Ручное ткачество. Художественное ткачество

21.09.2019 Стиль

Моя мама и бабушка очень любят вязать, причем как спицами, так и крючком. Мне тоже раньше нравился этот замечательный вид рукоделия, но меня всегда расстраивало то количество времени, которое я тратила на изготовление новой вещи. Возможно, это из-за того, что я очень активный человек, и времени всегда не хватает, а хочется всё успеть…

И вот год назад я познакомилась с талантливой женщиной, которая открыла для меня новый вид рукоделия. А самое главное, у меня теперь быстро появляются стильные обновки собственноручного изготовления.

Ручное ткачество

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя небольшой мастер-класс о том, как с помощью ручного станка соткать шарф всего за 40 минут! Отложила крючки и спицы в сторонку, теперь только ручное ткачество.

Этот вид рукоделия проще, чем кажется. Особенно когда речь идет о небольшом ручном станке, позволяющем быстро сплетать цветное полотно.

Для создания стильного и теплого шарфа тебе понадобится специальное приспособление для плетения. Можно купить готовый станок или сделать его самостоятельно, как сделала я.

Для изготовления ручного станка можно взять прямоугольную деревянную раму и вбить по ее периметру гвозди. Расстояние между ними должно быть одинаковое.

Помимо станка для работы, понадобится специальный крючок. Он отличается от обычного вязального и представляет собой Г-образное приспособление, напоминающее инструмент стоматолога. Однако, если такой не удалось найти, можно использовать вязальный.

Чтобы начать плетение на ручном станке , затяни петлю из пряжи и накинь ее на крайний боковой гвоздик. Оставшийся короткий край нитки пропусти так, чтобы он оказался с внутренней стороны пряжи снизу. Рабочая нить будет использоваться для плетения.

Оплетай гвоздики поочередно, перекрещивая нить в форме восьмерки так, чтобы получалось подобие шнуровки, а затем закрепи нить на крайних гвоздиках.

Аккуратно смести всю пряжу на станке к самой раме, чтобы слой ниток стал плотнее. Вся пряжа должна находиться у основания гвоздиков. После этого нужно начать накладывать новый слой пряжи. Для этого рабочая нить снимается с крайних гвоздиков и плетется поверх уже закрепленных петель. Рисунок плетения должен повторяться. Закрепляй нить в конце рамы таким же образом, как и в первом ряду.

С помощью крючка сними нижнюю петлю с гвоздика так, чтобы верхняя осталась на нём. Процесс повторяется столько раз, сколько необходимо для плетения шарфа нужной длины.

В самом конце вязки у тебя останется ряд петель на станке. Чтобы закрыть плетение, перекидывай каждую петлю, начиная с крайней на противоположную часть станка и протягивай через нее ту петлю, что стала нижней. В конце плетения закрепи пряжу узелком.

Чтобы увидеть процесс плетения на ручном станке наглядно, посмотри это видео.

Также предлагаю тебе посмотреть несколько интересных изделий, созданных при помощи ручного ткачества.


Полное поглощение, которое дарует вязание и ткачество , не сравнить с тем, что предлагают другие виды хобби. Ясность и чистота разума вязальщиц поразительны, многие ученые считают, что вязание помогает женщинам в преклонном возрасте оставаться в здравом уме и жить дольше.

А знаешь ли ты, что депрессию и беспокойство легко можно победить с помощью этого прекрасного вида рукоделия? В трудные времена это хобби будет спасением от любых потрясений. В этой статье «

Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача.
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов – металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла. Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы» .


Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины), металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты. Мононить, хлопок, лен. 2001

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом), традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.


Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла . Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа, но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями), либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения» .

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

Сегодня хочу

поразмышлять о применении изделий из ручного тканного полотна в современной жизни.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.






В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.















Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».




Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.



Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.










Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.


Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.


Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.


Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.


Плед из квадратиков:




Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)


Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:


А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!


Для круглых ковриков используют Хула-хуп:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.


Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.



Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Возникло еще в каменном веке. Судя по результатам археологических исследований, изначально ткацкие изделия представляли собой плетеные предметы, выполненные из травы, полосок кожи животных и их жил. Первое приспособление для производства примитивных видов ткани появилось около пяти тысяч лет до нашей эры. Тогда его появление стало настоящим эволюционным скачком в производстве одежды и предметов быта. А что такое ткачество сегодня? Насколько изменился технологический процесс и качество изготавливаемой продукции?

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк. Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая. Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка - секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений. Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей. Так превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом - вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу. Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

Первый ткацкий станок

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу. Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой. Тем не менее ручное ткачество заняло одно из первостепенных мест в быту древних людей, а подобные устройства использовались практически в каждом доме. Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных. Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество - ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое - простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X-XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Домашнее ткачество сегодня

На сегодняшний день узорное ткачество стало скорее экзотикой, чем повседневной домашней работой: домотканые ковры, занавески, скатерти, салфетки, простыни и одежные ткани давно заменили промышленные аналоги. Сегодня далеко не каждая хозяйка возьмётся за тканое рукоделие. Однако ремесло - это все еще живо, а в некоторых регионах активно возрождается и развивается. Центры традиционной культуры и многие индивидуальные мастера проводят специализированные мастер-классы и выставки лучших работ. Самотканые изделия успешно продаются в специализированных магазинах.

Безусловно, новые приспособления и современные материалы значительно облегчают труд ткачих, при этом изделия сохраняют яркую, многоцветную гамму и сложность узоров. Благодаря современным материалам мастерицы могут получить потрясающие эффекты переплетений нитей. Тем не менее ткачество - сложный и трудоемкий процесс, требующей особого внимания, выдержки и терпение. Зато готовые изделия, созданные искусными мастерицами, радуют глаз.

Виды ткачества

Вплоть до начала XX столетия тканое ремесло считалось одним из приоритетных домашних занятий в культурах большинства народов России и соседствующих государств. Все основные виды воспроизведения осуществлялись с помощью ручного деревянного станка. В качестве основного сырья для производства ткани дома, обычно использовались волокна льна или конопли, овечья или козья шерсть. Иногда ткань делалась из хлопковых или шелковых нитей - товара, импортируемого из азиатских стран. К этому времени русские мастерицы полностью овладели различными техниками переплетения нитей, а многие из них освоили сложные техники создания узоров.

Что такое узорное ткачество в понимании древних ткачих? Это изображение несложных геометрических линий и фигур. Однако чтобы воспроизвести подобный орнамент на ткани требовалось особое мастерство. Недаром узорное ткачество всегда считалось самым сложным и трудоемким способом украшения полотна. Несмотря на то что ткацкий станок присутствовал почти в каждом доме, далеко не каждая хозяйка могла создать изделие со сложным узором.

Полотняная и закладная техника

Самым простым видом ткацкого переплетения считалось полотняное. Его использовали на протяжении всей истории ткачества, создавая ткань для нательного белья и полотенец.

Техника закладного ткачества также является одной из самых древних. Этот метод переплетения предусматривает прокладку нитей не по всей ширине ткани, а лишь на некоторых ее участках. «Заклады» обычно представляли собой орнамент из простейших геометрических фигур. Они могли выполняться с помощью комбинирования разных нитей. Узоры создавались с помощью разноцветных льняных, шерстяных или хлопковых нитей. В результате сложного, трудоемкого процесса получалось гладкое, одинаковое с обеих сторон полотно.

Интересно то, что закладное ткачество использовали и на горизонтальных, и на вертикальных ручных станках. Тканый ковер из шерсти, выполненный в этой технике, обязательно присутствовал в каждом доме.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка - бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Выборная техника

Название этого метода говорит, что такое ткачество очень похоже на браное. Для его воспроизведения также необходима все та же специальная дощечка или пруток. Одна, в отличие от браной техники выполнения, при выборной технике уток никогда не прокидывался от кромки до кромки. Узор накладывался отдельными участками, отчего ткани делались многоцветными и рельефными. Тем не менее лицевая и изнаночная сторона, также, как и при браной технике выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Широкое распространение эта техника создания тканого полотна получила в украинском и белорусском творчестве. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него. Здесь не применяется никакая бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков. В сравнении с бранным или выборным ручным ткачеством данная методика менее трудоемка. При этом стоит отметить, что использование переборов дает возможность создавать более яркие и разнообразные цветовые мотивы рисунка и свободу его расположения.

Ажурное ткачество

В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Этот метод создания удивительно красивого орнамента был распространен в районах Русского Севера. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Доподлинно известно, что такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

При изготовлении ткани с помощью горизонтального ткацкого станка одной из наиболее распространенных техник считается ремизная или много ремизная техника. В этом случае цветные нити можно чередовать в определенном порядке. С помощью такой техники создавались всевозможные узоры, имеющие простые геометрические линии, причем полученный орнамент мог быть очень разнообразен по цветовой гамме. Обычно данной техникой пользовались для украшения скатертей, полотенец и нижних женских юбок. Некоторые мастерицы изготавливали тканые ковры, используя элементы этой техники. Примеры тканей, изготовленных в этой технике, можно встретить на изображениях одежды святых и иконах XIV-XV столетий в работах новгородских и галицких иконописцев.

Пестроткань или пестрядь

Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Она представляла собой клетчатые или полосатые рисунки. В качестве основных цветов использовались традиционные красные, синие и белые, иногда добавлялись желтые и зеленые оттенки. Пестротканые полотна использовались для изготовления рубах, сарафанов, передников и покрывал.

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники. Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными. Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Комбинирование техник ткачества

Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Что такое возможно сделать на примитивных устройствах вряд ли поверят наши современники, увидев воочию подобное профессионально изготовленное самотканое полотно. Однако это возможно и многие современные рукодельницы повторяют мастерство древних ткачих сегодня.