Время чтения: 10 минут
Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.
Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:
Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.
Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.
Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.
Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).
Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.
Название рефлекса |
Краткая характеристика |
---|---|
Рефлекс Моро | Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения. |
Сосательный | Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию. |
Хватательный | Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим. |
Робинсона | Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию. |
Хоботковый | Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель. |
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина | Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами. |
Спинальный автоматизм Галанта | Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов. |
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы | Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев. |
Плавательный | Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях. |
Бауэра | Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга. |
Поисковый рефлекс Куссмауля | Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания. |
Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:
Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.
Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:
Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.
Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).
Оральные сегментарные автоматизмы:
Сосательный рефлекс
При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса - односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует - двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.
Хоботковый рефлекс
Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает
Спинальные двигательные автоматизмы:
Защитный рефлекс новорождённого
Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых
У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.
Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.
Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание
Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.
Хватательный рефлекс
Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.
Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).
Рефлекс Галанта
При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
Рефлекс Переса
Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.
Рефлекс Моро
Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.
При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.
Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.
Для начала следует выяснить, что такое рефлекс. Этот термин происходит от латинского слова reflexus, что в переводе означает «отраженный» и обозначает двигательную реакцию, которая возникает в ответ на действие конкретного раздражителя. Все рефлексы подразделяются на две большие группы: условные и безусловные.
Безусловные присутствуют у человека с момента рождения. В качестве примера можно привести ресничный (при касании к ресничке человек моргает) и сухожильный (от удара по сухожилию мышца сокращается) рефлексы. Разумеется, у всех взрослых людей набор безусловных реакций одинаков.
Условными называют те рефлексы, которые каждый человек приобретает в течение жизни. Они дают нам возможность не задумываться над многими вещами, а выполнять определенные действия автоматически. Так, спортсмен-единоборец бессознательно ответит на нападение каким-либо приемом. Усиленное слюноотделение, которое наблюдается у нас при виде лимона, также является одной из условных реакций.
Кроме безусловных рефлексов, у новорожденного нет никаких навыков. Именно безусловные реакции помогают крохе ориентироваться в этом мире в течение первых недель внеутробной жизни. В процессе развития малыша на смену многим из них приходят осознанные и более совершенные действия. Такие непостоянные рефлексы называют транзиторными. В отличие от стойких реакций на раздражитель, которые сохраняются в течение всей жизни (чихание, кашель, сухожильный и другие рефлексы), транзиторные реакции присутствуют только у новорожденных и младенцев до года.
Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще родителям знать, какие есть безусловные рефлексы у новорожденного? Ответ прост: по наличию этих реакций, степени их выраженности и симметричности можно сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, развитии его нервной системы, а по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно судить, насколько быстро развивается малыш и не отстает ли он от сверстников.
Бывает так, что определенные реакции у младенцев включаются позже или проявляются недостаточно ярко. Частичное отсутствие рефлексов у новорожденного может быть обусловлено родовой травмой, определенными заболеваниями, индивидуальной реакцией на некоторые лекарственные препараты. Слабость оральных и спинальных реакций характерна для недоношенных деток и малышей, родившихся с легкой асфиксией. 4.7 из 5 (6 голосов)
Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.
Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.
В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.
Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:
За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:
В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:
Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.
Название рефлекса | Как вызвать/Как проявляется | Когда угасает |
---|---|---|
Моро | При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | После 4 месяцев |
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) | При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. | После 4 месяцев |
Шагательный | При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. | После 2-3 месяцев |
Опоры | При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. | После 2 месяцев |
Хватательный (кисти) | При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. | После 5 месяцев |
Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. | После 4 месяцев |
Хватательный (стопы) | При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. | После 9 месяцев |
Симптом Бабинского | При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 месяцев |
Поиска груди | При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. | После 3-4 месяцев |
Сосательный | При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. | После 12 месяцев |
Плавательный | При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. | После 6 месяцев |
Глотательный | При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. | Не проходит |
Зрачковый | При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. | Не проходит |
Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:
Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).
Важно!
У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.
Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.
Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).
При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.
Этапы развития:
При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).
Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).
Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.
Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.
Важно!
Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.
У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.
Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.
Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.
Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).
Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).
Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).
К надсегментарным позным рефлексам относятся:
Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.
При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).
В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:
Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».
Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.
ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).
При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).
Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.
Важно!
Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.
Проблема может быть вызвана:
Важно!
Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.
Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.
Как всё-таки определяется период новорожденности, какова его длительность? Научно обосновано, что данный отрезок продолжается 28 дней, в это время идёт первичная адаптация ребёнка к окружающей среде. Приспособлению помогают рефлексы новорожденного , это природой заложенные механизмы, позволяющие малютке совершать свои первые (пока неосознанные) действия.
