Конкурсы на новогодний детский праздник. Подвижные новогодние игры и конкурсы для большой компании

Лицейский экзамен спустя 195 лет

( сценарий урока – концерта, посвященного Дню Царскосельского Лицея)
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута

Юрий Карякин
По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея.

“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были “новые люди”. Их и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству.

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно: рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства.

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия.

А сегодня, 199 лет спустя после открытия Лицея на импровизированный экзамен мы решили пригласить учеников и преподавателей первого выпуска и поговорить о дружбе, верности, о том, какую роль сыграл Лицей в их жизни.

БИЛЕТ 1

И первым на экзамен приглашается сын протоиерея, который служил при московском университете; выпускник философского факультета МГУ, превосходно знавший иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. В 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.

В Москве этот человек бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе.

Василий Федорович Малиновский – первый директор Лицея.

Вопрос 1: Продолжите фразу: «Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче, воспитание……..» (воспитание достоинства).

Вопрос 2: Как вы понимаете слово дружба?

Любя вас, я позабуду свои печали, чтоб чувствовать только ваши, и если вы то же сделаете – то мы будем оба довольны. – Чужую печаль разделять приятно – это есть сожаление, которое всегда услаждает дух.

БИЛЕТ 2

На экзамен приглашается бывший директор Петербургского Педагогического института, с молодых лет чувствовавший влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. В юношестве он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить всё, что до сих пор лишь изучал в теории.

Мы приглашаем Егора Антоновича Энгельгардта – второго директора Лицея

Вопрос 1. Почему выпускников Вашего Лицея стали называть «чугунниками»

На прощанье всем лицеистам первого выпуска я подарил на память особые чугунные кольца, отлитые из чугунного колокола, который ежедневно призывал мальчишек на занятия - символ несокрушимой дружбы и памяти, - и они стали называть друг друга «чугунниками»…

Вопрос 2 Вам довелось видеть и учить Александра Пушкина. Что вы думаете о нем?

«Его высшая и конечная цель – блистать, и именно посредством поэзии. К этому он сводит все и с любовью занимается всем, что с этим непосредственно связано. Все же ему никогда не удастся дать прочную основу даже своим стихам, так как он боится всяких серьезных занятий и сам его поэтический дух не сердечный, проникновенный, а совершенно поверхностный, французский дух. И все же это есть лучшее, что можно о нем сказать, если это можно считать хорошим. Его сердце холодно и пусто, чуждо любви и всякому религиозному чувству и не испытывает в нем потребности».

БИЛЕТ 3

Нам кажется, с вами не согласится человек, который написал: «..если б я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России..

Чьи это слова?

Иван Иванович Пущин

Вопрос 1 . Вы слышали, что написал Энгельгардт о своем ученике Пушкине? У вас есть что возразить?

«Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге - товарище»

Билет 4

Настало время пригласить соперника Пушкина в поэзии. Известно, что первое юношеское произведение Пушкина: «Песня» было исправлено и закончено Вами. В лицее Вы были одним из самых деятельных литераторов, писали басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл вас «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Вы отличались искусством рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике «Лицейский Мудрец» .

Мы приглашаем в зал Илличевского Алексея Демьяновича

Вопрос 1. Расскажите, пожалуйста, об издательской деятельности, которую вы вели в Лицее

С ноября 1813 года начинал свою долгую жизнь журнал “Лицейский мудрец”. Сохранившийся “Лицейский мудрец” составляет небольшую тетрадь или книжку в форме продолговатого альбома, в красном сафьяновом переплёте.

Ведущий: Чем же отличался журнал “Лицейский мудрец” от других?

Илличевский : карикатурами. В конце каждого номера помещались мои раскрашенные рисунки. Я стремился к тому, чтобы герои моих карикатур имели сходство с изображаемым лицом. Иначе острота утрачивалась, и карикатура превращалась в насмешку без адреса.

Лицеисты под окнами булочной” - четверо воспитанников гримасничают и строят рожи толстому немцу-булочнику. Из-за спины булочника опасливо выглядыалвает его тощая жена. Предполагают, что один из четверых участников этой сценки – Александр Пушкин.

Вопрос 2. Вы, как и Пушкин, к лицейским датам писали стихи. Мы просим вас прочитать одно из них

С тех пор, как мы лицейски стали, Одиннадцать уж лет прошло

Но октября е миновали мы 19-то число

Так этот день на сердце вечно Останется у нас, друзья,

Родные братья мы, конечно, И наш Лицей одна семья.

Здесь все мы: Из Литвы, Сибири, Из-за Бухарии степей

Так ныне на моей квартире Возобновляется Лицей.

Доколе сердце в нас свободно и чести внятен строгий глас,

Дадим же руки ежегодно мы освещать сей день меж нас.
БИЛЕТ 5

«Лицейской жизни милый брат…”, – так писал о Вас Пушкин. Вы худ и вертляв. Ваш рост смутил портного при первой примерке. Вас боятся дразнить открыто. Вы готовы на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. А как любили вас лицеисты. Вас ждет нелегкая судьба: восемь лет вы проведете в одиночной камере и будете сосланы в Сибирь.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Вопрос 1 Прочитайте, пожалуйста, стихи, написанный Вами в год гибели Пушкина, 1837


Блажен, кто пал как юноша Ахилл

Прекрасный, мощный, смелый, величавый,

В средине поприща побед и славы,

Исполненный несокрушимых сил!

