Несмотря на то что прилавки современных детских магазинов буквально прогибаются от всевозможных забав для малышей, родители все чаще задаются вопросом о том, как можно изготовить развивающие своими руками. Ведь хочется, чтобы у ребенка сформировалось понятие о свойствах и особенностях окружающих его материалов, предметов и явлений. А кому лучше знать, как не родителям, что именно в какой период жизни интересует их малыша. Так почему бы самостоятельно не изготовить игрушку, которая будет интересна вашему ребенку? Тем более что обходится такой вариант, как правило, дешевле, и для карапуза является более безопасным, поскольку вам известны все его составляющие.
Преувеличить роль развивающих игрушек в жизни ребенка, наверное, невозможно. Ведь именно благодаря им маленький человек познает окружающий мир. Игрушки способствуют становлению слуховой и зрительной систем, внимания. И если до 6 месяцев кроха только взглядом реагирует на яркие предметы и слухом на новые звуки, то после полугода ребенку необходимо трогать различные предметы, держать их в руках, внимательно изучая, а иногда и грызть, и ко всему этому должны быть готовы его ручные игрушки.
Однако родителям необходимо иметь в виду, что чем меньше их ребенок, тем больше внимания необходимо уделять безопасности тех вещей, которые попадают к нему в руки (а порой и в рот). А лучше всего изготавливать развивающие игрушки для детей своими руками, используя натуральные ткани, пряжу, швейные нитки, дерево, картон, бумагу и другие безопасные для ребенка материалы. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы материалы имели различные цвета, фактуры, плотность и пр. Ведь это будет способствовать активному развитию у ребенка.
Все, кто имеет собственных детей или знакомых с малышами, знают, что ребенок, как только начинает самостоятельно передвигаться по дому, стремится к познанию окружающих его вещей, и иначе быть не может. Но, к сожалению, в каждом жилье есть такие предметы, контакт с которыми может нанести вред ребенку. Кроме того, многие вещи могут быть испорчены, если их использовать не по назначению. Но все знают, что и чем больше родители запрещают ребенку контактировать с определенным предметом, тем больше он к нему стремится, в то время как любая игрушка-сюрприз занимает его внимание максимум на 20 минут. Так почему бы не порадовать малыша, соорудив для него специальный стенд?
Для изготовления такой «игрушки» понадобится доска, а также всевозможные предметы, которыми вы не разрешаете пользоваться малышу в повседневной жизни. Это защелки, замки, розетки, шпингалеты, липучки, шнуровки, различные выключатели и многое другое. Все это необходимо прикрепить к доске, а ее повесить на стену на высоте, соответствующей росту ребенка.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным и умным, а здесь никак не обойтись без книги, и приучать к ней малыша можно уже в самом раннем возрасте. Правда, для этого понадобиться не обычная книжка, хотя с участием взрослого может подойти и она. Но лучше все же, чтобы среди предметов для развлечения ребенка были не только мягкие игрушки из ткани, но и книги из этого же материала. Тем более что ее изготовление своими руками - занятие, которое под силу любому взрослому.
Безусловно, предназначение этой книги - не чтение, а, скорее, знакомство с окружающим миром, поэтому проявите фантазию. В качестве страниц необходимо использовать ткань различных расцветок с яркими рисунками. На каждой нашить какой-нибудь интересный цветок, животное или предмет, вырезанный из ткани другой фактуры, идеально подойдет фетр. Можно, например, нашить ботинок с настоящей шнуровкой, чтобы ребенок мог самостоятельно ее шнуровать. Интересной страницей может стать нашитый цветок из 5 больших лепестков, которые при помощи эластичной ленты стягиваются в бутон. В середину можно «посадить» мотылька уже из другой ткани или картона. Постарайтесь создать книгу с теми элементами, к которым ваш ребенок проявляет наибольший интерес.
Если у вас не так много времени, чтобы изготавливать развивающие игрушки для детей своими руками, но все же хочется порадовать своего малыша чем-то необычным, то шнуровальный «планшет» - отличный вариант для этого. Его изготовление не займет много времени, материалы могут даже найтись под рукой, а для развития ребенка эта игрушка станет просто незаменимой.
Понадобится лист пластика или фанеры размером примерно в А4. На расстоянии 1,5-2 см друг от друга сверлятся дырки, диаметром 5 мм. Кроме самого планшета, понадобятся еще шнурки различных цветов, и чем больше, тем лучше. Именно они будут выступать главным инструментом для реализации творческого замысла ребенка.
О существовании пазлов знают все родители, однако многие из них даже не догадываются, что эти развивающие игрушки для детей своими руками изготовить совсем не сложно. Кроме того, они будут не похожи на те, которые продаются в магазинах в огромном количестве. Самым простым способом изготовления пазлов в домашних условиях является разрезание открытки на части. Их число должно зависеть от того, насколько крупные вы желаете получить элементы. Для совсем маленьких детей таким же образом можно изготовить пазлы из разрисованной ткани.
Интересными являются и пазлы из палочек из-под мороженого. Необходимо найти подходящую картинку, вырезать ее, взять палочки и сложить их одну возле другой таким образом, чтобы вся площадь изображения была покрыта. Затем при помощи скотча палочки скрепить вместе, а сверху наклеить картинку. Когда клей высохнет, палочки необходимо освободить от скотча, а картинку в местах их соприкосновения разрезать. В результате вы получите много палочек с кусочками картинки, из которых ребенку понадобится сложить целый рисунок.
Стоит обратить внимание, что складывать, придерживаясь определенных правил последовательности, можно не только картинку из частей, но и, например, солнышко, радугу и многие другие элементы. Так, для изготовления пазлов в виде радуги понадобится фетр красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
Из фетра следует вырезать части радуги - полукруги с небольшой выемкой в нижней части. При этом красная дуга должна быть самой большой, а каждая последующая немного уменьшаться в размере, последняя - фиолетовая будет самой маленькой. Такая игрушка позволит ребенку лучше познакомиться с таким явлением, как радуга, и запомнить последовательность ее цветов.
Продолжая тему знакомства с природными явлениями, уместным будет изготовление игрушек в виде других элементов, солнышка, например. Для этого понадобится из желтого фетра вырезать большой круг и много тонких полосок - лучиков. Также можно вырезать капельки дождя, облака, цветы, бабочек, жучков, деревья, листья и многие другие элементы, позволяющие ребенку складывать целые картины.
После того как ребенок уже вдоволь «надержался» в руках различных предметов, «насмотрелся» на их яркие цвета, успел их погрызть и порвать, он начинает активно двигаться и опять искать что-то новое для себя. И здесь очень кстати приходятся машинки, мячи и другие вещи для подвижных игр, но и на этом этапе можно сделать определенные предметы, которыми можно порадовать карапуза. В первую очередь это всевозможные летающие игрушки.
Самой простой поделкой из данной категории является бумажный вертолет. Для его изготовления понадобится бумага (желательно плотная) и канцелярская скрепка. Из бумаги следует вырезать полосу шириной примерно в 48 мм и длинной в 140. Отступив 70 мм от низу с обеих сторон сделать углубления в 16 мм и вырезать уголок высотой 10 мм. Далее нижнюю часть сложить втрое и закрепить скрепкой, а верхнюю - разрезать надвое и отогнуть в противоположные стороны - это будут лопасти винта. Летающие игрушки данного типа смогут надолго занять ребенка и даже целую компанию, если сделать несколько вертолетов, ведь тогда дети смогут не только любоваться, как кружатся в воздухе их игрушки, но и устраивать соревнования между собой.
Пирамидки являются одним из наиболее интересных для детей однако их совсем не обязательно покупать, а можно успешно сделать дома. Более того, пирамидки, изготовленные своими руками, могут быть очень оригинальными и разнообразными, что, несомненно, понравится ребенку. Можно, например, сшить треугольную пирамиду из ткани. Для этого понадобится ткань (желательно нескольких цветов), наполнитель (синтепон, поролон и пр.), иголка с ниткой, ножницы и липучки. Сначала необходимо из ткани вырезать треугольники - по два одинакового размера. При этом необходимо рассчитать так, чтобы каждый последующий треугольник был немного меньше предыдущего.
Из вырезанных заготовок следует сшить подушечки, наполнив их синтепоном или любым другим материалом. Чем больше будет таких подушечек, тем лучше. На завершающем этапе к каждому треугольнику с обеих сторон по центру необходимо пришить липучку, чтобы из этих подушечек удобнее было строить пирамидку. Аналогичным образом можно изготовить подобные игрушки из ткани любой формы - круглой, шестигранной, квадратной и т. д.
Каждому ребенку нравятся мягкие игрушки, однако если их еще и изготовить своими руками, то его восторгу не будет предела. Ведь в домашних условиях, кроме того, что можно сделать смешные игрушки, их еще и можно наполнить необычными материалами, которые также будут вызывать интерес у малыша.
Сразу же стоит отметить, что нет необходимости уделять слишком много внимания выкройке, достаточно, чтобы она хоть немного напоминала то животное, которое вы собираетесь изготовить. То есть, вырезая из ткани котика, достаточно выкроить голову с острыми ушами, две лапки внизу и две по бокам. Аналогично можно выкроить и фигурку мишки, за исключением того, что уши будут более круглыми, а все тело и лапы более полными.
Когда две части фигурки будут сшиты и придет время их заполнять, то использовать лучше не только мягкий материал, а и какой-нибудь «непривычный». Например, насыпать внутрь гречку, рис, горох или любую другую крупу. Также можно наполнить мелкими бусинками плоскую пластиковую коробочку и поместить внутрь игрушки. Подойдут любые мелкие предметы, главная задача - заинтересовать ребенка их необычной формой или издаваемым звуком.
Оригинальные игрушки легко создать из носков, остатков ткани. Посмотрите, как сшить игрушку-подушку, кота Басика, сделать развивающую доску.
Сделать такие оригинальные игрушки могут даже те, кто не умеют пользоваться швейной машинкой. Пригодится только владение иглой.
Если маркер слишком яркий или не водорастворимый, тогда лучше используйте простой карандаш.
Малыши очень любят такие предметы. Сначала они играют с этими мягкими игрушками, затем, когда устанут, используют их в качестве уютных подушек.
Набейте тело и хвост наполнителем. Пришейте хвост к телу, туда, где стоит разметка. Притачайте голову, предварительно набив ее небольшим количеством наполнителя. На ухо прикрепите булавками накладку, притачайте ее, подвернув края. Второе ухо оформите так же.
Из розовой ткани вырежьте нос, сердечко, украшения для хвоста. Пришейте и их. Получилось чудесное изделие. Если вы хотите знать, как сшить игрушку-подушку, чтобы она была похожа на забавного медвежонка, тогда посмотрите еще один мастер-класс.
Сделать такие оригинальные игрушки можно из остатков ткани. Если есть однотонная, получится мордочка собаки и кошки, а из цветной - их тела.
Они получаются теплыми и уютными.
Чтобы их сделать, понадобятся:
Если у вас нет швейной машинки, прошейте каждый лист наметочным швом на руках, делая длинные стежки.
Пусть девочка научится плести косу. Для этого пришейте три ленточки на верхнюю часть страницы.
Полезно ребенку познакомиться и с часами. Из светлой плотной ткани вырежьте круг, пришейте к нему цифры. Их темного полотна вырежьте стрелки часов. Закрепите их в центре циферблата.
Чтобы ребенок изучал с малых лет и геометрию, вырежьте из лоскутов различные фигуры, пришейте их на книгу. Такие же парные нужно создать из ткани и пристрочить к ним липучку. Малыш будет искать парные фигуры, сопоставлять их.
Можно не шить книгу, а на плотный драп прикрепить геометрические фигуры, пусть ребенок находит для них пары.
Чтобы сделать подобные «умные» оригинальные игрушки своими руками, потребуются:
Вы можете использовать для оформления развивающей доски различные предметы, которые имеются у вас дома.
Эта игрушка полюбилась и детям, и взрослым. Милый кот шьется из приятного на ощупь материала.
На выкройке Басика места выточек обозначены треугольниками. Просто нужно сопоставить противоположные стороны каждой фигуры и прострочить на изнанке.
Вот какие оригинальные игрушки можно создать своими руками. Выбирайте понравившиеся и приступайте к рукоделию. А чтобы упростить процесс созидания новых вещей, получить идеи для вдохновения, посмотрите подобранные видеосюжеты.
Людмила Морозова
Вот такие игрушки - забавы , для которых потребуется минимум материала (нитки, немного ваты для набивки, пуговицы, атласные ленточки, замочек, липучка). Изготовление игрушек не потребует особых усилий и времени. Вязание самое обыкновенное и простое, доступно даже для начинающих.
Используя данный материал можно решить ряд образовательных задач :
Изучение понятия "один", "много";
- "больше", "меньше";
- развитие сенсорных умений ;
- развитие тактильного восприятия (разная пряжа, различная вязка - крючок, спицы) ;
Изучение различных видов застежек (замок - молния, пуговицы, липучка) ;
Закрепление основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый) .
И пирамидка, и гусеница, и горох, пригодятся как при организации образовательной деятельности, так и для самостоятельной детской деятельности. Дети могут его использовать при организации индивидуальной игры, включать в сюжетно - ролевую игру . Игровой материал соответствует всем требованиям ФГОС дошкольного образования : доступный, безопасный, полифункциональный и так далее.
Публикации по теме:
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры и игрушки - одно из средств воспитания и обучения.
В конце января 2016 года воспитателями младше - средней группы был организован и проведен проект под названием "Развивающие игры своими.
Развивающие игрушки, сделанные своими руками, с желанием и интересом, несут в себе особое тепло и непременно понравятся детям. Такие игрушки.
Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей - это один из самых главных факторов, стимулирующих.
В наше время большое количество развивающих игрушек, но несмотря на это все они примитивны, однообразны и быстро надоедают детям. Созданный.
В свое время увлеклась изготовлением развивающих ковриков и развивающих книг для детей. Вот что у меня получилось. *** *** С пособием.
На современном рынке множество развивающих игр. Но цены на них оставляют желать лучшего. Поэтому проще сделать развивающую игру самостоятельно,.
В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.
Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.
Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.
Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.
Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.
Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.
Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.
Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.
Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.
Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.
Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.
Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.
Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.
Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.
Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).
Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.
Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.
Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.
Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.
Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.
Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.
Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.
Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.
Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.
Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.
У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.
Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.
Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.
Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.
Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.
Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.
Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.
Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.
Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!
Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!
Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.
Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.
В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.
Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.
Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.
Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.
Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.
К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.
Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.
Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.
В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.
Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!
В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.
Развивающий коврик
Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.
Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?
Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.
А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.
Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.
Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.
Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.
Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.
Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.
Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.
Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.
Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)
Лучшая игрушка для ребенка - та, в которую вложена душа. Даже в магазине можно найти что-то необыкновенное, что надолго завоюет сердце малыша, но сделанная своими руками игрушка — настоящее сокровище. Она уникальна, такой больше ни у кого не будет.
Самостоятельно можно сделать игрушку из натуральных материалов, безвредную для детского здоровья. А самое главное - самодельная игрушка очень развивает детское воображение!
Эти идеи для детских хендмейд вещей вызывают умиление. Посмотри, может, и тебе захочется обрадовать такой прелестью своего ребенка!