Конспект занятия «Дымковская игрушка. Конспект занятия "Об истории Дымковской игрушки" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему Дымковская игрушка рассказ для старшей группы

24.10.2019 Советы

Зайцева Татьяна Владимировна - воспитатель МДОУ "Детский сад №95" г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 03.07.2016г.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка»

Цель: роспись игрушек из соленого теста по мотивам дымковской росписи для пополнения уголка изобразительного творчества.

Программное содержание.

Образовательная задача: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

Оздоровительная: формировать потребность в двигательной деятельности, смена активной и пассивной деятельности в процессе НОД.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи, географические названия.

Оборудование: образец дымковской игрушки, уголок изобразительного творчества, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских барынь из соленого теста, покрывала.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

(в зал заходят дети, встают полукругом)

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вы помните, что у нас в группе есть уголок изобразительного творчества. Ребята, а вы хотели бы сделать наш уголок разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: - О дымковской игрушке.

Воспитатель: - Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них из наших прошлых занятий? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах)

Выходят два ребенка и рассказывают стихотворения:

1. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!

2. У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

Воспитатель:
- Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей)

А сейчас для поднятия настроения давайте проведем физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
-готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
- сушили изделие,
- обжигали в печи,
- только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

(Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Музыкальная физминутка "А на улице мороз".

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская! Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? (Снимает покрывало со столов, на которых все приготовлено к работе) Это фигуры из соленого теста, у них чего-то не хватает (дети говорят, что необходимо дополнить платья узорами). Узоры мы повторили. Мы должны расписать эти фигуры по мотивам дымковской росписи (напоминает, как правильно сидеть за столом).

Приступайте к работе.

(Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи)
Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
(пропадает одна нарисованная барыня)

Воспитатель: - Ребята, а тема нашего занятия "Волшебная дымковская игрушка"...Значит, должно произойти какое-то волшебство...а вы ничего не замечаете? Пропала одна барыня... (Под музыку появляется ребенок в костюме Дымковской игрушки, выполняет движения и рассказывает стихотворение):

Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Вы расписали таких красивых дымковских кукол! Очень похожи на нас! За это я хочу вам сделать подарки! (Вручает раскраски с росписями, прощается, уходит)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей барышней! До свидания!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:

Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!

Галина Дорошенко
Конспект занятия в старшей группе «В гости к дымковской игрушке»

Цель : продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством.

Задачи :

Расширять представления о народной игрушке ;

Познакомить с возникновением «Дымковской игрушки » (уточки, птички, козлики и др., обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись;

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам;

Закреплять умение складывать целостную картину из отдельно взятых частей;

Развивать монологическую речь;

Разучивание несложного по содержанию стихотворения;

Развивать память, внимание, воображение;

Развивать эстетические чувства;

Закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей фигурки;

закреплять приёмы : примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки) .

Материалы : Презентация со слайдами : села Дымково , города Вятка, дымковских игрушек , со схемой лепки дымковской «Уточки» и т. д., ковёр-самолёт, солёное тесто для лепки, доски для лепки, салфетки, письмо, дымковские игрушки на подносе .

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель :

Здравствуйте, ребята! (стук в окно) .

Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?

Дети : СОРОКА!

Воспитатель : Сорока белобока, по лесу летала,

По деревьям скакала,

Детский сад искала.

Принесла в клюве письмо.

Воспитатель : (показывает детям письмо)

Ребята давайте его откроем и прочитаем (читает письмо) :

«Здравствуйте, ребятки, -

Машутки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости !

Милости просим!

Игрушки из села Дымково ».

Воспитатель :

Ребята, вы хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам ?

Дети : Хотим!

Воспитатель :

Так давайте полетим. На чем летают в сказках?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Дети предлагаю воспользоваться ковром-самолетом. На нем мы с вами и отправимся в гости к дымковским игрушкам .

2. Основная часть.

(Воспитатель приглашает детей сесть на ковер)

Воспитатель :

Рассаживайтесь поудобней, а чтобы наш ковер-самолёт взлетел, нам с вами нужно произнести заклинание.

Дети вместе с воспитателем : (произносят заклинания)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковер взлетать.

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся.

Глядь - и мигом приземлимся.

Ребята вот мы с вами и прилетели. Присаживайтесь на стульчики.

(слайд 1-слобода Дымково )

Воспитатель :

В слободе Дымково , пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек .

Город Вятка стоит на берегу реки, которая носит такое же имя.

(слайд 2- город Вятка (Киров)

Воспитатель :

Вятка - город старинный . Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. (слайд 3) А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки . Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб . Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково » .

Воспитатель :

Ребята куда мы прилетели? К кому в гости ?

Дети :

В слободу Дымково , в гости к дымковским игрушкам .

Воспитатель :

А где же они? Почему нас не встречают?

Воспитатель : (переходит за столик)

А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?

Кто письмо прислал с сорокой?

Кто послал ее далеко?

Кто ребяток в гости звал ?

Кто игру им обещал ?

Поскорее покажись, покажись,

Поскорее назовись, назовись!

(слайд 4, 5,6, 7 - Дымковские игрушки )

Воспитатель :

Ребята да это дымковские игрушки . Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные. Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким : становится ваше настроение?

Дети :

Радостным.

Воспитатель :

Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику, который назывался «Свистопляска» . На нем весь народ плясал и веселился.

(слайд 8- праздник «Свистопляска» )

Воспитатель :

А сейчас ребята расскажут стихотворения, про дымковские игрушки .

(слайд 9-Барыня)

Барыня : (1-й ребёнок)

Наряжаться нравится

Модницам красавицам.

(слайд 10-Всадник на коне)

Всадник на коне (2-й ребёнок)

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьет.

Молодца домой везет.

(слайд 11-Птица)

Птица : (3-й ребёнок)

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Лапки, клювы, оперенье -

Просто чудо, загляденье!

Воспитатель :

Вам понравились Дымковские игрушки ?

Дети : Да.

Физ. минутка (пантомимическая игра)

Воспитатель :

Так давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку , нужно постараться изобразить ее в движении.

Дети становятся в круг.

Воспитатель произносит : «Барыня!» , и дети стараются двигаться так , как, по их представлениям, ходит дымковская барыня , придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками.

Воспитатель произносит : «Конь!» , дети скачут, как лошадка.

Воспитатель произносит : «Индюк!» , дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки.

Воспитатель :

Повернитесь, покружитесь,

Низко-низко поклонитесь!

Ждет нас новая игра.

Составлять узор пора!

2. Практическая часть.

Дидактическая игра. Пазлы в форме дымковских игрушек

Дети : (Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек )

Воспитатель :

Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.

А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки ?

Дети : хотим.

(слайд 12 - мастерские дымковских мастеров )

Воспитатель :

Так давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки .

(слайд 13-схема лепки «Дымковской уточки » )

Воспитатель :

Сегодня мы с вами слепим дымковскую уточку . Посмотрите пожалуйста, на изображение и опешите её. Из каких частей состоит тело уточки?

Дети : голова, туловище и хвост.

Воспитатель :

Молодцы ребята. А кто мне поможет и скажет, какие приёмы лепки нам понадобятся в работе?

Ответы детей : сглаживания, приплющивания (клюв уточки и хвост) .

Воспитатель :

Молодцы ребята. Я предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять…

Раз, два, три, четыре, пять…

Воспитатель :

Вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке. Для лепки «уточки» мы с вами возьмём солёное тесто и начнём работу.

Дети работают.

Чуть подсохшие игрушки устанавливают на подставки.

Воспитатель :

Ребята вы слепили настоящих дымковских уточек . И поэтому, вы награждаетесь дипломами мастеров дымковской игрушки . (вручаются дипломы)

3. Итог занятия .

Воспитатель :

Ребята - вот наше путешествие приближается к концу! Много интересного вы узнали о Дымковской игрушке ?

Дети : «Да»

Воспитатель :

А почему слобода называется Дымковской ?

Дети : потому что, когда мастера обжигали игрушки из трубы , шёл дымок.

Воспитатель :

Как называются игрушки , с которыми мы познакомились?

Дети : Дымковские .

Воспитатель :

Молодцы!

А сейчас пришла пора возвращаться. Садитесь поскорей на ковер-самолёт. Еще минута - и он оторвётся от земли.

Раз, два, три! Лети!

Воспитатель : повторяйте за мной прощальные слова

Мы о дымковской игрушке ,

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Проект «Дымковская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы
Описание работы: предлагаю вам проект для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка». Данный проект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.
Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Познакомить с содержанием народных игрушек (показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром). Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для крашения игрушек. Развивать умения расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором. Формировать умения детей передавать в лепке характерные особенности внешнего вида «барыни». Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: творческий, обучающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители детей.
Актуальность проекта: Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись».
2. Проведение НОД на тему: «История дымковской игрушки».
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор частушек, песен, стихов.
5. Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе.
6. Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию детей (рисование, лепка).
7. Заготовка глины для лепки дымковской игрушки «Барыня».
8. Помогает готовить презентацию проекта.
Деятельность детей:
1. Принимают участие в организованной образовательной деятельности.
2. Разучивают частушки, стихи, песенки.
3. Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
4. Рисуют дымковские игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи.
5. Лепят дымковскую игрушку «Барыня».
6. Расписывают игрушку дымковской росписью.
7. Делают вывод о завершении работы.
8. Представляют продукт деятельности.
Деятельность родителей:
1. Присутствуют на ярмарке «Дымковской игрушки».
Последовательность работы над проектом:
1. Рассматривание дымковских игрушек в рабочей тетради по основам народного искусства Т.Я. Шпикалова.
2. Сбор материала для рисования, лепки.
3. Заучивание стихов, частушек, потешек, песен.
4. Рисование и роспись дымковских игрушек.
5. Лепка дымковской игрушки «Барыня».
6. Роспись дымковской игрушки.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Ход проекта:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на ярмарку. На ярмарку «дымковских игрушек».
Дети рассказывают потешки, имитируя действия персонажей.
Ребенок: Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Ребенок: Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка – дружок.
Ваня ехал, поспевал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит-
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Путь – дорогу показали.
Путь – дорогу показали
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам».
Ребенок: Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь богатырь
Для Алеши - удальца.
Ребенок: Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Воспитатель: Обратите внимание, гости дорогие на игрушки. Гости рассматривают нарисованные детьми дымковские игрушки.





Воспитатель: Это еще не все, что вы увидите на нашей ярмарке.
Дети под музыку «Барыня», представляют рассмотреть вылепленных из глины и расписанных «барынь».
Гости рассматривают «Барынь».




Воспитатель: Ну, вот, гости дорогие, ребята познакомили Вас с тем, как дымковская игрушка является одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. И вот мастера из нашего детского сада продолжили народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в нашем саду «дымка», принося радость детям и взрослым.
Итог проекта: В группе организована выставка «Дымковская игрушка». В дальнейшем нарисованные детьми в ходе реализации проекта дымковские игрушки и вылепленные «Барыни» станут наглядным пособием для занятий по ИЗО в нашем детском саду.

Благодарим за внимание!!!

Конспект ННОД в старшей группе

Рисование «Дымковская игрушка»

Цель: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством через дымковскую игрушку.

Задачи:

Формировать навыки рисования элементов дымковской росписи.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материалы и оборудование: краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, шаблоны дымковских игрушек, письмо, билеты, проектор, презентация «Дымковские игрушки».

Ход НОД

Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. Вот это письмо, интересно, что в нем написано? Прочитаем? «Уважаемые ребята, приглашаем вас на ярмарку игрушек в село Дымково. Просьба – не опаздывать. Мастерица Аленушка».

Ребята, а чтобы не опоздать, мы с вами поедим на поезде, вот вам билеты, строимся согласно номерам и поехали.

Слайд 1

Вот мы и приехали в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки.

А лепили там из глины

Все игрушки не простые

А дымковские расписные.

В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Слайд 2 Барышня

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Слайд 4 Конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил

Слайд 3 Всадник

Всадник на коне

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Слайд 5 Уточка

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Слайд 6

Воспитатель: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Ребята, нас пригласила на ярмарку мастерица Аленушка. Давайте зайдем к ней в гости, посмотрим дымковские игрушки.

Дети подходят к макету дома. На столике стоят две дымковские игрушки и лежат несколько окрашенных в белый цвет заготовок игрушек.

Здравствуй мастерица Аленушка, мы приехали по твоему приглашению.

Здравствуйте, ребята. Скоро начнется ярмарка, надо приготовить много игрушек, а я только успела раскрасить заготовки в белый цвет.

Ребята, а мы можем как- нибудь помочь мастерице Аленушке? (ответы детей)

Прежде чем приступить к работе, давайте подумаем, что нам необходимо. Нам нужны заготовки фигурок для росписи, кисти, краски.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый).

Какие элементы используются при росписи игрушек? Слайд 7

(Ответы детей: кружочки, точки, волны, полоски).

Берите заготовки игрушек, рассаживайтесь, я вам расскажу, как мы будем расписывать игрушки.

Показ выполнения задания. Слайд 8

Прежде чем мы с вами начнем расписывать игрушки – подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи,

А в печи – игрушки!

Самостоятельная работа детей за столами.

Физминутка . Музыка

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо, руки на поясе)

Весь народ на ярмарке.

Дети садятся за столы и заканчивают расписывать игрушки. По окончанию работы дети кладут свои игрушки на стол перед мастерицей Аленушкой.

Спасибо вам ребята, какие красивые у вас получились игрушки. За свои труды примите угощение.

Рефлексия

1. Что вам больше всего понравилось?

2. Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

А теперь нам пора возвращаться домой, поехали!

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.