Психологические занятия с детьми 3 4 лет. I этап

Микодина Любовь Анатольевна

Педагог – психолог

КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних г. Жезказган»

Занятие педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и познавательной сферы для детей 3-4 лет на тему: «Дикие животные»

Развитие познавательной, коммуникативной сферы детей.

Расширение словарного запаса.

Развитие речи и мышления.

Стимуляция внимания, обучение способности к переключению внимания.

Развитие моторной ловкости, мелкой моторики.

Оборудование: перышко, диск с записью звуков леса, ноутбук, разрезные картинки (малина, шишка, желудь, гриб, морковь); цветные карандаши; раздаточный материал (лабиринт).

Ход занятия:

Приветствие.

Психолог. Ребята, я рада видеть вас. Давайте поздороваемся. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Саламат, я рада тебя видеть». Теперь Саламат берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: «Лена, я рад видеть тебя» и т. д.

Психолог: Ребята! Я предлагаю отправиться сегодня в лес. Садитесь поудобнее, закройте глаза и послушайте, как звучит лес.

Пока звучит запись звуков леса, педагог ставит на стол сундучок.

Игра «Волшебный сундучок»

Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что там внутри. Но, чтобы его открыть, нужно сказать волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка.

Чтобы сундучок открыть,

Нужно чудо совершить.

Вот волшебные слова,

Повторяйте, детвора!

Раз, два, три!

Покажи и научи!

Игра «Собери картинку»

Психолог. В нашем сундучке есть разрезанные картинки, а вам надо собрать их (изображения: малина, шишка, желудь, гриб, морковь).

Игра «Угощения для зверей»

Как вы думаете, каких диких животных мы сможем угостить этими гостинцами?

К каждой картинке с изображением животного найти пару с изображением угощения для них.

Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Стихотворение

Движения

Дикие животные

Водятся в лесу.

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Волка, кабана.

Прячет всех надежно

Лесная тишина.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.

На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться».

Игра «Кто спрятался в лесу?»

Цели: Развивать зрительное внимание, сообразительность. Закреплять умение говорить полным предложением. Воспитывать терпение. Ход игры. Психолог предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением, нельзя выкрикивать ответ с места.

Например:

Я вижу лису.

Психолог раздает вырезанные из картона силуэты названных животных и предлагает их раскрасить.

Физминутка

А теперь представьте, что вы сами ненадолго превратились в лесных жителей.

Стихотворение

Движения

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

Останавливаются.

Задание «Лабиринт»

Помоги животным найти своих малышей.

Игра «Хлопни в ладоши»

Психолог. Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову дикое животное – хлопни в ладоши. Будьте внимательными.

Слова: кошка, книга, заяц, стул, дверь, виноград, волк, ножницы, окно, медведь, стекло, олень, крыша, собака, арбуз, еж, кровать, корова, белка, чайник, тарелка, полка, пальто, мяч, тигр, лиса.

Игра «Зайчата»

Далеко-далеко в лесу жили зайчата. Они любили скакать по лужку и кушать травку. Им было так хорошо, что они и не заметили, как вдруг на солнышко набежала туча, и подул холодный ветер. Зайчата стали замерзать. Они сжались в маленькие клубочки, чтобы согреться. А когда загремел гром, ушастики и вовсе задрожали от страха. Они не знали куда спрятаться. Ведь рядом не было их норки. Но, к счастью, тучка быстро улетела. И снова выглянуло солнышко! Зайчата осмелели, расправили плечики и снова занялись своими делами. (Игра повторяется 2-3 раза.)

Игра «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.

Психолог. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Назару, от Назара к Маше и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, ведь каждый добавил частичку своей дружбы.

Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания!

Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

Занятие 1. Знакомство

«Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

«Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково - например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.

«Я - мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я - мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат - в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.

«Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать».

Включается музыка для релаксации.

Занятие 2. Веселые-грустные

«Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» - «Здравствуй, я Сашенька».

«Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька...».

«Раз, два, три, зайцы - замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3-4 раза).

Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

«У птички болит крылышко - пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку.

Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша - хорошая».

«Тихий час для мышат».

Занятие 3. Страшный-веселый

«Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

«Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

«Страшный - веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

«Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо - он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)

Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.

«Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

«Тихий час для мышат».

Занятие 4. Радуется-боится

«Хорошие ушки--красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

«Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

«Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей - Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.

«Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

«Тихий час для мышат».

Занятие 5. Радость, страх, злость

«Пластилинчик».

«Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).

«Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

«Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).

«Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

«Тихий час для мышат».

«Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.

«Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы - он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.

«Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

«Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?

«Тихий час для мышат».

Занятие 7. Узнаю чувство по походке

«Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик - напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка - мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

«Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому - как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй - страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

«Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

«Тихий час для мышат».

Занятие 8. Забота

«Превратились - кошечки - радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

«Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

«Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.

«Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

«Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

«Тихий час для мышат».

Занятие 9. Поссорились-помирились

«Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая - добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

«Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.

«Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.

«Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).

«Утро--вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», - дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», - дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

«Тихий час для мышат».

Программа занятий с детьми 4-5 лет

Занятие 1. Я рясту, изменяюсь

«Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

«Я - маленький. Я - большой». Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

«Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

«Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

Занятие 2. Я рясту, изменяюсь

«Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

«Умел - умею - буду уметь». Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.

«Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика - это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий - мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает - идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий - либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 3. Я - мальчик, девочка

«Мысленная картинка».

«Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч -- то, что умеют девочки.

«Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю... », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

«Я - мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы - МУ, Кошки - МЯУ, ГАВ - собаки, Овцы - БЕ, Козы - ME, А киты - ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?

Потому, что киты в рот набрали воды!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики

«Мысленная картинка».