Блажен! Лицо его всегда младое,

Сиянием бессмертия горя,

Блестит, как солнце вечно золотое

Как первая эдемская заря


А я один средь чуждых мне людей

Стою с ночи, беспомощный и хилый,

Над страшной всех надежд моих могилой,

Над мрачным гробом всех моих друзей.

В тот гроб бездонный, молнией сраженный,

Последний рал родимый мне поэт…

И вот опять лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!


Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши

Он воспарил к заоблачным друзьям


Он ныне в нашим Дельвигом пирует

Он ныне с Грибоедовым моим

По них, по них душа моя тоскует;

Я жадно руки простираю к ним


БИЛЕТ 6

Вы никогда не вмешивались в игры, требовавшие проворства и силы, Вы предпочитали прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Вам посвятил Пушкин строки:

“Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”.

Антон Дельвиг (Интериан Кристина)

Вопрос 1. 9 июня 1817 г. на выпускном акте Лицея был исполнен прощальный гимн, написанный Вами. Прочитайте его, пожалуйста.
Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу, с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет,

В несчастье - гордое терпенье,

И в счастье - всем равно привет !

Когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, все жизненные невзгоды сглаживались. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами все крепче связывал «лицейский круг». Братство не слабело, а укреплялось.

Выбрав из Полного собрания пушкинских сочинений его «лицейские строки», убедимся, что это совсем немало. Десятки раз в стихах, прозе и, письмах поэта находим слова «лицей», «лицеист», сотни раз встречаются слова «дружба», «дружеский», «дружество»...

И конечно, сегодня мы не сможем обойтись без стихов самого Александра Сергеевича, которого и приглашаем прочитать строки, ставшие гимном дружбы.

Ведущий: Кто же тот несчастный друг, которому пришлось в одиночестве справлять лицейскую годовщину?

Горчаков Александр Михайлович (1798 - 1883)

(показ презентации о Горчакове А.М.)

Ведущий: Сегодня, 19 октября, мы вспомнили тех, кто был рядом с Пушкиным долгие годы, тех, кого он мог назвать своими друзьями. Закончить наш урок хотелось бы обращением к эпиграфу. Как вы понимаете слова Юрия Карякина?

(высказывания гостей праздника)

Сценарии подготовила учитель русского языка и литературы Рулева А.В.

Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю создания лицея, подробнее узнать о первых его выпускниках, а именно о Пушкинском выпуске.

Лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию, празднует свой День рождения. Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года . Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому , считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет – как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Так выглядело ежедневное расписание лицеистов

6.00 – подъем, сборы, молитва;

7.00 – 9.00 – уроки;

9.00 – 10.00 – чай, прогулка;

10.00 – 12.00 – уроки;

12.00 – 13.00 – прогулка;

13.00 – обед;

14.00 – 15.00 – чистописание или рисование;

15.00 – 17.00 – уроки;

17.00 – чай;

до 18.00 – прогулка;

18.00 – 20.30 – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование);

каждую субботу – баня;

20.30 – ужин;

до 22.00 – рекреация;

22.00 – молитва и сон.

Императорский Лицей сыграл большую роль в истории российского образования. Оставил он след и в судьбе Царского Села. Благодаря питомцу Лицея Александру Пушкину воспетый и прославленный им город привлекает всеобщее внимание не только как великолепная летняя резиденция российских монархов, но и как поэтическая родина русского гения .

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

А теперь немного из Истории здания Царскосельского Лицея

Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения.

На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары – комнаты воспитанников.

Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.

Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.

В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.

1899 г. – в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.

Во время Великой Отечественной войны здание Царскосельского Лицея было разрушено. В 1969–1975 гг. его удалось восстановить: реставрационные работы проводились по проекту архитектора А. Кедринского.

Пушкинский выпуск

Ведущий : 19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их называли «Первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники». Без малого через шесть лет 29 юношей получат аттестат.

Когда-то в течение многих лет выпускники этого, пожалуй, самого престижного учебного заведения России тех лет собирались в этот день, чтобы вспомнить годы своего ученичества, годы братства, которое родилось в его стенах и которое лицеисты хранили всю свою жизнь.

Конечно, поистине всероссийскую славу составил один из них – Пушкин. Если бы не этот живой, кудрявый мальчик, которого родители привезли в лицей в 1811 году, о Царскосельском лицее знал, быть может, узкий круг специалистов, занимающихся историей образования России.

И, тем не менее, главным «везением» юного Пушкина, событием, предопределившим весь его жизненный путь, стало зачисление в только что открывшийся (19 октября 1811 года) Царскосельский Императорский лицей.

Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из родовитых дворянских семей России. Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, политической философии и даже искусству стихосложения. Здесь формировались его свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. Здесь он встретил своих лучших друзей.

Здесь остро переживал события Отечественной войны 1812 года «Мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея, - мы … напутствовали воинов сердечною молитвою …» - вспоминал впоследствии Иван Пущин.

В лицее – после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «К другу стихотворцу» - Пушкин впервые приобретет известность.

В «лицейской республике» шла своя жизнь. Здесь все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос.

Промчались годы заточенья:

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум.

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум. А.Пушкин «Товарищам».

Ведущий: Май 1817 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов.

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе»:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес…

Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт смуглого юношу, который тут же убежал.

Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…»

Тут же мы начали готовиться к выходу из Лицея. Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Девятого июня был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен…

Дельвиг - Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея(финал)

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой,

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да, неправде - нет.

