Что нужно говорит когда даешь садака. Как и кому лучше давать милостыню и почему важно ее давать

30.10.2023 Стиль

«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.

В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:

Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

1. Для принятия поста.

2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от него.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия праздничного дня.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садаки

Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.

Фитр - садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам. Сумма (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб . - для малоимущих; 300 руб . - людей среднего достатка; от 500 руб . и выше - для состоятельных.

Идет Священный месяц Рамазан. Очень важно в этот период делать больше добрых дел, помогать людям, давать нуждающимся милостыню (садака). Традиционно мы привыкли садакой считать деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это польза, милосердие по отношение к другому.

Что такое милостыня (садака)?

Садака – это - милостыня, которая отдается нуждающимся людям с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле - любое благодеяние, совершенное искренне, ради Аллаха.

Милостыня может быть обязательной и богоугодной. Обязательной милостыней являются все виды закята. Выплата необязательной, но богоугодной милостыни в Исламе поощряется. Подаяние чего-то из своих средств является важной составляющей исламской религии. Ее смысл состоит в установлении братских и искренних отношений между мусульманами, частичном решении проблемы социального неравенства между богатыми и бедными.

В хадисе сказано: «Нет такого человека, который не должен был давать садака каждый день, когда будет вставать солнце». Правоверные сподвижники спросили: «О, посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы могли бы подавать другим?». «Поистине, врата блага многочисленны! – сказал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – Садакой является и произнесение слов: «Слава Аллаху!» - «Субхаан-Аллаh!», «Аллах Велик» - «Аллаhу Акбар».

Следовательно, наше отношение, наша благодарность, наше поведение, доброе слово, добрый поступок, улыбка также являются садакой. Виды садака, которые выделял сам Пророк Мухаммад Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал однажды: «Кто поможет нуждающемуся собрату, тому Всевышний Аллах поможет ему в момент нужды. Кто решит своему собрату проблему, Всевышний Аллах решит одну из его проблем в Судный день». Таким образом, эти слова стали неким девизом для каждого верующего человека, которые не на словах, а своими благими делами стремились доказать свою любовь к Всевышнему Аллаху.

Пророк: «Садака может быть разной: Произношение зикра «Аллаху Акбар», «СубханАллах», «Ля илаха илля Аллах», «Астагафируллах». Призыв к благому и порицание дурного. Очистка путей и дорог от всего того, что может помешать движению других людей. Сопровождение слепого. Помощь глухонемым в общении. Помощь и поддержка всем кто в ней нуждается. Помощь обессилевшему. Помощь тем, кто испытывает затруднение в общении. Это все является садака».

Почему важно давать милостыню

Благотворительность и подача милостыни нуждающемуся открывают много благодати для того, кто это совершает. Доброе, милосердное отношение к другому человеку становится причиной прощения грехов.

В Священном Коране сказано: «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».

Пророк говорил:

- «Каждый человек будет находиться в тени своей милостыни до тех пор, пока не будет произведён над людьми суд». Это означает, что милостыня вам поможет в Судный день и день вашего расчета за свои дела перед своим Создателем.

- «Совершение добрых дел защищает от всего дурного. Милостыня, данная в тайне, тушит гнев Господа. Поддержание родственных связей является причиной увеличения срока жизни».

- «Каждое утро, когда просыпаются рабы (Аллаха), спускаются два ангела и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю».

- «Наиболее любимыми делами в отношении Могучего и Великого Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг».

То есть благодаря милостыни мы обретаем любовь нашего Господа. Аллах милостив к тому, кто милостив к людям.

Польза от милостыни

Садака очищает имущество. В одном из хадисов говорится: «Очищайте грязь греха со своего имущества посредством садака».

Садака очищает человека от грехов. Хадис: «Как вода гасит огонь, так и садака уничтожает грехи».

Садака избавляет от высокомерия и бахвальства.

Садака оберегает от болезней и бедствий. Хадис: «Лечите ваших больных, посредством садака! Садака предотвращает любую болезнь и беду»

- «Садака закрывает двери семидесяти зол», «Спешите давать садака, так как беды не смогут опередить ее».

Садака защищает от гнева Аллаха, и от скверной смерти.

Садака дарит вам большое вознаграждение. За любое благодеяние размером с мельчайшую частицу, предусмотрено вознаграждение размером с гору.

Садака увеличивает удел и приносит баракат имуществу. Хадис: «Продолжайте давать садака. Ваш удел будет увеличен, а ваши мольбы будут приняты», «Раздача садака не уменьшает имущества».

Как и кому лучше давать милостыню

Милостыню лучше подавать скрытно. Всевышний Аллах сказал в Коране (2:271: «Если вы открыто отдаёте милостыню, то это хорошо, а если скроете её, подавая её бедным, то это лучше для вас и будет причиной для прощения ваших грехов. Поистине, Аллах ведает о ваших деяниях».

Когда кто-то даёт милостыню тайно, он освобождает одариваемого от чувства унижения, которое тот мог бы испытать, получив милостыню на глазах у людей. Между нуждающимися и богатыми возникает чувство взаимного уважения, и это, в свою очередь, положительно влияет на единство общества и связывает его членов узами любви и сотрудничества. Но садака можно делать и публично, так как это может побудить и других людей к даче милостыни.

Посланник Аллаха сказал: «Лучшая милостыня - эта та, которая совершается богатым. И лучше всего давать пожертвование своим родственникам».

Также лучшим садака является милостыня, награда за которую поступает даже после смерти. Например, построить мечеть, школу для детей, у которых нет доступа к обучению, сиротский приют или посадить деревья, которые будут давать урожай.

«Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды - это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».

22.05.2018 vera 15 1073 0

vera

Вопрос от Dia:

Ассаламуалейкум! Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. Заранее спасибо.

Ответ:

Для того, чтобы какая-либо помощь могла считаться садакой, необходимо, чтобы она обладала тремя особенностями:

1. Совершалась только ради довольства Аллаха Всевышнего.

2. Оказывалась тем, кто является бедным и нуждающимся.

3. Оказывалась совершенно безвозмездно.

Любая помощь, которая обладает этими тремя особенностями, может считаться садака. При отсутствии же хотя бы одной из этих особенностей, оказанная помощь не будет рассматриваться как садака.

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников» (аль-Мунафикун 63/10).

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (аль-Бакара 2/267). В этом аяте Аллах Всевышний приказывает нам раздавать садака, и описывает то, каким оно должно быть.

Описывая верующих, Аллах Всевышний говорит: «... которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей» (Али Имран 3/134).

«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара 2/262). Этот аят указывает на то, что садака является одним из важнейших путей достижения довольства Аллаха Всевышнего, а так же счастья в обоих мирах.

Что касается вопроса о том, кому следует раздавать садака, то ответ на него мы так же находим в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

Теперь поговорим о тех, кто просит деньги на улицах. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть так же и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд». Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней». Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования».

Просить подаяния могут три группы людей: 1) нищие, не имеющие абсолютно ничего; 2) человек, имеющий большие долги; 3) тот, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.

Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело больным, и никто, в том числе и государство не могут помочь ему, то он может обращаться за подаянием к другим, для удовлетворения своих потребностей. К это можно добавит и тех, у кого есть долги.

Что же касается тех, кто сделал нищенство своей профессией, имея возможность работать, то в отношении таких людей посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35).

Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается, и указывает, что такое занятие приведет человека в Ад.

Есть два вида милостыни:

1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят) .

2. Желательная милостыня (садака) .

Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.

Есть выражение – сытый голодного не разумеет . К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.

Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада ». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая? » Он ответил: «Большая и лучшая », а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами » (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)? Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества ». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе? » Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей ». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет? » На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает) » Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать? » Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика ». Его спросили: «А если и этого он не может? » Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям » (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката », ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому » (Байхаки).

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад » (Байхаки).

Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня » (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.

Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой » (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.

Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки :

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ».

«Община – грешна, а Господь –Прощающий ».

«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти ».

Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же :

1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества .

2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье .

3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати .

4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает .

5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью .

Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.

Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра! ” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.

У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:

1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху » (Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.

2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.

3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.

Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.

Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!

Абу Масуд Укба бин Амр аль-Ансари (радыяллаху анху) рассказывал: «После ниспослания аятов о садака мы стали переносить на спинах грузы,чтобы отдать заработанное. Когда пришёл один человек и сделал крупное пожертвование, мунафики воскликнули: «Он делает это напоказ!»

Вскоре другой человек пожертвовал только горсть фиников, и они сказали: «Поистине, Аллах не нуждается в этом садака!». Затем Всевышний ниспослал аят: «[Мунафики] высмеивают тех, кто раздаёт милостыню сверх положенного, и тех, которые могут раздавать её лишь с трудом [по бедности]. Но насмеётся над ними Аллах, и будет уготовано им мучительное наказание!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 79; Бухари, «Закят», 10; Mуслим, «Закят», 72).

Объяснение хадиса

Всевышний обращается к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): « Бери [, Мухаммад], с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства [перед Аллахом]. Молись за них, ибо твои молитвы - успокоение для их [душ], ибо Аллах - слышащий, знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 103)

После ниспослания аята Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) стал призывать раздавать . И состоятельные, и неимущие сахабы отозвались на повеление давать садака с такой же готовностью и воодушевлением, как и на призыв к любому другому богослужению. Те, кто не имел ничего, стали переносить грузы и раздавали заработанное. Мунафики встретили их рвение обидными комментариями, пытаясь свести на нет усердие .

Из других риваятов хадиса известно, что человеком, который пожертвовал много денег, был Абдуррахман бин Ауф (радыяллаху анху). Он раздал половину своего состояния - четыре тысячи дирхемов. Мунафики оценили его поступок как показуху (рия). Потом они стали смеяться и издеваться над Абу Акиль аль-Ансари, который принёс горсть фиников. Но это была половина его дневного заработка!

Мунафики попросту злились, что богатые и бедные сахабы отдавали половину имеющегося. Конечно, размер садака различался, но доля оставалась неизменной - ! Все жертвовали одинаково, но каждый согласно своим возможностям. Этот принцип проявлялся и в других примерах усердия сахабов на пути Аллаха. Мунафиков, которые надсмехались над их благородными устремлениями, заставил замолчать Всевышний Аллах.

Уроки хадиса

1. Не стоит недооценивать доброе дело, каким бы малым оно ни казалось.

2. Каждый из нас должен выполнять в меру собственных сил, не обращая внимания на «комментаторов».

3. Усердие на пути Аллаха (муджахада) - стремление всеми силами выполнять Его приказы.

4. Сахабы проявили максимум усердия в поклонении Всевышнему.

5. Нельзя приуменьшать значение садака, даже если размер подаяния невелик. Приучайте детей давать милостыню с юных лет.

6. Садака предупреждает конфликты между бедными и богатыми в обществе и служит защитой от ада в будущей жизни.