Диагностика по развитию мелкой моторики с баллами. Определение уровня развития мелкой моторики рук

Цель: констатирующего эксперимента – выявить уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Подобрать методику для проведения диагностики

Определить критерии уровней развития мелкой моторики

Провести диагностику и определить уровень развития мелкой моторики у детей

Провести качественный и количественный анализ результатов

В эксперименте принимали участие 6 детей 5-6 лет (таблица 1)

Таблица 1.

Ф. И. ребенка

УровеньОНР

Сопутствующие нарушения

С какого времени посещает ДОУ

ЗПР, спастичность мышц

Гиперактивность

Расстройство внимания

Констатирующий эксперимент проводился по методике Волковой Г.А

- исследование мелкой моторики рук.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

1) обследование тонких движений пальцев рук;

2) определение качества и дифференцированности движений;

3) исследование возможности выполнять действия с предметами.

Для реализации данных задач использовались следующие задания:

1. сжать пальцы в кулак;

2. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»);

3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

4. выложить узор мозаики;

5. самостоятельно застегнуть пуговицы;

6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

7. нанизывать на нитку бусинки;

8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.

«1» балл – с заданием справился;

«2» балла – с заданием справился частично;

«3» балла – с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число – 24 балла, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.

При обследовании и в процессе наблюдений учитывались: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечных движений, управляемость в моторных навыках

2.2 Анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

При выполнении вышеуказанных заданий у Галины, Алексея и Ильи возникли сложности в составлении узора мозаики, самостоятельном застегивании пуговиц, нанизывании бусинок на нитку. Кроме того у Галины проявилась спастичность мышц руки, быстрая утомляемость. Илья сутулился, темп движений его замедлен. Алексей невнимательно слушал инструкции, вследствие чего приходилось повторять ее несколько раз. Николай и Виктор ошибались меньше, однако, испытывали затруднения при укладывании в коробку правой и левой руками по одной из шести спичек, в вычерчивании карандашом вертикальных палочек в разлинованной тетради. Необходимо отметить, что дети очень внимательно слушали инструкции, были активны, работали в достаточно быстром темпе. Иван испытывал трудности при загибании каждого из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке, соединении пальцев одной руки с пальцами другой, выкладывании узора мозаики. Также он плохо ориентировался в пространстве, невнимательно слушал инструкцию. Активность его работы была низкой.

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице 2

Таблица 2.

Результаты диагностики развития мелкой моторики у детей на этапе констатирующего эксперимента

№ здания

Средний балл по заданию

В таблице номерами представлены следующие задания:

Задание 1. сжать пальцы в кулак.

Задание 2. загнуть каждый из пальцев попеременно,то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»).

Задание 3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Задание 4. выложить узор мозаики.

Задание 5. самостоятельно застегнуть пуговицы.

Задание 6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

Задание 7. нанизывать на нитку бусинки.

Задание 8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

На основании данных, полученных в ходе обследования и приведенных в таблице 2, можно сделать следующие выводы:

высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен (8-15 баллов);

средний уровень развития выявлен -Николай, Виктор и Илья -3 ребенка (14 – 16 баллов),

низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у троих детей - Галина, Алексей и Иван (20 – 24 балла).

Таким образом, диагностика выявила следующее:

У большинства детей экспериментальной группы не развита мелкая моторика рук, а это значит, что необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики рук.

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.

Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.

И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)

Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.

Таблица 1

Материал для заданий Инструкция ребенку Умения ребенка
Пособие по шнуровке «Сапожок» «Продень шнурочек» Продевать шнурок сквозь узкое отверстие
Пирамидка (5колец) «Собери пирамидку» Нанизывать кольца на стержень
Матрёшка (3-х местная) «Собери матрёшку» Соединять части матрёшки
Тренажер с крышками (4 штуки) «Открути крышечки, а теперь закрути их» Закручивать (откручивать) крышки
Рамки Монтессори (с пуговицами) «Застегни пуговки и расстегни их» Расстёгивать (застёгивать) пуговицы
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» Перекладывать предметы
Рамки Монтессори (верёвочка) «Завяжи узелок, а теперь развяжи» Завязывать узелки
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» Катать шарик между ладонями, пальчиками

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.

Таблица 2

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года, используя следующий график.

Рисунок 1

На графике цифры по вертикали обозначают уровни развития детей: низкий, средний и высокий, а цифры по горизонтали – номера заданий для детей:

  1. продевание шнура сквозь узкое отверстие
  2. нанизывание колец на пирамидки
  3. соединение частей матрешки
  4. закручивание (откручивание) крышек
  5. расстегивание (застегивание) пуговиц
  6. перекладывание мелких предметов
  7. завязывание узлов
  8. катание шариков между ладонями
  9. катание шариков пальчиками

Используя эту же диагностику на конец учебного года на графике сразу видна динамика уровня развития руки ребенка. Результаты предоставлены в сравнительной таблице 3.

Таблица 3

Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.

Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, м ы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.


Рисунок 2

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.


Рисунок 3

В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках

Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.

Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.

«Песочная педагогика» позволила нам:

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  • стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор

Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам.

Они давали возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. Мы заметили, что чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит развитие мелких мышц руки ребёнка. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.

В создании многих тренажеров, таких как «Будущий мастер», «Сказочные дверки», «Транспорт», «Полянка», «Гриб», «Конфета – шесть в одной» принимали участие многие родители. Эти тренажёры очень понравились детям.

Тренажёр «Сказочные дверки» на прочной деревянной основе, с выпиленными 3-мя дверками, которые открываются и закрываются при помощи разных задвижек. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость, попадают в мир сказок.

В развивающем тренажере «Будущий мастер» разные виды запоров: замочки, завёртки, крючки, засовы; выключатели, кнопки дверного звонка, мебельные роликовые колёсики и прочие приспособления (удалость собрать 20 различных видов), закрепленные на основе из ДВП размером 1м. х 60см. Упражняясь на тренажёре, дети могли выполнить следующие действия: открыть ключиком замочки, открыть-закрыть крючки, запоры, дверную цепочку; повернуть ручки, вертушки; нажать звонок, выключатель, резиновую грушу; повернуть колёсико; открутить-прикрутить крышки. Для родителей мальчиков нашей группы мы оформили стендовую консультацию «Мальчишеские тренажёры».

Нами были придуманы и оригинальные пособия – тренажёры на ткани. Достаточно универсальным получился тренажёр – панно «Транспорт». На тканевой основе размером 80см х 60см, выполнено изображение разных видов среды движения транспорта – воздушной, водной, наземной. На голубой полосе (небо) – воздушный транспорт (самолёт, вертолёт); на синей полосе (река) – водный транспорт (пароход, лодка); на чёрной полосе (шоссе) – наземный транспорт (грузовая, легковая машина, автобус). Каждый вид транспорта на этом панно – тренажёре можно выложить из геометрических фигур, пристегнув затем разными способами (липучкой, крючком, пуговицей) окна, колёса, паруса, трубы. На этом полотне, кроме возможности «изобразить разные виды транспорта», можно выполнить и следующие действия: продеть «разделительную линию» на дороге, «включить» светофор; «посадить» цветочки; продеть и завязать «пропеллер» на вертолёте; «открыть» и «закрыть» двери автобуса (молния). Это панно помогает нам решить многие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, учить доводить начатое дело до конца, учить играть рядом, не мешая, друг другу, закреплять знания цвета, формы, величины, различать виды транспорта.

Панно – тренажёр «Полянка» представляет большую ценность для развития тактильных ощущений, так как на этой полянке каждая бабочка и цветочек выполнены из разного по фактуре материалу и на них нашиты различные украшения (бусинки, бисер, бахрома, тесьма), делая поверхность их разнообразной для осязания. И цветочки, и бабочки крепятся на поляну при помощи липучек, пуговиц, крючочков, что позволяет развивать и мелкую моторику рук.

Благодаря изобретательности родителей в нашей группе появился «Гриб» - тренажёр. На шляпку гриба при помощи липучек, можно наложить «горошины»; при помощи пуговиц пристегнуть «бабочек», при помощи крючков ягодки. Под грибом место не пустует – звери могут спрятаться под ним от дождя. Он нам помог при инсценировании сказки, которая так и называется «Под грибом».

У нас в детском саду был объявлен конкурс «Конфета моей мечты». К нему была придумана загадочная конфета «Шесть в одной», над которой детям приходилось потрудиться, прежде чем угоститься. Эту поделку можно назвать тренажером.

Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.


Рисунок 4

Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, мы провели их анкетирование, определив, имеются ли дома игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, и как родители относятся к играм с детьми: показывают ли действия, участвуют ли в играх, стимулируют ли их активность и т.п.

Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».

Таблица 4

Критерии оценки Самооценка
1. Условия для развития умений нанизывать кольца на стержень
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида пирамидок (по размеру, по количеству и форменанизываемых предметов)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с пирамидками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с пирамидками
в) Поощряем самостоятельную игру с пирамидками
2. Условия для развития умений продевать шнур сквозь узкое отверстие
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х разных видов игр, пособий для шнурования.
Внимание родителей к развитию выполнения действий шнурования
б) Играем вместе с ребёнком в разные виды игр для шнурования
в) Поощряем самостоятельную игру со шнуровками
3. Условия для развития умений соединять сборно-разборные игрушки
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида сборно-разборных игрушек (3-х – 5-ти местные матрешки, бочата)
Внимание родителей к развитию выполнения действий со сборно-разборными игрушками
б) Играем вместе с ребёнком со сборно-разборными игрушками
в) Поощряем самостоятельную игру со сборно-разборными игрушками
4. Условия для развития умений катать мелкие округлые предметы между ладошками
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида округлых предметов: шарики, мячики (каучуковые, колючие, плюшевые, пластмассовые, резиновые и т.д.)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с мячиками, шариками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мячиками, шариками
в) Поощряем самостоятельную игру с мячиками, шариками
5. Условия для развития умений закручивать (откручивать)
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с закручивающимися предметами (крышками)
б) Играем вместе с ребёнком в игры с крышками
в) Поощряем самостоятельную игру с крышками
6. Условия для развития умений расстегивать (застегивать) пуговицы
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с застежками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с застежками
в) Поощряем самостоятельную игру с застежками
7. Условия для развития умений завязывать узлы
а) Наличие дома ленточек, веревочек, шнурочков
б) Играем вместе с ребёнком в игры с веревочками
в) Поощряем самостоятельную игру с веревочками
8. Условия для развития умений перекладывать мелкие предметы
а) Наличие дома мелких предметов, ёмкостей для перекладывания
Внимание родителей к развитию выполнения действий
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мелкими предметами
в) Поощряем самостоятельную игру с мелкими предметами

Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.

График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики.


Рисунок 5

4 балла – Полностью соответствует утверждению

3 балла – Соответствует в достаточной степени утверждению

2 балла – Соответствует в небольшой степени утверждению

1 балл – Совсем не соответствует утверждению

  1. Умение нанизывать кольца на стержень.
  2. Умение продевать шнур сквозь узкое отверстие.
  3. Умение соединять сборно- разборные игрушки.
  4. Умение катать мелкие округлые предметы между ладошками.
  5. Умение закручивать, откручивать крышки.
  6. Умение расстёгивать, застёгивать пуговицы.
  7. Умение завязывать узлы.
  8. Умение перекладывать мелкие предметы.

По графику сразу видно направленность работы с семьями воспитанников. Вот, например, по 6 пункту – умение расстегивать и застёгивать пуговицы нам предстоит ещё работа, так как родители не обращают на это внимание. Самый высокий показатель по умению нанизывать кольца на стержень, т. к. во многих семьях имеются достаточное количество различных пирамидок.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

Мелкая моторика - важный показатель физического и психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходима подготовка руки к письму, что крайне необходимо для дальнейшей школьной жизни.

Готовность к школьному обучению определяется такими параметрами, как мотивационная готовность ребенка к школьному обучению и интеллектуальная зрелость, т.е. развитием познавательных процессов: зрительной и слухоречевой памяти, восприятия, воображения, внимания, наглядно-образного и словестно-логического мышления. Так же имеет место развития мелкой моторики руки.

На основе выше сказанного, можно обозначить цель психолого-педагогической диагностики развития мелкой моторики руки старших дошкольников, как определение соответствия возрастной норме уровня развития графомоторных способностей, а так же готов ли ребенок к школьной жизни.

Для определения развития мелкой моторики руки нами составлена программа психолого-педагогической диагностики, в которую вошли следующие методики:

1) графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);

2) пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий);

3) диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова);

4) тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

Рассмотрим подробнее методики для определения уровня развития мелкой моторики руки.

1. Графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия).

«Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.

Графомоторная проба представляет продолжение повторяющихся сменяющих друг друга элементов. Для проведения этой пробы необходимо использовать фломастер.

Инструкция:

Первое задание вы будете выполнять в этом поле (ведущий показывает поле выполнения задания на своем бланке).

Сверху посередине листа нарисован заборчик (ведущий показывает рисунок на своем бланке). Чуть ниже - точка (ведущий показывает на своем бланке точку) (ПРИЛОЖЕНИЯ).

От этой точки до конца строчки продолжите такой же забор, не отрывая фломастера от бумаги.

Покажите пальчиком, какой заборчик нужно нарисовать (ведущий дожидается, пока дети покажут на своих бланках «забор»). Откуда вы будете начинать рисовать? (ведущий дожидается, пока дети покажут точку).

Приступаем по моему сигналу.

Обработка результатов:

Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения при рисовании заборчика отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения при рисовании; темп деятельности средний.

Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений при рисовании; темп деятельности очень низкий» [цит. по: 4, c. 35].

2. Пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий).

«Цель: определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной координации и ловкости.

Проба 1. Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.

Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см х 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки -- 15 секунд, а для левой -- 20. Задание не засчитывается, если 1) ребенок помогал себе другой рукой или 2) скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.

Проба З. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если 1) ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, 2) размахивал руками, 3) коснулся пола согнутой ногой.

Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.

Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом, левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если 1) движения обеих рук разновременные, 2) уложено меньше чем 5 спичек.

Проба 6. Оскалить зубы. Задание не засчитывается, если ребенок делает лишние мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т. д.).

Обработка результатов:

За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.

Высокий уровень - 6 баллов.

Средний уровень - 4-5 баллов (детей 5-6 лет), 5 баллов (детей 6-7 лет).

Низкий уровень - 1-3 балла (детей 5-6 лет), 1-4 балла (детей 6-7 лет)» [цит. по: 17, с. 24].

3. Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова).

«В данной диагностической задании входят 3 теста, определяющие развития мелкой моторики руки.

1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

1) крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней;

2) удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5;

3) под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

2. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретация результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

3. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых функций» .

4. Тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).

«Цель: выявить переключаемости движений пальцев рук доминантной руки

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь»

Могут быть нарушены:

1) переключение с одного вида движений на другое;

2) последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего» [цит. по: 38].

Таким образом, изучив методы диагностики развития мелкой моторики руки, мы пришли к выводу, что своевременное диагностика способствует к дальнейшему развитию мелкой моторики руки детей и поступлению в школу. Психолог-педагог после выявления уровни развития мелкой моторики руки старших дошкольников будет работать для их развития, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни.

Наталья Фадеева
Обследование мелкой моторики (методика Гризик Т. И.)

Обследование мелкой моторики

(методика Гризик Т . И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев) .

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри» . Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!» . Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!» .

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3-7 человек) .

В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок) . Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке :

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых (около 5 с) ;

2-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых;

3-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) .

1. «Кольцо» . Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза» . Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

3. «Три богатыря» . Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

4. «Заяц» . Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев) . Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

Публикации по теме:

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией» Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет.

Коррекция мелкой моторики Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика.

Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную.

Развития мелкой моторики рук на развитие речи ВВЕДЕНИЕ. «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи» выбрана мною не случайно,.

Развиваем мелкую моторику с помощью сенсорных и дидактических игр. Развитие речи и мышления напрямую зависит от развития мелкой моторики.

О пользе развития мелкой моторики рук написано и сказано немало,ведь огромная роль развития движений пальчиками в овладении ребенком речью.

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.

Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

Диагностики для старшего дошкольного возраста

Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

  • · бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,
  • · метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
  • · удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

  • · Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Диагностика № 3

Задания на диагностику скоординированности движений пальцев:

«Осторожный пешеход»

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами.

Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

  • - вести по дороге указательным пальцем правой руки;
  • - вести по дороге указательным пальцем левой руки;
  • - вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;
  • - одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.

«Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу.

Оценка результатов.

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество - 6 баллов.

Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов - 9.

Диагностика № 4

Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.

Оценка результатов.

Высокий уровень - диктант выполняет точно и правильно.

Средний уровень - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

Низкий уровень - задание не выполняет.

Диагностика № 5

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5--7 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

  • · какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • · как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии;
  • · отвлекается ли во время работы;
  • · высказывания и вопросы во время рисования;
  • · сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Оценка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

  • 1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
  • 2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
  • 3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

  • 4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
  • 5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
  • 6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
  • 7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики:

  • · Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).
  • · Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.
  • · Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.
  • · Установка: «Давай мы поработаем вместе: Я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».