"изобразительная деятельность в доу". Виды изо деятельности в доу методическая разработка на тему Детских работ по изо в доу

26.10.2019 Стиль

Психология детского творчества

(методические рекомендации для начинающих педагогов)
преподаватель специальных дисциплин МБУ ДО «ДХШ №1» г. Рязани Баукова И.П.
Описание:
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его внутренний мир. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль.
Данная статья является частью рабочей программы по изобразительному искусству детской изостудии, основанная на личном педагогическом опыте. Представляет собой полезную информацию по основным художественным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, ДПИ). Рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развивать на занятиях по ИЗО данное детям от природы чувство прекрасного.
Соединение игры и азбуки позволит им понять, что область изобразительного искусства - это и интересно и не просто. Для наиболее полного раскрытия способностей у детей рекомендуется использование самых различных материалов и техник на занятиях.
Задачи:
1. Обогащение художественного кругозора посредством знаний об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и их роли в жизни человека;
2. Необходимость формирования у детей знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

Учиться рисовать никогда не поздно,
но надо согласиться с тем, что азы
изобразительного искусства лучше
постигаются в раннем возрасте.

По Далю, творить - это давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство. Им щедро наделено человечество, а в особенности - дети. Попадая в художественную школу, ребёнок уже владеет в какой-то мере изобразительными средствами выражения, но ещё не осознаёт их системности. Употребление этих средств ребёнком носит характер игры.
В. Фаворский писал: "Было бы чрезвычайно радостно если бы удавалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком и это по-видимому, возможно."

Несвоевременное обучение мастерству - серьёзная преграда творчеству. Учитель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на учеников. Потому что даже тот учитель, который обладает вкусом и задатками, может закрепить ребёнка в эффектном, но примитивном способе рисования, может привить ему преждевременный "академизм" взрослого. Отторгаясь от своих собственных задач, он, таким образом теряет самое ценное - самостоятельность.



"От игры к знанию" - девиз программы для детей младшего возраста.
Так уж устроен ребёнок, всё он познаёт в игре, через создание второй реальности - текста, рисунка, скульптуры. В игре ему открывается чудо - всё, что ни задумаешь, можно нарисовать, склеить, вылепить и т. д.
Дети постоянно что-то изобретают, фантазируют. Их способности одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир, диктуют педагогу и методы обучения. Но надо помнить, что каждый ребёнок - это отдельный мир. В основе детского сознания лежит образ, сложный, но очень цельный. Задача же педагога - расширить представление ребёнка о путях достижения цели, раскрыть перед ним многообразие способов и средств, которые даются ему исподволь в игре.



Пережить, осознать, суметь - три этапа творческого процесса. Не пережитое, не прочувствованное эмоционально не может быть воплощено. Поэтому уникальность каждого ребёнка, его опыт являются отправной точкой для творческого поиска. Самостоятельный выбор решения творческой задачи делает ребёнка смелым, искренним, у него развиваются фантазия и интеллект, дар наблюдателя; формируется терпение и вкус. Всё это обеспечивает путь к красоте. Пережитая красота движет ребёнком в поисках наиболее выразительных экспрессивных средств её воплощения. Неудачи в этом случае даже полезны.


На начальной стадии обучения дети с равным интересом выполняют все задания по рисунку, живописи и композиции. Их увлекают новые техники и приёмы; для них многое ново и необычно. Уровень умения, мышления и художественного воплощения в действительность совпадают. Отсюда увлечённость.
Композиция несёт в себе творческое начало и без активной работы в этой области нельзя говорить о воспитании художника. Поэтому она является основным предметом в начальной школе. Задача педагога - помочь ребёнку выразить своё отношение к окружающему его миру и передать задуманное.
Темы композиций начальной школы часто носят сказочно - фантастический характер. Тематическим урокам обычно предшествуют беседы с иллюстрациями. Причём рассказы, чтение, стихи, прослушивание музыки должны быть не продолжительными по времени, но эмоциональными. Иногда дети в этот момент должны представить себе то, что никогда не видели.
Литературные произведения, музыка и наглядности организуют мышление ребёнка, помогают найти самый простой и выразительный способ изображения. Благодаря этому со временем в работах детей появляются лаконизм и ритм.



Из опыта работы известно, что, слушая сказку, дети переживают происходящие в ней события, отражают поэтику волшебной атмосферы. Это выражается как в цвете, так и в линии, пластике, архитектонике и композиционном решении. Чаще же всего дети комбинируют выразительные средства. Умение "схватить" услышанное и увиденное и передать это цельно и непосредственно - одна из главных особенностей детского искусства. Задача педагога при этом не перегружать детей своим вниманием, представляя им возможность самовыражения.




