Как не вырастить эгоиста советы психолога. Эгоизм ребёнка и методы его преодоления

Иногда молодые мамы спрашивают: «Когда начинать воспитание детей?» Воспитание малыша начинается с рождения. Пока ребенок маленький, родители окружают его вниманием и заботой, чутко реагируют на его плач и капризы. Они любят его и готовы многое сделать, чтобы младенцу было уютно, тепло и комфортно.

Кроха познает окружающий мир, наблюдая за взрослыми, осматривая обстановку комнаты, пробуя «на вкус» красочные предметы. Встав на ноги, исследует обстановку дома и улицы. Радуясь первым шагам и успехам своего чада, родители восхищаются малышом, не обращая внимания на мелкие шалости: ведь он еще несмышленыш.

После его «исследований» мама или бабушка начинают убирать за ним разбросанные вещи и игры. Это первые ростки взращиваемого эгоизма. Потакая прихотям подрастающего дитяти, умиляясь его скромным пока желаниям, взрослые совершают типичную ошибку.

Усвоение хороших привычек

Прежде всего учитесь разговаривать с малюткой. Поясняйте, что делать позволяется, а что запрещается. Приучайте его убирать за собой. Поиграл, наведи порядок, . Похвалите за работу, выделяя поступок словами: «Как чисто стало в нашей комнате, у нас растет настоящий помощник».

Научите малыша обслуживать самого себя: ходить на горшок, надевать и снимать белье, правильно держать ложку, аккуратно кушать. Конечно, проще и быстрее сделать самим, но чрезмерно опекая малыша, отбиваете инициативу делать это самостоятельно.

Безусловная польза

Много читайте и рассказывайте. Сначала потешки, песенки, прибаутки, сказки, рассматривая яркие картинки. Есть много детских произведений, в которых показываются положительные и отрицательные черты характера. Это расширяет кругозор и развивает память.

Например, «Заюшкина избушка». Прочтите, рассмотрите иллюстрации и обсудите, кто из персонажей правильно поступил, а кто нечестно. По книжкам научите переживать за героев и оценивать их действия. Это поможет малышу понять реальность. Придумывайте сказки сами, связывая сюжеты с действительностью.

Не упустить момент

Если у ребенка плохое настроение, поговорите с ним, что случилось. Узнайте причину . Объясните, что в таких ситуациях можно предпринять. А лучше всего сделайте что-то сообща: покормите дворовых животных или птиц, сходите на спортплощадку, приготовьте обед.

Малец увидел новую забаву у друга и захотел такую же. Не поддавайтесь порыву уступить ему. Уступив единожды, результат не заставит себя ждать.

Внук, приходя к бабушке в гости, забирался с ногами на кухонный стол и требовал конфет. Сначала это было забавно, потому что он был маленький. Но взрослея, он продолжал повторять это из раза в раз. И в случае отказа устраивал истерики. Не допускайте, чтобы дитя манипулировало вами. Уйдите в другую комнату, дайте ему выплакаться и возможность понять, что он неправ.

Через игру – в жизнь

Двойняшки выходили на улицу поиграть в песочнице. Там под зонтиком всегда было полно разных игрушек для песка: машинки, ведерки, даже емкость для воды. Но ребятишки не знали, что с ними делать. Воспитательница показала, как поливать песок, что можно из него лепить, какие проложить дорожки для машин, как катать кукол. В дальнейшем дети играли самостоятельно.

Скромность украшает

Мальчик 5 лет любил ходить с папой в детский магазин. Отец покупал ему все, на что тот указывал. Но однажды он пошел туда с няней. Они долго ходили по магазину. Мальчику хотелось купить все подряд: велосипед, машину, мяч. Но наставница подсказала выбрать ту игру, которой не было дома.

Он послушался. Выбрали и подошли к кассе, у которой скопилась небольшая очередь. Мальчик не хотел стоять и ждать, стал кричать и требовать пропустить его. Объясняйте ребенку, как надо себя вести в общественных местах. Чаще бывайте с ним в театре, цирке, посещайте детские праздники и дни рождения сверстников.

Не идите на поводу

Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, автор книги «После трех уже поздно» считает, чтобы развить мыслительную деятельность и умение находить нестандартные решения, не нужно покупать все, что попросит ребенок.

