Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Весна пришла. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему«Что за чудо Весне помогло

15.08.2019 Стиль

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет - весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего - то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.

Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.

Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись.
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно - это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови - ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови - ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей - ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза - мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако - облачко;
цветы - цветочки;
трава - травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет - весне дорогу».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну что ж ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Цель:

— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;

— расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»;

— продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов;

— упражнять в делении на слоги, определении количества слогов в словах;

Закреплять знания о предложении;

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух;

Оборудование: картины из серии «Что сначала, что потом», таблицы для звукового анализа «мак», картинки с изображением разных предметов на каждого ребенка, мяч;

Ход занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент

Цель: создать доброжелательную обстановку, настроить детей на занятие;

Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, улыбнуться друг другу, сесть на стульчики;

Дети-приветствуют гостей, улыбаются, садятся за столы

Вводная беседа

Цель: выявить и уточнить знания детей о смене времен года, их признаках;

Воспитатель загадывает загадку:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?»

Воспитатель задает вопросы:

1. Какое сейчас время года?

2. Какие весенние месяцы вы знаете?

3. Какое время года было до весны?

4. Какое время года наступит после весны?

5. Какое время года бывает между зимой и

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя.

2. Основная часть

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, развивать связную речь;

Ход игры: Дети выходят к доске, последовательно располагают картинки, составляют предложения по ним так, чтобы получился рассказ

Игра «Весенние слова»

Цель: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в круг;

Задает вопросы:

1. Весна какая?

2. Что может быть красивым весной?

3. Что можно делать с цветами весной?

4. Какие весенние цветы вы знаете?

Дети встают в круг перед столами, передают мяч друг другу, называя подходящее слово, после садятся за столы.

Звуковой анализ слова «мак»

Цель: упражнять детей производить звуковой анализ слов;

Воспитатель предлагает составить схему слова «мак»;

Вызывает по одному ребенку к доске,

Предлагает детям убрать со схем звуки «а», «к»;

Задает вопросы:

1. Какой звук остался на схеме?

2. Который по счету звук «м»;

Дети выкладывают схему на таблицах за столами, отвечают на вопросы воспитателя.

Физкультурная минутка «Прогулка в звуковой чудо-лес»

Цель: упражнять в определении первого звука в слове;

Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

Воспитатель предлагает прогуляться по «звуковому лесу», взяв с собой картинку из розетки, предлагает вернуться в «лес» перед обедом и проверить правильность выполнения задания.

Дети берут по картинке, определяют первый звук в названии предмета, дают ему характеристику,

Подходят и помещают картинку на нужное дерево;

Работа над предложением, деление слов на слоги

Цель: закреплять умение определять количество слов в предложении, делить слова на слоги;

Воспитатель предлагает:

1) составить предложение со словом «весна»;

2) определить количество слов в предложении;

3) назвать первое, третье, второе слово;

4) написать схему предложения на доске;

5) показать на схеме слово «весна»;

6) разделить слово «весна» на слоги;

7) назвать 1-ый слог;

8) назвать 2-ой слог;

9) придумать еще слова, в которых 2, 3, 1 слог;

Дети составляют предложения;

Пишут на доске схему предложения;

Отвечают на вопросы воспитателя;

3. Заключительная часть (итог)

Цель: учить позитивным способам общения

Воспитатель хвалит детей, благодарит за работу на занятии;

Предлагает детям высказать свое мнение о занятии;

Дети делятся впечатлениями о занятии.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

с. Новоегорьевское Алтайский край Россия

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе «Репка»

Тема: «Ранняя весна»

Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.

Задачи:

а) образовательные:

Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;

Обобщить характерные признаки ранней весны;

Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.

б) развивающие:

Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.

в) речевые:

Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

Подбирать слова с противоположным значением;

Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.

в) воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Здоровьесберегающие компоненты:

Ø Подгрупповая деятельность;

Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;

Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;

Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;

Ø Тренинговая гимнастика разных видов;

Ø Подвижность во время занятия.

Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.

Материал к занятию:

Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сядет тот, кто повторит цепочку слов:

§ Греет, светит, тает;

§ Скворец, грач, ласточка;

§ Солнце, ветер, дождь;

§ Сосулька, вода, лужи;

§ Теплый, яркий, солнечный;

§ Деревья, почки, листочки;

§ Распускается, бежит, плывут;

§ Капает, журчит, набухают,

§ Звенит, шумит, поют;

§ Капель, ручей, дождь.

(дети по одному называют слова и садятся за столы).

Гости приносят письмо в группу.

Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?

Д : Белый медведь.

В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.

(открываю письмо и читаю)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/

В. Расскажем Умке о весне?

Д. Да.

В. Какая весна сейчас идет?

Д. Ранняя.

В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?

Д. После зимы.

В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?

Д. Март

В. Второй?

Д. Апрель

В. Третий?

Д. Май.

В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»

Подберите к слову «солнце» слова.

Яркое, высокое, теплое.

К слову «почки». Почки (какие?) -…

Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?

Греет, припекает, светит.

А ручьи?

Бегут, журчат, шумят.

Молодцы, вы все назвали верно.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:

«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».

Физкультминутка

А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.

Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)

Март (ответ гостей)

Апрель: Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)

Апрель (ответ гостей).

Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят(кружатся на месте)

Гром грохочет(приседание)

Угадай, что за месяц это?

Май (ответы гостей)

Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.

(дети обводят)

Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами

Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.

Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).

Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка

с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:

Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.

А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы

Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.

Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.

Рассказ о ранней весне

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.

Итог занятия:

Чем интересным мы занимались на занятии?

Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.

А что вы сегодня рисовали?

Раннюю весну.

Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.

Разработала:

Воспитатель

2009 год

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад №501

Воспитатель

Ларионова Мария Владимировна

Старшая группа

Провела: 23.03.2015 г.

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

«Весна пришла»

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Формировать у детей представление о характерных признаках весны

Задачи:

Познание:

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;

Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.

Коммуникация:

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Обогащать словарный запас воспитанников;

Формировать умение отгадывать загадки.

Художественное творчество:

Развивать фантазию;

Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.

Направление: познавательно – творческое.

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.

Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, бумага для рисования, акварель, кисти, баночка для воды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

Предлагаю вар ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).

Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.

Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.

Беседа о весне.

Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Д/Игра «Скажи ласково».

Д/Игра проводится в кругу с мячом.

Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Д/Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель. Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?

Дети . Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы - перелётные.

Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).

Какие птицы прилетают первыми? (грачи).

Что делают птицы? (выставляется картинка - подсказка: дерево с гнёздами.) (птицы вьют гнёзда).

Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).

Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.

Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).

А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).

Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).

Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).

Дети, мы с вами вспомнили приметы весны, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы?

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
- весна –

***

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -

***

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -

***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
- гнездо -

***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -

***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -

***

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
- Нас теплом встречает…
- май -

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- подснежник -

***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -

***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -

***
Стоит в саду кудряшка
- Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
- ромашка -

Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».