Приказ о создании консультационного пункта в доу. Проект "современный консультационный пункт"

22.09.2019 Советы

Муниципальное образовательное учреждение

«Развитие образования на годы и перспектива до 2010» ,

утверждённая постановлением Администрации ЯО от 01.01.2001 г. № 000.

Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования ;

Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

Равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

Получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

Обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы ;

Обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

Социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребёнка (физических и психологических);

Бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Федеральная целевая Программа «Развитие образования на годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. N 803 (извлечения).

Цели и задачи Программы.

Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования , обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ , формирования системы непрерывного образования.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

- совершенствование содержания и технологий образования;

Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

Повышение эффективности управления в системе образования;

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Областная целевая Программа «Развитие образования на годы и перспектива до 2010 года» (в ред. постановлений Администрации ЯО от 01.01.2001 N 218, от 01.01.2001 N 149, от 01.01.2001 N 327), утверждённая постановлением Администрации ЯО от 01.01.2001 N 278 (извлечения).

Исходя из современного понимания роли образования, как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, анализа состояния региональной системы образования и задач, определённых Концепцией федеральной целевой программы развития образования на годы, приоритетными направлениями региональной образовательной политики на ближайшие 3-5 лет и целями Программы являются:

Повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;

Развитие государственно-общественного характера управления образованием;

Повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;

Повышение качества управленческих решений на всех уровнях образования путём развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования;

Развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования.

Областная целевая Программа «Развитие образования на годы» (в ред. Постановлений Правительства ЯО от 01.01.2001 , от 01.01.2001), утверждённая постановлением Администрации области от 01.01.2001 (извлечения).

- обеспечение доступности, повышение эффективности и качества

образования ,

Создание условий для дальнейшего развития государственно-общественного

управления образованием,

Разработка механизмов, обеспечивающих повышение управляемости

Оптимизация регионального образовательного пространства;

- развитие механизмов и тиражирование методов, обеспечивающих

индивидуализацию образования;

Разработка, апробирование и внедрение организационно - экономических

механизмов стимулирования развития образовательных учреждений области

Создание условий для развития воспитательного потенциала системы

образования;

Укрепление материальной базы системы образования;

- доработка нормативно – методической базы государственно-общественного

управления образованием;

Подготовка руководителей ОУ, представителей общественности к участию в

управлении образованием и т. д.

Примерное Положение о консультационном пункте по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 1 до 6 лет.

Примерное Положение

о консультационном пункте

по оказанию психолого-педагогической помощи

семьям, воспитывающим детей от 1 года до 6 лет

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», областной целевой Программой развития образования в Ярославской области на годы, утвержденной постановлением Администрации области от 01.01.2001 .

1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность консультационных пунктов (далее по тексту КП) в муниципальных образованиях Ярославской области. На основании примерного Положения органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, утверждается муниципальное Положение о КП.

1.3. КП в своей деятельности руководствуется муниципальным Положением о КП, приказами и распоряжениями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, руководителя образовательного учреждения, на базе которого функционирует КП.

1.4. КП оказывает психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) дошкольников в вопросах воспитания и обучения детей от 1 года до 6 лет как посещающих, так и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

1.5. КП предоставляет услуги по сопровождению семейного дошкольного образования детей в соответствии с Положением о семейном дошкольном образовании.

1.6. КП призван решать следующие задачи: обеспечивать преемственность семейного и общественного воспитания, повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей), содействовать полноценному психическому и личностному развитию детей от 1 года до 6 лет.

1.7. КП осуществляет:

социологические исследования с целью выявления уровня педагогической компетентности и индивидуальных потребностей родителей (законных представителей);

Знакомство родителей (законных представителей) с современными представлениями, сложившимися в педагогической и психологической науке;

Информирование в обобщенном виде о психолого-физиологических особенностях развития детей от 1 года до 6 лет;

Сопровождение семейного дошкольного образования детей от 1 года до 6 лег в соответствии с Положением о семейном дошкольном образовании;

2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИООНЫХ ПУНКТОВ

2.1. КП создаются при муниципальных образовательных учреждениях по решению органов местного самоуправления.