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье - всем равно привет!

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

(Антон Дельвиг, первые числа июня 1817 года)

Ведущий: Последние лицейские дни… Всерьез и в шутку обсуждаются служебные назначения.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул…

А.Пушкин «Товарищам»

Ведущий : Это предсказание военной службы, в которую идут многие. Матюшкин станет офицером флота, Горчаков готовится к службе по дипломатической части. Корсаков, Кюхельбекер, Пушкин поступят в Коллегию иностранных дел.

Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и они станут теперь «чугунники». Звучит прощальная лицейская клятва…

19октября 1825года. Пушкин не смог присутствовать на лицейской годовщине. Он был в ссылке в селе Михайловском

Рождаются строки Стихотворение «Роняет лес багряный свой убор»:

1 « Роняет лес…

2. «Печален я: со мною друга нет…

Я пью один..

3. « Он не пришел, кудрявый наш певец…»

а) Н.А.Корсаков, лицейский товарищ Пушкина, композитор-любитель, в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии

4 «Сидишь ли ты в кругу своих друзей

А) Ф.Ф.Матюшкин, лицейский товарищ Пушкина. По окончании Лицея поступил во флот и вскоре отправился в кругосветное путешествие.

5.»Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

В этих строках поэт обращался к Ивану Пущину, Антону Дельвигу, Вильгельму Кюхельбекеру.

6) «Из края в край преследуем грозой»

А) Пущин И.И.- один из самых близких лицейских товарищей Пушкина. Декабрист. в январе 1825 года первым из всех друзей посетил ссыльного Пушкина в Михайловском

Пущина любили многие - за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Он всюду был в центре – умный, жизнерадостный, надежный. Александр Пушкин, часто неровный в обращении, вспыльчивый, он доверял своему другу первые огорченья и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После Лицея они часто встречались в Петербурге. Пущин навсегда остался для поэта таким – «первым», «бесценным». И о нем вспомнил Пушкин, когда умирал.

7. «Ты, Горчаков, счастливец с первых дней»

А.А.Горчаков лицейский товарищ Пушкина, в сентябре 1825года проездом из-за границы заехал в псковское имение своего дяди, куда Пушкин приехал повидаться с ним

8. « Когда постиг меня судьбины гнев…»

А) Антон Антонович Дельвиг. Близкий лицейский друг Пушкина. Также посетил ссыльного Пушкина в Михайловском.

Дельвиг – человек, наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю поэзию, ощущал ее гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России Он еще в юности предсказывал своему другу широчайшую известность:

Ранняя смерть Дельвига (1831) потрясла его друга. Получив известие об этом, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная».

9. « Служенье муз не терпит суеты…»

А) Вильгельм Карлович Кюхельбекер, лицейский товарищ Пушкина. Поэт, декабрист

В Лицее его считали чудаком, над ним смеялись, писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. «Кюхля», как называли его товарищи, был неуклюж, с характерным профилем, украшенным большим носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность, доброту. Одним из первых оценили его Дельвиг и Пушкин. Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу, справедливость участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет провел он в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке Вильгельм Карлович продолжал свою литературную работу, следил за журналами. Кюхля был душевно близок Пушкину, он хлопотал за друга, посылал ему в тюрьму книги окольными путями. И Кюхельбекер до самой смерти (в Сибири) хранил к нему благодарное дружеское чувство.

10 «Пора и мне… пируйте, о друзья!»

Такими были ближайшие из товарищей Пушкина, вместе с ним пришедшие в Лицей в октябре 1811 года и оставшиеся для него навсегда верными друзьями. Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, - помнили свое «лицейское братство», хранили каждый по-своему верность мечтам юности, «лицейскому духу», своим наставникам. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября.

«19 октября 1836 года» - эту дату поставил Пушкин не последней странице «Капитанской дочки». Во второй половине дня он отправился на встречу с друзьями. Из двадцати девяти выпускников первого выпуска на собрание пришло всего одиннадцать человек. Пушкин настроен был грустно. Он вел протокол: «Праздновали двадцатилетие лицея…

Пушкин: Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш,

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой».

Ведущий: Это был последний праздник с Пушкиным… Он стал седьмым ушедшим лицеистом – после Дельвига. Смертельно раненный поэт попросил, чтобы не называли имени секунданта, лицейского друга Данзаса.

Ведущий: Лицейский праздник 1837 года явился тризной по великому поэту. Страшным ударом для Кюхельбекера стала весть о гибели Пушкина. Потрясенный, он создал проникновенное стихотворение «Тени Пушкина»:

Никто тебе не равен,

Никто из сверстников-певцов:

Не смеркнешь ты во мгле веков –

В веках тебе клеврет Державин!

Ведущий: К 60-летию первого выпуска остались только двое: Сергей Комовский и Александр Горчаков. Последний лицеист первого выпуска – Александр Горчаков – скончался 28 февраля 1883 года.

19 октября 1811 года. Казалось бы, так далеко. Но чувству родства между пушкинскими лицеистами можно только позавидовать. Но все равно чувство родства между дружбой лицеистов и дружбой школьников-одноклассников есть. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым наследием. А Пушкин стал вечным поэтом лицеистом, которого знают и помнят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”

Просмотр содержимого презентации
«лицей»


  • Мы хотим вам рассказать историю одного класса.
  • Класс как класс… тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.
  • Важно ли, когда, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Носят ли они джинсы или камзолы, треугольники?
  • Конечно, разница веков нам небезразлична. Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... Устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше СЕГОДНЯ и их ДАЛЕКО. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

  • «Одного имени Пушкина довольно, чтобы обессмертить этот выпуск…»- говорил М.А.Корф.
  • «Золотым» называют первый выпуск в истории, «пушкинский»- говорим сегодня мы.

