Ивана купала описание праздника. Иван купала

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05

Иван- Купала (Иванов день) - древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это, пожалуй, один из самых древних праздников.

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста догадались, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.

Павлович- Фльорчук Оксана.

Ночь на Ивана Купала - праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.

Томашевский В.

В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней. Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв- трава и папоротник, способные указать закопанные клады.

Светлана Глебова. «В ночь на Ивана Купала». Батик.

На Ивана Купала издавна принято гадать с помощью самых разных предметов или растений. В теплую магическую ночь гадания на Ивана Купала и любовные чары особенно удаются.

Гадание по венку

Пустив венок по течению реки, наблюдают, как он себя поведет. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: "Венок утонул - милый обманул". Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы - значит, не суждено девушке выйти в этом году замуж. Если его прибивало к берегу - в ближайшее время свадьбы не жди. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.

Вышинский Вадим. «Утро, день Ивана Купалы».

Гадание у костра

В праздничную ночь Ивана Купала разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не касается прыгнувшего — благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

Гадание на ромашке

Налейте в широкую и неглубокую емкость воду. Поместите в нее два цветка ромашки без стебельков. Если цветки поплывут в разные стороны - друг от друга - влюбленные расстанутся. Если продолжают плавать рядышком - будете вместе всю жизнь.

Ляшко Екатерина Владимировна.

Гадание по кругам на воде

В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.

Гадание по веткам березы

Сорвите семь маленьких березовых веточек (приблизительно одной длины). Смешайте их в одну кучу. Не глядя, выберите одну. Какую ветку вы вытяните, таким будет ваше будущее - ровным и гладким или изогнутым и с бугорками-препятствиями.

Е. Курбала. «В ночь на Ивана Купала». Триптих.

С Аграфены на Ивана собирал траву в ночи.
Завтра будешь ты купаться.
Для меня венок сплети...
Земляника заспевает, красных девок в лес зовёт.

Завтра будешь ты купаться.
Завтра ты к костру придёшь?
Зацвела "жар-цвет" играя огоньками в темноте.
Завтра будешь ты купаться.
Завтра я приду к реке!
Сергей Софер.







Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

Древний языческий праздник Купало - это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником - Рождество Иоанна Крестителя - Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника - Иван Купала.

Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г.

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

Семен Кожин. Гадание на венках.

Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Купальская ночь: обычаи

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

В. Корольков.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Всеволод Иванов. Ночь накануне праздника Купалы.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

А в других странах...

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.

Вера Донская- Хилько. Ночь Ивана Купалы. 2005 г.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.

Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".

Педер Северин Крёйер. Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена.1903.

Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии - вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии - ундины, в Ирландии - мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Иван Купала: приметы

Рецепт красоты.
Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Проверка суженого.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Защита от нападения.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.

Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.

В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.

Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.

В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.

Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.

Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

1:502 1:507

Какого числа отмечают Ивана Купала? Этот вопрос с наступлением лета волнует все больше девушек, которые хотят не пропустить волшебную Купальскую ночь - лучшее время для гаданий и любовной магии.

1:866 1:871

Люди издавна придавали этому празднику особенное значение, и считали его мистическим - наполненным магией волшебством. В чем же заключается особенность Иванова Дня? (это другое название праздника Ивана Купала)

1:1260 1:1265

Мы предлагаем вам ознакомиться с историей, традициями, обычаями, ритуалами и приметами этого праздника.

1:1458

История праздника Ивана Купала

1:1525

2:503 2:508

День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. В дореволюционной России этот день принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота.

2:1408 2:1413

Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и он стал отмечаться 24 июня . Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

2:1754

2:4

3:508 3:513

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и сегодня его отмечают 7 июля.

3:757 3:762

Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

3:1178 3:1183

Традиции на Ивана Купала

3:1236

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

3:1568

3:4

4:508 4:513

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

4:1142 4:1147

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

4:1669 4:4

В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло…»; «Солнце сходить грае…» .

4:206 4:211

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня, который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

4:563 4:568

5:1072 5:1077

Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игры солнца.

5:1477 5:1482

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно.

5:1775

5:4

А еще на Ивана Купалу обязательно парились в банях, при этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называли травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению здоровья.

5:533 5:538

6:1042 6:1047

Утром, на рассвете, было принято умываться росой, для этого использовали чистую скатерть, с которой надо было рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали ее в приготовленную емкость, и росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса очищала кожу, делала ее гладкой и нежной, сохраняла женскую красоту.

6:1789

6:4

Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили жилье от всяческой нечистой силы, кропли кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

6:342 6:347

7:851 7:856

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через них.

7:1072

Огонь обязательно разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год.

7:1348

Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье.

7:1612

7:4 8:508 8:513

Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

8:787 8:792

9:1296 9:1301

На Руси день Ивана Купалы всегда считался главным для сбора трав, когда они имеют особую целебную и даже магическую силу. Лекарственные растения заготавливали на рассвете. После купания все отправлялись за травами, ходили босиком по целебной росе подальше от поселений и дорог, обязательно с хорошим настроением и молитвой.

9:1900 9:4

10:508 10:513

Травы затем освящали в церкви, окуривали ими больных людей и использовали, как обереги . Многие женщины сохраняли эту магическую частичку на случай болезни или беды.

10:819 10:824 10:827 10:832

Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище.

10:1216 10:1221 10:1224 10:1229

Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

10:1512

10:4

11:508 11:513

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи.

11:955 11:960

В этот день люди пели песни, произносили заклинания.

11:1060 11:1065

11:1072 11:1077

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

11:1752

11:4

12:508 12:513

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов.

12:779 12:784

С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

12:1199 12:1204

13:1708

13:4

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее.

13:399 13:404

14:908 14:913

Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

14:1270 14:1275

Обряды и ритуалы на Ивана Купала

14:1344

15:1848 15:4

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

15:226 15:231

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

15:540 15:545

16:1049 16:1054

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

16:1457 16:1462

17:1966

17:4

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала.

17:173 17:178

18:682 18:687

Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала.

18:897 18:902

19:1406 19:1411

После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен.

19:1682

Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

19:291 19:296

20:800 20:805

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

20:1208 20:1213

21:1717

21:4

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки.

21:320 21:325

22:829 22:834

Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

22:1197 22:1202

Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

22:1431 22:1436

23:1940 23:4

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву . По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

23:250

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену.

23:486 23:491

24:995 24:1000

Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одной ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

24:1346 24:1351

25:1855

25:4

Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

25:169 25:174

Приметы на Ивана Купала

25:227

26:731 26:736

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой.

26:895 26:900

Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

26:1055 26:1060

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

26:1343 26:1348

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

26:1629

26:4

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

26:291 26:296

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

26:652 26:657

Post Views: 290

Приметы на Ивана Купала

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится. В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло(кислоту), которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами. В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам.

Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой. В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». От воды, набранной из колодца или родника утром на Ива­на Купалу, проходят депрессии, раздражительность и т. п. По поверьям, в купальскую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Цветы и венки, сплетенные накануне Ива­на Купалы, вешали на ворота, окна, двери, а также двери надворных построек, как обе­реги. Если вечером накануне дня Ивана Купалы идет дождь, то лето будет сырым, а год - голодным. Если ночью небо звездное, а поутру обильная роса

Будет хороший урожай огурцов и грибов. Плохим знаком считать увидеть 7 июля змею - к потере близкого человека. Если в доме на Ивана Купалу паука - скоро состоится большое радостное событие в семье - свадьба, рожденияе ребенка, приезд желанного гостя. Если собрать 12 видов растений, то в семье обязательно скоро будет свадьба. Если не запереть лошадей, то их может забрать нечистая сила. Желания сбудутся, если накануне купальской ночи сорвать веточку папоротника и на нее повязать несколько коротких красных нитей, загадывая на каждую желание, а потом пустить по речке. Если гости придут - к счастливым вестям. Утром после праздника услышать крик петуха - к скорому выздоровлению.

Традиции на Иван купала

В день Иван Купалы 7 июля все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие. Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую. Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием. В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу

От грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы. Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее. Ночь Иван Купалы - это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору.

Ивана Купала - что нельзя делать

Считается, что Ивана Купала просыпается разного рода нечисть

Ведьмы, змеи, водяные, русалки, оборотни. Поэтому в эту ночь нельзя спать. Также нельзя купаться - водяной или русалка могут затянуть в воду. 7 июля надо держаться подальше от воды беременным, детям и старикам,а то нечисть может навредить им. Считалось, что у ведьм хранится вода, что кипела с пеплом купальского огня. Брызнув ею на себя на Ивана Купала, ведьма могла летать. На Ивана Купала не принято ничего отдавать, продавать и занимать. В противном случае семья может обеднеть. Если 7 июля на дороге удалось найти деньги или дорогое украшение

Их ни в коем случае нельзя подбирать. Если девушка не побывала у вечернего купальского костра - значит она ведьма.

Когда празднуют Ивана Купалу

Переход с юлианского на григорианский календарь внес некий сумбур в календарь языческих праздников. Если первоначально они приурочивались к определенному астрологическому событию, то теперь дата оказывается весьма условной. Сегодня существует две версии, когда лучше отмечать Ивана Купалу:

Языческий вариант – летнее солнцестояние (ночь с 20 на 21 или с 21 на 22 июня). Купала олицетворял переход из одной половины года в другую: солнце достигало пика, а после праздника начинало терять активность. Дата Иванова дня могла смещаться, если полнолуние предшествовало солнцестоянию (не более 3 дней) или наступало после него (в течение 1,5 недель). Когда праздник устраивался с учетом положения обоих небесных светил, провозглашали Великую (Сильную) Купалу.

Современный вариант – Рождество Иоанна Предтечи (ночь с 6 на 7 июля). Христианская традиция активно поглощала языческие праздники, потому Иванов день был совмещен с новой религиозной датой. Предтеча противопоставляется Рождеству Христову, припадающему на 7 января. У католиков даты несколько иные: 24 июня и 25 декабря соответственно.

Современные маги отмечают Иванову ночь и по-старому, и по-новому стилю – кому как больше нравится. Обе даты достаточно сильны и «намолены», чтобы давать энергию проводимым обрядам:

  • на солнцестояние хорошо срабатывают белые обряды;
  • ночь с 6 на 7 июля великолепно подходит для черного колдовства.

Весь промежуток с 20 до 7 июля считается благоприятным для магической практики. Можно выполнять ритуалы и без привязки к Купале – почти гарантировано они сработают.

Какие обряды следует проводить в Купальскую ночь

Купальская ночь сочетает в себе противоположные энергии. Солнце – Луна, мужское – женское, небо – земля, огонь – вода. Это время, когда создаются священные союзы между противоборствующими началами. Потому нет каких-либо строгих предписаний касательно проводимых обрядов: нужно делать то, в чем есть потребность. Тем не менее считается, что лучше всего удаются:

  • привороты;
  • ритуалы на привлечение благ;
  • целительные обряды;
  • магические чистки;
  • ритуалы на усиление привлекательности;
  • постановка защиты.

В общем, следует сосредоточиться на себе и поработать над собственным счастьем. Но никто не запрещает наводить порчи, делать рассорки и остуды, «баловаться» с крадниками… Купальская ночь хороша отсутствием запретов: каждый волен колдовать в желаемом направлении – как положительном, так и негативном.

Вода и огонь – ключевые элементы праздничных мистерий

В Купальскую ночь особое внимание уделяется водной и огненной стихиям. Их единение олицетворяет цветок иван-да-марья:

  • желтый цвет – огонь, а также сам Иван Купала, с горя бросившийся в костер;
  • фиолетово-синий оттенок – вода и Кострома, его сестра, утопившаяся в озере.

Легенда гласит, будто молодые люди, не зная о родстве, вступили в брак. Когда боги открыли им страшную тайну, Иван и Кострома покончили с собой. И не удивительно, что в Купальскую ночь люди тоже предпочитают избавляться от проблем именно с помощью огня и воды.

Празднование традиционно устраивается на берегу озера, реки, крупного пруда. Рядом зажигают костры. Каждый человек должен перепрыгнуть через пламя и искупаться в водоеме, чтобы очиститься. Можно бросать в огонь и воду старые вещи, одежду больных и умерших – все плохое, связанное с этими предметами, навсегда исчезнет.

Заговор, чтобы найти цветок папоротника

Ботаники утверждают, что папоротник не цветет. Но они оценивают только те возможности растения, которое оно проявляет в материальной вселенной. На тонком плане папоротник дает удивительно красивое свечение, которое в народе и называют цветком. Увидеть его можно лишь астральным зрением. Удастся подобное не каждому, зато тот, кто справится с задачей, получит все обещанные блага:

  • научится менять облик по своей воле;
  • усилит интуицию;
  • обретет талант понимать звериный язык;
  • начнет видеть сокрытые клады;
  • будет контролировать воду с землею и властвовать над нечистой силой.

Расцветает папоротник ровно в полночь. Отправляться в дорогу нужно в одиночестве, без крестика и нательных иконок, не молясь и не крестясь. На пороге рекомендуется произнести заговор:

«Море-океан, остров Буян, там русалки косы плетут, там лешие по полю бредут, там потерчата песни поют, огнями дорогу мне освещают, чтобы идти мне, идти да к месту гиблому прийти, где духи живых стращают, где кровопийцы зубами сверкают, где покойники не спят, где черти гуляют, где бесы с утопленницами хороводы водят, где папоротника цвет сияет – светлый да извечный, что сердце верное ждет, что руки достойной желает. Пройти мне без страха да дрожи, без слез да рыданий ту дорогу дальнюю, на русалок не засмотреться, за лешим не заблудиться, духов не испугаться, кровопийцам в лапы не попасться, покойника на себе не унести, чертей отогнать, к бесам с утопленницами в танец не попасть, обманом не соблазниться, в тумане не потеряться, призраков не бояться, а к папоротника цвету подойти, сияньем насладиться – да руку протянуть, цветок тот сорвать, в сердце себе забрать. Ночь священная да колдовская, тебе меня вести, коли душа моя дрогнет, навек ей духом неупокоенным обратиться да папоротник цветущий сторожить, путников пугать, к свету не пускать!»

С момента произнесения заговора колдующего будут вести, причем не по материальному миру, а по астральной реальности. Человек столкнется с собственным потаенным «я», ему встретятся его личные страхи и переживания. Если путник достойно пройдет дорогу, он приблизится к заветному цветку и сможет сорвать его. В противном случае придется заплатить за провал и обернуться призраком. Конечно, не в самом прямом смысле слова: раз в год дух спящего человека будет отправляться сторожить папоротник от таких же искателей приключений, как он сам.

Большой купальский обряд

Ритуал представляет собой комплекс действий, направленных на гармонизацию энергетики и на избавление от негатива. Желательно проводить обряд в компании: чем больше людей примет участие, тем выраженнее будет результат.

Понадобятся:

  • дрова для костра (предпочтительнее дубовые и березовые);
  • длинный деревянный шест;
  • пучок сена или соломы.

Приступают к работе в сумерках. Разжигают большой костер (дров должно быть достаточно, чтобы поддерживать горение до самого утра). На верхушку шеста крепят пучок сена (соломы) и поджигают. Таким образом в ночь приходит энергия солнца. Пока пламя горит, один из участников ходит с шестом вокруг костра и громко напевает:

«Ярило-солнце, в круг наш приди, силушки детям своим не пожалей!»

Остальные участники также обходят пламя до тех пор, пока сено (солома) не прогорит. Затем шаг следует ускорить и в буквальном смысле пуститься в пляс вокруг костра. При этом хором повторяют заговор:

«Ночи Купальской звездами сиять, огнями гореть, нас привечать – худых да статных, молодых да седых, девок да хлопцев, баб да дедов, что плясом круг огня зашлись. А за нами беды незваные, черти черные, бесы голодные, порчи злые – кругом пляшут, в огонь падают, пеплом обращаются, кричат да рыдают, а мы поем-радуемся в ночь святую, в ночь Купальскую. Гори-гори, горе, что на мне сидело, что Купалу дразнило, что Кострому обижало, что Ярила гневило, что в пламя упало, падай-падай в жар горячий, гори-гори, горе, мое да твое, малое да великое».

Когда костер немного прогорит и пламя станет меньше, каждый участник должен трижды перепрыгнуть через него. Также до наступления утра необходимо искупаться и, стоя в водоеме, сказать:

«Купальская водица, смой с меня боль да зло, черное да дурное, кривое да неродное, рыданья да обиды, нелюбовь да злобу людскую, неприязнь родную да ненависть нелюбую. Купальская водица, забери с меня порчи да сглазы, проклятья да хулу, сплетни коварные да говоры лихие, чтоб с меня в ночь Купальскую все сошло, следа не лишило».

Обсохнуть нужно возле костра. В нем же можно сжечь предметы, олицетворяющие какой-нибудь негатив: старую одежду, магические подклады, собственные волосы (для избавления от плохих мыслей). Огонь ни в коем случае не гасят, он должен прогреть сам. Во время обряда допустимо произносить молитвы, обращения к богам и высшим силам. Все, сказанное у купальского костра, достигнет адресата. Полезным будет загадать заветное желание или попросить о поддержке в каком-либо начинании.

Защитный заговор на уголек купальского костра

На Купалу можно стать обладателем талисмана, который будет оберегать человека в течение года.

Понадобятся:

  • уголек, взятый из прогоревшего костра;
  • плотный тканевый мешочек;
  • немного травы, сорванной в Купальскую ночь (отлично подходят иван-да-марья, зверобой, чертополох, полынь – можно скомбинировать их).

Ранним утром после Ивановой ночи требуется положить в мешочек уголек и травы. Туда же начитывают заговор:

«Девица-травяница по полю ходила, цветы собирала, травы топтала, молодца-огневика повстречала, его полюбила, дитя народила. Пусть то дитя у сердца моего живет, от бед хранит, от смерти уводит, от слов лихих защищает. Колыхаться дитяти купальскому у сердца моего, дыханьем моим питаться, за руки мои держаться да помощь мне оказывать, не вредить, не сглаживать, а только крепко меня оберегать – от зверя дикого, от птицы черной, от Мары всесильной, от сна дурного, от голода страшного, от люда коварного, от обмана да лжи, от нетоптаной стежи, от колодца глубокого, от ямы незримой, от огня чрезмерного, от болота топкого. Стеречь тому дитяти и меня, и мою хату, и моих детей, и моих зверей. Стеречь да не покидать, целый год мне службой отвечать!»

Мешочек завязывают и вешают на шею. В течение года его не рекомендуется снимать: оберег демонстрирует максимум силы, находясь в контакте с телом. На следующую Купальскую ночь мешочек бросают в костер, а затем изготовляют новый амулет. Если такой талисман спрятать дома, то на жилище не сможет напасть ни ведьма, ни колдун.

Любовный приворот на Ивана Купалу через свечу

Хотя в основном желания о любви загадывают около большого купальского костра, допустимо работать и в домашних условиях.

Понадобятся:

  • красная свеча;
  • иван-да-марья;
  • фотография объекта воздействия.

Когда стемнеет, следует поставить напротив снимка зажженную свечу. Между пламенем и фото нужно поместить веточку растения. Глядя на огонь, требуется повторять:

«Купальская ночь пришла, а я никуда не пошла, сижу в своем доме да на своей печи, чертей не боюсь, от ведьм уберегусь, (имя) к себе привлеку – чтобы любил верно. Купальская ночь на пороге, а я в своем остроге, через окошко на тьму гляжу, там луна светлая, как и любовь (имя) ко мне верная да вечная. Любит меня (имя) от первой до последней косточки своей, каждой думою да мыслью, ничто его от меня не отвернет, ничто нас по разные стороны не разведет».

Когда свеча догорит, снимок следует спрятать вместе с цветком. На протяжении месяца чары сработают.

Снятие негатива водой в Купальскую ночь

После захода солнца необходимо поливать себя водой так, чтобы жидкость стекала от макушки до пят и впитывалась в землю. Выполняя смывку, требуется читать заговор:

«За Иваном Купалой в рой комариный, на болота, где живет зевота, в чащу непроходимую, в глубь черную ушла порча с меня; за Иваном Купалой, за молодцем славным порча брела, ноги свои о корчи ломала, руки свои ветками царапала. Кровью порча истекла, с меня с водою сошла!»

Легкие порчи и сглазы смываются сразу, для более тяжелого негатива могут понадобиться дополнительные чистки. Нормальным после обряда считается состояние усталости, разбитости, опустошенности: значит, энергетическая работа началась.

Наговоры на воду: на любовь, на здоровье, на порчу и т. д.

Вода отлично впитывает слова, сказанные ей в Купальскую ночь. Нужно лишь определиться с целью – исполнится все, что угодно. Можно говорить с водой своими словами или воспользоваться уже готовыми заклинаниями:

Привлечь любовь:

«Иван да Марья по лесу ходили, друг друга потеряли, любовью своею за счастье мое заплатили. Ивану да Марье не встретиться вовек, а мне суженого узнать, вместе жизнь проживать, вместе ночи Купальские справлять».

Наслать порчу:

«Водица купальская, пролейся слезами из глаз (имя), в черноте скрой, в беде укрой. Не давай ни отдыху, ни продыху, ни сладости, ни радости. Порчей обернись, (имя) с дороги уведи – да в могилу заведи. Пусть (имя) рыдает, слезы жгучие роняет, богов да чертей молит, а порчу мою снять не может».

Навести остуду:

«Как вода Купальская холодна, так и чувства (имя) к (имя) не имеют ни любви, ни тепла, а льдом покрываются, снегом укрываются».

Сделать рассорку:

«Реке мимо двух берегов бежать, а (имена) по разным сторонам стоять. Ругаться, кричать, ссориться, рыдать – а мира никогда не знать. В кровать одну не ложиться, друг с другом не мириться».

Притянуть богатство:

«Как капле за каплей капать, так и злату к злату идти, серебру к серебру копиться – да в кошеле моем очутиться. Ночью Купальскою слова говорю, утром ранним богатство найду».

Улучшить состояние здоровья:

«Пила девица свежую водицу, пила-пила да на бережку померла. А то не девица померла, а лихая болячка-трясовица, что мне покоя не дает, что тело мое ест, что кровь мою пьет. Так сойди же с меня, болячка проклятая, в гроб ложись, а меня не тронь, по воде уйди».

Если ритуал проводится для себя, заговоренной водой требуется умыться. Чтобы оказать воздействие на других людей, жидкость следует подлить им под порог или в пищу (в последнем случае влияние будет более сильным).

Девичьи и женские заговоры на купальскую росу

Роса наутро после Купальской ночи обладает удивительной силой: она исцеляет, дает привлекательность, улучшает настроение, помогает творить любовные чары.

Заговор на красоту и усиление привлекательности

Нужно собрать тринадцать капель росы в небольшую посудину. На жидкость начитывают заговор:

«Мавка-красавица по лесу бродила, звезды считала, луною любовалась, в воде купалась да красу свою обронила. Стала та краса купальскою росой, что под ногами людскими лежала, что солнца боялась-дрожала, что ко мне на ладонь попала. Выпью я ту красу, что мавка-лесовица обронила, стану краше луны да солнца, звезд да воды, цветка да травы. Не смыть мою красу, в огне ее не сжечь, не отнять да не убрать, по ветру не развеять, тоске не съесть, горю не уменьшить».

Росу требуется выпить одним глотком. Спустя неделю чары проявятся. Они действуют до следующей Купальской ночи, затем их рекомендуется обновить.

Заговор, чтобы приворожить любимого

Необходимо собрать как можно больше свежей росы в стеклянную бутылочку и тут же наговорить на нее:

«Купала Иван, где твоя Кострома? Где любовь твоя? А вот она, здесь, в слезе любой, в росе свежей. Хожу по полю, росу собираю, чтобы (имя) меня любил, чтобы с рук моих воду пил, чтобы от лица моего не отворачивался, чтобы далеко не уходил, чтобы меня не отпускал. Иван да Кострома, вам огонь да вода, а мне с (имя) любовь вечная, до волос седых крепкая, до тела немощного сильная, до гроба деревянного верная, до креста на могиле живая. На добро чары творю, на благо любовное, на счастье ладное!»

Росу следует добавить в пищу объекта. Если такой возможности нет, требуется вылить жидкость на порог любимого. Спустя несколько дней ритуал даст эффект.

Заговор для излечения от болезни

«Мара-Марена, божица черная, ликом страшная, забери не меня, а болячку мою (название), что кости мои ест, что плоть мою грызет, что разум мой занимает, что волю ломает. Мара-Марена, не за мною приходи, а за болячкой злой, сведи ее с головы да с ног, с шеи да с чресел, с грудины да со спины, с живота да с кишок, чтобы с росою она стекла, чтобы по жилам моим не текла».

Необходимо снять с себя намокшую рубашку и сжечь ее (или пустить по воде). Тело требуется вытереть сначала любой сухой травой, а только затем полотенцем. Улучшение наступит в течение двух месяцев.

Заговор на снятие порчи

Обряд подходит для избавления от легкой порчи. Нужно ходить босыми ногами по росе и произносить:

«Матушка-роса, купальская слеза, зло с меня сними, черное забери, в землю унеси, в воде утопи, а мне не верни! С плоти да костей, с волос да ногтей, с сердца да с души злое уведи, черное отвадь, чтобы не ело оно меня, чтобы беды мне не чинило!»

Повторяют заговор, пока на душе не станет легче. Затем трижды кланяются солнцу и уходят.

Заговор на хорошее самочувствие

Ритуал позволяет обновить энергетику и подпитаться новыми силами. Нужно собрать не менее двенадцати капель росы и умыться ими, после чего трижды сказать:

«Силушка-роса, Купала по тебе ходил, русалок за собой водил – в танце да плясе, в шуме да гаме, в разгуле веселом, в пении славном, в смехе заливистом. Так и мне, силушка-роса, пройти по дорожке, по которой Купала ходил, русалок водил, силу его забрать, тело да дух ею напитать – чтобы мне от тоски не чахнуть, чтобы от боли не корчиться, чтобы от муки руки не крутить, чтобы слезы горькие не лить, чтобы не скучать да не горевать, чтобы бед лихих не знать, чтобы радостно утро встречать».