Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий. Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания? Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

23.11.2019 Стиль

Важно знать!!!

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы:
Подкуп
Угрозы
Наказание
Рассуждения.
Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.
Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит – родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию? Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надеже получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведены рекомендации, призванных помочь школьниками в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.
Выполнение распорядка дня
Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телепередачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.
Распределение заданий по степени сложности.
Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самих легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.
Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что–то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется переделывать все задание целиком.
Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, тот надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняя происшедшее, или встретиться с педагогом.
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?
Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.
Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он не будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.
У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, о причине несформированности необходимых учебных знаний и умений.
Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.
Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.
Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используются для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.
Родителям стоит обращать внимание не невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.
Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способности передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с выполнением домашней работы.
Успехов вам в достижении цели!

31.05.2017

Советы психолога Как помочь детям в выполнении домашнего задания

Ефимова Г.А., педагог-психолог

Домашние задания - это форма самостоятельной работы обучающихся с целью повторения, закрепления знаний, полученных на уроке. Домашние задания - обязательный компонент учебной работы. Ключевое словосочетание в данном определении - самостоятельная работа. Очень часто дети не могут справиться с домашним заданием самостоятельно. Причины могут быть самые разные: ребенок мог просто не понять новый материал, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание; или, возможно, ребенок уже привык ждать помощи, самостоятельно работать он просто не может.

Как помочь ребенку научиться учиться, справляться с домашним заданием?

Прежде всего – приучать ребенка отдыхать перед выполнением домашней работы, при этом четко следуя правилу: просмотр телевизора – не отдых! Отвлечься от учебного процесса лучше на прогулке, или дома поиграть, подвигаться. К обязательным требованиям относится и 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам, более 30 минут без перерыва сидеть за учебниками не рекомендуется.

Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания. Удобное рабочее место - следующее правило. Места должно хватать, чтобы ребенок мог расположить на столе все необходимое. Ноги ребенка не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее.

Следующий этап - ребенок открывает дневник, где должно быть записано домашнее задание. Если задание не записано, это совсем не обозначает, что ничего не задано. Нужно узнать задание и обязательно записать его в дневник, а потом уже начинать выполнять. При этом не обвиняйте педагога, а постарайтесь понять, почему Ваш ребенок не записывает задание в дневник. Речь идет о таком важном качестве, как самоорганизация, самоконтроль. А начинается все с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям.

Необходимо научить ребенка самостоятельно осмыслить задание. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что надо делать. Если он не может объяснить с первого раза, необходимо читать до тех пор, пока ребенок сам не поймет и не расскажет, что нужно делать и в какой последовательности.

Некоторые родители просят (или заставляют) выполнять задание сначала на черновике, а потом переписывать в тетрадь. Но записи в черновике должны быть минимальными. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Кроме того, исправления в работе покажут учителю, где ребёнок пока испытывает затруднения.

Пытайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • 1-й класс – домашнего задания нет;
  • 2–3 классы – 1,5 часа в день;
  • 4–5 классы – 2 часа в день;
  • 6–8 классы – 2,5 часа в день;
  • 9–11 классы – до 3,5 часов в день.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, повышенная утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

До какого возраста надо помогать ребенку?

Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность. Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрее. Придется сидеть рядом, пока это необходимо. Если родители уже оказались в такой ситуации, не стоит немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Какие могут быть последствия того, что родители будут сидеть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником? Созревание современных детей наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать у ребенка всю симптоматику подросткового возраста. Итак, к 5-6-му классу эта возможность - сидеть и делать уроки вместе с ребенком - у вас уже точно пропадет, ребенок просто не даст вам так участвовать в его жизни. Но за четыре года он привыкнет, что за уроки отвечает мама, а сам он эту ответственность взять не может и не умеет. Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Ребенок не будет по-прежнему отвечать за свои задания. А в 14-15 лет протест будет уже очень яркий - и с разрывом отношений. Вот почему дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе (потому что за них все делали мама и папа), в средней школе резко снижают успеваемость. Помощь принимать они уже не готовы - это психологически невозможно, а умения и навыков учиться у них нет.

Родителю необходимо знать требования педагога, который учит ребенка. Опытные педагоги придерживаются классической системы: ребенок все должен делать сам, пусть и с ошибками, а они готовы научить и исправить. Другая часть педагогов, объяснив материал в школе, предполагает, что родители будут регулярно заниматься и советоваться, что и как делать; поэтому дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Важно, чтобы родители регулярно проверяли работы детей. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее при выполнении классной работы.

Если в школе задают много и непонятно для ребенка: что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. Подобное случается, если ребенок попадает в школу более «сильную», чем ему показано. Обычно нормально развивающийся ребенок в школе своего уровня все понимает, хотя, конечно, может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учителя, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Ориентируйте ребенка на то, что знания дает учитель. Если ребенок что-то не понял, нужно спросить у учителя. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».

В школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, обязательно организуется группа продленного дня. При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) соблюдаются следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

  • - начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • - предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности (для данного обучающегося);
  • - предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Успех в решении такой сложной задачи, как преодоление первых трудностей ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

2 КЛАСС

Тема:» Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.»

Цель: Выявить представления родителей об организации домашнего задания.

Ход собрания.

I . Введение в тему собрания.

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без память, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она по лесу, цветочки собирает, кузнечиков слушает и вдруг вспомнила, что уроки она не сделала. А солнце к вечеру клонится…

Продолжите, уважаемые родители, сказку.

II .Вступительное слово.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий- серьёзный труд. Домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой».

«Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений педагогов настаивает на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой горькой участи?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день. К счастью, учебная программа по-прежнему включает такие предметы, как физкультура, изо, музыка. Предполагается, что оставшиеся три часа учитель должен потратить на обучение математике, русскому языку, чтению и хотя бы немного окружающему миру. Учитель не в состоянии всё успеть, поэтому он нуждается в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс развития ваших детей. Читая своему ребёнку, вы автоматически развиваете его словарный запас.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных функций является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если ребёнок долго болел, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания- это стимулирование познавательного интереса, желание знать, как можно по предмету или теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

III . Игра «Разброс мнений ».

    У нашего ребёнка есть специальное место, где он…

    Самостоятельно справляется с…

    Готовит с трудом…

    Мы оказываем помощь ребёнку в выполнении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

    Когда ребёнок учит уроки, мы….

    Если ребёнок выполнил домашнее задание небрежно, то …

IV . Советы родителям.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали, у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору, или в дом пришли гости. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе всё должно находиться на своих местах. Известный специалист по организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить на расстоянии вытянутой руки полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами –календарь и расписание уроков.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребёнок выполняет домашнее задание. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градуса.

Часто родители задают вопрос, с какого предмета лучше начинать выполнение уроков, с трудного или лёгкого? Лучше всего научить ребёнка самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала трудные уроки и переходить к более лёгким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более лёгких и лишь постепенно переходит к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час или 1.5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребёнок занят каким- либо другим делом (например, кружки, секции), то можно садиться и позже. Но, в любом случае, нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: до 1,5 часов во втором классе, до 2 часов в третьем и четвёртом.

Для успешного выполнения задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого следует сделать несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься и заниматься добросовестно, должна стать обязательной для растущего человека. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось- уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть- это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

V . Педагогическая ситуация.

Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3-4 часа.

Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает. Но нет, оказывается. Вот куда-то подевались ручка и карандаш. Тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика.

На «раскачку» ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время6

Дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить;

Один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не начались ли его любимые мультики;

Дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

Один раз доставал из стола какие-то карточки и пересматривал их.

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1час 27 минут использованы с толком, сколько и положено ученику второго класса. Такая картина является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

VI . Практическая работа (работа в группах).

Задание 1.

Старший ребёнок у нас ходил в группу продлённого дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость было соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала без нас уроки не делать. Я прихожу домой после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделать.

Вопросы.

    Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

    Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание 2.

Мы с женой сразу договорились, пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт. А как иначе?

Вопросы.

    Как вы оцениваете поведение родителей?

    Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?

    Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?

VII . Практические рекомендации учителя. Из опыта работы.

    Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?

Начните с предмета, который легче даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Родители, которые практически сразу представляют детям возможность проявлять самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай».

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушных родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором случае формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без особых усилий.

    О чтении.

Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации, замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

Метод «5П»:

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Этот метод лучше использовать при подготовке устных заданий:

1П- просмотри текст (бегло);

2П- придумай к нему вопросы;

3П- пометь карандашом самые важные места;

4П- перескажи текст (используя ключевые слова):

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова- сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста4

При чтении абзаца выбирается 1-2 ключевых слова (самых важных0. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Её нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

5П- просмотри текст повторно.

    По русскому языку.

Обращайте внимательно на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слогов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспомнит. Уйдите из комнаты пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

    Задачи по математике.

Учите читать и представлять задачу как происшествие. Выполните чертёж или сделайте краткую запись. Найдите вспомогательное действие, если задача в два или более действия. Уточняем, о каких величинах идёт речь. Ребёнок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

    Окружающий мир.

Читайте не только книги, но и выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс выполнения домашних заданий.

VIII . Решение родительского собрания.

    Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми домашней работы.

    Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении домашних заданий.

    Не скупиться на похвалу.

    Ставить совместно с ребёнком реальные цели.

Литература.

    Мир детства: Младший школьник. Под редакцией Хрипковой А. Г. 1988.

    Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Под редакцией Степановой Е. Н. Выпуск 1. М. Просвещение. 2003.

    Справочник для начальных классов. Шклярова Т. В. М. Просвещение. 1994.

ПАМЯТКА «САДИМСЯ ЗА УРОКИ»

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи телевизор, компьютер. В комнате должно быть тихо.

    Посмотри расписание на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь всё необходимое для выполнения задания.

    Убери со стола всё лишнее.

    Пришло время выполнять работу. Сядь правильно. Открой учебник.

ПАМЯТКА «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЁНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УРОКОВ»

    Начните с предмета, который легче всего даётся ребёнку и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

    Таблицу умножения повесьте над столом и учите по ней умножать и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Если ребёнок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

    Один раз ребёнок читает сам. Потом он рассказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух по очереди, а где можно и по ролям.

    При трудностях, возникающих при выполнении заданий по русскому языку, выполните всё задание вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

    Окружающий мир- не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте из журналов интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

ПАМЯТКА КОНТРОЛЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

    Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребёнка.

    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

    Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимание при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.

    Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то пожертвовать.

    Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Младшим школьникам на приготовление домашнего задания отводится 15-20 минут в день, однако ваш ребенок может справиться с заданием чуть быстрее или, наоборот, чуть медленнее (у некоторых детей приготовление домашнего задания занимает почти час).
Задавая детям задания на дом, педагоги, как правило, руководствуются следующим правилом. Время, которое отводится ребенку на приготовление уроков, вычисляется из расчета «номер класса х 10», то есть, например, ученик третьего класса должен тратить на приготовление уроков 30 минут в день, а ученик пятого класса - 50 минут. В начале учебного года обязательно поинтересуйтесь у преподавателя, какова его позиция в отношении домашних заданий. Задайте ему например такие вопросы: как часто он будет задавать детям домашние задания? Сколько времени отводится детям на приготовление домашних заданий по тому или иному предмету? Следует ли родителям предлагать ребенку свою помощь или, может быть, преподаватель предпочитает, чтобы дети готовили уроки самостоятельно?

