Логопедические задания для детей с моторной алалией. Игры для детей с моторной алалией учебно-методический материал на тему

22.10.2019 Обувь
с детьми-алаликами раннего возраста

В данной статьей я рассмотрю более подробно логопедическую работу с детьми , страдающими именно моторной алалией.

Моторная алалия у детей представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны.

Первые три года жизни – определяющие для развития ребенка. Именно поэтому ранее речевое развитие (в 3 – 4 года), ранний опыт социального окружения важны для формирования его личности и развития мозга. У ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для жизни активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Детей с моторной алалией характеризуют: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Коррекционная помощь заключается в формировании собственной речи, правильном эмоциональном развитии безречевого ребенка, воспитании желания и потребности общаться с окружающими; ликвидации речевого негативизма, стимуляции и пользования речью, создании эмоциональной заинтересованности вовремя занятий; развитии возможности повторения (отраженная речь) и использовании ее в дальнейшей работе.

К отклонениям от нормального развития у ребенка-алалика относятся:

— недостаточность общей моторной сферы;

— речевой моторики;

— слухового внимания;

— отклонение в области зрительного восприятия (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу);

— отклонения в мотивационной сфере.

Развитие речевой и общей моторики, слухового внимания, зрительных и тактильных кинестетических восприятий необходимо проводить одновременно с развитием речи.

Этапы работы:

  1. Речевую работу с детьми-алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. при ознакомлении с предметом необходимо добиться от ребенка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.
  2. Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу и в доступной для их возраста форме – сказки.
  3. Показывая ребенку незнакомый предмет, важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.
  4. Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка постепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.
  5. После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: му-му-му. Повтори, как мычит корова?»
  6. Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».
  7. Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, необъединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
  8. Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного и тактильного. Так, одно и то же действие или явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.

Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения: чем едят? Что едят? Из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.

Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их названий по памяти на разнообразных видах занятий.

Развитие тактильно-кинестетических восприятий проводится на узнавании путем ощупывания признаков предметов и их свойств.

Развитие пространственных восприятий проводится на предметах, окружающих ребенка. Задания логопеда начинаются с простых предложений-конструкций: «Брось мяч вверх, брось мяч вниз, встань впереди меня, встань сзади меня, подними левую руку вверх, подними правую руку вверх». Затем даются пространственные понятия с включением предложенных конструкций: «Посади куклу на стул, поставь тарелочку на стол».

В подборе речевого материала и материала по воспитанию всех анализаторов – слуховых, зрительных, тактильно-кинестетических необходимо соблюдать строго индивидуальный подход.

Наличие аграмматизма в устной речи, а впоследствии при обучении грамоте и в письменной речи – характерная черта алалика. Занятия по устранению аграмматизма необходимо начинать с самого начала овладения алаликом произносимой речью, показывая правильное произношение и употребление языковых норм. Следует соблюдать общий порядок работы над любой грамматической категорией: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи сглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.

Мощным источником речевого развития ребенка служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности. Всякая речевая реакция ребенка поощряется логопедом и первое время не исправляется, несмотря на ее недостаточность и неполноценность, а иногда даже неадекватность. Наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Логопедическую работу с детьми следует проводить в группе, используя детскую подражательность, создавая эмоциональный фон, эффект соревнования. Это способствует формированию навыка коллективной работы, что важно для предстоящего обучения и социальной адаптации.

Наиболее полное, подробное и современное исследование проблемы моторной алалии было проведено к.п.н. доцентом факультета дефектологии РГПУ им. Герцена Ковшиковым Валерием Анатольевичем («Экспрессивная алалия и методы ее преодоления» СПб., 2006г)

Моторная (Экспрессивная) алалия.

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. ( Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

Экспрессивная алалия - это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. ( Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006.)

Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)

Статистика:

Трауготт в 1940г в СССР на основании исследований выявила 1% всех видов алаликов из всех детей.

В настоящее время в США выделяют детей только с Моторной алалией 8-10% из всех детей;

В настоящее время в России отмечают рост количества детей с Моторной алалией, но точная статистика пока отсутствует.


Моторная алалия лечится (корректируется) логопедом дефектологом.

В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как ребёнок всё понимает, но не говорит. Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные моторной алалии приводящие к .

Причины мешающие излечению Моторной алалии :

Негативное влияние общества на родителей детей с Моторной алалией.

Родители детей с Моторной Алалией испытывают постоянное давление общества, которое мешает им заняться решением проблемы. Это давление могут оказывать близкие родственники, друзья, знакомые различные социальные группы в обществе и в интернете. Что же слышат такие родители?

1. «Не беспокойтесь, само все пройдет. У моего соседа ребенок молчал до четырех лет, а потом заговорил сразу целыми фразами» - очень распространенная история на различных форумах. У меня вызывает сомнение правдивость этой истории. Во-первых, откуда эти люди знают, говорил или молчал ребенок дома. Во-вторых, многие дети на улицах не разговаривают с чужими людьми. В-третьих, возможно, там хорошо поработал логопед, и все увидели уже конечный результат; поскольку часто родители не афишируют свои занятия с логопедом. В-четвертых, это могла быть не моторная алалия, а какое-либо другое речевое или неречевое (психологическое) нарушение, но в любом случае само оно не прошло. В-пятых, понятие «не говорил» у каждого свое – кто-то считает, что пока ребенок не выговорит «бронетранспортер», он не говорит.

Вред этой истории огромен, так как такие советчики останавливают родителей, и родители упускают драгоценное время, необходимое для успешного лечения моторной алалии.

Причем многие врачи жалуются на ту же тенденцию среди населения по поводу «само пройдет».

