Значение праздников и развлечений. Требования к их организации
Праздники и развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку. Это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.
Праздники и развлечения, проводимые в детском саду, формирует вкус детей. Художественны й музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов, способствует развитию у дошкольников чувства прекрасного, красивого.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Одна из основных целей праздничных мероприятий в ДОУ – создание у ребенка радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированности праздничной культуры. Поэтому важно не допустить формализма и однообразия при их проведении, необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отобрать песни, стихи, музыку, игры, танцы.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, 1 сентября - это День Знаний, праздник 9 Мая - день Победы и т.д. Эта идея должна проходить через все содержание праздничного мероприятия. Её раскрытию служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Особенно радует детей, когда в празднике вместе с ними принимают участие их родные и близкие. Совершенно по особенному горят их глаза, когда рядом мама и папа или бабушка и дедушка. И поэтому еще одна цель педагогов ДОУ – это привлечение родителей, как к организации, так и проведению праздника, активному их в нем участию. Это позволяет расширить общение детей с взрослыми, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности – хорошая форма работы детского сада с семьей.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Длительность утренника
старшие группы - 45-50 минут
младшие группы 35-40 минут
Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:
Младшая группа:
2 танца общих;
1 игра общая; аттракционы;
2 стихотворения индивидуальных.
Средняя группа:
2 песни общие
1 ансамбль;
2 танца общих
1 танец для девочек;
1игра; аттракционы;
4 стихотворения индивидуальных.
Старшая группа:
Подготовительная к школе группа:
Поделки детей «Новогодние чудеса своими руками» Вот и пришла к нам зима. Замечательная пора! Белоснежное покрывало окутало землю. Чистота и Красота! Белый снег украсил город, Новый год вот - вот придёт, И под ёлкой очень скоро Каждый свой сюрприз найдёт! В каждом детском саду с приходом...
В нашем детском саду прошла акция "Берегите Елочку". Волонтеры подготовительной группы не обошли ее стороной! Они активно приняли в организационной работе. На своем участке воспитатели и волонтеры организовали флеш-моб под названием "Берегите Елочку" , где пригласили детей старшей группы для...
Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Предварительная работа: - выпуск буклетов для родителей; - анкетирование родителей по теме собрания. Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова Конспект НОД во второй младшей группе с применением игровой технологии «День рождения цыплёнка» Воспитатель: Герасименко Е.С. Саратов 2019 Основная образовательная программа « Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №246»...
Папка содержит сценарии физкультурных праздников и развлечений для разных возрастных групп. Материал использованный разработке из разных источников, в том числе и из Инета, спасибо всем за идею!
Физкультурно-познавательный праздник
«Правила дорожные знать каждому положено!»
Цель. Организация активного досуга старших дошкольников.
Задачи:
Закрепить знания правил дорожного движения;
Совершенствовать основные виды движений детей;
Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: Гимнастические скамейки, магнитофон, знаки светофора (красный, желтый, зеленый), плакаты-картинки с изображением видов транспорта, 2 обруча, картинки с изображением дорожных знаков, 2 тоннеля для подлезания, 2 фитбол-мяча, 2 изображения автобуса.
Предварительная работа:
Изучение правил дорожного движения и правил поведения на улице и в общественном транспорте;
Чтение книг о видах транспорта, об участниках дорожного движения;
Беседа об этических нормах поведения на улице и в общественном транспорте;
Украшение спортивной площадки шарами, флажками, плакатами дорожной тематики;
Заучивание стихов, используемых в сценарии;
Изготовление сувениров-светофоров.
Ход праздника.
Дети под бодрую музыку выходят на спортивную площадку.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости и члены жюри. Наступило лето. Вы много времени проводите на свежем воздухе. Летом увеличивается количество транспорта на дорогах. Поэтому очень важно знать правила поведения на улице – это правила дорожного движения.
1-й ребенок:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2-й ребенок:
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
3-й ребенок:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
4-й ребенок:
Bсе время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
(Я. Пишумов).
Воспитатель : Давайте, вспомним, какие правила дорожного движения мы с вами знаем.
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну Светофорию! С собой возьмём всех своих друзей, а также умение сноровку и хорошее настроение. Давайте встанем врассыпную, чтобы перед дорогой размяться с друзьями.
Музыкально-ритмическая композиция «Друзья». Все участники соревнований исполняют композицию на песню группы «Барбарики».
1-е задание: Игра «Постройся в колонну».
Воспитатель: Чтобы время перехода
Мог ты правильно узнать,
У большого светофора
Надо маленький искать.
Посмотри-ка у него
Есть два глазика всего:
Если красный глаз горит,
Человечек там стоит.
Значит надо переждать,
У дороги постоять.
Светофор свой цвет меняет,
Глаз зелёный зажигает.
Человечек в нём идёт –
Всё, свободен переход!
Ребята, чтобы отправиться в путь мы с вами сейчас, поделимся на две команды. У вас на шее висят эмблемы красного и зелёного цветов, как у светофора для пешеходов. По сигналу вы разбегаетесь врассыпную. Как только музыка закончится, нужно тем, у кого эмблемы красного цвета построиться в колонну под эмблемой красного цвета, а те, у кого зелёного – встать под эмблемой зелёного цвета.
Воспитатель: Путь, ребята предстоит далёкий. А поможет нам наш друг. Он помогает регулировать движения машин и пешеходов на улицах. А как его зовут, вы сейчас узнаете!
У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трехглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы.
Разноцветными глазами
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас.
Стоп! - Гласит его Приказ.
Желтый глаз глядит на нас: - Осторожно!
А зеленый глаз -
Для нас:
Можно!
Так ведет, свой разговор
Молчаливый… (светофор).
Воспитатель: Правильно, молодцы! А вот и он!
Входит Светофор.
Светофор: Я светофор – надежный друг,
Я помогаю всем вокруг.
Я на дороге – командир,
Известен всем на целый мир!
Светофор: Но дорог очень-очень много, и я, один, ни за что не справился бы с большим потоком машин и пешеходов. Мне помогают такие же светофоры, как и я. Давайте, вы построите такие же светофорчики. Надо разделиться на пары и держась за руки добежать до финиша и построить светофор.
2 –е задание. Эстафета «Красный, желтый, зелёный».
Команды становятся в колонны парами за линиями старта. Напротив каждой из команд, рядом с линиями финиша, на расстоянии 6-8 м от линии старта, в произвольном порядке рассыпаны 12 мягких модулей: из них 4 модуля – цилиндры- подставка для светофора,2 куба красного, 2 куба желтого и 2 куба зелёного цветов – светофор, 2 треугольные призмы – крыша светофора. По сигналу ведущего первая пара каждой из команд подбегает к модулям берёт один из них, ставит на линию финиша, возвращается к команде и передаёт эстафету, касаясь ладонью ладони второй пары. Следующие пары выполняют те же действия. Побеждает команда, игроки которой без ошибок и быстрее соперников выполнят задание: сначала на линию финиша друг на друга ставятся 2 цилиндра, затем зелёный, жёлтый, красный кубы, сверху – призма.
Светофор: Все на свете знают:
Правила движенья
Нужно выполнять
С должным уваженьем.
Я предлагаю вам поиграть в игру, с помощью которой мы узнаем, хорошо ли вы знаете правила движенья.
3-е задание: Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Светофор: Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети:
Светофор: Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети: МОЛЧАТ!
Светофор: Кто гоняет без оглядки
Во дворе и на площадке?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Светофор: Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Дети: МОЛЧАТ!
Светофор: Кто из вас в автобусе тесном
Уступает старшим место?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Светофор: Знает кто, что красный свет -
Это значит: «Хода нет!».
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
(Я. Пишумов)
Ведущий : Вот стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Очень важен и не прост
Инспектора дороги пост.
Кто следит, чтоб все в пути
Знали как себя вести?
(по мотивам стихотворения Я. Пишумова «Это улица моя»)
Дети: Регулировщик!
Светофор: Правильно, ребята, это регулировщик! А сейчас я приглашаю вас на следующее соревнование и прошу показать, как должен быть одет регулировщик и что должно быть у него в руках.
4-е задание: Эстафета «Юные регулировщики».
Команды становятся в колонны по одному за линиями старта. Напротив каждой из команд, рядом с линиями финиша, на расстоянии 6-8 м от линии старта, на кубе лежит свисток . Перед каждой из команд на стуле лежит накидка инспектора ГИБДД, фуражка и жезл. По сигналу ведущего первый игрок каждой из команд надевает накидку и фуражку и берёт жезл, подбегает к кубикам берёт свисток, свистит в него и кладет обратно, возвращается к команде и передаёт эстафету, снимая с себя всё и помогая одеть второго игрока. Следующие игроки выполняют те же действия. Побеждает команда, игроки которой без ошибок и быстрее соперников выполнят задание.
Ведущий:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру,
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
5-е задание: Эстафета «Соревнования скороходов»
Команды становятся в колонну по одному за линиями старта. Перед каждой командой в направлении линии финиша раскладывают оборудование: на расстоянии 1 метра – скамейка (надземный переход)(оформить знаком), через 1 метр – тоннель (подземный переход), ещё через 1 метр – черно-белая полоса (зебра, наземный переход). Ведущий командует «На старт! Внимание! Марш!», первый игрок каждой команды проходит по скамейке (виадуку), проползает в тоннель (подземный переход) и проходит по «зебре». Возвращается, БЫСТРЫМ ШАГОМ, к командам и передаёт эстафету касанием ладони о ладонь. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание и допустившая меньше ошибок: игроки не должны переходить с быстрого шага на бег и прыжки.
Светофор: А давайте, ребята, проверим, насколько вы внимательно смотрите на светофор, и поиграем, только не на проезжей части, а на нашей площадке.
6 -е задание: Игра на внимание.
Светофор держит в руках 3 флажка: красный, желтый, зеленый. Когда поднимает один из флажков, дети (построенные по командам) выполняют заранее оговоренные движения.
Красный – стоят и молчат.
Желтый – прыгают на месте.
Зеленый – бегают.
Светофор: Ну, теперь мы видим, какие ребята внимательные, а какие нет. А знаете ли вы, мои друзья, какие виды транспорта существуют?
Ответы детей.
Светофор: Молодцы ребята. Так вот, если ехать на автобусе, то до страны Светофории осталось три остановки. Заходить в автобус нужно через задние двери, а выходить через передние, стараться не толкать других пассажиров. В автобусе всегда покупают билет. А если не купите, то будете «зайцами» - безбилетными пассажирами, а «зайцев» всегда высаживают или просят заплатить штраф. Наш автобус необычный. В нем, чтобы проехать до следующей остановки, нужно выполнить какое-нибудь задание. До страны Светофории - три остановки. Выполнишь три задания - значит, доедешь.
7 – е задание: «Три остановки».
1 остановка
Светофор: Задание первое - дорожные знаки.
Воспитатель:
Вот так знак! Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Светофор:
Знайте, детки, этот знак
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум–переезд.
Подожди – пройдет экспресс».
Воспитатель:
Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Значит, можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать – босиком,
Если ехать – с ветерком!
Светофор: Нет, скажу тебе я строго:
«Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно».
Светофор показывает еще несколько дорожных знаков, дети говорят, что это за знаки.
2 остановка
Светофор: Ну вот, мы доехали до второй остановки.
Светофор: Ребята, а какие правила поведения в транспорте вы знаете?
Ответы детей.
Светофор: Можно во время движения руками трогать двери? Можно разговаривать с водителем? Почему? Можно ли кричать или громко разговаривать друг с другом?
Светофор: Ребята, давайте вспомним, что запрещается, а что разрешается делать на дороге.
Светофор: Сейчас я буду читать стихи, а вы слушайте внимательно. Если это неправильно и запрещено, то команда красных, поднимает руки вверх, а команда зелёных стоит с опущенными руками. Если всё правильно и разрешено, то руки поднимает команда зелёных.
Игра «Запрещается - разрешается»
И проспекты и бульвары -
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся...
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся...
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся...
(В.Семернин)
3 остановка
Светофор: Дети, посмотрите, к нам прикатился веселый красивый мяч. Он прикатился к нам на площадку с проезжей части. Можно с мячом играть там, где ездят машины? А почему?
Ответы детей.
Светофор: Правильно, дети, для игр на улице существуют специальные площадки, как наша, например. Давайте попрыгаем на наших мячиках!
Дети по одному от каждой команды прыгают на фитбол-мячах до ориентира и возвращаются бегом обратно с мячом в руках, передают мяч следующему игроку.
Светофор: Вот, ребята, мы с вами добрались в страну Светофорию и вспомнили правила дорожного движения и поведения на улице и в общественном транспорте. Теперь вы будете соблюдать эти правила?
Дети: Да!!!
Светофор: Мы с вами подружились, и на память о нашей встрече я вам дарю небольшие сувениры.
Светофор дарит маленькие светофорчики, вырезанные из бумаги и прощается с детьми.
«Не перевелись богатыри на земле русской…»
Сценарий спортивного праздника с родителями для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Ход праздника
Звучит «Радецкий марш» И. Штрауса. Команды торжественно обходят зал, выстраиваются полукругом.
Ведущий:
Давным – давно на высоком холме стоял град. Опоясывал его земляной вал, окружали рвы. С зеленых холмов далеко было видно. Видны были пригороды, широкая река - матушка, тучные пахотные земли, сосновые леса. А за лесами раскинулись степи – без конца и без края. Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль: не видно ли вражеских костров, не слышно ли топота чужих коней. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Добрый день дорогие ребята и родители. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном городе, в Дивногорске,
В саду детском №9
Да во группе подготовительной «…»
Жили, были, не тужили
… славных молодцов,
Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна …. со боярынями.
Вот решила как-то раз
Княжна издать такой указ...
Княжна: Указ
Разудалы добры молодцы!
Собирайтесь-ка в дружины славные!
Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Дети, произносят клятву, повторяя слова за княжной.
Под фонограмму песни «Богатырская сила» Стаса Намина входит Илья Муромец (инструктор по физической культуре).
Илья Муромец: Уж вы гой еси, добры молодцы, богатыри земля нашей! Привет вам да поклон низкий от меня, Ильи Муромца, да сотоварищей моих – Добрыни Никитича да Алёши Поповича. И тебе поклон, краса наша, Княжна славная (к заведующей ). Услыхал я про сильных, могучих богатырей да про состязания ваши славные и решил поглядеть вашу силушку богатырскую. Станем – ка, богатыри, насупроть друг друга да разомнёмся перед состязанием серьёзным.
Под фонограмму песни «Богатырская сила» Стаса Намина все участники выполняют физические упражнения по показу Илы Муромца.
Илья Муромец: А теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут «Богатыри», а справа - «Добры молодцы». Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Княжне да Василисам Премудрым.
(Члены жюри - заведующая, методист )
Что ж, богатыри, внимание,
Начинаем состязания!
Забава 1: «Конь богатырский»
Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня! (Ему подают хлопок .) Надобно на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.
Мальчики скачут на хопах, затем папы на спинах перевозят мальчиков .
Забава 2: «Меткие стрелки»:
Ребенок добегает до ориентира и выполняет бросок малого мяча в обруч, папа старается поймать мяч обручем; побеждает команда, справившаяся набравшая наибольшее количество попаданий.
Ведущий: Богатыри русские не только силой своей богатырской отличались, но и умом блистали. Предлагаю и нашим молодцам немного умом поразмяться.
Забава 3: «Состязание в смекалке»:
1. Главное оружие Соловья-разбойника (свист)
2. Тара для чудес (решето)
3. Царское головное отличие (корона)
4. Богатырская цифра (три)
5. Головной убор рассчитанный на дурака (колпак)
6. Разбойничья цифра (сорок)
7. Нечистая дюжина (тринадцать)
8. Ведьмолет (метла)
9. Змей по батюшке (Горыныч)
Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие? (Дети называют ) Наше следующее состязание так и называется - «Баба Яга».
Забава 4: «Баба Яга»:
Мальчики участвуют в беге в мешках, затем папы.
Илья Муромец: А теперь конкурс «Змей Горыныч».
Забава 5: «Змей Горыныч»:
Проводится соревнование - бег в связке, обруче, по три человека. Бег змейкой между конусами.
Илья Муромец: Ну что ж, убедился я: силы и ловкости вам не занимать. Значит, пора на серьёзное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь - дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.
Папы по очереди подбегают к тазу с водой, достают оттуда без рук яблоко и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, быстрее съевшая все яблоки.
Илья Муромец : Чтобы победить Кощея, надо верным делом найти его смерть. А где она? Правильно, в яйце.
Забава 6: «Молодильные яблочки»:
Дети участвуют в эстафете: необходимо пронести в ложке через весь зал теннисный шарик.
Илья Муромец : А теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство Кощеево и освободить Елен Прекрасных.
Забава 7: «Полоса препятсвий».
Илья Муромец: Ну, молодцы, богатыри. Показали свою богатырскую силу да молодецкую удаль. Издавна на Руси дела ратные принято было праздновать забавами богатырскими. А главною забавою было перетягивание каната.
Забава 8: «Перетягивание каната».
Илья Муромец: Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Не запятнали чести богатырской! Достойная смена растет дедам и отцам. А теперь слово предоставляется нашим судьям.
Судьи подводят итоги по предыдущим эстафетам и общий итог встречи. Награждают участников соревнований. Участники соревнований совершают круг почета.
Кто-кто в теремочке живет!
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего дошкольного возраста.
Теремок размещен у короткой стороны игровой площадки. Ведущие роли в играх исполняют дети старшей группы, костюмированные в соответствии с сюжетом игры.
Ведущий: Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Пусть сыграет с нами тот,
Кто в теремке живет...
Ребятки, давайте вместе спросим:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: (выбегает из теремка).
Я маленькая мышка,
Я вовсе не трусишка!
Становитесь в хоровод:
Все вы - мышки,
Вася (Коля) - кот!
Надевает маску-шапочку кому-нибудь из мальчиков и ставит его в середину круга.
Ведущий и мышка: (продвигаясь по кругу).
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите
И кота не разбудите
Мыши:
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота!
Подвижная игра «Кот и мыши» повторяется 2-З раза .
Ведущий и дети:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
В маленькой канавке
На лесной опушке
Днем и ночью громко
Квакают...
Лягушка: Ква-а-а-а!
Поиграем в самую лягушачью игру.
Давайте устроим болото.
Выпрыгивает из теремка и вместе с детьми раскладывает по кругу
веревку.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки.
Прыгают на двух ногах, раздвинув пальцы рук.
Вот из лужицы на кочку
Да за мошкою вприскочку!
Ква-ква-ква-ква!
Влезают на разные предметы.
Да за мышкою вприскочку!
Есть им больше неохота.
Прыг опять в свое болото.
Спрыгивают вниз.
Подвижная игра «Лягушки» повторяется 2-З раза.
Ведущий и дети: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Зайчик: (выпрыгивает из теремка.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
Ведущий: А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька, и ты!
Дети прячутся за разные предметы.
Волк: (шагает выпадами, говорит речитативом).
Я лохматый серый волк,
Я в зайчатах знаю толк!
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок!..
У, нет никого... Спрячусь за куст, подожду...
Появляются дети.
На зеленый, на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк...
Волк!
Волк гонится за детьми, но только играет, а не ловит. Подвижная игра «Зайцы и волк» повторяется 2-З раза.
Ведущий и дети: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Ведущий: Никто не отзывается... Ребятки! Вы знаете сказку. Скажите, кто сейчас должен появиться из теремка?.. (дети отвечают). Почему же лиса не выходит? Вот что я придумала: давайте мы ее выманим, начнем квохтать, кудахтать, кукарекать... Она подумает, что курочки пришли. Только не забудьте, что убегать от нее в курятник надо очень быстро.
Подвижная игра «Лиса в курятнике» - упрощенный вариант типа «Бегите в домик», повторяется 2-З раза.
Ведущий и дети: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Медведь (появляется за спинами детей). Я хочу жить в теремочке, но меня туда не пускают, говорят, что я ничего не умею делать. Неправда это, я петь умею: У-у-у-у!
А еще я с давних пор
Замечательный танцор!
Ведущий: Ну-ка, Мишенька, спляши.
Пусть посмотрят малыши!
Медведь неуклюже пляшет.
Ай да Мишка - молодец!
Пляшите с ним, ребятки!
Общий веселый пляс под бубен, погремушки, шарманки или мелодию «русский наигрыш».
Вот какой веселый пляс
Во дворе идет у нас!
Не стоит никто на месте,
Все танцуют с нами вместе,
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают!
Вот веселые дела -
В пляс вся улица пошла!
Развлечение заканчивается, ведущий и персонажи прощаются с детьми и провожают из зала.
День здоровья
Спортивно-развлекательное мероприятие для детей 3-4 лет
Цель:
Ход занятия.
Дети входят в зал, построение в одну шеренгу.
Бег по кругу, различные виды ходьбы.
Игра «Репка»
Дети встают в круг, в центре сидит на корточках ребенок - «репка». Дети идут вокруг под песню.
Пальчиковая игра «Салат»
Мы морковку чистим-чистим, | Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой. |
Мы морковку трем-трем | Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперед-назад. |
Сахарком ее посыплем | «Посыпают сахаром», мелко перебирают пальчиками. |
И сметанкою польем. | Кулачком делают движение сверху вниз, как бы поливая. |
Вот какой у нас салат, | Протягивают ладони вперед |
Витаминами богат! | Поглаживают ладошкой живот. |
День здоровья
Спортивно-развлекательное мероприятие для детей средней группы
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку.
Ведущий: Внимание, внимание, начинаем наш спортивный праздник посвященный дню здоровью.
Здоровый образ жизни
Мы садике ведем!
Становимся стройнее
И краше с каждым днем!
Полны мы оптимизма
Всю истину открыть:
Здоровый образ жизни
Нам помогает жить!
Загадки.
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ... (ыцитп)
Дождь и слякоть, грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый... (генс)
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет он про нос. (Носовой платок)
Что полезно –
Всем известно?
А ответ найду легко.
По моей любимой чашке
Нарисованы ромашки,
Ну а в чашке - ... (Молоко)
Эстонская народная хороводная игра «Веселись детвора!»
Спортивный теремок
Сценарий спортивного развлечения для детей 1-ой и 2-ой младших групп
Цель: сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников.
Программное содержание:
Участвуют: Бабочка, Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь.
Предварительная подготовка: Для инсценировки сказки понадобятся элементы костюмов - крылья для бабочки, шапочки для мышки, лягушки, рукавички и ушки зайчика, лисицы, волка и медведя. Сам теремок можно oобозначить соответственно оформленным стулом. Роль гигантского медведя может сыграть ребенок постарше.
Ход мероприятия
Дети (под музыку) входят в зал и присаживаются на приготовленные скамейки. Посередине зала стоит Теремок. Под музыку вбегает бабочка, машет крыльями, затем останавливается и рассматривает теремок.
Бабочка: Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок
Никто мне не отвечает.
Значит, пустой теремок.
Буду в нем жить.
Как прекрасно жить на свете!
Вы согласны со мной, дети?
Дети (хором). «Да!»
Бабочка . Тогда потанцуйте вместе со мной!
Дети танцуют вместе с Бабочкой, выполняют танцевальные движения руками (под мелодию музыкальной игры «Две сестрицы – две руки»), стоя, рядом со скамеечками. Затем Бабочка подбегает к теремку и присаживается за ним. Появляется Лягушка.
Лягушка: Ой! Стоит в поле теремок!
Он не низок, не высок.
Постучусь-ка я в дверку.
Тук-тук, кто в теремочке живет?
Тук-тук, кто в невысоком живет?
Бабочка:
А ты кто?
Лягушка :
Можно мне с тобой в теремке жить?
Бабочка: Можно, заходи. Вдвоем веселее.
А что ты можешь делать?
Лягушка: Как, что? Я - знаменитая попрыгунья.
Вот сейчас мы выполним несколько
Разных прыжков вместе с вами.
Лягушка показывает разные виды прыжков (под музыкальную игру «Вот лягушки по дорожке) - на двух ногах, на одной ноге, прыжки в движении по залу. Дети и Бабочка повторяют, после чего Лягушка вместе с Бабочкой усаживается за теремком, появляется Мышка .
Мышка: Ой! Стоит в поле теремок!
Он не низок, не высок.
Постучусь-ка я в дверку.
Тук-тук, кто в теремочке живет?
Тук-тук, кто в невысоком живет?
Бабочка : Я - Бабочка, на мне два тапочка.
Лягуш к а: Я - Лягушка-квакушка, зеленое брюшко.
А ты кто?
Мышка:
Бабочк а: Можно, заходи.
Лягушка: Втроем веселее.
Бабочка: А что ты умеешь делать, Мышка-норушка?
Мышка: Мелкими шагами бегать.
Смешно хвостиком вертеть.
Мышка показывает движения - бег по залу на носках, помахивая «хвостиком». Дети, Бабочка и Лягушка повторяют ее действия. После чего Бабочка, Лягушка и Мышка прячутся за теремок. Появляется Зайчик.
Зайчик: Стоит в поле теремок!
Он не низок, не высок.
Постучусь-ка я в дверку.
Тук-тук, кто в теремочке живет?
Тук-тук, кто в невысоком живет?
Бабочка: Я - Бабочка, на мне два тапочка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка, зеленое брюшко.
Мышка: Я - Мышка-норушка, два шелковых ушка. А ты кто?
Зайчик: Я - Зайчик-побегайчик.
Можно мне с вами в теремке жить?
Бабочка: Можно.
Лягушка: Заходи.
Мышка: Вчетвером веселее.
Бабочка: А что ты умеешь делать?
Зайчик: Лапкой умываться,
Чисто вытираться,
Гребешком чесаться.
Зайчик (под музыкальную игру «Зайка беленький сидит») показывает движения согласно тексту. Дети и остальные звери повторяют его действия, Затем все прячутся за теремок. Появляется Лиса.
Лиса: Прелесть, какая! Терем сказочный!
Стоит в поле теремок!
Он не низок, не высок.
Постучусь-ка я в дверку.
Тук-тук, кто в теремочке живет?
Тук-тук, кто в невысоком живет?
Бабочка: Я - Бабочка, на мне два тапочка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка, зеленое брюшко.
Мышка: Я - Мышка-норушка, два шелковых ушка.
Зайчик: Я - Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса: Я - Лисичка-сестричка.
Можно мне с вами в теремке жить?
Бабочка: Можно.
Лягушка: Заходи.
Мышка: Впятером веселее.
Зайчик: Да еще с такой Лисичкой раскрасивой!
Бабочка: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я умею ходить осторожно, лапки ставить на траву неслышно.
Вот послушайте, какая про меня песенка сложена.
Только я хочу, чтобы все дети мне помогали - ее лапками изображали.
Дети делают имитацию лапок лисицы - руки на уровне груди, кисти опущены, делают поочередные движения руками, имитируя походку лисы.
Лисичка читает текст русской народной потешки «Уж как шла лиса», показывая действия, которые надо выполнять. Дети повторяют ее движения .
Все (хором напевают). Терем-терем-теремок, закрывайся на замок.
Появляется гигантский Медведь.
Медведь (басом): О! Стоит в поле теремок!
Он не низок, не высок.
Постучусь-ка я в дверку.
Тук-тук, кто в теремочке живет?
Тук-тук, кто в крошечном живет?
Бабочка: Я - Бабочка, на мне два тапочка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка, зеленое брюшко.
Мышка: Я - Мышка-норушка, два шелковых ушка.
Зайчик: Я - Зайчик-побегайчик.
Лиса: Я - Лисичка-сестричка. А ты кто?
Медведь: Я - Медведь косолапый, тяжелая лапа.
Можно мне с вами в теремке жить?
Бабочка: Что ты, что ты! Теремок маленький.
Лягушка: А ты такой огромный.
Мышка: И тяжелый.
Зайчик: Ты сломаешь теремок.
Лиса: И теремок развалится.
Тебе, Медведь, нельзя в наш теремок!
Все (хором): Не возьмем к себе в соседи мы гигантского медведя!
Прости уж нас, Медведь.
Медведь (лезет в теремок): Я уж как-нибудь, я уж где-нибудь примостюсь,
В клубок свернусь.
Все (испуганно): Он не хочет нас и слушать,
Лезет в терем! (Теремок рушится)
Все (хором): Разбегайтесь, звери, рушится терем!
Медведь : Виноватый я, простите! От себя вы не гоните!
Мы выстроимся все в рядок,
Построим новый теремок!
Бабочка: И пусть дети нам помогут - ведь так хорошо уметь двигаться в
нужном спортивном ритме.
Идет имитация движений по «постройке» нового теремка. Дети имитируют движения зверей, не сходя со своих мест. Сначала звери встают в цепочку и делают вид, будто передают друг другу кирпичи. Потом кладут их, возводя стены. Потом, словно постукивая молотками, стучат друг о друга кулачками. И наконец, дети-артисты поднимают стул-теремок и вновь украшают его.
Все (хором): Раз-два, раз-два!
Готов новый теремок.
Медведь: Крепкий, не развалится.
Все в нем поместимся.
И вы к нам жить приходите!
Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников, дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается. Взрослый самостоятельно планирует, чем занять свободное время, ребёнку в этом необходимо помогать, направлять его деятельность. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа - всестороннего развития личности ребёнка.
Досуг представляет собой синтез разных активностей, например, физической, музыкальной, развлекательной и познавательной
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.
Цель организации досуга и развлечений дошкольников - привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно-образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности воспитанников, педагоги насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении принципов:
Развлекаясь, дети приобщаются к народным традициям и истории страны
Мероприятия в рамках культурно-досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки:
Участие в интеллектуальных играх развивает сообразительность и дух здорового соперничества
Мероприятия могут интегрировать различные сферы детской активности, например, физическую и речевую
Образовательные |
|
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
Работа в рамках культурно-досуговой деятельности ведётся ежедневно. Воспитатель занимается организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или педагога по ФИЗО, налаживает взаимодействие с родителями. Свободное время не должно быть заполнено исключительно репетициями к детским утренникам, существуют разнообразные виды досугов для дошкольников.
Отдыхать дети могут самостоятельно, используя ресурсы предметно-пространственной среды в группе.
Активный отдых предполагает снятие напряжения посредством физической активности
К праздничным мероприятиям в детском саду воспитанники подготавливают творческие номера, а также участвуют в создании декораций и реквизита
Педагогу следует помнить, что досуг - компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение.
Обсуждение героев и сюжетов русских народных сказок стимулирует интерес детей к творческой деятельности
Занятия в рамках культурно-досуговой деятельности содержат обязательный структурный компонент - мотивирующее начало. Для привлечения интереса детей к предстоящему мероприятию, активизации их любознательности используются различные приёмы мотивации:
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, дети с удовольствием включаются в игровые ситуации и участвуют в разнообразных активностях.
Тема занятия | Вариант мотивирующего начала |
«Путешествие в страну сказок» (досуг-развлечение) |
|
«В гостях у русской народной сказки» (театрализованный досуг) |
|
«Австралия! Австралия! Прекрасный материк» (спортивный досуг) | Изучение наглядного материала и проведение познавательной беседы. Ребятам предлагается изучить карту Австралии, на которой изображены представители флоры и фауны, и ответить на вопросы:
Воспитатель предлагает познакомиться с особенностями материка и его жителями поближе, участвуя в тематических подвижных играх. |
«Радостные краски зимы» (музыкальный досуг) |
|
Проведению занятий в рамках культурно-досуговой деятельности отводится свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время. Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным, осуществляться по календарно-тематическому планированию. В занятиях соблюдается принцип частой смены видов детской активности (наблюдение, беседа, физкультминутка, творческая, речевая, двигательная деятельность).
Частота проведения культурно-досуговых мероприятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, охватом поставленных задач и широтой содержания праздника или забавы. Спортивные и творческие досуги проводятся 1–2 раза в месяц, физкультурные, музыкально-литературные, театрализованные праздники и концерты - 2–3 раза в год.
Отдельное место в планировании досуга и развлечений в детском саду занимают народные и церковные праздники, уличные гуляния и обряды, связанные с народным календарём: праздник урожая, святочные вечера, рождественские гуляния, масленичные забавы, проводы зимы, Вербное Воскресенье и Пасха, Медовый и Яблочный Спас. Знакомство с традициями и старинными обычаями приобщает детей к культуре родной страны, воспитывает трепетное отношение к сохранению истории.
Приобщение к народным традициям - важный компонент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Перспективное планирование предполагает проведение мероприятий совместно с музыкальным руководителем, преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования (руководителями кружков театральной и изобразительной деятельности, танцевальной студии, спортивных секций). В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов и развлечений в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даётся список рекомендаций для организации домашнего досуга (чтения, рисования, экспериментирования, познавательных прогулок). Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Развлечения, в которых участвуют дети с мамами и папами, оказывают терапевтическое воздействие на семейные отношения
Тематическая направленность культурно-досуговой деятельности | Досуги | Праздники |
Спортивные |
|
|
Творческие (музыкальные, театрализованные) |
|
|
Литературные |
|
|
Познавательные |
|
|
Социальные |
|
|
Народные, христианские |
|
|
Автор | Жилина Е. В., МДОУ Д/с «Василёк» р. п. Мулловка, Ульяновская область. |
Название | «Путешествие по сказкам» |
Программное содержание |
|
Предварительная работа |
|
Материал |
|
Ход занятия | Звучит мелодия «Приходите в гости к нам» из сказки «Там, на неведомых дорожках». Ведущая: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Её щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кащей Бессмертный, Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолёте, через моря и океаны, леса и степи. Вот он спускается всё ниже и ниже, и перед нами первая сказочная остановка. Вот и чьё-то письмо, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
Правильно. А теперь узнаем, что же хочет гном. (Читает задание: угадать сказки по иллюстрациям). Вам предстоит узнать сказки. Я буду показывать вам иллюстрации к известным сказкам, а вы должны точно сказать название сказки и её главных героев. (Показывает 6–7 иллюстраций.)
От Красной шапочки станция называется «Угадай-ка». Я буду читать вам отрывки из известных вам сказок, а вы должны угадывать их названия.
Ведущая хвалит детей и даёт им ещё один лепесток. Путешествие продолжается. (Звучит музыка).
Ведущая: Вижу, и впрямь много о сказках знаете. Молодцы! А сейчас отправляемся на следующую станцию. (Звучит музыка).
Ведущая: С заданием справились, отправляемся дальше. (Звучит музыка). А здесь нас ждёт волшебный сундучок, посмотрим, что же в нём. (В сундучке маски для обыгрывания сказки «Теремок»).
(Звучит песня «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского). |
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
Длительность досугов:
Длительность праздников:
Продолжительность праздничного мероприятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников
Длительность уличных забав и народных гуляний:
Рассмотрим примерную продолжительность структурных компонентов конкретных занятий культурно-досуговой направленности.
Подготовка и проведение коллективной досуговой деятельности в детском саду создаёт чувство сплочённости группы. Оформляя декорации к празднику, распределяя роли в игре-драматизации, овладевая навыком хорового пения, участвуя в командных состязаниях и викторинах, дошкольники позитивно взаимодействуют друг с другом. В совместной деятельности рождаются традиции группы, улучшается эмоциональная атмосфера. Участие в коллективных мероприятиях воспитывает активную и нравственно-ориентированную личность в каждом ребёнке.
Поделитесь с друзьями!“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.
С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.
Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. В основе их лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего Солнцеворота – макушки лета.
В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года, дни рождения членов царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувство патриотизма, любви к родине у детей и взрослых
Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”
Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность всего происходящего нужны как витамины.
Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.
Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного “я”. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:
– сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и
мире искусства в частности;
– стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
– приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через
обучение разным видам деятельности;
– формировать уверенность в своих силах;
– укреплять физическое и психическое здоровье детей;
– учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
– обучать рациональному использованию;
– воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
– создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического
отношения к окружающему миру;
– поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Хотелось бы подробнее остановиться на проведении праздников и развлечений в детском саду.
Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
Виды праздников:
Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.
Эффективному проведению праздника способствуют:
– объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.
2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
Требования к сценарию: строгая логичность построения и развития темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкальноритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников.
При выборе стихов надо помнить, что длинные трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку.
Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой– как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.
Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему . Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.
Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.
При оформлении помещения к празднику мы следуем основным правилам . Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Наряду с праздниками немаловажное значение для создания положительного микроклимата в группе имеют развлечения.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
По степени активности участия детей развлечения делятся на три вида: дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети. При организации развлечений первого вида мы привлекаем детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурнодосуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.
Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.
Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – важная форма работы детского сада с семьей.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:
Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста.
К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Фокусы вызывают у детей живой интерес. С ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы, которые показывают детям– это забавные и поучительные опыты, не требующие особого инвентаря, ни особого умения.
Шутки. Им дети рады всегда. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.
Загадки и загадывать и отгадывать любят все дети. Отгадав загадку, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Аттракционы дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Они подбираются с учетом возраста детей. Воспитателю необходимо помнить: когда закончится игра, победителей следует поощрить морально или материально.
Сюрпризы– это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь в детском саду.
После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
Досуговая деятельность объединяет все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую,этическую и т. д.
Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Литература: