Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна). Пословицы, народные приметы и традиции праздников на руси День кузьмы сегодня кто отмечает

В давние времена считалось, что в праздник Кузьминки можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Соблюдайте народные традиции и приметы, связанные с этим днем, чтобы привлечь счастье, удачу и защитить себя от невзгод.

14 ноября 2018 года православные верующие почтят память бессребреников Космы и Дамиана, которых на Руси обычно именовали «Кузьма и Демьян». За долгие годы это событие вобрало в себя множество традиций и примет — как церковных, так и народных. В этот день наши предки прощались с осенью и встречали зиму, и делали это в соответствии с определенными правилами. Эксперты сайта сайт расскажут вам, как правильно провести этот день, чтобы избежать неприятностей и привлечь удачу.

Традиции Кузьминок

Особую важность этот день имеет для тех, кто страдает от различного рода заболеваний и недугов. 14 ноября 2018 года православные верующие смогут обратиться к Кузьме и Демьяну с просьбами об исцелении и защите. На Руси в это время проводили обряды и ритуалы, нацеленные на скорейшее выздоровление.

Чтобы избавиться от болезней, в этот день зажиточные люди посылали в дар малоимущим домашнюю птицу и яйца. Считалось, что яйцо, снесенное курицей в этот день, обладает сильными целебными свойствами, а с его помощью можно избавиться от любой хвори.

Кузьминки — праздник, во время которого наши предки провожали осень и готовились к встрече зимы. Считается, что отмечать событие нужно с размахом, иначе весь следующий год можно провести в горе. В этот день принято приглашать в дом гостей и готовить праздничный ужин из многочисленных блюд. Если на столе будет скудно, то домочадцы будут страдать от нищеты. Традиционным напитком праздника является свежесваренное пиво, которым необходимо угощать не только своих гостей, но и всех соседей.

14 ноября отмечали курьи именины, поэтому главным блюдом на праздничном столе была птица. Чаще всего в качестве угощений подавали лапшу и выпечку с курицей, считая, что при помощи этих блюд можно привлечь счастье и здоровье.

По традиции девушки на выданье самостоятельно устраивали праздник в своем доме, убирались и готовили блюда из курицы, а затем приглашали гостей, в том числе и неженатых молодых людей. Каждый из присутствующих одиноких мужчин должен был попробовать угощения, приготовленные девушкой.

Задабривание домового — одна из самых важных традиций праздника. Для этого наши предки варили кашу из пшена, расставляли миски с лакомством во всех углах дома. Если на следующий день количество каши в одной из мисок уменьшилось, значит, домовой попробовал угощение. В таком случае верили, что в будущем защитник будет оберегать жилище от бедствий, врагов и грабителей.

Народные приметы 14 ноября

Чтобы весь год в доме деньги водились , 14 ноября необходимо съесть хотя бы кусок курицы. В первую очередь эта примета касается тех, кто занимается разведением домашних птиц.

Если на Кузьминки вам посчастливилось найти кошелек, значит, весь год прибыль расти будет. Потерять бумажник — к нищете.

Если в этот день вы решите подать милостыню, ни в коем случае не смотрите в глаза нуждающемуся, иначе в будущем его судьба может настигнуть и вас.

Услышать мяуканье кошки утром — к счастью. Если кошка мяукает прямо у вас дома, значит, вскоре вас ожидает позитивное событие.

Если 14 ноября одинокая девушка познакомится с мужчиной, это сулит счастливое замужество. Не обязательно, что женихом будет новый знакомый.

Женщинам в этот день нельзя умываться ключевой водой, чтобы не смыть красоту и здоровье.

В ноябре 2018 года православным верующим предстоит отметить множество церковных событий, и ко многим из них нужно подготовиться. Чтобы не пропустить ни одного важного праздника, рекомендуем вам заглянуть в православный календарь . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

В этот день верующие люди чтят память бессребреников Кузьмы и Демьяна. Восточные славяне провожали осень и встречали зиму. В некоторых русских губерниях к празднику готовились заранее. Другие названия дня:

  • Кузьминики осенние;
  • День Кузьмы и Демьяна;
  • Куретники.

В течении календарного года в народе празднуются два праздника под названием Кузьминки. Сегодня 14 ноября православные отмечают Осенние Кузьминки.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Косма и Дамиан Асийские, известные нам как Кузьма и Демьян, жили во второй половине III-начале IV веков. Они были чудотворцами и врачевателями, жили на территории Малой Азии. Точные даты рождения и смерти неизвестны.

