Кто нам милее отцы или дети. «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

20.06.2020 Обувь

Родители любят представлять, как будет выглядеть их будущий ребенок. Унаследует ли он мамины глаза или папин нос? Существуют ли какие-то определенные черты, которые мы получаем от каждого родителя?

Генетика - интересная и очень сложная вещь. Ребенок получает 23 хромосомы от матери и 23 - от отца, и существует множество вариантов того, как они будут сочетаться, и каким будет конечный результат. Хотя генетическое влияние в целом равноценно со стороны обоих родителей, многие ученые приходят к выводу, что отец порой оказывает большее влияние, чем мать.

1. Цвет глаз

Темный цвет глаз, такой как карий и черный является доминантным, в то время как светлый цвет глаз, например, голубой, является рецессивным. Обычно ребенок наследует доминантный цвет глаз родителей. Так, например, если у папы карие глаза, а у мамы голубые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым.

Но так происходит не всегда. Если у отца рецессивный цвет глаз, например, голубой или зеленый, у ребенка больше шансов унаследовать цвет глаз отца.

2. Ямочки на щеках

Что может быть прелестнее ямочек на щеках, и если у вашего отца были ямочки, велика вероятность того, что ребенок родится с такими же милыми ямочками.

Ямочки на щеках являются доминантной чертой, и их появление связано с расположением мышц на лице.

3. Рисунок отпечатков пальцев

У каждого человека свои уникальные отпечатки пальцев, и они не повторяются у родителей и у детей. Однако существует генетическая предрасположенность в отношении отпечатков пальцев.

Отпечатки отцов и детей хоть и никогда не бывают одинаковы, очень похожи. Посмотрите на руки ребенка, и вы увидите похожие завитки или дуги и у отца.

4. Симметрия лица

Генетика играет большую роль в том, какие черты лица или соотношение этих черт появятся у ваших детей.

Дети склонны наследовать симметрию лица отца, и если, глядя на вашего сына или дочь, вы отчетливо видите его отца, то для этого есть своя причина.

5. Рост ребенка

На рост ребенка оказывают влияние гены обоих родителей, однако отец играет большую роль в том насколько высоким или низким будет ребенок. Если отец высокий, то дети тоже будут высокими, может быть не такими высокими, как отец, если мать низкого роста, но тем не менее.

6. Вес ребенка

Вес в большей части определяется генетикой, и существует связь между весом родителей, а в особенности отца, и весом детей, когда они повзрослеют.

Интересно, что вес отца может влиять на вес ребенка при рождении. Так, если гены отца выражены во время беременности и внутриутробного развития ребенка, то гены матери могут быть подавлены в какой-то степени.

7. Волосы

Как и в случае с глазами, доминантные и рецессивные гены оказывают большое влияние на цвет волос.

Темные волосы являются доминантными, и если у вашего отца темные волосы, то у вас они тоже, скорее всего, будут темными.

Более того, гены отца играют решающую роль в том, какой будет текстура волос ребенка. Если у отца кудрявые волосы, то маловероятно, что у ребенка будут прямые волосы.

8. Губы

Что касается формы и размера губ, гены отца могут существенно повлиять на эту черту. Полные губы являются доминантной чертой, и если у отца полные губы, то у ребенка тоже, скорее всего, будут полные губы.

9. Проблемы с зубами

К сожалению или к счастью строение зубов, а также проблемы, связанные с ними, это наследственная черта. Если у отца были плохие зубы, то вероятно ребенку тоже придется столкнуться с проблемами.

Знали ли вы, что существует ген, отвечающий за появление щербинки между зубами? Если у вашего отца была щель между зубами, не удивляйтесь, если унаследуете такую же.

10. Склонность к риску

Если отец любит рисковать, то это может наложить отпечаток на личность будущих детей. Считается, что личность человека в какой-то степени предопределена с рождения.

Так, например, существует ген, отвечающий за поиск новизны и склоняющий человека к рискованному поведению. Человек, который склонен к авантюрам, скорее всего унаследовал эту особенность от отца.

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Пояснение.

Драмой называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

Ответ: драма.

Какое прозвище дали обитатели Калинова Марфе Игнатьевне Кабановой?

Пояснение.

Фамилия у Марфы Игнатьевны была Кабанова, а за деспотичный и жесткий характер ей дали грубое прозвище - Кабаниха.

Ответ: Кабаниха.

Ответ: Кабаниха

Во фрагменте пьесы происходит обмен репликами между персонажами. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя и более лицами.

Пояснение.

Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.

Диалог или полилог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц - одно из основных художественных средств для создания образа, характера.

Ответ: диалог или полилог.

Ответ: Диалог|полилог

Как в драматическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, поведения, интонации, жестов действующих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)!

Пояснение.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы,…

Ответ: ремарки.

Ответ: ремарки|ремарка

Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов в фразе («Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают»)?

Пояснение.

Такой термин называется инверсия. Дадим определение.

Инверсия - нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

Ответ: инверсия.

Ответ: Инверсия

Жизненные позиции и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин, обозначающий столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

Пояснение.

Конфликт - это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.

В «Грозе» - противостояние нежной и наивной души Катерины и всех, кто мешает ей раскрыться и жить.

Ответ: конфликт.

Ответ: Конфликт

В пьесе А. Н. Островского резко противопоставлены два поколения. Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении?

Пояснение.

Таткой приём называется антитезой. Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

Мягкая Катерина противопоставляется деспотичной Кабанихе. Слабовольный Кабанов сын - хитрой Варваре.

Ответ: антитеза.

Ответ: Антитеза

Младшее поколение Кабановых: Тихон, Варвара и невестка Катерина, хоть и робко, но уже выражают свое отношение к происходящему. Варвара без заискиваний замечает: «Не уважишь тебя, как же!» Тихон не спорит, лишь бы поскорее уехать из дому.

Приведенные примеры являются подтверждением, что в доме Кабанихи не все гладко: по всему видно, что время самодуров заканчивается, дети хотят вырваться на волю, мать не в силах сдерживать происходящее.

Пояснение.

В драме А.Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Огрызается с матерью Варвара, робко противоречит Тихон. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Несмотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Тема отцов и детей поднималась И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Считая себя аристократом-либералом, Павел Петрович гордится своими «принсипами», однако гордость эта пустая, ведь «принсипы» его лишь слова. Он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Кирсановы не хотят мириться с тем, что их жизнь постепенно уходит в прошлое, а на смену им идет Базаров, олицетворяющий новое поколение со своими взглядами.

В романе Шолохова «Тихий Дон» дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта - хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он запрещает Григорию видеться с Аксиньей. Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционна для русской классической литературы, а порой выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным.

Посмотрела урывками смирновских «Отцов и детей». С удовольствием, жаль, мало. И задумалась: а кто помнит «Отцы или дети» Дмитрия Дмитриевича Минаева и «Рапсодии о нигилизме» Василия Степановича Курочкина? В свое время и то, и другое изрядно скрасило прохождение русской классики строевым шагом по образАм.
Вот Минаев:

Отцы или дети? ( Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

А вот Курочкин:

Неожиданно, негаданно,
Как зловещий запах ладана,
Предвещающий покойника,
Словно бес, из рукомойника
Появлявшийся пустынникам, -
Перестав бродить по клиникам
И начальству сдав экзамены,
Юный плотью, духом каменный,
Родом подлый, нрава ярого,
Внук кутейника Базарова
Вдруг в губернию Орловскую
Всю заразу внес бесовскую.

Внес с собою он цинический
Некий запах хирургический,
Весь пропитанный алкоголем
(Вроде запаха, что Гоголем
Укреплен был за Петрушкою);
И лягушку за лягушкою
Истреблять пошел в селения,
Полон духа разрушения.

Чтоб внутри у всякой гадины
Видеть все бугры и впадины,
Обзавелся микроскопами,
Хороводился с холопами,
А в туземные гостиные,
Спокон века благочинные
(Точно так же, как столичные),
Внес манеры неприличные
И намеренно враждебные
Разговоры непотребные.

Расходились все окрестные
Курдюки мелкопоместные,
Петухи любвеобильные,
Все Кирсановы жантильные,
Все Багровы многодушные,
Все Расплюевы послушные,
Собакевичи тяжелые
И Ноздревы развеселые -
И, простившись с домочадцами,
Жен оставивши за святцами,
Вышиваньями, вареньями
И Авдеевых твореньями,
Кто с арапником, кто с палкою,
Кто вороною, кто галкою,
Рты раскрыв, с глазами странными -
Неподвижно оловянными -
Все с испуганными лицами,
На совет слетались птицами.

И неслось их слово дикое:
"Горе, горе нам великое!
Ходит тучею огромною
Гром над кущей нашей скромною,
Деревенскими пенатами,
Самоварами, халатами,
Буколическими нравами
И господскими забавами.
Погибает всё отечество!
Где же наше молодечество?
Мы ль потерпим посрамление!"
И решили во мгновение -
Все, от малого до старого, -
На конюшне драть Базарова.

Словно вишенка на веточке,
Как картинка на конфеточке,
Посреди толпы неистовой
Вдруг, в рубашечке батистовой,
В сюртучке сукна атласного,
Цвета трюфельно-колбасного,
И в шотландской легкой шапочке,
На груди скрестивши лапочки,
Встал Кирсанов - от Кирсанова
Всею лавкою Рузанова,
Всех mille-fleursблагоуханием
Пронеслося над собранием -
И собранье это шумное
Слово слышало разумное:

"Укротитесь, други-братия!
Должно взять мероприятия
Не веками освященные,
А гуманно-современные:
Я приятель с сочинителем -
Он да будет нам хранителем".

Поднялись тут рассуждения:
- Что такое сочинения?
- И какие там писатели?
- И просить их будет кстати ли?
- Петухам-де унизительно... -
Но Кирсанов так внушительно
Объяснил движенье новое,
Что всё общество суровое
С ним к Тургеневу за славою
Устремилось всей оравою.

Так на улице Рогатице,
В неописанной сумятице,
Чадь Новгорода Великого,
Преисполнясь гнева дикого

На Василия Буслаева,
Чтобы в руки мать взяла его,
Подвигалась легионами
Ко вдове честной с поклонами.

Конец 1-й песни

Еще Минаев тут: minaev.ouc.ru/ , еще Курочкин тут:

Тема урока: «Кто ж вам милей: отцы иль дети?»

Эпиграф: «Меж ними все рождало споры и к размышлению вело»

(Идейные споры в романе).

Тип урока: урок – дискуссия (2 часа)

1 урок – подготовительный этап к дискуссии: сбор необходимой информации, выявление позиции каждого учащегося, деление на 4 группы

1-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию П.П.Кирсанова.

2-я группа – учащиеся, поддерживающие позицию Е.В.Базарова.

3-я – группа – учащиеся, понявшие самостоятельно и поддерживающие взгляд автора.

4-я группа – эксперты (анализируют дискуссию).- 3 учащихся.

Цели:


  1. Образовательные:
- продолжить изучение и анализ романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения;

Развивать умение определять и сопоставлять идейные и нравственные

позиции героев;

Совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику

Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова;

Определить и обосновать свое отношение к Базарову.


  1. Развивающие:

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

саморазвитие

Развитие умения ставить цели и определять пути ее достижения

Сотрудничество в группе

Развитие личностной позиции

Развитие логического мышления

Поиск и сбор информации

Развитие личностных качеств (терпение, терпимость, вежливость, уважение к мнению другого)

Умение вести диалог и работать в группе
^ Умение вести дискуссию

Умение разрешать возникающие конфликты

Социальная компетентность (уважение к наследию прошлых поколений)

Формирование умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности


Формирование грамотной речи

Развитие речи, ее логики

Гражданская идентичность (гордость за величие русской литературы 19 века, в том числе – за творчество И.С.Тургенева)

Выявление признаков, умение сравнивать, рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать свои

мысли, выстраивать доказательный ряд

Умение находить главное, отбирать материал, работать с критическим материалом


Развитие монологической речи
^

Ход урока:


  1. Орг.момент.
Учитель:

Мы продолжаем изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Думаю, вам очень понравилось это произведение, авторские стиль и слог, мысли, образы.

Я надеюсь, все выполнили домашнее задание, материалы которого необходимы нам сегодня для очень интересного по типу урока – урока – дискуссии.

Тема нашего урока:

Слайд № 1.

(Учитель проверяет наличие домашнего задания – таблицы сравнительной характеристики Е.Базарова и П.П.Кирсанова - у всех учащихся. Тем учащимся, у которых домашнее задание не выполнено или выполнено, но оставлено дома, раздает заранее подготовленные и распечатанные таблицы). Пример таблицы. (Материал таблицы может варьироваться. См. Приложение 1 (после конспекта урока).

Слайд № 2. Что такое дискуссия?

Что может привести к дискуссии? Приведите, пожалуйста, примеры из вашего личного опыта. Если в ответах учащихся не звучит проблема поколений, то учитель задает вопрос: вы и ваши родители – представители разных поколений. Случаются ли между вами и родителями дискуссии? Как вы думаете, почему?

Дискуссия применялась нашими предками еще в 300-е годы до н.э., во времена философа и мыслителя Аристотеля.

Сообщение ученика, подготовленное заранее. Слайды № № 3, 4.
^

Слайд № 5.


Как вы думаете, какой вид дискуссии мы будем использовать, оценивая правоту и неправоту героев? (Учащиеся предлагают варианты)

Слайд № 6. Определения видов дискуссии по Аристотелю.

У нас – аподиктическая дискуссия.

Слайд № 7 . (Открывается после ответа учеников)

Приведите примеры синонимов к слову «дискуссия». Дайте определения этих слов.

Если ответы учащихся были неполными или неточными, то они исправляют сами свои ошибки на основании содержания слайда.
^

Определение проблемы урока. Слайд № 8.


Кто является победителем и почему в идейном споре между Евгением Васильевичем Базаровым, главным героем романа «Отцы и дети», и Павлом Петровичем Кирсановым?
^

Определение путей решения проблемы. Слайд № 9.


  • Определить смысл названия романа

  • Определить замысел автора

  • Проанализировать взгляды автора на общечеловеческие ценности и общество в конце 50-х годов, на Базарова

  • Определить особенность романа (ответить на вопрос: «Чем объясняется центральное положение Базарова?»)

  • Проанализировать П, Ш,1У,У, УП, Х1У, Х, Х11, ХУ11, ХУ, ХУ1, ХХШ, ХХ1, ХХ1У, ХХУ, ХХУ1, ХХУП, ХХУШ главы романа

  • Проанализировать мнения М.Н.Каткова (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме»), Ф.М.Достоевского, Д.Минаева (стихотворение «Отцы иль дети»), Д.И.Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»).
Самые объемные задания вы выполнили дома.

Мы можем начать нашу дискуссию. Но сначала мы ознакомимся с правилами ее ведения. Слайд № 10.

И с правилами завершения дискуссии. Слайд № 11.

Итак, я вас попрошу пересесть, в зависимости от того, какого из героев вы поддерживаете в его взглядах (каждая группа учащихся занимает один ряд парт, или столы переставляются, и каждая группа садится за 1 стол).


  1. я группа – «последователи» Базарова.
2-я группа – «последователи» Кирсанова

    1. –я – группа – «последователи» автора.

    2. –я группа экспертов, их 3 учащи хся, они сидят за отдельной партой.
Урок 2.

      1. Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание В.Г.Белинского.
^

Слайд №12,13.


      1. Объясните смысл заглавия романа. Слайды №№ 14, 15, 16, 17.
(На эти вопросы могут отвечать «последователи» автора или учащиеся из любой группы)

Учитель Слайд № 18 - представители разных идейных направлений в литературе.

Слайд 19 . Базаров и Кирсанов. К каким идейным лагерям принадлежат эти герои?

Слайд 20. Работа со словарем. Определение антитезы.

Слайд 21 . Что Тургенев хотел показать в романе?

Слайд 22. Вопросы для дискуссии. Работа с домашней таблицей.

(Работа организуется таким образом: по каждому вопросу высказывается один ученик из каждой группы, начинаем с «отцов». «Отцу» возражает или представитель группы «детей», или «последователь» автора. В качестве аргументации принимается не только текст романа, но и ученические мысли и другие, не зафиксированные в таблице материалы из текста романа, выдержки из критических статей). «Эксперты» наблюдают за ходом дискуссии, заполняют таблицы, анализирующие работу групп. Слайды №№ 23,24

(Перед выступлением учащегося из группы «детей»)

Что такое нигилизм?

Мультимедиа выключается.

После проведенной дискуссии включается для подведения итогов.

Слайд № 25 . В чем правы оба героя?

Слайд № 26. В чем неправы оба героя?
^

Слайд № 27.

Ф.И.Тютчев об отцах и детях.

Слайд № 28.


Итоги дискуссии. Выступление экспертов.

Насколько ясно и логично был представлен ответ каждой группы?

Приемы аргументации (цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)

Какая из групп представлена наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку?

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь?

Какие интересные вопросы и мысли прозвучали в процессе дискуссии?

Кто самый дипломатичный, самый творческий участник дискуссии?
^

Слайд № 29.

Выступление представителя автора.

Слайд № 30.


Что такое компромисс. Примеры исторических компромиссов.

Чему научил нас, читателей, роман И.С.Тургенева.

Чему научила нас проведенная дискуссия?
^

Домашнее задание (на 2 урока):


Перечитать главы 24, 28. Сделать вывод о том, кто является победителем в идейных спорах «отцов» и «детей», проанализировать идейный смысл, заключенный в философском пейзаже, завершающем роман.

Для работы с текстом романа по теме: «Одиночество Базарова» устно сопоставить отношение Аркадия и Базарова к отцу и дяде, к женщине, к искусству и природе, проанализировать сцену на сеновале, сцену прощания, сцену двух свадеб. Ответить на вопрос: является ли Аркадий последователем Базарова? Почему?

Проанализировать образы и художественные приемы создания образов (психологический портрет, интерьер, речевая характеристика) Ситникова и Кукшиной. Являются ли они последователями Базарова?

Проанализировать взаимоотношения Базарова с родителями в первый и второй приезд. Обратить внимание на отсутствие взаимопонимания (до заражения) между родителями и сыном.

Приложение № 1.

Материалы из критических статей.

^ М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени». Базаров: «…самоуверенный до дерзости, но глупый. Любящий кутеж и крепкие напитки, проникнутый самыми дикими понятиями…Сердца у него вовсе нет… О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего;… это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол… асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце…».

« Он представляется каким- то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит».

«…не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечною головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом. И притом карикатура злостная…»

^ Д.И.Писарев. «Базаров». «Базаров, человек. Сильный по уму и по характеру…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким…у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».

«Личность Базарова замыкается в себе самой, потому что вне ее и вокруг нее почти нет родственных ей элементов…. Он молчит, или говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чувствуя его смешную бесполезность… он принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомы приходятся ему по колено…Не прикидываться же ребенком, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?»

«… в его личности сгруппированы те свойства. Которые мелкими долями рассыпаны в массах…».

^ Н.Н.Страхов. «И.С.Тургенев . «Отцы и дети». «Он (Базаров) не есть существо ненавистное, отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигура величава и привлекательна. Базаров – теоретик; он6 человек странный, односторонне-резкий,…он школьник., в котором вместе с глубокою искренностью сочетается самое глубокое ломанье;… он человек, чуждый жизни… Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно».

«Все эти лица (Павел Петрович, Аркадий, Одинцова) ничтожны рядом с Базаровым…».«…есть…, что в целом стоит выше Базарова… это высшее – не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».

^ Мнение И.С.Тургенева о Базарове.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего…»

«Да, я действительно не знал, что сним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

^ Позиция М.Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

Рассказ П.В.Анненкова о реакции Каткова. «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином»

Письмо Каткова Тургеневу. «… он (Базаров) как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь. Или слабо и зелено…»

Приложение 2.

Таблица к уроку.

Предмет спора

Павел Петрович Кирсанов

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм


^ В силу чего вы действуете?

Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить.

Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

Сперва гордость сатанинская, потом глумление – вот чем увлекается молодежь.

^ Прежде молодым людям не хотелось прослыть за невежд, они трудились, а теперь вдруг стали нигилисты. (Считает нигилистов бездельниками и невеждами).

Вы идете против своего народа.

^ Вы презираете народ.


Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее все отрицать – мы отрицаем… Все…

Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие.

^ Мы решили ни за что не браться и только отрицать…

Важно то, что дважды два – четыре, а остальное пустяки.

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества

^ Исправьте общество - и болезней не будет.

Мы ломаем, потому что мы – сила… Сила – так и не дает отчета.

От копеечной свечи Москва сгорела.

Всякий человек сам себя воспитать должен. Называет себя «самоломанным».

^ А что касается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Презирает окружающих. Изменит свое мнение о людях, если встретит человека выше себя по развитию.

^ Признает только то, что можно пощупать, понюхать, непосредственно увидеть глазами.

Аристократия


Нам дорога цивилизация.

Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

Аристократизм – принцип, а без принципов могут жить одни безнравственные или пустые люди. Аристократы – люди с высокими принципами, с чувством собственного достоинства, именно они – движущая сила общественного развития, их идеал – конституционная монархия, путь к идеалу – либеральные реформы.

^ Все меня знают за человека либерального и любящего прогресс

Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию (т.е., аристократы – основа общества)

^ Личность – вот главное.


Вы уважаете себя и сидите сложа руки, какая от этого польза общественному благу?... Аристократизм, либерализм, принцип – сколько бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…

^ Аристократы не способны к действию, от них нет пользы.

Отрицает способность дворян вести Россию к новой жизни.

Принсипов вообще нет, а есть ощущения.

Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть.

^ Дрянь, аристократишко.

Искусство


Николай Петрович читает романтическую поэму А.С.Пушкина «Цыганы», играет на виолончели.

Павел Петрович положительно относится к немецким поэтам-романтикам Шиллеру и Гете.

^ Наши художники Рафаэля считают чуть ли не дураком, а у самих фантазии не хватает


По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит

Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

Я нахожу. Что говорить красиво неприлично.

Природа


Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.
^

Русский народ


Русский народ свято чтит предания

Он – патриархальный и не может жить без веры…

всегда заступается за крестьян, правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон.

После отъезда за границу на письменном столе Павла Петровича стоит пепельница в виде лаптя – символ его «любви» к народу.


^ Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним?

Что ж, коли он заслуживает презрения.

«Мой дед землю пахал, с надменной гордостью отвечал Базаров. (Гордится крестьянским происхождением).

Считает, что в жизнь народа следует внести коренные изменения:

- просветить;

- досыта накормить;

- уравнять в правах с остальными социальными группами.

^

Наука и деятельность


После военной службы никогда никакой практической или общественно полезной деятельностью не занимался. Не интересуется наукой.

Материалист, атеист.

^ Люди – это такие же лягушки.

Встает рано, проводит опыты, через год «хочет держать на доктора»

Жизненная цель – продвижение отечественной науки

Сын небогатого полкового лекаря, с детских лет приученный к труду.

У родителей не взял ни копейки, на образование зарабатывал сам.

^

Отношение к женщине, к любви между мужчиной и женщиной


Однолюб. Всю жизнь любил княгиню Р. по-рыцарски, из-за неразделенной любви загубил карьеру.

Что за фигура такая, на остальных баб не похожа. Тело, хоть сейчас в анатомический театр.

Если считаешь, что будет толк (имеет в виду физическую близость), то добивайся, если нет, отойди в сторону, свет клином не сошелся.

^

Отношение к родителям


Считает своих родителей людьми недалекими, отставшими от жизни, отстраняется от них, запрещает «надоедать» себе.

На вопрос Аркадия о чувствах к родителям Базаров отвечает:»Люблю, Аркадий».

^

Отношение к окружающим и отношения с окружающими


Отказался стать предводителем дворянства.

Из-за принципов брата Николай Петрович не венчается с Фенечкой даже после рождения сына, несмотря на свое желание узаконить отношения.

^ Однако после дуэли П.П.Кирсанов сам просит брата сделать Фенечку своей женой.


Любят и уважают.

Крестьянские мальчишки бегали толпой.

Фенечка доверяет Митеньку.

Однако для крестьян он не понятен.


Приложение № 3

Таблица для заполнения экспертами.

(в 10-балльной системе)




Наименование критерия

«Отцы»

«Дети»

«Автор»

1

Логичность

2

Аргументированность

3

Адекватность оценок

4

Грамотная речь

5

Выразительность и эмоциональность

6

Неординарность мышления

7

Дипломатичность

Итого