«Какие девочки - какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

«Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков - откатить.

«Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

«Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» - Почувствовал пес и полез в конуру.

«Коты - это скверно, пора уходить!» - Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

«Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! - Вскричала хозяйка и влезла на стул.»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 5. Кто хозяин своих чувств

«Мысленная картинка».

«Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

«Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других - такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

«Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

«Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 6. Я учусь не драться

«Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.

«Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

«He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

«Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

«Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять - И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 7. Я учусь не обзывать других

«Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

«Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты -...» - «А ты - ...».

«Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

«Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

«Акулы-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В.Семерина: «Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь. У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки - Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится-Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!!

Храбрый мальчик крикнул: Брысь!!!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Занятие 8. Я учусь не обижаться

«Мысленная картинка» на тему «Обида».

«Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

«Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства - злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

«Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по: разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

«Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

«Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока - Кровать Лежебоке высока.

Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке - морока!

Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.

Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»

«Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Юлия Исакова
Адаптированная программа психологических занятий «Цветик-семицветик» для детей 3–4 лет. Занятие «Давайте дружить»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102»

Педагог-психолог : Исакова Ю. А.

Для занятий с детьми 3-4 лет я разработала одну адаптированную программу основе двух известных программ : «Давай поиграем ! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет ». / Авт. -сост. И. А. Пазухина, «Цветик– семицветик . Программа интеллектуального , эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет ». / Авторы :Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А

Цель программы : создание условий для естественного психологического развития ребёнка .

Задачи :

1. Развивать эмоциональную сферу. Ввести ребёнка в мир человеческих эмоций.

2. Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.

3. Развивать личностную сферу – способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение.

5. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Тематический перечень занятий

Занятие 1 . Знакомство

Занятие 2 . Мои умные помощники

Занятие 3 . Мои любимые сказки

Занятие 4 . В гостях у сказки

Занятие 5 . Давайте дружить

Занятие 6 . Моё настроение

Занятие 7 . Радость

Занятие 8 . Грусть

Занятие 9 . Гнев

Занятие 10 . Словарик эмоций

Занятие 11 . Разноцветный паровозик

Занятие 12 . Пригласительный билет

Занятие 13 . Итоговое

В качестве примера привожу конспект НОД.

Давайте дружить

Цели :

1. Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты.

2. Учить детей ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами.

3. Способствовать плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе» .

4. Учить детей поддерживать короткий диалог.

1. Приветствие.

Психолог предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи «мяча-помощника» . Все садятся в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

2. Подвижная игра «Паровозик дружбы » .

Психолог предлагает детям отправиться в гости к их другу Ушастику на паровозике дружбы . Психолог приглашает каждого занять своё место , подчёркивая некоторые отличительные особенности детей , например :

Девочка, которая пришла в зелёной кофточке, пройдёт в первый вагончик. И т. д.

Движение паровозика можно сопровождать следующей песенкой :

Поезд мчится и грохочет –

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Машинист вовсю хлопочет –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух…

Поезд мчится под горой –

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей –

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

3. Появление Ушастика.

Ушастик приветствует детей и дарит им в знак дружбы сердечки , которые отличаются размером и цветом . Детям необходимо найти такое же среди оставшихся и склеить их между собой.

Потом Ушастик предлагает поиграть с его друзьями.

4. Чтение сказки «Как грузовичок друга искал» .

КАК ГРУЗОВИЧОК ДРУГА ИСКАЛ

Жил-был на свете грузовичок. Он был очень одинок, у него не было друга. Поехал грузовичок друга искать. Едет, едет по дороге, а навстречу ему коза. Остановился грузовичок и спрашивает :

Вам не нужен друг?

А что ты умеешь делать?

Я умею катать.

Прокати.

Залезла коза в кузов, а тут лиса дорогу перебегает.

Вам не нужен друг?

Нужен. А что ты умеешь делать?

Я умею катать.

Прокати.

Стало их уже двое в грузовичке. Катятся звери в грузовичке, а навстре-чу заяц.

Вам не нужен друг?

Очень нужен. А что ты умеешь делать?

Я умею катать.

Прокати.

Стало их трое в грузовичке. Катятся звери, а навстречу самосвал.

Вам не нужен друг?

А что ты умеешь делать?

Я умею катать.

А я умею грузы перевозить и сваливать их в кучу.

Как же мы все будем дружить ? - спрашивает грузовичок.

А вот как, - говорит умная лиса. - Вы - грузовичок и самосвал - будете работать на стройке , грузы возить. А мы будем помогать : коза будет молоко давать , заяц - в барабан бить, а я, лиса, сказки рассказывать.

5. Беседа с детьми о прочитанном.

Как жилось грузовичку до встречи с друзьями? (Плохо, одиноко.)

Каких друзей повстречал грузовичок? (Козу, лису, зайца, самосвал.)

Что придумала умная лиса, чтобы все они могли вместе дружить ? (Грузовичок и самосвал стали работать на стройке, коза - молоко давать , заяц - в барабан бить, лиса - сказки рассказывать.)

6. Игра-имитация «Лесная зверобика» .

Мы будем слушать и этих зверей изображать. Вставайте каждый на свою тропинку леса.

Мышка, мышка, Мягкий, пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спина слегка прогнута вперед ,

Мышка тихо идет, «лапки» перед грудью.

В норку зернышко несет.

А за мышкой шел медведь, Ноги слегка расставлены, колени чуть

Да как начал он реветь : согнуты, корпус прямой. Пружинис-тый

«У-у! У-у! шаг на всей ступне. Руки перед грудью

Я вразвалочку иду!» слегка согнуты в локтях, словно мишка

держит бочонок с медом.

