Свадебное дерево – так называли в старину на Руси калину. Свадебное дерево: какие деревья принимают участие в свадебных обрядах? Денежное дерево Свадебное дерево на руси

05.12.2023 Стиль
Анна Любимова 28 июня 2018, 11:11

Празднование свадьбы всегда сопровождается самыми разнообразными традициями. При этом большинство обычаев в той или иной степени одинаковы у разных народов. Одной из таких традиций (вернее, атрибутов) можно считать свадебное дерево. Его можно выбрать, посадить или сделать своими руками. Так что же это за дерево такое, и какой смысл для молодоженов оно в себе несет?

Что такое свадебное дерево?

У свадебного дерева есть еще несколько названий. Его также называют семейным, денежным и даже деревом жизни. Существует и свадебная традиция пожеланий, и для этого на празднике устанавливают специальную конструкцию или небольшое живое деревце. К веткам его гости подвешивают карточки с пожеланиями молодоженам. Наконец, стоит упомянуть дерево с отпечатками пальцев – так новобрачные отмечают начало своей совместной жизни. Иногда на таком деревце можно поставить такой же отпечаток и каждому гостю свадьбы. А посадка молодоженами деревца символизирует закладку фундамента новой семьи.

Фото дерева с отпечатками пальцев

Исследователи считают, что образ свадебного дерева возник не случайно. Ведь молодое деревце цепляется корнями в почву, взрослеет, укореняется все прочнее и год от года тянется к небу. Так и семья (впрочем, как любой человек) развивается и становится со временем все больше надежной и крепкой. Именно этот образ люди издавна использовали для того, чтобы семейные узы не разрушались.

Не случайно есть и еще один пример связи дерева и семьи. Он, как правило, задействован в генеалогии. Всем известно выражение «семейное древо». Связь между предками и потомками зачастую наглядно изображалась в виде раскидистого дерева. Каждый новый брак и появившиеся в нем дети представали на подобной схеме в виде отдельной ветви.

Таким образом, дерево – это яркий символ семейного счастья и прочности союза. Традиции, так или иначе, связанные с деревом, присутствуют в свадебных церемониях многих народов

Дерево в свадебных традициях

Обычаи, связанные с деревьями, были включены в свадебные ритуалы еще с языческих времен. Христианство не уничтожило их, поскольку они никак не противоречили концепции этой религии. В разных странах традиции если и различались, то ненамного.

Фото свадебного дерева — калина

Так, на Руси свадебным деревом считался калиновый куст . Наши предки играли свадьбы, как правило, осенью, когда был уже собран урожай, а все летние работы, связанные с землей, завершались. К этому времени калина покрывалась гроздьями ярких ягод, которые были способны украсить свадьбу. В качестве декора калина использовалась очень активно. Ягоды служили дополнением для свадебного стола , веточки этого деревца укладывали на свадебные караваи. Новобрачные обязательно обменивались подарками, причем невеста должна была преподнести жениху полотенце. Как правило, рушник расшивался узорами с изображением калины. На самой свадьбе молодожены по обычаю обносили угощением гостей – на таком блюде также всегда лежали калиновые грозди.

Фото свадебного дерева — рябина

Однако калина – это далеко не единственное растение , которое выступало в качестве семейного деревца. Существовали и другие деревья, участвующие в свадебных обрядах. Если вы хотите устроить праздник согласно старинным обычаям, вы и сегодня можете воспользоваться опытом предков. Ведь любое дерево в старину что-либо символизировало. В том числе:

  • рябина (семейное счастье);
  • липа (взаимопонимание, нежность, доверие);
  • ель (плодородие);
  • дуб (верность, крепость брака);
  • сосна (долговечность семейного союза).

Почитался и боярышник, который считали деревом любви и верности в браке. Ветками и плодами всех этих растений украшали подвенечные уборы, свадебные столы.

Имелись и своеобразные приметы и обряды, связанные с растениями. Во времена язычества жених с невестой должны были трижды обойти дерево, которое считалось священным. А к чему на свадьбе ломается дерево? Предки утверждали, что это плохой знак – семья окажется непрочной, а достатка в доме не будет.

Свадебное дерево: делаем сами

Современные свадьбы редко обходятся без традиций. Во многом они переняли вековые ритуалы, несколько модифицировав их. К их числу относятся обычаи устанавливать на свадьбе денежное деревце и дерево счастья, состоящее из пожеланий молодоженам.