2. «Примите ребенка таким, какой он есть».Наиболее популярный ответ в интернете по запросу «ребенок не говорит в 2, 3, 4 года» - «само все пройдет», а по тому же запросу « … в 5-6 лет» - «примите его таким какой он есть». Куда же делась у «советчиков» логопедическая работа? Причем, обратила внимание, что часто это говорят одни и те же люди. Если я чего-то не знаю – я об этом не говорю, а они могут.

3. Многие «грузят» родителей чувством вины (в результате которого у детей формируется ) -

· Ищут виноватых: мама, папа или дедушка, который поздно заговорил. Настоящие причины возникновения алалии .

· Говорят, что родители мало занимались с ребенком. А при моторной алалии самостоятельная работа родителей без логопеда практически не приносит результата.

· Объясняют родителям, что «логопеды тянут деньги», ибо «Вон у соседа ребенка за 3 месяца рычать научили, а вы за полгода еще не закончили».

· Обвиняют ребенка в том, что он просто ленивый или упрямый– «он же все понимает, но не хочет говорить», а родители его не воспитывают.

Многие мамы детей с моторной алалией, в целях сохранения психики в таких условиях общественного прессинга, объединяются в различные форумы по алалии для эмоциональной поддержки друг друга. Эмоциональная поддержка там действительно есть. Но при отсутствии специалистов на таких форумах зачастую, наравне с полезными способами разговорить ребенка, присутствует много совершенно ненужных и даже вредных, например, обмен таблетками без рецепта невропатолога. Представьте, что будет с возбудимым ребенком, если ему дать вместо успокаивающих препаратов возбуждающие? Так можно и в реанимацию попасть. ускорить коррекционную логопедическую работу.

У этих форумов есть еще один минус – наравне с людьми, которые всерьез ищут средства лечения ребенка с моторной алалией, там встречаются и ленивые мамы, которые не хотят ребенком заниматься, и им нужно всего лишь оправдание своей лени. Они же очень часто убеждают остальных, что алалия не лечится, значит нужно принять детей такими, какие они есть. А так как есть «положительная динамика» развития, это многих успокаивает. Все забывают, что ребенок с моторной алалией – живой, и как любое другое живое существо он будет развиваться, даже если ничего не делать.Только без логопедической работы речь в норму не придет.

Так как большинство родителей не выдерживают пресс общественного мнения при длительной коррекционной работе с детьми с алалией, в советское время была создана система детских садов (школ) для детей с . В этих детских садах наряду с коррекционной логопедической работой детям обеспечивали правильную языковую среду и ограждали детей от влияния общества, где родители видели своего ребенка только на выходных.

Вывод: дорогие родители, помните, что это только ваш ребенок, и не позволяйте окружающим мешать лечению вашего ребенка, ведь моторную алалию можно излечить, и чем раньше это начать, тем больше шансов на положительный результат.

Родители занимаются не коррекционной логопедической работой, а поисками других способов решения проблемы.

Если задать поисковый запрос по поводу лечения МА, то мы увидим много сайтов, которые говорят о медицинской помощи моторным алаликам, где логопедическая работа упоминается как второстепенная. Хотя на самом деле все наоборот. Это происходит потому, что большинство сайтов по запросу «моторная алалия», находящиеся на первых строчках поисковиков – медицинские. На них предлагаются услуги десятков тысяч врачей, поэтому они находятся наверху поиска. Но о коррекционной логопедической работе большинство из этих сайтов не имеет даже представления. И у людей создается обманчивое впечатление, что логопедическая работа занимает 1-5% сил, времени, денег во всей коррекции алалии, и ровно настолько же она неважна. Хотя те же врачи прекрасно знают, что в коррекции речевых нарушений, таких как алалия, ведущий специалист – логопед.

Еще одна причина, почему многие ищут медицинские способы решения проблемы, связана с тем, что Моторная алалия является следствием . А значит многие думают что лечить ее должен врач, а не какая-то тетя с картинками.

Да, моторная алалия – это следствие органического поражения КГМ. Так же как и , и многие другие нарушения речи, лечением которых занимаются логопеды-дефектологи, обучающиеся несколько лет в университетах. Почему логопеды, лечащие все остальные речевые нарушения органического происхождения, не должны лечить моторную алалию?

Все привыкли, что самое «страшное» это когда ребенок не выговаривает звук Р. На самом деле поставить звук Р, и все другие звуки могут логопеды без высшего образования после 6-месячных курсов или студенты на 1ом курсе после первой сессии. Все остальные годы обучения в ВУЗе логопеды-дефектологи учатся работать с куда входит моторная алалия.

Раньше в советское время логопедия входила в состав «лечебной педагогики», а по-английски логопеды и сейчас так и называются «речевыми терапевтами».

Многие видели дословный перевод алалии как «отсутствие речи» и посчитали, что это является определением алалии. На самом деле отсутствие речи на раннем этапе является лишь одним из симптомов этого речевого нарушения. И многие родители думают, что как только ребенка «разговорили», моторная алалия прошла. Это не так – просто ребенок перешел на следующий уровень – с ОНР-1 на ОНР-2. А так как самостоятельно, без помощи логопеда, речь ребенка в полную норму не приходит, обучаться в обычной школе он не сможет. Поэтому родителям необходимо запастись терпением не на один год коррекции, чтобы дать ребенку полноценную жизнь в дальнейшем. Посмотреть, сколько времени занимает коррекция моторной алалии у меня, и чем мы занимаемся, можно в .

Трудности в диагностики Моторной алалии.

