Когда впервые начали отмечать новый год в россии? Новый год: история возникновения Празднование нового года на 1 января.

2020 год не за горами, и люди готовятся праздновать с друзьями и семьями.
Но не все празднуют 1 января. На самом деле, новогодние традиции выглядят по-разному, в зависимости от того, где вы находитесь, какой религии и обычаям вы следуете.

Посмотрим на пять новогодних праздников по всему миру - от китайского лунного нового года до индуистского новогоднего Дивали - чтобы увидеть, как люди во всем мире размышляют о прошлом и готовятся к будущему.

Григорианский Новый год - 1 января 2020 года


Новый год, с которым мы больше всего знакомы, следует григорианскому календарю. Со времен Юлия Цезаря январь стал новым годом, но так было не всегда.
В наше время празднования обычно начинаются в канун Нового года, 31 декабря, с друзьями, семьей и вечеринками.

Праздник Лунный Новый год начинается 25 января 2020 года и длится 15 дней до 8 февраля


Точный день Лунного Нового года меняется каждый год и не совпадает с григорианским календарем.

В Китае много этнических групп, каждая из которых празднует Лунный Новый год по-своему. В рамках подготовки к празднику в доме развешиваются листочки с пожеланиями крепкого здоровья, удачи - часто в подъездах, чтобы удача пришла в дом.
На улицах зажигают фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов прошлого года, и дать место новому году.

Красные конверты, называемые «хун бао», наполнены деньгами и раздаются друзьям и родственникам


Традиционно конверты красного цвета, но они также могут быть разных дизайнов и цветов с разными пожеланиями.
Строго не определено, кто получает конверты. Некоторые говорят, что женатые люди не получают никаких денег и раздают их только маленьким детям и не состоящим в браке молодым людям. Другие говорят, что вы перестаете получать красные конверты, как только начинаете зарабатывать собственные деньги. В некоторых случаях начальник раздает конверты своим сотрудникам и их детям.

Хрустящий жареный свиной окорок является одним из основных блюд праздников


В канун Нового года китайские семьи устраивают обильные обеды. Для большинства семей обычные блюда включают жареное мясо, аррорут, овощное жаркое, а также морепродукты, такие как целая рыба или креветки. Семьи северных китайцев часто едят приготовленные на пару пельмени в полночь первого дня.

В новогодний день первое блюдо для кантонских семей - вегетарианское, основным блюдом которого является «джай» - смесь жареных овощей, которые варьируются. Считается, что овощи, по буддийской традиции, очищают организм.

Другие популярные угощения включают сладкие рисовые лепешки (nian gao), приготовленные на пару пирожные с предсказаниями (fa gao), сладкие жареные пельмени с кокосовым орехом, семена кунжута, арахис (gok zai) и кунжутные шарики, наполненные пастой из черной фасоли (jian diu).

«Поднос Единения» часто ставят на стол, чтобы приветствовать гостей


«Поднос Единения» представляет собой блюдо из конфет - часто засахаренных сухофруктов, различных орехов - предназначенное для гостей, чтобы перекусить в течение Нового года. Традиционно каждый предмет символизирует удачу, здоровье и счастье.
Мандарины с прикрепленным стеблем представляют долголетие и помещаются вокруг дома и передаются членам семьи. Большие апельсины и помело также даются в качестве подарков.

Праздник Сонгкран, тайский Новый год, начинается 13 апреля 2020 года и заканчивается 15 апреля


Новогодние блюда варьируются в зависимости от региона Таиланда, но обычными блюдами являются khao chae (рис, пропитанный ароматизированной водой из цветов, часто едят с различными гарнирами), курица с зеленым карри, krayasat (десертный батончик из арахиса, сахара тростник, клейкий рис, семена кунжута и кокос), тай тай (популярное блюдо с лапшой, обжаренное в масле), ханом том (вареники с вареной рисовой мукой с начинкой из кокосового молока, покрытые тертым кокосовым орехом) и каном крок (рис из кокосового ореха) блины).