Фото свадебного дерева – бонсай

Такие элементы декора можно сделать своими руками или поступить проще. Вы можете приобрести для этой цели бонсай (миниатюрное деревце в горшке), либо воспользоваться небольшим деревцем или кустарником, растущим в вашем саду. Последний вариант идеально подходит для выездной свадебной церемонии, свадьбы, проходящей на свежем воздухе. Укрепите карточки с пожеланиями прямо на ветки такого деревца и украсьте его яркими лентами.

Как сделать дерево жизни для молодоженов

Здесь существуют две возможности. Первая из них – нарисовать такое деревце на ткани, бумаге или прямо на стене. Иногда можно встретить и вышивку. Изобразите раскидистое деревце на материале либо выполните аппликацию. Ваша задача – создать полноценный рисунок или шаблон, на который будет нанесен дальнейший декор.

Подобное дерево для свадьбы должно быть выполнено таким образом, чтобы роль его листочков выполняли либо гостевые карточки, либо отпечатки ладоней гостей. Затем на этих «листочках» каждый приглашенный напишет какое-либо пожелание новобрачным. Стоит продумать заранее, куда вы в дальнейшем прикрепите нарисованное изображение.

Фото свадебного дерева, сделанного своими руками

Второй вариант – создать объемное дерево. Для этого придется запастись пенопластом, проволокой, настоящими древесными веточками, оформительскими материалами. Важным элементом конструкции является основа. В ее роли сможет выступить керамический горшок, главное, чтобы он был устойчивым. Наполните горшочек землей, пластилином, глиной . Наполнитель должен придавать деревцу дополнительную устойчивость и прочно удерживать саму конструкцию.

Следующий этап – установка ствола. Им способен стать металлический стержень, трубка или даже толстая ветка настоящего дерева. Такой ствол необязательно должен быть прямым. Чем более интересным вы сделаете свое семейное дерево, тем лучше. Покройте будущий ствол клеем, а сверху нанесите послойно бумагу или тесьму .

К стволу крепятся веточки (например, из проволоки). Если вы хотите видеть деревце максимально ярким, используйте для украшения их бисер или бусины. Кстати, из бисера можно сделать и сами веточки, для чего он аккуратно нанизывается на леску или нитки, а затем закрепляется петельками. Именно к этим петелькам вы в дальнейшем и будете прикреплять листочки-пожелания.

Фото самодельного дерева из пенопласта и проволоки

Как сделать денежное дерево своими руками?

Этот свадебный аксессуар создается аналогично деревцу пожеланий. Наиболее популярная версия – это прикрепление к стволу пенопластового шара. В такой шар вы сможете воткнуть на скобках или булавках денежные купюры.

Фото денежного дерева, сделанного своими руками

Банкноты постарайтесь красиво оформить. Чаще всего, каждую из них сворачивают конусом и затем формируют соцветия. Чем более пышным будет денежное деревце , тем богаче станет будущая семья. Можно использовать и живое растение – толстянку, которая в обиходе называется как раз денежным деревцем. Аккуратно прикрепите к ее веточкам купюры. И помните – дерево, присутствующее на свадьбе, обязательно принесет новобрачным удачу!

Языческие церемонии бракосочетания

Религиозные ритуалы и церемонии, освящающие союз мужчины и женщины, существовали издавна. Из древних документов и настенных росписей известно, какое большое значение в древности придавалось браку и церемонии бракосочетания. На Крите учеными найдены великолепно сохранившиеся фрески. Древние жители острова, кроме цветов, животных и рыб, очень часто изображали свадебные церемонии. Неизвестные мастера словно подчеркивали красоту и важность торжественного события.

В русских летописях сохранились сведения о древних свадебных обрядах славян. Архаичные формы бракосочетания, конечно же, отличались от современных обрядов. Свадебные ритуалы наших предков были связаны с плодородием и природными стихиями: водой, землей, огнем, ветрами и т. д.

В дохристианской Руси существовало несколько форм брака: договорной, похищение невесты, откупной. В некоторых регионах невеста сама приходила в дом жениха, и если семья избранника ее принимала, тогда это событие отмечалось праздником. Существовал также обряд «закрепления» брака водой. Проходил он на берегу какого-либо источника. Жрец поливал или обрызгивал молодую пару водой.

Одним из вариантов свадебного ритуала был обвод молодых вокруг дерева. Для этой цели выбирался большой красивый дуб, реже ракита. Дуб в древности считался деревом Перуна – бога-громовержца, поэтому на Руси очень много обрядов было связано с этим деревом. Интересны свадебные обряды некоторых регионов Древней Руси, где жених и невеста сажали свадебное дерево.

Сохранились сведения о такой традиции, как «посев будущего потомства». Молодожены вдвоем вскапывали небольшой участок земли и засевали его семенами проса или ржи.

Следует отметить, что до X–XI веков свадьбы играли весной. Это было обосновано верованиями того времени. Считалось, что первый весенний дождь знаменует свадьбу Неба и Земли, поэтому люди, следуя принципу «что на небе, то и на земле», приурочивали свадьбы к этому событию.

Древние славяне не относились к браку как к таинству, чего добивалась впоследствии христианская церковь. Брачный обряд воспринимался людьми как пробуждение всеобщих природных сил.

Как небо проливается дождем на землю и она оживает, начинают всходить ростки, происходит бурный рост и цветение, так и от союза юноши и девушки пойдут дети – будущая сила и опора общины.

В Греции и Венгрии существует обычай, по которому по постели новобрачных должны побегать или покататься дети. Постель для первой брачной ночи обычно стелила родственница со стороны невесты, например ее крестная мать. Под перину насыпались зерно или оливки (в Греции). Когда все было сделано должным образом, в комнату впускали детей в возрасте от 2 до 8 лет. Им разрешали прыгать, скакать и кататься по постели в течение какого-то времени. По поверьям, благодаря этому у молодоженов должно было появиться здоровое и многочисленное потомство.

Мировоззрение наших предков отлично прослеживается в сказаниях, былинах, сказках. Некоторые современные праздники уходят корнями в седую старину, так, например Масленица, Красная горка, праздник Ивана Купалы. Древние боги только сменили имена, наложила на них отпечаток и православная вера, но глубинное понимание их сути осталось прежним. Грозный Перун стал Ильей-пророком, покровитель скота Велес – святым Василием, Ярило преобразился в Георгия Победоносца. Интересно и превращение богини Мокоши, которая в древности считалась женой бога Перуна, впоследствии она становится Параскевой-Пятницей. Вплоть до середины XIX века она считалась покровительницей женских ремесел и женщин вообще.

В X–XI веках, когда на Руси стали исповедовать православие, князь Владимир приказал разрушить языческий пантеон. Церковь также пыталась бороться со старыми, «бесовскими» обычаями. Но надо признать, что вплоть до XVIII века на Руси почти повсеместно существовало двоеверие. Многие церковные обряды и праздники были приурочены к языческим.

Свадебный обряд тоже носил двойственный характер. С одной стороны, венчание стало обязательной нормой в обществе, а с другой – все древние обычаи и символика свадьбы остались прежними. На первых порах славянам трудно было принять мистицизм и определенную абстрактность христианского брака. Поэтому обряд венчания проводили просто как дополнение к остальному ритуалу. Так же приносились свадебные жертвоприношения богам. Именно от этих традиций пошло обсыпание жениха и невесты зерном, умывание невесты вином, обрызгание и обсыпание свадебного поезда и другие обычаи, которые многие стараются соблюдать и в наши дни.

Из языческих верований пришли свадебные приметы и магические приемы на современных свадьбах, например положить монетки в обувь молодых, гудение свадебного кортежа, булавки «от сглаза» в платье невесты. Перенос невесты через порог – тоже дань древним обычаям. Иногда свадебный поезд едет кружным путем, чтобы «дорогу не испортили». В сельской местности и сейчас на свадьбу стараются звать знахарку-колдунью.

А к машине жениха иной раз привязывается веник – «дорогу другим женихам указывать». Традиция прохождения молодых между зажженными свечами тоже пришла из древности, когда после бракосочетания на дороге новобрачных разжигали костры.

Приемы народной магии остались неизменными, хотя с ними много веков боролась Церковь, а позже и Советская власть. Ни одно важное событие в жизни семьи не обходилось без проведения предписанных ритуалов. Свадьба, как правило, проходит в несколько этапов, и каждому из них сопутствуют свои традиционные действия. Известны многие приемы, чтобы сделать удачным сватовство или сговор. А сколько примет и ритуалов связано с первой брачной ночью. И в старину, и сейчас этому событию придается особое значение. Охранительная магия в день свадьбы есть практически у всех народов мира.

У карелов Северного Приладожья перед бракосочетанием жених исполняет ритуальный танец перед невестой. Танец должен исполнятся в доме невесты. Гости и родственники образуют круг, невеста встает в середине, и жених начинает вокруг нее свой танец. Элементами танца должны быть движения, демонстрирующие истинные намерения жениха, его половое влечение к невесте. Иногда применяются и акробатические приемы: мостик, прыжки через голову. Невеста в основном кружится на месте, ее движения изображают повадки птиц.

Рождение ребенка на Руси тоже сопровождалось особыми обрядами. У славян считалось, что появление на свет ребенка встречают особые сущности – рожаницы. Они наделялись теми же качествами, что и греческие мойры. Рожаницы наделяют младенца судьбой, поэтому родители старались задобрить их.

Кроме жертвоприношения, рожаницам полагалось угощать родственников и соседей. Отголоском этого древнего обычая можно считать современные крестины младенцев. Так, в древности родители посвящали своего ребенка какому-либо богу, то есть отдавали дитя под его покровительство. И сейчас, подбирая для младенца имя, некоторые родители сверяются со святцами. Принцип тот же: ребенку дается имя святого, который будет покровителем и защитником ему на всю жизнь.

У русичей существовали определенные представления относительно любви и брака. И чаще всего любовь и брак были понятиями не тождественными. Здесь опять стоит сделать ссылку на традиционную общинную направленность понятий. Брак заключался из экономических и хозяйственных соображений, и подчас решение о свадьбе принималось всей общиной, родом. Но любовь, тем не менее, не отрицалась славянами. В пантеоне богов особое место занимала богиня любви и плодородия – Лада. Сохранились сведения, что большое изваяние богини долгое время стояло на берегу Днепра, близ Киева. К подножью статуи паломники приносили цветы и венки. Люди издалека приходили поклониться богине и просить ее помощи.

В XII веке уже установились основные элементы великорусского свадебного обычая. Например, сговор и помолвку принято было отмечать торжественным застольем. Традиционно на стол подавались особый каравай, каша и сыр. Если после помолвки жених вдруг отказывался от невесты, ему приходилось «платить за сыр». Отказ от свадьбы после сговора считался нарушением обещания, и с виновного взималась немалая сумма.

В XIII веке в общество прочно вошла традиция закреплять согласие на брак рядной записью. При сговоре родственники молодых, как правило, спорили, договаривались, то есть «рядились». С тех же времен пришел к нам и обычай рукобития, когда, договорившись, отцы жениха и невесты скрепляли сделку крепким рукопожатием.

Церковь все это время вела довольно жесткую политику в отношении старых народных ритуалов. Уже в XIV–XV веках брачный договор стал закрепляться церковным обручением. Обрученным выдавалась грамота, подтверждающая законность помолвки.

С приходом христианства на Руси закрепилось византийское брачное право, категорически запрещающее многоженство, которое было широко распространено ранее. К прелюбодеянию и внебрачным связям отношение было отрицательным. В женщинах особо ценили целомудрие и непорочность. Появление внебрачных детей тоже не приветствовалось в обществе.

Боролась церковь и с такими проявлениями язычества, как древние праздники, некоторые из которых носили оргиастический характер. В дохристианской Руси ночь на Ивана Купалу была именно таким праздником. Собственно говоря, начиная многие хозяйственные дела (весенние посевные работы, сбор урожая и т. д.), наши предки прибегали к магии плодородия. В некоторых местностях новобрачные первую ночь проводили на свежевспаханном поле. По поверьям, это способствовало хорошему урожаю.

В Боснии и Герцеговине средством защиты от злой силы считались магические действия с кругом. Невеста, въезжая во двор мужа, должна была три раза объехать на повозке вокруг особого стола. На столе находились магические предметы и специальные «защитные» караваи. Там же выезжая на венчание, свадебный поезд проезжал не через ворота, а через сделанный в заборе пролом. Считалось, что это верное средство обезопасить новобрачных от коварства злых сил.

Итак, к XVII веку в России уже сложились определенные свадебные обряды. Существовали специальные свадебные одежда, атрибутика, пища, фольклор. Прочно вошла в общественное понятие значимость церковного брака. На старинных гравюрах и миниатюрах, сохранившихся до наших дней, изображены многие элементы свадьбы, существующие и поныне. При этом некоторые ритуальные свадебные действия исчезли или изменились. Так, например, после венчания жених уже не разбивал стеклянный кубок. В то же время окропление святой водой до и после венчания присутствовало повсеместно.

В своих проповедях священнослужители строго осуждали языческие пережитки, примером служат сохранившаяся проповедь митрополита Даниила. Тем не менее искоренить некоторые традиции, существовавшие веками, было непросто. «Похороны зимы» и «отмыкание земли» продолжали происходить вплоть до 1917 года. Эти праздники отмечались хороводами, песнями, плясками, буйным весельем. Сжигались или бросались в воду соломенные чучела, молодежь прыгала через костры. В мае-июне начинались «русалии», которые длились 7–8 дней. Это время ознаменовывалось играми, гаданием, и всякими магическими обрядами. Верования в русалок тоже сохранились от древнейших поверий в небесных женщин. Ранней весной из колодцев поднимались небесные женщины. Они приводили издалека тучи, и на землю проливался благодатный дождь, дающий жизнь посевам.

Постепенно небесные женщины превратились в русалок, существ красивых, но коварных. Купаться с русалками могли только ведьмы, для остальных это грозило безумием или смертью.

Пожалуй, первой попыткой ввести на Руси строгие нормы поведения был «Домострой». Этот свод правил семейной жизни скорее представлял идеал в понимании того времени. Реальность же порой значительно отличалась от домостроевских предписаний. В крестьянских общинах существовали свои, устоявшиеся веками понятия. Часто, как и в языческие времена, родители женили детей рано, в 12–13 лет. В степных регионах порой заключались браки между только родившимися детьми. На колыбелях в таких случаях ставились особые зарубки. Девочка в 8–9 лет переходила в дом родителей мужа. На северо-востоке сохранилась традиция парного брака, когда два брата брали в жены девушек из одной семьи или когда брат женился на девушке, а его сестра должна была выйти замуж за ее брата. Этот обычай – отголосок очень древнего, группового брака.

Иногда из экономических соображений взрослую девушку выдавали замуж за мальчика 9–10 лет. Это делалось в том случае, когда в хозяйстве требовались рабочие руки, когда женских рук не хватало. Существовал и обычай «условной» невесты, когда семья, где есть мальчик, заранее обручала его с девочкой из другой семьи, которая даже еще не родилась. Такие шаги предпринимались, если семьи хотели скрепить торговые или дружественные отношения.

В Белоруссии очень долго сохранялась традиция столбового обряда. Проводился он обычно у печного столба. Дружка в изодранных лаптях, рваной одежде, лохматый и с грязным лицом забирался на печной столб. Там он запевал обрядовою песню «Басла Божа», в которой призывал высшие силы скрепить брачный союз жениха и невесты. Дружка брал с собой на «стоуп» вино, калачи и другую еду. И именно оттуда бросал собравшимся яства. Дружка своим видом и поведением символизировал бога-предка, который пришел, чтобы благословить брак. В Белоруссии верования в предка-покровителя существовали до XIX века.

И в русских песнях, и в фольклоре других стран можно отметить то, что невеста печалится предстоящим переменам в ее жизни. И действительно, участь молодой жены в чужом доме была в старину нелегка. Девушку ожидала тяжелая работа, недоброжелательность свекрови, подчиненное положение в семье мужа. Именно поэтому традиционен был «плач невесты» накануне свадьбы, во время обряда прощания с отчим домом. Многие песни-причеты сохранились до наших дней. Например:

Наглядись-ка родимый батюшка,

На меня на молодешеньку.

Хорошо ли я снарядилась,

По Божьи в церковь ехати,

Под золотой венец вставати,

Закон Божий приняти.

Со чужим-то со чужанином.

Я тебе, батюшка,

Бью челом, низко кланяюсь,

Я была у тебя батюшка,

Малым-то малешенька,

Возле лавочки ходила,

Брал ты меня, батюшка,

На свои ручки белые,

Поднимал ты меня, батюшка,

Выше буйной головушки,

Говорил ты мне, батюшка:

Не отдам я тебя, милая дочь,

Ни за князя, ни за боярина.

Посажу, я тебя, мила дочь,

Во сады, во зеленые..

Растопися, баненка,

Разгорися, каменка,

Распечалься девушка,

По своей сторонушке,

По своей сторонушке,

По девичьей волюшке.

Не спешися, девушка,

Ко чужому батюшке.

У чужого батюшки

Поле горем сеяно,

Слезами поливано,

Кручиной горожено.

Действительно, на старинной свадьбе печалилась только невеста. Она грустила, когда все остальные пели веселые и радостные песни. Более того, на казацких свадьбах в дом невесты приглашали специальных женщин – «выйщиц», которые должны были причитать и петь жалобные песни невесте. И ей, бедной, даже если она была рада замужеству, приличествовало плакать и горевать, и ни в коем случае не показывать свою радость. Иногда на причет невесты, ее обращение к родителям не отдавать ее замуж, отвечала мать, которая по традиции должна успокаивать дочь и давать наставления, как следует относиться к свекру и свекрови. В ответном причете мать советует не ждать доброго отношения от родителей мужа, но тем не менее рекомендует дочери быть скромной и почтительной к ним. Отец обычно ничего не отвечал дочери, так требовал обычай.

У восточных славян невеста перед свадьбой обращалась с особыми песнями к домовому. Он считался духом-покровителем дома и хозяйства. Девушка просила ответить ей, как будет обращаться с ней муж, будет ли заступаться перед своими родителями? При сватовстве невеста должна была прятаться в печном углу и оттуда слушать разговор. После того как уходили сваты, девушка начинала «выспрашивать» домового.

На юге Австрии новобрачные после выхода из церкви должны были распилить бревно, лежащее на козлах. Если их действия были согласованы, и они справлялись с работой быстро – это считалось хорошей приметой и означало, что жить будут дружно.

Проходили молодые и еще одно испытание: в доме, где должен проходить свадебный пир, ставили стол, который накрывался особой скатертью. На стол помещались предметы: стакан воды, трубка, хлеб, веник, нитки и т. д. Жених и невеста должны были одновременно выбрать по одной вещи. В зависимости от того, за какой предмет они возьмутся, судили о том, какие они будут хозяева.

Вообще с печкой у славян связано много свадебных обрядов. Например, на Украине при сватовстве один из сватов выковыривал из печи камушек и прятал в карман. А невеста в знак согласия садилась у печного угла и колупала глину. Все это делалось для того, чтобы заручиться хорошим расположением домового к предстоящему событию. Считалось, что домовой обитает в печной трубе. И переезжая в дом мужа, невеста также старалась заручиться покровительством «хозяина».

В Курской области в день свадьбы невеста вовсе не торопилась наряжаться к венцу. Она сидела на печи в обычной домашней одежде с распущенными волосами. Когда приезжал поезд жениха, в дом входил дружка, все остальные ждали во дворе. Именно после прихода дружки и его «категорических требований» начать собираться, девушка спускалась вниз и шла одеваться. При этом свой гребень она оставляла на печи, домовому на хранение.

В старину ни одна свадьба не обходилась без скоморохов. Они большей частью развлекали и веселили гостей, и в общем-то задавали тон празднику. Петр I запретил участие скоморохов на свадьбах и других увеселениях. Поэтому роль скоморохов стал выполнять дружка. И именно с тех давних времен, когда скоморохи, славя молодых, пели им хвалебные песни, пришло сакральное название: жениха называли Князем, невесту Княгиней. Так и сейчас на свадьбе называют новобрачных.

Очень много древних традиций сохранилось у северных народов. Свадьбы в старообрядческих селах и в наши дни проходят ярко, красочно, с определенной долей драматизма. Там можно сейчас перед выездом жениха и невесты в церковь видеть обряд «бранья» – когда невеста передается из рук в руки и в конце попадает к жениху. При этом собравшиеся поют особую песню, смысл которой заключается в том, что у жениха на руках девушке будет лучше всего, и что она, передается ему навечно.

Так же сохранился в северных селах особый свадебный чин – косник. Его задачей является, как можно дороже, продать «косу». Косник должен уметь хорошо торговаться и шутить. Раньше его за работу благодарили деньгами и чаркой вина, сегодня одаривают смешными сувенирами.

Еще 60 лет назад молодых после брачной ночи принято было будить, разбивая у двери горшки. Молодая жена должна была безропотно собирать эти осколки, хотя подчас горшки разбивались на ее глазах. В некоторых регионах посуду принято было бить перед входом молодых в дом мужа. Около двери новобрачных встречала мать жениха в вывернутой наружу мехом шубе. Она приветствовала их словами: «Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато!»

Особое значение придавалось приготовлению постели для брачной ночи. Стелить ее должна была мать жениха. Для этого выбиралось не отапливаемое помещение, клеть или пристройка к избе. Состояло брачное ложе из 27 соломенных, незашитых тюфяков. В солому порой добавляли хмель, просо или другое зерно. Перина, простыни, подушки, одеяло, по возможности, вышивали особой свадебной символикой. Перед приходом молодых постель проверял дружка, который несколько раз ударял по ней кнутом, прогоняя нечистую силу. Иногда свадебный отрок, мальчик лет 5–7, должен был попрыгать, поваляться на постели.

На Севере по традиции, кроме главного дружки, выбирались еще и младшие. В их обязанности входило также развлекать и веселить гостей, на эту роль приглашались, в основном, друзья жениха. Подружки невесты тоже не оставались без дела. Готовясь к девичнику, девушки приносили в дом невесты небольшую сосенку, которая украшалась красными лентами. Деревце символизировало наряженную к венцу невесту. В некоторых селах подругами разыгрывались настоящие инсценировки предстоящей свадьбы.

В словацкой традиции существовал древний свадебный обряд-игра, так называемая казнь петуха. Основой этой традиции был обряд жертвоприношения, но древний смысл давно забыт. И в XIX веке без «казни петуха» не обходилась ни одна словацкая свадьба. Сначала петуха торжественно приносили во двор, где и происходил своеобразный суд-пародия. Птицу обвиняли в многочисленных грехах – любви ко всем курам, неверности, многоженстве и т. д. В конечном итоге петух приговаривался к смертной казни. Его привязывали веревкой к деревянному колу. Молодой муж должен был исполнить смертный приговор. Для этого он брал деревянную саблю или цепь, глаза «палачу» завязывали полотенцем. Если после трех попыток петух оставался невредим, право ударить переходило к невесте и т. д. Казненного пернатого относили на кухню, и готовили блюдо, которое потом делилось на всех.

После свадьбы замужние женщины приглашали молодую жену на обсидки, где ее угощали вином, пирогами и студнем. Этим подчеркивался переход девушки в другой социальный статус. Стоит отметить, что женатые люди должны были строго соблюдать некоторые правила поведения. Например, нельзя было ходить на посиделки, плясать с молодежью. Молодым супругам делалось исключение на один год. Отклонение от подобных установок, строго осуждалось обществом.

Общественное мнение и добрая слава семьи играли огромную роль в выборе спутника жизни у наших предков. Поэтому свахе принадлежала всегда особая роль. Хорошая сваха должна была все узнать о семье избранника (избранницы). Детям из семьи пьяниц, лентяев или душевнобольных всегда было трудно создать семью. С такими семьями старались не родниться.

И хотя наши предки ничего не знали о законах генетики, всегда полагались на народную мудрость: «Яблоко от яблоньки недалеко падает». Потому, сватая первую дочь в семье, смотрели на родителей, а вторую уже по замужней сестре выбирали. Если старшая дочь – хозяйка хорошая, жена рассудительная, и невестка покладистая, то и младшая долго в девках не засидится.

Родители девушки тоже не давали согласия на брак, не узнав предварительно все о родственниках парня. Народная мудрость гласила: «Первого сына родители женили, а других-сноха!» Никто ведь не отдаст свое дитя в дом, где к нему будут плохо относиться.


| |

Древнеславянское слово калина обозначает ярко-красный, словно раскалённый цвет её ягод. И, возможно, в древности калина значила «раскаляются докрасна». А родовое название растения «viburnum» произошло от латинского слова, означающего «вить, плести». Также назывался один из видов клёна, и калине это название досталось из-за сходства формы листьев.

Калина обыкновенная - Viburnum opulus - небольшое деревце или ветвистый кустарник из семейства жимолостных высотой до 4 м. Ствол калины покрыт растрескивающейся серовато-зелёной или буровато-серой корой. Листья тёмно-зелёные трёх- пяти- лопастные с зубцами, сверху голые, снизу опушённые. Белые цветки собраны в соцветья зонтики на верхушках ветвей. Цветёт в мае.

Плоды калины - сочные ярко-красные костянки в виде приплюснутых шаров с плоской косточкой внутри созревают в августе-сентябре. Но собирают их после первых заморозков.

Растёт калина почти на всей европейской части России, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Кавказе. Её высаживают для красоты на улицах городов, выращивают в садах и палисадниках.

В медицинских целях используют кору и ягоды калины, реже цветы. В коре и ягодах калины содержаться: витамины - А, Р, Е, К, С, дубильные вещества, микроэлементы - селен, калий и железо…

Калина снижает уровень холестерина в крови, благоприятно воздействует на сосуды сердца, улучшает пищеварение, стимулирует выработку желчи, применяется при заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, снимает отёки сердечного и почечного происхождения, повышает тонус мускулатуры матки, помогает при простудных заболеваниях, воспалении лёгких, бронхитах, бронхиальной астме.

- Настой из ягод калины
6-8 ст. ложек ягод калины истолочь и залить 1 литром кипятка, настаивать в термосе 4-6 часов. Процедить, принимать натощак, в промежутках между едой по ½ стакана и на ночь.

- Настой калины с мёдом от кашля
2 ст. ложки калины истолочь, залить ½ стакана мёда, дать настояться и принимать по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Сок из ягод калины нельзя употреблять внутрь при ишемической болезни сердца, а также после инсультов и инфарктов, при болезнях почек и подагре!

Как косметическое средство, калина показана всем.

Сок калины сам по себе является прекрасным отбеливающим, освежающим и очищающим средством.

- Лосьон, отбеливающий, для жирной кожи
2 ст. ложки калинового сока смешать с 2 ст. ложками кипячёной воды и 1 чайной ложкой водки. Хранить в холодильнике. Протирать кожу утром и вечером. Сухую и нормальную кожу протирают лосьоном без содержания водки. Уже через несколько дней невооружённым взглядом становиться заметен результат.

- Для разглаживания морщин
1 ст. ложку сока калины смешать с 1 взбитым яичным белком и ½ чайной ложкой мёда, всё перемешать, нанести на кожу на 20 минут. Смыть слегка тёплой водой.

- Маска из калины для придания коже гладкости и шелковистости
Взять 2 ст. ложки свежих или замороженных ягод калины, измельчить, добавить 1 ст. ложку крахмала и 1 каплю розового масла. Нанести на 15 минут на кожу лица, смыть кипячёной водой комнатной температуры.

- Питательная маска из калины для усталой кожи
2 ст. ложки калины ошпарить, размять, добавить 1 ст. ложку мягкого творога, 1 ст. ложку сметаны и 1 чайную ложку мёда. Нанести на лицо, кожу и декольте на 15 минут. Смыть тёплой заваркой зелёного чая. Через 5 минут умыться прохладной водой.

- Омолаживающая маска из листьев калины
Измельчить горсть калиновых листьев, ошпарить капелькой кипятка, положить между слоями марли и наложить на лицо, предварительно смазанное оливковым маслом на 10-15 минут. Умыться отваром ромашки аптечной или тёплой водой. Смазать кожу питательным кремом.

- Для пышности и шелковистости волос
Горсть цветков калины заварить 1 литром кипятка, настаивать полчаса, процедить, споласкивать волосы после мытья 1 раз в неделю.

Маги говорят, что если положить в сосуд с мёдом 12 ягод калины, подержать их там 12 дней, а потом съесть по одной в день, то судьба подарит сладкую-пресладкую любовь.

В Германии молодожены в обязательном порядке высаживают дерево или куст роз. Близ Лейпцига находится даже целый «город цветущих деревьев», здесь с 1700 года существовал строжайший закон, согласно которому брак не заключался, если женихом не было посажено шесть плодовых деревьев.

В Чехии существует очень трогательный обычай – перед свадьбой во дворе невесты сажают дерево. Оно традиционно украшается пестрыми лентами из атласа и разукрашенными яйцами.

В Швейцарии молодожены перед своим домом сажают сосну, которая является символом удачи и богатства.

Во время свадебной церемонии на Мальдивах принято сажать пальмовое дерево, являющееся символ будущей долгой семейной жизни. К пальме привязываю таблички, на которых указаны имена пары и дата свадьбы.

Два плодовых дерева принято сажать на острове Ява, в знак благополучия и процветания семьи.

В Таиланде свадебную церемонию заканчивают посадкой дерева любви, а в Филиппинах этот обряд проводят во время свадьбы.

Жители Бермудских островов на свадьбу выпекают торт, верх которого украшают молодым деревцем. После окончания торжества невеста и жених высаживают саженец во дворе своего дома. Согласно поверью, брак будет длиться столько времени, сколько будет расти дерево.

До наших дней, в некоторых странах сохранился трогательный обычай. Если парень приносит выкопанное в лесу деревце и сажает его под окном возлюбленной, это воспринимается девушкой как предложение руки и сердца.

На Руси, молодожены, сажая молодое деревце, в честь незабываемого события их жизни тем самым как - бы закладывали фундамент семейного благополучия. Дерево становилось символом любви и оберегом семьи на долгие-долгие годы. Крепчало, росло деревце и с каждым годом крепли отношения между супругами.

Издавна для посадки выбирали деревья, которые считались символическими. Представляем несколько деревьев, пользующихся особой популярностью у молодоженов:

  • Дуб с древних времен означает силу, выносливость, мужество, плодородие, долголетие, верность и благородство.
  • Липу почитали как дерево - оберег, оно охраняло любовь и взаимопонимание в семье.
  • Боярышник - символ брака, надежды и целомудрия. Это дерево богини любви.
  • Сосна высоко ценилась как символ долголетия и супружеского счастья.
  • Ель - дерево вечной жизни, надежды и плодородия.
  • Рябина - гарантирует счастье и мир в семье.
  • Калина - символизирует девичью любовь и верность, это дерево издревле считалось на Руси «свадебным деревом».

В последние годы древняя традиция высаживать Дерево Любви в день свадьбы стала вновь возрождаться в России. Каждая молодая пара может посадить любое выбранное ею по желанию дерево, и тем самым на долгие годы оставить живую память о счастливом моменте создания семьи.

Хочется пожелать каждой семье, чтобы она была подобна сильному дереву, прочно вросшему корнями в землю, и не какие непогоды, ветры и морозы, ей были не страшны.