Пушкин-лицеист


Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю М.М.Сперанскому и была связана с планами преобразования России императором Александром I .


Основание Царскосельского лицея относится ко временам начала царствования императора Александра I.

12 августа 1810 г. Александр I подписал проект о создании в 20 верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения.




  • В 6 часов утра объявляли общий подъем, затем следовала утренняя молитва, потом - повторение заданий преподавателей.
  • С 8 до 9 часов проводили урок в классах.
  • С 10 до 11 предусматривались завтрак и прогулка в парке.
  • С 11 до 12 - второй урок в классах, а с 13 - обед и короткий перерыв.
  • В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию.
  • С 15 до 17 - снова уроки в классах.
  • Потом - короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
  • В 20 часов мальчики шли на ужин, затем гуляли в парке и, наконец, снова повторяли заданные уроки.
  • После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

Учебная программа была рассчитана на 6 лет. Обучение делилось на два курса – старший и младший, по три года каждый, с обязательными переводными экзаменами. Образование в Лицее предусматривалось общее, но с преобладанием гуманитарных дисциплин. По окончании учебы род службы выпускники выбирали самостоятельно.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.


Немного из истории здания Царскосельского Лицея

Большой зал. 2 этаж


Учебный класс 3 этаж


Газетная (или журнальная) комната 3 этаж


Спальный коридор 4 этаж


Комната № 14 Александра Пушкина 4 этаж



Александр Пушкин в

переполненном зале в

присутствии прославленного

поэта Гавриила Романовича

Державина читал свое

глубоко патриотическое

произведение, гимн народу –

победителю в Отечественной

войне 1812 г. –

«Воспоминания в Царском

Селе». В этот день Пушкин

был признан поэтом.


Произведение вызвало слёзы восторга у Державина. Он назвал Пушкина представителем подрастающего поколения, которое сможет заменить его, знаменитого, но уже пожилого поэта. Пушкин тогда стал настоящей звездой лицея. Все преподаватели заметили в нем неординарного ученика и начали поощрять его литературные таланты. Пушкин был счастлив, что в нем увидели не начинающего поэта, а уже коллегу.

Г.Р. Державин

Я не умер, - воскликнул Державин. - Вот, кто заменит меня».


Юному поэту было 15 лет

А.С.Пушкин:

«…Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»


В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердце трепетные сны.

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»


Шесть лет

промчались,

мечтанье…


9 июня 1817 года в Большом зале состоялась церемония первого выпуска. «Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен»,- вспоминал Иван Пущин. И всё же он запомнился лицеистам – словами директора Е.А.Энгельгардта, призывавшего хранить своё доброе имя и чистую совесть, и отеческим наставлением государя.

Е.А.Энгельгардт



Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук.


Пущин

Матюшкин

Кюхельбекер

Горчаков

Дельвиг


Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз .

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир

чужбина, Отечество нам Царское Село.

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я

Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на
столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером.
На протяжении всего праздника используется презентация.
1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются.
2. Звучат фанфары.
Выходят ведущие и 2 чтеца
1 чтец
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Ведущий 1.
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы
обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
2 чтец
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого, Но
видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Ведущий 2.
19 октября исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из
главных праздников.
Ведущий 1.
Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”.
3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» тихо.

2
Ведущий 2:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и
юности.
Ведущий 1:
В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в
Лицей.
Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем
называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона
Лицейского.
Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования
государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было
торжественно зачитано постановление.

Ведущий 2.
Постановление о лицее.
Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно
предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели,
Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и
нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и
преимуществах своих равняется с Российским Университетом.
Ведущий 1.
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем
рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и
наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг
другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.»
Ведущий 2.
«Благослови, ликующая муза,
Благослови: Да здравствует лицей!»
Опять листва горит, как свечи,
И парка темного собор.
Приходишь ты на вечер встречи
С самим собой.

3
4. Звучит музыка Штрауса.
Под музыку танцуют вальс.
На фоне музыки звучат слова:
Ведущий1:
В лицейском парке у пруда
Вальсирует листва берез.
И Пушкин с Пущиным вдвоем…
Их листопад почти занес.
Занес лицейские мостки,
Занес скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи.
Ведущий 2.
В лицейском парке у пруда
Мечтают о любви друзья,
О славе думают они,
Читают Пушкина стихи.
В лицейском парке у пруда
Опять встречаются друзья.
Вальсирует листва берез.
И листопад уж всех занес.
Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея)
Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило
особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.
Слайд 3. 2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи –
съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На
торжестве должен был присутствовать Александр I.
Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное
учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к
важнейшим частям службы государственной».
Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году
список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и
дипломы.
Слайд 6. Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын

4
Приветствием меж царственных гостей.
Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами,
братством, дружбой.
Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные
занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».
Слайд 7. 1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.
 Подъем по звонку в 6 часов.
 От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
 В 9 – чай с белой булкой.
 Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
 От 10 до 12 – класс.
 С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
 Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
 В половине 9 звонок к ужину.
 После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
 По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
 В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
Слайд 8. 2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14
поселился Пушкин.
Слайд 9. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.
Слайд 10. 1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как
водится, наделили друг друга прозвищам:
(Ведущие читают по очереди)
1. Слайд 11. Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
2. Слайд 12. Антон Дельвиг – Тося
1. Слайд 13. Михаил Яковлев – Буффон
2. Слайд 14. Иван Малиновский – Казак
1. Слайд 15. Александр Горчаков – Князь
2. Слайд 16. Константин Данзас – Медведь
1. Слайд 17. Иван Пущин – Большой Жанно
2. Слайд 18. Федор Матюшкин – Матюшко
1. Слайд 19. Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.
Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.
Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит
по­русски, того штрафуют.