Выделяют 2 вида рефлексов – условные и безусловные, в младенчестве работают только безусловные, заложенные с самого рождения. Условные же позже появляются, на основе опыта.
Всего выделяют 15 безусловных рефлексов новорожденных , каждый из них несёт своё назначение. Одни возникают и сразу исчезают, другие затухают медленно, а третьи остаются навсегда.
Выделяется несколько групп основных рефлексов новорожденных:
Таблица основных рефлексов новорожденных по месяцам
С самых первых минут жизни маленький организм нуждается в питании. Сосать молоко из груди и проглатывать малыша никто не учит, всё основано на рефлекторной деятельности.
Сосательный рефлекс есть у крохи с самого рождения. Благодаря ему, малыш способен обхватить сосок груди или пустышку губами и совершает ритмичные движения сосания. Сильно выражен рефлекс до года, закономерно появлению основных зубов, с помощью которых сосание замещается на жевание.
До 3-х лет он сохраняется слабовыраженно. Интенсивность сосания сигнализирует о степени голода младенца, если ребёнок сыт, то сосание становится слабее, к приёму пищи выражается сильнее. Постоянная слабость сосательного рефлекса обуславливается многими причинами, установление которых происходит с помощью доктора.
Глотательный рефлекс способствует проглатыванию полученной пищи. Он обусловлен работой продолговатого мозга и сохраняется на всю жизнь.
Хоботковый рефлекс сохраняется менее продолжительное время – к двум–трём месяцам он пропадает. Прикосновение пальцем или предметом к губам малютки вызывает сворачивание ротика в трубочку, напоминающую маленький хобот.
Рефлекс Бабкина , его ещё именуют ладонно-ротовым . Если на обе ладошки ребёнка легонько нажать, то малыш приоткрывает рот. К трём месяцам реакция угасает, после исчезает полностью.
Поисковый рефлекс (Куссмауля ) . Попытка дотронуться до щеки у уголка рта (очень легко) приводит к поиску раздражителя, то есть к поиску еды. После трёх месяцев рефлекс проходит, младенец определяет источник пищи визуально. При его проверке, не следует прикасаться непосредственно к губам крохи, иначе получится хоботковый рефлекс.
Спинальные рефлексы новорожденных характеризуют у младенца мышечный аппарат и его состояние.
Защитный рефлекс обнаруживается в поворачивании головы при выкладывании крошки на живот. Таким способом ребёнок открывает себе доступ воздуха в дыхательные пути. При поражении ЦНС данный рефлекс, как правило, отсутствует.
Хватательный (обезьяний) рефлекс – способность крепко схватывать и держать пальцы взрослого, вкладываемые в ладони младенца. Приподнимание за пальчики – это уже другой похожий рефлекс Робинсона. Ослабление происходит к четырём месяцам.
– это когда при поглаживании подошв, пальчики раскрываются веерообразным способом, а стопы сгибаются с тыльной стороны.
Рефлексы новорожденного - Подошвенный рефлекс (Бабинского)
Данный рефлекс сохранен вплоть до двух лет, симметричность реакции и энергичность – показатель для оценивания ребёнка.
Рефлекс Моро (объятия) – реакция, состоящая из двух фаз, происходящая в ответ на шум или стук.
Вначале кроха руки раскидывает в разные стороны и разжимает пальцы, ноги при этом распрямляются. Затем ручки и ножки возвращаются в исходное положение, напоминая объятия. Этот рефлекс наблюдается до пяти месяцев. Неполный рефлекс Моро или его асимметрия проявляются при поражениях нервной системы.
Рефлекс Кернига наблюдается, когда не удаётся разжать тазобедренный сустав после сгибания. По достижении четырёх месяцев полностью исчезает.
Рефлекс автоматической ходьбы проверяется при поддержке за подмышки и небольшом наклоне вперёд. Малыш делает шаги, не сопровождая их движениями руками. В норме кроха должен опираться на всю ступню и шагать без цепляний.
Если ноги слегка перекрещиваются, то это считается приемлемым в первые 1,5 месяца. Способность самостоятельной ходьбы является уже приобретённым навыком, обусловленным комплексной работой коры больших полушарий, развивается к 1 году. Если «автоматическая походка» остаётся долгое время, то это может быть проявлением поражения ЦНС.
Рефлекс опоры виден, когда малыша, придерживая, ставят на твёрдую поверхность. Вначале он отталкивает стопы, затем становится на плоскость, прижимая крошечные подошвы плотно к опоре. На протяжении всего полутора месяцев рефлексы опоры и ходьбы имеют хорошую выраженность.
Рефлекс ползания (Бауэра) – его называют спонтанным ползанием, происходит это, когда кроху кладут на живот или спину. Движения усиливаются, если приставлять ладонь к подошвам ребёнка, кроха даже может продвигаться вперёд. Возникает рефлекс на 3-4 сутки, а угасание на третий-четвёртый месяц. Тревожным признаком считается нарушение симметрии или сохранение ползающих движений до полугода – года.
Рефлексом Галанта называют реагирование зоны позвоночника на раздражитель извне. Если водить пальцем по спине, то ребёнок выгнет спину и разогнёт ногу со стороны воздействия.
Группа данных рефлексов основана на перераспределении тонуса мышц по мере моторного развития ребёнка. Пока кроха ещё не умеет держать головку, не может сидеть, ходить и стоять, его мышцы должны регулироваться. Продолговатый и, впоследствии средний мозг отвечают за регуляцию.
Рефлекс Магнуса-Клейна (ассиметричный тонический шейный) – малыш принимает «позу фехтовальщика», если его головку повернуть на бок, пока карапуз на спине. То есть, конечности, куда обращается лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются.
Наименование | Как стимулировать | Реакция на стимул | Появление (возраст) | Исчезновение (возраст) | Причины отклонений |
---|---|---|---|---|---|
Поисковый | Поглаживание щеки | Поворот головы к раздражителю, открывание рта | С рождения | 3-4 месяц (во сне до 12 месяцев) | Вялость, угнетённость нервной системы. ДЦП |
Сосательный | Касание губ или полости рта | Движения сосания | С рождения | 4 месяц (во сне до 7 месяцев) | Сытый плохо реагирует. Недоношенность, угнетение ЦНС – отсутствие |
Шейный тонический («фехтовальщик») | Пока малыш на спине, поворот головы набок | Выпрямление руки и ноги со стороны повёрнутой головы; на противоположной стороне согнуты рука и нога | Рождение – 2 месяца | 4-6 месяц | Неумение выйти из этого состояния или сохранение от 6 месяцев – нарушения моторных нейронов |
Хватательный | Положить палец в ладонь ребёнка | Крепкое охватывание пальцев обеими ладошками | С рождения | 3-6 месяц | Поражения ЦНС |
Рефлекс шагания | Поддержка под мышками, небольшой наклон вперёд. Стопы должны касаться поверхности | Подобие шагов, попеременные движения ногами | С рождения | 2-4 месяц | Отсутствие: ДЦП, паралич ног, угнетённость ребёнка |
Рефлекс Моро (объятий) | Внезапный звук или хлопок, когда малыш лежит на спине | Симметричное раскрытие рук и выпрямление ног, через несколько секунд обхватывание себя руками | С рождения | До 4 месяца | Паралич или перелом ключицы ведут к асимметрии, отсутствие или долгое действие – расстройства структур мозга |
Подошвенный рефлекс | Надавливание у пальцев на стопе | Симметричное подгибание пальцев | С рождения | 4-8 месяц | ДЦП, поражения мозга |
Рефлекс Бабинского | Провести по подошве к пальцам от пятки | Разжимание пальцев веерообразно | С рождения | Примерно к году | ДЦП, поражения ЦНС |
Проверка выраженности рефлексов осуществляется с помощью невропатолога и педиатра, они в состоянии определить, насколько правильно работают функции нервной системы младенца.
Причины совершенно разные, начиная от травм при родах, заканчивая индивидуальной реакцией на медицинские препараты. Спинальные или оральные рефлексы новорожденного бывают слабовыраженными в случае недоношенности или лёгкой асфиксии.
Не всегда нужно бить тревогу, если сосательное и поисковое поведение выражено слабо, возможно, малыш просто сыт, тогда он не проявляет сильной рефлекторной деятельности. А вот перед кормлением, наоборот, сосание и поиск усиливаются.
Если рефлексов новорожденного вовсе не наблюдается, то это повод для немедленной квалифицированной медицинской помощи. Самые важные функции жизнеобеспечения могут пострадать, если вовремя не наладить поддержание здоровья малютки. Причин может быть несколько: тяжёлые пороки внутриутробного развития, сильная асфиксия, травмы, полученные при родах.
Безусловно, родителям надлежит владеть информацией о врождённых рефлексах, но профессионально оценить состояние здоровья ребёнка сможет только опытный неонатолог или педиатр. Отклонения от нормы бывают значительными и не очень, при малых нарушениях врач назначит лечение или специальные процедуры. Если отклонения сильны, то доктор поможет разобраться в причинах, и сможет принять экстренные меры для того, чтобы малышу ничего не угрожало.
Любое странное проявление поведения ребёнка требует повышенного внимания, ведь от этого зависит его успешное приспособление к миру. Рефлексы новорожденного – это забота самой природы о том, чтобы младенец смог максимально удобно себя ощущать.