Научитесь договариваться с детьми о покупках заранее. «Да что он понимает?» — Спросите вы. Дети многое понимают, только не могут свои мысли выразить словами. Если вы пришли за одной покупкой, не покупайте попутно то, что вдруг понравилось малышу. Умейте тактично отказать. Вы и так купите ему недостающие книги и развивающие игры, когда придет время.

И продолжайте читать книги, учитывая возрастные особенности. Кроха подружится с устным творчеством, это поможет пополнить словарный запас, воспитает положительные качества характера. Даже когда карапуз не умеет разговаривать, он накапливает информацию.

«Не стой в стороне равнодушно»

После работы мама взяла сына из . Придя домой, он самостоятельно переоделся, помыл руки. Но свои вещи кинул на кровать, даже не потрудившись вывернуть. На слова матери убрать их на место мальчик никак не отреагировал. Он схватил пульт от телевизора и включил мультфильм. Ребенку важно было удовлетворить свою потребность.

Воспитывайте уважительное отношение к окружающим, учите детей понимать их состояние и оказывать посильную помощь. Ведь взрослые тоже устают или болеют. Закрепите за малышом его обязанности по дому: помыть свою тарелку, полить комнатные растения, подмести у порога. Воспитывайте ответственность и умение считаться с интересами других.

Дети – наше отражение

Если все-таки со стороны взрослых произошло упущение, то незамедлительно постарайтесь исправить положение. Посвятите время самому родному человечку, подскажите, как нужно поступить в данный момент. Не забывайте, что ребенок – это отражение ваших отношений в семье, потому что он впитывает в себя науку жизни, глядя на близких ему людей.

Всегда интересуйтесь, что делали в детсаду или школе, что произошло нового у него и его друзей. Принимая участие в повседневной жизни дошкольника и школьника вне дома, тем самым приучаете думать не только о себе, но и своих товарищах, их успехах и достижениях.

Старайтесь приглашать маленького члена семьи на домашние советы: что важнее приобрести в квартиру, куда поехать на отдых всей семьей, что подарить дедушке на день рождения. Вы научите его думать, самостоятельно анализировать и находить правильное решение, тем самым готовя к реальной жизни.

Воспитывая детей, воспитываемся сами

Мама попросила дочку помыть посуду и вынести мусор. Она играла и пропустила наказ мимо ушей. Не спешите выполнить сами посильную для дошкольника работу. У родителей тоже должно быть личное время на досуг. Но и за оказанную помощь не расплачивайтесь подарком и тем более деньгами. Это приводит к плачевным результатам: даже стакан воды не поднесет бесплатно.

Дитя всегда нуждается в одобрении его поступков, внимании и ласке. Не лишайте его удовольствия быть любимым и счастливым рядом со старшими. Обделенный в детстве радостью и сочувствием, он станет душевно черствым и эгоистичным. Какими вырастут дети, полностью зависит от наглядных примеров, прочитанных книжек, проведенных вовремя бесед в период формирования подрастающего человека.

Совсем недавно родителей одного ребенка пугали риском вырастить эгоиста. Но моды на многодетность давно нет, да и к паре «мальчик-девочка» многие уже не стремятся.

Занятые пары и матери воспитывают одного ребенка, на этом и останавливаются. Неужели в ближайшем будущем общество будет состоять из эгоистичных взрослых, требующих к себе повышенного внимания и неспособных ни к каким здоровым связям?

Действительно ли ребенок, выросший без братьев и сестер, из маленького капризного малыша превращается во взрослую неприятную для всех личность? И возможно ли вырастить из единственного ребенка в семье человека, умеющего строить отношения с окружением.

Современные специалисты смотрят на эту проблему по-другому. Во-первых, забота о себе и личных потребностях и для взрослых уже не считается чем-то предосудительным. Во-вторых, некрасивая характеристика «эгоистичности» далеко не всегда может появиться только потому, что ребенок у вас единственный.

Мифы о единственных детях

Ребенок, выросший в одиночестве, излишне окружен вниманием и заботой взрослых, всегда получает желаемое по первому требованию, не готов принимать отказы.

На самом деле. К избалованности приводит не само согласие взрослого помочь или пойти навстречу (купить игрушку, подсказать в приготовлении уроков), а готовность отказаться от своих желаний ради детских капризов. Так можно «посадить себе на шею» кого угодно, и даже не всегда ребенка.