Сонгкран отмечается водным фестивалем, где люди обливают друг друга либо дома, либо на улице


Водяные пистолеты часто используются, в том числе туристами, которые принимают участие в фестивале во время пребывания в Таиланде. Вода является символом смыва плохого с прошлого года, когда вы переходите в новый год.
В это время года надевают красочную одежду, которую не жалко намочить, так как на улицах вас, скорее всего, обольют водой.

Традиционно молодые люди посещают пожилых членов семьи и проводят водную церемонию, наливая воду на руки и ноги старейшин в знак уважения


Семьи посещают храмы, чтобы отдать дань уважения, а также дать пищу монахам. На территории храма семьи принимают участие в традиционной деятельности по строительству песчаных пагод.
Песочные пагоды - это большие груды песка, украшенные флагами, цветами, а иногда и ладаном.

Мухаррам, исламский Новый год, начинается 21 августа 2020 года и заканчивается вечером 18 сентября


Мухаррам, что означает «запрещено», отмечает первый месяц исламского календаря. Его часто считают вторым святым месяцем после Рамадана, который начинается в апреле.
Традиции и обычаи исламского Нового года различаются для мусульман-шиитов и мусульман-суннитов.
В этой серии фотографий мы в основном ссылаемся на мусульманские традиции суннитов.

Большинство людей отмечают праздник, посещая молитвенные собрания в мечети и проводя время с семьей


Некоторые мусульмане постятся в 10-й день мухаррама или около него, также известный как «День Ашуры».

Для суннитов Ашура отмечает день, когда Бог спас Моисея и его последователей от фараона Египта.

Основной упор делается на саморефлексию, память и благодарность

Соблюдается пост, можно употреблять воду и такие продукты, как орехи, финики и йогурт

Рош ха-Шана, еврейский Новый год, начинается вечером 18 сентября 2020 года


Рош ха-Шана празднуется в первый и второй день еврейского лунного месяца тишрей. Еврейские праздники следуют лунному календарю, поэтому даты в григорианском календаре различаются.

Ассортимент символических продуктов на празднике


Семена граната, которых много в спелых фруктах, едят с намерением наполнить год многими добрыми делами. Поскольку Рош ха-Шана буквально означает «глава года», рыбья голова съедается в надежде быть «как голова рыбы, а не хвост» - лидерами, а не последователями.

Яблоки в меду на новый год - это классическое угощение Рош ха-Шана


Перед тем, как съесть яблоко, читается короткая молитва: «Пусть это будет Твоя воля, Бог, чтобы возобновить для нас хороший и сладкий год».

Молитвенные службы читаются из специальной книги, которая называется «мачзор»


Молитвенные службы включают в себя специальные литургические стихи под названием «Пиютим». Темы молитв сосредоточены вокруг божественного суда, человеческой смертности и освобождения от изгнания.

Звуки шофара, похожего на трубу инструмента, служат «пробуждением», чтобы вдохновить процветание души в будущем году


Шофар звучит как сломанный, плачущий голос, означает прощание со старым годом и приветствие нового.

Дивали, индуистский Новый год, состоится 14 ноября 2020 года


Дивали собирается начать все заново, и торжество добра над злом остается в центре праздника. Официальный праздник - только пара дней, но есть много празднований и приготовлений, которые приводят к большому событию.

Дата меняется каждый год в соответствии с индуистским календарем, но обычно она приходится на период с середины октября до середины ноября. Это происходит в самую темную ночь, называемую «амасвасья», когда луна не видна на небе.

В зависимости от региона в Индии люди имеют разные обычаи и ритуалы, а также различные боги, которым они молятся.

