Когда пасха. Когда пасха Пасха в году традиции

30.04.2021 Советы
Пасха (Светлое Христово Воскресение) - величайший праздник Православия .
Праздник всех праздников. Торжество всех торжеств.
Вожделенный и спасительный праздник Пасхи - день великой радости.

В этот воскресный день православные христиане торжествуют избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование жизни и вечного блаженства.
Крестной Христовой смертью совершено искупление людское, Воскресением Иисуса дарована нам вечная жизнь.
Пасхальные обычаи все больше укореняются в жизни общества. Это не только Крестный ход под пасхальный колокольный звон, освящение пасох и куличей, Христосование (поздравление друг друга с праздником, тройное целование и «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе», обмен крашеными яйцами»).


Как рассчитать дату Пасхи

Дата Православной Пасхи определяется по церковному Юлианскому календарю с учетом расчетного лунного календаря и семидневной недели.
Время Пасхи регулируется церковными каноническими правилами: Пасха празднуется в Воскресенье, следующее за первым весенним Полнолунием, при этом запрещено сопраздновать Пасху с иудеями .
В соответствии с этими правилами и, полагая точность девятнадцатилетнего «метонова» цикла повторяемости лунных фаз в юлианском календаре, были составлены Пасхальные таблицы (Пасхалии), по которым определяют время празднования Пасхи. Даты Пасхи циклически повторяются каждые 532 года (Великий Индиктион).
В соответствии с каноническими правилами Православная Пасха всегда будет в воскресный день в период с 4 апреля по 8 мая (22 марта по 25 апреля по старому стилю) .

Если не указано иное, даты указываются по новому стилю

Страстная неделя в 2020 году

Вход Господень в Иерусалим предшествует Страстной седмице. В 2020 году Вербное Воскресенье будет 12 апреля.
Страстная неделя (Великая седмица) - последняя неделя Великого Поста перед Пасхой.
Великий Понедельник - первый день Страстной седмицы. В 2020 году - это 13 апреля.
Великий Вторник – 14 апреля.
Великая Среда – 15 апреля.
Чистый четверг (Великий Четверг) – 16 апреля.
Страстная Пятница (Великая Пятница) – 17 апреля 2020 года .
Схождение благодатного огня в Иерусалиме (Великая Суббота) – 18 апреля.
Светлое Христово Воскресение (Праздник Пасхи) – 19 апреля . Завершается Великий Пост.

Какого числа Пасха в России в 2020 году

В 2020 году Православная Пасха (Светлое Христово Воскресение) отмечается 19 апреля .
.

Православная Пасха по старому стилю в 2020 году

6 апреля - дата Православной Пасхи 2020 года по старому стилю (6 апреля от Адама 7528 лета) .

Какого числа в 2020 году Католическая Пасха

Католическая Пасха празднуется 12 апреля 2020 года .
В 2020 году Католическая Пасха снова будет на неделю раньше Православной Пасхи.
Отметим, что Католическая Пасха всегда раньше Пасхи Православной, за исключением случаев, когда даты Пасхи обоих христианских религий совпадают.

Какого числа Красная Горка в 2020 году

В понедельник после Пасхи начинается Светлая неделя (Пасхальная неделя).
В воскресенье Пасхальной недели празднуется Красная горка (в первое воскресенье после Пасхи).
В 2020 году Красная Горка будет в воскресенье 26 апреля .
В это воскресенье после недель Великого Поста и Пасхальной недели возобновляется благословение брака.
Во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи) - всецерковный день поминовения усопших (Радоница).
В 2020 году Радоница будет 28 апреля .

Какого числа в 2020 году Троица

На сороковой день по Пасхе отмечается Вознесение Господне.
В 2020 году Вознесение будет четверг 28 мая .
В седьмое воскресенье после Пасхи (на пятидесятый день по Пасхе) празднуется Пятидесятница (Троица).
В 2020 году День Святой Троицы будет 7 июня
.
Троицкая суббота (Вселенская Родительская суббота) в 2020 году – 6 июня.
Далее следует Троицкая (русальная) неделя.
В понедельник 8 июня 2020 года – День Святого Духа (Духов день).
Вторник 9 июня 2020 года - День воды (Проводы весны, изгнание русалки, Кострома).
В воскресение празднуется День Всех Святых (Неделя Всех Святых). В 2020 году – это будет 14 июня. Также этот день, предшествующий Петрову Посту, называется Петровским заговеньем.

Когда Петров Пост в 2020 году

В понедельник 15 июня 2020 года начинается Петров Пост (Апостольский Пост), который всегда завершается в фиксированную дату года - 12 июля (День Петра и Павла).
Продолжительность апостольского Поста зависит от даты Пасхи. В 2020 году Петров Пост продлится 27 дней.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ - «прохождение мимо»), также - Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. В этот день мы торжествуем избавление через Христа пасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14). Ветхозаветная

Пасха, как и нынешний праздник Песах (еврейская Пасха), праздновалась в память Исхода из Египта.

Название праздника Пе́сах (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) - «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте всех первых по старшинству детей, и у людей и у животных, кроме первенцев иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошёл мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».Исх. 12:12-30

В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).

После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому во исполнение библейского предписания иудеи в Песах едят опресноки и горькие травы.

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа.

Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3).

Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192).

Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии.

Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.

Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования.

Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.

В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии.

В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года.

Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости.

В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года.

20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь.

В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а не переходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь.

В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х. G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы.

Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Основание = остаток от (11 G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание; Полнолуние = Новолуние + 14;

Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи.

Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.

Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, - поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", начинают в 12 часов ночи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи, "Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "И нас на земли сподоби".

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня.

В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца христиане дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы - Воскресения Христова.

По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Символ единства перешёл к куличам и пасхам (не путать с названием праздника «Пасха»). На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ».

Символом Пасхи является ягнёнок, в форме которого в России обычно испекают пирог.

В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка). Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху".

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Затем священнослужители поют стихи:

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его"

"Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня".

"Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся".

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь".

На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе".

Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы оканчивают "И сущим во гробех живот даровав".

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Начинается богослужение пасхальной утрени. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест.

Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34).

В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Разговление в праздник Пасхи как правило, семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени.

Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий.

По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи.

Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

Традиционные пасхальные игры:

На полу нужно освободить ровное пространство, установить деревянный или картонный желобок, с которого запускают яйца. На пути яйца раскладывают всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катят яйца по желобу и забирают себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.

Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка.

Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым.

Пригласите двух игроков, либо если желающих много, разделите их на две команды. Каждому вручите по большому бутафорскому яйцу или теннисному мячику, обернутому белой бумагой. На некотором расстоянии от места, где участники будут стартовать, поставьте по корзинке, тарелке либо тазику. Участники должны зажать "яйцо" между ногами, добежать до корзинки и уронить "снести" туда яйцо. Какая команда или участник справятся быстрее со всем запасом "яиц", тот и выиграет.

В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждет какого-то чуда или праздника. Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание, как будто сама весна радостная накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения до сих пор имеют свою актуальность.

Булочки пасхальные

Ингредиенты:

Молоко для узора 100 миллилитра,

Молоко для глазури 100 миллилитра,

Коричневый сахар 60 грамм,

Сухие дрожжи 15 грамм,

Сливочное масло 60 грамм,

Яичные желтки 2 штуки,

Соль 1 чайная ложка,

Мука для теста 450-500 грамм,

Мука для узора 3 столовой ложки,

Сахарная пудра 3 ст. ложки,

Изюм или смородина,

Растительное масло 1 чайная ложка.

Пасхальные булочки по популярности уступают куличами и твороженным пасхам, однако они также являются символами светлого праздника Пасхи.

Как пиготовить?

Растворяйте дрожжи и сахар (1 ч. л) в теплой молоке. Хорошенько перемешивайте и положите теплое место, до появления пузырьков (по времени около 15 минут). Далее добавьте соль, топленное сливочное масло, желтки и перемешивайте. После добавляем тростниковый сахар (коричневый сахар). Маленькими частями добавьте просеянную муку и замесите мягкое тесто. Помойте изюм, залейте кипятком и оставьте в покое 15 минут. После обсушите. Сухой изюм перемешивайте с небольшим количеством муки. Далее изюм перемешивайте с тестом и на 40-50 минут поставьте в теплом месте, можно в мультиварке с режимом хранение тепла. По истечении этой времени тесто будет готово для выпечки пасхальных булочек. Сформируйте колобки из подошедшего теста и дайте и "отдохнут" 15-20 минут. Пока колобки «отдыхают» приступайте к приготовлению смеси для узора. Для этого следует перемешивать молоко (3 столовой ложки), муку и растительное масло (1 чайная ложка). Удобным вам способом нарисуйте на поверхностях булочек крестики. Разогревайте духовку до температуры 200 градусов и отправьте туда противен с булочками на 20-30 минут.

Для приготовления глазури надо перемешивать горячие молоко с сахарной пудрой. Смажьте глазурью горячие булочки, сразу после духовки.

Пасха творожная

Ингредиенты:

Творога (9% и выше) 600 грамма,

Сметана (20%) 200 грамм,

Сливочное масло 100 грамм,

Сахарный песок 100 грамм,

Желтки 4 штуки, - ванильный сахар 1 чайная ложка,

Изюм 100 грамм, - цукаты 100 грамм.

Творожные пасхи наравне с куличом и крашенными яйцами являются символами праздника Пасхи. Многие люда часто путают творожные пасхи с куличами, однако эти две праздничные блюда коренным образом отличаются друг от друга. Кулич - это мучное изделия, выпечка, а пасхи приготавливают только из творога.

Праздничные творожные пасхи по способу приготовления разделяются на два вида - сырые и вареные. По размерам сырые пасхи меньше чем вареные (сырой творог портится быстрее). По форме творожные пасхи схоже с усеченными пирамидами.

Для приготовления праздничной пасхи используют специальные формы, песочницы. Лучшими считаются деревянные песочницы, однако в наши дни в магазинах продаются только пластмассовые.

Из вышеперечисленных ингредиентов получается пасха высотой 15-16 сантиметра с диаметром в нижней части примерно 15-16 см.

Творожные пасхи принадлежат к категории блюд "сладкие десерты". Вкусовые качества творожной пасхи в основном засвистит от качества творога. Творог обязательно должен быт свежий, натуральный с жирностью больше среднего. Самый лучший вариант - это домашний творог.

Вареная творожная пасха с изюмом и цукатами

Приготовьте все необходимые ингредиенты. Первым делом помойте цукаты и изюм. Выложите на бумажной полотенце, чтобы они до использования полностью сушились. Далее протрите творог на дуршлаге с мелкими отверстиями, или на сетке.

Для приготовления требуется кастрюля с толстым днищем, в противном случае придется приготовить пасху на водяной бане. Главное, чтобы во время варки творог не сгорел.

Сливочное масло нарежьте на мелкие кубики. В кастрюлю с протертым творогом добавьте сметану, сливочное масло, сахарный песок, ванильный сахар и желтки. Хорошенько перемешивайте и ставьте на огонь.

На слабом огне, постоянно перемешивая, подогревайте творожную массу. Творожная масса должно стать жидким и однородным. Продолжайте подогревать до появления пузырьков. Помните! До кипячения нельзя довести. Сразу после появления первых пузырьков возьмите кастрюлю с плиты и остужайте творожную массу до теплого состояния.

Для охлаждения можно использовать тазик с холодной водой. В теплую творожную массу добавьте изюм с цукатами и перемешивайте. Имейте в виду, что после заполнения песочницы сывороток будет стекать, поэтому песочницу размещайте в глубокой тарелочке.

Замочите марлю, служите в два слоя и застелите эту марлю в песочнице. Марля должен быть таких размеров, чтобы края зависли по бокам песочницы. Постарайтесь застелить марлю таким образом, чтобы складки совпали с углами песочницы.

При отсутствии песочницы можно использовать пластиковую бутылочку. Для этого из бутылки отрежьте горловину, до середины (где диаметр имеет наибольший размер), а на днище сделайте отверстия, чтобы дать возможность творожной массе освобождаться от сыворотка. После этого заполняйте песочницу творожной массой. Весящими концами марли укройте поверхность творожной массы и придавите тарелкой. Ставьте сверху груз, гнет (бутылку с водой или пакет молока). Вместе с грузом песочницу отправьте в холодильник и поддержите там минимум 12 часов. Далее доставайте из холодильника песочницу с пасхой, удалите груз и разверните марлю. Накройте поверхность пасхи тарелкой и переверните песочницу. Вытащите пасху из песочницы и аккуратно удалите марлю. Все, заварная творожная пасха готов.

Чтобы пасха получилось нежной, надо замените сахарный песок сахарной пудрой.

Приготовление сырой творожной пасхи

Ингредиенты:

Творога 2 кг.

Сметана 400 грамм,

Сливочное масло 300 гр.

Яйцо 4 штуки,

Соль по вкусу.

Протрите творог через мелкое сито, лучше 2 раза. В отдельной посуде перемешивайте 3 яйца, сливочное мало и сметану. Ставьте кастрюлю на слабый огонь и перемешивая доведите до кипения.
Залейте горячую массу в кастрюлю с протертым творогом. Туда же добавьте одно яйцо и посолите по вкусу. Перемешивайте до получения однородной массы. Далее застелите песочницу мокрой марлей и залейте творожную массу, так как описано выше (рецепт приготовления творожной пасхи с цукатами и изюмом). Сверху поставьте груз и отправьте в холодильник на 12 часов.

Пасхальные яйца

Сегодня мы познакомим вас с традиционными способами покраски яиц в домашних условиях. Для покраски пасхальных яиц можно использовать не только краски и красители, но и нитки, ткани, бумагу, резинки и много других подручных средств.

Коротко о натуральных красителях, которые являются самыми главными для покраски пасхальных яиц.

Информация: Пред покраской любым видом красителя, хорошенько с мылом помойте и сушите яйца.

Луковая шелуха - оттенки коричневого цвета Это самый распространенный и безвредный краситель пасхальных яиц. Использование луковой шелухи в качестве красителя является самым простым и не трудоемким способом покраски.

С помощью этого метода получаются разные оттенки коричневого цвета, в зависимости от концентрации, количества шелухи в воде.

Залейте шелуху холодной водой и на слабом огне кипятите 30-40 минут. Чем больше шелухи, тем насыщенная получится краска. Можно (но не обязательно) процедит и в дальнейшем использовать только жидкость, без шелухи. После этого размещайте в кастрюлю с красителем яйца и сварите в 15-20 минут.

Для получения мраморного узора добавьте в кастрюлю с красителем немного растительного масла.

Крапива - светло-зеленый цвет. Тоже натуральный и безвредный краситель.

Для приготовления этого красителя можно использовать сушеную крапиву.

Состав красителя: сушеная крапива 5-6 столовых ложек, вода 0.5 литра, уксус (9%) одна столовая ложка. Приготовление этого красителя схоже с красителем из луковой шелухи. Прокипятите крапиву в воде 15-20 минут. Процедите отвар и добавьте уксус. Краситель готов. Вкладывайте яйца в краситель и варите на слабом огне 15 минут. Доставайте готовые яйца и дайте остыть 30 минут.

При испарении жидкости во время кипячения следует добавить воду. Яйца постоянно должны быть полностью в жидкости.

Куркума: золотисто-жёлтый цвет. В случае куркумы краситель предварительно не готовят. Добавьте в кастрюлю с 0.5 литром воды 2 столовую ложку куркумы, столовой ложки уксуса выкладывайте яйца. Сварить на слабом огне до готовности яиц. Если желаете получить оранжевый цвет, добавьте побольше куркумы.

Свекла: разовый цвет. В свежо выжатый свекольный сок положите горячие отваренные яйца и оставьте на ночь. Для более насыщенного цвета сварите яйца прямо на свекольном соку.


Фиалка: фиолетовый цвет

Замочите цветы фиалки кипяченой водой и дайте отстоятся 30 минут. Далее выложите в кастрюлю с красителем горячие вареные яйца и оставляйте на ночь. Чтобы получить лавандовый цвет добавьте в кастрюлю немного лимонного сока.

Краснокочанная капуста: синий цвет

Разрежьте краснокочанную капусту и залейте водой (0.5 литра), добавьте 5-6 столовой ложки белого уксуса и оставьте настояться в течение ночи. Утром сварите в этом растворе яйца до готовности. Совет: Для того чтобы на яйце во время варки не образовались трещины, их надо пред варкой подержат при комнатной температуре около часа, а в жидкость для варки добавить 1-2 чайную ложку соли.

Популярные способы украшения пасхальных яиц

Способ № 1

Чтобы на поверхности яйца получались узоры или рисунки, надо использовать вспомогательные подручные материалы. Для получения узоров похожие на листья, используйте зелень (петрушка, кинза) или маленькие листья и цветки других растений, по желанию. Замочите листики, прикрепите к поверхности яйца и замотайте марлей или наденьте капроновый чулок. Далее красить как обычные яйца, используя одну из красителей из списка выше. На фотографиях показаны как следует выкладывать листья и результат после окраски.

Способ № 2

Интересные узоры получаются с применение обычных банковских резинок или изоляционной ленты. Пред варкой туго обмотайте яйцо несколькими резинками или изоляционной лентой. Из изоляционной ленты можно нарезать ромбики или другие узоры. Окунайте яйца в краситель и после окрашивания уделите резинки и ленту. Чтобы получить разноцветные узоры, удалите некоторые из резинок или добавьте другие (это зависит от вашей фантазии) и окунайте яйцо в другой краситель.

Способ № 3

Куриное яйцо положите в середине лоскута шёлковой ткани. Для этой цели хорошо подойдут старые мужские галстуки. Плотно заверните яйцо в ткани. Поверх шёлка оберните яйцо в ткань из хлопка (лоскуты старой наволочки белого цвета). Оберните ткани нитью или резинками, чтобы во время варки яйцо не меняло свое положение. Варить обернутые шёлком яйца надо в обычной воде с добавлением уксуса. Кипятите воду, добавьте уксус и сварите яйца на слабом огне примерно 20 минут. После варки достаньте обернутые яйца и переложите на дуршлаг. Дождитесь до полного остывания и аккуратно освобождайте яйца от ткани. Украшенные этим способом яйца получаются невероятно красивыми.

Способ № 4

Замочите яйца в воде и обваляйте в тарелочки с рисом. Крупинки риса прилипнут к скорлупе. Аккуратно заверните яйцо марлей так, чтобы все крупинки риса оставались между скорлупой и марлей и окрашивайте один из выше предложенных способов.

Способ № 5

Чтобы получить двухцветные яйца следует их предварительно сварить и охлаждать. Для двухцветной покраски лучше использовать купленные в магазине пищевые краски. Сначала яйцо целиком окрасьте одним цветом (соблюдая инструкции по применению красителя из обложки), а потом наполовину окунайте в емкость с краской другого цвета.

Информация: Если вы красили яйца синтетическими красками, не используйте их в пище.

Куличи пасхальные

Россия... кулич, Польшя... бабки и маковницы, Италия... пастьера, Голландия... паасброд.

Рецепт приготовления пасхального кулича

В большой посуде соединить 0,5 стакана чуть тёплого молока, дрожжи, добавить столовую ложку муки и щепотку сахара. Хорошо всё перемешать и оставить на 20-30 минут подходить в тёплом месте.

Подготовим яйца. Понадобится 8 желтков и 2 яйца целиком. Желтки с яйцами хорошо взбить вилкой. Когда опара увеличится в 2 раза, добавить в неё 1 стакан сметаны комнатной температуры, взбитые яйца, 1.5 стакана сахара, щепотку соли и 2/3 части просеянной муки.

Замесить однородное тесто, по консистенции как на густые оладьи. Накрыть тесто хлопковым полотенцем и оставить подходить в тёплом месте на 1.5-2 часа до увеличения объёма в 2 раза. Затем добавить в тесто мягкое сливочное масло, 2-3 горсти изюма и постепенно ввести оставшуюся муку. Тесто должно быть не густым. Количество муки может немного варьироваться, так как оно зависит от размера яиц и густоты сметаны. Готовое тесто опять поставить подходить до увеличения объёма в 2 раза.

Тем временем подготовим формы. Необходимо вырезать из пергамента основания и стенки. Бумажки для стенок должны быть выше формы на 5-6 см. Для одной порции теста понадобится 4-5 форм для выпекания, объёмом 750 мл. Пергамент для дна и стенок смазать растительным маслом, вложить в формы и наполнить формы готовым (подошедшим 2 раза) тестом на 1/3 объёма. Затем оставить их расстояться на 10-15 минут. Поставить формы в разогретую до 180 °С духовку, выпекать 55-70 минут. Готовность проверять деревянной шпажкой.

Взбить 1 белок, затем добавить готовую сахарную глазурь и взбивать до устойчивых пиков - это будет помадка для смазывания куличей. Тёплые куличи смазать помадкой и присыпать декоративной сахарной посыпкой. Пасхальный кулич готов.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян" и в брошюре "Как вести себя на кладбище", выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: - Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».


Сергей Есенин

Пасхальный благовест

Колокол дремавший Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу Сонная земля.
Понеслись удары К синим небесам,

Звонко побежала Резвая волна.
Тихая долина Отгоняет сон,

Где-то за дорогой Замирает звон.

Ежегодно праздник Пасха выпадает на разные дни.

Пасха 2017 у православных выпадает на 16 апреля (воскресенье)

Пасха в России, как и в других странах, – праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха – главный православный праздник, несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Согласно древним традициям, главными символами православной Пасхи являются кулич и украшенные или раскрашенные яйца как символ всего живого, Вода, символизирующая пасхальные ручьи, и Благодатный Огонь.

Пасха, наравне с Рождеством — один из самых любимых праздников в году. И, пожалуй, самый любимый — в нем заложена такая сильная и светлая вера во всепобеждающую силу жизни, возрождения и истинной любви, что даже неверующие ее ощущают и становятся в пасхальные дни добрее и светлее лицом и душой. Тем более что весна пришла, позади пост — большое испытание тела и духа, а впереди — надежды на хороший год.

Мы как никогда верим, что жизнь победит смерть, что придут мир и любовь. Именно за это стоит поставить в церкви свечку в пасхальную ночь. И именно потому, что жизнь так прекрасна и так хрупка, стоит собираться за семейным столом, и особенно — в Святое Воскресение.

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти.

Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует. В некоторых языках слово произносится так – «Писха».

Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

Когда празднуется Пасха?

Христианская Пасха празднуется постоянно в воскресенье, только даты меняются. Православная Пасха 2017 выпадает на 16 апреля (воскресенье). Самому точную дату высчитать довольно тяжело, ведь она формируется согласно солнечно-лунному календарю. Православная и католическая Пасха наступает в разное время, потому что используются разные календарные системы.

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!» Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии.

Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб – пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Женщины — последовательницы Христа — утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем – днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, – Христос воскрес.

Православная Пасха 2017: дата, традиции, приметы

В 2017 году православная пасха приходится на 16 апреля . Этот праздник имеет свои традиции, которые устанавливались постепенно на протяжении многих веков. Так как Пасха ярчайший признак всего живого и обновленного, то главными символами этого дня считаются Жизнь (куличи и раскрашенные яйца), Вода (пасхальные ручьи) и Благодатный Огонь . Во всех городах и селах в пасхальную ночь люди шли в церковь, слушали богослужение, святили воду и пасхальную корзинку с продуктами.

После службы в церкви принято прийти домой, накрывать стол и разговеться. Особенно ждут этого дня люди, которые держали строгий 48-дневный пост. В первую очередь нужно отведать яйцо, после него пасхальный кулич. Как только такой ритуал будет выполнен, можно приступать к другим угощениям.

Самая любимая пасхальная забава - битва яиц. Для нее нужно взять украшенное или разрисованное яйцо и ударить любым боком яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым.

Также на праздник Пасхи принято христосоваться. Молодые и старые, дети и взрослые, мужчины и женщины при встрече должны трижды поцеловать знакомого и сказать “Христос Воскресе!”, а в ответ услышат “Воистину Воскресе!”.

Существует несколько пасхальных примет и обрядов, которые пришли к нам еще с давних времен:

  1. Для того, кто первым придет домой после церковной службы, весь год будет удачлив.
  2. Окунув в воду с освященным яйцом золотые украшения, можно привлечь богатство и успех.
  3. Пасхальное яйцо прокатить по личику детей - защитить их от сглаза.
  4. Чтобы уберечь счастье в доме, на Пасху нельзя заниматься никакими домашними делами.

Чтобы почувствовать волшебство и значимость православной Пасхи, не обязательно быть глубоко верующим человеком. Ведь этот праздник, в первую очередь, обо всем дорогом и главном, что есть у людей: о добре, о любви, о детях, о прощении. А еще это замечательная традиция, проведать всех своих родных, собраться всем вместе за большим столом и просто наслаждаться жизнью

Приметы на Пасху

У каждого народа есть свои уникальные приметы, связанные с этим днем. Современный человек не всегда верит в них, но знать про это интересно.

У некоторых народов хорошей приметой считается в пасхальную ночь искупаться в источнике и принести этой воды в дом.

Накануне Пасхи в домах наводят порядок, готовят, пекут, но во многих странах грехом считается работать в субботу. В Польше приметы на Пасху запрещают работать хозяйкам в пятницу, иначе вся деревня останется без урожая.

Пасха: традиции разных стран

Во многих странах мира верующие красят яйца и пекут куличи. Рецептов куличей большое множество, и в разных странах они отличаются также формой. Конечно, не в этом суть Пасхи, но это традиции, которые сопровождают праздник уже много веков.

В России, Болгарии и на Украине «бьются» крашеными яйцами.

В Греции в пятницу, предшествующую Пасхе, работать молотком и гвоздями считается большим грехом. В полночь с субботы на воскресенье, после торжественной службы, когда священник провозглашает «Христос Воскрес!», ночное небо озаряет грандиозный фейерверк.

В Чехии в понедельник, следующий за пасхальным воскресеньем, девушек бьют плетями в качестве комплимента. А они могут облить молодого человека водой.

Австралийцы делают шоколадные пасхальные яйца и фигурки разных зверей. Украинские пасхальные яйца называются «писанки». Детям дарят чистые белые яйца, как символ их длинного и светлого жизненного пути. А пожилым – темные яйца со сложным узором, в знак того, что в их жизни было много трудностей.

Пасха в России несет свет и чудо в дома верующих. Освященным пасхальным яйцам нередко приписывают чудодейственную силу. Утром в воскресенье при умывании освященное яйцо кладут в таз с водой, и каждый член семьи должен умыться им, натирая щеки и лоб.

Красное пасхальное яйцо имеет особую символику. В Греции красный – цвет скорби. Красные яйца символизируют гробницу Иисуса, а разбитые – открытые гробницы и Воскресение.

Католическая Пасха 2017: дата, традиции, обряды

2017 год - это один из немногих случаев, когда католическая и православная пасха празднуются в один день. Обычно разница между датами составляет несколько недель. Но в этом году, все католики отпразднуют день Христова Воскресения 16 апреля .

Символом пасхального праздника являются крашеные яйца. В разных странах их разрисовывают согласно своим обычаям и предпочтениям. Например, западноевропейские католики окрашивают яйца в красный цвет без всяких дополнительных наклеек и рисунков. А в Центральной Европе принято расписывать пасхальные яйца красивым орнаментом, узорами и разноцветными цветами.

Еще одним символом католической Пасхи является заяц, который, согласно древнему поверью, ходит по домам и раскладывает различные угощения в пасхальную корзинку. Пасхальный заяц - популярное существо среди всех католиков. Его печатают на открытках, делают шоколадные конфеты в виде зайца, выпекают. Пользуются популярностью сувениры в виде кроликов, которые делают из глины, ткани, пластика и прочих материалов.

Римско-католическая церковь проводит главное богослужение года с Великого четверга и до Великого Воскресения. Именно в этот период принято вспоминать все муки, которые перенес Христос, его смерть и его воскрешение.

Как только наступает вечер Великой субботы, католические храмы осуществляют Навечерие Пасхи. Началом этого действия является Литургия Света. Неподалеку от Храма разгорается костер, от которого священник берет искру и зажигает большую пасхальную свечу. С этой свечой церковник входит в темный храм, произносит древний гимн, знаменующий воскрешение Христа. Именно от зажженного Пасхала католики зажигают свои свечи.

После этого действия начинается следующее - Литургия Слова, а затем Литургия Крещения. В католической церкви взрослых людей принято крестить непосредственно в ночь перед праздником. Верующие считают это почетным обрядом, который делает их судьбу более счастливой.

Как только крещение заканчивается, начинается Евхаристическая Литургия, а по окончанию службы произносится “Христос воскрес”. Люди, находящиеся в храме должны ответить “Воистину воскрес”. После чего они идут крестным ходом вокруг храма.

Неотъемлемой традицией католической Пасхи является семейный обед. На столе у католиков всегда лежат самые вкусные угощения: сладости, выпечка, мясные блюда. Сам же стол украшают пасхальным декором.

Чего нельзя делать на Пасху

Пасха - это чистый праздник, во время которого человек очищает душой и телом. В этот великий день нельзя заниматься хозяйством или ходить на работу. Исключения, конечно, бывают - уход за больными людьми и детьми. Также в день Пасхи нельзя посещать кладбищенские угодья. Для таких моментов существует особый день, который идет сразу после того, как заканчиваются гуляния на Пасху. Так, как день Святого Воскресения считается радостным днем, запрещено проводить панихиды по усопшим.

В предпасхальные и пасхальные дни церковь не проводит венчания, мотивируя это тем, что праздник придуман не для физических утех, а для полного духовного и морального очищения, тем самым происходит возрождение человеческой души.

Православная Пасха в России празднуется согласно нормам церковных канонов в первое воскресение, которое следует за первой полной луной после дня весеннего равноденствия и еврейского месяца Песаха.

Сам по себе праздник корнями уходит в те далекие древние времена, когда происходил исход евреев из Египта. Когда Господь насылал казни египетские, одной из которых была смерть младенцев, он проходил мимо тех домов, на дверях которых была нанесена метка кровью молодого ягненка. Впоследствии это тесно переплелось с распятием и последующим воскресением Христа, которого церковь отождествляет с агнцем Божьим, спасшим своей кровью человеческий род, искупив его грехи своей кровью.

16 апреля — Пасха у православных

Учитывая тот факт, что ежегодно православная церковь рассчитывает дату празднования светлого дня Пасхи согласно Григорианскому календарю, ее можно рассчитать на десятилетия вперед. Для определения даты праздника используются специальные пасхалии – определенные алгоритмы, по которым производятся расчеты. Основой для них служат солнечные и лунные циклы.

Таким образом, церковь заранее выпускает специальные календари для православных верующих, благодаря которым у верян есть возможность подготовиться к празднованию заранее. Дело в том, что существует ряд специальных традиций, которых православные веряне строго придерживаются, ожидая светлого праздника Пасхи. К ним в первую очередь относиться Великий предпасхальный пост, которого верующие строго придерживаются. Во время него строго ограничивается прием пищи животного происхождения, многие исключают из рациона молочные продукты и рыбу.

То есть, точно зная, какого числа Пасха в 2020 году, верующие могут определить с какого числа им начинать постится. Следующей предпасхальной традицией считается выпечка праздничных куличей и, непосредственно, самой пасхи. Верующие делают это в так называемый Чистый четверг. В этот же день, 13 апреля занимаются предпраздничной уборкой и окраской яиц. Подготовленные к Пасхе продукты освящаются в церкви в Великую Субботу , в этом году это будет 15 апреля . Едят посвященные продукты непосредственно в день Пасхи – воскресенье 16 апреля.

Празднование Великого праздника Пасхи начинается в ночь с субботы на воскресенье указанной даты. Верующие идут в церковь на праздничное богослужение. Молятся, поздравляют друг друга с большим праздником и уже в воскресенье за завтраком вкушают освященные в церкви пасхальные куличи.

Таким образом, праздник в котором объеденные доктрины Ветхого и Нового Заветов является, по сути, празднованием победы Жизни над Смертью, Добра над Злом. Один из самых главных христианских праздников призывает верующих жить праведно, помнить и ценить жертву Иисуса, которую он принес для очищения человечества от грехов.

Наверное, трудно найти более светлый религиозный праздник, чем Пасха. Именно о ней священнослужители всех конфессий говорят: «Торжество торжеств». Воскресение Христово, а именно это событие отмечается в этот день, главный из переходящих церковных праздников. Именно поэтому дата Пасхи в 2017 году будет отличаться от даты в 2016 году.

В какой день будут праздновать Пасху в 2017 году?

Согласно Библии, и Новому Завету в частности, история празднования Пасхи насчитывает более двух тысяч лет. Однако, и дату, и традиции празднования определило именно время: впервые о традициях и одной дате празднования Пасхи для всех конфессий заговорили еще в середине третьего века нашей эры. После долгих обсуждений удалось прийти к общему мнению и вплоть до Средних веков дата была единой. Сумятицу внес Григорианский календарь, введенный папой римским. Именно разницей в календарях сегодня объясняют и разницу в датах католической и православной Пасхи.

Если вы услышите, что дата празднования Пасхи высчитывается по сложной формуле служителями церкви, знайте - это чистая правда. Но вам также интересно будет узнать, что есть и более простой способ узнать число празднования Пасхи в 2017 году. Дата Пасхи определяется по солнечно-лунному календарю и учитывает три составляющие:

  • весеннее равноденствие - «плавающий» день, обычно 20-21 марта (дата может отличаться в зависимости от года и страны);
  • фаза луны – полнолуние, следующее за равноденствием;
  • день недели – воскресенье.

Вот и выходит, что Пасха отмечается в ближайшее воскресенье сразу за «весенним» полнолунием. И если вам интересно, какого числа Пасха в 2017 году, то это будет 16 апреля.

Католическая и православная Пасха в 2017 году

Из-за разницы пасхалий (Григорианской и Александрийской) дата католической и православной Пасхи обычно отличаются. Между ними может быть, как несколько дней, так и недель – вплоть до одного месяца. Но раз в несколько лет даты совпадают, как это случится в 2017 году. У католиков и православных христиан Светлое Воскресенье Христово наступит в один день.

Но католическая и православная Пасхи отличаются не только датой, но и традициями. Так, в западной традиции популярным атрибутом Пасхи является Пасхальный кролик, прячущий яйца (и шоколадные в том числе) по всему дому. Дети должны найти эти яйца и тот будет удачливее в году, кто найдет больше яиц. С кроликом выпускается много рекламной продукции: открытки, игрушки, сладости, - что делает праздник ярче и красочнее.

А вот восточная традиция предполагает «яичные» бои: нужно выбрать себе яйцо и ударить им яйцо противника. Побеждает тот, чье яйцо осталось целым, а побежденный должен отдать свое яйцо в качестве трофея. По этой традиции будет праздноваться Пасха в России в 2017 году.

В обоих традициях Пасхе предшествует - длительное воздержание от употребления некоторых продуктов, с целью очистить свое тело, дух и помыслы. Также, в эти сорок дней верующие молятся и строго следуют канону.

Последние приготовления к Пасхе ведутся в Страстную Седмицу - неделю до праздника. В Чистый Четверг делаю уборку в доме, моют окна, моются. Считается, что так смываются все грехи из жилища и с тела. А вот следующий день – Страстная Пятницы – день самого строгого поста за весь срок, ведь в этот день распяли Христа. В Великую Субботу пекут куличи, красят яйца, а в некоторых странах сразу же и святят, – словом, заканчивают приготовления к великому празднику.

Традиции на Пасху в 2017 году

Существует ряд обязательных атрибутов Пасхи:

  • символ Обновления – Пасхальные ручьи;
  • символ Света – Пасхальный огонь;
  • символ Жизни – Пасхальные куличи и яйца (а также зайцы).

Христиане в ночь с субботы на воскресенье освящают праздничный кулич, яйца и другие яства, чтобы утром в Светлое Воскресенье разговеться. Начинать трапезу принято с яйца и кусочка пасхального кулича. А после можно приступать к остальным блюдам.

Помимо праздничных куличей и яиц также святят воду. Считается, что вода с Воскресения Христово обладает особыми лечебными и очищающими свойствами. А у католиков принято крестить взрослых в этот день - это сулит удачу и счастье в будущем.

Особое на Пасху и приветствие. При виде знакомого, вместо обычного «здравствуйте» принято говорить: «Христос Воскрес!». А в ответ на это: «Воистину воскрес!». Пасхальные праздники длятся сорок дней - до Вознесения Господня - и все это время можно так здороваться.

Во время пасхальных праздников не принято поминать усопших, проводить по ним литургии и службы, посещать кладбища. Для этого также есть специальный день – восьмой день после Воскресения Христа - Антипасха.

Также есть ряд народных верований, связанных с Пасхой. Например, чтобы сберечь себя от сглаза и обеспечить хорошее здоровье на весь год, нужно потереть яйцом щеки прежде, чем съесть его. А если вы хотите счастья в течении ближайшего года, постарайтесь попробовать девять разных куличей, приготовленных разными хозяйками.