Рисованию елочек разными способами песком на световом столе. Мастер-класс с пошаговым фото

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка» г.Тынды Амурской области.

цикл конспектов по технике рисование песком

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

Фисюкова Елена Петровна

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность - один из видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому.

Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д.

Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.

Конечно, вы знакомы с элементами песочной терапии. Но мне бы хотелось познакомить вас с другой формой – рисованием на песке.

В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Удивительным образом руки малыша превращают горсть песка в пейзаж, звездное небо, лес, море или волшебную страну. Особую радость доставляет детям использование подсветки, в том числе цветной или разноцветной.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования на песке проводится с подгруппой детей или индивидуально занятия во вторую половину дня .

Занятия предусматривают три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, словесные игры и упражнения на развитие воображения и умения рисовать на песке;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с воспитателем, затем и самостоятельно;

    3-й – Рассказывание, рассуждение, составление сказок, рассказов по рисункам, схемам, пиктограммам.

Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Способы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному . Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.

Способ тёмным по светлому (насыпание) . Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными (например: чайки над морем).

Способ отпечатков . Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями (например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов: поздороваться с песочком, погладить его (какой песок - тёплый, сухой?), согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками - песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами - санки.

Простые графические упражнения

1. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.

2. Выбирать и насыпать волнистые а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик бусы.

3. Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы.

4. Несложные сюжеты: крутые повороты, молния, радуга, высокие горы.

5. Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

6. Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

7. Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

8. Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Вы думаете, красивые рисунки песком получатся у вас с первого занятия? Это не совсем так, к сожалению. Хорошие рисунки создают даже не все взрослые, не говоря уже о малышах.

Если вам действительно интересно самостоятельно попробовать дело на практике, то найдите и прочитайте книгу под названием «Пишем и рисуем на песке», которую написала немецкий педагог Мариелла Зейц. Это уникальное руководство! В доступной и весьма интересной форме автор делится советами, как взрослые могут учиться сами рисовать песком и как учить детей разным техникам рисования.

Цикл конспектов является методической разработкой, направленной на обучение детей младшей группы (3-4года) технике рисования на песке для дальнейшего развития творческих способностей.

«Дождик, дождик, веселей»!

Цель: учить рисовать прямые линии (вертикальные).

Задачи:

    Учить рисовать прямые линии (вертикальные).

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Экспериментирование с песком. Рассматривание пейзажных картин на тему «Осень», беседа, наблюдение.

световой стол, песок, бумажные силуэт тучи, музыкальное сопровождение «Голоса природы» (шум дождя).

Педагог: Любите ли вы дождливую погоду? Нет? А ведь дождик нужен деревьям, траве, цветам. Да и гулять весело по лужам, если конечно у вас есть резиновые сапожки.

1. Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Показывает рисунки, выполненные карандашами или фломастерами. Спрашивает детей, чем нарисованы эти картинки и предлагает нарисовать дождик песком.

3. Рисование.

Посмотрите, на рисунке дождь ещё не начался, хотя тучи закрыли солнце. И вот первые капли дождя упали на землю. Кап-кап, кап-кап.

Рисуем длинные-длинные линии – это сильный дождь, бегут струйки;

Рисуем короткие линии – это слабый дождик, капают дождинки (капельки).

Дождик всё тише и вот совсем закончился, только на земле остались лужи.

А какой дождик будет у вас?

Дети рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

4. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какой весёлый дождик у вас получился.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»!

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать прямые вертикальные линии.

    Развивать мелкую моторику, развивать чувство ритма. эстетическое восприятие.

Предварительная работа: рисование ножек сороконожки, моделирование ёжиков из пластилина. Теневой театр «Ёжик».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, бумажные силуэт ёжика, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог с помощью теневого театра обыгрывает стихотворение Г. Лагзынь «Ёжик».

Повстречался ёжик мне,

Нёс грибы он на спине.

Добрый день колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

2. Пальчиковая гимнастика. «Колючий ёжик». Дети поднимаю руки вверх, по сигналу педагога растопыривают пальцы, сжимают в кулак и опять раскрывают – «ёжик прячет и показывает свои колючки».

Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог показывает «силуэт ёжика» и предлагает нарисовать ему много-много иголок.

Это ёжик где у него спинка? Вот. На спинки у ёжика растут иголки. Иголки расту вверх.

Педагог объясняет и показывает способ рисования иголок.

Вот спинка, ставлю сюда пальчик и рисую сначала, одну иголку – вот так. Рядом другую – вот так (фиксирует движение, что бы дети заметили отрыв пальца, от светового экрана). У ёжика много иголок давайте нарисуем ёщё.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие колючие ёжики у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Светит солнышко».

Цель:

Задачи:

    Учить рисовать круг замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику. умение работать по образцу.

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем на прогулки.

Материал, инструменты, оборудование: мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча), световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

На фланелеграф прикрепляется фигурка солнца:

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

Здравствуй, солнце, это я!

От яркого света всем становиться радостно, весело. А вот когда солнышко прячется за тучку (прикрепляют тучку), всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется. Давайте нарисуем весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.

2.Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

3. Рисование.

Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком.

Пальчиком рисуем круг

Лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.

Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.

Посмотри какое весёлое солнышко. Солнышко проснулось и улыбнулось тебе. Улыбнись ему в ответ: Скажи «Здравствуй, солнышко!»

Кого же могут разбудить его лучики? Подумай и расскажи.

4.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые солнышки у вас получились.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Искупай утёнка».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить волнистые линии (по горизонтали).

    Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

    Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа: подвижная игра «Перепрыгни через ручеёк», игры с геометрической мозаикой.

Материал, инструменты, оборудование: игрушка утёнок, световой стол, песок, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог: давайте поиграем в утят, читает стихотворение А.Барто «Ути-ути». Дети выполняют движения по показу.

Рано-рано утречком

Вышла мама уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

Вы плывите, ути-ути,

Плавно в ряд.

Хоть сыночек невелик, невелик.

Мама трусить не велит, не велит.

Плыви, плыви, утёныш,

Не бойся, не утонешь.

    Пальчиковая гимнастика. «Уточки»

Один, два, три, четыре, пять - (разгибаем пальцы)

Вышли уточки гулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Один, два, три, четыре, пять - (сгибает все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Педагог: Посмотрите какой утёнок хороший и пригожий! Глазки голубые, лапки красные, клювик чистенький. Ой, наш утёнок отчего-то загрустил, наверное он хочет поплавать в ручейке. Давайте нарисуем ручейки.

Педагог просит детей показать ручками, как утята плывут по воде. Дети (по подражанию действиям педагога) изображают волну – «рисуют» в воздухе» волнообразные линии – сначала одной рукой, затем обеими синхронно.

Педагог показывает силуэты утят и раздаёт их детям. Предлагает помочь утятам научиться плавать по ручейкам.

5. Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые ручейки у вас получились. Утятам нравиться плавать.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри -

Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Баранки-калачи».

Цель:

Задачи:

    Учить проводить круг – замыкая линию в кольцо.

    Развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука», эстетическое восприятие.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: рассматривание и обследование колец пирамидки разного размера для обогащения и уточнения тактильного ощущения, развития восприятия формы. Представление теневого театра «Приходите в гости».

Материал, инструменты, оборудование: световой стол, песок, связка бубликов-баранок для показа детям, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

1.Создание игровой ситуации

Педагог показывает детям связку баранок и обыгрывает потешку «Ай, качи-качи-качи!»

с помощью кукол би-ба-бо.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки калачи!

Глянь – баранки калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи –

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи.

Нам остались бараночки!

    Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

«Ай, качи-качи-качи, гляньте - баранки, калачи. Все румяны, горячи» и просит «нарисовать» в воздухе сначала огромный калач, потом большую баранку, и маленький - маленький бублик. Дети рисуют в воздухе пальчиком.

Затем педагог обращает внимание на световой стол, просит обвести пальчиком силуэты «бубликов-баранок» по внешнему краю (3-5 раз), чтобы запомнить движения.

Педагог предлагает нарисовать «баранки - калачи»

5.Рефлексия.

Педагог: - Молодцы, какие красивые вкусные у вас получились баранки - калачи.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать рисунки с именами детей.

«Бабочка»

Цель: Учить рисовать двумя руками.

Задачи:

    Учить рисовать двумя руками.

    Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей.

    Вызвать интерес к созданию изображения на песке.

Предварительная работа: Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Материал: световой стол, иллюстрация бабочки, бумажные заготовки тела бабочки, музыкальное сопровождение.

Содержание организованной деятельности детей:

    1. Создание игровой ситуации

Педагог: загадывает загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Ребята, кто это? (показывает бабочку)

Правильно, дети это бабочка. А что бабочки умеют делать?

А почему они летают? Что у них есть?

Посмотрите на ее крылышки. У нее есть 2 больших крылышка и 2 маленьких. А сейчас давайте попробуем превратиться в бабочек.

2. Подвижная игра «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, (покружиться)

Бабочка кружится, вьется.

(Дети под фонограмму «порхают» по группе. Как только фонограмма заканчивается, дети приседают на воображаемый цветок).

Посмотрите, дети, у меня есть бабочки (показывает заготовку), а крылышек у них нет, давайте нарисуем крылышки.

3. Упражнения «Поздороваемся с песочком». Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую…

4. Рисование.

Дети, нарисуйте бабочке 2 больших и 2 маленьких крылышка. Рисовать будем двумя руками. (дети рисуют, педагог наблюдает за их работой, если необходимо помогает, пока дети рисуют включается музыкальное сопровождение).

5. Рефлексия.

Молодцы, какие красивые бабочки у вас получились. Моя бабочка с картинки обязательно прилетит и подружиться с вашими бабочками.

Ребята вам понравилось?

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

После занятия можно сфотографировать получившиеся бабочки с именами детей.

ЛИТЕРАТУРА

    Мариела Зейц «Пишем и рисуем на песке» Практические рекомендации М. ИНТ, 2010 . – 94с

    Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144с.

    Интернет ресурсы:

Рисование песком в последнее время становится довольно популярным видом искусства. Художники создают свои картины с помощью добавления или удаления песка со стеклянной поверхности, используя контраст светлых и темных участков рабочей области. Сейчас появилось много школ и студий, где вы можете узнать, как рисовать песком. Однако, этому виду рисования вполне можно научиться и в домашних условиях.

Принадлежности для рисования песком

Рисование песком требует наличия определенного набора принадлежностей, о подготовке которых нужно предварительно позаботиться. Вам понадобится:

  • песок;
  • стол с подсветкой;
  • средство-антистатик.

Опытные художники лучшим вариантом для рисования признают вулканический песок, однако стоит он очень дорого, да и найти его не так-то просто. Поэтому рекомендуется использовать кварцевый песок. Преимущество этого песка заключается в том, что его гранулометрический состав однороден, а песчинки мелкие и хорошо просеянные. Приобрести такой песок можно даже в зоомагазине.

Конечно, некоторые, в целях экономии денег, пользуются и обыкновенным речным или морским песком, но чтобы он стал сколько-нибудь пригодным для рисования и не пылил, его нужно тщательно просеять, промыть в воде, а затем хорошенько прокалить.

Не можете найти песок — не расстраивайтесь: вместо него художники иногда используют манную крупу, соль и даже молотый кофе, хотя все эти материалы, конечно же, уступают песку в податливости к рисованию.

Столы-планшеты с подсветкой покупают в специальных магазинах. Если возможность приобрести оборудование у вас отсутствует, вы можете сделать такой стол своими руками. Как это сделать, смотрите в следующем видео:

А можно пойти еще более простым путем: взять деревянный ящик, положить на него кусок органического стекла и протянуть под ним лампочку таким образом, чтобы получить источник света, направленный на стеклянную поверхность.

Антистатик необходим для того, чтобы песчинки не подвергались электризации, не цеплялись друг за дружку, и рисованию ничего не мешало, поэтому перед каждым занятием нужно обрабатывать стекло этим средством.

Разнообразить рисование песком могут также дополнительные инструменты, например, различные кисточки или палочка для планшета.

Творческие занятия и игры с детьми на световом столе решают много задач: обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образно-логического мышления и воображения.

Световой стол является удобным и современным приспособлением для песочной анимации.
Световой планшет для рисования песком «Кидстейшн» изготовлен из натурального дерева. Невысокие бортики по краям предотвращают высыпание песка. Размер: 40*30*11 см.
**********************************************************************

Идеи для занятий на световом столе

Песочная анимация. Для рисования песком понадобится цветной песок для детского творчества (в , в ) Песочная терапия понравится как детям так и взрослым. Включайте фантазию и творите свои шедевры.

Песок можно заменить манной крупой или пищевой солью. Попробуйте использовать цветную соль для ванны.

Игры на световом столе с цветным рисом займут ребенка надолго. Как покрасить рис, читайте .

Рисование пеной для бритья. Ребенок получит новый сенсорный опыт.

Источник: artfulparent.com

Рисование по льду акварелью. На световом столе очень эффектно смотрится именно прозрачный лед. Для того, чтобы лед получился прозрачным, замораживайте дистиллированную воду или воду прокипяченную дважды. Придать льду форму шара можно, заморозив воду в надувном шарике.

Рисование на молоке. На световом столе разводы краски на поверхности молока будут выглядеть еще эффектнее.

Природа на световом столе. Разложите на поверхности стола листья, цветы и другие природные объекты для наблюдений. Действительно, структура растений лучше видна на просвет.

Интересное занятие на световом столе - конструироване объектов из коктейльных трубочек и теста для лепки (рецепт ).

Игра на световом столе с гидрогелевыми шариками (в , на ) непременно понравится детям. Поставьте на световой стол прозрачный пластиковый контейнер с высокими бортиками и наполните размоченными гидрогелевыми шариками - ребенок получит массу удовольствия от новых ощущений. Внимание: если ваш ребенок склонен тянуть в рот мелкие предметы - откажитесь от игры.

Магнитный конструктор из прозрачного пластика. С подсветкой игра преобразиться на глазах и подарит новые впечатления. Как вариант - популярный магнитный конструктор Magformers (в , в ).

Предложите ребенку поиграть с цветными деревянными блоками (в в ) для обогащения сенсорного опыта.

Сюжетные игры. Придумайте тему для игры, подберите фигурки (в , в на ) и создайте свой маленький мир.

Источник: facebook.com

Игры с разноцветными пластиковыми стаканчиками. Стройте башни, разрисовывайте фломастерами и используйте в тематических играх.


Добавьте игре объема при помощи зеркал.

Коллаж. Дайте ребенку различную мелочевку: декоративные стеклянные камешки, бусины, элементы мозаики, цветные прозрачные фишки (на ) и т.п. Используйте как прозрачные объекты, так и не пропускающие свет. Предложите ребенку выложить на световом столе узор.

Выкладываем узоры по заранее нарисованному контуру. Для занятия подготовьте рисунок на бумаге.


Посмотрите на коллаж через телейдоскоп (в ). Узоры телейдоскопа образуются прямо из окружающей среды. Разнообразие абсолютно бесконечно! Доказано, что 15 минут такого зрелища оказывают релаксирующее действие, сравнимое по целебности с 5 минутами здорового смеха. Цвета прибора и удивительные по красоте композиции помогут улучшить самочувствие ребенка и повысить работоспособность.

Светящиеся неоновые палочки/браслеты ( , ). Будьте бдительны - могут представлять опасность при нарушении целостности оболочки и попадании на кожу.

Изучаем счет.

Выкладываем геометрические фигуры декоративными палочками для размешивания напитков.

Сенсорные бутылки. В прозрачную бутылку поместите гель для волос и гидрогелевые шарики и получиться красивая игрушка для светового стола.

Использование игр с песком в здоровьесберегающем сопровождении детей дошкольного возраста

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление здоровья детей.
Важнейшей задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности.
Сл.3 Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимается настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
Сл.4 Рисование и игры с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка, позволяют ребёнку преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Сл.5 В рисовании и играх с песком я использую как индивидуальную форму работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, ставлю перед собой цель – тщательное наблюдение за ребёнком, выясняю причину дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме воспитатель ориентирую детей на самостоятельную игру.
Игры с песком разнообразны:
рисование на песочных столах, (рисование песком, песочная анимация)
аппликация из песка;
обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);
познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.);
проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию).
Сл.6 Игровая деятельность с песком направлена на формирование базисных качеств личности ребёнка – дошкольника: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения, рефлективность, компетентность.
Сл.7 В своей практике я использую следующие здоровьесберегающие технологии, которые входят в рисование и игры с песком:

Нетрадиционное рисование (рисование песком)

Искусство, творчество увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, ракушками, камешками, водой, очень нравится детям.
Сл.8 Благодаря играм с песком, удается преодолеть нежелание заниматься и негативизм, потому что все происходит в интересной и привычной для ребенка среде с использованием разных материалов.
Развитие общей моторики
Рисование и игра на песочном столе происходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. Я считаю обязательным проведение динамических пауз, физминуток в виде пальчиковых игр, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Развитие мелкой моторики
При рисовании песком мы используем обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент картины мы рисуем определенным пальчиком определенной руки. В процессе рисования песком задействуем всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Релаксация
Рисование на песочных столах проходит под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Цветовосприятие
При развитии цветовосприятия, в своей работе я использую песочные столы, которые имеют цветную подсветку. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.
Сл. 13 Мы рисуем песком разными способами: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, ребром ладони, кулачками, щепотью, кистью для акварели, кистью латексной, ситом, скребками, стеками, трафаретами, массажными мячиками, шприцем.
Сл.14
Сл.15 В рисовании на песке я использую следующие техники рисования на песке: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, прихлапывание, просеивание песка между пальцами, через сито.
Сл.16 Всё это дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования и игр с песком, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.

Сл.17 Воспитание сказкой
Используя игровую технологию рисования на песке мы вводим ребенка в новый еще неведомый ему мир, имеющий также свои правила. Изложить их сущность помогают сказочные персонажи. Это может быть песочная фея, волшебник, гном и др. Мы придумываем для них истории, сказки. Сказка несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Чтобы активизировать внимание детей на этом моменте использую стихотворную форму.
Например:
Чтоб злодеев побеждать, мало просто много знать.
Надо быть активным, смелым, добрым, сильным.
А еще желательно делать все внимательно!

Массаж и самомассаж
Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения.
Сл.18 Используя в совместной деятельности игры с песком мы заметили, что дети стали более активными, научились работать в паре, в команде, у них стабилизировалось эмоциональное состояние, стали проявляться творческие действия, появилось желание довести свою работу до конца.
Поэтому мы целенаправленно включаем игры игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
К таковым относятся:
*игры с детьми на накопление эмоций;
*игры с песком;
*игры на эмоциональное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми;
*игра на преодоление негативных эмоций;
*игра на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
*игры на развитие эмпатии у детей и другие
Сл.19 . Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль. Кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания.

Наталья Тимошкина

Но прежде я решила попробовать самостоятельно обучиться технике рисования песком по книге немецкого психолога Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке . Практические рекомендации» . Эта книга знакомит с различными методиками рисования на песке , которые открывают широкие возможности для развития творческих возможностей как детей, так и взрослых. Я хотела бы показать некоторые техники изображения .

1. Рисования Кулаком


2. Рисование ладонью


3. Ребром большого пальца


4. Рисование щепотью


5. Рисование мизинцами


6. Одновременное использование нескольких пальцев


7. Симметрично двумя руками.


8. Отсечение лишнего


9. Насыпание из кулачка


10. Рисование пальцем


Еще у нас появилась коробочка с различными материалами для рисования :ситечки, сделанные из баночки из под йогурта, кондитерские шприцы, массажные мячи, трафареты,



Вот как мы их используем кондитерский шприц.


Такой след оставляют массажные мячики.


С помощью ситечка распределяем равномерно песок по поверхности для будущего рисунка.


А это рисунки с использованием трафаретов.




Прежде чем приступить к рисованию я рассказываю и показываю сказку, а потом даю возможность самостоятельно рисовать детям. О одной песочной сказке я расскажу в следующий раз.