Проводится «фестиваль огней», в старые времена люди в основном полагались на дийас, чтобы осветить свои дома


Diyas - это маленькие глиняные лампы, наполненные маслом, которые устанавливаются в каждом углу дома, чтобы не дать темноте проникнуть внутрь.
В день Дивали люди тщательно убирают свои дома, чтобы приветствовать богиню богатства. Украшение дома и ношение нового платья также жизненно важно. Люди делают сложные рисунки, называемые «ранголи», на своих подъездах.
Люди также используют это время, чтобы посещать дома своих соседей и родственников с добрыми пожеланиями и угощениями.

В Дивали молятся богине богатства Лакшми


Готовясь к этой молитве, люди устраивают небольшой стол с различными вещами, такими как фрукты, сладости, кокос, сахарный тростник, вода, топленое масло, рис, деньги и дия.

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Трудно найти человека, который был бы равнодушен к самому волшебному празднику – Новому году. Многие готовятся к нему еще за пару недель, а некоторые особо нетерпеливые предвкушают аромат мандаринов уже в начале декабря. Между тем, традиция радоваться завершению годового цикла возникла еще много столетий назад у древних цивилизаций.

История возникновения Нового года

В исторических летописях зафиксировано, что люди устраивали гуляния в честь завершения старого года еще в Древней Месопотамии. Это было примерно во втором тысячелетии до н. э.

Есть данные о том, что в Древнем Египте также уделялось внимание данному празднику. Правда, египтяне отмечали его в сентябре .

Насколько значимым праздник был для канувших в прошлое цивилизаций не установлено. В любом случае точно известно, что Новый год имеет языческие корни. Разные народы устраивали гуляния и старались задобрить различных богов и духов, чтобы те даровали им счастливый и плодородный год.

Не оставались в стороне и древние кельты . Кстати, именно они первыми сделали ель символом праздника.

Кельты относились к деревьям с большим почтением и не срубали их. Они собирались вокруг пушистых красавиц семьями прямо в лесу.

Кельты считали, что ель сохраняет свои зеленые иголки зимой благодаря сильному духу, который оберегает ее от холодов. Правда, чтобы задобрить его, использовался не совсем приятный для современных людей ритуал. В жертву приносили животное, вспарывали ему живот, а внутренности развешивали на ветках.

Постепенно кельтская традиция становилась не такой кровавой. Вместо внутренностей животных на дереве размещали яблоки и другие съестные лакомства для духа. Именно отсюда пошла традиция украшать елку .

В Древнем Риме была впервые четко установлена дата народных гуляний – 1 января. Параллельно с этим праздник являлся днем, обозначающим старт полевых работ.

Особо почитался у римлян в данный день бог Янус, которому в изобилии приносили разные жертвы. Он являлся богом выбора, поэтому люди надеялись завоевать его благосклонность и старались в Новый год начинать все важные дела.

Постепенно все больше стран устанавливали 1 января как день, с которого следует отчитывать период нового года. Само собой, такой день сразу воспринимался народом как праздничный.

Быстрее всего торжественная дата прижилась в Венеции и Швеции, а вот в Турции и Греции 1 января стал считаться стартом нового года лишь с начала 20-го века.

Существует множество интересных фактов, связанных с Новым годом:

  1. У некоторых народов Новый год отмечается не так пышно и торжественно. К примеру, в США больше любят Рождество. В отличие от стран СНГ, в которых ребятишки получают заветные подарки 1 января, в США дети находят игрушки и сладости под елкой именно в Рождество, которое отмечается 25 декабря;
  2. Во Вьетнаме существует замена традиционной новогодней ели. Там в домах ставят на видное место миниатюрные мандариновые деревья. Их можно даже не наряжать. Главное, чтобы на них были созревшие плоды;
  3. Эскимосы считают, что Новый год правильнее отмечать в день, когда выпадает первый снег;
  4. В Греции отец семейства выходит из дома в новогоднюю ночь и вдребезги разбивает о его стену сочный гранат. Считается, что разлетевшиеся зерна принесут удачу.

