«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» методическая разработка (подготовительная группа) на тему. День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми Произведения для детей на тему защит

24.10.2019 Советы

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми. Рассказы, стихи, видеоэкскурсия в военную часть.

Эта статья поможет Вам интересно рассказать ребенку о защитниках Отечества — как о древних богатырях из былин, так и о современных солдатах.

В статье Вы найдете:

Раздел 1. Из истории. Кто такие богатыри – защитники Русской Земли,

Раздел 2. Кто сейчас нас защищает – что такое армия, как живут, учатся, постигают военную науку, тренируются современные солдаты, что есть в военной части.

День защитника Отечества: материалы для занятий с детьми.

Раздел 1. Из истории. Богатыри – Защитники Отечества.

Защитники Земли Русской были во все времена. Есть очень известная картина «Богатыри», написанная известным художником Васнецовым. Если вглядеться в детали этой картины, то очень много можно для себя открыть. Давайте попробуем рассмотреть эту картину вместе с детьми и проникнуть в тайны замысла художника. Ответить себе на вопрос, что он нам хотел сказать нам – потомкам древних русичей — богатырей – в этой картине?

Художник считал свою картину «Богатыри» главной картиной всей жизни. И это говорит очень о многом. Значит, не простая эта картина, что-то в ней скрыто, в ней есть тайна – загадка, которая не видна с первого взгляда, но которую нужно разгадать. И разгадать ее может только очень внимательный, вдумчивый человек.

Картина эта очень тесно связана с идеей защиты Отечества. Давайте постараемся проникнуть в тайны этой картины вместе с ребенком. А поможет нам в этом замечательный рассказ Лидии Кудрявцевой «Богатыри Земли Русской», который я адаптировала к дошкольному возрасту.

Прочитайте ребенку отрывок из рассказа:

«Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером.

Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил ее с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал ее Васнецов просто и коротко: Богатыри.

Древнее это слово. Богатырь – значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.

Красивые песни – былины слагали в народе о русских удалых молодцах. Много былин знал наизусть и Васнецов и, работая, любил их чуть слышно напевать, подражая монотонному голосу старинных гусляров – сказителей.

Под славным городом под Киевом,

На тех на степях на Днепровских,

Стояла застава богатырская…

Давайте рассмотрим эту картину вместе с детьми.

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли.

Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не враг ли там, вдали?»

Рассмотрите с ребенком фигуры богатырей (я специально даю презентацию, чтобы Вам было удобнее рассматривать). Пусть малыш попробует догадаться, какой у каждого из богатырей характер, чем богатыри похожи друг на друга, а чем не похожи? О чем говорит нам взгляд каждого богатыря, его жест?

Все три богатыря разные, совсем разные по характеру. Как же отгадать их характер – постарайтесь сделать это вместе с ребенком в обсуждении. Это самое главное в восприятии любого художественного полотна – попробовать проникнуть вовнутрь картины.

После того, как малыш выскажет свои предположения, попытается проникнуть в характер каждого богатыря, расскажите ему их историю. Вам поможет рассказ Л. Кудрявцевой. Не нужно его зачитывать ребенку. «Готовая информация для запоминания» не поможет в его развитии. Намного эффективнее попробовать вместе с ребенком самим в картине найти те детали, о которых говорится в рассказе, и сделать свои выводы – что может нам сказать эта деталь? А уже когда рассмотрите картину и сами откроете ее тайны, можно как итог зачитать отрывки из рассказа.

Главное в этом задании – попробовать разгадать характер каждого богатыря по деталям, которые изображены на картине.

Илья Муромец.

«Первым мы невольно видим Илью Муромца на черном коне. Знаменитый богатырь в центре картины. Это он победил страшного Соловья – разбойника. А когда в бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво!

Да разве одной силой славен Илья? В былинах поется, что выбрал он в жизни из трех дорог не ту, «где богату быть», а самую благородную, но и самую опасную, — где можно «убиту быть». Ведь служил он не за богатство и славу, а защищал землю российскую…

Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В темных глазах – смелость, твердость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит.

Стремя пустым болтается. О чем может поведать нам эта деталь? Значит, не спешит Илья вдеть в стремя ногу богатырскую. Всё равно врагу не застать его врасплох.

На коне Илья сидит уверенно. О чем это говорит? Что седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он в седле провел.

Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри. Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга – рубашка из тысячи металлических колец. И щит, и рубашка очень тяжелые, только богатырь сможет ими пользоваться.

У Ильи Муромца острое копье на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы – всё нам говорит о характере этого воина. Таким он и был, богатырь Илья Муромец – крестьянский сын».

А как мы можем понять, что этот богатырь – крестьянский сын, выросший в деревне? Богато ли украшено его оружие, одежды? Сравните с другими богатырями.

Добрыня Никитич.

«Добрыня Никитич изображен по-другому. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжелый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлен во вражескую сторону. Рвется в бой русский витязь.

Добрыня и горяч, и храбр. А по одежде и по вооружению мы видим – он не крестьянский сын, он из богатого и знатного рода».

Постарайтесь с ребенком сравнить одежду и оружие Ильи Муромца и Добрыни Никитича и найти доказательства того, что они вышли из разных родов.

Подсказка:

На груди у Добрыни – золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена по низу рубаха. Поверх тонкой кольчуги еще крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком. И красный щит, и ножны тоже очень нарядно украшены.

Алеша Попович.

«Алеша Попович ни в чем от других богатырей не отстает. И кольчуга на нем надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И все-таки он не такой, как Илья или Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алеши мечтательный, спокойный, тихий. И поза иная. Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается.

А пригладишься очень внимательно – и заметишь, что прихватил с собой Алеша…. (не подсказывайте ребенку – покажите на картине и спросите: «Что это?») Гусли! Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алеша песни петь, на гуслях звончатых играть. И мы чувствуем, что душа у Алеши — тонкая, поэтическая.

Эти качества русского человека тоже хотел передать художник в своей картине».

А теперь давайте вместе с ребенком сравним коней – у них тоже разный характер! И их характер тоже многие тайны нам откроет!

Сначала сравните коней сами с ребенком, а потом прочитайте отрывок из рассказа.

Кони богатырей – защитников Земли Русской.

«Под стать богатырям и кони.

Конь Алеши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный и неторопливый.

Горяч, нетерпелив как сам Добрыня, его конь — «белеюшко». Первым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь.

Вороной конь Ильи тяжел, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхивает. К бою готов!»

Наши защитники – богатыри.

«Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё ее пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы».

О чем говорит такое построение картины? Может ли враг пройти сквозь такой заслон? (выслушайте ответ ребенка) Нет, не может! Врагу не пробиться через эту заставу!

«За могучими плечами богатырей мы видим на картине леса, холмы, небо. Родина! И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!

В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженой солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень – могильник напоминают о прошлых битвах. А темно – зеленые холмы у горизонта спокойны и величественны».

Какое настроение у природы в день богатырской заставы?

А можем ли мы почувствовать тревогу? – покажите ребенку фрагменты картины, о которых написано ниже:

«Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядитесь, как рядом с темно-зелеными, приглушенными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Ильи Муромца, одежды Алеши, флажка на его шлеме». Горит – недаром здесь такое слово написано!

Почему эта картина – главная картина жизни художника и символ русского искусства?

Порассуждайте вместе с ребенком, почему художник считал для себя эту картину самой главной картиной его жизни? И почему сейчас она считается символом русского искусства? Что особенное есть в этой картине? Что эта картина нам передает? Ради чего сошлись три богатыря на этой заставе богатырской?

Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый и великий народ, преданность родине, готовность защищать ее. Поэтому и считал эту картину для себя самой главной.

Но это еще не всё. Вложил художник в свою картину еще один – очень важный и глубокий смысл.

Сам художник писал в 1882 году о картине так: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

«Не обижают ли кого» – вдумайтесь в эти слова… Часто ли мы их слышим сейчас? Или чаще слышим – «хорошо, что меня не обижают», «лишь бы меня не тронули», «лишь бы мне хорошо было», «моя хата с краю – ничего не знаю»?

Вот урок жизни этой картины, который заложил в нее художник и хотел передать всем нам – и заключен он в словах «не обижают ли кого»!

В словах «не обижают ли кого» звучат и неравнодушие к судьбам современников, и великодушие, и сила мужская – богатырская, и готовность прийти на помощь и защитить людей – соотечественников в любую минуту, и уверенность в своем успехе и в судьбе своей Родины. Это наша суть – суть Человека и суть Защитника Отечества.

