Праздник день сенокоса сценарии. Простор.net - центр христианских ресурсов

23.09.2019 Советы

Июль, самый жаркий месяц лета, называют в народе сенозарником, страдником, приберихой, макушкой лета. Весь день нещадно палит, печет высокое солнце. В воздухе стоит марево тепла, излучаемого землей, душно и жарко. Так и тянет куда-нибудь в тень, чтобы отдохнуть в прохладе кустов и деревьев. На лугах в полном разгаре сенокос, который в деревнях начинался 7 июля. Об этой поре наши предки говорили: «Сбил сеногарник спесь, что некогда и присесть», а поэт Николай Рыленков написал так:

«Пора страды горячая не в тягость
Тому, кто с детства знает наперед,
Что без него не сварит пива август,
Гостей за стол сентябрь не позовет».

Да, покос и заготовка травы на корм домашнему скоту в русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ. Июльские теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов - все вместе имеет что-то обаятельное и отрадно действующее на душу. Как не любить это удивительное время?

Вообще, при уборке сена бывает много хлопот, особенно если тучка набежит или пойдет дождь. Тут не зевай, сено быстро убирай. Об этом как нельзя лучше знает Лидия Васильевна Каргина, проживающая в деревне Большие Дворища.

В гости к семидесятичетырехлетней пенсионерке мы заглянули не случайно. Лидия Васильевна вовсю сенокосит. Несмотря на возраст, она до сих пор ведет свое хозяйство. Молодая козочка, четыре козленка, больше десятка куриц - без живности и постоянного движения Лидия Васильевна не представляет своей жизни. Без коровы Лидия Васильевна только семь лет. Супруг умер молодой, держала корову без него: детей нужно было поднимать.

…В день нашего приезда она ворочала сено на овиннике за домом. Легкое светлое платье, платок на голове, грабли, черенок которых от трудовых мозолистых рук стал гладким и блестящим. Все, как и полагается на сенокосе. Жары Лидия Васильевна не боится. Косить, правда, выходит часа в четыре утра, по росе. Как говорят, звени коса, пока роса. Проводя бруском вдоль лезвия косы с той и другой стороны, она оттачивает свою помощницу, и звенит над лугом звонкая мелодия сенокоса…

Во время разговора Лидия Васильевна вспомнила молодость, да пору сенокосную.

В 10 лет я загребала сено, опахивала лошадей от овода. В 14 лет меня отправили на дальние покосы за 13 километров. В семье нас было двое: я и брат, который родился 25 мая 1941 года. Мама наша овдовела в 28 лет: папа погиб на фронте. Помимо нас матери пришлось воспитывать своих брата и сестру. Вот, помню, отправили меня на дальний сенокос, а я реветь. Мне бригадир и говорит: «Не реви, будешь для нас гороховый кисель варить на тагане».

Начинали раньше косить 7 июля, как расцветает ромашка - последний цвет. Бригадир дает команду косить, выходим бригадой, но не каждого в бригаду-то брали. Обрабатывать кого-то не больно работящего тоже никому не хотелось. Все выходили на сенокос нарядные, как на праздник, хоть и бедно жили. Потом жнитва, лен теребить… все по-разному. Утром выходили в 3-4 часа косить. Косили семьями. Устанем, сядем отдохнуть, запоем песню. Частушки любили шуточные:

«Сенокосила, косила,
сенокос убористый,
Залетке первая заметка -
Неразговористый!»

Несмотря на тяжелую работу, во время сенокоса и свидания были. Вот и мы с мужем познакомились в сенокосную пору, в Ильинскую пятницу, перед Ильиным днем. Конечно, работать было тяжело. Еда была простая: яйца, лук зеленый да окрошка. Но, знаете, все были дружные, друг другу помогали, было весело, а главное спокойно. Утром косили. Как сено подсохнет, ворочали, укладывали в копны, на другой день растрясали. Сараи для сена были на каждом гуменнике. Сено совхозное убирали в сарай, свое - на поветь. На дальних покосах тоже сараи были, стога метали редко. Когда сараи нарушились, их не стали ремонтировать, метали стога и скирды. На сенокос всех посылали, с любой работы. Это была общая забота, общее дело.

Работа работой, но веселились от души. Ходили в другие деревни на праздники. В Купальник, 7 июля, в соседней деревне был праздник, в Петров день - в Останине.

Здоровье пока терпимо, поэтому кошу руками сама, дети приезжают на выходной, помогают. Брат рядом живет, тоже иногда подсобит. Меня дочь ругает, говорит, что пора бы отдыхать, а я не могу иначе. Козочка в этот год молодая, доит первым. Кур 15 штук, два петуха, в прошлый год было 30 цыплят. Нынче одна курочка 11 штук привела, одного, правда, украли. Сейчас вот семь куриц клохчут, сидят одна на другой. Я их уже и купала, и в ванну и в подклет сажала, все равно сидят! Так что яйцами я обеспечиваю и детей, и внуков. У меня шесть девочек-припевочек: первая уже замужем, последняя - пятиклассница.

Вот спрашиваете про сенокос, а ведь как раньше говорили: сенокос - устав житью! А как по-другому? Раньше без коровы никто не жил. Если коровы нет на дворе, это какой хозяин? Корова на дворе и кусок на столе! Молоко я люблю, постряпать люблю. Магазина нет, куда идти за молоком? Тут и молоко, и сыр делаю. Когда две козы в прошлый год было, так и сметаны набью. К нам ездит автолавка, так вот Виктор Васильевич меня и спрашивает, почему молоко никогда не беру? Я отвечаю: «У меня две сталинские коровы!». Сталинскими коровами называли коз за их хитрые глаза. А еще козы обладают хорошей памятью, они мудрые: худое сено есть не будут.

Лидия Васильевна пригласила нас на чай из самовара. Стала хлопотать, накрывая на стол. Поставила самовар, сварила яиц.

Вода у нас вкусная! - разливая чай из пышущего жаром самовара, приговаривает она. - А у меня ведь и гости из-за границы даже бывали, очень понравилось. Удивились, как я хозяйство одна веду, дрова колю. Только головой качали. А мы, деревенские бабы, ко всему привыкшие. Никакой работы не боимся!

Вот и подумалось, что, скорее всего, с сенокосом и своей козой эта энергичная женщина не расстанется долго, а все потому что привыкла, да к тому же всю жизнь Лидия Васильевна работала ветеринарным фельдшером в родном хозяйстве. Только вот колхоз менял свое название не один раз: «Большедворищенский», «Союз», а уходила на пенсию она из «Грязовецкого».

Так и живет в труде, не унывая, Лидия Васильевна. Одна беда: сократили почтальона, два года сидит деревня без газет и журналов. Магазина нет уже три года: не могут найти продавца. Вот и получается, что вести свое хозяйство ей необходимо, пока есть на это силы.

…На повети пахнет свежим сеном, под потолком висят березовые веники. Лидия Васильевна открывает калитку, выходящую на задний двор.

Вот какая благодать здесь у нас! Выйдешь на волю, все твое и жить хочется!

В гостях побывала
Е. Щучкина.

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«ПРАЗДНИКИ ЛЕТА»

Цель данного праздника: популяризация русских народных праздников, обрядов, традиций; воспитание нравственности и любви к свое культуре.

Сценарий рассчитан на учащихся разных возрастов. Наилучший вариант – участие детей разных возрастов, например, рассказчики и ведущие – учащиеся старших классов; участников театрализованных номеров – учащиеся младших и средних классов.

На сцену выходят все участники под звуки народных инструментов

Ведущий:

Добрый день и добрый час,

Кто пришел послушать нас,

Ведущий:

Заодно и посмотреть,

Как мы будем песни петь.

Хороводы здесь водить,

Прибаутки говорить

Участники по очереди:

Много вам всего покажем,

И сыграем, и расскажем:

В старину все это было,

Да, мы многое забыли,

Право ж, нам всем не годится

Перед дедами гордиться.

Старину должны мы чтить-

Грех обычаи забыть.

Надо корни возрождать,

По крупицам собирать

Все, чем были мы богаты,

В чем искусны мы да знатны.

Все, за что имел почет

Наш талантливый народ.

Ведущий:

Недалёко-далеко

А в Сибири есть село

Славное, красивое,

Как сама Россия!

Как в Кочневке на реке

Недалеко-вдалеке

Дети разные живут,

Песни русские поют

Песня «Возле речки»

Чтец:

Лето красное, цветастое,

Ты приди, приди к нам, ясное,

Принеси цветы красивые,

Праздники любимые

(На сцене – календарь, на первой странице написано «ЛЕТО». Выходит Июнь в образе Березки, переворачивает страницу, на ней написано ИЮНЬ: «ТРОИЦА – ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»)


Березка:
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется Июню веселиться с вами.
С праздником вас Троицы всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!

Это праздник - непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.

ЧТЕЦ:
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки - платье серебристо,
У красы-березки - зелены косицы!

Березка: (в это время дети украшают березку ленточками)
Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.
Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы стволушком белела и негорделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,
Не для этого в тот день девки наряжалися.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
Вот березка и готова! К празднику наряжена.
И к девичьим хороводам солнышком украшена.
Запевайте-ка, ребята, заводите хоровод,
В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

(Ребята в традиционных русских костюмах во­дят хоровод «Березка».)

Коси, коса, пока роса,
Роса - долой, коса - домой.

Пели эту закличку на Троицу потому, что начинал­ся в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами-ягодами ходили, заго­товки к долгой зиме делали. А девчоночки постарше, оставаясь в де­ревне, за малыми братьями-сестрами приглядывали, обед сами стряпали да родителям на поле носили. Коровушек своих доили, малышей в своих семьях поили. Да и старики в деревне летом совсем без дела не сидели и сказки своим ребятишкам сказывали, а девчонки да мальчишки эти сказки слушали да дивились: «Чу­деса! Право слово, чудеса!..»

(Под русскую народную мелодию входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, и садятся перед детьми на лавку.)

Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока...
Дед: Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать...

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.

Б а б к а : А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился
«Я - правдивей всех на свете,
Дед: Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу»...
Бабка : Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед: Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На березовом пенечке,
Да на девичьем веночке!

Дед: А вы сами-то умеете сказки сказывать, частушки петь?

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски. Костя играет на балалайке .

Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!

Девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1-я девочка
Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать.
Нас идёт четыре.

2-я девочка
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

3-я девочка
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала - подружки.

4-я девочка
По деревне я шла
И Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.

1-я девочка
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.

2-я девочка
Балалаечка - гудок
Своё дело знает,
Она в Костиных руках
Хорошо играет.


3-я девочка
Сидит ёжик на берёзе -
Белая рубашка,
На головке - сапожок,
На ноге фуражка.

4-я девочка
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

1-я девочка
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Выходит ИЮЛЬ в веночке из цветов и с лейкой. Переворачивается лист календаря. Новая запись ИЮЛЬ

ИЮЛЬ:

Праздник есть у русских славный -

Праздник - день Купала Ивана.

Для души сей праздник лета

Был любим у наших дедов

Бабки тоже его чтили

И что в памяти хранили-

Нам сказали.

Ну а мы теперь для вас

Продолжаем свой рассказ.

На Ивана на Купала обливай, кого попало, - 2 раза (обливают ветками с берез друг друга)

Слава Ивану, Ивану Купала,

Ой. Слава!

Чашечка-поплавушечка,

Куда приплывешь.

С тем век проживешь.

Сидит на суку.

Чирей на носу,

Прилетела сорока, сорока-белобока

Новостей принесла,

Выходит Август в венке из колосьев, фруктов. С ней вместе выходят три девочки, символизирующие Медовой Спас(изображение пчелки), Яблочный спас (изображение яблок), Спожинки (Ореховый Спас, Хлебный Спас). На календаре – новая страница «АВГУСТ»

АВГУСТ: Вот и август наступает,

Спасы весь народ встречает.

Ведущий:

· Пасечники заламывают (подрезывают) соты.

· Только теперь разрешается есть мед как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания».

Песня «Пчелочка златая»

Ведущий:

ВТОРОЙ СПАС:

«На второй Спас и нищий яб­лочко съест», «Спас любит нас».

Угощали яблоками. Ведущий протягивает яблоко девочке: Надкуси яблоко да занадай о любви. Все исполнится.

Устраивали в старину на сред­него Спаса народные гулянья, наблюдали закат, умоляя солнце продлить лето: «Солнышко, Солныш­ко, подожди!»

Ведущий:

ТРЕТИЙ СПАС:

29 августа : «Спас на холстах », «Спас на полотне »; «орешный » или «ореховый Спас », «хлебный Спас » - «Третий Спас хлеба припас », «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне! ».

Вот и лето красное кончается,

Скоро-скоро свадьбы начинаются

Украинская песня! Хасе-хасе»,

Ведущий : Может, было, что иначе,-

Уж простите. И тем паче,

Что впервые мы взялись

Претворить преданья в жизнь.

Ведущая : Это только лишь начало,

Чтоб традицией вновь стать,.

Это празднество большое

Нужно чаще повторять.

Ведущий: Чтоб с открытою душою

Мы все вместе раз за разом

Без гордыни и сарказма,

Ведущая : Очень бережно, с почтеньем

Возвращались бы к прочтенью

Обычаев и нравов старины,-

Все: Они для очищенья нам нужны.

Песня «Коробейники» («Субботея»)

Сенокос под дождем

Основным действом стала реконструкция сенокосного обряда с вовлечением в него зрителей - обучение косьбе, покос, ворошение сена, метание стога. Также прошли мастер-классы по различным способам косьбы и соревнование косарей. Для участников была предусмотрена традиционная трапеза на покосе и угощение деревенским квасом.

В общем, хорошая, интересная идея. Предполагалось, что все участники и гости прибудут на остров Княжестров в покосных костюмах. Этакая ролевая игра. На деле же получилось не так, как виделось изначально.

Во-первых, изрядно все подпортил дождь. Мероприятие в формате open air предполагает все же в наших широтах наличие варианта на случай плохой погоды. Можно было бы придумать какие-нибудь навесы над сценой или хотя бы над зрителями. Или же переместить «праздничное действие» в пустующий ДК (все равно артисты большую часть времени провели там, спасаясь от непогоды). Да и косить сено в дождь - сильное нарушение традиций. Если уж показывать все а-ля натюрель, то давайте уж тогда действительно «взаправду» - в хорошую погоду или схематично на закрытой площадке.

Во-вторых, место проведение тоже, на мой взгляд, не самое удачное. Нет, я ничего в принципе не имею против замечательной деревни Кузьмино: живописные озера, луга, приветливые жители... Дело в другом - не приехать, не уехать. Остров. И нет мостов. Только корыто-катер, который делает пару рейсов за сутки. Артисты оказались заложниками. Вроде бы и домой можно было бы уйти промокшим, замерзшим, но не вплавь же до Лявли добираться. Многие жаловались, что встали в 5 утра, чтобы к 9 часам оказаться на причале, а уехать с острова стало возможным только после четырех часов вечера. Можно было бы на это закрыть глаза, кабы не возраст участников - дети и пожилые женщины. А что вы хотели? Кто нынче занимается в фольклорных коллективах? Да и будь путь до деревни менее кучеряв, можно было бы и артистов побольше пригласить, и мастеров, и даже провести мини-ярмарку.

Львиная доля ответственности за проведение праздника легла на плечи директора Княжестровского ДК и местного главы. Остров еще ни разу не принимал у себя мероприятие областного масштаба. Видя, как стараются хозяева, можно только сказать одно: молодцы, действительно старались и переживали.

Перебор с аутентичностью

В 2013 году фестиваль «Круглый год: праздник «Сенокос» вошел в проект правительства Архангельской области «Созвездие северных фестивалей» и получил финансовую поддержку министерства культуры региона в рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера на 2013-2015 годы». То есть деньги были выделены областью. А проводил мероприятие отдел культуры администрации Приморского района. Получился праздник скомканным. Кажется, будь в воскресенье погода повеселее, мало что изменилось бы. Сложилось впечатление, что мероприятие прошло для галочки, для отчета, мол, вот мы провели, деньги освоили... Зрителей из местных жителей почти не было, массовку формировали из музыкальных коллективов Приморского района, некоторые участники которых жаловались, что готовили концертные номера для фестиваля, а на деле приехали на «дефиле в народных костюмах». Кстати, о костюмах. Даже журналистам было доведено об особом «дресс-коде». Дескать, не пустим без сарафана и платка, и никаких современных сумок и мобильных - все исключительно «покосное»: узелки, корзинки... Ну, журналисты народ такой - похихикали над креативом да и наплевали: неужто мы фотоаппараты, камеры и диктофоны распихаем по карманам? А вот артистам просто в приказном порядке велели: быть аутентичными, хоть ты тресни. И косы с граблями с собой захватить из дома! Представляете картину (а что представлять, некоторые это в живую видели): стоит на автобусной остановке группа людей в русских сарафанах, рубашках, с косами, узелками, корзинами, в которые бережно упакованы телефоны, ключи, лекарства, кошельки, все на самый низ, под бутерброды, ибо не сумка, на замок не запрешь, а воры не дремлют... Стоит эта группа и объясняет зевакам, что не из дурдома, а на сенокос. Ну, на праздник. Кто призыв руководства мимо ушей пропустил - благополучно переоделся по прибытии на место. Не без приключений, правда, но репутация «нормального» в глазах «неосенокосенной» части человечества все же превыше. Устроителям следующего народного праздника все-таки надо думать об этом. Как не крути, не в XIX веке живем. Даже пробитые ролевики, те, что чтят историю Древней Руси, на свои слеты не в кольчугах едут...

Можно, конечно, было сделать скидку на то, что такое крупное мероприятие не каждый месяц проходит, поэтому не так много опыта. Но, господа, это далеко не первый опен-эйр в Архангельской области! Спросите знающих, подскажут! Те же ролевики, имея нулевой бюджет, умудряются так отыгрывать на своих сходках, что ни у кого даже не возникает сомнения - машина времени существует.

«Созвездие северных фестивалей» - своего рода нарождающийся бренд, посему и подходить к нему не мешало бы с большей долей ответственности, ведь в первую очередь судят по уровню организации, а не за красоту кокошника. Этак можно прослыть такими провинциальными фестивальщиками, что в следующий раз никто и не поедет. А то и с аутентичностью перебор, и люди увидели не праздничный сенокос, а печальную реальность современного сельского быта.

Но за одно все же огромное спасибо - за приглашение фольклорного ансамбля «Белозорие» из Ленинградской области. Покорили.

Лето – традиционная пора большинства праздников народного православного календаря. Дышится легко, разнотравьем душистых лугов, настроение – солнечное, когда даже солнца нет, в общем, лето – это хорошо! Причем, раньше, в советское время, по разным причинам, народный праздник в любом селе отмечали массово – сказывалось внимание колхозов и совхозов к соцкультбыту, к возможности в страдную пору сделать жизнь селянина-труженика поярче! Сейчас народные праздники проводятся в основном, как правило, клубными досуговыми учреждениями – чтобы народ не забыл, а молодежь знала – ЧТО такое народные традиции, народные праздники!

Вот такой праздник – Берегини-покосницы состоялся на любимой населением площадке возле Шамординского сельского Дома культуры. Его инициаторами и организаторами стали, естественно, работники последнего.

Начало июля – замечательная пора, это время сенокоса. По церковному календарю это время после Петрова дня (с 8 по 25 июля), когда травы набирают наибольшую силу. Именно с этого дня начинался луговой покос, на который люди выходили как на праздник, себя показать, на других посмотреть, одевались во все самые лучшие наряды

Девушки в русских костюмах, стог сена, шалаши – ведь покос на селе длился не один день, в нем участвовала так или иначе вся деревня, с утра звучащая музыка привлекли к месту проведения праздника не один десяток людей.

Сценарий праздника включал в себя представление Берегини – покосницы, постановочную картину «Косцы», народные игры и забавы возле стога сена, фольклорные песни в исполнении старейшей жительницы села Анны Гореленко, стилизованные хороводы, песни, угощение. Все это, собранное воедино, и показанное зрителям, заставило умилиться русским народным праздникам вообще и дотошности и старанию работников Шамординского СДК – Н. Шило, В, Гришечкиной, Е. Симочкиной, - при участии заместителя главы местной администрации В.А. Моисеевой.

Интересными стали рассказы о сенокосных традициях на Руси, о тряпичных куклах Берегинях, которые изготовляли хозяйки и брали их на сенокос. Садили под стожки и она оберегала руки хозяйки от порезов и повреждений, приносила удачу.

Приглашенные зрители и гости не остались в стороне от чудесного настроения, созданного праздником: некоторые из них стали сами активно участвовать в проведении игр, предлагать свои игры, активно петь известные песни про сенокос, участвовать в викторине на знание пословиц о сенокосе. Местный баянист дядя Леша на красивом баяне своими баянными наигрышами и переливами тоже внес свою лепту в красоту праздника. За угощением состоялся обмен опытом местных жителей по использованию целебных свойств трав, народном лечении травами.

Дети вспоминали пословицы о сенокосе, где ведущая начинала пословицу, а дети предлагали свои варианты. Играли в различные народные игры: «Заря-зарница», «Шел козел по лесу», «Ой, вставала я ранёшенько» и другие. Участвовали в командных эстафетных играх – «кто быстрее оббежит вокруг копны», по плетению самой длинной косы из трав и другие. Взрослые вместе с детьми водили хороводы, пели песни, частушки.

На мероприятии царила теплая атмосфера праздника. Все присутствующие получили заряд бодрости и позитива, настоящее удовольствие от праздника, целями которого были - возрождение национальных традиций сенокоса разных народов живущих в селе, популяризация здорового образа жизни, воспитание подрастающего поколения и уважения к сельскому труду, экологии, открытие целебных свойств лекарственных растений.

Отрадно, что в проведении праздника участвовали люди практически всех возрастов – от пятилетнего - до большого уважаемого!

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
«Приди, лето красное!»

Ведущий:
- Приди, лето красное,
Приди лето ясное.
С цветами да травами,
Шумными дубравами,
С трелью соловьиною,
Заботой муравьиною.

Выходит ребенок в русском костюме.
1 ребенок:
- Наконец-то снова лето
Как мы любим время это!
Будем в речке мы купаться,
За мячом большим гоняться,
Бегать, прыгать и скакать, на песочке загорать.
ИГРА «ДОГОНИ МЯЧ»

Ведущий:
- Дети, хоровод заводите!
Лето красно приманите!

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ
- Мы играем и поем, - идут по кругу
Лето красное зовем!
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!
- Собираем мы цветы - приседают, рвут цветы
Небывалой красоты
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!
- Будем мы венки плести - плетут венки
Мамам их домой нести
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!

Ведущий:
- Птицы рады друг за друга,
Чик - чирик, исчезла вьюга.
Будет травка зеленеть,
Станем громко песни петь!

На экране мультимедийного оборудования изображения корабликов, плывущих по реке.
1 ребенок:
- По реке кораблики белые поплыли,
Они такими сонными еще недавно были.
Теплый летний ветер парус надувает,
Куда кораблик поплывет, он еще не знает!

Ведущий:
- Корабли, бывало,
Челнами называли.
Они куда-то по волнам
Также уплывали!
На экране появляются старинные лодки - челны.

2 ребенок:
- А теперь мы в лес пойдем
Лето мы и там найдем!
А еще поищем травы
Для «кубышки - травницы»
Эта кукла нашим детям очень-очень нравится!

Ведущий:
- В старину делали кукол из травы «кубышки - травницы» и подвешивали их над колыбелью, чтобы пахло травами, и воздух был чистый. В руках у куклы были узелки с травой, юбку тоже делали из травы. Дети очень хорошо спали с такой куклой.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ.
- Баю-баю, баю-бай,
Куклу тихо покачай
Нашей «куколке - кубышке»
Мы сошьем еще штанишки.
Василек, ромашка,
Колокольчик, «кашка»!
Вот какие они
Травянистые штаны!
Баю-баю, баю-бай,
Ты с «кубышкой» засыпай.

Ведущий:
- Вот идет она сама
Наша кукла Кострома
Показывает куклу из соломы.

1 ребенок :
- Красны девицы водили
С этой куклой хоровод.
А потом ее на речке
Они кидали в бездну вод!

Ведущий:
- Лето красное
Не всегда забавляет,
Оно еще работать народ заставляет!

Ребенок:
Сенокос-сенокос!
Выходи на покос!
Железны косы точи!
В стога сено мечи!
На экране изображение сенокоса.

Ребенок:
- А хлеба стоят какие:
Все колосья налитые!
Вот уже смотрите - в ряд
Снопы пшеничные стоят! На экране уборка хлеба в старину.

Ребенок:
- На снопе «прикукла»
«Крупеничка - кукла»!
Народ ее не забывает
Зерном отборным набивает.
Показывает куклу.

Ведущий:
- «Крупеничка - кукла» - оберег на сытость и достаток. В семье в голодный год из куклы доставали зерно и мололи муку. Если кукла оставалась целой до нового урожая, значит, голода не было.

Ведущий:
- Как был тяжел
Крестьянский труд!
Потрудившись все поют.
ПЕСНЯ ПО ВЫБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ведущий:
- Было время песен, плясок
И волшебных, добрых сказок.
ТАНЕЦ ПО ВЫБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ведущий:
- Тары- бары, тары-бар,
Старый, добрый самовар,
На празднике мы ставим точку.
Нальешь гостям ты кипяточку?
С заваркой вкусной травяной!
И вкусной булкой заварной.

Название: Сценарий фольклорного праздника для старшей и подготовительной групп «Приди, лето красное!»

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область, Костромской район, село Шунга