История Нового года в России: кратко

У данного праздника в России была нелегкая судьба. Его учредителем считается Петр I. Известный любовью ко всему европейскому, он в 1699-м году издал указ, по которому с 1 января у русских людей появился Новый год.

Уже спустя несколько лет после кончины Петра праздник справляли все реже и то в основном в питейных заведениях, посетители которых были заинтересованы в лишнем поводе для веселья. Возродить интерес к Новому году с некоторым успехом удалось у Николая I.

К сожалению, после начала Первой мировой войны елку на Красной площади ставить перестали. Все потому, что врагами на фронте были немцы, от которых в свое время Петр I и перенял традиции зимнего праздника.

В 1920-х годах вернулась традиция наряжать новогодние елки для детей. Но уже спустя несколько лет партийная верхушка посчитала, что праздник является напоминанием о «буржуазных пережитках». После чего все официальные торжества в новогоднюю ночь вновь были отменены.

Лишь в 1935-м году в прессе после негласного одобрения Сталина появляются статьи о том, что Новый год следует рассматривать как возможность порадовать всех советских ребятишек.

В школах и детских клубах комсомольцы начинают организовывать веселые новогодние представления. В январском выпуске «Правды» появляется поздравление Сталина, адресованное всем трудящимся.

С 1970-го года новогодние традиции советских граждан пополнились еще одной – прослушивание телевизионного обращения главы государства. Впервые это сделал Брежнев и с тех пор ежегодно перед боем курантов россияне сначала слушали речь генеральных секретарей, а затем и президентов.

С новогодним праздником тесно связана религиозная составляющая. К примеру, на елке возвышается Вифлеемская звезда, а на ее ветках размещаются рождественские персонажи.

Разумеется, после возрождения данного праздника в атеистическом государстве от подобного решили отказаться. Поэтому Кремлевскую елку для советских детей украшали красной пятиконечной звездой. Вместо волшебных персонажей на зеленой красавице появилась более приземленная символика, отображавшая стремления ближайшей пятилетки: игрушечные самолеты, тракторы и даже танки.

При Хрущеве появилась мода наряжать елку достижениями советского аграрного хозяйства: кукурузой, снопами пшеницы и т.д. С началом освоения космоса овощные культуры сменились на серебристые миниатюрные спутники и ракеты.

Где не празднуют Новый год?

  • Израиль . Если 1 января не выпадает на субботу, то это будет простой будний день;
  • Индия . Страна, в которой в некоторых штатах Новый год вообще отмечают в разные дни. К примеру, в Керале местные жители радуются приходу нового года 12 апреля;
  • Саудовская Аравия . В одной из самых консервативных мусульманских стран пошли еще дальше. Новый год здесь под негласным запретом. Религиозная полиция следит, чтобы магазины даже не торговали новогодней атрибутикой. Разумеется, нет запрета на встречу праздника в кругу семьи. Некоторые христиане, приехавшие из других стран, даже приглашают друзей-мусульман к новогоднему столу.

Новый год относится к числу древнейших праздников. Несмотря на то, что у него языческие корни, он обрел множество христианских символов (свечи и хрустальные ангелы на елке) из-за своей близости с Рождеством.

Видео: откуда появились новогодние традиции?

В этом ролике историк Анна Лобачева расскажет, как появились традиции украшать елку к Новому году, почему на этот праздник раньше приносили в жертву животных:

В разных странах его празднуют в соответствии с местными, национальными традициями, но главными символами практически везде остаются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и конечно же веселое настроение и надежда на что-то новое и хорошее в наступающем году.

Люди издревле отмечают этот светлый и красочный праздник, но мало кто знает историю его происхождения.

Самый древний праздник

Новый год — самый древний праздник, и в разных странах его отмечали и продолжают отмечать в разное время. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Обычай праздновать Новый год впервые появился в Древней Месопотамии. В Вавилоне его праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинала пробуждаться от зимнего сна. Его установили в честь верховного бога Мардука-покровителя города.

Эта традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие праздновали в течение 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.

Эту праздничную традицию со временем переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

© REUTERS / Omar Sanadiki

Новый год в Древней Греции наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, его посвятили богу виноделия Дионису. Свое летоисчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

В Древнем Египте на протяжении веков праздновали разлив реки Нил (в период с июля по сентябрь), который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был жизненно важным событием. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства.

При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды "святой водой" из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной.

Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки. Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Еврейский новый год — Рош Ха-Шана (глава года) отмечают спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед.

Солнечное летоисчисление

Древнеперсидский праздник Навруз, который означал начало весны и посевного периода, отмечали на весеннее равноденствие 20 или 21 марта. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

Празднование Навруза связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Слово "навруз" переводится с персидского как "новый день". Это первый день месяца "фарвадин" по иранскому календарю.

За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Китайский или же восточный Новый год — это грандиозное событие, длящееся в старину целый месяц. Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает в промежутке от 17 января до 19 февраля. В 2017 году жители Китая отметят пришествие 4715 Нового года — Огненного Петуха 28 января.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. В отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, китайцы предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. До этого в Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта.

Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.

Первый месяц года "январь" свое название получил в честь римского бога двуликого Януса. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным.

В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году.

Славянский Новый год

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше.

Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.

Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками.

Традиции

Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат.

На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев.

© REUTERS / Ints Kalnins

В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли — чтобы загребать счастье.

Очень интересная новогодняя традиция существует в Мьянме. В этот день каждый встречный поливает другого холодной водой. Это связано с тем, что Новый Год в Мьянме приходится на наиболее жаркое время года. На местном языке этот день называется "фестивалем воды".

В Бразилии принято в новогоднюю ночь отгонять злых духов. Для этого все облачаются в белую одежду. Некоторые совершают прыжки в океанские волны на пляже и бросают цветы в море.

© AFP / Michal Cizek

В Дании, чтобы пожелать любви и процветания себе или своим друзьям принято бить посуду под их окнами.

В полночь чилийцы съедают ложку чечевицы и кладут деньги в обувь. Считается, что это принесет процветание и богатство в течении года. Более смелые могут провести новогоднюю ночь на кладбище с умершими близкими людьми.

В традиции стран постсоветского пространства была следующая традиция — записать свое желание на листке бумаги, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Всю эту процедуру следовало проделать за промежуток времени, пока часы двенадцать бьют.

© AFP / VINCENZO PINTO

В Испании существует традиция — в полночь быстро съесть 12 виноградин, причем каждая виноградинка съедется с каждым новым боем часов. Каждая из виноградинок должна принести удачу в каждом месяце наступающего года. Жители страны собираются на площадях Барселоны и Мадрида, чтобы успеть съесть виноградины. Традиции съедать виноград уже более ста лет.

В Шотландии, перед наступлением Нового года, члены всей семьи садятся около зажженного камина, а с первым боем часов глава семьи должен открыть входную дверь, причем молча. Такой ритуал призван проводить старый год и впустить Новый Год в свое жилище. Шотландцы верят, что войдет ли в дом удача или неудача, зависит от того, кто в новом году первым переступит их порог.По другой греческой традиции, старший член семьи должен разбить во дворе своего дома плод граната. Если гранатовые зернышки рассыпались по двору, то его семью в наступающем году ожидает счастливая жизнь.

Очень необычная новогодняя традиция есть в Панаме. Здесь принято сжигать чучела политиков, спортсменов и других известных людей. Однако зла жители Панамы никому не желают, просто все эти чучела символизируют все неприятности уходящего года.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Причем чучело должна сжечь каждая семья. Видимо с этим связана еще одна панамская традиция. В полночь на улицах панамских городов начинают звонить колокола всех пожарных вышек. Кроме того, сигналят клаксоны автомобилей, все кричат. Подобный шум призван угрожать наступающему году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.