5
Лицеист: Не пропускаются дни рождения.
2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.
Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)
- Я.
- Я.
- И я затеяли выпить гоголю­моголю.
Пущин: Я достал рому, добыли яиц.
Малиновский: Натолкли сахару.
Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.
Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше
дело и что мы одни виноваты.
Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней
и вечерней молитвы.
Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по
поведению.
Слайд 21. 1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.
Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь
уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном
публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего
в старший возраст.
Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли
середины.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к
нам, все мы взволновались.
2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в
Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.
Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»
Лицеист: Учиться еще два года.
Слайд 22. Ведущий 1.

6
В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято
проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения.
Ведущий 2.
Мы открываем пушкинские чтения.
На сцену приглашается …………………………………………………….
Ведущий 1:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами,
балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы.
Попробуем и мы с вами побывать на таком балу.
Ведущий 2.
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
5. Полонез.
6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий 1:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина
2. Сыграть на фортепьяно
3. Разгадать шараду
 Слог первый рвётся в облака, ­
ты лишь надуй его слегка.
Ещё два слога надо взять
и имя женское создать.

7
А в целом ­ интересная игра,
загадкой называется она.
Ответ: шар+Ада= шарада.
 Начало деревом зовётся,
конец ­ читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
и в каждой строчке есть они. Ответ: (бук­вы)
 С буквой Л в игре в футбол
часто слышим слово...
С Д ­ уж в слове смысл не тот ­
мерой стало ­ просто... Ответ: (гол ­ год)
 Сперва назови ты за городом дом,
в котором лишь летом с семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
получится то, что решать суждено. Ответ: (дача ­ задача)
4. Ответить на вопросы викторины.
Викторина
1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году
2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг
бесценный!»?
3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате
№ 13?
4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея.
О ком идёт речь?
5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в
кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной
Сибири. Назовите этого человека.
6. Во сколько вставали лицеисты?
7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин?
8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей?
9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина?
10.Кого Пушкин поразил на экзамене?
11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера?
12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни?

Сценарий праздничного мероприятия

Для создания праздничной атмосферы необходимо особое оформление школы. Ее большой вестибюль превращается в «улицу XIX века». Стены декорированы под улицы Петербурга с их мостиками, деревьями, скамейками. Вдоль школьных лестниц развешаны «порт­реты той эпохи» кисти со­временных школьных художников. Иногда это копии с известных пор­третов Тропинина и Кипренского, чаще - самостоятельные портре­ты. (Иногда под порт­ретом можно прочитать юмористи­ческое пояснение: «Работа неизве­стного художника XX века».)

Заседание Клуба Веселых и Находчивых:

На заседании соревнуются команды школьников и учителей.

1. Чья команда дольше сможет цитировать строчки из стихов Пушкина?

2. Чья команда назовет наибольшее чис­ло имен тех, кто учился в Царскосельском лицее?

3. Написать письмо на заданную тему, где встречаются десять слов, предложенных зрите­лями из зала.

4. Каждой коман­де необходимо выбрать «художника». Они на глазах зрителей постараются на­рисовать портрет Пушкина, руко­водствуясь эпитетами, также пред­ложенными ребятами из зала.

5. Необходимо изобразить из­вестную «сцену у фонтана» мими­кой, без слов.

После КВНа – ярмарка развлечений, на которой проводятся конкурсы, игры, гадания и, естественно, танцы.

Идеи конкурсов:

☺ лучшая прическа и платье в сти­ле XIX века;

☺ лучший комплимент;

☺ самый высокий каблук (в конкур­се могут участвовать особы как женского, так и мужеского по­ла. Парни, не сломайте ноги!);

☺ самый эстетичный поцелуй со столбом;

☺ самый милый реверанс.

К наглядным материалам стоит прибавить такие, которые бы дава­ли школьникам полезные знания об истории Лицея, об отдельных выпускниках, знакомили бы с об­разцами поэзии соучеников Пуш­кина. Можно приготовить стенды с характеристиками лицеистов, дан­ными им современниками, это имело бы важное воспитательное значение, позволило бы сегодняш­ним детям задуматься и о своих ха­рактерах. Не лишними оказались бы шуточные стихи, эпиграммы, остроты лицеистов, посвященные друг другу, и, конечно, все те мысли, которые высказывались ими по поводу своего учебного заведения.

Предлагаем вам образцы такого материала.

Характеристики лицеистов, данные им современниками:

Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев об Иване Пущине: «Кто любит Пу­щина, тот уж сам непременно ред­кий человек».

Директор Лицея И. Малинов­ский об Антоне Дельвиге: «В его играх и шутках проявляется опре­деленное ироническое остроумие, которое после нескольких сатири­ческих стихотворений сделало его любимцем товарищей».