Единственный ребенок растет несамостоятельным, поскольку не успевает получить необходимый собственный опыт – ему всегда помогают взрослые.

На самом деле. Современные дети проводят катастрофически мало времени в обществе родителей, так что переизбыток помощи и поддержки им грозит разве что со стороны бабушек, нянь и гувернанток. Несамостоятельность может быть признаком и «младших» детей, часто находящихся на попечении взрослых братьев и сестер. Если у малыша с раннего возраста будут свои посильные для него обязанности, в дальнейшем он будет способен выполнять требования и к учебе, и к рабочим заданиям.

Единственный ребенок привык добиваться желаемого за счет манипуляций – капризов, угроз и непослушания.

На самом деле. Такой способ взаимодействия с родителями возникает скорее из-за недостатка общения , чем из-за избытка. Дети не понимают своих желаний, часто требуя игрушку или сладость для того, чтобы просто переключить внимание на себя. Не вникая в настоящие его потребности, родители могут пойти навстречу, но проблема не решается. Игрушек становится больше, но вместе с тем усиливается и ощущение, что от тебя просто отмахнулись.

Дети как взрослые

У воспитания единственного ребенка все же есть особенности. Рожая одного, родители могут подразумевать, что контроль за ним – не слишком большая нагрузка. Остается время на карьеру, заботу о себе и собственную жизнь. Есть опасность впасть в крайность, и ребенок оказывается совершенно заброшенным. Проблема эгоизма здесь – уже не единственная и не самая страшная.

Дети, растущие без братьев и сестер, чаще бывают в обществе родителей, чем в своем – детском. Есть плюсы – такие малыши опережают ровесников в интеллектуальном развитии и отличаются более осознанным поведением. В то же время ребенок вынужден постоянно участвовать в жизни взрослых, поневоле становиться собеседником в темах, к которым морально не готов: хлопоты по хозяйству, проблемы взаимоотношений между родственниками и пр. Не все родители умеют отделять свою жизнь от жизни ребенка и уделять время именно детским занятиям. Хотя с мамой все равно не поиграешь так, как с сестренкой или братишкой.

Привыкая к тому, что мамино и папино внимание не делится на нескольких детей, а принадлежит ему одному, ребенок и в другом обществе будет рассчитывать на привилегированное отношение. В группе детского сада и в школе ему придется привыкать, что для педагога – он такой же, как все.

Будучи с родителями один на один, ребенок старается стать для родителей идеальным, лучшим и безупречным. Это может вылиться в его завышенные требования к самому себе, если взрослые поддерживают или поощряют.

Больше не надо

Многие трудности воспитания единственного ребенка возникают вокруг самого родительского решения – родить только одного малыша. Просьбы о братике и сестричке неизбежно будут возникать, так же как и вопросы, почему сложилось так, что их нет и, возможно, не будет. Важно, насколько взвешенно и осознанно сами взрослые это принимают.

Большинство не против второго и третьего ребенка, но не считают себя вправе обделять одного по материальным причинам и из-за занятости. Кто-то не созрел и сомневается. Если есть тревога у взрослых, она может влиять и на детское спокойствие. Поэтому на вопросы очень важно отвечать, разъяснять, почему принято такое решение и как вы к этому относитесь.

Можно компенсировать малышу отсутствие братьев и сестер, если обратить внимание на следующие правила:

лучше не зацикливаться на воспитании ребенка, а искать баланс между участием в его жизни и в своей «взрослой». Так сохраняется дистанция, создается чувство защищенности. Единственные дети часто становятся «друзьями» родителям, что принижает сам родительский статус. Это может создавать иллюзию, что авторитетов нет, прислушиваться к старшим необязательно, ведь ты – уже на одной волне с ними;

стараться не «закрывать» границы собственной семьи, бывать в гостях, приглашать к себе. В непринужденной свободной атмосфере с другими людьми (не в школе, где есть требования и правила) дети получают разнообразный опыт общения;

эгоизм ребенка опасен, прежде всего, для него самого в будущем. Последствия будет иметь не то, что он единственный, а то, что ребенок стоит в центре вашей жизни . Важно, чтобы ваше настроение и отношение к нему не зависело от его успехов или неудач.

