Занятия по знакомству детей с цветом. Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности

Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.

Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.

Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.

Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.

Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".

Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.

Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.

Успехов Вам и Вашим малышам!

Знакомим детей с цветом – как и когда нужно начинать? Специалисты считают, что нет определенного возраста, начиная с которого нужно учить ребенка различать и определять цвета.

Этот процесс можно начинать и с двухмесячного возраста. Достаточно развесить на стене цветные квадраты или круги и периодически показывать их ребенку, называя их цвета . Вскоре малыш начнет проявлять интерес к погремушкам. Чаще всего они имеют какой-то определенный цвет, воспользуйтесь этим и называйте ребенку цвета этих погремушек. Не ждите, что ребенок быстро научится различать цвета. Однако процесс изучения мира, свойств предметов и накопление пассивного запаса слов уже начался, так что наберитесь терпения. Своими рассказами мы знакомим детей с цветом, формой, запахами.

Во время игры с цветными кубиками или мячиками можно акцентировать внимание на цвете. Обратите внимание, как правильно нужно говорить: «Это кубик. Он синего цвета – синий кубик. А этот кубик красный – красный кубик. Это тоже кубик, он желтый ». Не желательно просто перечислять – красный кубик, синий кубик, зеленый кубик. Ребенку сложно разделить эти слова, он воспринимает их, как одно целое – «синийкубик», «желтыйкубик». Главное донести до ребенка мысль, что похожие предметы имеют отличие – цвет .

Портал Бирмама рекомендует вам изучать цвета с детьми посредством игр. Это позволяет ребенку в непринужденной форме запомнить названия цветов.

Знакомим детей с цветом через игры

Бобочки-цветочки . Вырежьте из бумаги четыре цветка разного цвета и приклейте их на обычный лист. Из цветного картона вырежьте четыре бабочки тех же цветов. Научите ребенка сажать бабочку на свой цветочек. Расскажите, что у каждой бабочки есть свой домик, где они кушают или играют.

Мышкин дом . Вырежьте цветные домики, в каждом из них должно быть круглое отверстие – вход для мышки. Помимо домиков подготовьте цветные кружочки. Закрывайте кружочками отверстия в домиках (подбирайте кружочки к цвету домика). Закрыли отверстие – мышка спряталась.

Кубики . Из цветных кубиков можно строить башни одного цвета. «Давай построим красную башню. Вот один кубик, красный кубик. Вот еще один кубик, он тоже красный. Они одинаковые! Давай строить башню из этих кубиков. Смотри, у нас получилась красная башня ». Аналогично знакомим детей с другим цветом .

Пирамидка . Предложите ребенку собрать пирамидку, но с условием, что собирать будете вы, а он будет приносить вам нужные колечки. Вы говорите: «Дай желтое колечко, теперь дай красное колечко ». Постепенно ребенок будет безошибочно приносить вам колечки нужного цвета.

Лишний цвет . Разложите перед ребенком различные игрушки одного цвета. Это могут быть – машинки, кубики, шарики, колечки, погремушки. Назовите этот цвет. Затем добавьте к этим игрушкам предмет другого цвета. Ребенок сразу отреагирует на это. Расскажите, что эти предметы отличаются цветом.

Цветные дни . Можно посвятить изучению определенного цвета целый день. Развесьте воздушные шарики выбранного цвета, подбирайте игрушки только этого цвета, рисуйте фломастером или красками выбранного вами цвета. В течении дня акцентируйте внимание ребенка на этом цвете не только в квартире, но и на улице.

Светофор . Наверняка вы играли в эту игру во дворе с друзьями. В светофор можно поиграть и дома. Мама будет выполнять роль светофора, а малыш – пешехода. Называйте любой цвет, ребенок должен найти его на своей одежде, показать пальчиком. В этом случае он может спокойно переходить дорогу. Если указанного цвета у него на одежде нет, то ему придется перебегать дорогу, а мама должна поймать «нарушителя». Должна получиться веселая игра!

Почтальон . Сымитируйте в комнате небольшой городок: разложите по разным местам листы цветной бумаги, это будут дома. На листы поставьте разные фигурки, игрушки. Например, в желтом доме живет собачка, в синем доме кукла. Дайте ребенку стопку цветных карточек, которые играют роль писем. Ребенку нужно разнести письма правильно – красное письмо – в красный домик для лошадки, желтое письмо – в желтый домик для собачки.

Хорошим подспорьем в изучении цвета станут для вас детские книжки и различные обучающие наборы, которые вы можете купить в магазинах Биробиджана.