А веселые зайчата - Легкие прыжки, ноги мягко пружинят

Длинноухие ребята - в коленях, руки перед грудью, кисти

Прыг да скок, прыг да скок свободно опущены.

Через поле за лесок.

Шел по лесу серый волк, Широкий пружинистый шаг с чуть

Серый волк - зубами щелк! наклоненным вперед корпусом. Руки

Он крадется за кустами, попеременно выносятся вперед.

Грозно щелкает зубами.

Вот лягушка по дорожке Прыжки из положения «вприсядку» ,

Скачет, вытянувши ножки, колени разведены.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток - и молчок.

Птички в гнездышках проснулись, Легкий бег врассыпную; птички

Улыбнулись, встрепенулись : чистят крылышки, машут

«Чик-чирик, всем привет! хвостиком (руки сзади, ладошками

Мы летаем выше всех!» друг к другу); легко прыгают.

(Н. Воронова)

7. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Ушастик интересуется у детей , что им понравилось больше всего. Потом с каждым прощается с помощью мяча-помощника.

Поскакал мячик по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок в (имя ребёнка) ладошки.

До свидания, (имя ребёнка!

Дети прощаются с Зайчиком.

Психологические занятия для детей 4 лет

ТЕМА: “ГРУСТЬ”

Цели:

  1. Знакомство с эмоциональным состоянием “Грусть”.
  2. Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.
  3. Тренировка мимических навыков.

Ход занятий

1 этап – организационный (активизация внимания детей)

Игра “Зеркало”

Дети повторяют за ведущим предложенные движения.

Встреча гостя – к детям приходит Курочка Ряба

2 этап – мотивационный (развитие слухового восприятия)

Прослушивание сказки “Курочка Ряба” (магнитофонная запись или рассказ).

Работа с последовательными картинками к сказке.

3 этап – практический

Задачи:

  1. Развитие операций сериация. Обучение установлению причинно – следственных связей.
  2. Развитие операции сравнение.
  3. Знакомство с мимическими проявлениями эмоции “Грусть”.

Развитие мимической выразительности.

  1. Развитие наглядно – образного мышления.

Работа с пиктограммами “Радость” и “Грусть” (радостные и грустные бабушка и дедушка в сказке).

Работа с зеркалом мимическая гимнастика, этюды на выражение эмоционального состояния “Грусть”.

Зрительный синтез из трех, четырех частей. Детям предлагается помочь Курочке Рябе собрать разбитое яичко.

Пальчиковая игра “Курочка Ряба и ее цыплятки”: дети рассказывают стихотворение и поочередно разгибают пальцы рук.

Раз – цыпленок у корытца, хочет он воды напиться,

Два – на камушке стоит и на курочку глядит,

Третий прыгнул на порог – виден желтый хохолок,

Четвертый отыскал зерно – очень вкусное оно,

Вот цыпленок номер пять – щиплет травку он опять.

4 этап – рефлексивный

Задача:

Развитие умения анализировать свои эмоциональные проявления.

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают Курочке Рябе о том, когда им бывает грустно.

Прослушивание грустной музыки. Рисование пиктограммы “Грусть”.

ТЕМА: ВОСПРИЯТИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ:

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

Цели:

  1. Развитие восприятия.
  2. Обучение установлению причинно – следственных связей.

Ход занятия

1 этап – организационный (создание эмоционального настроя группы)

На занятие пришел Незнайка (кукла, одевающаяся на руку). Он здоровается с каждым ребенком за руку.

2 этап – мотивационный (создание “ситуации удивления”)

Незнайка принес коробку с кубиками. Все кубики в коробке одного размера, но все – разных цветов.

Незнайка предлагает ребятам поиграть. Для этого нужно вытянуть обе руки вперед ладонями вверх. Незнайка кладет каждому ребенку в правую руку по красному кубику (они легкие). Затем Незнайка в левую руку каждому ребенку кладет по желтому кубику (они тяжелые).

Можно использовать кубики из картона или пластмассовые. Красные кубики – пустые, желтые – наполнены металлическими гайками. Разница в массе кубиков должна быть ощутимой.

3 этап - практический

Задачи:

  1. Развитие операции сравнение.
  2. Обучение умению устанавливать причинно – следственные связи. Дети сравнивают кубики (выделяют сходства и отличия). Затем

Незнайка предлагает детям поставить опыты. Ведущий приносит таз с водой и еще одну коробку с различными предметами (обязательно должны присутствовать деревянные предметы разной величины и цвета, железные предметы разной величины и цвета; можно использовать стеклянные предметы, пластмассовые и камушки).

Первые 5 предметов (из разных материалов) по одному бросают в воду и наблюдают за ними (тонут или плавают). Затем каждый ребенок берет по одному предмету и высказывает свое предположение, как этот предмет будет вести себя в воде (утонет или не утонет). Затем предположение проверяют.

Ведущий может нарочно пугать детей. Например, говоря, что красный шарик утонул, может, и этот красный шарик утонет (шарики из разных материалов).

4 этап - рефлексивный

Задача:

Развитие операции обобщение.

Незнайка спрашивает детей: “Какие же все – таки предметы тонут и почему? Все ли тяжелые предметы тонут? Тяжелое деревянное бревно утонет? А меленький легкий железный шарик?”

Дети объясняют Незнайке, что они поняли из опытов. Делятся обобщения: все деревянные предметы не тонут, все камушки тонут и т. д.

ТЕМА: “МОИ ПОМОЩНИКИ РУЧКИ”

Цели:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие самопознание: показать детям значимость рук в жизни человека.
  3. Формирование позитивной мотивации общения.

Ход занятия

1 этап – организационный

Задачи:

  1. Эмоциональный настрой. Привлечение внимание детей.
  2. Формирование позитивной мотивации общения. Развитие умения слушать.
  3. Развитие саморегуляции.

Приветствие “Здравствуйте”.

Дети встают в круг. Психолог предлагает поздороваться сначала самим

с собой : “ Здравствуйте, ручки, здравствуйте, ножки, здравствуйте, ушки,

Здравствуй, носик, здравствуй, ротик, здравствуйте, глазки”; а затем друг

С другом: “Здравствуйте, детки, - здравствуй, Саша, Маша…”

Упражнение “Хорошие новости”

Сидя в кругу, перекатывают мяч друг другу. Ребенок, к которому прикатился мячик, по желанию рассказывает о том, что хорошего произошло у него за те дни, когда не было занятий. Остальным детям при этом предлагается внимательно послушать говорящего, не перебивая его. По окончании рассказа дети могут задавать вопросы.

2 этап - мотивационный

Задачи:

  1. Развитие рефлексии.
  2. Настройка.
  3. Развитие самоанализма.

Упражнение “Вспоминалки”

Психолог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий (мои глазки, мой носик, мой ротик, мои ушки). “С какими нашими помощниками мы уже познакомились на наших прошлых занятиях?”

Вопрос: “Как вы думаете, с каким помощником мы будем знакомиться сегодня?”

Дети высказывают свои предположения по этому поводу. Сюрпризный момент. В гости приходит Королева Перчатка и рассказывает о своих друзьях – ручках. В ходе рассказа детям задаются следующие вопросы:

  • А у вас есть ручки?
  • Чем и каким образом нам помогают ручки?
  • Нужны ли вам ручки?
  • Для чего?
  • Нужно ли ухаживать за ручками?
  • Каким образом?

Королева Перчатка предлагает подружиться со своими ручками, поиграть с ними.

3 этап – практический

Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Развитие тактильной памяти.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Двигательная разминка.
  5. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  6. Развитие распределения внимания.
  7. Формирование навыков невербального общения.
  8. Развитие устойчивости внимания.
  9. Развитие мыслительной операции анализа.

Игра “Волшебные дощечки”

Материал: дощечки 15*10 см; на них наклеены: искусственный мех, фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага. Детям предлагается рассмотреть дощечки, чем они отличаются друг от друга, есть ли одинаковые. Дети закрывают глаза (завязывают, отворачиваются).

  • С помощью рук нужно определить, что за дощечка предлагается, описать ее.
  • Постараться найти “подружку” дощечки (парную).
  • Дощечки раскладываются в определенном порядке.
  • Дети должны запомнить расположение дощечек.

Затем дети закрывают глаза, а психолог в это время меняет какие – либо дощечки местами. Дети находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.

Игра “Ищем клад”

Королева Перчатка предлагает детям схему групповой комнаты. На схеме “Х” обозначено местоположение клада. Дети анализируют схему совместно с психологом и приступают к поиску.

Клад – “Волшебный мешочек”.

Игра “Волшебный мешочек”

Королева Перчатка предлагает детям посмотреть, какие игрушки лежат в “волшебном мешочке”, а посмотреть предлагается с помощью помощников – ручек. Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупать какую – либо игрушку (психолог фиксирует ее своей рукой), ребенок дает максимальное описание игрушки и возможно, предположение, о том, что это может быть. Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения).

Обращается внимание на то, что играть в эту игру детям помогали их помощники – ручки.

Игра “Пальчики”

Взгляни на ручку поскорей!

Сколько пальчиков на ней?

Раз! – Это пальчик большой, толстенький, важный такой!

Два! – Указательный пальчик, он непоседливый мальчик!

Три! – Средний пальчик, на ладони он остальных длинней немножко!

Четыре! – Безымянный, он с мизинцем вместе бьет поклон!

Пять! – Самый маленький братишка – мизинчик, озорной плутишка!

Игра “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”

Дети делятся на две группы. Одна группа остается дома, другая группа “идет гулять”. Во время “прогулки” вторая группа договаривается, какое движение они будут показывать первой группе.

По возращении дети второй группы здороваются: “Здравствуйте, детки!”

1 группа: “Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?”

2 группа: “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем” (показ определенных действий с помощью рук)

Например:

Плавание

Игра в мяч

Стирка

Причесывание

Группы меняются местами.

Индивидуальное занятие “Найди пару Перчаточке”

Королева Перчатка предлагает отдохнуть и сесть за стол, где предлагается детям познакомиться со своими подружками – Перчаточками.

Дети анализируют, чем Перчаточки похожи друг на друга, чем отличаются.

Перчаточки просят помочь сделать веревочки для каждой пары, чтобы не теряться на прогулке.

4 этап - рефлексивный

Задача:

  1. Развитие самостоятельности мышления. Рефлексия занятия.
  2. Возвращение к вопросам, заданным на втором этапе занятия.

После этого психолог задает детям следующие вопросы:

  1. Что запомнилось на сегодняшнем занятии?
  2. Какая игра понравилась больше всего?
  3. Какие помощники помогали нам на этом занятии?

Прощание с Королевой Перчаткой и друг с другом.


Психологические игры, рассмотренные в данном материале, помогут сформировать у ребенка основные навыки общения, развить его волевые и нравственные качества.

По сути любая коллективная детская игра выполняет функцию развития навыков общения ребенка со сверстниками. Основная же задача взрослого — организовать процесс игры так, чтобы ребенок научился правильно пользоваться речевыми и неречевыми средствами коммуникации, а также взаимодействовать с партнерами по общению без проявления агрессии.