Чаще всего диагноз моторная алалия ставят детям не раньше 5-7 лет, хотя раньше ее диагностировали с 2х-2,5 лет, поскольку именно с этого возраста набирали группы в детские сады с ТНР, а во Франции и Швейцарии и сейчас начинают работу с моторными алаликами в раннем возрасте. Все понимают, алалия это органическое поражение участков головного мозга полученное во время беременности, родов или в самом раннем возрасте. Но при этом ставят диагноз в столь позднем возрасте, так как будто ребёнок прекрасно развивался до 5-7 лет, а потом внезапно перестал говорить, стал агрессивен и поглупел. Или ещё хуже - уже в 2 года был, без речи, агрессивным и со сниженным интеллектом. Таких детей очень мало и они попадают под наблюдение других специалистов сразу же. Но потом в 5-7 лет из ниоткуда появляется много моторных алаликов. Часто проблема ещё и в том, что её просто не умеют увидеть раньше. Для помощи логопедам в диагностике Моторной алалии я собрала

Неправильный выбор логопеда для коррекции моторной алалии.

Ко мне часто обращаются родители неговорящих детей с моторной алалией в возрасте 5-6ти лет. И на вопрос «Где же вы раньше были?» отвечают, что ходили-занимались, результата не было, «вы у нас 5ый (8-ой) логопед». Или -«За нас никто не берется».

Почему же многие логопеды, несмотря на то, что они должны уметь исправлять моторную алалию, не добились результатов?

1. В отличие от постановки звуков, для коррекции моторной алалии необходимо использовать больше половины всех знаний, полученных в институте, а учатся в университетах все по-разному.

2. Моторная алалия – не самый приятный диагноз. И некоторые логопеды стараются понравиться родителям, не говоря им неприятные вещи. И не заставляют родителей изменить свою жизнь на ближайшие годы или не умеют им объяснить, как это сделать. Результатов это, естественно, не дает.

3. Часть логопедов отказывается от работы с моторными алаликами, потому что неоднократно слышали фразу «вы тянете деньги» - а процесс коррекции алалии длительный. Поэтому им на самом деле проще «починить» 10-20 дислаликов за то же время и те же деньги, получить много благодарностей, вместо одного недовольного длительностью процесса алалика.

4. Некоторые логопеды не умеют «разговорить» маленького ребенка с моторной алалией, поэтому говорят «приходите после 5ти лет».

5. Ну и самая главная проблема при выборе логопеда, о которой родители не знают, - это концепция моторной алалии, по которой логопед работает. Существуют , и . Две первых концепции устарели еще в прошлом веке (сами основатели этих концепций пришли к выводам о нерезультативности работы по ним), но логопедов и психологов, работающих по ним, очень много. Я работаю по языковой концепции, поэтому мои выпускники, так же как и у других логопедов использующих эту концепцию, могут не только поступить в обычную школу, но и окончить ее.

Для того, чтобы логопедам освоить языковую концепцию, у меня есть подборка . Так как в интернете большинство литературы по моторной концепции и устарело.

Представление о Моторной алалии:

Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. Пособие для учителей-логопедов.- М.: Просвещение, 1966.

Методика Надежды Ивановны Кузьминой,

Веры Ивановны Рождественской

Рассчитана на дошкольников, посещающих логопедический кабинет при поликлинике, а также для специализированных ДОУ. По мнению авторов, в работе с детьми необходимо учитывать не только речевой аспект проблемы, но и ряд других отклонений.

    Недостаточность общей моторики: дети неуклюжи, с трудом прыгают на одной ноге, ищут опору для рук (рука взрослого, стол, стена), не умеют самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать обувь; двигательные навыки усваиваются с трудом.

    Недостаточность слухового внимания (неумение улавливать отдельные звуки и дифференцировать их).

    Отклонение в области зрительных восприятий (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу).

    Отклонение в мотивационной сфере (недостаточная активность, вялость в работе, пониженный интерес к окружающему).

По всем этим направлениям должна вестись работа наряду с речевой.

Методикой предусмотрено начинать работу с развития и обогащения воспринимаемой

речи. Рекомендуется 3-ступенчатый урок – презентация М. Монтессори. Сначала ребенку показывается предмет (картинка, явление, действие), которое ясно и четко называется логопедом. Затем проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку. Это вторая ступень. Третья ступень – называние предмета словом. У алалика необходимо с самого начала требовать называть предмет хотя бы в лепетной речи.

Урок-презентация выглядит так: 1 – Это мяч. 2 - Дай (покажи) мяч. 3 – Что ты мне дал (показал)?

Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами, по которым работают не менее недели. Темы должны быть из окружающей жизни – «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Техника», «Транспорт» и т.п. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п.

Несмотря на то, что алалики не произносят многие звуки, в работе берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактильному восприятию, более легкие по своей артикуляции: В, Ф, П, Б, Т, Д и др. Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты. Весь материал ребенок должен проговорить за логопедом! Пересказ, а тем более самостоятельный рассказ для алаликов затруднен, поэтому его используют в конце коррекционной работы.

Форма проведения речевых занятий с дошкольниками – игра, особенно на первых порах.

Развитие общей моторики развитие моторики нижних конечностей

    Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки логопеда, матери, за стол, стул.

    Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку (для успешности деятельности ребенка).

    Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно или держась за руку логопеда, матери. При этих движениях логопед обязательно должен отметить, на какой ноге ребенку легче прыгать, при дальнейшей работе по моторике уделять больше внимания развитию этой конечности.

    Ходьба - шаг на месте, на носочках, на пятках, маршировка по кругу.

    Ходьба с подниманием и опусканием рук («как птички, как бабочки»), с покачиванием рук над головой («Как колоски, как деревья»).

    Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

    Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

    Прыганье через скакалку.

    Комплекс физических упражнений в виде зарядки, физминутки, игры.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

    Игры с мячом (диаметр 15-20 см): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя в пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери, ребенку.

    Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (прокатывание между стульями, кубиками, ножками стола).

    Игра в «городки» - попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, кубики, кегли и др.). Усложнение – попасть мячом в конкретную игрушку из нескольких предлагаемых.

    Катание по полу обруча.

    Лазание по шведской стенке.

    Конструирование домиков, столов, скамеек из кубиков, конструкторов и строительного материала по образцу, потом по памяти. На этом же материале вести знакомство с цветом, свойствами материалов, величиной, пространственными и временными представлениями.

    Складывание из кубиков простых картинок по образцу (сначала предметных, потом сюжетных; из 2, 3, 4, 6, 9 кубиков).

    Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.

    Раскладывание и сбор разборных игрушек – матрешек, шаров, яиц, чашек; нанизывание пирамид.

    Составление предметных разрезных картинок сначала по образцу, затем по памяти.

    Складывание из палочек, полосок, спичек геометрических фигур, элементов букв, букв (П,Т, Х, Ш) по образцу и по памяти.

    Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами, фломастерами, мелками.

    Вырезывание по прямой линии цветных полосок, фигурок по контурам.

    Раскрашивание рисунков по контурам (раскраски).

    Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

    Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

    Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы («в замок»), в стороны (разрывание цепи).

    Сжимание и разжимание резиновой груши, упругого мячика.

    Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

    Выполнение упражнения «решетка»: сделать решетку из 2 пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

    Упражнение «коза», пальчиковая игра; многократно одной рукой (правой, левой), обеими.

    Упражнение «Пальчики здороваются»: приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.

    Работа с мозаикой.

    Шитье на ручной игрушечной машинке.

    Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

    Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

    Работа с дидактическим материалом по обучению навыкам самообслуживания – застегивание замка-молнии, «липучек», пуговиц, крючков, завязывание шнуров, шнурование и т.п.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ – ЛЕПКА

    Скатывание шариков – орешков.

    Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

    Скатывание жгутиков, свертывание их в баранки, нанизывание их на ленточку.

    Лепка детей по их замыслу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Речевое сопровождение в форме несложных звукоподражаний

    «Пчелки полетели» - звук З. Варианты: «Жуки полетели» - звук Ж, «Мухи …» - звук З; «Комары …» - звук Зь.

    «Поезд» - звук У.

    «Лошадки» - игра в парах, произносит НО, НО, НО…

    «Пильщики». Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук З.

    «Мишка». Изобразить, как тяжелой походкой ходит медведь, одновременно произнося: ТО, ТОП, ТОП…

    «Зайка». Поскакать на носочках, подставив указательные пальчики над головой, и произносить: СКОК, СКОК, СКОК…

    «Козочка». Дети семенят ножками, произнося: ТУПЫ, ТУПЫ, ТУПЫ…

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Упражнения для губ

    Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

    Открывание и закрывание губ. Вытягивание губ вперед, выполнение сосательных движений.

    Всасывание верхней губы под нижнюю, нижней под верхнюю, чмоканье вытянутыми губами.

    Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

Упражнения для языка

    Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

    «Часики».

    Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

    «Птенчик».

    «Лопаточка».

    «Иголочка».

    «Чашечка».

    «Лошадка».

    Присасывание языка к небу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук ТРР.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звуки С – З – Ц

    Свист в пузырек –ССС…

    Накачивание воздуха насосом – ССС…

    Полет осы – ЗЗЗ…

    Поманить рукой цыплят – ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП…

Звуки Ш- Ж- Ч – Щ

    Звук лопающегося пузыря – ШШШШ…

    Мама спит – ШШШШ…

    Кукла спит – ШШШШ…

    Гусь шипит –ШШШШ…

    Жук жужжит – ЖЖЖЖ…

    Паровоз пыхтит – ЧЧЧ… (ЧУ – ЧУ – ЧУ).

Звуки Р – Л

    Болтушка – БЛБЛБЛБ…

    Остановить лошадку – ТПР (язык между губами – язык вибрирует).

    Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

    Балалайка. БЗЫНЬ – ДЗЫНЬ… или ДЫН – ДЫН – ДЫН. Можно одновременно производить вибрацию языка пальцем.

    На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки К – Г – Х

    Покашливание при вызывании звука К.

    Подражание крику кукушки для вызывания звука К.

    Подражание крику гуся для вызывания звука Г: ГА – ГА – Га…

    Подуть на озябшие руки для вызывания звука Х.

    Подражание рубке дров с произнесением междометия УХ.

    Изображение зубной боли с произнесением междометия ОХ.

    Подражание смеху ХА – ХА – ХА.

Звуки В – Ф – Б

    Подражание вою ветра – ВВВ…

    Потушить свечку, подуть на «ушибленное место» руки, подуть на горячий чай – ФФФ…

    Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука Б.

    Игра в бирюльки: при произнесении звука ВВВ … производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука Б.

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Воспитание слухового внимания

Воспитание слухового внимания проводится на узнавание звуков музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов; на указание направления звука инструментов, игрушки; на воспроизведение ритма в постукивании.

      Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах. Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки, затем ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться. После этого логопед играет на одном из инструментов, ребенку открывают глаза и предлагают указать, на каком инструменте играл логопед, дают его поиграть. Затем спрашивают название инструмента.

      Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн, рожок, свисток, колокольчик и др.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

      Воспитание слухового внимания на издаваемых различными предметами звуках: свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу, железу, шуршание бумаги, шаркание ногой по полу и т.п. Здесь также сначала ребенка знакомят со звуками, потом он угадывает звук, затем сам воспроизводит и называет звук, предмет и действие.

      Указание направления звука инструмента или игрушки: В кабинете должны быть несколько детей, которые рассаживаются по разным углам кабинета; одному завязывают глаза; один из детей играет на каком-нибудь инструменте, после чего у ребенка-алалика снимают повязку с глаз, и он должен указать направление услышанного звука.

      Воспроизведение ритма хлопков в ладоши, стука о стол карандашом и т.п.: например, логопед ударяет в ладоши 2 раза и просит ребенка сделать столько же хлопков. Варианты заданий различны.

      Воспитание слухового внимания к речи на выполнении приказаний и поручений. Логопед, прикрывая рот листом бумаги, говорит ребенку: «Дай кошку. Дай собаку» и т.п. Безошибочное выполнение заданий логопеда свидетельствует об умении ребенка слушать и слышать чужую речь.

Воспитание фонематического слуха

Фонематический слух –это представление ребенка о звуковом составе слова.

Основные этапы воспитания ФС:

      различение и выделение а) слов в предложении; б) слогов в слове; в) звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества;

      дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

Различение, выделение слов в предложении надо проводить в игровой форме; например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в 2, 3 слова.

Сказать ребенку предложение в 2, 3 слова, например «Мама дома», и предложить ему сосчитать в этом предложении слова. При назывании каждого слова хлопать в ладоши, отбивать мячом или притопывать ногой столько раз, сколько слов в предложении.

Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мячом в пол или подбрасывание вверх и притопывание ногой.

Логопед показывает картинку и называет первый слог картинки под хлопок, а ребенок заканчивает слово, делая хлопок в ладоши. Например: СА-НИ, ША-РЫ, ЛО-ПА-ТА.

Дети бросают друг другу мяч, произнося по слогам имена детей; подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий – второй: ТА-НЯ, МИ-ША, МА-ША и т.п.

Дети самостоятельно называют предметы, картинки, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

Выделение звуков в слоге и слове надо начинать с гласных звуков – А, О,У, И в слогах (АУ, УА), словах (АНЯ, АИСТ), а затем переходить к выделению согласных сначала в звукоподражаниях (МУ, АМ), а затем в начале и конце слова (ММАМА, ДОММ, ММУКА, ДЫММ).

Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале – на игрушках, на картинках. Логопед показывает их: САНИ – ШУБА, ЗАЙКА – ЖУК, ЛОПАТА – РАМА; ребенок называет эти картинки, выделяя первый звук.

Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например, на Л - Р, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д –Т, называет их.

В период обучения ребенка грамоте воспитание ФС увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «БАЮ – БАЮ- БАЮ – БАЙ…», «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ – ЛЮЛИ…», «АЙ ЛЮЛИ, АЙ ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ…» и т.д.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ

Работа по развитию зрительных восприятий проводится на воспитании понятий цвета, формы, величины.

      Понятие о цвете начинается с просьбы дать предмет такого же цвета, т.е. по образцу. Пример: логопед показывает карандаш красного цвета и просит найти карандаш такого же цвета.

      Показывает красный кубик и просит найти кубик такого же цвета.

      Найти такой же цвет в окружающей обстановке. Например, красное платье на ребенке, красную ручку на столе и т.д.

      Положить в коробку сначала карандаши одного цвета, например, одни красные.

      Положить в ящик кубики тоже одного цвета – красные. ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК ТВЕРДО УСВОИЛ ЭТОТ ЦВЕТ ПО ОБРАЗЦУ, МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОГО ЦВЕТА. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ КРАСНУЮ ПОЛОСКУ БУМАГИ И ГОВОРИТ: «ЭТО КРАСНАЯ».

      Логопед, обращаясь к ребенку, просит дать ему КРАСНЫЕ ПОЛОСКИ со стола, КРАСНЫЕ КАРАНДАШИ, КРАСНЫЕ КУБИКИ и т.д.

      Сложить в коробку все карандаши, кубики, полоски красного цвета и т.п. ЭТИ ЗАНЯТИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДО ТВЕРДОГО УСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ДАННОГО ЦВЕТА. ЗАТЕМ ЛОГОПЕД ПЕРЕХОДИТ К УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДРУГОГО ЦВЕТА НА ТАКИХ ЖЕ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ. ПОРЯДОК УСВОЕНИЯ ЦВЕТОВ: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ. После усвоения основных цветов можно переходить к занятиям по различению этих цветов.

      Дай красный шар, надень синее кольцо на палочку пирамиды и т.д.

      Игра в цветную посуду: дай красную, синюю, зеленую чашку; дай красный чайник, желтый и т.п.

      Игра в «Разноцветные картинки». Дай красный, синий, желтый, зеленый шар. Дай синюю, красную, желтую шапочку и т.д.

      Найди в комнате предметы красного, синего, зеленого и т.п. цвета.

      Найди на себе красный, синий, зеленый, желтый и т.п. цвет одежды.

      Закрась контурные картинки – шар, треугольник – в требуемый цвет.

      Закрась соответствующим цветом мак, елочку, лимон, василек. Детские работы логопед сохраняет для сравнения продвижения в навыках.

Развитие зрительных восприятий на формах предмета начинается с показа логопедом предметов одной формы – круглый мяч, круглый шар, яйцо, яблоко, апельсин, пуговица.

      Логопед показывает круглый шарик и просит найти предмет такой же формы.

      Найти предмет такой же формы в окружающей обстановке.

      Нарисовать предмет такой же формы по образцу: шар, мяч, пуговицу и т.д.

      Нарисовать предмет такой же формы по памяти.

      Слепить из пластилина.

      Вырезать эту форму из бумаги по контуру. ПОСЛЕ УСВОЕНИЯ ФОРМЫ ПО ОБРАЗЦУ МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОЙ ФОРМЫ: ЭТО КРУГЛЫЙ МЯЧ, ЭТО КРУГЛОЕ ЯБЛОКО, ЭТО КРУГЛАЯ ПУГОВИЦА.

      Логопед просит дать ему круглые предметы из шкафа.

      Вынуть круглые предметы из мешочка и назвать предмет и форму: КРУГЛЫЙ МЯЧ.

Таким же образом проводится развитие зрительных восприятий на других формах и параметрах величины предмета: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий и др.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкости – твердости; вкуса: горький – сладкий; веса: тяжелый- легкий; термических свойств: холодный – горячий. Можно использовать такой материал:

    мягкий пластилин, мягкая ткань, мягкая подушка, мягкая шапочка, шарф…;

    твердый орех, сахар, кубик, расческа…;

    сладкая конфета, сахар, варенье, торт…;

    горький перец, лук, горчица, лекарство …;

    тяжелый стол, молоток, ящик, книга…;

    легкий кубик, шарик, лист бумаги, шелк…;

    холодная вода, лед, металл, пол, руки …;

    теплая батарея, вода, чай, молоко …

Каждое понятие (свойство предмета) дается по единому плану:

      Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит «Дерево твердое».

      Логопед кладет на стол сахар, хлеб, пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать все твердое. Эти предметы кладутся в другую сторону.

      Находит мягкие, твердые и т.д. предметы в кабинете и, если возможно, называет их.

Тактильно-кинестетические ощущения логопед широко использует при постановке звуков игровыми приемами (С – Ш, В – Ф, П – Б, С – З, Х, Ч, Ш и др.)

3.4 Практические задания

Развитие пассивного словаря

Предлагаемые задания для развития понимания речи предназначены для детей, которые владеют некоторым пассивным предметным и глагольным словарем.

Понимание речи на этом уровне речевого развития часто характеризуется неточностью.

Желательно, чтобы дети научились различать количество предметов (много -- мало -- один), величину (большой -- маленький), вкус (сладкий -- соленый), а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету или величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Однако надо знать, что такие задания доступны лишь в том случае, если у них сформированы представления о количестве предметов: один -- много.

Задание 1 . Научить детей узнавать предметы по их назначению.

Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

Фрагмент одного занятия

Задание 2 . Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию.

На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Задание 3 . Научить детей соотносить слова один -- мало -- много с соответствующим количеством предметов.

В условиях специализированного детского сада для детей с нарушениями речи это задание можно соединить с занятиями по счету.

Задание 4 . Научить детей соотносить слова большой -- маленький с величиной предлагаемых предметов.

Задание 5 . Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

а) без предмета:

иди -- стой иди -- прыгай

садись -- встань беги -- иди

ложись -- садись беги -- стой

сиди -- лети прыгай -- беги

б) с предметом или предметами:

возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове; возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.

Задание 6 . Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.

а) без предмета:

иди -- не ходи прыгай -- не прыгай

садись -- не садись дыши -- не дыши

беги -- не беги улыбнись -- не улыбайся

ложись -- не ложись закрой глаза -- не закрывай глаза

вставай -- не вставай катайся -- не катайся

пей -- не пей пой -- не пой

б) с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет):

возьми -- не бери кубик дай -- не давай обруч

неси -- не неси обруч спрячь -- не прячь мяч

подними -- не поднимай мяч убери -- не убирай кубики

Вначале логопед утрированно (если это необходимо) интонирует отрицание или утверждение (отрицание -- строгой интонацией, утверждение -- мягкими, ласковыми интонациями). В дальнейшем ребенок должен ориентироваться только на значение отрицательного слова.

Задание 7 (только для группы детей). Научить различать, к кому обращена команда-просьба.

«Вова, сядь.-- Дети, са- Таня, прыгай.-- Дети, прыгайте».

«Вова, встань.-- Дети, Таня, подними руки.--Дети,

встаньте. поднимите руки».

«Нина, беги.-- Дети, бегите. Вова, закрой глаза.-- Дети,

закройте глаза».

Задание 8 . Научить детей по форме глаголов повелительного наклонения различать, к кому обращены просьбы -- к одному лицу или нескольким лицам:

иди -- идите ложись -- ложитесь

сядь -- садитесь прыгай -- прыгайте

беги -- бегите закрой глаза -- закройте глаза

подними руки вверх -- поднимите руки вверх

Задание 9 . Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение).

возьми шар -- возьми шары

возьми мяч -- возьми мячи

возьми гриб -- возьми грибы

возьми цветок -- возьми цветы

возьми (дай): кубик - кубики, карандаш - карандаши, лопату - лопаты, книгу - книги, картинку - картинки;

подай тетрадь - подай тетради.

Задание 10 . научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).

Инструкция. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).

дом - дома

глаз - глаза

перо - перья

дерево - деревья

стул - стулья

окно - окна

лист - листья

крыло - крылья

Если дети не могут выполнить задания 9 и 10, логопед должен выяснить. Усвоены ли ими понятия «много» и «один».

Следующие предлагаемые задания направлены на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией. Первоначально дети в своем понимании ориентируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдельных частей слова. В такой поэтапности нет необходимости, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.

Задание 1 . Научить детей различать слова (существительные), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):

вагон -- газон козел -- осел мыло -- Мила

земля -- змея бочка -- точка крыша -- крыса

горшок - порошок полено -- колено нос -- воз

Задание 2 . Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается.

Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает.

Задание 3 . Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет -- умывается -- стирает несет -- везет

бежит -- прыгает подметает -- чистит

лежит -- спит шьет -- вяжет

строит -- чинит

Игровой прием к заданию

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?» Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи, кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом.

Задание 4 . Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

застегни пальто -- расстегни пальто, сними шапку -- надень шапку;

отнеси -- принеси, намочи--отожми, завяжи -- развяжи, открой -- закрой, найди -- спрячь, войди -- выйди, вымой -- вытри, включи -- выключи.

Задание 5 . Научить детей понимать действия, изображенные на сюжетных картинках:

вытирается -- вытирают, одевается -- одевают, купается -- купают, катается -- катают, умывается -- умывают, обувается -- обувают, качается -- качают, причесывается -- причесывают.

Фрагмент одного занятия

После того как дети познакомились с парными сюжетными картинками, на одной из которых какое-то лицо, например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает совершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса подсказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама причесывается, а где ее причесывают?» и т. д.

На следующем этапе из контекстов вопросов убираются все подсказывающие слова, и дети должны ориентироваться на грамматические формы глаголов, например: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают», «Где Вову вытирают, а где Вова вытирается?».

Задание 6 . Научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях:

завернут (-а, -ы) -- развернут (-а, -ы) кукла, конфета;

завязан (-а, -ы) --развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застегнут (-ы, -о) -- расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет (-а) -- раздет (-а) кукла, девочка, мальчик;

открыт (-а, -о) -- закрыт (-а, -о) окно, шкаф, форточка.

Задание 7 . Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -- одному лицу или нескольким лицам:

спит -- спят летит -- летят

бежит -- бегут лежит -- лежат

идет -- идут везет -- везут

сидит -- сидят едет -- едут

стоит -- стоят несет -- несут

Фрагмент одного занятия

Логопед готовит сюжетные картинки, на одной из которых действие совершает одно лицо, а на другой это же действие совершают в этой ситуации несколько лиц. Сначала дети учатся различать грамматическую форму единственного и множественного числа глаголов, ориентируясь в понимании на подсказывающие слова, например: «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят», «Где девочка прыгает, а где дети прыгают?». Затем одни и те же существительные даются в единственном и множественном числе: «Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке», «Где машина едет по дороге, а где машины идут по дороге?». Если такая постановка вопросов не вызывает затруднений в понимании, то из контекста вопросов убираются все подсказывающие слова и детям предлагается ориентироваться только на грамматическую форму глагола изъяснительного наклонения, например: «Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолеты). В синем небе летит что? (самолет). По реке плывет что? По реке плывут что?»

Задание 8 . Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие, например:

Женя упал.-- Женя упала.

Женя встал.-- Женя встала.

Женя вымыл руки.-- Женя вымыла руки.

Женя вытер руки.-- Женя вытерла руки.

Женя подмел пол.-- Женя подмела пол.

Женя убрал свои игрушки.-- Женя убрала свои игрушки.

Задание 9 . Научить детей различать, кому из них надо совершать действие:

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.

Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Активизация речевого подражания

Ответственным моментом в логопедической работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторить) одни и те же звукосочетания неоднократно. Например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: «му», «ко-ко» и т.д., цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле).

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам).

Подудим мы в свою трубу.

Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.

«Дом маленький, дом большой».

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх).

Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай.

Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед. Бормочут куры по ночам.

(Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах.)

Дети. Tax-тax-тax.

Логопед. Поднимем руки мы к плечам.

(Дети выпрямляются, делают вдох.)

Потом опустим так.

Дети. Ко-ко-ко.

Формирование первых форм слов

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным достижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова в одном предложении, например «Петя, пусти» или «Дай шарик».

Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов, аморфных слов или неизменяемых существительных в именительном падеже, а в повелительной форме глагола. Надо помнить, что некоторые дети не сразу могут овладеть слоговой структурой предлагаемых глаголов, поэтому вначале допустимо проговаривание только ударного слога, но в дальнейшем должны воспроизводиться минимум два слога.

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т. д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Задание 1 . Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки. Примерный лексический материал

Организация обучения вождению автомобилей

ЗВУКИ [В], [ВЬ]

:

ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

ЗВУКИ [П],[ПЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

Мама мыла пол. Петя пьёт.

У Паши палка. Поля поёт.

ЗВУКИ [Б], [БЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения :

БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

КОТ ГОСТИ

У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

Кто тут?

Тут Тоня. Тут Таня.

ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения:

ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

ДУДКА ДЫНЯ

У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

Дина, дай дыню!

На, Дуня, дыню

ЗВУКИ [К],[КЬ]

Учимся проговаривать слова и предложения :

КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

МАК БАНТ

У Кати мак. У Кати косы.

На, мама, мак. – На, Катя, бант.

Дай, Катя, мак.

ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

    – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

Кур стерегу! Кто там?

Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

Снеслась в кустах! Молока кому?

Кто так кричит? - Кто так кричит?

Как кричит курочка? - Как кричит корова?

3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

Пугаю кур! Будет дождь с утра.

Кто так кричит? - Кто так кричит?

Как кричит кот? - Как кричит ворона?

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

    Тра-та-та! Тра-та-та! 4. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

    Мы на поезде сидим, 5. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у!

3– Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 6. Гули-гули-голуби

В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!

Побуждаем ребенка к произвольному выдоху,

Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Развиваем собственные ощущения с использованием различных поверхностей

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

Формируем произвольный ротовой выдох.

Игра «Шарик» : взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга , который находится в тазике с водой.

Учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

А . Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предва рительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрят ался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для ку кольного театра).

Б . Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных дей ствий ручками

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, дей ствуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются слова ми:

С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки)

На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям

Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произ вольному произнесению звукоподражания «а -а- а», развивать слуховое внимание.

Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного мешочка предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием «а - а - а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами:

«Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

Активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож даются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Формируем произвольный выдох.

Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

Учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Игра «Айболит »: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

    У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

    Как плачет Зайка?

    У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

Учим продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро вождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок!

Учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разво дя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали, Поехали - поехали,

С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

Желтой, большой, Круглым и большим,

Вот какой! Вот каким (показ руками)

(Взрослый разводит руки ребенка

в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цвет ной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро вождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

Учить ребенка произвольному выдоху.

Игра «Горячий чай ». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»

Учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра « Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрос лый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».

Формируем длительный произвольный выдох.

Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассо вый кораблик в тазике с водой

У чить соотносить предметы по признаку цвета

Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (ку бики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции:

Учить соотносить предметы по признаку цвета .

Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на»).

Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох .

Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Формируем длительный целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

Развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста .

Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

Учить продолжительному и целенаправленному выдоху.

Игра «Чей паровоз громче гудит».

Для проведения игры необходимы несколько маленьких пузырьков с узким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку - подуть в каждый пу зырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2 - 3 предъявленных пузырь ков гудел (свистел) громче.

Формируем целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Игра «Погреем руки». Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Не обходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

Развивать моторику обеих рук.

Взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги или газеты, сделав из него бу мажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений с бумажным мячиком:

Кистью руки отталкивать, перекатывать по столу

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

Игра "Пузырьки » проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ро товой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

Игра «Мотыльки»: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бу мажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел и т.п.

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Игра «Воздушные шары» ; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, кото рый находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Слово на

Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).

Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).

Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или бабушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или бабушке.

Слово дай

Мама, дай мяу-мяу... (кошку).

Мама, дай му-му... (корову).

Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).

Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).

Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).

Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку !

Цель : ,

налаживание контакта .

Ход игры : Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку .

-Давай здороваться . Дай ручку !

Чтобы не испугать малыша , не следует проявлять излишнюю напористость : не

подходите слишком близко , слова обращения к ребенку произносите негромким ,

детский стульчик - лучше , чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне ,

могли смотреть в лицо друг другу .

Привет ! Пока !

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Ход игры : Педагог подходит к ребенку и машет рукой , здороваясь .

-Привет ! Привет !

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие .

-Давай здороваться . Помаши ручкой ! Привет !

При прощании игра повторяется - педагог машет рукой .

-Пока ! Пока !

Затем предлагает малышу попрощаться .

-Помаши ручкой на прощание . Пока !

Этот ритуал встречи - прощания следует повторять регулярно в начале и в конце

занятия . Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы , научится

приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно . Эта игра полезна

тем , что учит правилам поведения между людьми .

Хлопаем в ладоши !

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Ход игры : Педагог хлопает в ладоши со словами :

-Хлопну я в ладоши , буду я хороший ,

Хлопнем мы в ладоши , будем мы хорошие !

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним :

-Давай похлопаем

в ладоши вместе .

Ку - ку !

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание контакта ; развитие внимания .

Оборудование : кукла Петрушка { в ступке ).

Ход игры :

Педагог показывает малышу игрушку ( Петрушка спрятался ).

- Ой ! Кто это там прячется ? Кто там ? Затем Петрушка показывается со словами : - Ку - ку ! Это я , Петрушка ! Привет !

Петрушка кланяется , вертится в разные стороны , затем снова

прячется . Игру можно повторить несколько раз .

Котёнок

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта . Оборудование : мягкая игрушка котёнок .

Ход игры : Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает

погладить его .

- Смотри , какой к нам . пришёл котёнок - маленький , пушистый .

Давай погладим котёнка - вот так .

Действие сопровождается стихотворением :

Киса , кисонька , кису ля ! -

Позвала котёнка Юля .

Не спеши домой , постой ! -

И погладила рукой .

Можно продолжить игру с котёнком : напоить его молочком , показать , как

котёнок умеет прыгать , махать хвостиком

Шарик

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Оборудование : маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в

зажатой ладони ).

Ход игры : Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть .

- Смотри , какой красивый шарик . Давай поиграем : я шарик буду прятать , а

ты угадывай , в какой он руке .

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак . Затем

выставляет обе руки , зажатые в кулаки , вперед и предлагает ребенку угадать и

показать , в какой руке находится шарик . После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь .

- В какой руке шарик - угадай ! Правильно угадал - вот он , шарик , смотри !

Давай спрячем шарик еще раз !

Хлопушки

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Ход игры : Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по

ним .

Детка хлопать так умеет ,

Своих ручек не жалеет .

Вот так , вот так - так ,

Своих ручек не жалеет !

Тритатушки - три - та - та !

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Ход игры : Взрослый усаживает ребенка на колени , лицом к себе , держит

ребенка за пояс . Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево - вправо ,

вверх - вниз ), сопровождая движения многократным проговариванием слов :

- Тритатушки - три - та - та ! Тритатушки - три - та - та !

По ровненькой дорожке !

Цель : развитие эмоционального общения со взрослым , налаживание контакта .

Ход игры : , затем начинает

ритмично подбрасывать его , . В конце игры педагог

делает вид , что роняет ребенка .

По ровненькой дорожке ,

По ровненькой дорожке ,

По кочкам , по кочкам ,

По ухабам , по ухабам ,

Прямо в яму - Бух !

Тушки - тутушки !

Цель : развитие эмоционального общения ребенка со взрослым , налаживание

контакта .

Ход игры : Педагог усаживает ребенка к себе на колени , затем начинает

ритмично подбрасывать ребенка вверх , сопровождая движения потешкой . В конце

игры педагог делает вид , что роняет ребенка .

Тушки - тутушки !

Сели на подушки .

Пришли подружки ,

Столкнули с подушки -

Бух !

Развитие общего подражания

Котята


Цель : развитие подражания движениям взрослого ; развитие понимания речи .

Ход игры : Предложите детям поиграть в котят .