без рисунков) .

А теперь посмотрите на мой наряд. Что на мне надето?

- (юбка, кофта с воротником. кокошник) .

Как украшена моя юбка? Какие элементы вы видите на моей юбке?

Нравится вам этот узор?

Давайте поможем нашим заколдованным барышням и украсим их юбки .

Но прежде, давайте рассмотрим образцы тканей, которые я принесла с собой.

Потрите, какие красивые узоры. (показывает два образца)

Чем они отличаются? (ответы детей)

Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии.

Кольца круглые, чтобы из далека были видны. Какого они цвета?

Смотрите, узоры на ткани повторяются. Как расположены полоски на ткани?

(показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии) .

Как вы будете рисовать прямые линии (кистью плашмя, показывает на рисунке) .

Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой «булочку» .

Почему нельзя? (должен повторяться один и тот же узор)

А как можно нарисовать «Булочку» , чтобы они получались одинаковые?

Конечно, просто примакиванием.

Если вы будете рисовать горошины, лучше рисовать тычком, тогда они будут одного размера, и узор будет ещё краше.

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы составить красивый узор.

А теперь ваша группа превращается в художественную мастерскую, а мы с вами в художников.

Давайте приниматься за работу. «Делу время – потехе час»

Красим юбки заколдованным барышням . Постарайтесь придумать им красивые узоры.

(звучит тихая музыка; по ходу помогаю подобрать красивые сочетания цветов, по окончание работы дети выставляют своих барышень на стол )

Воспитатель :

Наша художественная мастерская закрывается.

Смотрите, барышень веселых ряд выходит на свет показать свой наряд.

Ребята, в нашей мастерской есть столик, да непростой, а волшебный

Как только барышни попали на этот стол , они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами.

Давайте послушаем, что они говорят.

Воспитатель :

(рассказывает о наряде одной из барышень )

Какая у меня красивая кофточка, с длинными рукавами и красным воротничком, на юбке клеточки с красными кольцами и желтыми горошинами.

Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал.

- А мой наряд ещё лучше : здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые.

Видно, веселое было настроение у художника, который его рисовал.

Воспитатель : - А что рассказала о своем наряде твоя барышня ?

(спрашивает нескольких дней)

Ребенок :1 Кофточка цветная,

юбка расписная,

шляпка трехэтажная,

статная, да важная.

Мой узор состоит из клеток и кружков.

Ребенок : 2 Посмотри, как хороша

Эта девица – душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива !

Воспитатель : Все юбки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны, как березки,

А на них – кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор

Спасибо вам, ребятишки, за помощь. Пусть эти барышни живут в вашей группе и радуют взор .

А мне пора, до свидания!

(звучит веселая музыка, дети рассматривают барышень )