Большое значение в развитие навыков общения отводится сюжетным играм, в которых ребенок приобретает и развивает коммуникативные навыки и получает социальный опыт. Помимо этого, многие сюжетные игры способствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка. Так, существует ряд игр, которые помогут развить у ребенка доброе отношение к окружающим, научат его сопереживанию, взаимопомощи и взаимовыручке. Формированию волевых качеств ребенка способствуют игры, в которых есть элементы соревнования. В основном это спортивные игры.

Игры, помогающие детям в общении

Катюшин день рождения

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков словесного общения и слушания.

Необходимое оборудование : кукла.

Ход игры. Ведущий показывает детям куклу и предлагает всем вместе придумать рассказ, о том, как маленькая девочка Катя проводит свой день рождения, какие подарки она получает, кого из друзей приглашает в гости и т. д. Взрослый начинает историю какой-нибудь простой фразой, например: «Как обычно, будильник прозвенел в семь утра. Катя открыла глазки, зевнула и посмотрела в окошко. Там она увидела...» Не завершив фразы, ведущий передает куклу одному из детей. Ребенок, получивший из его рук «Катюшку», должен продолжить фразу, завершить ее. Например, он может сказать так: «Там она увидела птичку на ветке. Птичка пела веселую песенку». После этого он передает куклу следующему игроку, и тот тоже сочиняет продолжение истории: «Потом птичка улетела, Катя встала с постели и пошла умываться». И так далее по кругу. В результате общих усилий- получается настоящий рассказ про девочку Катю и ее день рождения.

Примечание. В игре участвует не менее 5—6 человек.

Эхо

Возраст: 4 — 6 лет

Цель игры: развитие произвольного слухового внимания.

Необходимое оборудование : игрушки и книжки, играющие роль призов.

Ход игры . На одном конце комнаты находится водящий (воспитатель или ребенок), который негромко произносит то или иное слово. Слово нужно сказать так тихо, чтобы у игроков возникала потребность прислушиваться. На другом конце комнаты — дети, по очереди играющие роль эха. За каждое правильно повторенное слово игрок получает призовой жетон.

Испорченный телефон

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков произвольного слушания и речевого общения.

Ход игры . Дети рассаживаются на стульях, расположенных по одной линии. Ведущий произносит короткое предложение шепотом в ухо первого игрока. Первый игрок таким же образом передает фразу второму игроку и т. д. Последний игрок произносит фразу вслух. Все игроки сравнивают результат с оригиналом. Затем следующая фраза передается в обратном направлении — от последнего игрока к первому.

Зоопарк

Возраст : 3 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков несловесного (мимического, тактильного) общения.

Ход игры. Выбирается водящий, который изображает без слов (жестами, мимикой) какое-либо животное. Остальные игроки должны угадать, какое животное загадал водящий.

Примечание . Игра может быть использована и в процессе индивидуальных занятий.

Теремок (сюжетно-ролевая игра)

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: развитие навыков речевого и неречевого общения, произвольного слушания.

Ход игры. Ведущий помогает (если это необходимо) детям распределить роли. Кто-то будет мышкой, кто-то — лягушкой, зайцем, ежиком, лисицей, волком, медведем. Всех животных может быть по нескольку, а медведь только один. Игроки встают в хоровод и начинают движение по кругу со словами:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

В это время все дети, исполняющие роль мышек, вбегают в круг и говорят:

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Они изображают с помощью жестов, мимики, характерных звуков животное, роль которого исполняют.

Никто не отвечает, и «мышки» остаются в кругу. Хоровод продолжает движение по кругу, произнося те же слова, но называя другое животное. Дети, исполняющие роль названного животного, выбегают в круг и спрашивают:

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Им отвечают дети, уже стоящие внутри круга.

Я — мышка-норушка (жестами и мимикой изображая животное).

Я — лягушка-квакушка и т. д.

И, получив ответ, приглашают поселиться в теремке.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «медведь». Ребенок, исполняющий роль медведя, ходит вокруг обитателей теремка. На вопрос: «А ты кто?» — он отвечает: «А я мишка — всех ловишка». При этом дети разбегаются в условленные места (стулья, которые являются неприкосновенными для «медведя»). А тот, кого поймает «медведь», становится теперь водящим.

Паровозик (сюжетно-ролевая игра)

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков коммуникации и речи.

Необходимое оборудование : картинки с изображением домов, городов и т. п.

Ход игры. Ведущий совместно с детьми расставляет стулья друг за другом, имитируя вагоны поезда. Он помогает (если это необходимо) детям распределить роли машиниста, помощника машиниста, кондуктора и пассажиров. Когда все приготовления закончены, ведущий объявляет: «Посадка на скорый поезд до станции «Васильково» производится на первом пути». Дети занимают места и действуют в процессе игры согласно своим ролям. Задача ведущего состоит в том, чтобы наблюдать за правильностью исполнения ролей игроками.

Игру можно усложнить, например, раздать «пассажирам» важные задания. Пусть они «собирают сведения» о городах, в которых останавливается поезд, об их жителях и достопримечательностях. Для этого надо разложить по всей комнате заранее приготовленные картинки с изображением зданий, школ, магазинов, фонтанов, людей (мам с детьми, школьников, спортсменов, бабушек и т. д.), транспорта (трамваев, автобусов, троллейбусов, маршрутных такси и т. д.). Всех пассажиров необходимо разделить на группы: первая собирает картинки с изображением людей, а затем рассказывает, кто живет в городе; вторая — картинки с достопримечательностями города, а третья — картинки с изображением транспорта.

Магазин игрушек

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков речевого общения.

Необходимое оборудование : игрушки.

Ход игры . Выбирается водящий, исполняющий роль продавца. Остальные игроки — покупатели. Задача покупателей — объяснить, не называя предмета, что они хотели бы купить. А задача продавца — понять, что хочет приобрести покупатель.