2.2. Штат сотрудников КП утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с руководителем органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

2.3. В состав КП входят:

Руководитель КП;

Сотрудники КП: воспитатели, психологи, медицинские работники, др. специалисты.

2.4. Оказание психолого-педагогической помощи семьям осуществляется специалистами КП в соответствии с графиком работы, утверждённым руководителем образовательного учреждения по представлению руководителя КП.

2.5. Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в КП строится на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, медицинского работника и др.

2.6. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в КП проводится в различных формах: групповых, подгрупповых и индивидуальных. Работа может проводиться вне места нахождения КП.

2.7. Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в необходимых случаях может оказываться на дому по решению руководителя КП в соответствии с графиком, согласованным с родителями (законными представителями).

2.8. Организация предоставления консультаций осуществляется на основании обращений родителей (законных представителей) в КП с регистрацией в установленном порядке в журнале регистрации родительских обращений.

2.9. Финансирование образовательной деятельности КП осуществляется за счет средств местных бюджетов , а также средств родителей (законных представителей).

2.10. Расходы на образовательную деятельность включаются в сметы образовательных учреждений, имеющих консультационные пункты, в пределах ассигнований на соответствующий финансовый год.

2.11. Предоставление образовательных услуг по индивидуальному сопровождению развития детей от 1 года до 6 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется за счет средств родителей (законных представителей) на основе договора с родителями (законными представителями) в соответствии с правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000.

2.12. Общее руководство и контроль за деятельностью КП осуществляется муниципальным органом управления образованием.

3. Организация работы консультационного пункта в ДОУ.

Организуя деятельность консультационного пункта в ДОУ, следует ориентироваться на «Примерное Положение о КП по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от года до шести лет», разработанное в соответствии с областной целевой программой «Развитие образования в Ярославской области на годы», утверждённой постановлением администрации области от 01.01.2001 г. . Кроме того, следует наладить взаимодействие ДОУ с Управлением образования и Администрацией муниципального района , с медицинскими и образовательными учреждениями, «Информационно-методическими центрами» и МОУ дополнительного образования детей, центрами психолого-педагогической и социальной поддержки и другими организациями населённого пункта.

КП является структурным подразделением детского сада. Для обеспечения его деятельности необходимо разработать следующие документы:

Годовой план работы КП,

График работы КП,

График работы сотрудников КП,

Анкеты для родителей,

Договор о долгосрочном сотрудничестве ДОУ и родителей ребёнка, посещающих

консультационный пункт,

Планы индивидуальной и групповой работы с ребёнком;

- «Журнал предварительной регистрации запросов родителей»,

- «Журнал учёта проведённой работы» и др.

Штат консультационного пункта комплектуется руководителем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с положением о КП. Для обслуживания родителей и детей в консультационном пункте привлекаются следующие сотрудники детского сада: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра.

Специалисты дают рекомендации родителям и консультируют их в пределах своей компетенции. Старший воспитатель помогает решить проблемы в области воспитания и развития ребёнка, обучает взрослых различным занятиям с детьми. Педагог-психолог способствует адаптации дошкольника к обстановке детского сада, объясняет родителям закономерности развития ребёнка, определяет пути возможных проблем. Учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Медицинская сестра консультирует родителей по вопросам правильного питания ребёнка, помогает составить для него режим дня. Кроме того, она даёт рекомендации по профилактике различных заболеваний, учит родителей проводить закаливающие процедуры.

Помощь оказывается бесплатно. Родители могут получить консультацию при первом обращении в КП или договориться о встрече с конкретным сотрудником детского сада. Обращение фиксируется в «Журнале предварительной регистрации запросов родителей», а также по желанию клиента, заполняется регистрационный лист (дата, Ф. И.О. родителя и Ф. И.О. специалиста консультационного пункта). Такой лист заполняется и в том случае, если родители пришли на приём без предварительной регистрации.

Если специалист просит прийти в КП с ребёнком, клиент заполняет не только регистрационный лист, но и анкету для родителей. На основании полученных сведений специалист подбирает наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендует необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребёнка, проводит обучение коррекционным и развивающим технологиям. Кроме устных консультаций родитель получает полезную информацию на печатных (буклеты , памятки, подборки практического материала) и электронных (фото - и видеоматериалы, флэш-карты, сайт детского сада) носителях.