Domashniy . ru

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства. Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, которого - закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются . Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

Причины детского эгоизма

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания - ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия , это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику - куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

Проявления эгоизма

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте - это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма : непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера - следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?


«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм - прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм - это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи - это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники - достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, . Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
  2. Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка - действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит - вполне самостоятельным.
  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает - это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок - это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Все чаще от молодых родителей можно услышать фразу, что их ребенок – эгоист. Но произнося эти слова, каждый закладывает в них свой смысл. Одни родители говорят про эгоизм, совсем не понимая, что это такое на самом деле. Другие понимают, но гордятся происходящим, а третьи, понимая сложность ситуации, просто не знают, как ее исправить. Так что же это — детский эгоизм? Откуда он черпается? И как с ним бороться? А может лучше отбросить все попытки, и будь что будет?

Прежде всего, перед тем как утверждать, что ребенок растет эгоистом, надо точно знать, что это именно так. Ведь если он пару раз не дал другому ребенку игрушку или попросил то, что ему запрещают, с истерикой, это еще не означает, что он растет эгоистом.

Эгоистом можно назвать человека, который думает только о себе и своих потребностях. Такой человек не умеет сопереживать, и ему неважно, что происходит вокруг. Отсюда можно сделать вывод, что маленький человечек до 3-4 лет еще совершенно не смыслит в том, что такое эгоизм. Он наверняка любит маму, папу, бабушку и близких, а вот как его воспитают в дальнейшем — это уже задание родителей.

Часто встречаются родители, которые специально растят эгоиста. Они убеждены в том, что в современное время по-другому просто не выживешь. В такой ситуации стоит подумать о следующем: человек, что с детства не знает ни в чем отказа, в будущем не сможет получить желаемое по той причине, что просто не знает, как этого добиться. К тому же общение с людьми эгоистами в обществе сводится к минимуму. Так что перед тем как воспитывать эгоиста, стоит заглянуть в будущее и подумать, а заслуживает ли оно того.

Что стоит и чего не стоит делать при воспитании эгоиста

Чтобы знать, как воспитывать ребенка эгоиста родителям в первую очередь надо запомнить самые распространенные ошибки, что допускают близкие в воспитании детей, после чего в них формируется эгоизм.

  1. Навязывание собственных желаний, после чего у ребенка сильно снижается интерес ко всему происходящему и вообще к жизни.
  2. Похвала ребенку должна быть нормированной. Постоянное захваливание приведет к тому, что малыш будет думать, что он самый-самый, а все окружающие — ничто.
  3. Ребенок ничего не делает самостоятельно. Даже сбор игрушек производится взрослыми.
  4. Удовлетворяются любые пожелания, услышав хоть намек на истерику.
  5. Отказывают в общении со сверстниками.

Что делать, когда детский эгоизм уже проявляется?

О том, как воспитывать ребенка эгоиста, много знать не надо. Придерживаясь этих простых правил, уже спустя пару недель будет виден результат. А родителям можно пожелать лишь терпения.

Речь в этой статье пойдет о нездоровом эгоизме, который доставляет неудобства окружающим ребенка людям, но в первую очередь самому ребенку, хоть он этого и не осознает.

Мы говорим об эгоизме, при котором ребенок заинтересован и участвует только в тех процессах, которые ему выгодны и касаются исключительно его личности. Остальных людей вокруг он воспринимает как инструмент для удовлетворения своих личных потребностей, проще говоря, как обслуживающий персонал, а не как отдельные личности, у которых тоже есть свои интересы и своя жизнь. Но проблема не в том, что ребенок растет такой сложный, основная трудность заключается в том, что чаще всего кто-то из родителей себя позиционирует в роли идеального обслуживающего персонала, поэтому ребенку ничего другого не остается, кроме как стать эгоистом и пользоваться всем. Есть и другая крайность, когда родители эгоистичны и слишком заняты своей жизнью, проблемами, личными отношениями и т. д., в этом случае ребенок просто копирует такое поведение и аналогично родителям транслирует эгоизм во внешний мир.

Почему ребенок растет эгоистом: причины детского эгоизма

Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?