При желании можно сделать такие - рисуем цветные шарики и просим ребенка дорисовать к шарикам ниточки нужных цветов, вырезаем цветы разного цвета и просим разложить ребенка эти цветочки на нужные полянки (полянки – это листы цветного картона или бумаги). Шьем дидактическую игрушку (черепаху или ежика), которая имеет цветные сектора. На эти сектора можно цеплять различные цветные фигуры при помощи липучки. , позволяя нашей фантазии работать на полную катушку.

Copyright © by Бирмама
Копирование материалов запрещено

Консультация для родителей детского сада

Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад №1 с. Селихово Конаковского района Тверской области. Толпегина Галина Алексеевна.
Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, огурчик – потому что он зеленый.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научиться, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.
3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.
Обучение необходимо начать с возраста двух лет. Не стоит начинать рано – ребенок все равно ничего не поймет. Тем более что именно в возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
Во время прогулке обращайте внимание на травку, солнышко, листочки на деревьях, цветочки на клумбе, на цвет проезжающих машин. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите малыша называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке. Во время рисования обращайте внимание не только на цвет фломастеров, но попросите малыша подобрать и колпачки.
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей раннего возраста помогают настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками. С некоторыми из этих игр хочу познакомить Вас. Эти игры учат ребенка различать предметы по цвету.

Дидактическая игра «Петушок».
Цель : учить детей соотносить предметы по цвету с образцом, закреплять основные цвета; развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, мелкую моторику. Называть основные цвета (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый, дополнительные цвета (оранжевый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой).
Материал: Яркий, красочный рисунок петуха. Использованы следующие цвета: синий, зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый. Карточки с кармашками и квадратами разного цвета (соответствующие цвету петушка) + несколько квадратиков не соответствующие цвету перышек у петушка.
Ход игры. Игра проводиться индивидуально. Предлагаю малышам рассмотреть петушка и вспомнить потешку ««Петушок, петушок золотой гребешок»:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Какой у нас красивый петушок, а перышки у него разного цвета. Рассматриваем перышки и называем, какого они цвета. Затем показываю детям карточки с кармашками и объясняю, что в большом кармашке лежат квадратики, они разного цвета (называем их). Эти квадратики такого же цвета, как перышки у петушка, но там есть и другого цвета. Давайте, разложим их по маленьким кармашкам, и посмотрим, какие цвета у на остались. Называем их.

Дидактическая игра «Заплатки».
Цель: Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память, образное мышление.
Пособия . Лесные звери – игрушки.
Геометрические фигурки (заплатки) и заготовки одежды, вырезанные из бумаги.
Ход игры. Рассказываю детям, что наши лесные звери зайчики и белочки очень любят бегать, прыгать в лесу и их одежда порвалась. Они очень расстроились и просят вас починить их брючки, юбочки, рубашки, платья. Показываю детям заготовки одежды с дырочками. Рассматриваем форму этих дырочек (квадрат, круг, треугольник, овал), цвет.
Предлагаю детям «починить» одежду, подобрав подходящие заплатки по форме и по форме и цвету


Дидактическая игра «Козлятки».
Цель: закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый); совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку (форма, цвет).
Пособия. Бумажный макет избушки; рамки-вкладыши: домики с изображением козлят и дверки к ним (разной формы и разного цвета)
Ход игры. Приглашаю детей к макету избушки. Спрашиваю: «Как вы думаете, кто живет в этом домике?» (из окошечек домика на малышей смотрят козлятки). Слушаю ответы малышей и подвожу итог. «Конечно, в этом домике живут козлятки. А кто выглядывает из-за дерева? Волк. Предлагаю детям спрятать наших козлят в домиках, чтобы волк не смог их отыскать. Подберите, дети, двери такой же формы и такого же цвета, как ваши домики.

Занятие 1

Т ема: зНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ЦВЕТАМИ

Цели: учить различать цвета (основные), учить правильно держать карандаш; коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений.

О б о р у д о в а н и е: шаблоны мяча, яблока; полоски из цветного картона; полоска с основными цветами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Знакомство с основными цветами.

2) Работа с цветными полосками.

– Разложить полоски под диктовку учителя: положить синюю полоску, рядом белую, затем красную, сверху положить зеленую.

– Сложить по образцу:

III. Пальчиковая гимнастика.

1) Сгибание кисти в кулак и разгибание поочередно и одновременно.

2) Противопоставление пальцев.

3) Упражнения для держания карандаша.

IV. Обводка по шаблонам мяча, яблока.

1) На альбомном листе: обводка по шаблону мяча. Раскрашивание.

ф изкультминутка

600 " style="width:450.0pt;margin-left:.75pt;border-collapse:collapse">

– Определите форму, цвет. Где растет?