Провожающий и отъезжающий

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков неречевого общения.

Ход игры. Игра может проводиться как в группе, так и в парах. Один из игроков — отъезжающий, другой — провожающий. Задача игроков — передать друг другу какую-либо информацию без помощи слов, пользуясь только жестами, мимикой.

С кем я подружился

Возраст : 3 — 5 лет.

Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.

Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по размеру детской руки.

Ход игры . Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребенка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков — запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.

Примечание. В игре участвует не менее 8 человек — по числу отверстий в коробке.

Узнай по хлопку

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры : развитие навыков неречевой коммуникации.

Ход игры . Выбирается водящий, который садится спиной к игрокам. Игроки сначала хлопают в ладоши один раз и называют свое имя. Водящий внимательно слушает и старается запомнить, кто как хлопает. Затем игроки продолжают хлопать, но уже не называясь. Водящий должен угадать, кто произвел хлопок.

Руки — звери

Возраст : 2 — 4 года.

Цель игры: развитие неречевого общения, общения с помощью прикосновений.

Ход игры. Дети в произвольном порядке разделяются на пары. По команде ведущего рука одного из детей превращается то в страшного зверя (тигра, медведя), то в ласкового и нежного (котенка, зайчика), который гуляет по спине соседа. Задача другого — угадать зверя, который гуляет по его спине.

Лев — зайчик

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Ход игры . Ведущий предлагает ребятам превратиться сначала в больших и сильных, потом в маленьких и слабых животных (волк — мышонок, слон — котенок, тигр — ежонок) и рассказать о своих чувствах, ощущениях.

Большие — маленькие

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры

Ход игры. Дети поочередно изображают то маму, то ее детеныша у различных животных (слониху и слоненка, кошку и котенка), а затем делятся своими впечатлениями.

Смелый — трусливый

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры : развитие коммуникативной чувствительности ребенка.

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности ребенка

Ласковое имя

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры: помочь детям осознать свое место в мире.

Необходимое оборудование: мяч.

Ход игры. Дети располагаются в кругу. Ведущий просит детей вспомнить, как их ласково называют дома. Затем ведущий говорит: «Сейчас мы будем бросать друг другу мячик. Тот, у кого мячик окажется в руках, должен назвать одно из своих ласковых имен. И еще — заполните того, кто бросил вам мячик, это важно. Потом, когда вы все по очереди назовете свои ласковые имена, мячик пойдет в другую сторону. И вам нужно будет бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, и произнести его ласковое имя».

Чувства

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать чувства по мимике.

Необходимое оборудование : картинки, иллюстрирующие разнообразные чувства.

Ход игры. Ведущий рассказывает детям о чувствах (радости, любви, гневе, страхе, обиде и др.). Затем он демонстрирует картинки, на которых нарисованы дети, испытывающие различные чувства, и просит игроков угадать, какое чувство изображено, и попытаться выразить его. После этого ведущий предлагает детям изобразить чувства руками: радость — руки прыгают по столу, гнев — руки толкают, бьют друг друга, страх — руки дрожат, сжимаются в кулаки и т. п.

Художники

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей распознавать чувства по мимике, развить навыки сотрудничества.

Необходимое оборудование : три куклы, театральный грим.

Ход игры . Дети делятся на три группы. Каждая группа получает задание изобразить то или иное чувство (радость, гнев, страх) и соответственно гримирует свою куклу. Ведущий оценивает, насколько точным получился результат.

Попугай

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей распознавать чувства по интонации голоса.

Ход игры . Ведущий рассказывает, как соотносятся чувства человека и его голос. Он демонстрирует это на конкретном примере — говорит одну и ту же фразу с различной интонацией, имитируя определенные чувства. Затем ведущий произносит короткое предложение, например, «Я хочу спать». Первый участник повторяет это предложение, выражая при этом заранее задуманное чувство. Остальные игроки отгадывают, какое чувство задумал ребенок.

Закончи предложение

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить ребенка понимать чувства других людей.

Ход игры. Ведущий говорит предложение. Например, «Радость для папы — это...», «Обида для мамы — это...», «Удовольствие для сестренки — это...» и т. д. Дети должны закончить предложения, продемонстрировав свое понимание чувств других людей.

Цветок дружбы

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: развить в ребенке уважение к окружающим.

Необходимое оборудование : стул, лейка (настоящая или игрушечная).

Ход игры . Дети располагаются в кругу. Ведущий предлагает игрокам превратиться в красивые цветы, с которыми хочется подружиться. Каждый ребенок задумывает цветок, в который он хотел бы превратиться. Ведущий ставит в центре круга стул, на который по очереди садятся все дети. Сначала ребенок представляет себя не большим красивым цветком, а маленьким семечком — он поджимает ноги, кладет ручки на коленки и опускает головку. После этого ведущий берет лейку и «поливает» из нее семечко, чтобы оно поскорее выросло. Ребенок живо реагирует на «льющуюся воду» и «растет», то есть медленно распрямляется и встает, поднимает руки, наклоняет голову в стороны. Когда «цветок» распрямляется, все остальные дети начинают прыгать вокруг него и кричать: «Цветок, цветок, давай дружить!»

Пожалей мишку

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей сопереживать, сочувствовать другим.

Необходимое оборудование : игрушка — плюшевый мишка.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий представляет ребятам мишку и говорит, что мишка расстроен, ему плохо, надо проявить к нему сочувствие и высказать слова утешения.

Настоящий друг

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры : сформировать у детей понятие о дружбе и взаимном уважении.