Если клиент затрудняется в выборе специалиста, ему помогает старший воспитатель. В беседе с клиентом он выявляет возникшую проблему и направляет родителя к наиболее компетентному в данном вопросе консультанту.

В случае необходимости долгосрочной работы с родителями заключается специальный договор. Время занятий оговаривается индивидуально. После заключения договора специалисты выполняют сбор анамнеза (сведений о наследственности, перенесённых болезнях), поэтапно обследуют ребёнка, фиксируют полученные результаты в карте (протоколе) обследования, пишут заключение, подбирают рекомендации и разъясняют их родителям, организуют работу с ребёнком по индивидуальному плану. Диагноз специалисты КП не ставят.

4. Функционал специалиста консультационного пункта:

Цель деятельности: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому.

Задачи деятельности:

Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения семей;

Обогащение воспитательного потенциала семей;

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения …;

Осуществление развивающей работы с детьми по … .

Функции деятельности:

Информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населённому пункту, формирование базы данных , информирование о деятельности консультационного пункта органов управления образования, обмен информацией со специалистами другого КП, доведение до сведения родителей информации о консультационном пункте).

Диагностическая (проведение мероприятий по диагностике развития ребёнка, определение перспективных путей развития, диагностика семейных взаимоотношений , выявление скрытых проблем в семье и определение путей и решения, составление индивидуальной образовательной программы для ребёнка на основе диагностики).

Консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родителей методам дошкольного воспитания, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми).

Координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, координация действий педагогов КП, ведение отчётной документации, взаимодействие с различными структурами населённого пункта).

Аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды; анализ проблем оказания помощи детям , не посещающим дошкольное учреждение; определение перспективных возможностей учреждения в области организации системной работы с семьями, воспитывающими детей на дому; прогнозирование тенденции изменения ситуации в обществе и образовательной среде).

Методическая (разработка методического обеспечения работы КП, оказание методической помощи специалистам КП по планированию работы с «неорганизованными детьми», анализ и обобщение опыта работы с детьми, находящимися на домашнем обучении).

На основе закреплённых за специалистом консультационного пункта функциях, разрабатывается его должностная инструкция.

5. Формы организации деятельности КП.

Информирование об услугах;

Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

Индивидуальные и групповые (очные) консультации;

Дистанционное консультирование;

Совместные с родителями тренинги, дискуссии и практикумы;

Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

Совместные занятия с родителями и с детьми;

Совместные семейные досуги;

Совместные прогулки;

Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой

деятельности и воспитанию детей в семье.

Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами и включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой) оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в КП, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.

Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Результатом работы консультационного пункта являются:

Количество семей, обратившихся за помощью,

Банк данных не охваченных системой дошкольного образования детей,

Обобщённый методический материал,

Оценка деятельности родителями.

Для заметок

Для заметок

Галина Шерстнёва
Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4

3. Модель организации консультативно-методического пункта в ДОУ

Консультативно-методический пункт для родителей , созданный на базе ДОУ, является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста (см. рис. 1, таблица 1) .

Описание механизма реализации модели

Этапы Организация работы Ответственные Потребитель Ресурсы

Подготовительный

(аналитико- прогностический) 1. Изучение возможности для организации КП.

2. Изучение Положения о работе консультативного пункта .

3. Изучение спроса родителей на организацию консультативного пункта .

4. Разработка плана работы консультативного пункта .

5. Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного пункта .

6. Информационное оповещение через сайт ДОУ Заведующий ДОУ,

зам. зав по ВМР Педколлектив ДОУ ДОУ

Основной

(внедренческий) 1. Работа по созданию клиентской базы (сайт ДОУ) .

2. Ведение соответствующей документации Специалисты ДОУ Родители и дети, не посещающие ДОУ ДОУ

Заключительный

(обобщающий) 1. Мониторинг результативности работы консультативного пункта в ДОУ .

