Новорожденный в христианской семье. Русские обряды на рождение ребенка

19.07.2019 Советы

В разных странах на протяжении столетий формировались особые ритуалы и обычаи, призванные помочь маме и крохе. Многие приметы мы соблюдаем до сих пор, что-то считаем глупыми суевериями, а некоторые обычаи вызывают настоящий ужас. Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца соблюдают и по сей день?

3 165729

Фотогалерея: Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца?

У славян

Роды всегда были великим таинством, к которому женщина готовилась заранее. В этот период окружающие относились к ней с пониманием и заботой — освобождали от домашних обязанностей, выполняли все прихоти. Да и прихоти-то назывались по-особому. «Забожала» — говорили в народе. То есть все желания женщины от Бога, и перечить им нельзя. Да и не ее это желания, а ребенка, который высказывает их единственно возможным способом. Поэтому у нас существовал особый обычай — беременная женщина могла зайти в любой огород и съесть все, что пожелает: яблочко, огурчик, репку. И отказать ей считалось большим грехом. По особым критериям выбиралась повивальная бабка — женщина, имеющая только здоровых детей, обладающая чистотой души и помыслов. При первых же схватках она уводила роженицу подальше от жилья. Из-за опасения «дурного глаза» и «лихих людей» рожать часто приходилось на сеновале, в бане, а иногда и в печи, в то время как отец усердно молился перед иконой. Из-за того, что места для родов выбирались не по критерию чистоты, многие роженицы часто становились жертвой инфекции, зачастую ведущей к смерти матери и ребенка. В народе болезнь эту называли „родильной горячкой", и судьба женщины зависела исключительно от ее здоровья. Интересно, что первые роды были важны лишь тем, что оценивались как „пробный камень", — если они прошли успешно, значит, в будущем женщина сможет рожать. Гибель первенца не становилась трагедией, важен был сам факт успешного разрешения от родов.

Киргизия

В Киргизии рождение малыша всегда было самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Ведь ребенок считался символом бессмертия народа. Поэтому беременную всячески оберегали, запрещали выходить за пределы аула без сопровождения, следили, чтобы она носила амулеты от злых духов („тумар" с изречениями из Корана, амулеты из когтей медведя и лапы филина). Во время родов в юрте днем и ночью горел огонь, около очага лежал кинжал острием к двери, а над головой роженицы вешали заряженное ружье — по поверьям, все это отгоняло злые силы. А после родов существовал целый ряд действий и ритуалов: подарки вручали за сообщение радостной вести, за право впервые посмотреть на малыша, а для сородичей в честь новорожденного устраивался пир. Повеселиться надо было на славу.

Казахстан

У казахов существовал целый ритуал магических действий с последом и пуповиной. Обычно пуповину перерезала повитуха — многодетная подруга беременной или пожилая женщина, которая становилась для ребенка как бы второй матерью, „киндик шеше". Она должна была быть честной, энергичной и обладать исключительно хорошими качествами, которые, по поверью, передавались и ребенку. Если в семье долго не было детей и рождался сын, то пуповину перерезал мужчина. Послед закапывали далеко от дома, в „чистом" месте. А пуповина служила оберегом, ее пришивали к колыбели младенца. Иногда пуповину клали в воду, и через несколько суток этот „настой" использовали как лекарство для скота.

Кавказ

На суровом Кавказе роды (особенно первые) были радостным и значимым событием. Например, в Дагестане с самого начала супружества выполнялись определенные „магические" действия, которые должны были привести к зачатию. Так, молодая жена пила сырые куриные яйца и купалась в воде из семи родников. Также будущую мать обрызгивали водой с пеплом из домашнего очага. О беременных заботились, не загружали работой, всячески опекали. Сами роды проходили в доме мужа, откуда выгоняли всех мужчин.