Полезные навыки и привычки по выполнению домашних заданий

Помогите вашему ребенку правильно организовать учебный труд. Ваш ребенок должен иметь свой школьный уголок, где он будет делать уроки. Постарайтесь, чтобы ребенок садился готовить домашние задания в одно и то же время. Совсем не обязательно покупать младшему школьнику письменный стол - для приготовления уроков вполне годится и обычный кухонный. Место, которое вы отвели вашему ребенку для приготовления уроков, должно быть хорошо освещено. И еще одно условие: в комнате, где ребенок готовит домашние задания, должна -соблюдаться тишина, его не должны отвлекать никакие внешние раздражители (телевизор, телефон, шум из окна). Все школьные принадлежности ребенка (тетради, карандаши, словари) должны находиться у него под^ рукой - так он сможет быстро приступить к работе, не тратя времени на поиски ручки или карандаша.
Некоторые дети приступают к выполнению домашних заданий без каких либо напоминаний со стороны родителей. Иногда ребенку требуется какое-то время, чтобы переключиться, войти в рабочее настроение, настроить себя на деловой лад. В большинстве случаев ребенку достаточно для этого 10-15 минут, по истечении которых он усаживается за стол и начинает готовить уроки.
В какие часы ребенок должен готовить домашние задания? Мы не можем дать каких-либо универсальных рекомендаций по этому поводу. Некоторые дети предпочитают делать уроки в послеобеденные часы, сразу же после возвращения из школы. Другие школьники, наоборот, посвящают послеобеденные часы отдыху, развлечениям, играм со сверстниками, а по вечерам готовят домашние задания - в это время суток у них прилив свежих сил. Позвольте вашему ребенку самостоятельно решить вопрос о том, в какие часы он будет готовить уроки. Эта тема часто становится основной темой конфликтов между родителями и детьми. Родители вопрошают своего ребенка: «Джонни, ну почему мне приходится каждый день напоминать тебе об уроках!» Если ваш ребенок выполняет домашние задания в строго отведенные часы, такой проблемы просто не возникает.

Некоторые дети, однако, испытывают психологический дискомфорт, когда родители заставляют их выполнять домашние задания в строго определенное время (например с четырех часов дня до шести часов вечера). В таких случаях родителям не следует жестко контролировать распорядок дня своего ребенка, а можно ограничиться лишь самыми общими наставлениями. («Пока не приготовишь уроков, никаких видеоигр!») Определите, какая форма организации выполнения домашних заданий является оптимальной для вашего ребенка и всей семьи в целом. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года.
Очень часто ребенок просит родителей посидеть с ним, пока он делает уроки. Вам, вероятно, не составит особого труда выполнить эту просьбу (пока ребенок готовит домашние задания, вы можете читать, писать, работать с документами в той же комнате). Не следует, однако, заходить слишком далеко: вы не можете выполнять домашние задания вместо вашего ребенка. Вы должны помочь ему сосредоточиться, настроиться, сконцентрировать внимание. Время от времени ваш ребенок может обращаться к вам за помощью (например, если он никак не может справиться с задачей по математике). В этом случае сначала предложите ребенку самостоятельно решить несколько более простых задач, а затем уже переходите к той задаче, которая вызвала у него затруднения. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью не от случая к случаю, а постоянно, обязательно поговорите с преподавателем. Может быть, ему следует более подробно объяснять ребенку его домашнее задание, уделять больше внимания тем или иным моментам. Если ваш ребенок выполняет задание большого объема (например пишет сочинение или готовит курсовой проект), вы должны помочь ему правильно организовать работу. Ежедневно ребенок должен выполнять некую строго определенную часть домашнего задания, а вы помогите ему составить план работы.
Иногда преподаватель просит родителей проверять домашние задания ребенка, но все же в большинстве случаев проверка уроков остается исключительно прерогативой преподавателя. Следует ли родителям оказывать ребенку помощь в приготовлении уроков? Если да, то какова должна быть эта помощь? У каждого преподавателя имеется на этот счет свое мнение. Иногда преподаватель задает детям задание на дом, чтобы проверить, как они усвоили тот или иной раздел учебной программы. Проверив его, преподаватель понимает, на какие моменты ему следует обратить больше внимания на занятиях. В данном случае родителям нет никакой необходимости вмешиваться и давать ребенку какие бы то ни было советы относительно его домашнего задания. Бывает, однако, и другая ситуация: преподаватель задает на дом несколько с иной целью. Он хочет, чтобы у детей сформировались прочные навыки выполнения того или иного упражнения, чтобы они лучше усвоили пройденный материал. В данном случае помощь родителей может оказаться далеко не лишней. Некоторые преподаватели считают, что домашние задания вырабатывают у ребенка дисциплинированность, ответственность, умение организовывать учебный процесс. Если ваш ребенок хорошо справился с домашним заданием, обязательно похвалите его: ваши теплые слова - это самый надежный стимул.

В итоге мы приходим к следующему заключению. Родители должны помогать ребенку в учебе, давать ему полезные советы, но при этом ни в коем случае не делать вместо него ту работу, которую он обязан выполнить самостоятельно. Ваша задача - предоставить ребенку тихий спокойный уголок, где он мог бы без помех заниматься, и обеспечить его необходимыми школьными принадлежностями. Время от времени вы можете оказывать ребёнку помощь в выполнении того или иного задания, но при этом не забывайте, что домашние задания - это работа вашего ребенка, а потому не пытайтесь выполнить эту работу вместо него.
Через несколько недель после начала нового учебного года поговорите с учителем вашего ребенка и поинтересуйтесь, справляется ли он с домашними заданиями. Если у вашего ребенка возникли с этим проблемы (может быть, он просто не понимает, как выполнить то или иное задание? А может быть, задания слишком легкие для него и он выполняет их за несколько минут?), обязательно сообщите об этом преподавателю, чтобы тот скорректировал задания с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Вы окажете вашему ребенку большую услугу, если по вечерам будете читать ему вслух. Это прекрасный способ пробудить у ребенка интерес к чтению. Помимо всего прочего так вы сможете хотя бы несколько минут побыть наедине с ребенком, уделить ему внимание. Если ваш ребенок получает домашние задания не каждый день, чтение вслух в определенные часы может стать для него своего рода «домашней работой», а сам он при этом приобретает навыки регулярного, систематического учебного труда.
Если вы хотите привить вашему ребенку вкус к чтению, вы должны стать для него примером: ребенок обязательно должен видеть в ваших руках книгу. Сходите с ребенком в библиотеку или в книжный магазин, помогите ему выбрать книги для домашнего чтения.. В некоторых семьях придерживаются следующего правила: каждый вечер приблизительно на полчаса в доме выключается телевизор, и все члены семьи погружаются в чтение. Ребенок среднего и старшего школьного возраста должен уделять чтению и другим видам познавательной деятельности не менее 1-2 часов ежедневно.
Учеба - это, конечно, очень важно, но не следует забывать и об игре. Игра, игровая деятельность имеют огромное значение для физического и духовного развития ребенка; в процессе игры ребенок приобретает необходимые социальные навыки. Когда вы предлагаете вашему ребенку выполнить то или иное задание преподавателя или просто почитать книгу, не забывайте, что после длинного напряженного дня в школе ребенку необходимо отдохнуть, поиграть.
Помогите ребенку выбрать такие игры и развлечения, которые будут соответствовать его характеру и темпераменту. Что предпочитает ваш ребенок - спорт, музыку, велосипедные прогулки или просто игры с друзьями?

Как разговаривать с ребенком о школе

«Что ты делал сегодня в школе?» «Да так, ничего особенного».
Вот типичный образчик диалога между отцом и сыном. Как поступить родителям в подобной ситуации? Вы проявляете искренний интерес к событиям школьной жизни вашего ребенка, вам хочется как можно больше узнать обо всех его успехах и неудачах, но в то же время вы не хотите докучать ребенку своими расспросами, боитесь показаться навязчивым. Дети среднего школьного возраста и подростки зачастую болезненно реагируют на любые расспросы родителей об их школьной жизни.
Дети, как правило, с большей охотой рассказывают о своих школьных делах, когда вы задаете им конкретные, четко сформулированные вопросы, причем для таких вопросов вам следует выбрать подходящий момент. Например, не стоит затевать с ребенком пространную беседу, когда он только что вернулся из школы. Ребенок устал, он голоден, ему хочется отдохнуть, поиграть с друзьями, и в этот момент он не испытывает ни малейшего желания вспоминать о событиях прошедшего дня, поэтому разумнее будет перенести разговор на вечер. Начните вашу беседу например так: «Мне кажется, ты здорово проголодался. Давай-ка перекусим, а потом ты расскажешь мне, что происходило сегодня в школе».
Ваши вопросы должны быть как можно более конкретными. Например, спросите ребенка:

  • Что нового ты узнал сегодня в школе?
  • Какие вопросы ты задавал в классе?
  • Понравилась ли тебе книга, которую вы читаете в классе? О чем в ней рассказывается?
  • Может быть, ты хочешь показать мне какие-нибудь рисунки, поделки?
  • Как ты справляешься с десятичными дробями? Мне кажется, сегодня ты выполнил это упражнение гораздо быстрее.
  • Расскажи, как прошел лексический тест. Наверное, тебе встретилось несколько незнакомых слов?

Учителя прекрасно знают, что ребенок может о чем-то забыть, что-то упустить из виду, поэтому очень часто пишут родителям записки с кратким отчетом о событиях школьной жизни. Каждый вечер спрашивайте вашего ребенка, не передавал ли его преподаватель письмо или записку для вас.
Иногда ребенок начинает рассказывать вам о школьных событиях в совершенно неподходящий для этого момент (например вы готовите обед или заняты какой-нибудь срочной работой). Покажите ребенку вашу заинтересованность, скажите например следующее: «Мне очень хочется послушать твои школьные новости, но сейчас я очень занята, мне нужно приготовить обед. Подожди минутку, я поставлю кастрюлю в духовку, мы сядем за стол и спокойно поговорим». Или: «Помоги-ка мне приготовить салат, мы будем резать овощи и разговаривать».

Рекомендации по выполнению домашних заданий для школьников 10-12лет

Когда ребенок переходит в четвертый класс, его учеба приобретает несколько иной характер: в частности, меняются цели и содержание домашних заданий. Ученик начальной школы просто учится читать, и на данном этапе чтение является целью обучения. Школьники среднего и старшего возраста уже не просто читают, а для того, чтобы чему-то научиться - таким образом, чтение для них становится средством обучения. Дети среднего школьного возраста выполняют уже гораздо более сложные задания, причем как дома, так и в классе. Теперь ребенку приходиться прилагать гораздо больше усилий, чтобы выполнить домашние задания. Их выполнение отныне становится неотъемлемым компонентом учебного процесса и существенно влияет на успеваемость. 10-12 лет - это как раз тот возраст, когда ребенок уже может проявить самостоятельность, ответственность, он уже почти не нуждается в родительской опеке.
Задавая уроки на дом детям среднего школьного возраста, учитель преследует сразу несколько целей. Во-первых, выполняя уроки, ребенок закрепляет полученные в школе знания и овладевает некоторыми практическими навыками. Во-вторых, домашние задания - это прекрасная возможность научить ребенка дисциплине, самоорганизованности, ответственности за порученное дело.
В предыдущей главе мы говорили о младших школьниках и давали родителям некоторые рекомендации относительно приготовления домашних заданий. Все советы в полной мере относятся и к школьникам среднего школьного возраста. Домашние задания лучше всего выполнять несколько часов спустя после возвращения ребенка из школы. Отдохнув после напряженного школьного дня и пообедав, он не будет испытывать голода и сможет полностью сосредоточиться на домашнем задании. Договоритесь с ребенком, в какие часы он будет делать уроки. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года. Так ваш ребенок научится организовывать свое время, приучится к порядку и дисциплине. Распорядок дня не должен, однако, быть слишком жестким: в течение учебного года у вашего ребенка могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Некоторые школьники предпочитают разделять домашние задания на несколько небольших частей. Приготовив одну часть, ребенок делает небольшой перерыв, а затем приступает к следующему заданию.
Родители должны помочь ребенку сосредоточиться, настроиться на выполнение домашнего задания. Ежедневно просматривайте полученные ребенком задания, посоветуйте ему, к кому обратиться за помощью в случае затруднений - к вам, старшему брату или сестре, к однокласснику. Самые трудные задания следует выполнять в первую очередь. Если ребенок готовится к сложному тесту, пройденный материал необходимо повторить дважды - вечером и утром. Школьники среднего школьного возраста, как и младшие школьники, должны готовить домашние задания в тишине, в комнате не должно быть никаких посторонних шумов, ничто не должно отвлекать ребенка от работы (телевизор, радио, телефон, компьютер, игрушки). Все необходимые школьные принадлежности должны находиться под рукой, чтобы не тратить времени на поиски ручки «ли карандаша.
Ниже мы приводим несколько полезных советов для школьников. Эти советы помогут детям приготовить домашнее задание по тому или иному предмету.

Задания по чтению

  1. Разделите главу на небольшие фрагменты, ориентируясь на те заголовки, которые дает в тексте сам автор.
  2. Определите главную мысль каждого смыслового фрагмента. Запишите ключевые фразы или предложения, которые отражают эту главную мысль.
  3. Составьте развернутый план всего текста: пункты плана должны содержать основную.идею каждого смыслового фрагмента. Оставьте свободное место для заметок. Когда в классе будут проверять домашнее задание, вы сможете записать здесь все замечания, высказанные преподавателем и одноклассниками.

Письменное задание (сочинение)

  1. Первое, что следует иметь в виду - на первом этапе работы перед вами находится всего лишь черновик, в который вы будете вносить множество изменений и дополнений. Окончательный вариант вашего сочинения будет значительно отличаться от черновика, причем отличаться в лучшую сторону.
  2. Записывайте любые мысли (даже самые, на первый взгляд, нелепые), которые приходят вам в голову в связи с темой вашего сочинения. Составьте «банк идей».
  3. Распределите все, ваши идеи по тематическим блокам. Получившиеся тематические блоки выстройте в логической последовательности.
  4. Запишите ответы на следующие вопросы: чем вы руководствовались, когда выделяли для себя именно эти тематические блоки? Почему вы выстроили их именно в такой последовательности?
  5. Используя тематические блоки в качестве плана, напишите самый первый, черновой вариант сочинения. На этом этапе работы вам не следует беспокоиться об орфографии и пунктуации.
  6. Внесите необходимые исправления в ваш черновик. Обратите внимание на следующие основные моменты.

Смысловая сторона текста. Раскрывает ли написанный вами текст тему сочинения?
Структура текста. Логично ли связаны между собой отдельные предложения и абзацы? Можно ли выделить в каждом абзаце главную, ключевую мысль?

Структура предложений. Содержит ли каждое ваше предложение законченную мысль? Соблюдены ли правила орфографии и пунктуации?
Лексика . Какие слова в тексте можно заменить другими, более близкими по смыслу? Все ли слова написаны правильно, соблюдены ли правила орфографии?
Общее впечатление о тексте. Легко ли читается текст? Отвечает ли он требованиям, которые предъявляет к нему преподаватель (стиль изложения, формат и т.п.)?

Математика

  1. Вы должны в совершенстве овладеть основными математическими операциями (сложение, вычитание, умножение и деление). Овладевайте навыками выполнения арифметических действий постепенно, ежедневно выполняя от трех до пяти упражнений. Выполняя упражнения, вы можете вести записи или использовать карточки с цифрами.
  2. Вы должны хорошо понимать правила выполнения арифметических действий. Домашнее задание по математике выполняйте не спеша, и обязательно проверяйте результаты ваших вычислений. Очень часто школьники совершают ошибки в вычислениях не из-за незнания того или иного правила, а по невнимательности.
  3. Если вы изучаете десятичную систему исчисления, денежные купюры в вашем кошельке могут послужить для вас наглядным пособием.
  4. Если вы изучаете дроби, воспользуйтесь наглядными пособиями - они дадут вам ясное представление о" сути этого математического понятия.

Подготовка к тестам

  1. Соберите все ваши черновики, домашние задания, заметки, наброски. Расположите их в хронологической последовательности.
  2. За четыре дня до теста просмотрите всю собранную информацию.
  3. За три дня до теста просмотрите заголовки основных разделов учебника.
  4. За два дня до теста проанализируйте всю собранную информацию и распределите ее по тематическим блокам.
  5. Накануне теста постарайтесь по памяти воспроизвести содержание ваших записей, конспектов, разделов учебника.

Другие способы улучшения процесса выполнения домашнего задания

Дома ваш ребенок обязательно должен читать, причем читать самостоятельно, для собственного удовольствия (не следует ограничиваться чтением вслух). Если у ребенка появился вкус к чтению, эта полезная привычка останется с ним на всю жизнь. Преподаватель родного языка или школьный библиотекарь поможет вам и вашему ребенку подобрать книги для домашнего чтения. Обязательно запишите вашего ребенка в публичную библиотеку. Если вам позволяет финансовое положение, вступите в детский книжный клуб или подпишитесь на журнал для детей соответствующей возрастной группы. Если ваш ребенок видит в ваших руках книгу, он скорее всего последует вашему примеру и станет вдумчивым читателем. Время от времени заводите с ребенком разговор о прочитанных книгах, обменивайтесь впечатлениями о том или ином писателе, литературном герое. Когда ваш ребенок был совсем маленьким, вы читали ему вслух. Теперь, когда ваш ребенок пошел в школу, он, вероятно, сам захочет почитать вам вслух ту книгу, которую вы читали ему в раннем детстве.
Даже если вы очень заняты, постарайтесь вечером выкроить хотя бы несколько минут для доверительной беседы с вашим ребенком. Расскажите ребенку, как прошел ваш рабочий день, расспросите его о событиях в школе.
Каждый ребенок - это созидатель, творец, поэтому предоставьте вашему ребенку возможность выразить себя: пусть он сочиняет, рисует, лепит, мастерит. Может быть, ваш ребенок напишет короткий рассказ, сочинит забавное письмо вашему другу или родственнику, нарисует поздравительную открытку? Бумага, карандаши, картон, фломастеры и прочие канцелярские принадлежности должны всегда находиться под рукой, чтобы ребенок в любую минуту мог воспользоваться ими. Многие исследователи придерживаются следующей точки зрения: когда ребенок пишет, у него формируются навыки чтения, а когда ребенок читает, у него формируются навыки письма.
Найдите себе какое-нибудь увлечение, хобби, которым вы могли бы заниматься вместе с ребенком. Пусть эти часы принадлежат только вам и вашему ребенку: никому не позволяйте нарушать ваше уединение, в случае необходимости даже можете отключить телефон (иногда дети жалуются, что с папой и мамой им проще всего общаться по телефону, поскольку на телефонные звонки родители отвечают гораздо быстрее).
Повесьте в комнате ребенка географическую карту и проследите, чтобы ребенок пользовался ею как можно чаще. Регулярно обращайтесь к ребенку с «географическими» вопросами «Покажи-ка мне на карте, где живет наша тетушка Линда? В каком городе живет наш президент? Покажи этот город на карте». Географическая карта сослужит вам хорошую службу, когда вы будете рассказывать ребенку о том или ином историческом событии (например в дни общенациональных праздников).
Дети, как правило, охотно ходят в библиотеку. Оказавшись в публичной библиотеке, школьники чувствуют себя в ней как дома, так как они достаточно часто посещают свою школьную библиотеку и имеют представление о правилах поведения читателя. (Во многих школах библиотеки превратились в образовательные центры: там имеются не только книги, но также видео- и аудиоматериалы).
Не следует забывать и о культурных мероприятиях. Посещая выставки, концерты, спектакли, ваш ребенок не просто развлекается, но расширяет свой кругозор, закрепляет полученные в школе знания, приобретает новый социальный опыт.

Постарайтесь привить своему ребенку навыки здорового образа жизни. В школе ваш ребенок уже получил определенные теоретические знания по этому вопросу, и вы должны научить его применять полученные знания на практике. Например, отправляясь вместе с ребенком в магазин, выбирайте для семейного стола только полезные для здоровья продукты. Если вы не придерживаетесь принципов здорового питания в своем повседневном рационе, ваш ребенок скорее всего последует вашему примеру. В подобной ситуации он не сможет применить на практике полученные в школе знания о принципах здорового образа жизни. Позвольте ребенку принять участие в приготовлении некоторых блюд: пусть он самостоятельно прочитает рецепт, отмерит необходимое количество того или иного продукта. Таким образом, ребенок будет приобретать необходимые знания и навыки, касающиеся семейного питания.
Вам необходимо позаботиться и о физическом воспитании вашего ребенка. Например, на уик-энд отправляйтесь всей семьей на природу, организуйте семейный спортивный праздник. Плавание, теннис, велосипедный спорт, коньки - вам остается только выбирать! Подружившись с тем или иным видом спорта, ребенок проносит это увлечение через всю свою жизнь; оно поможет ему сохранить здоровье на долгие годы. Не забывайте и о пеших прогулках: они прекрасный способ приобщить всю вашу семью к занятиям физкультурой.