2. Обобщение опыта Заведующий ДОУ,

зам. зав по ВМР Родители и дети, не посещающие ДОУ, педагогический коллектив ДОУ

Цели и задачи функционирования консультативно-методического пункта

Создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и (законным представителям, дети которых посещают и не посещают ДОУ, поддержки всестороннего развития личности детей.

Основными задачами :

Оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5-7 лет, не посещающим образовательные учреждения , в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста ;

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста , не посещающих ;

Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста , не посещающих дошкольные образовательные учреждения ;

Обеспечения взаимодействия между образовательным учреждением , реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования , и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей)

Работа консультативно-методического пункта способствует повышению удовлетворенности родителей воспитанников деятельностью ДОУ, поскольку они рассматриваются как потребители муниципальной услуги, и отношения с ними строятся на принципах социального партнерства. Соответственно, консультативно-методический пункт позволяет обеспечивать постоянное высокое качество в системе воспитания и развития детей дошкольного возраста , а также совершенствовать процессы оказания муниципальной услуги дошкольного образования населению г . Первомайска.

Реализация целей и задач родительского образования через консультативно-методический пункт

Определены основные цели и задачи родительского образования в ДОУ , осуществляемые через консультативно-методический пункт :

1. Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления.

2. Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.

3. Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

4. На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка содействовать освоению родителями навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

5. Показать специфическую особенность семейного воспитания.

6. Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка .

Организация деятельности консультативно-методического пункта

Основными формами деятельности консультативно-методического пункта являются консультации , теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей, диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ .

Консультативно-методический пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам :

Просвещение родителей (законных представителей) информирование родителей , направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

Диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;

- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

Проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.

Для оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы , проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативно-методическом пункте на базе МАДОУ д/с «Березка» г. Первомайска проводится в различных формах : подгрупповых, индивидуальных. Консультативный пункт работает 3 раз в неделю вечерние часы.

Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) специалистов : старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Для фиксирования деятельности консультативного пункта ведется следующая документация :

– журнал регистрации обращений ;

– журнал посещаемости консультаций и т . д. ;

– расписание консультативного пункта , заверенное руководителем ДОУ.

Непосредственное руководство консультативным пунктом осуществляется заведующим ДОУ или лицом, назначенным его приказом.

Правовой основой деятельности консультативного пункта являются :

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ ;

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ;

Закон РФ от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» .

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения ».

Основными принципами работы консультативно-методического пункта ДОУ являются добровольность и компетентность.

Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Для обеспечения деятельности консультативного пункта ведется следующая документация :

Положение о консультативно-методического пункте для родителей (законных представителей) воспитанников и детей, не посещающих ДОУ;

Приказ об открытии консультативно-методического пункта ;

Годовой план работы консультативно-методического пункта ;

График работы консультативно-методического пункта специалистов ДОУ .

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) воспитанников в строится на основе интеграции деятельности специалистов : заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, учителей-логопедов, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, работников пищеблока, старшей медицинской сестры.

Консультативно-методического пункт функционирует бесплатно, его могут посещать родители и дети, не посещающие и посещающие детский сад.

Организация образовательного процесса консультативно-методического пункта

Участниками образовательного процесса являются дети, родители (законные представители) воспитанников, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, администрация.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников и детьми в проводится в различных формах : подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей) воспитанников.

В консультативно-методического пункте проводятся следующие виды мероприятий :

«Круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

консультации специалистов ;

– устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице;

– почта доверия, телефон доверия;

– интервью с родителями и детьми на определенные темы;

– родительская гостиная;

– портфолио семейного успеха;

– аукцион секретов воспитания и др.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей :

– открытость детского сада для семьи;

– сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Организация работы консультативно-методического пункта проходит три этапа .

Подготовительный этап или нормативно-установочный, предусматривает следующие виды деятельности :

– разработка положения о консультативно-методическом пункте ;

консультации для воспитателей «Система взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы ДОУ» ;

– составление перспективного плана работы консультативно-методического пункта ;

– детальный анализ всех аспектов сотрудничества ДОУ с семьей, определение целей и задач, обсуждение вопросов.

В ходе основного этапа (деятельно-технологического) проводятся различные мероприятия для родителей и детей :

1. Создается банк диагностического материала.

2. Планируется работа каждого направления консультативного пункта .

3. По запросам родителей педагогами и специалистами ДОУ проводятся индивидуальные консультации .

4. Создаются информационные стенды .

5. Ведется консультирование через сайт ДОУ . «Интернет- содействие» – это система вовлечения Интернет-ресурсов в повышение качества образования , развитие партнерства, формирование семейных сайтов , информирование о деятельности ДОУ и популяризация опыта – представление статей.

Необходимо отметить, что тематика встреч с родителями варьируется в зависимости от запросов родителей.

Завершающий этап предполагает создание апробированной программы консультативного пункта ; сбор и обработку данных , определение основных направлений сотрудничества педагогов и родителей. Подведение итогов обязательно в конце каждого этапа, фиксируется его оценка родителями, степень их удовлетворенности работой коллектива ДОУ.

Это позволит определить эффективность деятельности консультативного пункта .

Учитывая, что современные семьи достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации , мы ставим перед собой задачу : активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей

Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны :

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом , родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями . Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой формы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей .

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей в форме консультативно-методических пунктов :

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах , объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ .

Заключение

Таким образом , вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России . Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования , осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования .

Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования , его вариативность , инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи .

Анализ сложившейся ситуации в системе образования , по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент сократился рост очередности в дошкольные учреждения , возрос родительский интерес к данным учреждениям.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении :

повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;

осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений ;

гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности г. Первомайска Нижегородской области;

определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования ;

оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования ;

на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;

сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования .

Литература

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. ,2001.

2. Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание . 1990, №12. с. 27

3. Белоусова Р. Ю. Технология развития в Нижегородском регионе / Р. Ю. Белоусова // Научное обозрение : гуманитарные исследования. - М., 2011. - № 4.

4. Белоусова Р. Ю. О решении проблемы развития вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области / Р. Ю. Белоусова // Педагогическое обозрение. - 2008. - №2-3. - С. 144-152.

5. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений . М., 2008.

6. Власенко, О. П. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / О. П. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцова, О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2012.

7. Винникова, Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет : развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность . – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Винникова, Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет : социальное развитие, окружающий мир. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

9. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста : анализ программы дошкольного образования . – М.: ТЦ Сфера, 2009.

10. Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста :методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Данилина Т. А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 110-114.

12. Дошкольное образование как ступень системы общего образования . Научная концепция / В. И. Слободчиков и др. ; Институт развития дошкольного образования РАО . - М., 2005.

13. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 100-110.

14. Забаровская, Ю. И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста : методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб : ООО «Издательство «Детство-Пресс» , 2012.

15. Кихтева, Е. Ю. Рисуют малыши : игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

16. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

17. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет : конспекты занятий . – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

18. Печорва, К. Л. Развиваем детей раннего возраста : современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

19. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996.

20. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Воронеж : ИП Лакоценин С. С., 2009.

21. Панов А. И. Проектная и экспертная работа в образовании . Томск, 1998.

22. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования (пособие для педколлективов дет. садов и родителей : сборник) / под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой. – М.: Обруч, 2010.

23. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования : Методические рекомендации / Авт. -сост. Е. И. Агаркова, С. В. Загребельная, И. В. Клемешова, А. П. Самородова, Г. А. Шешерина; под общ. ред. Н. Г. Астафьевой. - М.: Аркти, 2010. - 72 с. (Управление ДОУ)

24. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей . – М., 2004.

25. Социальное партнерство детского сада с родителями : сборник материалов / Сост. Т. В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Образовательные Интернет - ресурсы

http://www.niro.nnov.ru ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования »

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование »

http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал

http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

http://www.rost.ru Приоритетные национальные проекты

http://www.fcpro.ru Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

http://edu.direktor.ru Практикум эффективного управления : библиотека по вопросам управления

http://www.rjm.ru Российский журнал менеджмента

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.ucheba.com Образовательный портал «Учеба»

http://dou.resobr.ru Справочник руководителя дошкольного учреждения

http://vospitatel.resobr.ru Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

http://www.solnet.ee Детский портал «Солнышко»

http://www.kinder.ru Интернет для детей. Каталог детских ресурсов

http://www.detskiysad.ru Детский сад. ру

http://www.moi-detsad.ru/index.htm Всё для детского сада

http://www.ivalex.vistcom.ru Всё для детского сада. Методические рекомендации

http://edu.rin.ru/preschool/ Наука и образование . Дошкольное образование

http://sdo-journal.ru Журнал «Современное дошкольное образование »

http://www.murzilka.org Журнал «Мурзилка»

http://www.lukoshko.net/index.shtml Лукошко сказок

http://babyroom.narod.ru/index.html Babyroom. Для любимых малышей

http://www.lexed.ru/pravo/journ/ Журнал «Право и образование »

http://www.vestniknews.ru Журнал «Вестник образования России »

http://www.ipo.spb.ru/journal/ Журнал «Компьютерные инструменты в образовании »

http://www.e-joe.ru Журнал «Открытое образование »

http://pedsovet.org Всероссийский интернет-педсовет

http://periodika.websib.ru Педагогическая периодика : каталог статей российской образовательной прессы

http://www.school2100.ru/program/

program_pre.html Образовательная система «Школа 2100» . Дошкольное образование

«Открытый урок»

http://window.edu.ru Единое окно доступ к образовательным ресурсам

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com Сеть творческих учителей

http://www.nachalka.info/kids/ Дошколятам . Подготовка к школе

http://www.sdetmi.ru Скоро в школу

http://doshkolnik.ru Дошкольник . ру

http://www.kindereducation.com Дошколенок

http://www.center-sozvezdie.ru Детский центр «Созвездие»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Добринский детский сад»

(Наименование дошкольного образовательного учреждения)

__________________________________________________________________________________

Положение о консультационном пункте дошкольного образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письмом Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 "О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения", регламентирует деятельность консультативного пункта для родителей (законных представителей) и их детей в возрасте от одного года до семи лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).

2. Цели, задачи и принципы работы консультативного пункта

2.1. Основные цели создания консультативного пункта:

– обеспечение доступности дошкольного образования;

– выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу;

– обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;

– повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2. Основные задачи консультативного пункта:

– оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;

– диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;

– оказание дошкольникам содействия в социализации;

– обеспечение успешной адаптации детей при поступлении в ДОУ или школу;

– информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

2.3. Принципы деятельности консультативного пункта:

– личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);

– сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;

– открытость системы воспитания.

3. Организация деятельности и основные формы работы консультативного пункта

3.1. Консультативный пункт на базе ДОУ открывается на основании приказа заведующего ДОУ.

3.2. Организация консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе их взаимодействия с воспитателем.

3.3. Количество специалистов, привлекаемых к педагогической работе в консультативном пункте, определяется исходя из кадрового состава ДОУ.

3.4. Координирует деятельность консультативного пункта заведующий.

3.5. Формы работы консультативного пункта:

– очные консультации для родителей (законных представителей);

– совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком;

– мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) (согласно утвержденному графику ежемесячно).

3.6. Консультативный пункт работает один раз в месяц согласно расписанию, утвержденному заведующим ДОУ.

4. Документация консультативного пункта

4.1. Ведение документации консультативного пункта выделяется в отдельное делопроизводство.

4.2. Перечень документации консультативного пункта:

– план проведения образовательной деятельности с детьми и родителями (законными представителями), который разрабатывается заведующим ДОУ на учебный год и утверждается его руководителем. В течение учебного года по требованию родителей (законных представителей) в документ могут вноситься изменения;

– годовой отчет о результативности работы;

– журнал работы консультативного пункта, который ведется заведующим

– журнал посещаемости консультаций, мастер-классов, тренингов;

– график работы консультативного пункта;

– договор между родителем (законным представителем) и заведующим ДОУ;

– банк данных детей, не охваченным дошкольным образованием.

5. Прочие положения

5.1. За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

5.2.. Результативность работы консультативного пункта определяется отзывами родителей и наличием в ДОУ методического материала.

5.3. Для работы с детьми и родителями (законными представителями) используется учебно-материальная база ДОУ.

5.4. Контролирует деятельность консультативного пункта заведующий ДОУ.