Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия
- систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область:
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип:
интегрированное
Возраст детей:
старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД):
решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа:
игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы:
ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал:
цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)
- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)
Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.
Презентация на тему: Веселая неделька
Программное содержание :
Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.
Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).
Материал :
Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.
Ребята отгадайте загадку
«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)
«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)
«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)
«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)
«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)
Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)
Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.
А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)
Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.
Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?
Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?
Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.
Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.
Скажите, а это елочка живая?
Почему? (ответы детей)
А какое дерево можно назвать живым?
(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).
- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.
- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.
- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.
- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?
Назовите, из каких частей состоит дерево.
(корень, ствол, ветки, листья)
Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.
(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)
Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)
Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)
Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)
Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)
На елях висят небеса
(руки вверх)
А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.
Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.
Самостоятельная работа детей.
Назовите, что вы считаете живым на карточке.
(ответы детей)
Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?
Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения задания.
Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.
Посмотрите, что вы видите на этом блюде?
Семена разных растений
Как вы думаете, они живые?
(Ответы детей)
Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?
За окном зима.
Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.
Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.
(почва, тепло, свет, вода)
(дети называют, воспитатель выставляет модели)
Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.
Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.
Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться
Что вам на занятии понравилось?
Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?
А почему на окно?
Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.
Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.
ООД в подготовительной (старшей) группе.
Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла"
Назначение : Данный конспект занятия будет полезен для педагогов ДОУ и педагогов дополнительного образования. ООД направлен на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе.
Цель:
закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2.Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3.Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы: картины, рисунки с различными явлениями во все времена года.
Ход занятия.
Орг.момент.Войтковская Ирина Владимировна
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
Волгоградская область, Нехаевский район, Станица Нехаевская
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Интеграция областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений), коммуникация, социализация.
Интегрируемые цели и задачи:
Образовательные цели:
1. Закрепить умение различать понятия: выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше и т.д.
2. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур.
4. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
5. Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, части суток.
6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие цели: Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные цели:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Демонстрационный материал: «телеграмма», цветок,
Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки.
Ход занятия.
Воспитатель:
- «Ребята, посмотрите, к нам пришла гостья. Это Фея из страны знаний. Она пришла познакомиться и пригласить нас в увлекательное путешествие по морю, к острову Чудес. В пути нас ждут интересные занятия. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.
А я вам желаю удачи.
Воспитатель: Давайте немного поиграем.
Если стол выше стула, то стул…?
Дети : Ниже стола.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?
Дети: короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье? Для того, что построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры. У вас на столах разложены геометрические фигуры. Необходимо из них построить корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступаем к строительству
Воспитатель: Какие фигуры нам понадобились для строительства корабля.
Дети: Треугольник, трапеция, круг.
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся, приготовились. Начнём отсчёт (от 1 до 10). Вот мы и в море.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети : Весна.
Воспитатель: - Назовите весенние месяцы.
Воспитатель: Какие времена года вы знаете? Назовите их.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Молодцы, сколько дней в неделе?
А какой сегодня день недели? Какой по счету? Какой по счету был день вчера? Какой день будет завтра?
Сейчас мы немного поиграем. Слушайте внимательно.
Назовите день недели, который я пропустила:
Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье(четверг) .
Назовите шестой день недели, третий, второй, пятый.
Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, на которых - задания Феи. Что бы нам достигнуть цели необходимо выполнить все задания.
Задание 1.
На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело катаются.
(Сколько всего зверей?) (3)
Задание 2
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок...
Помогите вы Танюшке
Задание 3.
Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. (5)
Задание 4.
Вышла курочка гулять.
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 остались позади.
Беспокоится их мать
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят ? (10)
Задание 5.
Пять ребят в футбол играли.
Одного домой забрали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет. (4)
Воспитатель: - А сейчас проходите на свои места, я вам раздам задания, выполнив, которые мы сможем путешествовать дальше.
Карточки с заданиями.
Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова.
А сейчас мы с вами поиграем. А игра называется «Ручеек». Для того чтобы у нас получился ручеек, вы должны вспомнить состав числа 10.Найдите себе пару, чтобы в сумме получилось число 10.
Воспитатель: К нимв гости пришли два друга. Их надо угостить тортом. Как вы разделите этот торт?
Дети: - На четыре части.
Воспитатель : - Возьмите круг и попробуйте выполнить задание. Как называется каждая четвертая часть?
Дети: - Четвертинка.
Воспитатель: - На какие части мы делим апельсин?
Дети: - На дольки.
Воспитатель: Молодцы, научили гномиков правильно делить на равные части. За это они нам сказали спасибо, а мы отправляемся дальше.
Воспитатель: - Вот мы и подплыли к острову. И что же здесь мы видим. Посмотрите, на картинки. Что изображено на первой?
Дети: - Ложки.
Воспитатель: - Сколько их? Из чего изготовлены ложки?
Дети: - Шесть. Из дерева.
Воспитатель: - Значит, это какие ложки? (Деревянные).
Воспитатель: - Посмотрите, на следующую картинку. - Что это?
Воспитатель: - Молодцы, а мы отправляемся дальше в путешествие. И чтобы нам не было скучно, поиграем со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру (ромб).
8. Постройте фигуру (трапеция).
Воспитатель: - Для того чтобы нам правильно следовать курсу к Фее, нам нужно правильно ориентироваться в пространстве. Для этого мы выполним следующее задание.
Воспитатель: - Расположите геометрические фигуры на листе бумаги.
В верхнем левом углу расположите прямоугольник, в нижнем правом -квадрат. В нижнем левом углу - треугольник, в верхнем правом круг. В середине листа - овал.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. И мы добрались до острова знаний, где живет Фея! Она очень довольна, что вы справились со всеми заданиями, показали знания и умения. И за это дарит вам вот такие занимательные тетради по математике, чтобы вы узнали еще много нового и интересного.
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Закройте глаза. Давайте дадим обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети: Отсчитывают.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, мы и вернулись в детский сад. Спасибо!
Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.
Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.
Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Тук да тук - раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
Воспитатель:
Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить»
Вы видите много разных домов.
Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают).
Воспитатель:
Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.
Вопрос:
Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.
Вопрос:
Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Воспитатель:
Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
Вопрос:
В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
Вопросы:
Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?
Карточка - дом без крыльца.
Вопросы:
Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
Вопросы:
Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
Воспитатель:
Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).
Вопрос:
Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)
Воспитатель:
Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
Вопросы:
Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
Воспитатель:
В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый...
(дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое...
(окно)
Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он...
(крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из...
(трубы)
Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика... (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось...
(солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.