Сиротская доля. Как живут дети, оставшиеся без родителей? Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка Называется ребенок без родителей

12.10.2019 Обувь

«И то, и другое отношение к ребятам, оставшимся без родителей, недопустимо», - считает Сергей Бочаров, сирота с активной жизненной позицией.

Школа жизни

- Сергей, знаю, у тебя была непростая судьба…

Когда я родился, мама сразу же по неизвестной причине написала отказную, и я попал в дом малютки. В 1996-м меня перевели в детский дом, а когда пришло время идти в школу, направили в школу-интернат для детей, имеющих серьёзные проблемы со зрением, где я жил и учился до 2012 года. Но я не хочу жаловаться. Наоборот, я благодарен судьбе, что меня определили именно в этот интернат. Там нас готовили к полноценной жизни: учили готовить, стирать, убирать, развивали наши таланты. Я стал заниматься вокалом. Побывал на многих фестивалях. А в 2008 году участвовал в велопробеге, посвящённом Паралимпийским играм: за 10 дней мы доехали до Сочи. Хотели доказать, что ребята с ограниченными возможностями здоровья - полноценные члены общества.

- Многие о своей жизни в интернате вспоминают с неохотой, а ты наоборот. Неужели всё было так безоблачно?

Наверное, всё зависит от интерната. Мне повезло. Единственное - было морально тяжело: очень хотелось иметь маму и папу. Каждого детдомовского ребёнка тянет в семью. Что касается остальных сложностей, я их не помню. В нашем интернате воспитательно-образовательная система была построена так, чтобы мы не чувствовали себя обделёнными или обиженными. Трудности начались, когда я вышел из его стен в самостоятельную жизнь. Оказалось, учреждения профобразования не готовы принимать таких детей, как я. Приходилось возвращаться к «своим», просить совета, поддержки.

- Насколько было сложно адаптироваться к обычной жизни?

Очень. Не все справляются. Некоторые начинают «спускать» накопленное за годы в интернате. Бывает, тратят по 300 тысяч в день. А тут ещё сразу появляется масса «друзей», которые не прочь поживиться за чужой счёт. Есть и другая категория ребят, которые привыкли, что государство им всё даёт. Поэтому они считают: так будет всегда. Не понимают, что во взрослой жизни нужно самим искать пути-выходы.

Добывать с боем

В нашем регионе особенно остро стоит вопрос с предоставлением сиротам жилья. Ты с этой проблемой столкнулся?

Да, отсутствие жилья, пожалуй, главная проблема. Даже имея на руках решение суда, получить квартиру практически нереально. Я встал в очередь в 2010 году. Когда выпускался, был 247-й. Поняв, что квартиру увижу не скоро, обратился в суд. И что? Летом будет четыре года, как судебное решение не исполнено. Одно радует, что я хотя бы в очереди продвинулся - теперь я 4-й. Власти списывают всё на недостаток финансирования. В 2015 году город купил всего 7 квартир.

- И как же можно изменить ситуацию?

Я могу посоветовать всем выпускникам интернатов только одно: отстаивать свои права, добиваться, а не просто ждать, когда кто-то придёт и поможет.

- Но ты, насколько я знаю, как раз и помогаешь отстаивать права таких детей?

Да, когда формировали корпус общественных помощников при уполномоченном по правам ребёнка, мне позвонили и пригласили войти в его состав. Я согласился. Сегодня очень сложно со своими проблемами достучаться до чиновников: тебя футболят, отправляют из кабинета в кабинет. А тут появился шанс воздействовать на них, так скажем, законным способом.

- Например? Чем конкретно ты занимаешься?

Просвещаю ребят в правовых вопросах, и не только сирот, но и обычных школьников, чтобы каждый ребёнок знал - у него есть взрослые защитники.

Будьте терпимее

По всей стране закрывают интернаты. У нас несколько детских домов отдали под детсады. Как думаешь, настанет время, когда сирот совсем не будет или это утопия?

Конечно, нам, как и любой стране, не удастся полностью избавиться от сиротства: жизнь сложная штука, у некоторых детей родители просто умирают. Но сделать так, чтобы сирот было меньше - в наших силах. Для этого необходимо выявлять причины возможного оставления ребёнка без родителей на ранних стадиях. Этим должны заниматься и власть, и общественность. Я знаю, что сегодня органы опеки делают всё возможное, чтобы оставить ребёнка в семье. Всячески воздействуют на неблагополучных родителей. Раньше было по-другому: пришли, составили акт, отправили в детский дом. Никто не разбирался, ни вникал в проблемы семьи. Сегодня многих детей забирают приёмные родители.

- Но отношение к сиротам в обществе по-прежнему неоднозначное. Можно ли его поменять?

Обществу необходимо научиться принимать таких детей. Потому что они - часть социума. У нас, например, в детские лагеря направляют и сирот, и домашних детей. И это правильно. Неправильно отношение некоторых людей. Бывает, мама не хочет приобретать ребёнку путёвку в лагерь, потому что там будут сироты или кто-то не желает покупать квартиры в новом доме, часть которого отдана выпускникам интернатов. Люди живут в плену стереотипов, которые необходимо ломать. Ещё сложнее отношение общества к детям-инвалидам. Никто не говорит, что их нужно жалеть, гладить по головке. Поверьте - не нужно. Достаточно того, что этих детей будут принимать и относиться к ним терпимее.

Каждый ребенок, появляясь в этом мире, помимо базовых желаний есть, пить, дышать, спать несет в себе врожденный набор свойств, данный ему (но не обеспеченный развитием) при рождении. Помочь развить врожденные свойства, находящиеся в архитипичном (неразвитом) изначально состоянии у ребенка - задача родителей. Развитие заданных свойств происходит до пубертата включительно, после пубертата — реализация этих свойств, на том уровне, до какого они успели развиться. Что же происходит с детьми сиротами, оставшимися без родителей?

Важным условием для развития ребенка является ощущение защищенности и безопасности, создающее равновесие между внутренним и внешним. Если его нет, ребенок, стремясь сохранить целостность тела, действует архитипично, чтобы выжить во что бы то ни стало...

Ребенок с уретральным вектором сбегает из дома, собирая вокруг себя малолетних преступников, кожный - начинает воровать, анальный - от природы послушный, начинает упрямиться, затаивая глубокие обиды на всю жизнь - всё это тормозит или же совсем останавливает развитие, так как всё существо ребенка направлено на сохранение собственного тела.

При нормальном развитии при наступлении послепубертатного периода подросток сам становится способным взять на себя ответственность за свою жизнь, а реализуя ранее развитые им свойства социально полезным образом, получает чувство равновесия между внутренним и внешним.

Но как обстоит дело с брошенными детьми сиротами?

Понятно, что за их ощущение чувства защищенности ответственны воспитатели детских приютов, а так же на их плечах лежит развитие каждого ребенка сироты, что, при отношении к этим детям, как к чужим, является невыполнимой задачей.

Государство в больших размерах субсидирует дома для детей сирот, но это по факту не улучшает положение детей сирот, не меняет исход их судеб. Почему? Мало кто из окружения этих детей ставит целью помочь им развиться, адаптировать их к жизни и найти свое место, применение в обществе.

На сегодняшний день в детских домах дети сироты не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные с одной стороны к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни. А с
другой стороны, постоянно живя с ощущением, что они никому не интересны и не нужны, испытывая на себе потребительское отношение к ним взрослых, они не имеют базового, необходимого каждому ребенку чувства защищенности. Вместо развития и культурных ограничений они получают пример воровства, насилия, равнодушия окружающих, на всю жизнь запоминая, что каждый сам за себя.


Став взрослыми, они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь, реализовать свои таланты, оставшиеся неразвитыми. Они адаптируются так, как их научили - каждый сам за себя, выживает как умеет. Это ломает не только их жизнь, но и отражается на всем обществе. Дети сироты чувствуют свою ущербность и считают, что могут делать всё, что им захочется, в качестве компенсации за тяжелое детство. Большинство из них становятся алкоголиками, наркоманами, уходит в преступность.

Почему раньше не было таких проблем?

После гражданской войны было около 6 млн беспризорных детей, из которых вырастили элиту советского общества. Как? Какой была работа с детьми сиротами? Их научили консолидироваться, чувствовать коллектив, быть его частью, а значит, заботиться о нем. Им помогли развить их способности и привили адекватные ценности, приоритет целого над частным, научили выносить свои умения наружу.

Такие установки были комплиментарны и хорошо ложились на уретральный менталитет страны и такую же социальную формацию - в Советской России было уретральное общество, которое жило по принципу справедливости, где с каждого спрашивалось по возможности и каждому давалось по потребности.

Получая такое давление и воспитание ценностей, бывшие беспризорные дети - те, что добывали себе пищу лишь путем краж и грабежей, бывшие преступниками, постепенно изменялись, ощущая уже другой приоритет — где общее - первично, личное — вторично. Они ощущали консолидацию, а значит безопасность и защищенность.

Половина домов для детей сирот были детскими колониями, и их занимали дети с преступным прошлым, все без исключения, потому что не было у них тогда другого, не маргинального, варианта, чтобы выжить во чтобы то ни стало и сохранить целостность тела. Выходя из этих детских колоний, они становились героями труда, героями войны.

После перестройки, с приходом другой, кожной, эры с контрарными российскому менталитету ценностями, у всего общества изменились приоритеты с общего на частное. Индивидуализм и потребление стали во главу угла. Стремясь во что бы то ни стало наполнить прежде всего себя, свои потребности, мы вырастили в себе неприязнь, и наши дети воспитаны уже на иных ценностях. Увеличиваясь по нарастающей, не имея сдерживающих факторов, неприязнь способна разорвать общество.

К.Юнг говорил, что самые большие опасности кроются в человеческой голове и там же заложены самые большие возможности. И уже сегодня это очень важно понимать, уметь дифференцировать те бессознательные процессы, которые и руководят любым нашим поступком, определяет наши выборы. От того, насколько мы понимаем самих себя и людей вокруг, все механизмы происходящего в обществе, зависит и реализация, а значит и счастье, каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом.


Невозможно устроить свое личное счастье, игнорируя ближнего и процессы, происходящие в целом. С другой стороны, когда каждый человек, осознает свои желания, он перестает действовать рефлекторно, пытаясь добыть кусочек счастья за счет других. Он точно знает,
что ему дано от природы, и как воплотить для пользы социума то, что в нем так требует выхода и наполнения. Потому что самое большое возможное счастье человек получает в реализации себя наружу - в семье, в коллективе, в обществе.

Как частный пример того, что значит системное понимание особенностей и реализации человека, можно упомянуть о развитой кожно-зрительной женщине (по терминологии СВП). Это прирожденная воспитательница, которая способна по-зрительному привить культуру, развить сострадание и по-кожному задать здоровый запрет и ограничение.

Системное понимание особенностей детей позволяет легко найти индивидуальный подход к каждому, максимально развить творческий потенциал и избежать травмирующих ребенка влияний. Мы не можем делить детей на чужих и своих. Каждый ребенок может вырасти счастливым, стать здоровым членом общества. И это зависит от каждого из нас.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не­полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли­шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита­ли ребенка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си­рот - детей, осиротевших при живых родителях.

Для любознательных

Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра­диции милосердного отношения к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де­тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить - слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо­сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест­венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз­ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си­ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского Попечения, 95% из них - социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери­альные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя­занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер­жанию и воспитанию ребенка).

Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) де­тей многие имеют врожденные психические и физические анома­лии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в дет­ские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се­мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопию­щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интер­ната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудша­ются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызы­вает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстрой­ства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоци­альную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тен­денция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональ­ные привязанности.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жиз­ни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детско­го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую­щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото­вить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно слож­ными. Многие выпускники детских домов становятся наркомана­ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубий­ством. Таким образом, последствия отсутствия материнской за­боты человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяже­лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем уда­ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж­ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотлож­ные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ от 20 июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ним существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений. Государственные ведомства, обществен­ность, религиозные организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы социальной защиты детей-сирот. Так, соз­дано Российское общественное правозащитное гуманистическое движение «Сироты России». Утверждена федеральная программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-сироты», которая ставит сво­ей первоочередной целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к инте­грации в общество. В последнее десятилетие создаются негосударст­венные учреждения, предназначение которых дать ребенку убежище (приютить) немедленно. Это значит, что, как только ребенок попал в беду, его подхватывают заботливые руки, чтобы отмыть, накормить, избавить от вшей и чесотки, а главное - чуточку отогреть сердце. А уж потом заниматься определением его «юридического статуса». В Москве, например, реализуется программа «Дети улицы», согласно которой частично финансируется содержание приютов. Их уже (а вернее только!) 13 , где около 300 детишек приходят в себя от ужасов прошлой жизни.

Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о се­мейном детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54 , п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Справка. Окончательная форма решения суда

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65 , ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12 , Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).

Полезная информация по вопросу

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы —

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. А всего, по разным данным, сирот в России 670-700 тысяч. 80-90% из них — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Возникает вопрос —

Большинство выпускников детдомов становятся неблагополучными элементами общества, лишь десятая часть из них более-менее встает на ноги.

Дети — это чудо, для кого-то благословение, но бывает так, что хорошие родители — еще большее чудо… О последнем не понаслышке знают сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, в большинстве, еще до поступления в гос.учреждения натерпелись в этой жизни, а после размещения на «казенной койке» и вообще забывают что такое «мама», «папа», а заодно с этим — что такое тепло, забота, доброта.

Но вместе с моментом депривации и ощущением никому ненужности ребятишки нередко, испытывая притупление чувств после пережитого шока и множество иных негативных эмоций, начинают относиться к людям так же, как и отнеслись к ним в свое время.

Дети очень часто отражают то, что видят в поведении родителей или окружающих. Воспитанные на безучастном и потребительском отношении к миру дети то же самое переносят во взрослую жизнь. Ребятишки, выращенные в «конвейере» и мыслить часто способны так, как им преподавала система.

Есть те, кто вырывается в жизнь, занимает свое место под солнцем вопреки всему, но намного чаще встречается обратное. Почему так получается? Родители на самом деле значат очень много для детей, подрастающее поколение всегда впитывает больше всего именно образы предков, а когда перед глазами много безликих и чужих теть, дядь — то и ребенок вырастает потерянным, наполненным стереотипами и т.д. Никогда детдом не заменит родителей.

Очень часто дети воспитанников детских домов повторяют судьбу своих родителей — это уже о многом говорит…

Будущее тех, кто покидает стены детдома

О том, кем становятся юноши и девушки, покинувшие детдом, можно судить по данным статистики.

« Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый совершает самоубийство . Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Сегодня в России примерно 144 тысяч детей находятся под опекой государства. По данным Галины Семья, международного эксперта в сфере защиты прав детей, за последние годы контингент детских домов сильно изменился.

70 процентов составляют дети старше 10 лет, 15 процентов - дети-инвалиды, остальные - в основном дети из многодетных семей и с этническим статусом. Для большинства из них будущие перспективы жизни в обществе весьма печальны.

Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий станет человеком без определенного места жительства, каждый пятый - преступником, а каждый десятый и вовсе покончит жизнь самоубийством».

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь» .

Их не научили жить

Гены или влияние казенных стен? Почему путь многих воспитанников детдомов предречен? Есть исследования, статьи, посвященные как одной версии, так и другой. Кто-то убежден, что гены имеют гораздо большее значение, чем воспитание, пусть даже такое «бездушное», как воспитание «государственной машиной».

Есть даже некий ген алкоголизма, найденный учеными, то есть если в детдоме много детей, родившихся от родителей злоупотреблявших спиртным — у их детей есть риск повторения пути предков.

Однако если посмотреть на жизнь детей, которые растут в семьях алкоголиков, то они банально повторяют судьбу родителей, потому что видят это перед глазами.

Также есть исследования зарубежных ученых, что приемный ребенок, который провел долгое время в неродной семье — со временем становится похож и внешне и генетически на приемного отца, а также есть исследования, что воспитание значит гораздо больше, чем физический, психический потенциал, фенотип, генотип и др.

Из личных наблюдений могу сказать, что как приемный ребенок, так и жизнь выпускника детдома — лотерея. Про кого-то можно сказать, что сработали гены, в другом — воспитание возобладало над генами.

Знаю семью, где рос родной и приемный ребенок (оба одного возраста, но разнополые, девочка родная, мальчик усыновленный и он не знал, что неродной), девочка всегда была положительной, отличницей, скромной, похожей на отца внешне, а мальчик с ранних лет был склонен к бродяжничеству, вредным привычкам, учился плохо.

И есть семьи, где приемные дети послушнее родных и пребывание в теплом семейном коллективе сказалось очень благоприятно на них, они выросли адекватными, абсолютно нормальными, самостоятельными людьми.

Детдом — это вереница чужих лиц, безучастных эмоций, друзья, которые не знают иного отношения к ним, чем предательство и не умеют жить, общая на 8-10 ребят комната (если повезет — на 4-х), иногда вкусная еда… прогулки на территории детдома, разбитая качели, непрокрашенный турник.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

В коллективах нередко царит «дедовщина» , обращаться к воспитателям, кураторам за защитой — считается позором, поэтому бедные дети, те, которых обижают, вынуждены держать все досады в себе, доходя до нервных срывов, и даже в этом случае до них никому нет дела.

Старшие детдомовцы легко перенимают дурные манеры, бывает, курят по углам, «стреляют» сигаретки у прохожих, матерясь и обращаясь на «ты» к пожилым людям, но на самом деле страшная вещь — это то, что есть детдомы, где нравы хуже чем в тюрьмах, где старшие воспитанники насилуют младших…

О скольких случаях самоубийств подростков, находящихся в детдомах и подвергавшимся издевательствам «однокашников», мы слышали по ТВ, о скольких еще не слышали…

Полная безнаказанность агрессоров и распущенность руководства чаще всего встречается в сельских учреждениях для содержания детей, где-то на отшибе от периферии…

Нянечкам, работающим за копейки, успеть бы убрать все, не до привития детям правильных ценностей. Воспитателям, имеющим оклад на пару тысяч больше чем у нянечек и насмотревшимся на разные картины жизни, оставившим свои чувства в далекой молодости, уже до многого нет дела.

В домах-интернатах для детей-инвалидов в должности воспитателей часто можно встретить теть, обращающихся с детьми только матами и криками . Люди, пришедшие туда работать с благими целями, не выдерживают психологической нагрузки и увольняются… Дети остаются в окружение лиц с прожженной совестью или твердолобых, ко всему привыкших… кто из них вырастает?

Есть и хорошие детдома, не спорю, в той же поселковой местности… Небольшие, уютные, и дети, воспитывающиеся в таких учреждениях могут вырастать людьми, но это счастливый случай.

В России существуют разные формы устройства детей в семьи, одни из них патронат и приемная семья (когда ребенка не усыновляют, а берут в гости иногда или организуют маленький детский дом).

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше . Равнодушие порождает жестокость..

Усыновление слишком серьезный шаг для многих (и лучше не рисковать, если нет уверенности в силах), а патронат — это компромисс между усыновлением, на которое сложно решиться, и небольшой помощью во благо детям.

Маша (девочка, выросшая в детском доме) на вопрос о том, когда ей было лучше всего — отвечает, что в гос.учреждениии, мол, почти как на курорте, только скучно, но главное положительное впечатление — картофельное пюре с гуляшом как в садике, это то, ради чего стоит там находиться, по ее мнению.

По выходу из интерната Маша «вляпалась» в тысячу передряг, девушка, кстати, очень симпатичная и неглупая, но неприятности к ней липли против воли.

О матери и об отце (которых уже нет в живых) она и вспоминать не хотела, они пили и относились к ней жестоко. Девушка, несмотря на весь свой потенциал, не хотела учиться даже на повара, мечтала найти олигарха, но оставалась рядом с недостойными кавалерами…

И это совсем не гены: это заданный вектор жизни, который человек, помещенный в определенные условия жизни, не способен поменять, и израненная душа, которая ищет исцеления там, где его нет… Ведь несмотря на то, что Машка веселая и яркая, она не хотела жить и пыталась несколько раз свести счеты с жизнью. И таких девушек и юношей миллионы…

Их не научили жить, у них может быть море потенциала, но ноль способности его реализовать . Всем не помочь: даже если положить усилия на то, чтобы «вытащить» такую Машу из омута, она нередко не понимает протянутой руки, поскольку уже выросла в жестокой атмосфере и сама «кусается» да и не верит никому.

Но главное: после отчего, холодного, недружелюбного дома равнодушный, но все обеспечивающий детдом — ломают всякое желание чего-то добиваются, подростки не понимают, зачем им чего-то добиваться…

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Дети, выросшие без родителей, в стенах казенных домов не думают о том, что дальше, они живут одним днем, посему очень часто плачевно заканчивают, едва покинув стены детдома.

Реальность жизни выпускников детдома

После выхода из детдома многим юношам и девушкам дают квартиры, правда, это не голословное заявление: жилья еще нужно добиваться и успеть встать на очередь до 23 лет.

115 тысяч детдомовцам (на 2015 год) квартиры не дали, то есть забрали обманным путем, либо предоставили нелепые отказы…

Вику и ее братьев лишили возможности получить квартиры, признав недееспособными по «липовому» заключению психиатров, естественно, задействовано руководство детдома.

Девушка, выйдя из учреждения, сумела через местного народного депутата восстановить дееспособность и получить квартиру, но сколько подобных ей остаются за бортом и превращаются в бомжей или проводят жизнь в психушке, тюрьме…

К слову, Вика встретила хороших людей, заменивших ей семью, часто гостит у них, они и вывели ее в люди. А по поведению, несмотря на свои 25 лет, она бесшабашный ребенок.. не попади она в хорошие руки — неизвестно, что бы было.

Могут дать жилье под снос, на окраине, но и это лучше, чем ничего, однако можно добиться лучшего, только кто из детдомовцев знает о своих правах… Двум выпускникам детдома (парню и девушке, с которыми я знакома лично) дали жилье на окраине, в деревянных домах.

Девушка вопреки всему стала очень хорошим человеком, прекрасной матерью и женой, а парень, несмотря на то, что человек-то не плохой, уже несколько раз сидел в тюрьме, устроиться в жизни не может…

Пособие по безработице (если встать на учет на биржу труда) в первые полгода после выхода из детдома сегодня от 37 до 45 тысяч рублей. Как вы думаете, куда тратят эти деньги те, которые никогда не умели зарабатывать деньги?

Они просто транжирят то, что можно было пустить на дело направо и налево, но не это самое страшное, а то, что многие спиваются и подсаживаются на иглу в этот период.. а когда кончаются средства — не так просто вернуться в трезвую жизнь.

У нас в отдаленном районе города среди обычных панельных многоэтажек есть несколько домов, в которых массово дают квартиры детдомовцам. Соседи часто жалуются на шум, дебоши, притоны, пьянки, устраиваемые выпускниками детдомов.

Коммунальные услуги они не оплачивают, даже не потому, что денег нет (ведь с пособия можно было бы заплатить за пару лет вперед), а потому, что они не понимают, что нужно платить, что им не все дадут и не все им должны… Их никто не научил организовывать жизнь, планировать будущее…

В пятиэтажке рядом с домом знакомой — скопление криминальных элементов, они снимают там квартиры, и каждый вечер компании пьяных молодых людей занимают лавочки, ютятся в парках поблизости… Среди них много детдомовцев. Почему они вместе?

Те, кто выходят из тюрьмы — пытаются выжить любыми способами, кто для этого подходит лучше, чем недавно покинувший стены детдома молодой человек, ничего не знающий, не умеющий в жизни, получающий пособие в 40 тысяч? Так последние и спиваются, и встают на «скользкую дорожку»…

Девочки, выросшие без материнской заботы, часто относятся беззаботно, равнодушно к своим детям, которых они могут рожать сразу после выхода из детдома.

Помню сюжет по ТВ, где говорили про девушку в 18 лет, ждущую 3-го ребенка, дома пара круп и пустые полки, первые дети уже были в детдоме. У них либо отсутствует, либо слабо развит материнский инстинкт… Их дети довольно часто также становятся воспитанниками сиротских учреждений.

«Синдром детдомовца» — почти не выводимая болезнь, чем больше человек прожил с пониманием того, что все вокруг дается за просто так — тем сложнее ему придется . Привычка к иждивенческому образу жизни, к тому, что все вокруг должны — одна из самых вредных привычек.

Выпускники детдома и жертвы и иждивенцы одновременно, они не виноваты, Но у людей, хоть чему-то наученных и однажды попавших в тяжелую ситуацию, может сработать «механизм компенсации», то есть они найдут выход, а вот те, кто и не научены ничему — вечно остаются в позиции жертвы-иждивенца.

И это печально, но, в общем-то, поправимо, как говорится, нет ничего невозможно. Очень многие спасаются, приходя к вере, это ограждает их от наркотиков, алкоголизма и прочего негатива и дает надежду на хорошую жизнь…

Не будем забывать и том, что иждивенством поражены не только те, кто воспитывался в гос.учреждениях. но и огромная часть молодежи, воспитавшаяся в благополучных семьях… а среди выпускников детдома все же достаточно тех, кто стал людьми, и как правило очень хорошими.

Также не стоит забывать, что все мы можем внести свою маленькую лепту, имею ввиду патронат.

«Жизнь после детского дома», телеканал «Теледом»: