Технологическая карта открытого занятия во второй младшей группе по нравственному воспитанию «Поможем Лунтику найти друзей. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы "Доброта в ладошках" Духовно нравственное восп

24.10.2019 Обувь

Затеева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №14 "Ручеёк"
Населённый пункт: посёлок Шайковка Калужской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Духовно- нравственное воспитание во второй младшей группе "Почемучки"
Дата публикации: 16.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Ручеёк»

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ВО ВТОРОЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ПОЧЕМУЧКИ»

Презентацию составил воспитатель

2 младшей группы «Почемучки»

Затеева Н.В

Шайковка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Культура и творчество в детском саду» А.В.Бородина «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» А.В.Бородина. В.А.Бородина

Кружок по духовно-

нравственному воспитанию

«Доброе сердце»

Цели и задачи

Цель:
Духовно- нравственное развитие ребёнка – дошкольника через приобщение к православным ценностям и традициям
Задачи:
1 . Социализация в отечественной культуре, развитие общения, духовно-нравственное воспитание, эмоциональное развитие 2.Усвоение норм и правил, принятых в обществе. Принятие традиционных ценностей, принятых в обществе: вера (религия, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правды, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро Родина, традиции
3.Формировать и расширять и представлении детей о духовно- нравственных категориях: добро-зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность и т. д. 4.Познакомить детей с основными православными праздниками 5. Воспитывать чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к окружающим людям, чувство любви и уважения к Родине своему народу, его культуре. 4.Формировать элементарные навыки рукоделия: работа с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом.

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЕ

Цель.
Познакомить детей с иконой и праздником «Покрова Пресвятой Богородице.»Пополнить словарный запас детей новыми словами:икона, Господь, Христос, Богородица

ПОСЛУШАНИЕ

И НЕПОСЛУШАНИЕ
Цель: Формировать представление о послушание и непослушании. Показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий. Развивать умение думать и анализировать свои поступки, поступки литературных героев.

ИКОНА РОЖДЕСТВА

ХРИСТОВА
Цель. Познакомить детей с иконой «Рождества Христова», познакомить с изображением Христа, Богородице.

Изобразительная деятельность

Тема
:
Деревья на участке детского сада.

Цель:
Учить детей рисовать дерево, закрепить умение аккуратно пользоваться краской. Воспитывать любовь к природе Самостоятельная деятельность
Тема: «Поможем снеговику»

Цель
: Развивать творческий замысел, воспитывать добрые чувства

ЛЕПКА

Тема: «Погремушка для котёнка»
Цель: Воспитывать добрые чувства, желание сострадать. Закрепить умение лепить погремушку из двух частей, палочка и шарик.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конструктивная деятельность

ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

.
,Уголок «Русская изба» Игровой центр «Ладушки» Уголок природы Уголок для игр девочек «Семья» «Больница», «Салон красоты»

Спасибо за внимание!

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух - четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель.учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не от-
нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо.
У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство - нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»

Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Расширять представления о дружбе .

Программное содержание.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .

3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

6. Создать эмоциональный комфорт.

Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .

Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .

Ход НОД.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .

Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.

Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?

А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?

Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .

Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .

Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .

Как вы думаете, друзья могут ссориться?

Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .

Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.

Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?

Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!

На каком острове мы были ? О чем говорили?

-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.

(дети под музыку возвращаются в д/с) .

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.

.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.

"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания ситуаций. Основная цель работы - формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Данная разработка может быть использована педагогом в кружковой работе, в работе по интересам с детьми.

В приложении собраны сказки собственного сочинения, конспекты занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по интересам по теме социально-нравственное воспитание детей.

«В гостях у сказки»

2 младшая группа.

Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание детям различных сказок, разработанных самостоятельно, с учетом поставленных воспитательных задач.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель:

формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

Формировать умение определять различные эмоциональные состояния;

Формировать начальные представления о семье, о дружбе;

Воспитывать чувство уважения к другим, а также самоуважения.

Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию во 2 младшей группе.

Тема 1. «Я и мое имя». Сентябрь-октябрь.

Цель: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство уважения к другим.

Занятие 1. «Необычный гость»

Задача: познакомить со сказочным персонажем домовенком, придумать для него имя; познакомить детей с правом на имя, воспитывать чувство уважения к другим, к себе.

Занятие 2. «На грибной опушке» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать формировать представление о праве на имя, развивать эмоциональную отзывчивость.

Рассказывание сказки «Пушистик»;

Дид. игры «Назови свое имя», «Угадай по голосу»;

Продуктивная деятельность «Грибочки – дружочки».

Тема 2. «Наши эмоции». Ноябрь-декабрь.

Цель: формировать умение определять различные эмоциональные состояния, формировать эмоциональную отзывчивость.

Занятие 3. «Сказка о хмуром ежике»

Задача: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Занятие 4. «Радость - самое светлое чувство» («Сказка про тучку и солнышко»)

Задача: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, формировать положительное отношение к добрым поступкам.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание «Сказки про трех зайчиков»;

Игра-превращение «Угадай»;

Игровое упражнение «Настроение»;

Продуктивная деятельность « Рисуем настроение», слушание музыки.

Тема 3. «Моя семья». Январь, февраль, март .

Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Занятие 5. « Моя семья».

Задача: познакомить детей с понятием семья, знать имена своих родителей, воспитывать уважительное отношение к близким.

Занятие 6. «Дом для щенка» (рассказывание сказки)

Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать представление о семье.

Занятие 7. «Большая семья» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать расширять представления о семье, воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности в семье, воспитывать трудолюбие.

Дополнительная работа:

Рассказывание сказки « Мама для дочки»;

Сюжетно – ролевая игра «Семья»;

Тема 4. «Мои друзья». Апрель-май.

Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.

Занятие 8. « Вот какие мы дружные!»

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание и умение считаться с правами других детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость

Занятие 9. «Звери в гостях у домовенка» (рассказывание сказки)

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать начальные представления о дружбе, формировать начальные представления о нормах морали и поведения.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание сказки « Настоящий друг»;

Игра « Подари камушек»;

Подвижные игры, игровые ситуации, направленные на формирование дружеских отношений между детьми.


Татьяна Скороходова
Перспективный план по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Сентябрь [ /i]

выполнении.

1. НОД Тема : «Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников» .

Задачи : дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад) ; рассказать о том, что взрослые многое сделали для детей, и все, что их окружает, необходимо беречь.

(Интернет ресурсы) С/р игра «Детский сад» .

Цель : помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые , теплые отношения между детьми в группе . Заучивание потешек «Котик-коток» , «Кошка Мурка» , «Сорока-ворона» . Цель : знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.) . Изготовление поделок из природного материала. Цель : воспитывать желание изготовить поделку своими руками для украшения группы .

Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым?».

Тема : «Моя группа » , «Мои друзья» .

Цель : развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Разыгрывание ситуаций «Ссора» , «Как помириться?» .

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Разучивание стихов о дружбе. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» . Цель : Развивать представление о том, что такое дружба.

Игра «Ласковые слова» , Цель : Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

«Для чего человеку имя?» Цель : развивать представление детей об имени, что означает имя.

Игры : «Назови ласково» , «Кто я?» Цель : помочь детям усвоить разновидности произношения одного и того же имени, побуждать называть своих товарищей ласково. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» .

Цель : учить детей слушать сказки, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя , как обращалась в песенке коза к своим деткам. Составление рассказов : «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» , «Когда мне плохо…» .

Цель : развивать мышление, умение высказывать свою мысль.

Проведено

тему : «Моя семья»

Цель : знакомить детей с понятием : «семья» , «члены семьи» , функциями семьи. Воспитывать доброе отношение к близким людям. С/р игра «Семья» Цель : книжки, гулять и т. д. Напомнить, что в семье старшие заботятся о младших . Чтение рассказа

Д. Грабе «Мама» . Цель : Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя , воспитывать доброе отношение к маме. Рассматривание фотографий :

«Моя семья» - учить детей называть членов своей семьи, воспитывать

тему : «Каждой вещи свое место» .

Цель - познакомить детей с правилом «Каждой вещи свое место» - выяснить, знают ли дети расположение игрушек, вещей в группе необходимых для самостоятельной деятельности Игра - «Что такое хорошо, что такое плохо» .

Цель - «формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо (бросать вещи – это плохо, класть на место – это хорош) Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» . Цель : воспитывать умение детей слушать рассказ, учить понимать смысл произведения. Рассматривание иллюстраций, где взрослые дети наводят порядок. Цель : учить бережному отношению ко всему, что находится в группе . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД «Хорошо у нас в детском саду» .

Задачи : воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам

дошкольного учреждения.

(Интернет ресурсы)

Игра «Назови правильно» . Цель : закрепить с детьми название помещений в группе и их назначения . Чтение стихотворения М. Ивенсен «Кто поможет?» Цель : учить детей внимательно слушать чтение стихотворения и отвечать на вопросы воспитателя . Труд - протереть стульчики в групповой комнате . Цель : воспитывать трудолюбие , желание помочь помощнику воспитателя . Проведено

2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа «Что значит любить родителей?»

Цель : Воспитывать любовь и отзывчивость к своим родителям.

Разыгрывание ситуации «Праздник в семье» . Цель : Воспитывать любовь к труду , желание помочь родителям в подготовке к празднику.

Чтение стихотворения

Л. Квитко «Бабушкины руки» . Цель : продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи , понимать содержание текста, воспитывать уважительное отношение к бабушке. Рассматривание фотографий членов семьи детей.

Цель : учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям Проведено

3. НОД Тема. «Целевое посещение медсестры» . Задачи : познакомить с трудом медсестры детского сада. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. (Интернет ресурсы)

С/ ролевая игра «Медсестра» . Цель : учить детей воспроизводить в игре увиденное (измерить рост, вес детей-кукол) . Чтение стихотворения К. Чуковского «Айболит» . Цель : продолжать учить детей слушать внимательно чтение стихотворения, отвечать на вопросы воспитателя . Подготовка атрибутов к с/р игре «Медсестра» . Цель : воспитывать у детей желание помогать воспитателю в изготовлении атрибутов к игре. Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема :

«Малые фольклорные формы» .

Цель : воспитывать интерес к устному народному творчеству. Поощрять желание рассказывать потешки, обращая внимание на эмоциональную выразительность. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости. (Интернет ресурсы) Игра-драматизация –

«Петушок и его семья» .

Цель : формировать представление о семье на примере семьи Петушка. Показать заботу родителей о своих детях, воспитывать любовь к родному языку, Знакомить детей с фольклорными произведениями. Чтение потешек : «Пошел котик на торжок» , «Мыши водят хоровод» . Цель : следить за внятным произношением, воспитывать интонационную выразительность. Разыгрывание потешек по желанию детей. Цель : создать радостное настроение у малышей. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Кто со мной поздоровался?»

Задачи : продолжать учить детей правильно здороваться, прощаться, развивать слуховое внимание. Д/игра «Антонимы» . Цель : обогащение словарного запаса детей добрыми словами. Чтение сказки

«У солнышка в гостях» .

Цель : продолжать учить внимательно слушать сказку, развивать желание побеседовать по содержанию, отвечая на вопросы воспитателя . Наблюдение за друзьями. Цель : все ли прощаются, уходя домой. Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Как живется птичкам зимой» . Задачи : познакомить детей с жизнью птиц зимой, вызвать у детей желание помочь им перезимовать. Упражнение «Умей сострадать» Воспитывать умение сострадать чужим неприятностям. Чтение рассказа М. Пришвина»Дятел».

Цель : учить детей слушать рассказ, понимать смысл, воспитывать бережное отношение к птицам.

Предложить деткам собрать крошки хлеба, после обеда, для птиц. Цель : побуждать детей оказывать заботу о птицах, в трудное для них время. Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема : «Наш друг – Дед Мороз» . Задачи : создать у детей атмосферу праздничного настроения. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Тренировать терпеливость, умение хранить секреты и бережное отношение к чужим секретам» (стр. 161 В. Н. Волчкова) Игра «Найди игрушку на ёлке – какую скажу» . Цель : формировать у детей внимание, сосредоточенность, умение находить заданный предмет. Чтение рассказа Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» . Цель : продолжать развивать интерес к художественной литературе Хороводы вокруг новогодней елки с исполнением песни. Цель : создать у детей радостное настроение. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Мы разные» . Задачи : продолжить формировать у детей образ «Я» , учить ориентироваться в частях собственного тела (М. А. Васильева, стр. 63) . Игра «Лужа» . Цель : воспитывать у мальчиков желание помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь. Чтение стихотворения «Стали девочки в кружок» . Цель : продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение, понимать смысл содержания. Д/ и «Защитники девочек» . Цель : формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек. Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему :

«Будь терпеливым» . Задачи : учить детей сдерживаться, быть вежливым, в общении с окружающими. Игра «Письма доброго сказочника» . Цель : раскрыть детям значение слов «нельзя» ,»можно», «надо» .

Стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей» . Цель : учить детей интонационно- выразительно рассказывать наизусть «Песенку друзей» для своих друзей. Тренинг «Ласка» . Цель : учить проявлять ласку к своим друзьям Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема : «Поздравляем

наших пап». Цель : Познакомить детей с празднованием Дня защитника Отечества, воспитывать уважение к родителям (стр. 96 В. Н. Волчкова) С/р игра «Мы солдаты» Цель : Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. Заучивание стихов об армии. 1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии» .

Цель : дать представление о том, что мужчина – это не только папа, но и защитник семьи, Родины.

Проведено

2. НОД Тема : «Зимушка-зима» . Цель : Познакомить детей с зимой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе (Д. Н. Колдина, стр. 50) С/р игра «Построим кукле Кате горку» . Цель : учить детей строить горку из строительного материала, воспитывать желание делать приятное своими руками для близких людей. Заучивание потешки»Уж ты, зимушка- зима». Продолжать знакомить детей с фольклорным произведением о зиме. Учить выразительно читать потешку. Изготовление с детьми «снежков» для подвижной игры «Попади в цель» . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему. Беседа с детьми о своих мамах. Цель : дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага, продолжать воспитывать добрые чувства к маме. С/р игра «Дочки – матери» .

Цель : показать детям, как нужно заботиться о дочке (кукле) : кормить, читать книжки, гулять и т. д. Напомнить, что в семье старшие заботятся о младших . Чтение стихотворения Е. Благининой «Солнышко» . 1. Изготовление подарков для мам.

Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Что такое милосердие?» . Цель : Помочь детям понять, что означает слово «милосердие» , побуждать детей проявлять чувство милосердия к окружающим людям. Игра «Эхо» . Цель Развивать внимание, доброе отношение к окружающим. Чтение сказки» Пузырь, соломинка и лапоть». Цель : помочь детям понять поступки героев сказки и оценить их. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим». Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Расти цветок» .

Цель : знакомить с комнатными растениями, учить ухаживать за ними, формировать интерес к миру растений, желание делать окружающую обстановку красивей. Д/ игра «Скорая помощь» . Цель : развивать и поддерживать желание ухаживать за комнатными растениями, приобщать к труду экологического содержания. Чтение сказки «Ивовый росток» . Цель : продолжать учить детей внимательно слушать сказку, увидеть действие героев. Пальчиковая игра «Цветок» , экологическая игра «Какой цветок убрали» . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему. Беседы с детьми на тему : «Мой адрес» , «Улица, на которой я живу» . Цель : знакомить с понятиями «улица» , «адрес» .

Игра - путешествие «Наш город» .

Цель : формировать понятие город, воспитывать любовь к городу , в котором живем. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» . Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых

видов родного города, закреплений знаний о городе. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему : «Весна»

Задачи : помочь детям замечать сезонные изменения в природе весной, воспитывать любовь к природе родного края. Экологическая игра

«Найди такую же и назови» (с парными картинками животных и растений) . Цель : приучать быть внимательными, вспомнить животных и растения, называть их. Чтение стихотворение Е. Плещеева»Весна». Цель : продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Рассматривание иллюстраций весенней природы. Проведено

3. НОД «Как вести себя в гостях?» Задачи : Научить детей правильно вести себя в гостях, развивать знание о правилах этикета. (Шалаева Г. П. стр. 76) Рассматривание ситуации : «Саша пришел в гости к своему другу и предложил поиграть в мяч. После первого броска мяч попал на стол и разбил вазу. Правильно ли вел себя Саша в гостях удруга? Чтение стихотворения А. Кушнера

«Кто разбил большую вазу» . Цель : учить внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл». Перед завтраком закрепить с детьми знания о культуре поведения за столом. Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа «Город, в котором я живу» . Задачи : знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь , уважение к городу, в котором живешь. Игры со строительным материалом : «Дом для куклы» Чтение сказки «Теремок» .

Цель : помочь детям понять, что животные хотят иметь свой домик, где тепло и уютно. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города» . Проведено

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Рассказ о празднике - День Победы С/р ига «Моряки» . Цель : формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Чтение стихотворения Ф. Фребеля»…Вот дедушка» Рассматривание фотографий о воинах победителях. Проведено