Занимаемся по теме: "День Победы"
Дети должны знать:
· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;
· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.
Лексика
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.
Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…
Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.
Грамматический строй речи
1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)
Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;
Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;
Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;
Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;
Отважный – отважно; лёгкий - легко
2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)
Смелый – трусливый;
Победитель - побеждённый;
Друг – враг;
Защитник – завоеватель;
Война – мир;
Добро – зло;
Герой – трус;
Победа – поражение.
3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..
Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….
4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»
Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;
Армия наступает – наступающая армия;
Воин сражается – сражающийся воин;
Боец защищает – защищающий боец;
Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;
Враги отступают – отступающие враги;
Страна празднует – празднующая страна.
Связная речь
1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)
Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.
«Собака-санитар»
Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.
Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).
Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).
Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).
Какая была собака? (Это была санитарная собака).
Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).
Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)
Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)
Развитие внимания, памяти, мышления
1. Выучить стихотворение
Нужен мир
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Дети должны усвоить: что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.
Лексический материал (словарь): праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т. д.
Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.
Вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников. Подумай и ответь на вопросы:
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Лексическая тема: «ЛЕТО»
Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Понаблюдать вместе с ребёнком за летними изменениями в природе. Повторить и закрепить названия летних месяцев. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.
Ветер, сильный и могучий,
Вдруг нагонит в небе… (Тучи)
Побежали по дорожке серебристых нитей ножки. (Дождик)
Огненная змейка
В небе появилась.
Как она средь тучек
Серых появилась?
Через речку прыг да скок-
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга.
Тема: «Безопасность»
Люди могут ходить только по тротуару. Играть и бегать на тротуарах нельзя.
Улицу можно переходить только по переходу, на зелёный свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.
Всем ребятам, спору нет, Светофор. Зелёный свет.
По душе . Проходи. Препятствий нет.
Но кататься детворе А когда зажёгся красный,
Можно только во дворе. Стой! Теперь идти опасно.
Встало с краю улицы Где машины движутся,
В чёрном сапоге Где сошлись пути,
Чучело трёхглазое Помогает улицу
На одной ноге. Людям перейти.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День Победы»
Описание материала:Ход занятия.
Организационный моментИгровое упражнение «Барабанщики»
(выполнение упражнения с палочками: повторение ритмического рисунка)
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
- «Язык-силач»;
- «Пулемёт».
Наши солдаты были не только сильными и отважными. Очень важно было обладать смекалкой, вниманием, сообразительностью. Давайте и мы с вами потренируем наш ум – разгадаем кроссворд.
2. Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
3. Какие «четвероногие бойцы» помогали солдатам в годы войны искать мины, вытаскивать раненых с поля боя, доставлять донесения. (собаки)
4. Чем награждали особо отличившихся в боях солдат (медаль)
5. Блестят сапоги и блестят на плечах автоматы.
Идут ровным строем матросы, пехота, солдаты
Сегодня девятое мая и каждый по-своему рад
Встречают победный на площади Красной (парад)
6. Знаменитая боевая машина, названная в честь известной военной песни. (Катюша)
Какое получилось слово?
- Великое и значимое слово ПОБЕДА!
Победа была не легкой. Многие не вернулись с войны, защищая нас с вами, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Погибшие в боях за нашу счастливую жизнь навсегда останутся в нашей памяти.
«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы, ("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица, (указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло. (поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо! (Ладошки в кулачках, большой палец вверх)