Праздник Кузьминки приметы и пословицы: девичий праздник

Несмотря на то, что праздник Кузьминки (14 ноября) назван в честь мужчин Кузьмы и Демьяна, считается он женским, девичьим. Эти святые братья, чьи имена давно слились воедино и обрусели, зовутся в деревнях забавно и нелогично - «матушка Кузьма-Демьян».

Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур. Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

  • Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.
  • Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.
  • Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.
  • На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз.
  • Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

Приметы 14 ноября День Кузьмы и Демьяна.

  • Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
  • Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
  • К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
  • Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Кузьминки осенние

народно-христианскийнародно-христианский

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины

Косма и Дамиан (церк.)

Значение:

первая встреча зимы

Отмечается:

славянами

Празднование:

девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку

Традиции:

обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Другие названия

Обряды дня

Легенда о Кузьмодемьяне

Поговорки и приметы

Кузьминки осенние (Курьи именины ) - день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) ноября.

По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

У славян-католиков День Всех святых: этот день и последующий - праздники поминовения душ умерших родственников, которые, по поверьям, в это время возвращаются домой.

Другие названия

Кузьма и Демьян, Кузьма-Демьян - рукомесленники, Кузьма, Демьян, Кузнецы, Батюшка Козмодемьян, Кузьминки. Курячий праздник, Курьи именины, Куриная смерть, Рукомесленники, Козьма и Демьян Курятники, Кузьминки осенние, Курытники, Курятники; «Кузьма і Дзямян» (белорус.), «Кузьма-сякач» (полес.), «Врачи, Врачеви» (серб.), «Безмитни Врачеви» (серб.), «Свети Врач, Кузма и Демиан» (болг.), «Светите Врачове, Врачи, Враче-безмитниче» (болг.).

В этот день почитаются в том числе: православными славянами - Косма и Дамиан, а славянами-католиками - Собор всех святых; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Обряды дня

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) - христианские святые, покровители ремёсел, брака, домашней птицы; почитаются также как врачи-бессребреники.

Косме и Дамиану молятся о душевном и телесном исцелении, о просвещении разума, научении грамоте и о помощи в трудном учении, о любви и мире супругов, о покровительстве семейного очага.

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Такие «челобитные куры» содержались особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед. В Воронежской губернии крестьяне обязательно жарили «кочета» (петуха) и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры. Посиделка могла продолжаться до утра. Когда заканчивалось угощенье, парни могли отправиться «на промысел» - воровать соседских курей. Такие кражи, по существовавшей традиции, односельчанами не осуждались.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

Многие обряды и действия, которые совершали девушки в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы.

Петух здесь может быть сопоставлен с эмблемой солнца - отмеченный праздничный обряд жертвоприношения петуха на Кузьму-Демьяна слился с ритуальной едой, основной которой была курятина.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

В Пензенской губернии Городищенском уезде существовал обычай «похорон Кузьмы-Демьяна»: «в жировой избе девушки приготовляют чучело, т. е. набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову; затем, надевают на чучело «чапак», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт весёлая пляска».

В Белоруссии в этот день в некоторых сёлах молодёжь на вечорках делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду, приделывали фаллос из красной материи, сажали на почётном месте за столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки на любовно-эротическую тему. В конце вечорок парни выносили чучело за село, снимали с него одежду, а солому сжигали.

У южных славян Кузьма и Демьян почитаются как святые-целители. В их дни кололи курбан, женщины воздерживались от работы, чтобы никто в семье не заболел, пекли хлеб и раздавали его «за здравие». Кузьму и Демьяна считают своими покровителями знахари, целители и травники.

Поляки верили, что в этот день души умерших посещают дома, для них оставляли открытыми окна и двери, на столе - еду и питье, а также носили им еду на кладбище; вечером опасались ходить в костёл, так как считалось, что мёртвые сами приходят туда служить мессу. Чехи и словаки тоже посещали могилы. Испечённые булочки (чеш. dušičky, duše ) раздавали нищим или одаривали ими колядников, ходивших с пожеланием большого урожая. В северной Словакии в костёле подавали поминальные записки и такое же количество куделей чёсаного льна, веря, что за каждую кудель ухватится одна душа и выберется из чистилища. В Бенетской Словении (на юго-западе страны) известен обычай колядования женщин, которые поют в этот день особые «колядки» (словен. dušne kolednice ).

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Поговорки и приметы

  • «Wszyscy Święci, zima się kręci» (пол.) - Зима ко Всем Святым приурочивается.
  • Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог.

Я отношусь к тем людям, которым нравятся народные песни, танцы, праздники. Объяснить причину невозможно. Может, в прошлой жизни жила в деревне или, может, потому, что часть моего детства связана с украинской деревней, где жили дедушка и бабушка.. Главное, что по возможности посещаю мероприятия и получаю удовольствие от этого. Да и работа моя (я педагог дополнительного образования в доме детского центра... так и хочется написать "Родник", ныне Дом Буркова, ибо с марта 2010 года присоединен к Дому Буркова, г. Тюмень) связана с народными промыслами.
За последнее время посетила фестиваль "Благовест", вечерку в институте культуры и вот недавно у нас проходил осенний праздник "Кузьминки".

Для тех кто не знает:
"Кузьминки» - по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были безвозмездными врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом - курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур - непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, - из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.

Вела праздник Лапчинская (Вашкеба) Ольга Викторовна, руководитель клуба "Любители народной песни", очень интересный человек, профессионал, который может любого ребенка научить петь и привить любовь к музыке..

2. Был на празднике и главный герой - Кузьма, вот такой он у нас получился.

3. В интернете мы нашли информацию, что можно делать Кузьму и Демьяна вместе, вот так они выглядят. Но к нам приходил один Кузьма. Учтем на следующий год. Пригласим и Демьяна.

4. Были хороводы, игры, песни.

6.Наши девицы красавицы-рукодельницы.

А еще у меня есть запись видео одной песни, которую исполняли на празднике. Очень понравилась всем, но пока не освоила как ее сюда забросить. Песня сибирская народная - "Капустку садила, капустку рубила". А вот слова и ноты могу и сейчас вставить.

Сделали мы еще двух куколок на празднике: ребятишки делали "отдарок на подарок", а мамы сделали "филиповку"

Это очень интересные куклы.

"Отдарок на подарок" - это кукла которая учит благодарности, делают ее тогда, когда кого-то хотят отблагодарить, например за неожиданный подарок. А еще эта кукла являлась ритуальной при обряде перехода из статуса "дитя" в статус, где различают пол. В разных регионах посвящение в пол происходило от 3 лет до 5 лет.
«Филипповка» - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. Скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.Чтобы рукоделие денежку приносило на пояске этой куклы узелок-лакомник с зернышком и монеткой.

К сожалению, у меня нет фотографий, как мы делали этих кукол, и если кто-то еще фотографировал - буду рада, если добавите фотки и напишите свои впечатления о празднике.

А вот здесь рецепты блюд, которые готовили на праздник "Кузьминки".

Закуска «Птичка».

Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром.

Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник».

В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку - отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка - обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой.
Приятного аппетита!

На июль припадают самые жаркие дни. Но в полях кипит работа. Ведь один летний день зимнюю неделю кормит. Кроме трудовых будней насыщен июль и народными праздниками, предусматривающими веселые гулянья и богатые застолья.

Следом за и в народном календаре 14 июля новый, не такой знаменитый, но не менее почитаемый праздник День Космы и Дамиана.

Святые бессребреники Косма и Дамиан: история праздника

В простонародье праздник получил название Летние Кузьминки. Церковь в этот вспоминает древних чудотворцев, которых звали Косма и Дамиан. Удостоились братья такой чести за свои деяния. Будучи лекарями, они беззаветно служили людям и Господу.

Дар исцеления позволил мужчинам вылечить много нуждающихся и богатых, скромных и корыстных, знатных и безвестных пациентов. Но за свою помощь людям врачи денег и вознаграждений не брали. За что и были прозваны в народе бессребрениками.

Своим пациентам Косма и Дамиан рассказывали о чудесах веры и призывали прийти к Господу, приняв христианство.

За свою веру братья и пострадали, как большинство гонимых христиан в те времена. Ведь удостоилось им жить в тяжелые, в религиозном понятии, времена – в 3-4 веке в Великом Риме.

За открытые проводи братьев арестовали и предали суду, где главным обвинением было занятие мужчин чародейством. И, наварное, нелегко было мужчинам доказать свою непричастность к колдовству, но волей случая или Всевышнего во время процесса случилось чудо.

У Карина, правившего в тот час императора так свело шею, что процесс пришлось прекратить. А правитель вынужден был прибегнуть к помощи целителей, которых буквально пару минут назад сам предавал суду.

Дар братьев был неоспорим, и император вынужден был признать подсудимых невиновными и отпустить.

Пережив и суд неверующих, и гнев правителя, Косма и Дамиан погибли от руки своего же наставника. Не выдержал врач славы и известности своих учеников – зависть изъела его душу.

Заманив хитростью братьев в горы с ложной целью сбора целебных трав, старик убил святых целителей-чудотворцев. Тела братьев безжалостно скинул в воды горной стремительной реки.

Праздник Летние кузьминки: обряды и традиции

В молитвах христиане на Косму и Дамиана просят святых помочь избавится от недугов и хворей. Братья издревле считались покровителями всех лекарей.

Поэтому в этот день люди, чья жизнь связана с медициной, хоть с традиционной, хоть с народной или альтернативной, ставят свечи древним целителям. А в молитвах просят сил на врачевание и божьей защиты.

На Летние кузьминки народные целители брались лечить болезни нервного характера, а также заговаривали навязчивые мысли.

На Кузьминки в самом разгаре был летний покос. А в некоторых районах только начинались работы по сенокосу.

Козьма и Дамиан пришли – все на покос пошли.

Косма-Демьян рано встают – баб да мужиков на покос ведут.

Огородники также в этот день были заняты нелегкой работой. Прежде всего, 14 июля старались выполоть все грядки. Считалось, что сорняки, выполотые на Кузьминки, долго не будут расти в огороде.

Также начинали сбор урожая. Первыми убирались ранние корнеплоды, которые берегли для своего стола и готовили на продажу.

В это день продолжали сбор ягодных культур, а именно крыжовника и малины. Из них варили джемы, варенья, конфитюры, закатывали ягодные компоты.

Считалось, что варенье, сваренное на Кузьминки, было особенно вкусным.

Применяли ягоды и в приготовлении различных блюд. Пекли пироги, делали соусы и добавляли во вторые блюда. Например, с крыжовником тушили или запекали цыплят.

Кузьминки считаются женским праздником. И хоть день и был посвящен работе в поле или огороде, а также в хлопотах по дому, к вечеру все барышни собирались гурьбой, чтобы отпраздновать «Женские братчины».

Поэтому день носил еще и названия « Бабьи посиделки» или « Бабий праздник».

Пир устраивался вскладчину.

Готовилась, прежде всего, каша, которая называлась сборной кашей или кашей-сыпчиной.

В общий котел клали все, что принесли бабы и девки к столу.

И получалось необычное блюдо из круп да муки, молока да яиц. А к ней подавались яства из овощей да фрукты.

А вот блюда из продуктов скоромных на столы не выставлялись. Обязательно дополняли угощение пивом да домашней наливкой.

Хоть посиделки и считались женскими, еды готовили впрок, чтобы и на долю нищих, бедных соседок хватило. Праздник сопровождался задушевными разговорами и народными песнями.

До захода солнца на Летние кузьминки было положено попросить прощения у близких и друзей. И неважно было, виновен человек в чем-либо – прощение попросить нужно было обязательно и искренне.

А вот в Белоруссии на Полесье на Кузьминке было запрещено работать как в поле, так и в огороде. День носил название Кузьма-сякач.

Существовало поверье, что святой рассердится, если работать в праздник и посечет посадки градом.

Народные поверья приметы на 14 июля – День Кузьмы и Демьяна

Летние кузьминки считались днем откровений и открытия тайн. Поэтому старались быть осторожными как в поступках, так и в словах.

На Кузьминки тайное скрыть не получится.

А любящим людям советовали не бросать пустых слов и обещаний.

Ссоры, начатые на Кузьминки, оборачивались непримиримыми скандалами и ухудшением отношений.

Не начинали на Кузьму и Демьяна никаких новых дел и начинаний. Время будет потрачено бездарно, и довести начатое до конца не получится.

Особое внимание придавалось сновидениям. Если во сне на Кузьминки увидеть ключ, а также книгу или письмо, ждать скорых перемен.

Что приснится на Кузьминки – то скоро исполнится.

Наблюдали за погодой и примечали признаки будущих перемен.

Если серп луны на ночном небе будет иметь красный оттенок – ждать сильного ветра. А наличие на месяце затупленных краев обещало скорые ливни.