Детские композиции могут быть весёлыми и мрачными, радостными и строгими, беспокойными и спокойными, величавыми и простыми. Это разнообразие зависит не только от темы и содержания, но и от тональности красок, комбинаций светлых и тёмных пятен и многих других моментов.



Детские работы наполнены энергией и чистыми эмоциями. Их творчество смелое и наивное.
Ритмичность - согласованность форм и цветов.
Композиция, как самое сильное средство выражения идеи, включает в себя все компоненты формы: цвет, ритм, рисунок, движение, определяет положение фигур и предметов в пространстве.
Метод ритмических упражнений делает самого художника окрылённым, а его руку гибкой, даёт импульс к дальнейшему творчеству - дети сосредотачиваются, настраиваются на дальнейшую работу, полную веселья и фантазии.




Симметрия - один из приёмов композиционного решения. Она больше используется в декоративном искусстве. Симметричные композиции создают состояние покоя, торжественной величавости.



В графике и живописи большое значение имеет равновесие. Распределение нагрузки справа и слева, сверху и снизу, что позволяет создать уравновешенную композицию.


Дети очень любят изображать птиц и зверей. Обращая их внимание на повадки, грацию, красоту и пластику животных мы воспитываем в них прежде всего доброго и милосердного человека.
Но каждый художник должен уметь нарисовать лошадь, корову, собаку, кошку. Они пригодятся в любом жанре. Только постоянное и целеустремлённое изучение животных с карандашом в руке принесёт свободу в рисовании, свободу в композиции.




Но надо помнить, что, приобретая знания и изучая природу и животных, ребёнок становится более уверенным в создании своей задумки, приобретает терпение и усидчивость, обретает свободу в рисовании, свободу в композиции. Со временем работы станут более проработанными, но и более "личностными".




Художественный образ детского произведения поможет создать целая система приёмов и средств выразительности, которую можно назвать его языком. Большое значение в этом играют: линия, силуэт, тональные градации и цветосочетания.





Детям нужно постоянно напоминать, что один и тот же мотив можно решить по-разному и они сами должны принимать участие в выборе нужной техники для решения той или иной задачи.
Большое значение играет работа учащихся в группе, где дети заражаются друг от друга идеями, где есть дух соперничества и возможность воздействия друг на друга.



На начальной ступени обучения используют технически более быстрые методы изображения, без тщательной проработки. Дети с удовольствием работают такими материалами, как пастель и цветные карандаши.




Создавая множество набросков, эскизов, упражнений дают детям возможность делать выбор.




Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников, но важно освободить и полнее использовать такие источники детской энергии, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности. Ведь что бы создать что-то хорошее, надо уметь этим восхититься и удивиться. Преподавателя же должно двигать только стремление помочь и научить.
Рисуя, дети лучше запоминают видимые формы, воспроизводят свои представления об окружающей нас действительности, вырабатывают и укрепляют зрительную память. Рисунком можно рассказать, показать, объяснить то или иное явление, что делает его важным средством самовыражения. Значение материалов при этом очень велико. Широкие и тонкие линии, контур - это самые гибкое средство при рисовании, при размещении предметов в пространстве, при определении масштабов и т.д. Многообразие оттенков в тушёвке карандашом и др. материалами дают неповторимые качества фактуры.





Дети - фантазёры и мечтатели. Они всегда счастливы в творчестве.


Как иногда хочется творить! С помощью красок и кисти можно создать настоящий шедевр. Как это радостно и легко! Почувствовать себя художниками. Ведь на свете нет ни чего прекраснее чем творчество! Дети самые талантливые и самые интересные художники в мире.

Толково и грамотно, шаг за шагом, организовать творческие занятия по ИЗО с детьми Вам помогут полезные материалы данного раздела. Будь то рисование, лепка, конструирование или аппликация, каждое подобное мини-мероприятие требует правильной организации и вдумчивого, осознанного подхода.

Для Вас - неисчерпаемый источник вдохновения для позитивного детского творчества.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 19584 .
Все разделы | ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду

Тема урока : Цветочная поляна. Цель : знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование точками» Задачи : - познакомить детей с нетрадиционной техникой - «рисование точками» ; - обучать работать в этой технике - развивать воображение, моторику, творческое мышление;...

Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью «Зимний пейзаж» в средней группе Задачи : Систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе зимой, познакомить с пейзажной живописью; обратить внимание на красоту этого периода года; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект занятия по рисованию «Рисуем пальчиками»

Публикация «Конспект занятия по рисованию «Рисуем...» Конспект занятия по рисованию «Рисуем пальчиками» Сегодня предлагаем вам небольшую подборку шаблонов для пальчикового рисования с детьми. Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни. Самое главное достоинство пальчиковых красок - это...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия в подготовительной группе по лепке в технике барельефа «Букет роз» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 57» комбинированного вида Нижегородская обл, г.Дзержинск. Адрес: Бульвар Космонавтов, 14; тел.: 33 33 03 http://www.dou57ru ; e-mail: [email protected] Конспект занятия в подготовительной группе по...

НОД по художественно-эстетическому развитию ИЗО «Что растёт на нашей грядке?» с детьми 3–4 лет НОД по художественно – эстетическому развитию (ИЗО) с детьми 3-4 лет на тему: «Что растёт на нашей грядке?». Подготовила воспитатель: Ирина Вениаминовна Михайлюк Цель: Развитие творческого воображения, художественных способностей. Обучение находить связь между предметами и...


Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке фломастер (или карандаш; формировать навык рисования точек; учить располагать точки примерно на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к рисованию. Оборудование: Фломастеры коричневого (или оранжевого, серого,...

ИЗО. Конспекты занятий по ИЗО в детском саду - Конспект развивающего занятия по рисованию «Разноцветные мыльные пузыри» для раннего дошкольного возраста

Цель: учить рисовать мыльные пузыри нетрадиционными приемами: ватными палочками и пальчиком; закреплять знания о цвете и величине предметов. Материал и оборудование: бумага, акварельные краски, стаканчик с водой, ватные палочки. Игровая ситуация: пускание мыльных пузырей на...

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность способствует наиболее широкому раскрытию творческих и эстетических способностей дошкольника.

Для обогащения содержания обучения и воспитания важна интеграция не только видов искусства, но и видов изобразительной (художественно-продуктивной деятельности: рисование — аппликация, лепка — рисование, конструирование – рисование, лепка – аппликация и тому подобное.

В изобразительной деятельности заложены большие возможности для развития , реализация которых во многом зависит от эффективного педагогического руководства.

Если раньше изобразительную (художественно-продуктивную) деятельность педагоги направляли на получение технических умений и навыков, то на современном этапе главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса изобразительной (художественно-продуктивной) деятельности.

Оценивая работу, педагог учитывает не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.

Формой организации изобразительной деятельности являются занятия. Это особая форма общения педагога с ребенком, которая традиционно считается формой организованного обучения.

Вообще любое общение педагога с детьми можно назвать «занятием», ведь оно предполагает прямое или косвенное обучение, образование, развитие.

Формы организации детей

Образовательное, обучающее, коррекционно-развивающее, арт-терапевтическое общение предполагает определенные формы организации детей:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • фронтальное.

Форма индивидуального обучения

Индивидуальное общение является диалоговой формой, которая является целесообразной во время наблюдений в окружающей среде («Посмотрим красоту вместе»), рассматривания бытовых предметов, объектов природы, арт-объектов (произведений искусства, в продукте творчества ребенка); проведение изобразительных упражнений и экспериментирования с материалами.

Форма группового обучения

Групповое общение преимущественно является формой совместных упражнений, действий, направленных на уточнение, осмысление способов действий. Педагог объединяет нескольких детей в группу по собственной инициативе (например, заметив типичные особенности в способах действия с изобразительным материалом), по инициативе и желанию детей (например, в общении с одаренными детьми).

Форма фронтального обучения

Фронтальное общение предполагает работу воспитателя со всей группой детей (например, введение нового информационного и изобразительного материала, способа, вида художественной практики; творческие проекты, диагностика достижений детей).

Что такое личностно-ориентированная модель в образовательном процессе?

Личностно-ориентированная модель образования требует адекватных подходов к классификации занятий изобразительной деятельностью. Главное требование к ним — обеспечение диалектической связи сознания и деятельности, реализация полифункционального, интегрированного подхода.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Типы занятий изо деятельности

По характеру деятельности и содержанию можно различать следующие занятия:

  • теоретические (искусствоведческие);
  • практические (изобразительные);
  • комбинированные (взаимосвязь художественной теории и эстетической практики);
  • комплексные, интегрированные (основанные на синтезе и взаимодействии искусств).

На что направлено теоретическое занятие изо деятельности?

Теоретические занятия главной целью имеют введение ребенка в мир искусства, знакомство с понятием «искусство», его видами и жанрами, творческим процессом и прочее.

Эти занятия проводят с раннего возраста, рассматривая с детьми арт-объекты (игрушки, книги, произведения искусства), рассказывая о них (искусствоведческая рассказ); разворачивая беседу (искусствоведческая беседа), художественно-дидактическую игру или арт-терапевтическую сессию («Художественным салоп», «В музее скульптур», «Путешествие в картину», «Народная игрушка», «Что такое архитектура»).

Цель и задачи практических занятий

Практические занятия предполагают активное погружение детей в мир художественной практики: изобразительных материалов, способов художественной обработки материалов, действий с изобразительными средствами, оборудованием для этой деятельности.

На этих занятиях педагог транслирует ребенку другую информацию: о материалах и способах работы с ними. Он ссылается на образ художника и собственными действиями демонстрирует ребенку образец креативного (творческого) поведения.

Например, «Давайте подумаем вместе: как художник осень рисовал», «Где народные умельцы узоры искали», «Как скульптор в глине будущую скульптуру увидел».

Дети знакомятся с различными изобразительными техниками, материалами и способами действий ими. Педагог побуждает детей с раннего возраста к активному манипулированию красками, фломастерами, карандашами, глиной, воском, тестом, строительным материалом, бумагой, тканью, выкидным материалом (коробки, лоскутки, пуговицы, баночки), природным материалом (перья, камни, ракушки-ракушки, ветки, корни, сухостой, кора).

Также он приглашает детей к совместным с ним действиям для осознания более сложных техник (например, оригами, вытыкание, вышивание, флористика, интарсия, плетение).

Как осуществляется изобразительная деятельность на занятиях комбинированного типа?

Комбинированные занятия являются особым видом организованного учебно-развивающего общения педагога с детьми. Они сочетают в себе теоретически-искусствоведческую и практически-творческую части.

Например, дети уточняют информацию о жанре пейзажа и рассматривают репродукции пейзажных картин, обсуждают, обмениваются мнениями о выразительных средствах, цвете, композиции, осуществляют «Путешествие в картину» и выполняют игровые упражнения на развитие воображения, образного мышления, переживания эстетических эмоций, воспроизводят в собственном воображении творческий процесс художника.

Практическую часть занятия могут составлять упражнения на смешивание цветов, например, «Цвета золотой осени». «Цвета поздней осени», «Осеннее небо», или «Рисуем осенние деревья».

Можно предложить творческую работу: «Рисуем пейзаж».

Изобразительная деятельность на занятиях интегрированного типа

Комплексные (интегрированные) занятия предоставляют педагогу возможность развивать у детей целостное, категориальное мировосприятие, а детям - формировать обобщенные способы рисования, целостные представления об искусстве как форме существования красоты, о художественной практике как способе познания мира и его освоения.

Комплексные занятия превращаются в интересные развлекательные представления, шоу, арт-терапевтические сессии и обеспечивают в полной мере идею полифункционального личностно-развивающего подхода, создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении. На этих занятиях педагог является активным участником процесса сотворчества.

Введение

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить, какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребенка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи дошкольников, обогащению их словарного запаса. Педагог использует слово как один из основных приемов обучения: сообщает тему занятия, рассказывает о последовательности выполнения задания. Яркая, эмоциональная речь воспитателя поможет ребенку глубже осмыслить процесс изображения.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ

Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления - одна из главных черт художественного образа.

Вспомним картину художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция полотна направлена на передачу движения толпы, провожающей опальную боярыню, одержимую своей верой и не пожелавшую пойти на компромисс. Художник сумел показать единство людей, восхищенных боярыней, боготворящих ее. Центр картины - одержимое лицо боярыни Морозовой. Совсем иное содержание на картине художника А. Пластова «Сенокос»: радостный летний пейзаж с пронизанными солнечным теплом цветами, травами, березами. Остро чувствуется музыкальность, размеренность движений косарей, та полнота счастья, которую люди получают от любимого труда. Картина Н. Ломакина «Рыбаки Балтики» переносит нас в суровое северное море: огромные волны, вздыбленные холодным ветром. Грозной стихии художник противопоставляет мужество и храбрость рыбаков.

Да, все, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.

Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры - вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание - возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!

Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин- освободитель»: памятник советским воинам в Трептов - парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство - виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет - главное средство живописи.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Алёнушка»).

Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос коммунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела.

Разновидностью исторического жанра является батальный жанр - изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов - В. Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата.

Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков.

Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров и отношений.

В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Федотова («Сватовство майора»), В. Перова («Тройка»), И. Репина («Бурлаки на Волге»).

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт, отдых.

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей.

Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В. Серов.

Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты нашего современника - человека-труженика. В работах Г. Ряжского «Делегатка», «Председательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монументальность. Таковы, например, портреты советских художников А. Герасимова, П. Корина.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

В конце XIX - начале XX века возник новый тип пейзажа - индустриальный. Особое содержание он получил в советском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, разработка нефти на Крайнем Севере В. Грызлова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт - изображение предмегов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов » пр.

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже - на пергаменте, ткани и других материалах.

В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Но графика не исключает применения цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета, а иногда и все богатство* цветовых отношений, при известной обобщенности образа, диктуемой специфичностью данного вида искусства.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть мимолетные наброски, сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Художники-графики нередко тяготеют к заострению трактовки явления, гротеску. Вспомните боевое искусство советского плаката, созданное В. Маяковским и продолженное другими советскими художниками: карикатуры художников Кукрыниксов, плакаты Д. С. Моора, JI. Ф. Голованова и др.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Возникшая как украшение книги изящными миниатюрами, книжная графика переросла в наше время в самостоятельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Д. Шмариновым, В. Фаворским, Кукрыниксами и др., очень интересно и своеобразно трактуют литературные образы и подчас вносят в них новое понимание, по-новому раскрывают их сущность.

Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники-иллюстраторы - И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, В. Лебедев, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков, М. Скобелев.

Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

Монументальная, станковая, скульптура малых форм - виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рельефы.

Монументальная скульптура - это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского парода в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с конкретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхозница» обе фигуры, в стремительном движении высоко поднявшие серп и молот - эмблему советского строя, олицетворяют социалистическое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцатиметровых фигурах создан реалистический образ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте.

Монументальная скульптура может быть частью архитектурного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выполняют здесь не только декоративные функции; они создают обобщенный образ победившей революции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений - мемориальный памятник героям битвы на Волге - создан группой авторов под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане.

Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном та же, что и живописного,- передача образа человека. Например, замечательны портреты В. И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым.

В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов - фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости (например, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М. Мани- зер) изображены сцены из произведений поэта.

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного декоративно- прикладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

Создание декоративных изделий осуществляется и в промышленном производстве. В дальнейшем, по мере расширения жилищного строительства, повышается культура нашего быта, все более широкий круг предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно- прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала.

Громадную роль в развитии современного декоративного искусства играют выработанные веками традиции. В развитии советского декоративно-прикладного искусства используются традиции искусства народов нашей страны. На их основе создаются произведения художественной промышленности. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется глиняная игрушка (с. Дымково Кировской обл.), деревянная резная игрушка (с. Богородское Московской обл.), живописная лаковая миниатюра (с. Палех Ивановской обл.), посуда Хохломы, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетеное кружево, косторезное искусство резьба по дереву и бересте и др.

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства - как на различных занятиях, так и в повседневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широко используются эти виды искусства. Такое сочетание создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.

Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребёнка. Кроме того с помощью ИЗО дети изучают окружающий мир. Это специфическое образное познание действительности. А положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, которым удалось нарисовать или вырезать очередной "шедевр", дорогого стоят! Поощрению детского творчества, расширению его возможностей способствует данный тематический раздел. Это содержательная, постоянно пополняющаяся библиотека полезных материалов для организации занятий по ИЗО. Заходите и выбирайте!

Рады быть Вам полезными в деле эстетического воспитания детей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Натюрморт. Занятия с детьми, мастер-классы, игры и пособия по изучению натюрморта
  • Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
  • Уголок творчества и ИЗО. Центры художественного творчества

Показаны публикации 1-10 из 36750 .
Все разделы | ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические...


Тема урока : Цветочная поляна. Цель : знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование точками» Задачи : - познакомить детей с нетрадиционной техникой - «рисование точками» ; - обучать работать в этой технике - развивать воображение, моторику, творческое мышление;...

ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду - Конспект ОД по лепке в подготовительной группе на тему «Грач»

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе на тему: «Грач» Цель: развивать интерес к лепке, аккуратно пользоваться пластилином. Задачи: Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема: « Использование педагогических технологий для фор-мирования познавательной активности дошкольников» ПРОЕКТ:«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ...

Занятие по лепке «Дары осени» Цель: формирование умения лепить из пластилина на основе разных геометрических форм (конус, шар, овал. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление знаний о приметах осени; Формирование первичных представлений о заготовках на зиму; Формирование умений лепить овощи, грибы,...

Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью «Зимний пейзаж» в средней группе Задачи: Систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе зимой, познакомить с пейзажной живописью; обратить внимание на красоту этого периода года; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать...

ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду - Картотека художественного слова о лете


Стихи о лете 1. Лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком. В.Берестов 2. Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это Лето Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий запах сочных трав, В поле спелые...