И как хочется, чтобы и мы, и наши дети, глядя на эту картину, это увидели за внешним сюжетом! И как хочется, чтобы именно богатыри с великой душой, с высокой нравственностью и огромной физической силой стали для них идеалом. Ведь если нет идеала, то его место занимают разные современные монстры и страшилища, которых полным – полно в каждом магазине игрушек. Но которые не могут дать ребенку ничего для души и для успеха в жизни!

В заключении послушайте начало из произведения «Богатырские ворота» Мусоргского (первую минуту музыки) и прочувствуйте с детьми характер этого произведения и всю силу и мощь души и духа богатырей на заставе, всю силу и мощь картины «Богатыри».

Для любителей истории: познавательное детское видео о богатырях из былин.

Очень интересное познавательное видео детского образовательного телеканала «Радость моя» расскажет Вам о том, кто был прототипом каждого из трех богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, что в былинах и сказках — правда, а что — вымысел.

Раздел 2. Современные защитники Отечества.

Спросите у малыша – кто же сейчас охраняет нас и защитит от врагов?

Очень часто у детей весьма далекие представления об армии и солдатах, хотя они часто слышат эти слова от нас, встречают их в рассказах и фильмах.

Приведу пример своего диалога с детишками на занятии:

— Кто нас защищает на земле?

Дети: Пограничники, танкисты, пехотинцы.

— А кто нас защищает в небе?

Дети: ракетчики, летчики.

— Наша страна – морская держава. Кто защищает морские границы нашей страны?

Дети: утки и гуси!

Или: «Хочу в армию – там весело. Солдаты маршируют, песни поют, на барабане играют. Я тоже хочу на барабане играть. Когда я вырасту, то пойду в армию».

И такое неточное представление детей о наших современных защитниках и армии связано с тем, что дети видят фильмы только о войне, а вот посмотреть наглядно, что делают солдаты в мирное время у них возможности нет.

И поэтому мы сейчас исправим эту ситуацию и совершим видеоэкскурсию в военную часть к настоящим солдатам.

Детям о защитниках Отечества: познавательное видео для занятий.

Посмотрите вместе с детьми этот замечательный и очень интересный познавательный видеофильм для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста о современных наших защитниках.

Вместе с Бравым Солдатом дети попадут на экскурсию в военную часть и узнают:

— кто такие солдаты,

— что такое армия и что в ней делают,

— что такое устав,

— чем занимаются солдаты,

— где они живут,

— как солдаты учатся и познают военное дело,

— что делают солдаты в свободное время и многие другие факты о наших защитниках.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Приятного просмотра!

Прочитайте детям стихи о наших защитниках – солдатах, моряках. И о том, что такое ЗАЩИТА не только в большом, но и в малом – в нашей обыденной жизни.

Раздел 3. Стихи для детей о защитниках Отечества.

Защита. (Андрей Усачев)

Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку —
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?

Суворовец (Владимир Степанов)

Красные погоны,
Новенький мундир.
По Москве шагает
Юный командир.
У него походка
Гордости полна.
День своих защитников
Празднует страна.

Февраль (Самууил Маршак)

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной —
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

Мой папа – военный (Гайда Лагздынь)

Мой папа – военный.
Он в армии служит.
Он с техникой сложной
Армейскою дружит!
Ходил он не раз
В боевые походы.
Не зря говорят:
«Командир – из пехоты»

Мой папа (Татьяна Агибалова)

По секрету старший брат
Мне сказать решил:
«В прошлом папа наш — солдат,
Родине служил,
Просыпался за заре,
Чистил автомат,
Чтобы был на всей земле
Мир для всех ребят.»
Я почти не удивлен,
Я подозревал
И давно считал, что он-
Бывший генерал.
Двадцать третьего, решил,
Ровно в шесть утра,
Прокричу от всей души
Громкое УРА!

Праздник всех солдатов наших —
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
Ведь любой из них мечтает
Защитить детей, семью,
Покорить хоть что-то в мире
И найти свою судьбу!

Мы славим тех, кто не плакал
Мы славим тех, кто не плакал
От боли своей,
Но слез не скрывал
На могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был
Не на словах,
Труса не праздновал,
Сидя в кустах,
Тех лучших
Сынов человечества,
Тех, кто на страже Отечества!