2) Обведение по шаблону яблока.


Раскрашивание (не выходить за границы.)

V. Итог занятия.

– Что учились различать?

– Какие предметы обводили и раскрашивали? Каким цветом?

Занятие 2
Тема: Обводка по шаблону:
огурец, помидор

Цели: упражнять детей в различении основных цветов; учить правильно держать карандаш; готовить к выполнению различных видов работ: а) точное воспроизведение образца;
б) выполнение упражнений по словесной инструкции.

О б о р у д о в а н и е: цветные полоски, геометрические фигуры разных цветов; шаблоны огурца и помидора.

Ход занятия

I. Работа с цветными полосками.

1) Различение полосок по цвету.

2) Воспроизведение различных сочетаний полосок по образцу:

3) Воспроизведение различных сочетаний полосок по словесной инструкции:

4) Отобрать все геометрические фигуры красного цвета.

II. Подготовка руки к рисованию.

2) Супинация и пронация кисти (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная.

3) Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

III. Пальчиковая гимнастика.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image008_48.jpg" width="73" height="40 id="> https://pandia.ru/text/78/169/images/image010_38.jpg" width="457 height=167" height="167">

2) По инструкции учителя:

IV. Обведение шаблона сливы.

V. Физкультминутка.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)


В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение.)

VI. Обведение по шаблону груши.

(Использовать муляж груши.)

VII. Итог занятия.

– Чему учились на занятии?

– Что растет в саду?

– Как назвать одним словом?

Занятие 4
Тема: Квадрат. Штриховка
в заданном направлении

Цели: учить правильно держать карандаш; учить пользоваться трафаретом; развивать мелкую моторику кистей рук.

О б о р у д о в а н и е: линейка с трафаретами различных геометрических фигур; цветные бумажные полоски.

Ход занятия

1) Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

2) «Щелчки».

3) «Крючки».

II. закрепление названий цветов.

И г р а «Не путай цвета».

Содержание. Играющие располагаются вокруг стола, на котором разложены на некотором расстоянии одна от другой 5–6 бумажек разного цвета. Ведущий называет цвет какой-либо бумажки и быстро опускает на нее руку; одновременно с ним на эту же бумажку должны опустить руку и все играющие. Преднамеренно и неожиданно для других ведущий опускает руку не на ту бумажку, цвет которой он назвал, но играющие не должны поддаваться внушению , а класть руку на бумажку того цвета, который назвал ведущий. Кто ошибается, выбывает из игры.

III. Различение двух комбинаций цветных полосок по расположению.

найти сходства и различия в изображении букв.

IV. Упражнение для развития мелкой моторики кистей рук.

Вычерчивание с помощью трафарета. Квадрат. Штриховка в различных направлениях.

1) Повторение правил посадки.

2) Упражнения для держания карандаша.

3) Найти на линейке трафарет квадрата. Начертить квадрат.

V. Физкультминутка.

Вращательные движения (физика)" href="/text/category/vrashatelmznie_dvizheniya__fizika_/" rel="bookmark">вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою.

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

VI. Штриховка в разных направлениях цветными карандашами.

1) Показ учителем, как выполняется штриховка.

2) Штриховка мелом на доске (выполняется детьми).

3) Штриховка по воздуху.

4) Штриховка в альбомах.

VII. Итог занятия.

– Чему учились?

– С какой фигурой познакомились?

Занятие 5
Тема: Прямоугольник. Штриховка
в заданном направлении

Цели: коррекция двигательной (моторной) памяти; обучение штриховке в разных направлениях.

О б о р у д о в а н и е: цветные бумажные полоски; трафареты.

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Игра «Рожки да ножки».

«Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем; указательный и мизинец вытянуты.

«Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим.

Одна рука показывает «рожки», другая – «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями. (Сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.)

2) Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…

(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок. Дети стучат ладошками друг о дружку.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

II. Упражнения с бумажными полосками.


– На что похожи изображенные фигуры? (Стул, ворота.)

2) Игра «Не путай цвета». (см. занятие 4.)

III. Упражнения для развития умения правильно держать карандаш.

Вычерчивание прямоугольников. Штриховка в заданном направлении:

https://pandia.ru/text/78/169/images/image020_22.jpg" width="54" height="57 id="> Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз.

1) И. п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4–6 раз.

2) И. п. – стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и другом направлении – 10–15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 секунд в левую сторону, затем 5 секунд в правую.

3) И. п. – то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20–15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

V. Штриховка третьего прямоугольника.

Цвета – желтый, коричневый.

VI. Рисование контуров знакомых предметов.

– На что похоже?

VII. Итог занятия.

– Чему научились на занятии?

Занятие 6

Т ема: Треугольник. Штриховка
в заданном направлении

Цели: коррекция двигательной памяти; развитие мелкой моторики кистей рук; обучение штриховке в различных направлениях.

О б о р у д о в а н и е: трафареты, цветные полоски.

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают происходящее в ней с помощью движений рук.

Лесная история

– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)

– Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

– Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

(Дети имитируют движения лисьего хвоста, покачивая кистью руки то в одну, то в другую сторону.)

– Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)

II. Работа с цветными бумажными полосками.

1) Различение двух комбинаций цветных полосок по расположению: найти сходство и различие.

2) Расположение полосок. (Должны получиться очертания знакомых предметов. Дети рисуют их полосками.)

П р е д м е т ы: елочка, забор, ступеньки, скамейка и т. д.

III. Штриховка треугольников.

Начертить по трафарету два треугольника и заштриховать их по образцу

https://pandia.ru/text/78/169/images/image025_20.jpg" width="388" height="121 id=">

VI. Итог занятия.

– Чему учились на занятии?

– Что понравилось?

Занятие 7
Тема: Геометрические фигуры

Цели: учить различать геометрические фигуры по цвету и разному положению и размеру; развивать мелкую моторику кистей рук.

О б о р у д о в а н и е: шаблоны, геометрические фигуры (раздаточный материал).

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Где же наши руки?

Где же, где же наши руки,

Где же наши руки?

(Спрятали руки за спину.)

Где же, где же наши руки?

Нету наших рук!

(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот, вот наши руки,

(Показываем руки.)

Вот наши руки.

Пляшут, пляшут наши руки,

Пляшут наши руки.

(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения руками.)

2) «Щелчки».

3) «Крючки».

4) Вращение кистей рук с зажатыми в кулачки пальцами.

II. Работа с геометрическими фигурами.

1) Демонстрация и называние.

2) Нахождение изображенных геометрических фигур по заданию учителя. Различение по цвету, размеру.

3) Называние предъявленных учителем фигур и нахождение их на парте.

4) Изображение геометрических фигур путем соединения данных точек.

III. Физкультминутка.

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

Упражнения для глаз:

1) «Солнышко».

1–8. «На море солнышко»: чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

2) «Пловец плывет к берегу».

1–4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5–8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

3) «Яркое солнышко».

1–8 – зажмуриться – «солнце ослепило»; закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

IV. Изображение знакомых предметов обводкой по шаблону, штриховка.

1) Лодочка: 2) Светофор:

https://pandia.ru/text/78/169/images/image028_18.jpg" width="211" height="187 id=">

– Что означают сигналы светофора?

V. Итог занятия.

– Что мы сегодня повторили?

– Что узнали нового?

Занятие 8
Тема: Прямые и кривые линии

Цели: коррекция двигательной памяти; познакомить с разлиновкой тетради.

О б о р у д о в а н и е: тетради, ручки.

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Руки перед грудью на столе, согнуты в локтях.

Наши пальчики проснулись,

(Руки вверх, локти на столе, пальцы развести в стороны.)

С добрым утром!

(Рукопожатие.)

Потянулись, потянулись,

Потянулись.

(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)

Стали дружно умываться,

(Намыливание.)

Полотенцем вытираться.

Каждый пальчик вытираем,

Ни один не забываем.

Дружно делаем зарядку.

(Пальцы рук переплетаем, вращательные движения кистями вперед, назад, взмахи кистями рук.)

II. Выделение на рисунках и буквах изображения прямых линий в различных положениях.

ТНПШМ

2) Рисунки: домик, машина.

III. Путешествия в букволандию.

1) Знакомство с разлиновкой тетради.

– Хотелось бы вам научиться писать? Почему?

Красивое письмо похоже на кружево.

– Мы тоже будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенные – кружева из букв. Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, друзьям, вы сможете плести с помощью ручки и тетрадного листа. Кружевами – буквами – заполним все тетрадки. Это целая волшебная страна букв.

Давайте назовем эту страну Букволандией.

– И вот в эту сказочную страну мы и отправимся. Познакомимся с ее прекрасными обитателями – буквами, узнаем, как они пишутся, и сами будем учиться писать их красиво, чтобы не обижать прекрасных жителей Букволандии.

Итак, в путь. Хочу сказать, что на пути нам будут встречаться трудности – не бойтесь их. Будем преодолевать их вместе. Помогать друг другу.

Но прежде чем отправиться в путешествие, рассмотрим дорожку, по которой будем двигаться при обучении письму.

(Знакомство с внешним видом, выделить обложку, страницы, разлиновку, строчки.)

– Мы должны понять, что такое рабочая строка, где она находится в наших тетрадях.

Это будет как бы наша дорожка, наш путь, по которому мы отправимся в путешествие.

(Объяснение назначения горизонтальных линий: верхняя дополнительная строка, нижняя дополнительная строка.)

Дети показывают, называют хором, поодиночке.

2) Посадка при письме, положение тетради.

На столе нарисован угол 60 ° , на стороны которого кладут тетрадь.

3) Упражнения для развития умения держать ручку.

IV. Физкультминутка.

Две избушки

Две избушки плотно закрыты.

Открой окна и впусти свет.

(Держите перед собой кулаки. Разожмите пальцы.)

V. Письмо в тетрадях по образцу.

___________ . ___________ .

___________ . ___________ .

____ ____ ____ ____ ____

VI. Итог занятия.

– Что нового узнали?

– Понравилось ли вам занятие?

Занятие 9
Тема: Прямая палочка

Цели: учить писать прямую палочку; развивать мелкую моторику рук.

О б о р у д о в а н и е: песочный лист, шаблон яблока, карточка-трафарет.

Ход занятия

I. Песочная терапия.

Для занятия необходимо заранее подготовить ящик с песком (размеры ящика: 70 ´ 50 см, высота примерно 10 см).

Чувствительные ладошки

Дети делают отпечатки ладоней рук: внутренней и внешней стороной, слегка вдавив их и прислушиваясь к своим ощущениям.

«Мне приятно. Я чувствую прохладу песка (тепло). Когда я двигаю руками, ощущаю маленькие песчинки.

А что чувствуешь ты?»

– Поскользить ладонями по поверхности песка; те же движения, поставив ладонь на ребро.

– Отпечатать ладонь, кулачки, костяшки кистей рук – причудливые узоры.

– Пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой.

II. Рисование прямых, кривых и ломаных линий.

1) Путешествие в букволандию на лодочке.

– Сегодня мы отправимся с вами в страну Букволандию на лодочке.

(Штриховка лодочки.)

– Готовы? Взмахнули веслами!

Поплыли. (Показать руками взмахи весел.)

– Повторить, как правильно держать ручку, тетрадь при письме.

Разлиновка тетради: основная строка, дополнительные линии.

2) Работа с карточкой.

III. Физкультминутка.

600 " style="width:450.0pt;border-collapse:collapse">

V. Итог занятия.

– Что мы научились писать?

– Что понравилось? (Песочная терапия).

Занятие 10
Тема: Прямая палочка
с закруглением внизу

Цели: учить писать элементы букв; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

О б о р у д о в а н и е: картинка большого наружного корабля.

Ход занятия

I. Упражнение для кистей и пальцев рук.

1) Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

2) Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

3) Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

4) «Щелчки».

5) «Крючки».

II. Письмо прямых палочек.

– Сегодня мы с лодочки пересядем в большой парусный корабль и поплывем дальше по стране Букволандии.

Нас встретят на пути большие волны. Покажем рукой волны.

Но они не испугают нас.

III. Физкультминутка.

Комплекс специальных упражнений для глаз:

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

3) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4 раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

Солнечные зайчики

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

IV. Письмо палочек с закруглением внизу.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image039_14.jpg" width="104 height=66" height="66">

2) Написание палочек с закруглением внизу.

III. Физкультминутка.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image045_13.jpg" width="315" height="126">

V. Итог занятия.

– Чему учились на занятии?

– Что понравилось?

Занятие 12
Тема: Прямая палочка,
палочка с закруглением внизу,
палочка с закруглением вверху

Цели: закрепить написание изученных элементов букв; коррекция двигательной памяти.

О б о р у д о в а н и е: таблица с написанием элементов букв.

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Игра «Рожки да ножки». (см. занятие 5.)

2) Здравствуй, пальчик!

(Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.)

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам все съел,

Оттого и потолстел.

II. Штриховка обведенных по шаблонам предметов в разных направлениях.

Сегодня в путь мы отправляемся пешком. Сначала у нас на пути будет лес. Чтобы его пройти, надо заштриховать елочки.

III. Письмо прямых палочек.

Повтор правил посадки, держания ручки.

Письмо на доске мелом; обведение образца самостоятельно.

IV. Физкультминутка.

Кулачки

(Дети крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.)

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением,

Пальчики прижаты.

Кулачки упали.

Пальчики разжали.

Упражнения для глаз:

1) Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. до усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

2) Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3–4 раза.

3) Перевести взгляд быстро по диагонали: направо – вверх – налево – вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6. Затем налево – вверх – направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

V. Письмо палочек с закруглением внизу, вверху.

Письмо под счет.

VI. Итог занятия.

– Какие элементы букв мы повторили и научились красиво писать?

Занятие 13
Тема: Полуовал

Цели: научить писать новый элемент; коррекция мелкой моторики руки.

О б о р у д о в а н и е: магнитофонная запись для релаксации.

Ход занятия

I. Пальчиковая гимнастика.

1) Повторение. (См. упражнения к занятию 10.)

2) «Бинокль».

Составление овалов из пальцев.

Воспитатель говорит детям, что бинокли бывают разные. поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем – получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся «бинокли».

II. Подготовительные упражнения к написанию полуовала.

1) Путешествие в Букволандию на машине.

– Нас снова ждет страна Букволандия. Сегодня мы отправимся на автомобиле.

Подготовить машину! (Заштриховать.)

Готовы? Заводим моторы.

2) Работа по карточкам-трафаретам.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image051_7.jpg" width="125 height=57" height="57">

III. Письмо полуовала в тетрадях.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image053_4.jpg" width="69" height="59"> Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем –

И писать опять начнем.

Упражнение для глаз. (См. упражнение к занятию 10.)

V. Повторение пройденных элементов.


VI. Итог занятия.

– Какие элементы сегодня писали?

– Чему научились?

Занятие 14
Тема: Овал

Цели: учить писать новый элемент; развивать мелкую моторику кистей рук.

О б о р у д о в а н и е: песочный лист; шаблоны облаков.

Ход занятия

I. Песочная терапия.

1) Игра «Что спрятано в песке?».

Сначала дети рассматривают игрушки (типа «киндер-сюрприз»), затем их прячут в песке. Дети находят их и определяют на ощупь.

2) Письмо разных линий, элементов пальчиком на песке.

II. Упражнения для письма.

1) Путешествие в страну Букволандию на облачках.

– Сегодня путешествовать в страну Букволандию мы отправляемся на облачках.

Мы на них нарисуем разные линии: подготовим руку к написанию элементов букв.

2) Письмо полуовалов.

III. Физкультминутка.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image058_6.jpg" width="193" height="64">

– Попробуйте соединить овалы.

– Что у вас получилось? (очки.)

V. Итог занятия.

– Чему учились?

– Что понравилось?

Занятие 15
Тема: Прямая палочка с закруглением
внизу и вверху

Цели:

О б о р у д о в а н и е: шаблоны, кораблик-картинка.

Ход занятия

I. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, который час.

(Дети при помощи пальцев изображают, как входят мыши.)

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

(Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони. Остальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».)

Тут раздался страшный звон.

(Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)

Разбегайтесь, мышки, вон!

(Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.)

II. Подготовка к письму новых элементов.

III. Письмо под диктовку.

Написать: прямую палочку, прямую с закруглением внизу, полуовал, прямую с закруглением вверху, удлиненную прямую.

IV. Физкультминутка.

Упражнения для глаз.

Комплекс упражнений «На море»:

(Под медленную спокойную музыку.)

1) «Горизонт».

1–4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5–8 – повторить линию горизонта справа налево.

2) «Лодочка».

1–4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

3) «Радуга».

1–4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5–8 – повторить движения счета 1–4 в другую сторону.

V. Письмо нового элемента.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image062_7.jpg" width="250" height="87 id=">

VI. Итог занятия.

– Вам понравилось наше путешествие?

– Чему вы научились?

Занятие 16

Цели: закрепить написание изученных элементов; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в узнавании и воспроизведении.

О б о р у д о в а н и е: карточки с ракетой для штриховки.

Ход занятия

I. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж пальцев рук.

Растереть ладони.

Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положив ее на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке.

Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье; вверх по тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.

Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его (2–3 скручивающих движения – «крапивка»).

Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же, как и предплечье (6–8 раз).

Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки.

Встряхивающими движениями расслабить левую руку.

Опустить ее вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.

Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя правую руку.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Букволандию на ракете.

Прежде чем взлететь, нам нужно в карточке заштриховать ракету.

(У детей карточки.)

Заштриховать нарисованную ракету.

– Готовы? Пуск!

III. Письмо изученных элементов.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image065_7.jpg" width="52" height="58"> Руки подняли и покачали

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

(Руки вверх, наклоны вправо-влево.)

Руки согнули, кистями встряхнули –

Это ветер сбивает росу.

(Посегментное расслабление рук вниз и поднять вверх.)

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

(Повторить расслабление рук.)

Как они сядут, мы тоже покажем,

(Руки в стороны, взмахи, волны с поворотами туловища налево – направо.)

Крылышки сложим назад.

(Расслабленно руки вниз и назад за спину, кисти «в замок», лопатки соединить, держать 3–4 с, сесть за парты или столики.)

1) Письмо изученных элементов под диктовку.

2) По образцу:

VI. Итог занятия.

– Что мы сегодня повторили?

– Что понравилось?

Занятие 17
Тема: Длинная палочка с петлей внизу

Цели: научить писать новый элемент; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в узнавании и воспроизведении.

О б о р у д о в а н и е: карточки для штриховки (самолет).

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) «Здравствуйте».

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.

2) «Щелчки».

3) «Крючки».

II. Штриховка в разных направлениях (на карточках).

– Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Букволандию на самолете.

III. Письмо нового элемента.

IV. Физкультминутка.

Вышел пальчик погулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопки на счет.)

Вышел пальчик погулять.

(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки.)

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет.

(К указательному присоединяется средний.)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи!

(Затем присоединяется безымянный.)

Вместе встанем в хоровод –

(Хлопок.)

(Затем дети меняют руки местами.)

V. Письмо изученных элементов.

1) Письмо под диктовку изученных элементов.

2) Письмо по образцу.

VI. Итог занятия.

– Какой новый элемент научились писать?

– Что понравилось?

Занятие 18
Тема: Письмо изученных элементов

Цели: з акрепить написание изученных элементов букв; развитие мелкой моторики кисти руки.

Ход занятия

I. Упражнения для кисти и пальцев руки.

Кто приехал?

Кто приехал?

(Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы!

(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

Мама, мама,

Да, да, да!

(Хлопаем кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа,

(Хлопаем кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!

(Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец,

(Хлопаем кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!

(Хлопаем кончиками безымянных пальцев.)

Ах, сестричка,

(Хлопаем кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!

(Хлопаем мизинцами.)

Все мы вместе,

Да, да, да!

(Хлопаем всеми пальцами.)

II. Штриховка в разных направлениях.

III. Первая остановка.

Рисование бордюров, вычерчивание кривых и ломаных линий.

1) Вычерчивание кривых и ломаных линий по карточкам-трафаретам.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image073_5.jpg" width="119 height=26" height="26">

2) Рисование бордюров и раскрашивание их.

IV. Физкультминутка.

Как живешь?

(Показать большой палец.)

Как идешь?

(Прошагать двумя пальцами по ладони.)

А бежишь?

(Согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге.)

Ночью спишь?

(Руки под щеку, нагнуть голову.)

Как берешь?

(Ладонь в кулачок.)

(Ладонь раскрыть.)

Как молчишь?

(Прикрыть рот ладонями.)

А грозишь?

(Погрозить соседу пальчиком.)

V. Упражнения для глаз.

1) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике муха?

2) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3) Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)

VI. Письмо изученных элементов под диктовку.

Один ребенок пишет на доске, остальные – в тетрадях.

VII. Письмо длинной палочки с петлей внизу.

Сочетание овала с прямой с закруглением внизу:

VIII. Итог занятия.

– Чему учились на занятии?

– Что понравилось?

Занятие 19
Тема: Письмо изученных элементов букв

Цели: закрепить написание изученных элементов; коррекция двигательной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

О б о р у д о в а н и е: таблица с написанием элементов букв: трафареты, карточки для штриховки.

Ход занятия

I. Упражнения для кистей и пальцев рук.

1) Песочная терапия.

Игра «Что спрятано в песке?».

2) Игра «Золушка».

На столе перед каждым ребенком находится кучка семян (горох, пшеница и т. д. – трех видов). Дети закрывают глаза. За ограниченное время они должны разобрать семена на три кучки.

II. Штриховка в разных направлениях.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие на автомобиле.

https://pandia.ru/text/78/169/images/image080_4.jpg" width="62" height="61 id="> Волшебные пальчики

Вот помощники мои:

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели!

(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.)

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

V. Письмо сочетаний элементов.

VI. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше путешествие в страну Букволандию, где живут элементы букв.

Впереди нас ждет страна, где живут буквы. Мы научились писать элементы, теперь научимся писать сами буквы.

Программное содержание:

Закрепить умение различать 5 цветов.
Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности; дать представление детям о природных красках; учить последовательным путем получать краску и красить ткань свекольным соком в темно-красный цвет, приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
Закреплять навыки работы с кистью. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Словарь:

Ввести в активный словарь детей понятия: краска, красить, темно-красный цвет, мастерская.

Оборудование:

Кукла Лена, подготовленное панно-картина и набор предметов разных цветов; геометрические фигуры – круг, квадрат треугольник красного, синего, зеленого, желтого, белого цветов; натертая свекла, сок свеклы, белые кусочки ткани по количеству детей; гуашь, кисти, стаканы с водой, подготовленные карточки по количеству детей.

Ход занятия:

Драматизация сказки о волшебной кисточке

Дети сидят на стульчиках полукругом перед мольбертом.
Ребята, вы любите сказки? Тогда послушайте историю о такой же девочке, как вы.
Жила-была девочка по имени Лена. Она очень любила рисовать. В день ее рождения мама и папа подарили ей набор: альбом, кисточку и краски гуашь. Посмотрите, вот какие там были цвета. Назовите их: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Сколько кисточек подарили Лене? (одну) Сколько красок подарили? (много).
- Я кисточка не простая, а волшебная. Я научу тебя рисовать, при условии, что ты, Лена, будешь думать, стараться и не будешь лениться.
- Подумаешь, волшебная – сказала Лена. Я за нее еще и думать должна, стараться, не лениться. Вот еще! Если ты волшебная – сама подумаешь и нарисуешь все правильно! А я и так все знаю и умею.
- Ах, так – сказали кисточка услышав такие слова – я не стану помогать тебе Лена, я на тебя обиделась. Рисуй сама, как знаешь. Посмотрим, что у тебя получится.
Лена принялась за работу. У нее получилась вот такая картина.

Дидактическая игра «Исправь ошибку Лены»

Ребята, посмотрите внимательно, все ли правильно нарисовала Лена? Где она допустила ошибку?

1. Небо бывает зеленым? А каким оно бывает?
2. Солнце синее? А какое солнце?
3. Облака получились желтые. Какие бывают облака?
4. Трава на картине Лены белая. Что неправильно?
5. Кот – красный? Какого цвета бывает кот?

Вот сколько ошибок допустила Лена. Ребята, поможем девочке исправить ошибки и помириться с кисточкой? Давайте составим новую картину. (Дети по одному выходят к мольберту и выбирая силуэт нужного цвета, составляют новую картинку).
Вот теперь вы запомнили, какими цветами нужно было нарисовать картину. Вы справились потому, что многое знаете, хорошо думали и старались. Запомни Лена - любому делу учиться надо. Помирись и подружись со своей кисточкой и учись рисовать.

Прости меня кисточка, я все поняла и исправлюсь. Хорошо Лена, я не сержусь на тебя, и буду тебе помогать.

Динамическая гимнастика «Найди предмет нужного цвета»

Я дам каждому по 1 цветной фигурке (круг, квадрат).
– Что взяла Аня, какого цвета? Найдите в группе предметы такого же цвета и подойдите туда.

Беседа о красках

Дети подходят к отдельно стоящим столам с оборудованием.

Во все времена люди любили рисовать. Сейчас краски для рисования можно купить в магазине. Но давным-давно, когда на свете еще не было ваших бабушек и дедушек, у людей не было таких красок, как у вас. И люди брали краски у природы – они делала краски из глины, из сока овощей и ягод, из трав. Хотите узнать, как же они получали краску? Тогда я приглашаю вас пройти в мастерскую и попробовать свои силы. Мастерская – это комната, в которой люди работают, мастерят, делают что-то своими руками.

Экспериментальная деятельность

Я выбрала темно-красную свеклу, натерла ее на терке и выдавила сок. Какого цвета получился сок? (темно-красный). Сок я налила в мисочки.
Сейчас я окрашу природной краской кусочек белой ткани в темно-красный цвет. А вы хотите своими руками покрасить ткань в темно-красный цвет? Тогда приступим. (Дети проделывают опыт и кладут окрашенный кусочки ткани сушить).
Вы сами убедились, что свекольным соком можно покрасить ткань в темно-красный цвет. Вечером вы заберете свои платочки домой и расскажете родителям, как вы смогли окрасить их в темно-красный цвет.

Изодеятельность

На этом чудеса с красками не заканчиваются. Пройдите за столы, присядьте.
В этих волшебных квадратах спрятан рисунок. Хотите его увидеть? Тогда возьмите в руки кисточки и закрасьте его тем же цветом, каким нарисован ваш квадрат и вы увидите волшебное превращение.

Работа детей

Что появилось в волшебном квадрате у Миши? – яблоко, какого оно цвета? Действительно яблоко бывает красным. И т.п.

Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в мастерской и узнали новый цвет. Какой? (темно-красный), еще вы рисовали, и помогли девочке Лене исправить ее ошибки и подружиться с волшебной кисточкой. Теперь и вы знаете, что любому делу учиться надо.
А волшебная кисточка не прощается с вами, на следующем занятии она поможет вам учиться рисовать красивые воздушные шары.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.