Ход игры. Ведущий спрашивает у игроков: «Кто настоящий друг детей?» Ребята дают свои ответы, говоря о том, что другом могут быть сверстник, брат или сестра, собака, кошка и т. д. Затем ведущий предлагает детям встать в круг и рассказать о своих друзьях, которые есть среди игроков. Сначала в центр круга выходит один ребенок и говорит: «Саша — мой настоящий друг, потому что...». Далее в круг выходит названный игрок и говорит подобные слова по отношению к следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока в кругу не окажутся все дети.

Репка

Возраст : 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать друг с другом, развить у них чувство взаимопомощи и справедливости.

Необходимое оборудование : небольшая игрушка «репка».

Ход игры . Детям предлагается вспомнить сказку «Репка». Ведущий помогает ребятам (если это необходимо) распределить роли. Далее дети вместе с ведущим действуют по сценарию сказки.

Ведущий рассказывает: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытянуть не может». После этого ведущий задает вопрос: «Что же делать деду?» Дети отвечают: «Позвать бабку!» Ребенок, исполняющий роль деда, зовет бабку. Так продолжается до тех пор, пока не будут задействованы все персонажи сказки. Когда репка будет выдернута из грядки, ведущий спрашивает, что же теперь делать с репкой. Дети (или ведущий) предлагают поделить репку поровну между всеми участниками игры.

Примечание . В качестве репки можно использовать мешочек со сладостями.

Подарок

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры . В группе детей выбирается водящий — предполагаемый именинник. Ведущий предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Ветер и солнце

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей достигать своих целей, мягко воздействуя на партнера, убеждая его с помощью ласки, а не агрессии, относясь к нему с уважением и вниманием.

Ход игры . Ведущий рассказывает детям притчу, в основе которой лежит басня Эзопа.

«Однажды Ветер и Солнце поспорили, кто из них сильнее. Чтобы разрешить спор, решили они помериться силами. А в это время шел по дороге человек. Ветер сказал: «Посмотри, как я сейчас сорву с путника плащ». И начал он дуть что было сил. Но чем сильнее старался ветер, тем больше путник закутывался в свой плащ. Ветер злился и осыпал человека дождем и снегом. А тот продолжал кутаться и ругать непогоду.

Солнце, видя, что у ветра ничего не получается, вышло из-за облаков. Улыбнулось, обогрело намокшего и замерзшего путника. Почувствовав тепло, человек сам снял плащ и поблагодарил солнце.

«Вот видишь, — сказало Солнце Ветру, — лаской и добром можно добиться гораздо большего, чем гневом и силой».

После того как дети прослушали притчу, им предлагается встать в круг и взяться за руки. Среди игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Задача водящего — выйти из круга. Для этого он должен попросить кого-нибудь из стоящих в круге выпустить его. Если водящему удалось уговорить кого-либо из участников, то этот участник занимает место водящего и т. д.

Мостик

Возраст : 3 — 5 лет.

Цель игры : развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры. Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника — провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда, проходя подними, вы будете пригибаться к земле или проползать.

Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Плохое и хорошее

Возраст : 3 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть разницу между плохим и хорошим, различать положительные и отрицательные качества характера.

Ход игры . Детям предлагается вспомнить, с какими хорошими и плохими персонажами им доводилось встречаться в сказках. Затем выбираются два «контрастных» героя (например, заяц и лиса). Дети должны сначала назвать черты характера положительного персонажа и свойственные ему поступки, а потом описать характер и поведение отрицательного героя. Важно, чтобы дети определили, какие из качеств человека можно изменить, а какие нельзя.

Примечание. Чем старше дети, тем проще взрослому перевести разговор с персонажей на самих игроков, помочь детям проанализировать свои положительные и отрицательные качества. Задача — развить в детях самокритичность. Однако необходимо помнить, что дошколята еще не способны оценивать себя объективно, у них завышенная самооценка, но это нормально.

Сила воли

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры : развить у детей силу воли.

Ход игры . Ведущий рассказывает сказку о силе воли: «Очень давно в далеком государстве жили два брата. Жили они дружно, все делали вместе. Оба брата мечтали стать героями. Один брат считал, что настоящий герой должен быть сильным и смелым. И стал он тренировать силу и ловкость. Поднимал тяжелые камни, лазал по высоким деревьям, плавал в холодной горной речке. А другой брат решил, что должен быть настойчивым и упорным. И стал он тренировать силу воли. Часто ему хотелось бросить трудную работу, но он не бросал дело на полпути, доводил начатое до конца. Иногда ему хотелось съесть на завтрак пирожок, но он оставлял его на обед. Он научился отказывать себе в своих желаниях.

Прошло много лет, братья стали взрослыми. Один превратился в настоящего силача, его по праву считали самым сильным человеком во всей стране. А второй брат развил свою волю, настойчивость и упорство. Братья очень любили и уважали друг друга. И когда в государство пришла страшная беда, они решили бороться с нею вместе.

А случилось вот что: откуда ни возьмись, на страну напал огромный крылатый Змей: он извергал из пасти огонь, поджигал дома и поля, губил людей и животных, воровал еду и загрязнял воду в реке и колодцах. И тогда сказал первый брат второму: «Я должен убить этого Змея, чтобы он не причинял больше никому вреда!» Но второй брат возразил: «Ты не сможешь этого сделать, ведь ты ничего о нем не знаешь. Только зная слабое место врага, можно его убить!» Не поверил силач мудрым словам брата, решил действовать силою. И он отправился туда, где поселился Змей.

«Эй, страшный Змей! Выходи-ка на бой со мной!» — закричал силач. И Змей выполз из пещеры ему навстречу. Его прозрачные черные крылья распростерлись по всему небу, загородив солнце. Его глаза бешено сверкали, как изумруды, а из пасти вырывался огонь. Увидев грозного зверя, почувствовал юноша, как страх растет в его сердце, и, не выдержав, отступил он от Змея. А чудовище медленно вздымалось над ним, не отводя от человека прозрачных глаз. А потом Змей щелкнул хвостом, и мгновенно сильный брат превратился в камень.

Узнав об этом, решил второй брат выйти на бой со Змеем. Однако перед тем как отправиться в путь, обратился юноша за советом к мудрой старой Лягушке.

Не сразу он нашел ее. Три опасных государства пришлось ему миновать, пока добрался он до Лягушки. Но человек ничего не боялся, он всей душой желал спасти своего брата.

Первое государство называлось «Хотелка». У любого, попавшего сюда, сразу же появлялось множество желаний: ему хотелось получить вкусные лакомства, красивую одежду, дорогие украшения. Но стоило ему сказать «хочу», как он тут же превращался в «хотелку» и навечно оставался в этом государстве. Юноша едва избежал этой опасности: у него тоже возникло много разнообразных желаний, но с помощью своей силы воли он поборол соблазны и вышел из страны невредимым.

Следующая опасность подстерегала его в государстве «Тыков». Там жили люди, не способные работать и не умеющие отдыхать: они все время суетились и отвлекали друг друга отдел. И нашему путнику тоже захотелось подергать прохожих за руки, но он снова использовал свою силу воли. Так и миновал второе государство.

В третьем государстве жили одни «яки». Эти люди постоянно выкрикивали: «Я! Я! Спросите меня» и никого не хотели слушать, кроме самих себя. Юноше понадобилась вся его сила воли. А иногда ему даже приходилось рот рукой закрывать, чтобы «Я, я, я» из него не выскочили. Вот с каким трудом он добирался до мудрой Лягушки.

Но наконец он пришел к ней. И попросил молодой человек Лягушку подсказать ему, как победить Змея. Так ответила ему Лягушка: «Только человек с очень сильной волей сможет одержать победу над Змеем, но ты не бойся этого боя. Ведь ты оставил позади три опасных испытания, ни одно государство не задержало тебя, значит, твоя воля очень сильна. Смело иди к Змею, не справится он с тобой!» Поклонился наш герой Лягушке и отправился обратно.

Пришел юноша к логову Змея и бесстрашно вызвал его на бой. Зашипело чудовище, распластало огромные крылья и двинулось на смелого человека, но не испугался тот, остался стоять перед ним прямо и гордо. Напряг брат всю свою волю и не побежал. И тогда вдруг Змей съежился, начал уменьшаться, таять. Он становился все меньше и меньше, пока совсем не испарился.

Как только Змей исчез, камень снова стал живым человеком, братом нашего героя.

Так сильная воля помогла победить зло».

♦ «Хотелки». Ведущий рисует в воздухе известную детям букву. Ребятам предлагается угадать эту букву, но не закричать ответ тут же, а, преодолев свое желание выкрикнуть, опередив всех остальных, дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

♦ «Тыки». Детям предлагается сесть на стулья и замереть. Ведущий медленно считает до десяти, затем легонько щекочет каждого. Игрокам необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться. Водящим становится тот, кто не выдержал испытания.

♦ «Яки». Ведущий загадывает детям загадки и после каждой обязательно спрашивает, знает ли кто-нибудь ответ. Задача игроков — сдержаться и не закричать: «Я знаю», вместо этого они должны дождаться знака ведущего и шепотом все вместе прошептать ответ.

Море волнуется

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : развитие сознательной воли и терпения. Ход игры. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные дети встают на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий поворачивается к игрокам спиной и говорит: «Море волнуется — раз. Море волнуется — два. Море волнуется — три. Морская фигура, замри». Пока водящий говорит, игроки могут бегать, прыгать. Но как только произнесено слово «замри», дети замирают в позах морских животных (рыб, осьминогов, кораллов). Водящий поворачивается к игрокам, ходит между ними, рассматривает фигуры и пытается рассмешить замерших игроков. Если ему это удается (игрок засмеялся или пошевелился), то ребенок меняется с водящим местами и сам становится водящим.

Пожарные

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры : развитие волевых качеств ребенка.

Необходимое оборудование: шведская лестница, колокольчик.

Ход игры. На самом верху шведской лестницы крепится колокольчик. Дети делятся на две команды. Игрок каждой команды — пожарный, которому надо вскарабкаться по лестнице на самый верх и позвонить в колокольчик. Выигрывает та команда, все участники которой первыми выполнят задание. Игра начинается по команде ведущего.

Путешествие мяча

Возраст : 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей взаимодействовать, играть в команде.

Необходимое оборудование : мячи.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и располагаются в две колонны. Первый игрок каждой команды получает мяч. Далее ведущий говорит: «Сейчас наш мяч отправится в путешествие, а вы, ребята, поможете ему. По моему сигналу вы будете передавать мяч друг другу. Если я скажу «На самолете», то вы отправите мяч в путь у себя над головами; после слов «На подводной лодке» вы начнете передавать друг другу мячик между расставленными ногами. А когда я скажу «На поезде» — мяч пойдет через «боковые ворота» (между согнутой в локте рукой и телом).

Бездомный заяц

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развить в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке и взаимодействию.

Ход игры. Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группы по 4—5 человек: трое или четверо, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего начинается игра: «бездомный заяц» убегает от «охотника», а «охотник» старается его догнать. «Заяц» может спастись от преследователя, забежав в любой домик, но тогда находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями. Ведущий через некоторое время может прервать игру и поменять игроков: детей, образующих домики, «охотника» и «зайцев».