Презентацию для более удобного рассматривания картины с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями нашего сообщества)

Еще о защитниках Отечества:

Замечательный детский рассказ о Суворове из дореволюционного издания истории для детей, а также видеофильм о Суворове Вы найдете в статье

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Людмила Козинец
«Наши защитники». Консультация для воспитателей

«Наши защитники »

(консультация для воспитателей младших групп ) .

В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью значительное место отводится формированию представлений о воинах нашей армии – защитниках нашей Родины . Дети узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким, как солдат : смелым, сильным, ловким.

Дети наблюдают за стройной колонной солдат, идущих по улице, знакомятся с содержанием писем старших братьев, находящихся на военной службе, из фильмов узнают о современном вооружении и об их особенностях службы в разных родах войск. Яркие впечатления остаются от встреч ребят с воинами.

В названии наших городов , парков, улиц живут имена героев гражданской и Великой Отечественной войн, в городах и посёлках в честь защитников Родины поставлены памятники. И когда дети приносят цветы к Вечному огню, они переживают чувство глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь за Родину.

В работе с детьми младшего возраста педагог опирается на их эмоциональность и стремится вызвать интерес и чувство симпатии к воину.

Формирование представлений о воинах нашей армии у детей младшей группы осуществляется в основном в процессе повседневной жизни.

На занятиях воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации к книгам или репродукции с картин, где ярко выражен образ защитника Родины . В дальнейшем можно познакомить детей с воинами различных родов войск : моряками, танкистами, лётчиками. Если во время прогулки дети встречают солдата или моряка и узнают военного, то педагог может использовать такую встречу для того, чтобы поддержать интерес малышей к защитникам Родины .

Для закрепления представлений о воинах и чувства симпатии к ним, воспитатель может использовать игровые приёмы. Например : - «Дети, представьте себе, как будто вы моряки на корабле» . Можно раздать детям матросские шапки, бинокли и предложить детям подняться на корабль. Педагог направляет детей действия детей : «Наши моряки плывут на корабле, наблюдают за морем в бинокль, охраняют море». Затем воспитатель читает стихотворение С. Маршака :

«Мы живём на корабле,

Как на маленькой земле.

И родные берега

Охраняем от врага».

Это способствует формированию у малышей начальных представлений о службе моряков на корабле.

Таким образом, у младших дошкольников возникает интерес и чувство симпатии к воинам, появляются первоначальные представления о них : дети учатся различать военных по форме одежды, правильно называть их. На основе этих первых представлений у малышей рождается любознательность, стремление больше узнать о наших защитниках и это способствует расширению их представлений и воспитанию начал патриотических чувств.

Тематическая беседа для старших дошкольников "День защитника Отечества" - 23 февраля. Конспект

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ№43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Материал разработан для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям.
Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества.
- Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожими на сильных, смелых воинов.
- Развивать память, воображение, речь.
Материал: иллюстрации, открытки, плакаты с изображением защитников Отечества.
Предварительная работа: чтение художественной литературы об армии; рассматривание иллюстраций «армейские будни»; беседы об армии.

Ход мероприятия:

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Назовите, пожалуйста, какой сейчас месяц? А какой праздник мы с вами будем отмечать в этом месяце?
- Ответы: месяц – февраль, а праздник – День защитника Отечества. Мы в этот день поздравляем пап, дедушек, братьев и т.д.
- Ребята, посмотрите, какие картинки развешены у нас в группе. А как вы думаете, что бы это значило?
- Ответы – рассуждения детей.
- Правильно, близится праздник «День защитника Отечества». И сегодня мы с вами поговорим на эту тему.
- Посмотрите, внимательно на картинки, что там изображено?


- Ответы детей.
- Совершенно верно, солдаты, матросы, офицеры. А как, одним словом назвать этих людей?
- Ответы детей.
- Конечно это военные? А что означает – Военные?
- Это люди, которые защищают нас и всю страну, Родину, Отечество.
- А как вы думаете, что такое Отечество? Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина.
- Как называется наша Родина?
- Ответ: Россия.
- Ребята, а какие виды войск вы знаете?
- Ответы: военно – воздушные силы,


военно – морские силы,


сухопутные или наземные.


- А можете, назвать, что делают летчики, пехотинцы, моряки?
- Ответы: летчики – защищают небо, моряки – море, а пехотинцы – сушу.
- Ребята, а кто является главным защитником Отечества в мирное время?
- Ответ: Солдаты.
- Каким должен быть солдат?
- Ответ: Сильным, смелым, ловким, выносливым, упорным, отважным, внимательным, любить свою Отчизну и свой народ, а самое главное, он должен быть здоровым, чтобы мог нас защищать.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем же нужная армия в мирное время?
- Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время?
- Солдаты тренируются, проводят учебные учения, сражения, изучают военную технику.
- Давайте и мы с вами проведем физминутку, представьте, что вы на учениях.

Выполнение физических упражнений:
1. Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз!
Посмотрите вы на нас!
2. Приседаем быстро, ловко.
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать!
Приседания, руки вперёд (осанка).

Молодцы, присядьте на стульчики и давайте поиграем.
Д/и «Продолжи предложение».
«Танком управляет» - продолжите предложение (танкист).
За штурвалом самолета сидит (пилот).
Из пушки стреляет (артиллерист).
Границу охраняет (пограничник).
На корабле служит (моряк).
На подводной лодке несет службу (моряк - подводник).
С парашютом прыгает (десантник).
В ракетных войсках служит (ракетчик).
- Молодцы, ребята, Вы справились с заданием. Чтобы стать настоящими защитниками Отечества нужно многому учиться. Ребята, я желаю Вам стать надёжными защитниками Отечества.
- Наше занятие подошло к концу, надеюсь, Вам понравилось.
За то, что солнце светит нам,
За то, что нет войны,
Спасибо тем, кто бережёт
Покой родной страны.


Всех поздравляем с наступающим праздником.

Эта статья предназначается мамам, папам, бабушкам, дедушкам – всем, кто хотел бы рассказать своим детям о таком празднике, как 23 февраля — День защитника Отечества.

23 февраля в нашей стране отмечается праздник – День защитника Отечества. Что наши дети знают об этом празднике?

Они знают ровно столько, сколько мы, взрослые им расскажем об этом.

Как же произошло создание Армии в России?

1918 год … В России идет гражданская война. Ужасное и тяжелое время для страны, измотанной революцией и войной…

15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров Советской России издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в новую армию солдат-добровольцев, из которых формировали красноармейские роты. 23 февраля 1918 г. председатель СНК В. И. Ленин опубликовал в «Правде» статью «Мир или война», в которой призвал: «… готовить революционную армию не фразами и возгласами, а созданием серьезной, всенародной, могучей армии».

История нашей родины сложна, многогранна и очень непроста. Восприятие истории – вопрос спорный, об этом дети узнают гораздо позднее. Важно то, чтобы дети знали, что защита Родины – это долг чести для каждого мужчины. Это идет из глубины веков…В этой статье мы покажем только самые великие, самые значимые примеры патриотизма, любви к родной земле.

Давайте начнем с былинных героев, с древней Руси…

Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. Давным-давно на нашу страну шли враги: печенеги, половцы, разоряли и сжигали селения, грабили жилища, забирали в плен людей и увозили с собой добро. Эти страшные события не могли оставить равнодушными добрых молодцев - защитников земли русской. Народ создавал былины, а главными героями былин были – богатыри.

Перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин, защитники родной земли. Васнецов писал о своей картине: « Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли ворога, обижают ли кого». Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булава. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. Гордый боевой дух, стремление защищать свою землю русскую от врагов – вот суть этой картины.

Русский народ сложил прекрасные пословицы о защитниках своей земли:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке

Отечественная война 1812 года.

Не будем вдаваться в причины, побудившие французского императора Наполеона начать войну против России. Речь здесь идет о мужестве, стойкости, воле русских воинов – защитников родины. Накануне вторжения Наполеон говорил: «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу и обезоружу Россию». Наполеон даже представить себе не мог, какое мощное сопротивление он встретит на пути…Русская армия ХIХ века имела патриотическую концепцию, автором которой был генералиссимус А. В. Суворов. Стержень патриотизма Суворова – готовность умереть за Россию.

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские люди обнаружили невиданную стойкость духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в непобедимом до сих пор Наполеоне сначала удивление, а потом страх.

Лучше всех о русском патриотизме сказал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Существует целая серия картин художников – баталистов о войне 1812 года.

Картина художника В.В. Верещагина «Конец Бородинского сражения».