  1. Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания во внешнем мире, причем ребенок должен видеть и чувствовать, что вам самим это приятно, а не ради выгоды. Если вам хорошо при этом, значит он с удовольствием будет вас копировать, даже не сомневайтесь.
  2. По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни. Будьте максимально естественны, не играйте и не манипулируйте в общении с малышом.
  3. Ваше поведение и отношения должны дать понять ребенку, что каждый член семьи, в том числе и малыш, это отдельная личность , которая существует сама по себе со своими интересами, целями, желаниями, любовью ко всем, уважением, но никак не для удовлетворения чьих-то потребностей или требований.
  4. Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты. Радуйтесь вместе с ним всему новому, что у него стало получаться.
  5. Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе . Он должен это чувствовать, видеть и знать, что вы его поддержка во всем. Но не вздумайте стараться все сделать за него, чтоб помочь. Просто не мешайте ему верить в себя и свои силы.
  6. Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.
  7. Никогда и ни при каких обстоятельствах не эмоционируйте и не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
  8. Также постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее. Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.
  9. Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
  10. И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь , тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.

Советы от специалистов: что делать, если ребенок растет эгоистом ?

Из всех существующих специалистов хотелось бы порекомендовать работы известного американского психиатра Росса Кэмпбелла. Он рассказывает о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни правильно удовлетворять эмоциональные потребности ребенка и акцентирует внимание всех родителей в первую очередь на правильной, безусловной любви. Только так вы сможете заложить в ребенке основу всего доброго и правильного, а это принесет положительные плоды.

Детали проявления такой безусловной любви, которые он описывает в своих работах: «Как по-настоящему любить своего ребенка», «Лицом к лицу с ребенком» большинству из нашего поколения родителей даже не знакомы. Поэтому насладитесь чтением этого гениального психолога и многие вопросы, связанные не только с детским эгоизмом, но и воспитание в целом, для вас станут понятны и просты.

Психолог Р. Чепалов:

Бывает так, что родители начинают полностью изолировать ребенка от трудностей и потакают его желаниям. Они умиляются его потребностям и рады, что он так много хочет. Они принимают его эгоизм и волеизъявление за самостоятельность. Однако проходит время, ребенок взрослеет, а желание делиться и помогать к нему не приходит. Родителям бывает очень больно осознать, что они сами воспитали эгоиста.

Процесс воспитания противоположных, антиэгоистических качеств проходит тем сложнее, чем более взрослый ребенок. В целом, действия те же, что и для малышей. Необходимо демонстрировать ребенку готовность делиться с другими, просить его о помощи себе и просить предлагать помощь окружающим. Конечно, ребенок может сопротивляться: «Чего это я буду давать кому-то игрушку? Чего это я буду делиться пирожным?». Придется ребенку заново объяснять, что так устроен мир, что так принято. В некоторых случаях полезно сказать ребенку: «Раньше ты этого не знал, мы тебе об этом забыли сказать, а теперь должен знать: с окружающими надо делиться». Необходимо подчеркивать антиэгоистические черты у героев произведений литературы, кино. Поощрять проявление новых черт у ребенка: «Вот это ты сделал правильно», «Теперь ты молодец».

Процесс обращения эгоиста в простого, искреннего, открытого человека может быть очень болезненным. Но с этим ничего не поделаешь. Родителям следует приготовиться к тому, что ребенок будет сопротивляться. Родителям нужно сохранять спокойствие, избегать физических наказаний и сохранять разумное упорство в том, чтобы ребенок менялся.

Психолог В. Шебанова:

Разрешите вам дать несколько советов, как работать с собой, чтобы перестать делать за ребенка то, что он уже может сделать самостоятельно.

1. Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: “Почему ты мне не… (не приготовила, не пришила, не напомнила)?” Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности, качественное выполнение которых, — это его заботы.

Речь идет о снятии мелочной опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть. Я понимаю, что поначалу вас могут очень тревожить примерно такие вопросы: “Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут небольшие неприятности в школе!”, “Если я не буду заставлять ее делать уроки, она за них просто не сядет и тогда нахватает двоек!”, “Если я не напомню, — он опоздает на тренировку” и т.д.

2. Как это не парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение, что для него лучше.

3. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д.). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей: “Я рада была послушать о твоих успехах. А что нового у твоих друзей? У кого какие успехи или трудности?” Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, — значит эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать ребенка, который будет вашей надежной опорой в старости.