А. С. Пушкин об Антоне Дельви­ге: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроен­ная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».

Профессор географии, всеобщей и российской истории Иван Кайданов о Федоре Матюшкине: «Дарова­ний очень хороших и весьма приле­жен. Уроки всегда слушает с великим вниманием и по всему приметно ока­зывает очень хорошие успехи».

Директор Лицея Е. А. Энгельгардт о Михаиле Яковлеве: «Та­лантлив во всем, особенно же в риторике, мимике и музыке. Ему очень нравится подражать другим как во внешности, так и в научных занятиях. Здесь он заходит так да­леко, что не может скрыть своего стремления к подражанию даже от тех, кому он подражает или кого передразнивает... У него есть склонность к сатире, но несравненно меньшая, чем у Пушкина».

Стихи А. С. Пушкина и его одноклассников, посвященные лицею:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Не мило мне на новоселье:

Здесь все увяло, там цвело;

Одно и есть мое веселье -

Увидеть Царское Село.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо

В нашем темном уголке,

С Вакхом нежились лениво,

Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье -

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно -

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

А. С. Пушкин. Воспоминание (К Пущину). 1815.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья, -

Что было и не будет вновь...

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

А. С. Пушкин. В альбом Пущину. 1817

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ль смертельной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

А. С. Пушкин. Разлука. 1817

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

А. С. Пушкин. « Чем чаще празднует Лицей... » , 1831

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности, и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А. С. Пушкин. « Была пора: наш праздник молодой... » , 1836

«Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете».

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен...

Мы ж нули, мы нули,

Ай люли, люли, люли.

«Императрица-мать Мария Феодоровна решила узнать, хоро­шо ли кормят. Подошла к Корни­лову, оперлась сзади на его плечи, чтобы он не приподнимался, и спросила его: «Карош суп?» Кор­нилов, испугавшись или смутив­шись, отвечал почему-то по-фран­цузски: «Да, мосье». Императрица улыбнулась и пошла дальше, не делая больше любезных вопросов, а наш Корнилов тут же попал на зубок; долго преследовала его кличка Мосье".

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

А. С. Пушкин. Эпиграмма

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры

и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю...

Если бы не был в Лицее.

А. С. Пушкин. Мой портрет. 1814. (Оригинал - по-французски)

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

А. С. Пушкин. Дельвигу. 1817

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

(О Дельвиге)

Остряк любезный, по рукам!

Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм

На недруга и друга.

(Об Илличевском)

А ты, который с детских лет

Одним весельем дышишь,

Забавный, право, ты поэт,

Хоть плохо басни пишешь...

(О Яковлеве)

А. С. Пушкин. Пирующие студенты. 1814

Не помешают также кроссвор­ды, литературные викторины, ре­бусы, связанные с жизнью Лицея и творчеством А. С. Пушкина.

Использованная литература:

1. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2002, №6.

СЦЕНАРИЙ

литературного вечера,

посвященного ______ годовщине с основания

Царскосельского Лицея

«Отечество нам Царское Село…»

Цель: помочь учащимся почувствовать притягательную силу личности А.С.Пушкина, волшебную магию его стихов и прозы, ощутить подлинное величие школьного братства и

духовной близости учителей и учеников первого лицейского выпуска.

(Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).

1-й ведущий: Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном двухсотлетней годовщине Царскосельского Лицея!

2-й ведущий: Пушкинский Лицей! Пушкинский выпуск! Сколько легенд, сколько мифов вокруг этого первого выпуска! Каждый выпускник хотя и в разной степени, но принес славу Лицею, славу России!

1-й ведущий: Но мы вспоминаем этот выпуск не только поэтому. Для нас важно и то, что пушкинский выпуск доказал всем, что истинное школьное братство не выдумка учителей и писателей, оно на самом деле существует и будет существовать до тех пор, пока мы молоды и полны высоких стремлений и любви к Родине.

2-й ведущий: И каждый из нас сегодня мечтает о такой дружбе, о такой же духовной близости учителей и учеников, о таком же школьном братстве.

1-й ведущий: Может быть, не сразу, но именно Пушкин стал центральной фигурой этого прекрасного союза, его певцом, его духовным центром, Поэтому мы сегодня достанем с полки его портрет и снова увидим его молодым и веселым.

(Снова звучит та же музыка. Демонстрируется слайд: портрет молодого Пушкина).

3-й ведущий: Мы приглашаем вас, наших современников всего на двести лет назад, в первые десятилетия 19 века. Вот мы видим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который, расположившись в карете рядом с важным господином, собственным дядей, едет из второй столицы в первую.

4-й ведущий: Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы на третий день к вечеру успеть в столичный город Санкт-Петербург. А потом еще на двадцать верст к югу, где мальчик увидит старинные дворцы и галереи, мраморные «призраки героев», девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин, -

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей…

(Снова демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).

3-й ведущий: Только не сидит еще на скамейке небольшого садика тот бронзовый отрок, который в наши дни встречает гостей, подперев курчавую голову рукою. Пока еще туда впервые едет отрок живой, превеселый, непоседливый…

4-й ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по двенадцати) и студентами (потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).

3-й ведущий: Еще более года назад, 12 августа 1810 года, царь Александр 1 подписал проект, составленный всесильным в ту пору Михаилом Сперанским.

(Демонстрируется слайд: портрет М.Сперанского).

Старики называли его подьячим, а он, утвердившись во власти, издавал один указ за другим. Первый – о придворных званиях, второй – о гражданских чинах. Великосветские люди проводили жизнь в праздности, с колыбели получали чин камер-юнкера, а с ним и чин пятого класса. По новым указам сословие чиновников должно было бросить старые привычки и готовиться к экзаменам по естественному праву и математике. Наук испугались все. Учиться наукам по обязанности – не дворянское дело. Подьячий учинил хаос и все перевернул.

(Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского).

1-й ведущий: (на фоне музыки) День министра кончался. Он взял с полки «Дон Кихота» и, раскрыв наугад, стал читать. Дружба толстого Пансы с сухопарым дворянином была самой высокой поэзией, которую он знавал. Одиночество исчезло. Почитав с полчаса, он отложил книгу и своим ровным круглым почерком написал на листке: «Об особенном лицее. Все состояния».

2-ведущий: Так появился проект о создании в двадцати верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.

(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Демонстрируется слайд: Царскосельский Лицей).

1-й чтец: 19 октября 1825 года опальный Пушкин напишет свое знаменитое стихотворение, посвященном 14-й годовщине со дня открытия Лицея. В нем будут такие строки:

Полней, полней! И сердцем возгоря,

Опять до дна до капли выпивайте!

Но за кого, о други, угадайте!

Ура, наш царь! Так выпьем за царя!

Он человек, им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим его неправое гоненье…

Он взял Париж, он основал Лицей!

(Демонстрируются слайды: портрет Александра, устав Лицея).

1-й ведущий: План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его директором. Новое училище должно было носить название античного ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из дворянских семей с различным достатком. Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни и взаимном обращении следовало добиваться полного равенства.

3-й ведущий: - А будут ли телесные наказания?

4-й ведущий: Об этом осторожно спросил Малиновский.

1-й ведущий: - Нет, Василий Федорович.

2-й ведущий: Таков был короткий ответ Сперанского.

1-й ведущий: И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается.

3-й ведущий: Предстояло, однако, главное – выбор учителей.

(Демонстрируется слайд: портрет А.Куницына).

1-й чтец: ВЫ помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли, и встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…

(Звучит фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Была пора… наш праздник молодой…»)

3-й ведущий: Профессор Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам естественное право. Будучи человеком гуманистических убеждений, разделяющим просветительские взгляды на естественное равенство людей, Куницын оказал большое влияние на мировоззрение своих воспитанников, привил им ненависть к деспотии, уважение к человеческой личности. На открытии Лицея ему было предложено

выступит с речью.

(Звучит «Пассакалия» Г.Генделя – сначала тихо, затем громче, по нарастающей).

2-й чтец: (из дневника Куницына): « В день открытия с утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. Приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами и дочерью, великой княгиней, и, наконец, сам государь со свитой. Отслужив молебен, Лицей открыли. Василий Федорович Малиновский сказал свою речь. Он был бледен, запинался, и голос его не был слышен. Прочли список воспитанников и прочее, и тут настала мой черед. Я начал читать свою речь с неприятным чувством. Читал я громко, ибо меня предупредили, что государь глуховат. Постепенно стесненность моя исчезла. Когда я сделал нападение на аристократию, только и гордящуюся, что своими предками, некоторые гости хмурились, не скрывая неудовольствия, но государь, прислонив ладонь к уху, слушал внимательно. На следующий день Малиновский поздравил меня с орденом – за речь.

1-й чтец: (на фоне музыки)

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

ИМ чистая лампада возжена…

(Демонстрируется портрет юного Пушкина, звучит романс «Поднимем бокалы»).

2-й чтец: Друзья мои, Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

1-й ведущий: В числе первых воспитанников Лицея, кроме Пушкина, были: Корф Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др.

3-й чтец: Товарищи! Сегодня праздник наш,

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирных чаш.

На пир любви душой стремлюсь и я,

Вот вижу вас, вот милых обнимаю,

Я праздника порядок учреждаю…

Я вдохновлен, о, слушайте, друзья…

Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!

Садитеся, как вы садились там,

Когда места в сени святого крова

Отличие предписывало нам.

Спартанскою душой пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой,

Пускай опять Вольховский сядет первый,

Последним я, иль Брольо, иль Данзас.

4-й ведущий: В числа, места («первый», «последний») любили играть лицеисты - всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами: по номерам комнат. Пушкин - № 14, а рядом №13 – Иван Пущин. Легкий стук в стенку был их условным знаком.

(Демонстрируется слайд: Комнаты Пушкина и Пущина).

Дружба, начавшаяся в Лицее, продлилась всю жизнь и воспета в стихах

…Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском.

(Демонстрируется слайд: встреча Пушкина и Пущина в Михайловском. Звучит «Пастораль» Свиридова).

2-й ведущий: (из записок о Пушкине) «Кон несут среди сугробов, опасности нет… в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору, извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было сил остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…Я оглядываюсь… вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило».

3-й ведущий: Разговоры были откровенными. Прщались далеко за полночь. «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось6 как будто чувствовали, что в последний раз вместе пьем и пьем на вечную разлуку…Кони рванули в гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною..»

4-й ведущий: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина.

4-й чтец: Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Звучит «Вальс» Г.Свиридова. Демонстрируется слайд: Дельвиг- лицеист).

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

1-й ведущий: Дельвига Пушкин любил. В беспечности и лени Дельвига была какая-то храбрость, дерзость. Учился он плохо, его собственная лень доставляла ему видимое наслаждение. Небывалая, всепобеждающая и в то же время безобидная, простодушная леность стала основной темой лицейских преданий о Дельвиге.Однако не забудем, что речь идет о поэте, который уйдя из жизни в возрасте 32 лет, оставил потомкам около 200 произведений, не считая переводов; издавал 2 альманаха, сотрудничал во многих журналах и был деятельным участником нескольких литературных обществ.

2-й ведущий: Пушкин писал о Дельвиге: «Любббббовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть «Собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Знал латинских инемецких поэтов».

2-й чтец: (стихотворение А.Дельвига «Друзьям»)

Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно разливалась.

О Царский сад, тебя ль забуду я?

Твоей красой волшебной оживлялась

Проказница фантазия моя,

И со струной струна перекликалась,

В согласный звон сливалась под рукой,-

3-й ведущий: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига», - признавался Пушкин, горько оплакивая безвременную кончину своего друга.

3-й чтец: Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем весели мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,

И наши песни тем грустнее.

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят -

Кто здесь, кто там: на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных,

Навек от нас утекший гений

(Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Кюхельбекер-лицеист).

4-й ведущий: Оказалось, что Вильгельм Кюхельбекер, который почти не знал русского языка, тоже пишет стихи. Все в нем возбуждало желание дразнить: походка, рост, глухота. Он был трудолюбив, упрям, тщеславен, обидчив. Плохо зная язык, он читал и писал по целым дням, вскакивал по ночам и писал в темноте.

4-й чтец: С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел;

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

1-й ведущий: Вильгельма любили. Но это не мешало смеяться над ним. А он готов был на месте убить обидчика – нрав у него бешеный.

Однажды Кюхельбекер вызвал на дуэль горячо любившего его, но не упускавшего случая подтрунить над ним Пушкина. Пушкин очень не хотел этой глупой дуэли, но отказаться было нельзя. Дельвиг был секундантам Кюхельбекера и стоял слева от него.

Когда Кюхельбекер начал целиться, Пушкин закричал: «Дельвиг, встань

на мое место, здесь безопаснее1» Кюхельбекер взбесился, рука дрогнула, он сделал пол-оборота и пробил фуражку на голове Дельвига. «Послушай, товарищ, - сказал Пушкин, - без лести – ты стоишь дружбы, без эпиграммы – пороху не стоишь», - и бросил пистолет.

(Звучит «Романс» Г. Свиридова)

1-й чтец (на фоне музыки):

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты,

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, нетто ль и снами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

2-й ведущий: В декабре 1825 года Вильгельм Кюхельбекер на Сенатской площади среди декабристов. Затем арест, тюремные скитания, ссылка.

: ИЗ дневника Пушкина: «Вчерашний день был для меня замечателен…На станции едва я начал читать Шиллера, как вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем…Один из арестантов с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили.»

Поминки нашей юности – и я

Их праздновать хочу. Воспоминанья!

В лучах дрожащих тихого мерцанья

Воскресните. Предстаньте мне, друзья!

Пусть созерцает вас душа моя,

Всех вас, Лицея нашего семья!

Я с вами был когда-то счастлив, молод, -

Вы с сердца свеете туман и холод.

Чьи резче всех рисуются черты

Пред взорами моими? Как перуны

Сибирских гроз, его златые струны

Рокочут: Пушкин, Пушкин! Это ты! любили

(Звучит «Романс» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Пушкин на экзамене).

3-й ведущий: Сначала его звали французом, потому что никто не писал инее говорил по-французски, как он. Еще его звали Обезьяной. Миша Яковлев говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он и изображал его: одиноко прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на кафедре профессора. В особенности удавался ему смех Пушкина: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись.

3-й чтец: В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

4-й ведущий: Многие лицеисты не просто писали стихи, но стали признанными поэтами. Однако, первым стихотворцем всегда был Пушкин. Пущин вспоминает: «При самом начале – он наш поэт». Но…

4-й чтец: Промчались годы заточенья,

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

(Звучит торжественная музыка).

1-й ведущий: Из воспоминаний Пушкина: «Это было в 1815г. На публичном экзамене в Лицее.Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.» Державин был стар. Его усадили в кресло, где он задремал. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому: «- Воспоминания в Царском Селе».

Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось, смотрел на него и читал…

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян.

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян.

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

2-й ведущий: Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него; большая часть смотрела на Державина. Старик, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, слезы текли по морщинистым щекам. Вдруг он с неожиданной легкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца. Но Александра уже не было. Его искали, но не нашли. Через несколько месяцев Гавриила Романович скажет приехавшему к нему Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей».

3-й Ведущий: 19 октября 1811 в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся и получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще прижизни и вскоре после смерти становятся легендой…

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

4-й ведущий: Важно ли, когда в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Сто, двести, две тысячи лет назад? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Пересекают они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях? КОНЕЧНО, РАЗНИЦА ВЕКОВ НАМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА. Но ВЕДЬ СКОЛЬКО ОБЩЕГО! Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», мы вдруг замечаем то, что вблизи было почти неразличимо…. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далеко. А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горний ангелов полет…» - тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный мальчишка, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой своих друзей в историю, в настоящее, в будущее…

4-й чтец: Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст.

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

(Звучит фоновая музыка)