Дисфагия представляет собой трудности глотания, выступает проявлением патологий нервной системы, а также верхнего отдела желудочно-кишечного тракта. При наличии любой дисфагии, даже эпизодической, а особенно постоянно повторяющейся, необходимо обращение за медицинской помощью, ведь она может свидетельствовать о весьма серьезных заболеваниях.
В процессе нормального глотания принимают участие 26 мышц, все они иннервируются 5 черепно-мозговыми нервами. Глотание разделяется на три фазы:
Проявления дисфагии свидетельствуют о нарушении прохождения пищи по пищеводу. Глотание при этом не доставляет человеку дискомфортных ощущений. Но после него отмечается «остановка и застревание» комка в горле, присутствует ощущение распирания в заднем отделе грудины. В большинстве случаев затрудненное глотание не сопровождается болевыми ощущениями, они возможны при наличии диффузного спазма пищевода.
Выделяют такие главные признаки дисфагии:
Как правило, симптоматику дисфагии вызывает употребление твердой пищи, особенно на начальных стадиях. Проглатывание улучшается при запивании пищи водой. Жидкую пищу принимать обычно намного легче, хотя случается, что дисфагия присутствует даже при простом глотании воды.
Относительно локализации патологического процесса выделяют:
Существуют также 4 степени заболевания:
Дисфагия может возникать вследствие целого ряда заболеваний:
Жалобы на наличие «кома» в горле (или по-научному «globus pharyngeus») являются самыми распространенными при посещении отоларинголога. По данным статистике около 45% всех людей испытывали подобные ощущения. Данный синдром сначала изучался как проявление истерии, но в дальнейшем было установлено, что психиатрические причины встречаются только у части всех пациентов с «комом в горле».
Данная патология развивается вследствие нескольких причин:
На данный момент времени синдром «комка в горле» является недостаточно изученным, но, как правило, он не несет угрозы жизни пациента. Также обычно легко устранимы причины, вызвавшие развитие патологии. Безусловно, чтобы выявить точные причины и назначить соответствующую терапию следует обратиться к врачу.
Другое ее название – функциональная. Возникает вследствие неврозов различной этиологии – то есть неорганических заболеваний нервной системы. Может развиться в детском и подростковом возрасте, а также у взрослых людей до 40 лет, у мужчин старшего возраста болезнь практически не встречается.
У детей неврозы возникают даже в очень раннем возрасте. Сперва они проявляются пониженным аппетитом, частыми срыгиваниями, рвотой и нарушенным сном. В школьном возрасте у таких детей наблюдается повышенная болезненность, худоба, непереносимость транспорта, плохой аппетит.
У взрослых людей нервная дисфагия возникает впервые из-за сильной психотравмирующей ситуации, отличается поперхиванием с последующим затруднением вдоха. При этом у человека начинается паническая атака.
Главными причинами дисфагии у детей являются различные патологии нервной системы, к примеру, такие как детский церебральный паралич (особенно высоки риски появления данного состояния в случае паралича одновременно обеих рук и ног).
Очень высокие риски и у детей, страдающих от атетоза (постоянных непроизвольных движений), которые зачастую отличаются врожденным характером. Возможно развитие трудностей с глотанием и при болезнях мышц, в случае расщелины позвоночника, аномалии Арнольда-Киари. К дисфагии могут приводить врожденные аномалии в развитии пищевода и глотки, синдром Россолимо-Бехтерева.
Клинически дисфагия у детей проявляется следующими симптомами:
Стоит насторожиться в случае частых пневмоний и бронхитов, появления астмы, если близкие родственники не страдают от нее. Все это также может свидетельствовать о проблемах с иннервацией пищевода.
Диагноз устанавливается на основании пробы с глотанием твердой либо жидкой пищи. Дальше необходимо провести ряд исследований, с помощью которых выявляется первопричина развития дисфагии, а именно:
В обязательном порядке необходимо пройти осмотр у отоларинголога.
Прежде всего, в процессе лечения важно установить причины, спровоцировавшие появление патологии. Исходя из них, уже и будет назначаться тот или иной вид терапии. Чтобы облегчить проявления болезни используются различные медикаменты.
Также выполняют ряд мероприятий:
В тех случаях, когда дисфагия возникла вследствие ослабленных мышц или их дисфункции, пациенту прописывают специальные упражнения по восстановлению мышечного тонуса.
При тяжелых формах болезни прибегают к хирургическому вмешательству, проводится лучевая терапия, расширяется проходимость пищевода, используют эндоскопические методы биологического и химического воздействий на пораженных участках пищеварительного тракта.
Последствия дисфагии можно разделить на социальные и психологические. Прием пищи – это социальное действие, и в результате физических изменений, которые его затрудняют, могут сильно снизиться вкусовые ощущения от употребления пищи. Также возникаю психологические проблемы, среди которых: тяга к уединению, чувство угнетенности и тревоги. Все это непосредственно влияет на качество жизни больного.
Расстройства глотания способны спровоцировать различные серьезные осложнения, к которым относятся недостаточность питания, уменьшение массы тела, обезвоживание, так как человек не может принимать жидкость и пищу в тех количествах, которые необходимы доя поддержания нормального уровня гидратации и статуса питания.
смотрите что нашла:Приведенные данные взяты из книги “ Консультирование по грудному вскармливанию” автор Ж.В.Цареградская, рецензент И.М.Воронцов – доктор медицинских наук, профессор. Отдельно данные в сокращенном варианте были опубликованы в журнале “Наш малыш” за январь 2000 года.
Дети, в среднем до двух лет, не заморачиваются по поводу того, чтобы ещё и пережёвывать пищу. Так как привыкли, что за них это делает мама. Ну, не жуёт, конечно, хотя и не без этого, но перемалывает и удобно для крохи пюрирует еду. А если родители решили научить малыша самостоятельно измельчать пищу, должны знать несколько правил, чтобы научить кроху жевать, и правильно питаться.
Первое – избавляемся от лени . Большему количеству детей попросту лень жевать. На этом этапе, когда уже пора вводить сухой прикорм и кушать твёрдую еду, мамы и папы должны объяснить своему чаду и показать на собственном примере, как зубками или дёснами, в зависимости от возраста, правильно перемалывать пищу.
Второе – превращаемся в кривляк . Садимся напротив малыша и начинаем показывать ему, что значит жевать. Открываем рот и демонстрируем этот процесс. Кривляемся и жуём напоказ, вместе с папами, бабушками и дедушками, учимся, пока ребёнок не повторит.
Третье – ждём правильный и подходящий момент . Это очень важный пункт, если ребёнок глотает еду, не жуя, нужно просто выбрать правильное время для того, чтобы начинать учить его перемалывать пищу самостоятельно. И так, основная проблема заключается в том, что крохе попросту неудобно или больно это делать. Когда зубов ещё нет, имеются только дёсны, можно начинать вводить прикорм. Малыш начнёт кушать, пробуя беззубым ротиком измельчить то, что вы ему дали.
Более твёрдую еду, как, например, овощи и некоторые фрукты, следует давать тогда, когда большая часть рта наполнена зубками. Если есть всего парочка, карапузу будет неудобно это делать, время для учёбы не подходящее. Нужно ждать, ведь двумя зубами переживать что-то не реально, да ещё и они намного выше уровня дёсен, это издевательство над малышом. Так что выбирайте правильную еду, а главное – самое удобное время.
Обычно родителям приходится прилагать усилия, чтобы их малыш освоил какой-то новый для себя навык. Так же обстоит дело и с введением в рацион крохи твердой пищи. Малютка отказывается пережевывать и глотать кусочки еды, предпочитая привычные измельченные до пюре и перетертые продукты. Современные педиатры отмечают, что подобная тенденция наблюдается все чаще.
Причина такого явления заключается в том, что мамочки не хотят утруждать себя приготовлением пищи для малютки и кормят его готовыми детскими смесями и пюре, а эти продукты имеют жидкую пюреобразную консистенцию, и крохе не нужно прилагать усилий, чтобы съесть их. Как же приучить ребенка жевать твердую пищу? В каком возрасте стоит бить тревогу, а когда нет оснований для беспокойства?
Ребенок далеко не всегда соглашается принимать новые правила игры. Порой родителям приходится сталкиваться с истериками и желанием малыша есть сугубо привычную для него пищу - жидкую и пюрированнуюМолодые родители задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка жевать? Казалось бы, настанет момент, и малыш самостоятельно освоит этот навык. В действительности, если крохе не предлагают вовремя твердые продукты, это приводит к проблемам и плачевным последствиям. Формирование жевательного рефлекса – необходимый процесс, он влияет на:
Если у ребенка не будет сформирован вовремя жевательный навык, то кроха может просто-напросто начать лениться и капризничать. В возрасте 2-3 лет малютка предпринимает первые попытки манипулирования взрослыми, он осознает, что можно заплакать или поджать губы, в итоге мама сдастся и предложит ему протертые продукты.
Зачем ему стараться и прилагать усилия для пережевывания твердых кусочков пищи? Не стоит идти на поводу, иначе это обернется гораздо большими проблемами в будущем.
Жевательный рефлекс формируется у малышей в раннем возрасте – еще до момента, как начнут прорезываться первые зубки. В возрасте 6 месяцев кроха активно отправляет в рот разнообразные предметы, чтобы почесать десна. Важно не упустить этот момент и периодически давать малютке специальное приспособление – резиновый прорезыватель, с помощью которого будут развиваться и жевательные мышцы. Такой прием поможет избежать в будущем проблем с переходом к другому виду пищи.
В давние времена деткам предлагали твердый продукт (например, кусочек яблока), завернутый в марлю, который они могли подолгу мусолить во рту и пытаться разжевать. Сегодня мамочки используют гораздо более удобное приспособление – ниблер. Он также предназначен для формирования и развития жевательных навыков. Предлагать его нужно малышу в 7-9 месяцев. Заменить ниблер можно и обычной сушкой. Полезных веществ, конечно, этот продукт не содержит, но он станет отличным тренажером.
В возрасте 9-10 месяцев крохе можно давать кусочки овощей и фруктов. Если малыш откажется от такой еды, через некоторое время предложите ему этот продукт снова. В итоге ребенок все-таки возьмет кусочек в рот.
Некоторые родители полагают, что твердые продукты малышу до 1 года совершенно ни к чему. На самом же деле, они помогают развивать и приводить в тонус жевательные мышцы. В будущем у малыша не возникнет сложностей с пережевыванием кусочков пищи, а также формированием речевых навыков.
Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре - с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.
Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.
Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.
Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.
Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.
Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу - яблоки, груши или огурцы.
Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?
Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:
Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости. Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата. Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.
Февраль 18, 2013
Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).
Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.
Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.
Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!
Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.
Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы «Мешают крошки и я боюсь глотать ».
Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.
Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…
Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои .
Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.
Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!
Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.