Иран

В этой стране одной из самых жестоких по отношению к беременным является религия зороастрийцев, в которой болезни и рождение ребенка рассматриваются как осквернение чистоты организма и нарушение идеального физического состояния человека. Перед самыми родами женщины получали некоторые льготы — в их доме всегда горел огонь, и вся семья должна была поддерживать плавность его пламени. Считалось, что когда рождается малыш, к нему является дьявол, и уберечь ребенка от него может только плавно горящее пламя огня. После родов ритуал очищения матери и ребенка был очень тяжелым и продолжался 40 дней. В первые дни после родов женщина не могла пить чистую воду, подходить к очагу и греться около него, даже если роды происходили зимой и было очень холодно. Часто эти ограничения приводили к смерти неокрепшей после родов женщины и ее ребенка.

Великобритания

В Шотландии был обычай открывать все замки и засовы в доме, когда женщина разрешается от бремени. А также развязывать узлы и распускать пояса на женских одеждах. Считалось, что это поможет ребенку легче появиться на свет. А в соседней Англии рождение ребенка сопровождалось веселым пиршеством и обильным застольем — всем гостям в этот день обязательно подавали чай с бренди или виски, печенье, булочки с изюмом, и считалось дурным знаком, если кто-то отказывался от выпивки или угощения.

Израиль

По библейским законам, после рождения мальчика женщина остается нечистой 7 дней, а потом еще 33 дня ей нельзя прикасаться ни к чему священному — „пребывать в очищении". При рождении девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом „пребывает в очищении" целых 66 дней. Несмотря на это, в Израиле иудеи признавали и до сих пор признают материнство особым путем служения Богу. Не зря же женщина-мать пользуется большим почетом, а родство передается по материнской линии. Изучив библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что раньше женщины-иудейки рожали, сидя на особом стуле, „машбере", или на коленях мужа. За неделю до родов к будущей матери приходили подруги и пели песни, прося счастливую судьбу для ребенка. В день родов роженица развязывала все ленты, расплетала косу, открывались все двери и окна — это должно было облегчить роды.

Папуа - Новая Гвинея

В этой стране до сих пор существует забавный старинный обычай (характерный, впрочем, для многих племен): узнав о беременности жены, мужчина обязан покинуть дом, не общаться с соплеменниками и жить в построенной им хижине, пока ребенок не появится на свет. В самом начале схваток женщина отправляется в лес, где рожает, сидя на корточках или стоя на четвереньках. В это время будущий отец в своей хижине стонет и бьется в судорогах, подражая роженице. Так он отвлекает злых духов от жены и ребенка.

Древний Китай и Древняя Индия

Очень рациональными, с современной точки зрения, были обычаи Древнего Китая и Древней Индии: уже через 3 месяца после зачатия начиналось „воспитание ребенка до рождения". Беременных окружали красивыми вещами, они слушали только прекрасную музыку — существовали даже специальные концерты для беременных, ели вкусную освященную пищу, рисовали, играли на музыкальных инструментах. Одежда для будущих мам шилась только из дорогих, приятных телу тканей. Такая гармоничная обстановка должна была развивать у ребенка чувство прекрасного. В Индии женщины обязательно должны были петь спокойные красивые песни. Важность пения заключалась в том, чтобы задействовать диафрагмальное дыхание, которое помогает насыщать организм кислородом. Глубокий вдох — долгий выдох. И сегодня такое дыхание — основа множества упражнений и расслабляющих методик для будущих мам.

Интересные факты

♦ Мать Наполеона, будучи беременной сыном, рисовала эскизы солдатиков, а потом устраивала с ними сражения. Возможно, это стало залогом страстной любви Наполеона к битвам.

♦ По преданию, Юлий Цезарь (Кейсар на иврите означало „император") родился в результате сечения, которое впоследствии и назвали „кесаревым".

♦ От „родильной горячки" (сепсиса) в период эпидемий в XIX веке в роддомах умирала треть рожениц; это продолжалось до 1880 года, когда широкое распространение получило применение антисептиков.

♦ Из 72 текстов „Гиппократова сборника" 3 посвящены непосредственно беременности и акушерству:

„О семимесячном плоде", „О восьмимесячном плоде", „Об эмбриотомии".

♦ У арабских женщин был самый длительный послеродовой отдых — он длился 40 дней.

В этой статье список традиций со всего мира. От на вид странных методов воспитания до интереснейших ритуалов... Читайте, будет интересно.

1. Упаковка пуповины в деревянную коробку (Япония).

Когда ребёнка в первый раз стригут, большинство сохраняют локон волос, другие хранят первую обувь ребёнка... Но японские матери берегут пуповину.

В японских больницах пуповину ребенка упаковывают в деревянную коробку и дарят матери во время выписки. В коробку иногда кладут куклу в кимоно, которая символизирует душу ребёнка. Кимоно при этом может быть развёрнуто, а пуповина помещена внутри. Считается, что хранение пуповины таким образом гарантирует позитивную связь между ребёнком и матерью.

Спустя неделю после рождения ребёнка новоиспечённые родители и близкие родственники проводят для ребёнка церемонию Ошичия, во время которой ребёнок получает его официальное имя перед домашним алтарем.

2. Уличный сон для младенцев (Дания и Швеция).

Вы оставили бы своего малыша на улице в холод во время дневного сна? Большинство скандинавских родителей даже не задается этим вопрос. Для них это - часть распорядка дня, из-за убеждения, что холодный воздух помогает младенцам лучше спать и есть.

Датские и шведские младенцы проводят день, отсыпаясь на балконе или на улице, пока их матери и отцы ходят по магазинам или кафе. Кроме того, в большинстве детских садов в Швеции детей укладывают спать на улице, несмотря на низкие температуры.

Теория уличного сна состоит в том, что дети, находящиеся на свежем воздухе, летом и зимой, имеют меньше шансов простудиться. Родители полагают, что нахождение целый день в одной комнате с 30 другими детьми приносит отрицательные результаты.

Датский Государственный департамент здравоохранения также рекомендуют такую практику. Некоторые компании даже делают детскую уличную сигнализацию, которая сообщает родителям, когда их младенцы просыпаются.

3. Каждый новорожденный получает "коробку матери и ребенка" от правительства (Финляндия).

Есть высказывание, что “каждый ребёнок рождается с ломтем хлеба в руке”. Ну, а в Финляндии младенцы рождаются с коробкой!

В течение 75 лет беременным женщинам Финляндии государство дарит коробку. Это - начальный набор одежды, пелёнок и игрушек, а коробка может даже использоваться в качестве кровати.

У матерей есть выбор между получением коробки или суммы наличными, которая в настоящее время составляет 140 евро (190 долларов США), но 95% выбирают коробку, поскольку её содержимое стоит намного больше.

Первоначально созданная для семей с низким доходом, коробка стала доступна всем родителям в 1949 году. С тех пор это главный продукт нового статуса родителя и знак, что независимо от того, в каком слое общества они родились, все финские младенцы получают равноправие в начале своей жизни.

4. Встряхивание новорожденного в большом решете с целью помочь ему привыкнуть к капризам жизни (Египет).

В современном Египте неразрывно связаны жизнь и число семь. Именно на седьмой день жизни ребёнка показывают миру на церемонии под названием Себух.

Согласно традиции, мама помещает ребёнка, одетого в белую одежду, в большое решето и слегка встряхивает его, чтобы помочь новорожденному привыкнуть к капризам жизни. Затем, младенца кладут на одеяло на пол с ножом, помещённым вдоль его груди, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости рассыпают зерно, золото и подарки вокруг него. Всё это - символы изобилия, которого желают ребёнку. Мать семь раз стучит по телу ребёнка, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости поют заклинания, чтобы ребёнок всегда слушался мать.

Процессия из огня и ладана следует за новой матерью, освещающей путь. Поющие дети и гости следуют за ней со свечами и ладаном, чтобы благословить дом и его жителей.

Во время Себуха выбирают имя для ребёнка, зажигая несколько свеч в начале церемонии, каждая из которых соответствует имени ребёнка. Свеча, которая горит дольше всех, указывает на имя ребёнка.

5. Посадите ребёнка на пол с разложенными на нём символическими предметами, чтобы узнать его будущее (Армения).

Когда у ребёнка прорезывается первый зуб, армянские родители празднуют церемониею Агра Хадиг. Они сажают ребёнка на пол и кладут перед ним символические предметы, такие как рулетка, стетоскоп, лопатка, книга и другие. Родители просят ребёнка выбрать один из них.

Тот предмет, который ребёнок выберет и с которым будет играть, символизирует его будущее. Например, если мальчик выберет рулетку, то это означает, что он будет архитектором или инженером. Конечно, только время покажет.

6. Родители ребёнка раздают окрашенные в красный цвет яйца, как символ счастья и начала жизни (Китай).

В китайских семьях, когда ребёнку исполняется месяц, проводят церемонию Полной луны, чтобы ознаменовать первый месяц жизни. Это - первое важное событие для новорожденного ребёнка.

Утром 30-го дня родственники и друзья собираются, чтобы дать благословение и одарить подарками новорожденного. Родители ребёнка также делают подарки своим родственникам и друзьям. Типы подарков варьируются в зависимости от места, но яйца, окрашенные в красный цвет, являются самым популярным подарком, вероятно потому что в китайской культуре яйца являются символом изменяющегося процесса жизни. Их круглая форма является символом гармоничной и счастливой жизни, в то время как красный цвет является символом счастья.

Во время празднования родственники и друзья также делают подарки. Бабушка и дедушка обычно дарят своё золото и серебро внуку, чтобы показать их глубокую любовь. Конечно, родители и новорожденный получают также и современные подарки, такие как детская одежда, игрушки, книги и подарочные купоны, но наиболее распространённым являются деньги, завёрнутые в красную бумагу.

7. Послед и пуповина прячутся в надёжном месте, и на этом месте сажают дерево (Ямайка).

Конечно, Вы неоднократно слышали эту цитату: "Каждый мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом". На Ямайке родителям остаётся только построить дом, так как остальное уже сделано!

Согласно ямайской традиции, после того, как мать рожает, послед и пуповину закапывают в специальном месте и сажают там дерево. Деревом занимаются родители, крёстные или другие родственники и друзья. Дерево является педагогическим инструментом, который учит ребенка брать на себя ответственность в жизни, так как оно используется, чтобы показать ребёнку, что это начало его жизни и он должен заботиться о нём.

Эта традиция прибывает из ямайского выражения: "Дом - там, где закопана твоя пуповина", которое символизирует духовную близость к месту, из которого произошёл каждый человек.

8. Ноги младенцев не должны касаться земли, так как новорожденные - благословение небес (Бали).

В то время как некоторые родители во всём мире не чувствуют себя спокойно, оставляя своих малышей, играющими на полу, ноги балийских младенцев не должны касаться земли до своего 210-го дня жизни, потому что ребёнка считают божественным существом, которое спустилось с небес. Когда ноги ребёнка касаются земли впервые, это символизирует пересечение некой границы, после чего ребенок становится человеком.

9. Дайте деньги в руки новорожденному, чтобы принести ему процветание (Тринидад и Тобаго).

В Тринидад и Тобаго, когда люди навещают новорожденного младенца, они обычно дают деньги прямо ему в руки, чтобы принести процветание и благословение.

Другой обычай из этой страны заключается в том, что некоторые родители не позволяют людям входить в свой дом после 18:00, так как считается, что вечерняя роса вызывает у ребёнка отвращение.

10. Двадцать или больше имён ребенка (Нигерия).

На седьмой день после рождения нигерийской девочки и на девятый день после рождения мальчика, ребёнок наделяется определёнными свойствами, которые обычно проявляются как вкус на губах матери и ребёнка. Им дают воду, чтобы у них не было врагов, пальмовое масло, чтобы была гладкая и лёгкая жизнь, горький Кола (вид ореха, который едят в Нигерии), чтобы была долгая жизнь, и перец и соль, чтобы заполнить сладкую жизнь эмоциями, смыслом и счастьем.

Тогда же выбирают имя для ребёнка. Кроме фамилии, ребёнку дают несколько других имён. Одно из них описывает обстоятельства, сопровождающие рождение. Например, имя Идоу означает "ребёнка, родившегося после близнецов". Другой пример, если пожилая женщина в определённом ообществе умерла непосредственно перед тем, как родилась девочка, то девочку назовут Иетунде, или "возвращением матери".

У родителей часто существует уменьшительное имя, которое указывает на то, что они видят в своём ребёнке, такое как Айоке, "тот, кто благословлён", или Титилаио, "вечное счастье".

В этот день родители объявляют имя ребёнка, которое они выбрали, а родственникам предлагают добавить дополнительные имена, если они желают. Прежде, чем они назовут имена, их просят поместить символ (денежный вклад) в корзину для ребёнка. После того, как у всех был шанс дать ребёнку имя, денежные символы собирают и вручают родителям, чтобы они открыли счёт. В итоге ребёнок может получить двадцать или больше имён!

Церемония заканчивается молитвами, а затем все переходят к пиршеству.

11. Мама готовит подарки каждому человеку, который навещает ребёнка (Бразилия).

В Бразилии беременная женщина готовит корзину с подарками, которые раздаёт всем, кто приезжает в больницу, когда рождается ребёнок. Обычно, подарки небольшие, такие как леденцы, магниты на холодильник, мини блокноты, пакетики и даже крошечные флакончики духов, все их выбирает мать прежде, чем ребёнок родится. Часто на сувенирах нанесено имя ребёнка и благодарность за посещение.

12. Массаж горячими камнями и лечение всего тела с целью избежать послеродовых изменений (Малайзия).

После прочтения этого пункта каждая молодая мама захочет поехать в Малайзию для послеродового лечения. Позвольте мне объяснять эту захватывающую малайзийскую традицию.

После рождения ребёнка молодая малайская мать подвергается пантангу или периоду заключения, длящемуся приблизительно 44 дня, который предназначен для сохранения здоровья и женственности матери. Ей делают массаж горячими камнями, чтобы очистить матку, и проводят лечение всего тела, чтобы смягчить и осветлить кожу, исправляя послеродовые изменения тела.

Молодым мамам не разрешают носить тяжёлые вещи или делать что-либо, кроме ухода за ребёнком. Вся работа по дому ложится на мужа и родственников, если добровольно вызываются помочь, или наёмных людей.

13. Мальчик или девочка? (США)

У американцев есть традиция, которая появилась недавно, но уже достаточно хорошо прижилась. Врач, который делает УЗИ, не сообщает пол ребёнка будущим родителям, а пишет его на бумажке и запечатывает в конверт. Будущие родители, отдают конверт пекарю, который должен испечь торт.

В назначенный день друзья и родственники собираются на праздник, который называется "Gender reveal party", где торжественно разрезают торт. Если начинка торта розовая, будет девочка. Если голубая - мальчик

Copyright сайт © - GusenaLapchataya

А если Вы собрали рожать в Англии, то обязательно подготовьтесь.

Русские обряды на рождение ребенка, были неотъемлемой частью русской культуры, поскольку наши далекие предки считали, что все происходящее с человеком (рождение, смерть или болезнь) подчиняется темному, нечистому, загробному, злому миру.

Суеверные люди особенно боялись рождения и смерти человека. Существовало поверье, согласно которому, родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для всех остальных людей. В связи с этим практиковались русские обряды очищения матери и новорожденного от нечистой силы.

Поскольку мать являлась как бы проводником между двумя мирами: явленным миром и другим, нечистым миром, то в древности считалось, что не только новорожденный ребенок, но и роженица - носители нечистой силы. Ребенок приходит в этот мир через тело матери, а значит вместе с ним в земной мир может проникнуть и нечистая сила. Таким образом, русские обряды совершались не только над новорожденным, но и над роженицей. Такие обряды назывались «очистительные», то есть с их помощью мать и ребенок очищались от темных сил. «Очистительные» обряды делились на церковные и народные.

К церковным русским обрядам относились следующие действия: чтение молитв во время рождения ребенка, окропление святой водой помещения, в котором рождался ребенок и т.п. В настоящее время в некоторых отдаленных населенных пунктах еще иногда практикуют такие очистительные обряды. Особенно эти традиции чтут староверы.

Рассмотрим поподробнее, как проводятся русские обряды на рождение ребенка.

В день родов к роженице приходит повитуха, близкие подруги и родственницы. Повитуха обычно выполняет роль акушерки и медсестры.

Кстати, все, кто во время родов находился в комнате с роженицей также считаются опасными для других людей. Считалось, что поприсутствовав при «греховном событии» - рождении младенца – в людей вселялся нечистый дух, сошедший на землю в процессе родов.

Как только роды заканчивались и роженица получала всю необходимую помощь, хозяин дома должен был позвать священника. В обязанности священника входило кропление комнаты, в которой родился малыш и всего дома святой водой, чтение молитв на очищение матери и ребенка и отдельно проводилось очищение женщин, присутствующих на родах.

После того как священник провел все необходимые процедуры, мать с отцом должны были дать имя своему ребенку (имя давалось младенцу в день родов). После этого родители договаривались со священником о дне крещения ребенка. Священник уходил из дома, и это означало, что первый этап очищения завершен. После этого все домочадцы могли уже не волноваться за свое будущее, поскольку нечистая сила была изгнана.

Следующим этапом очищения считалось мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях вообще была традиция рожать в бане. После родов женщина и ребенок около недели жили прямо в бане. Женщины, родившие дома, также потом переселялись в баню и проходили там второй этап очищения.

Как в православии, так и в язычестве, родившая женщина считалась «нечистой», поэтому очистить ее по русской традиции можно было только в бане.

Уже спустя несколько часов женщину и младенца переносили в баню, где повитуха сначала очищала ребенка, а затем мать.

Наши предки считали, что новорожденный ребенок рождается твердым как кость, и чтобы его «размягчить» наполняли баню паром. Затем повитуха клала малыша на банный веник и начинала «растягивание». Считалось, что во время растягивания повитуха придает телу новорожденного нужные формы и исправляет родовые дефекты. Затем ребенку делался массаж, который делал его кожу эластичной, а суставы – гибкими.

Поскольку существовало поверье, что в темном мире все перевернуто, то и ребенок приходит в наш мир перевернутым. Дело повитух и было «вывернуть» ребенка, чтобы он стал нормальным.

После очищения новорожденного повитуха приводила в порядок организм роженицы. Банное очищение проходило ежедневно в течение недели, пока женщина полностью не восстанавливалась.

Следующим важным этапом было крещение ребенка.

С беременностью и родами всегда было связано большое количество суеверий и запретов. Народные приметы помогали родителям определить характер ребенка и узнать, как сложится его дальнейшая жизнь. Чтобы отвести невезение, наши предки проводили обряды и придерживались определенных традиций. В разное время появлялись обычаи, соблюдение которых должно было привлечь удачу и везение.

Народные приметы, связанные с рождением ребенка

С рождением ребенка связано много суеверий. Некоторые старинные приметы сегодня кажутся глупыми предрассудками, другие - имеют научное обоснование. Например, самое известное поверье гласит, что новорожденного нельзя никому показывать в течение 40 дней. Считается, что в этот период малыш наиболее слаб и уязвим для негативной энергии. С медицинской точки зрения суеверие имеет логическое объяснение:

  • новорожденный может легко подхватить инфекцию от постороннего человека;
  • шумная компания может спровоцировать у ребёнка стресс, который приведет к нарушению сна.

Старорусские обычаи, которые дошли до наших дней

На Руси рождение ребенка сопровождалось серией обрядов, в которых принимали участие все члены семьи. Некоторые обычаи сохранились до сих пор. Наши предки были уверены, что соблюдение традиций - залог благополучия и счастливой судьбы малыша. Например, большое значение имело первое купание новорожденного. Согласно народным поверьям привлечь материальные блага помогает серебряная монетка, опущенная в воду. Чтобы ребенок был здоровым, в ванну добавляли мед и отвар девясила.

Под купель мальчикам клали топор или молоток, девочкам - нитки и иголки. Считалось, что благодаря этому ребенок вырастет хозяйственным и домовитым. Если купание проводилось вечером, воду оставляли на ночь и выливали с заходом солнца.

До наших дней дошли и другие, не менее интересные обычаи:

  1. Традиция перевязывать конверт новорожденного лентой восходит корнями к языческому прошлому славян. В давние времена младенцев обвязывали поясом, расшитым обережными знаками и символами.
  2. Раньше новорожденного заворачивали в тулуп из овчины или овечью шкуру, чтобы вся его жизнь прошла в достатке. Сегодня ребенка просто кладут на шубу из натурального меха. Делать это нужно в первый день после выписки из роддома.
  3. У многих народов существует традиция дарить новорожденному серебряную ложку. На Руси этот металл символизировал богатство и защиту от злых духов. Серебряной ложкой начинали кормить ребенка сразу после повеления первого зуба. Считалось, что процесс появления зубов пройдет легче и менее болезненно.
  4. Старорусский обычай «выкуп у повитухи» проводился на третий день после родов. Женщина, которая помогла ребенку появиться на свет, покидала дом роженицы с подарками. В наше время принято благодарить акушерку, которая принимала роды. Ей дарят презент при выписке из роддома.

Публикации раздела Традиции

Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка

В ожидании малыша, в процессе его рождения и до 40-го дня жизни ребенка мама и младенец особенно уязвимы. Чтобы облегчить жизнь роженице и чаду, придать сил, привлечь здоровье и удачу, на Руси проводилось огромное количество обрядов, ритуалов, заговоров. Мы расскажем вам о наиболее удивительных и интересных.

Допекание ребенка в Судогодском районе Владимирской области

Кирилл (Карл) Лемох. Новый член семьи. 1890

В этих краях будущие родители старались совершить ряд ритуальных действий, направленных на привлечение к ребенку красивой внешности и хорошего характера. Чтобы младенец был чист лицом, повитуха благословляла беременную женщину мести пол, мол, чем чище она метет, тем меньше изъянов будет на коже ребенка. Будущей маме рекомендовалось употреблять в пищу «правильные» продукты: чтобы дети были белокожими, рекомендовалось есть капусту и пить молоко, чтобы были румяными - есть красные ягоды.

Чтобы избежать появления на свет лентяя, женщине запрещали много спать.

Масса ритуальных действий была направлена на облегчение родов: в доме открывали все двери, роженице распускали волосы и развязывали все узлы на ее одежде.

Заговоры осуществлялись с помощью воды или теста. В случае тяжелых родов повитуха месила тесто и обмазывала им живот роженицы, произнося заклинание. Женщину могли поить святой или настоянной на чистотеле водой.

Если родившийся младенец не подавал признаков жизни, то повивальная бабка проводила ритуалы, имитирующие повторное рождение. Так, она могла протащить его через родительскую одежду: мальчика - через отцовскую, а девочку - через материнскую. И даже, обмазав ребенка тестом, могла поместить его на время в остывающую печь, имитируя допекание или перепекание , то есть доделывание или переделывание ребенка.

Для нормализации дыхания ребенка повитуха либо просто хлопала дитя по спине, либо подбрасывала ребенка, читая молитвы или заговоры.

Привязывание к воронцу в Нюксенском районе Вологодской области

Аким Карнеев. Крестины. 1833–1896

Беременным женщинам в этих местах строго-настрого запрещалось ходить на похороны . По мнению исследователей, «контакт со смертью мог пагубно отразиться на зарождающейся жизни и затруднить процесс родов».

Существовали народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка: если живот широкий - к девочке, а как животик остренький - будет мальчишка.

В народной практике существовали способы, которые якобы облегчали женщине процесс родов. Например, роженица должны была перешагнуть через хомут. Расстегивание пуговиц на одежде у присутствующих в доме во время родов людей также должно было ей помочь: «Чтобы нигде не связывало». Среди довольно странных способов облегчения трудных родов можно назвать привязывание роженицы к воронцу (брусу от печи до стены) и ее встряхивание за ноги.

Записана примета, по которой определяли продолжительность жизни («долговекость») ребенка: «Если пятки длинные - долговекий будет».

Повитухи омского Прииртышья

Кирилл (Карл) Лемох. Новое знакомство. 1885

Роды в этом районе обычно происходили дома, к рожающей женщине приглашали бабку-повитуху. В одной деревне их могло быть до десятка. Обычно приглашали ту же повитуху, которая принимала у женщины первого ребенка. Помогать могли свекровь или мать роженицы. Мужчин и детей в это время удаляли из дома. Однако если роды затягивались, то в дом приглашали мужа родихи , заставляли его снимать брюки и бросать у порога, а родиху - трижды перешагивать через эти брюки. Также роженицу водили вокруг стола, распускали ей волосы, освобождали одежду от узелков. При благополучном исходе родов ребенка заворачивали «у пóлку»: мальчика - изготовленную из отцовской старой рубахи, а девочку - из материнской юбки. При этом бабка перевязывала новорожденному пуповину суровой ниткой или материнским волосом

Заранее готовить вещи для новорожденного не полагалось.

Долгое время роды здесь проходили без участия врачей, и даже когда приезжал фельдшер, процессом руководила все равно повитуха. Примечательно, что медперсонал не противился сложившимся обрядам, а, наоборот, принимал в них активное участие. Так, в 1963 году был совершен обряд перепекания ребенка в семье Матюковых с участием медицинского работника.

Магия можжевельника у кубанских ногайцев

Кирилл (Карл) Лемох. Родительская радость. Ранее 1910

В семьях ногайцев особое значение придается факту рождения ребенка. Родильные обряды открывают жизненный цикл человека - наследника и продолжателя рода. В первую же неделю стараются дать младенцу имя и определить его место в доме.

Родители отца ребенка в определенный день приглашали родственников и соседей. В комнату, где находились гости, бабушка или тетя (также по отцовской линии) вносили младенца, обернутого тканью белого цвета. Дед, прочитав специальную молитву, правой рукой брал младенца и произносил его имя три раза поочередно в каждое ухо. Родители ребенка не могли находиться при совершении обряда старшими, считалось также неэтичным на людях называть своих детей по имени.

Высохшую пуповину заворачивали в белый платочек и хранили в сундуке. Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель, проводили через несколько дней после заживления пуповины. До этого времени ребенок находился во временной люльке. Веря в магические свойства можжевельника, ногайцы старались хоть одну деталь колыбели сделать именно из него.

Купание в соленой воде ногайцев - карагашей

Петр Коровин. Крестины. 1896

Первые 40 дней жизни младенца здесь самые значимые, главный этап «очеловечевания». Тело только что появившегося ребеночка ногайцы считали сырым, и чтобы оно поскорее «затвердело», младенца 40 дней купали в подсоленной воде. Существует специальный термин, обозначающий ребенка, которому уже больше 40 дней, - кыркынан шыккан бала («из сорока вышедший ребенок»). У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. До 40-го дня ребенка должны одеть в рубашку, дать имя, уложить в колыбель и сбрить волосы. Обряд сбривания волос проводили дедушка или дядя со стороны матери, к которому привозят ребенка. Первые волосы называются карын шаш («утробные волосы»). В народе говорят, что, если их не сбрить, ребенок будет болезненным и у него будет плохой глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивали в кусок ткани или платочек и привязывали к хвосту лошади. Верили, что это сделает ребенка сильным, выносливым, быстрым, как лошадь. Волосы же девочки хранили дома в сундуке, чтобы она стала хранительницей домашнего очага, была хозяйственной и трудолюбивой.