Ну и конечно, гениальное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». Читать это произведение нужно осмысленно, вдумчиво. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Их патриотизм и героизм показан в сценах под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Это отдельная страница в истории нашей родины. Плечом к плечу встал весь народ. «Все для фронта, все для победы!» — под этим лозунгом жила вся страна..

Об этой тяжелой войне можно говорить много слов… Герои Брестской крепости в течение 32 суток вели ожесточенные оборонительные бои. Группами и в одиночку. Пели «Катюшу»…

Битва под Москвой… «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!». Этот призыв 28 героев-панфиловцев знала вся страна.

Немецкое командование вынуждено признать: «Силы, которые нам противостоят, являются по большей части решительной массой, которая в упорстве ведения войны представляет собой нечто совершенно новое по сравнению с нашими бывшими противниками. Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником… Русская пехота проявила неслыханное упорство, прежде всего в обороне стационарных укрепленных сооружений».

Сталинградская битва…И опять новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нету!» Борьба за плацдармы у Волги, в особенности на Мамаевом кургане и на заводах в северной части города, продолжалась более двух месяцев. Сражения за завод «Красный Октябрь», тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя. Дом сержанта Павлова мужественно удерживал оборону до полного освобождения города.

Блокада Ленинграда…

Гитлер принял решение «стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй» Но город выжил. Но сколько жертв понес этот город-фронт в битве за жизнь…

Курская дуга…Тяжелейшая битва. 1200 танков, самоходных артиллерийских установок, тысячи самолетов в воздухе…И вот, он –долгожданный перелом в войне.

Говорить о мужестве и героизме защитников родины можно бесконечно, и это не является целью нашего рассказа. Главное – это то, чтобы наши дети понимали – родина у нас у всех одна. И нужно уметь защищать свою землю. «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» — сказал русский поэт Г.Р. Державин.

Современные защитники Отечества

Под Отечеством принято понимать страну предков человека, отчизну, Родину. Отечество… Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. М.Е.Салтыкову-Щедрину принадлежат слова: «Отечество — тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной».

Защитник отечества – это не только солдат, умеющий держать оружие и поставленный защищать границы своей страны. Если у человека нет совести, чести, нет чувства долга, нет чувства ответственности – то это не защитник родины. Настоящий защитник Отечества будет защищать ценности, традиции и все наследие, которое оставили ему родители, деды. Нашим детям нужно понимать, что посадить дерево во дворе своего дома, защитить слабого, обогреть бездомную собаку – все это тоже защита своего Отечества. Защитник этих нравственных принципов, этого наследия и может называться защитником Отечества, настоящим патриотом своей страны. Н.В. Гоголь сказал удивительно современные слова: «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…».

С праздником Вас, защитники своего Отечества!

Людмила Кустова

Паспорт курсового проекта .

Раздел программы Художественно - эстетическое развитие дошкольников

Познание.

Тема Расширение и обогащение знаний и представлений детей о Российской армии, родах войск.

Тематическое поле Расширение и обогащение знаний и представлений детей о Российской армии.

Название проекта "Защитники отечества "

Тип проекта Информационно- творческий.

Проблема Недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности;

Отсутствие желание в будущем стать защитником отечества .

Цель 1. Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма

Задачи 1. Развивать интерес детей у истории родного отечества

3. Воспитывать защитникам .

5. Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей .

Мероприятия

Непосредственная образовательная деятельность.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Спортивно- музыкальное развлечение.

Методы и приемы работы Наглядный

Словесный

Практический

Результат Формирование у детей любовь к Родине;

защитникам отечества ;

качеств

Критерии Сосредоточенность внимания, продолжительность восприятия , наличие двигательной активности, желания слушать стихи и рассказы, умение высказываться о прочитанном, наличие любимых произведений, предпочтений.

Ресурсы Технические средства (видео и аудиотехника)

Атрибуты для игры

Иллюстрации

Выставка рисунков

Мини-музей

Формы презентации Праздничное спортивно-музыкальное развлечение «День защитника Отечества »

Актуальность :

1. В настоящее время воспитание патриотизма , гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.

2. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.

3. Практика показывает, что дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей родины – священным домом, а день Защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами, т. к. в современных семьях подобные вопросы не считают важными и заслуживающими должного внимания.

4. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта :

1. Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма , гордости и уважения за Российскую армию.

2. Систематизировать знания детей по данной теме через организованную образовательную деятельность и образовательные области в режиме дня и свободной деятельности.

Задачи :

1. Развивать интерес детей у истории родного отечества к истории формирование и становление Российской армии.

2. Знакомить с различными родами войск и военной техникой.

3. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам .

4. Способствовать физическому развитию детей и стремлению к здоровому образу жизни.

5. Привлекать семью к патриотическому воспитанию детей/

Вид проекта :

Информационно- творческий.

Средней продолжительности.

Срок реализации : 08.02.16- 20.02.16г.

Участники проекта :

Дети подготовительной группы

Воспитатель : Кустова Л. П.

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФК

Предполагаемый результат :

Формирование высоких нравственных личностных качеств : отзывчивость, справедливость, смелость, желание развивать физические качества и здоровый образ жизни.

Проявление интереса к армии и уважение к защитникам отечества ;

Формирование у детей любовь к Родине;

Закрепление некоторых представлений в истории нашей страны

Этапы пректа :

1 этап. Подготовительный :

Обозначение актуальности и темы будущего проекта

Постановка цели и задачи

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Основной :

Проведение бесед : д/и, с/р игры, пальчиковые игры, игры-соревнования; рассматривание альбомов, репродукций, иллюстраций

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Чтение художественной литературы

Участие родителей в сборе материала по содержанию проекта ;

Совместное оформление выставки «Наши защитники Отечества » ;

Проведение консультаций и бесед; сбор посылки солдату.

3 этап. Заключительный :

Праздничное развлечение с детьми подготовительной группы №1 (Музыкально-спортивный праздник)

Оформление уголка посвященному Дню защитника Отечества

План по решению поставленных задач

1. Организованная образовательная деятельность.

«Художественно эстетическое развитие»

Рисование : «Памятник неизвестному солдату»

Аппликация : Цветы защитникам Отечества

Конструирование : «Подарок для папы»

Изготовление открыток защитникам отечества

Лепка : «Пограничник с овчаркой»

Лепка : «Изготовление солдатиков из пластилина разных родов войск»

«Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным и социальным окружением "Российская армия"

2. Образовательные области в режиме дня и свободной деятельности.

«Есть такая профессия»

«Наша армия родная»

«Какие военные профессии ты знаешь»

«Солдат на посту»

Рассматривание :

Иллюстрации с одеждой военнослужащих

Картина «На границе»

Иллюстрация о Российской армии (роды войск, ранги, знаки отличия)

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова

С/р игры :

«Военный госпиталь»

«Больница» (сестра милосердия)

«Летчики»

«Магазин военной техники»

«Юные моряки»

«Ателье военной одежды»

Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым играм

Подвижные игры

Игры-соревнования : «Самый меткий»

«Разведчики»

«Попади в цель»

«Мы солдаты»

«Снайперы»

«Преодолей препятствие»

Пальчиковые игры : «Лодочка»

«Солдаты»

Свободные игры с военной техникой и солдатиками

Д/и игры : «Что нужно солдату»

«Передай сигнал»

«Назовите род войск»

«Чья форма»

«Военная техника»

«Отгадай военный предмет»

«Собери в дорогу»

«Крепость»

«Военная техника» (из счетных палочек)

Рисование : Раскрашивание раскрасок на военную тему

«Папин портрет»

Аппликация :

«Подарок папе»

Художественная литература :

«На страже родины»

Русские н/с «Никита Кожемяка»

С. Маршак «Февраль»

Е. Благинина «Шинель»

Богатырские сказки

Пословицы и поговорки о защитниках отечества , о храбрости и героизме

Чтение былины об Илье Муромце

Стихотворение «Кто нужнее?»

«Шапка не велит» А. Митяев

Р. н. с. «Финист- ясный сокол»

3. Взаимодействие с родителями

Консультации : «Нравственно-патриотическое воспитание в семье »

Беседа : «Как воспитать патриота »

Изготовление фотоколлажа «Наши защитники »

Сбор фотоматериала «Загляните в семейный альбом» и оформление фотоальбома «Мой дедушка солдат»

Литература :

1. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?»

2. Т. Н. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»

3. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»

4. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников »

5. Е. Ступак «Подарки к празднику»

6. Н. Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду»