Ознакомление с социальным окружением в старшей группе. Перспективный план социальный мир календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

11.03.2020 Обувь

Светлана Рабинчук
Итоговое занятие по разделу «Социальный мир» в старшей группе

Итоговое занятие по разделу

«Социальный мир » .

Цели :

1. Закрепить и обобщить знания детей о людях, их различиях (пол, возраст, про-фессии, эмоции) .

2. Развивать у детей устную речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать культуру поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я пришла к вам не одна. Со мной пришёл Буратино. Он собирается идти в школу, но ещё не совсем готов. Многого он не знает и не понимает и хочет, чтобы вы ему помогли. Для начала давайте поздороваемся с Буратино и сделаем это по-разному. Например, я поглажу его по голове и скажу : «Здравствуй» (похлопать по плечу; как здороваются друзья, незнакомые люди; что можно сказать при встрече утром или днём).

А теперь, также поздороваемся с соседом справа. Молодцы, садитесь.

2. Беседа о различиях и сходстве людей.

Посмотрите, Буратино нам что-то принёс (вывешивается коллаж о людях разного пола, возраста, внешнего вида, профессий и эмоций).

Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Сначала глазки поднимем на верх-нюю часть, потом посмотрим посередине и нижнюю часть. Внимательно рассмот-рели?

Как одним словом можно сказать – кто это? (люди) .

Как вы думаете, они все одинаковые или разные? (разные) .

Ну, почему разные, вот женщина в белом халате и вот женщина в белом халате (врач и продавец, что в них разного? (профессии) .

А вот люди одной профессии (повара) – что разного? (мужчина и женщины) .

В верхней части плаката двое мужчин – что разного? (возраст) .

В нижней части ребёнок и рядом с врачом стоит ребёнок (возраст) .

Ребёнок возле врача и стоит ребёнок (мальчик и девочка)

Две девочки одного возраста (эмоции, настроение)

На плакате разные люди, а мы с вами люди? (да)

Если я попрошу, встаньте мальчики (встали, а теперь встаньте девочки (встали) . А что я должна сказать или как вас назвать, чтобы встал только кто-то один? (имя) .

Молодцы, садитесь.

Имя, ребята, есть у каждого человека, но имя это не просто слово, на которое от-зывается человек, имя – это волшебное зеркало, которое может рассказать нам о человеке. Я сейчас буду называть ваши имена, и тот, чьё имя я назову, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что – это великая честь и гордость – назы-ваться именем.

3. Релаксация «Солнечный зайчик» .

Ребята, с нами пришёл поиграть солнечный зайчик, он заглянул вам в глаза – за-кройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями : на лбу, носу, ротике, щёчках, подбородке. Аккуратно поглаживайте его, чтобы не спугнуть : голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

4. Эмоции человека.

Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) .

Покажи нам эмоцию, которая соответствует твоему настроению.

Изобразите голодного волка. Какие вы? (злые) .

Если ваш лучший друг забыл поздравить вас с днём рождения. (грусть) .

Вы потерялись в большом городе. Вокруг ездят машины, куда-то спешат незнако-мые люди, а ты один и не знаешь куда идти. (страх) .

Ты пришёл в детский сад, открыл свой шкафчик, а там нет твоих сандалий. Куда они делись? (удивление) .

Буратино предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз» - но по правилам Бу-ратино, вместо морской фигуры мы будем изображать разные эмоции.

(море волнуется раз, …. эмоция страха замри)

Молодцы, теперь Буратино запомнил все эмоции.

5. Беседа о семье и родственных отношениях.

А в рюкзаке у Буратино что-то ещё есть (достаю конверт) – давайте присядем и посмотрим что там (фото семьи)

Как можно одним словом сказать, кто изображён на картинке? (семья)

Почему вы так думаете? (дом. одежда, каждый занят своим делом )

Кого можно назвать членом семьи?

Д/игра «Кто кому кто?»

Давайте мы наши слова сложим в конверт и все вместе послушаем, каких же род-ственников мы назвали (поднести к каждому) . Слышно слово «внук» , «дочка» … Этот конверт со словами мы положим Буратино в рюкзак.

6. Вежливость и дружба.

Да у Буратино ещё какая-то открытка. Что же там написано? (читаю стихотворе-ние про Любочку) .

Понравилась вам девочка? (нет) .

Почему? А мне кажется хорошая девочка, всё правильно делает. А что она делала неправильно? (не помогла маме, не уступила место бабушке) .

А стали бы вы дружить с такой девочкой? (нет) .

Вот и Буратино Люба не понравилась, и дружить он с ней не хочет, а каким дол-жен быть друг он не знает. Поможем?

Давайте мы для него соберём ожерелье дружбы. Каждый из вас нанизывая свою бусинку будет говорить каким должен быть друг. (уважать старших , помогать лю-дям, уметь играть с детьми)

Подарим наше ожерелье дружбы Буратино, чтобы он сумел найти себе верных друзей.

7. Итог занятия .

Вы помогли Буратино, рассказали, что люди все разные. Но, несмотря на это есть что-то, что нас всех объединяет – мы все люди, все ходим в один детский сад, все живём на большой планете Земля. И чтобы всем нам было весело и радостно, нужно почаще улыбаться и дарить свои улыбки другим. Давайте подарим друг другу волшебные слова – НЕ СЕРДИСЬ, УЛЫБНИСЬ. (по кругу) .

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

Планируемая дата

Фактическая дата

Сентябрь

Улетает наше лето.

Знакомство с группой

Вспомнить с детьми, что они стали старше и их группа называется старшей. Объяснить, что взрослые старались сделать группу чистой, уютной. Показать оборудованные уголки для игры и занятий. Воспитывать бережное отношение к предметам в детском саду.

Чему учат в школе?

Я и моя семья

К нам приходит осень!

Мой родной город

Воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я саратовец», закреплять знания детей об улице и переулке. Знакомить с особенностями жизни города, его жителей.

К нам приходит осень!

Здравствуй, Осень!

Закреплять у детей знание характерных особенностей осени, приспособлении животного и растительного мира к времени года. Воспитывать любовь к природе.

Октябрь

Хлеб всему голова

Труд овощеводов и садоводов.

Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений; закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Осенние заботы животных и птиц

В лес за грибами и ягодами

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить с некоторыми свойствами древесины. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания, учить быть осторожными с несъедобными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Как готовится природа к зиме

Лес осенью. Деревья. Человек – часть природы.

Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

Осенние заботы людей

Плачет хлебушко, когда его ест лентяй.

Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, а также с процессом выпечки хлеба.

Ноябрь

Чудо чудное, диво дивное

Дикие животные. Подготовка к зиме.

Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь

Эти мудрые народные сказки

Домашние животные

Дать знания о том, какую пользу приносят домашние животные людям. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Способствовать развитию творческого воображения (через рисование животных и интерес к миру природы.

Традиции россиян (праздники россиян)

Игрушки.

Дать детям представления о разнообразии игрушек и их назначении.

Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Способствовать развитию творческого воображения.

Русские посиделки

Пришла зима- отворяй ворота

Закреплять знания детей о характерных признаках зимы, тренировать в отгадывании загадок, научить активности, участию в общем веселье

Декабрь

Сохрани свое здоровье сам

Перелетные птицы, птицы зимой.

Дать детям представление о птицах (строение, поведенческие особенности), научить группировать их по определенным признакам. Способствовать развитию познавательных интересов, обогатить словарный запас.

Наше тело

Путешествие на север России

Зима. (закрепление темы)

Дать детям представление о Севере. Уточнить и расширить представления об изменениях в природе, устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине. Развивать любознательность и стремление изучить природу Земли.

Витамины укрепляют организм

Россия – Родина моя

Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России.

Спорт – это здоровье

Мастерская Деда Мороза

Познакомить детей с историей праздника. Воспитывать интерес к традициям русского народа. Развивать любознательность.

Январь

Что такое рукотворный мир

Святки (занятие в этнографическом музее) Новый год (продолжение темы)

Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы,поговорки, калядки; обогащать словарь названиями предметов быта. Воспитывать интерес к традициям русского народа

Техника- наша помощница

Мебель

Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, научить определять некоторые особенности предметов развивать любознательность, желание узнать больше.

Музыка и живопись украшают нашу жизнь

Посуда. Закрепление знаний о модели трудового процесса

Познакомить с историей посуды. Учить детей устанавливать связь компонентов друг с другом, видеть место каждого и последовательность включения в процесс, продолжать учить детей последовательно воспроизводить знакомый трудовой процесс, вычленять его компоненты, развивать объяснительную и доказательную речь у детей. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира.

Февраль

Москва – столица нашего Отечества

Путешествие в прошлое одежды.

Продолжать знакомить детей с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Я люблю тебя, Россия

Кто построил новый дом?

Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов, продолжать знакомить с различными строительными материалами.

Мое родной город

Наша армия

Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Кругосветное путешествие

Экскурсия на кухню детского сада. Все работы хороши (профессии в детском саду)

Расширять знания детей о профессии повара. Учить применять полученные знания в играх. Воспитывать интерес к людям разных профессий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к людям любых профессий. Знать пословицы о труде.

Март

Волшебные слова

Наши мамы

Поговорить с детьми как нелегко приходится на работе и дома мамам и бабушкам, о необходимости им помогать и заботиться. А праздник придумали, для того чтобы рассказать как мы их любим, хотим поздравить их от всей души.

Учимся играть и работать дружно

Весна. Весеннее пробуждение природы.

Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Приятного аппетита

Обитатели воды – рыбы

Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи. Воспитывать желание узнавать новое.

Как вести себя в цирке, театре

Москва-столица нашей Родины

Расширять представления детей о Москве, продолжать знакомство с историческим центром Москвы- Кремлем. Воспитывать патриотические чувства

Апрель

Наша Земля

Весна. птицы

Повторить с детьми и обобщить знания детей о птицах. Знакомить с весенним периодом в жизни птиц. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Волшебница вода

Космос. Звезды. Вселенная.

Познакомить детей с планетами, дать элементарные знания о космосе. Воспитывать интерес к профессии космонавта. Активизировать словарь детей.

Эти загадочные воздух и космос

Театральные сезоны

Познакомить детей с различными театрами страны и города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать желание больше узнать о истории родного города. Закреплять знания о поведении в общественных местах.

Кладовая Земли

Весна - красна.

Закреплять представления об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Май

Будь осторожен с огнём.

Что такое героизм

формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоциональное, действенное отношение к воинам. Уточнять и расширять представление о защитниках страны в годы ВОВ.

Опасные предметы дома

Народные мастера

Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.

Безопасная дорога

Транспорт.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

Безопасность на природе

Шестиногие малыши.

Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему3 живому.

Чему я научился

Лето красное пришло. Полевые цветы.

Сформировать представление о многообразии травянистых растений. Упражнять в различии и назывании типичных представителей луга. Развивать умение замечать характерные и индивидуальные признаки растения, познакомить с их особенностями. Формировать умение правильно вести себя, не шуметь, не ловить насекомых, не рвать цветы. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.

Цель:

  1. Закреплять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
  2. Дать представление о родословной.

Задачи:

  1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели.
  2. Побуждать называть имена, отечества членов семьи.
  3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Материал демонстрационный: семейные фотографии, картинки с изображением всех членов семьи, зубная щетка, деревянный макет родословного дерева.

Предварительная работа:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2. Чтение стихотворений «Моя родня» Я. Аким, «Самый лучший!» О. Чусовитина, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Кто вас, дети, больше любит?» И. Косяков (Приложение № 1).

Ход занятий

Педагог зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули - красотули.

Папа, мамочка моя -

Это все моя…. (Семья)

Воспитатель выставляет картину с изображением всех членов семьи.

Кто здесь нарисован?

Дети называют: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, сын, дочь…..

Воспитатель показывает фотографии семьи детей, предлагает найти свою семью и назвать членов семьи.

Воспитатель: Каждая семья состоит из отдельных людей – родственников – папы, мамы, дочери, сына – члены семьи. Все они вместе образуют одно целое – семью.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, где главные герои жили одной семьей.

Ответы детей…..

Игра «С кем живешь?». Каждый ребенок рассказывает с кем он живет.

Воспитатель предлагает немного отдохнуть…

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель говорит о том, что есть общее в семье – фамилия.

И предлагает назвать фамилии и имена своих родителей.

Воспитатель обращает внимание на то, что кроме фамилии и имени у каждого члена семьи есть отчество, которое дается ребенку по имени папы. Приводит пример.

Игра «Назови свое отчество». Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получиться отчество.

После завершения предлагается назвать свое полное имя, фамилию и отчество.

Воспитатель говорит о том, что семьи бывают разные, но самое главное, чтобы все любили и уважали друг друга и старались оказать помощь и у каждой семьи есть своя родословная.

Воспитатель показывает дерево с фотографиями и говорит о том, что вот так можно оформить родословное дерево, где можно повесить фотографии родственников.

Объясняет, что это история семьи с обычаями, интересами.

Воспитатель предлагает детям оформить свою родословную дома вместе с родителями дома и принести в группу.

Приложение 1

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

(О. Чусовитина.)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так..

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их, нет на свете

И нет добрее рук.

(Л.Квитко.)

«Кто вас, дети, больше любит?»

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

«Мама дорогая».

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

«Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слёзы льёт тогда?

«Всё она, родная».

(И. Косяков.)

При составлении данного конспекта была использована литература:

  1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
  2. Голицина Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О. А. Зажигина.

Содержание работы по основной образовательной деятельности в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным, социальным миром, миром природы

Тема недели

Конспекта

ООД

Тема ООД

Целевые ориентиры

Источник

Сентябрь

«День знаний»

«Детский сад»

Показать детям общественную значимость детского сада.Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать за их труд, бережно к нему относиться.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.28

«Наш город, моя улица»

«Саратов –наш город родной»

Знакомство детей с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории, культуре.Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка.

С.В.Катков «Мелодии Саратова», Н.И.Вардугин «Саратовская азбука», «Встретимся в Саратове».

III

Береги себя»

«Правила поведения на детской площадке»

Расширять представления детей о правилах поведения. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.26; Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

«О доброте и жадности»

Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», Л.А.Загуменная «Социально-личностное раэвитие дошкольников». Стр.44

Октябрь

«Осенняя пора»

«Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объктах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

О.А.Соломенникова «Ознакомлениесприродой в детском саду», стр.38

«Дары осени»

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.

О.А.Соломенникова «Ознакомление сприродой в детском саду», стр.36

III

«Животные жарких и холодных стран»

«Как животные помогают человеку»

Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас.

О.А.соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.55

«Неделя спорта»

«Физкультура и здоровье»

Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.109, И.М.Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни», стр.54; Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье». Стр.15.

Ноябрь

«Страна, в которой мы живем»

«Мы - россияне»

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Формировать у детей представление о России как о родной стране. Воспитывать чувство любви к своей родной стране.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.68

«Мой дом»

«Предметы, облегчающие труд человека в быту»

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.20

III

«Путешествие в мир прошлого предметов»

«Путешествие в прошлое лампочки»

Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.41; Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», стр.14

«Экологическая тропа»

«Природа живая и неживая»

Формировать представления у детей о природе. Расширять представления о разнообразии животного мира, о том, что человек –часть природы, и он он должен беречь. Охранять и защищать ее. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»; О.А.Соломенникова «ознаковление с природой в детском саду» стр.63; Н.Ф.Дик «Развивающие экологические занятия для детей», стр.29.

Декабрь

«Зимушка – зима»

«Зимние явления в природе»

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь).

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.57; Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.87.

«Народная культура и традиции»

«В гостях у городецких мастеров»

Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями. Учить составлять описательные рассказы об изделиях народных умельцев. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.38

III

«Птицы зимой»

«Покормим птиц»

Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 37; Н.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» , стр. 81

«Новогодний праздник»

«Скоро новый год. Новогодние традиции»

Формировать первоночальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в Росси», стр.50.

Январь

«В гостях у сказки»

«Путешествие в страну сказок»

Продолжать знакомить детей с фольклором, жанром сказки, ее строением. Развивать умение поддерживать непринужденную беседу по содержанию сказки. Воспитывать положительное и отрицательное отношение к героям сказки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» , стр.106.

III

«Зимние забавы»

«Игры во дворе»

Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».стр.32

«Неделя здоровья»

«Правила здоровья»

Расширять представление о важных компонентах здорового образа жизни: правильное питание, движение, сон и «солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья». Формировать представления о факторах разрушения здоровья, о вредных привычках.

Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», Л.Ф.Тихомирова «Уроки здоровья для детей 5-8 лет», «Букварь здоровья» стр. 58-61.

Февраль

I «Мир транспорта»

«Знакомство с городским транспортом»

Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам. Воспитывать культуру поведения на улице.

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр.31

«Мир дружбы»

«О дружбе и друзьях»

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.25

III

«Российская Армия»

«Российская Армия»

Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с военными профессиями –пограничник, моряк, летчик и др. Воспитывать желание быть сильным, смелым, выносливым, чтобы стать защитником Родины.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.38

«Мир профессий»

«В гостях у кастелянши»

Познакомить детей с новой профессией, с деловыми и личностными качествами кастелянши. Развивать эмоциональное. Доброжелательное отношение к ней. Воспитывать чувства признательности, уважения к труду людей разных профессий.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.35.

Март

«Праздник мам и бабушек»

«Моя семья»

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям –членам семьи. Обсудить, как дети могут помочь маме дома.

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр.22

«Весна – красна»

«Весеннее пробуждение природы»

Расширять представления детей о характерных признаках весны, об образе жизни лесных зверей и птиц весной. Закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе. Воспитывать любознательность.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», «Здравствуй, мир», стр.272-275.

III

«Подводный мир»

«Путешествие на морское дно»

Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.

М.Ф.Дик «Развивающие занятия по экологии для детей», стр.37;

«Мир комнатных растений»

«Мир комнатных растений»

Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,стр.66.

Апрель

«Я в мире человек»

«Мои родственники»

Формировать интерес к своей родословной. Помочь детям находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз). Воспитывать уважение к окружающим и близким людям.

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников», стр.8; В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками», стр.36

«Космическая неделя»

«День космонавтики»

Закрепить знания детей о том, что 12 апреля –День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос –это плод труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и т.д. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание», стр.103;

III

«Во саду ли в огороде»

«Весенняя страда»

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать любознательность, творчество, инициативу.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.73

«Лес –наше богатство»

«Леса и луга нашей Родины»

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр71

Май

«Этот день Победы»

«День Победы»

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая –День Победы. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Н.Г.Зеленова «Мы живем в России», стр.84; Алешина, стр.134; Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина», стр.183.

«Неделя безопасности»

«Правила поведения на природе»

Развивать у детей понимание того, что планета Земля –наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» стр.70; К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 47;

III

«Солнце, воздух и вода –наши верные друзья»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77;

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», стр.108

«Весна кончается –лето начинается»

Уточнить и обобщить представления о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. Развивать любознательность.

С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» , стр. 184

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим и социальным миром детей» в старшей группе. Сентябрь

Предм, соц

Тема: «История возникновения родного города». Пр. сод. Закрепить знания о родном городе: название, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города. Воспитывать интерес к истории города. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о лете». Д/игра «Не ошибись». Пр. сод. Учить устанавливать связь между комплексом условий и состоянием растений и животных. Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. (2.)

Предм, соц

Тема: «Как выращивают хлеб?» Пр. сод. Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о лесе». Пр. сод. Дать детям понять, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Познакомить с таким природным явлением, как ветер. (2.)

Предм, соц

Тема: «Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный». Пр. сод. Закрепить знания о родовом понятии транспорт. Учить сравнивать различные виды транспорта, классифицировать его на наземный, воздушный, водный. (1.)

Природа

Тема: Экскурсия «Деревья на нашем участке». Д/игра «Найди, что опишу». Д/игра «Загадай, мы отгадаем». Пр. сод. Закрепить знание названий деревьев. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Воспитывать бережное отношение к природе. (2.)

Предм, соц

Тема: « Моя семья». Пр. сод. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. (5.)

Природа

Тема: «Беседа о волшебнице – воде». Пр. сод. Рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе (п/и «Ходят капельки по кругу»). (2.)

Октябрь

Предм, соц

Тема: «Страна, в которой мы живем. Природа России». Пр. сод. Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну. (1.)

Природа

Тема: «Грибное царство». Пр. сод. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей. (2.)

Предм, соц

Тема: «Службы специального назначения». Пр. сод. Расширять представление о людях разных профессий. Рассказать о важности и значимости их труда. Учить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера. (4.)

Природа

Тема: «Беседа об овощах». Пр. сод. Формировать обогащенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью; отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении. (2.)

Предм, соц

Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Названия тканей». Пр. сод. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания о свойствах ткани. Познакомить с названиями некоторых видов тканей и способах их получения. (1.)

Природа

Тема: «Осенние изменения в жизни растений. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Пр. сод. Уточнить знания детей об осенних изменениях в жизни растений на основе личных наблюдений. Формировать представления о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности. (2.)

Предм, соц

Тема: «О дружбе и друзьях». Пр. сод. Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. (Персп. План.).

Природа

Тема: «Дом под крышей голубой». Пр. сод . Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. (2.)

Ноябрь

Предм, соц

Тема: «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн». Пр. сод. Закрепить знания о природе России. Познакомить с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. (1.)

Природа

Тема: «Любите землю – матушку». Пр. сод. Объяснить детям, что только любовь к земле и труду дают возможность людям выращивать продукты питания. Рассказать о наиболее простых приемах земледелия. Познакомить с добрым отношением к земле. (2.)

10.

Предм, соц

Тема: «Знакомство с трудом работников швейной промышленности». Пр. сод. Систематизировать знания о классификации одежды (см. зан.5). Закрепить знания о названиях тканей и способах их изготовления. Познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; шьют в ателье, на швейных фабриках. (1.)

Природа

Тема: «Беседа о труде людей осенью». Пр. сод. Систематизировать знания детей о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помочь им. (2.)

11.

Предм, соц

Тема: «Как освещались дома». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания осветительных приборов, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей. Воспитывать интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавших различные предметы.(1.,5.)

Природа

Тема: Рассматривание картины «Пестрый дятел». Пр. сод. Расширить и уточнить круг конкретных представлений у детей о дятле, подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы и ее питанием, движением и образом жизни. Опыт «Какой бывает вода?». (2.)

12.

Предм, соц

Тема: «Мужчины и женщины в семье». Пр. сод. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. (1.)

Природа

Тема: «Беседа об осени (обобщающая)». Пр. сод. Формировать обобщенное представление об осени в неживой природе; состоянии растений, особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». (2.)

Декабрь

13.

Предм, соц

Тема: «Памятники родного города». Пр. сод. Закрепить знания детей о памятниках родного города. Познакомить их с памятником поэту или писателю, который жил и работал в родном городе. (1.)

Природа

Тема: Беседа о том, кто как зимует. Пр. сод. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. (2.)

14.

Предм, соц

Тема: «Знакомство со свойствами дерева и металла». Пр. сод. Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них. (1.)

Природа

Тема : Обучение новым способам ухода за комнатными растениями. Пр. сод. Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу. (2.)

15.

Предм, соц

Тема: «Знакомство детей со строительными профессиями». Пр. сод. Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель. Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает. (1.)

Природа

Тема: Беседа о зимующих и перелетных птицах. Пр. сод . Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. (2.)

16.

Предм, соц

Тема: «Новый год у ворот». Пр. сод. Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его назначении для людей. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание картины К. Юона «Русская зима». Пр. сод. Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы. Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января. (2.)

Январь

17.

Предм, соц

Тема: «В гостях у кастелянши». Пр. сод. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. (5.)

Природа

Тема: Экскурсия в зимний парк. Пр. сод . Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. (2.)

18.

Предм, соц

Тема: «Правила безопасности в городе». Пр. сод. Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице. (1.)

Природа

Тема: Беседа о домашних животных. Пр. сод. Обобщить конкретное представление о домашних животных. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб. (2.)

19.

Предм, соц

Тема: «Москва – столица России. Герб Москвы». Пр. сод . Уточнить знания детей о родном городе. Дать детям знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. (1.)

Природа

Тема: Рассказ о лягушке. Пр. сод. Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. (2.)

20.

Предм, соц

Тема: «Все работы хороши». Пр. сод. Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Птичья столовая». Пр. сод. Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. (2.)

Февраль

21.

Предм, соц

Тема: «Что такое музей? Музеи родного города». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музее города. (1.)

Природа

Тема: Беседа о зиме. Пр. сод. Конкретизировать и углубить представление о зиме. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. (2.)

22.

Предм, соц

Тема: «Знакомство со свойствами стекла и пластмассы». Пр. сод . Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы. Стекло – твердое, гладкое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное. Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов. (1.)

Природа

Тема: Воздух и его роль в жизни человека. Пр. сод. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. (2.)

23.

Предм, соц

Тема: «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников». Пр. сод. Закрепить знания детей о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь». Пр. сод. Формировать представление детей о явлениях зимней природы. Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Познакомить детей со свойствами воздуха. (2.)

24.

Предм, соц

Тема: «Культура и традиции русского народа». Пр. сод. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями. (1.)

Природа

Тема: Праздник «Мы – друзья природы». Пр. сод. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. (2.)

Март

25.

Предм, соц

Тема: «О мамах родных и очень важных». Пр. сод. Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей. (1.)

Природа

Тема: Утренник «Здравствуй, весна!» Пр. сод. Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. (2.)

26.

Предм, соц

Тема: «Театры родного города» (Кукольный театр). Пр. сод. Уточнить знания детей о местах отдыха в родном городе. Дать знания о том, что такое театр, о разновидности театров. Познакомить с кукольным театром. (1.)

Природа

Тема: Сравнительное наблюдение за рыбами. Пр. сод. Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окрасе, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами. (2.)

27.

Предм, соц

Тема: «Из какой посуды раньше ели». Пр. сод. Познакомить детей с историей создания предметов посуды, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей; люди усовершенствовали предметы посуды, чтобы ими было удобнее пользоваться. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавшим различные предметы. (1.)

Природа

Тема: Наблюдение за черепахой. Пр. сод. Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Дать знания о месте обитания черепахи на воде. Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес. (2)

28.

Предм, соц

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам». Пр. сод. Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать в детях любовь к русскому устному народному творчеству. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Назови три предмета», Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка). Пр. сод. Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. (2.)

Апрель

29.

Предм, соц

Тема: «Зоопарк». Пр. сод. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать в них интерес к миру животных. (1.)

Природа

Тема: Знакомство с комнатными растениями. Пр. сод. Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным кленом. Воспитывать интерес к жизни растений. (2.)

30.

Предм, соц

Тема: «День космонавтики». Пр. сод. Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос – это плот труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и др. Воспитывать в детях гордость за свою страну. (1.)

Природа

Тема: Посадка семян гороха. Пр. сод. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Воспитывать интерес к выращиванию овощей. (2.)

31.

Предм, соц

Тема: «Откуда пришла книга». Пр. сод. Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. (1.)

Природа

Тема: Д/игра «Времена года». Пр. сод. Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. (2.)

32.

Предм, соц

Тема: «Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге». Пр. сод. Закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках (информационно-указательных, запрещающих и предупреждающих), о назначении светофора. Учить использовать свои знания на практике. (6.)

Природа

Тема: Беседа о диких животных. Пр. сод. Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком). Учить анализировать объекты, выделять признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели. (2.)

Май

33.

Предм, соц

Тема: «9 Мая – День Победы». Пр. сод. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание веток тополя, березы, ели. Пр. сод. Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. (2.)

34.

Предм, соц

Тема: «Мы все – жители планеты Земля». Пр. сод. Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. (1.)

Природа

Тема: Беседа об уходе за комнатными растениями. Пр. сод. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. (2.)

35.

Предм, соц

Тема: «Предметы, которые нас окружают». Пр. сод. Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы. Расширять представление детей об истории создания предметов человеком, о функциях предметов. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. (1.)

Природа

Тема: Рассматривание одуванчика. Пр. сод. Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения. (2.)

36.

Предм, соц

Тема: «Конкурс знатоков родного города». Пр. сод. Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. (1.).

Природа

Тема: Беседа о весне (обобщающая). Пр. сод. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. (2.)

Литература.

1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».- М.:Элизе Трэйдинг, ЦГЛ,2004.

2.БондаренкоТ.М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет:Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров».-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2004.

4.Вострухина Т.В., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».2-е изд., испр. И допол.- М.:ТЦ Сфера, 2015.

5.Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

6.Хабибулина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий.»-СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.