Картотека по алалии. Моторная алалия занятия дома

22.10.2019 Обувь

Вопрос 1. Картотека игр по развитию звукоподражания для логоритмических занятий с детьми с алалией.
Упражнение 1.Вызывание гласных звуков.
Широко открываем рот, громко поём:
А-а-а!
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Округляем губы, громко поём:
О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
У-у-у!
Как гудит паровоз?
У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как кричит лошадка?
И-и-и!
Дети заблудились в лесу. Они кричат:
Ау! Ау!
Малыш плачет:
Уа! Уа!
Ослик кричит:
Иа! Иа!
Упражение 2. Работа над гласными звуками.
Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
А-о-у-и!
У-а-и-о! И т.п.
Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Как гудит паровоз?
У-у-у! И т.п.
Упражнение 3. Работа над звукоподражаниями.
Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
Как мычит корова? - Как кричит овечка?
Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
Как кричит кошка? - Как лает собака?

Упражнение 4. Работа над звукоподражаниями.
Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
Как кричит гусь? - Как крякает утка?
Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
Упражнение 5. Работа над звукоподражаниями.
Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
Упражнение 6. Вызывание междометий.
Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
Упражнение 7.
Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
Но! Но! Но! НА-НА-НА
Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
Как дядя погоняет ослика? называем:
Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
Как капризничает малыш? назвать девочек.
Упражнение 8 .Развитие зрительного внимания.
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
БИ-БИ. и т.п.
Упражнение 9.
Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
Упражнение 10.
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
Папа! Ау! - Дядя! Ау!
Мама! Ау! - Катя! Ау!
Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
Упражнение 11.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Катя, дай Лялю!
Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 12.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Это Вова. У Вовы би-би.
Вова, дай би-би.
Тётя, на би-би.
Мама, на би-би.
Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 13.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Упражнение 14.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Вопрос 2. Картотека игр для логоритмических занятий с больными афазией.
Источник: автореферат магистерской работы Бохоновой Натальи Ивановны
I этап: упражнения на развитие дыхания.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.
При выполнении упражнения необходимо стараться делать так, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.
Упражнение 2.
Описание упражнения: Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая будет являться подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение также можно сидя.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от клиента («Свеча», в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи. Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Голову вперед не тянуть.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох и выдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Для того чтобы приучить клиента к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха - на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом. Упражнение выполняется три - четыре раза.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - выдох десять-двенадцать единиц.
II этап: развитие двигательного праксиса. Упражнения начинаются с развития общей моторики, затем осуществляется плавный переход к формированию тонкой дифференцированной моторики пальцев рук и мимического праксиса.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Ходьба на месте. На вдох поднять правую ногу, на выдох опустить. Повторять упражнения с каждой ногой, счет ведется до десяти;
Упражнение 2.
Описание упражнения: Упражнение проводился стоя. Сначала следует поднять параллельно прямые руки, в это время ладони вперед, пальцы разогнуты. После отведение прямых рук, при этом ладони вверх, пальцы разогнуты. Далее происходит сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища, с одновременной супинацией предплечья и кисти; разгибание рук в 8локтевых суставах, и удержание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу ладони находятся в том же положении.
Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся после серии упражнений на развитие общей моторики. Вначале используются простые упражнения, которые усложняются по мере усвоения их всеми членами группы. В зависимости от степени поражения мозга одна рука, как правило, бывает паретична или парализована, поэтому рекомендуются пассивные движения для поврежденной руки, которые выполняются с помощью здоровой руки. Пассивная гимнастика подготавливает руку клиента к лучшему выполнению активных упражнений. Упражнения необходимо выполнять с работающей руки, далее закрепить их пораженной рукой.
В число упражнений на развитие мелкой моторики входят упражнения на освоение необходимых бытовых навыков: обращение с кухонными предметами, домашней техникой. Восстановление бытовых движений проводятся в обыгрывании ситуаций.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Так, клиент может имитировать под музыку с четким ритмом ритуал заваривания чая и размешивания сахара. Среди реквизитов обстановки используются заварочные чайники, бокалы, чайные ложки, сахарница и один большой пустой чайник. При помощи сохранной руки снимается крышка с заварочного чайника, и кладется справа от себя. Имитируя движения заваривания чая горячей водой, используется пораженная рука, при необходимости сохранная рука помогает. Накрыть крышкой заварочный чайник. В процессе выполнения упражнения клиенты сидят в кругу, затем передают большой чайник по кругу. После заваривания чая клиент берет стоящий перед ним стакан, и имитирует наливание чая, и когда, по мнению клиента, стакан наполнен, он ставит заварочный чайник в сторону, берет чайную ложку и повторяет набирание сахара из сахарницы в стакан. Упражнение завершается размешиванием сахара.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Навык перелистывания страниц книги. Клиенты продолжают сидеть за столом, но столе лежат книги (не менее 8 страниц из твердой бумаги). Клиент начинает перелистывать книгу, после того как он закончил, закрывает книгу и кладет ее справа от себя, берет новую книгу, а предыдущая книга переходит к следующему клиенту. Упражнение повторяется в течение пяти раз за занятие.
Так же особая роль уделяется развитию мимики, поэтому на логоритмических занятиях используются мимические упражнения. Так, перед каждым клиентом во время работы ставится зеркало, с помощью которого они повторяют продемонстрированные упражнения.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Перед зеркалом зажмурить глаза и вести счет до пяти, открыть глаза. Далее закрывать глаза по очереди.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Поднять брови после опустить. Далее следует нахмурить брови. Счет ведется до пяти.
Упражнение 7.
Описание упражнения: Далее следует надуть щеки и сдуть. После надувать каждую щеку по очереди. Счет ведется до пяти.
Упражнение 8.
Описание упражнения: Упражнение закрепляется демонстрацией эмоциональных состояний: радость, удивление, страх, гнев и т. д.
Используя упражнения, клиенты в течение логоритмического занятия улучшают дыхание как диафрагмальное, так и речевое. Восстанавливается общее моторное состояние, мелкая моторика, а использование мимических упражнений положительно влияет на мышцы лица при лицевом парезе. Работа дополняется использованием артикуляционных упражнений.
Использование логoритмических упражнений у клиентов с моторной aфферентной афaзией при проведении логопедического занятия создает благоприятный эмоциональный фон, это способствует более эффективному усвоению 10 предложенных упражнений, что повышает различные речевые показатели. Использование музыки при проведения логопедической работы с применением лoгоритмических упражнений положительно влияет на мотивацию в коррекции и способствует более эффективному закреплению результатов.
Вопрос 3. Песенный репертуар для логоритмических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста на заключительном этапе коррекционной работы.
Занятие должно быть выстроено динамично, со сменой заданий и тематикой, вызывающей интерес у ребенка. Начать его необходимо с ритмической разминки, целью которой является развитие координированных движений под музыку, а также умение менять ритм и темп в соответствии со сменой музыки. Например, марши со сменой направления.
В репертуар можно включить «Марш», муз. М. Робера, «Шагают девочки и мальчики» , муз. В. Золотарева.
Далее целесообразно использовать упражнения на развитие мышечного тонуса. Целью этих упражнений является снижение мышечного тонуса. Полезно чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Репертуар: «Качание рук», польск нар мел. в обработке В. Иванникова.
На следующем этапе включаются упражнения, развивающие чувство ритма в заданном темпе. Это - различные звучащие жесты, отхлопывание, отстукивание с переходом к ритмичному пропеванию слогов, слов и песенок.
Например, всем известное упражнение «Василек».
Ва-си-лек, ва-си-лек. В этом могут помочь такие упражнения, как «Дудка», «Кукушечка» муз Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Далее вводятся упражнения на координацию речи с движением.
На качелях я лечу. – Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки.
Я пою, смеюсь, кричу. – Покачиваются.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки. (Л. Дымова)
У детей с невротической формой заикания подобные упражнения не вызывают особых сложностей, в то время как для детей с неврозоподобной формой заикания эти упражнения достаточно сложны и требуют длительной проработки.
Следующий вид деятельности логоритмического занятия – пение.
Его основная цель – стабилизация речевого дыхания и сохранение нужного темпа речи. Произведение должно отличаться удобным ритмом. Давно замечено, что при пении и пропевании заикание значительно нивелируется.
Песни следует выбирать с удобным темпом и диапазоном, такие как «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Улетают журавли», муз. В. Кикто и другие.
Для закрепления полученных навыков в конце занятия используется игра, которая может помочь детям ориентироваться в пространстве. Например, «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой, «Пастух и козлята», рус нар. мел. в обработке М. Красева.
Таким образом, занятия для заикающихся детей гораздо продуктивнее, если детей разделить на подгруппы, в зависимости от особенностей заикания. И соединение детей в одну группу происходит после анализа достигнутых результатов в каждой подгруппе.
Планомерная и последовательная работа помогает детям улучшать свою речь. А как известно, именно чистая и правильная речь является залогом успешной коммуникации в дальнейшем.
Автор материала: Сажина Лариса Юрьевна www.prodlenka.org

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Не лишним будет развитие мелкой и крупной моторики, формирование связи моторики и зрения. Связь между этими умениями и речью очень тесная, одно ведет за собой другое.

Игра – это основная деятельность дошкольников, именно в игровой форме малыш будет непринужденно усваивать нужный материал.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному» .

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки , при более высоком уровне развития речи можно брать картинки . Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия : сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки , выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого - к сложному» .

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем - по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей , сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» - опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» - подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков , сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» - разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» - предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» - на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Ес Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек , стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков , собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их - так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.


КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АЛАЛИКОВ

Учитель-логопед

Нищева Н.В.

Санкт – Петербург

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    Широко открываем рот, громко поём:

    Как мама укачивает малыша?

Округляем губы, громко поём:

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • Как гудит паровоз?

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • Как кричит лошадка?

Дети заблудились в лесу. Они кричат:

  • Малыш плачет:

  • Ослик кричит:

    ЗАДАНИЕ № 2

    РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

    1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

    опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

      О-о-о! И т.д.

    • У-а-и-о! И т.п.

      Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

      Как мама укачивает малыша?

      Как гудит паровоз?

      У-у-у! И т.п.

    ЗАДАНИЕ № 3

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:

      Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!

      Как мычит корова? - Как кричит овечка?

      Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

      Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!

      Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?

      Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:

      Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!

      Как кричит кошка? - Как лает собака?

    ЗАДАНИЕ № 4

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:

      Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!

      Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?

      Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:

      Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!

      Как кричит гусь? - Как крякает утка?

      Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:

      Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!

      Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?

    ЗАДАНИЕ № 5

    РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

      Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:

      Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!

      Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?

      Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:

      Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!

      Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?

      Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,

      Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,

      Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.

    ЗАДАНИЕ № 6

    ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

      Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:

      Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!

      У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:

    Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!

    ЗАДАНИЕ № 7

      Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:

      Но! Но! Но! НА-НА-НА

      Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО

      Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ

      На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ

      Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ

      Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ

      Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,

      Как дядя погоняет ослика? называем:

      Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.

      Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и

      Как капризничает малыш? назвать девочек.

    ЗАДАНИЕ № 8

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

    2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

    крыльями.

    ЗАДАНИЕ № 9

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

      Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

    лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

      Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

    потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

    ЗАДАНИЕ № 10

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

      Ляля, Киса, Зая, би-би.

    Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

      Что я убрала?

    Ребёнок отвечает:

      БИ-БИ. и т.п.

    ЗАДАНИЕ № 11

        Малыш топает: 4. Часы бьют:

    ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ

    Как топает малыш? - Как бьют часы?

        Вода капает: 5. Охотник стреляет:

    КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ

    Как капает вода? - Как стреляет охотник?

        Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:

    ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ

    Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?

    ЗАДАНИЕ № 12

    Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

      Папа! Ау! - Дядя! Ау!

      Мама! Ау! - Катя! Ау!

      Тётя! Ау! - Нина! Ау!

    Помоги девочке, покричи вместе с ней.

    ЗАДАНИЕ № 13

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

    Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

      Катя, дай Лялю!

      Тётя, на Лялю!

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 14

    Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

      Это Вова. У Вовы би-би.

      Вова, дай би-би.

      Тётя, на би-би.

      Мама, на би-би.

      Папа, на би-би.

    Просим ребёнка повторить.

    ЗАДАНИЕ № 15

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыжки на обеих ногах. 3. Ходьба на месте.

      Прыжки на левой ноге, на правой ноге. 4. Ходьба на носочках.

    5. Ходьба на пятках.

    ЗАДАНИЕ № 16

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

      Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

      Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.

      Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

    ЗАДАНИЕ № 17

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

    ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

      Что я поменяла местами?

    Ребёнок показывает и называет.

    ЗАДАНИЕ № 18

      Вот солдатики идут,

    Вот идут, идут, идут.

    Ружья на плечах несут,

    Вот несут, вот несут.

      Тра-та-та! Тра-та-та!

      Тра-та-та! Тра-та-та!

    ЗАДАНИЕ № 19

    Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

      Вот охотник в лес идёт,

    Он идёт, он идёт.

    Волка серого убьёт,

    Он убьёт, он убьёт.

    Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

      Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    Пиф-пиф-паф!

    ЗАДАНИЕ № 20

    РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол.

        Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

    ловить двумя руками.

    3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

    ЗАДАНИЕ № 21

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

      Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

      Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

      Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

    ЗАДАНИЕ № 22

    Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

      Пошёл зайчик под кусток.

        Поймал белку за хвосток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

        Прыг-скок! Прыг-скок!

      ЗАДАНИЕ № 23

      Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

      Задавайте ребёнку вопросы:

        Где мама?

        Где папа?

        Где баба? И т.д.

      Пусть показывает и называет.

      Подберите фотографии для составления простых предложений:

        Мама идёт.

      Папа сидит. И т.д.

      Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

      Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

      Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

      ЗАДАНИЕ № 24

      Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

        Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

      Показывайте и называйте:

        Это кубик. Это мяч. И т.п.

      Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

      Работаем над простыми предложениями:

        Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

      Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

      ЗАДАНИЕ № 25

      ЗВУКИ [В], [ВЬ]

      ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода.

      ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду.

      ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.

      ЗАДАНИЕ № 26

      ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

      ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли.

      ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта.

      ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.

      ЗАДАНИЕ № 27

      ЗВУКИ [П],[ПЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит.

      ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка.

      ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.

      Мама мыла пол. Петя пьёт.

      У Паши палка. Поля поёт.

      ЗАДАНИЕ № 28

      ЗВУКИ [Б], [БЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба.

      БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба!

      БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.

      Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

      ЗАДАНИЕ № 29

      ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома.

      ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

      ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.

      КОТ ГОСТИ

      У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук!

      Кто тут?

      Тут Тоня. Тут Таня.

      ЗАДАНИЕ № 30

      ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

      ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом.

      ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым.

      ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб.

      ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.

      ДУДКА ДЫНЯ

      У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня.

      Дина, дай дыню!

      На, Дуня, дыню!

      ЗАДАНИЕ № 31

      ЗВУКИ [К],[КЬ]

      Учимся проговаривать слова и предложения:

      КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток.

      КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток.

      КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино.

      КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.

      МАК БАНТ

      У Кати мак. У Кати косы.

      На, мама, мак. – На, Катя, бант.

      Дай, Катя, мак.

      ЗАДАНИЕ № 32

      ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

      ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова.

      ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка.

      ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак.

      На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

      ЗАДАНИЕ № 33

      ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

      ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха.

      ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух.

      УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех.

      УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.

      ЗАДАНИЕ № 34

      ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

        – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам!

      Кур стерегу! Кто там?

      Как кричит петушок? - Как кричит собачка?

      2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му!

      Снеслась в кустах! Молока кому?

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит курочка? - Как кричит корова?

      3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра!

      Пугаю кур! Будет дождь с утра.

      Кто так кричит? - Кто так кричит?

      Как кричит кот? - Как кричит ворона?

      ЗАДАНИЕ № 35

      ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

      Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху:

      Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

      Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно:

      Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

      А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт:

      Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!

      ЗАДАНИЕ № 36

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

      Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу.

        Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

      Паровозами гудим: Потерял пастух дуду!

      ЗАДАНИЕ № 37

      РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

        – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби

      В клетке жить я не могу! Сели возле проруби.

      Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

      Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

      ЗАДАНИЕ № 38

      Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. Пособие для учителей-логопедов.- М.: Просвещение, 1966.

      Методика Надежды Ивановны Кузьминой,

      Веры Ивановны Рождественской

      Рассчитана на дошкольников, посещающих логопедический кабинет при поликлинике, а также для специализированных ДОУ. По мнению авторов, в работе с детьми необходимо учитывать не только речевой аспект проблемы, но и ряд других отклонений.

        Недостаточность общей моторики: дети неуклюжи, с трудом прыгают на одной ноге, ищут опору для рук (рука взрослого, стол, стена), не умеют самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать обувь; двигательные навыки усваиваются с трудом.

        Недостаточность слухового внимания (неумение улавливать отдельные звуки и дифференцировать их).

        Отклонение в области зрительных восприятий (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу).

        Отклонение в мотивационной сфере (недостаточная активность, вялость в работе, пониженный интерес к окружающему).

      По всем этим направлениям должна вестись работа наряду с речевой.

      Методикой предусмотрено начинать работу с развития и обогащения воспринимаемой

      речи. Рекомендуется 3-ступенчатый урок – презентация М. Монтессори. Сначала ребенку показывается предмет (картинка, явление, действие), которое ясно и четко называется логопедом. Затем проводится проверка понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку. Это вторая ступень. Третья ступень – называние предмета словом. У алалика необходимо с самого начала требовать называть предмет хотя бы в лепетной речи.

      Урок-презентация выглядит так: 1 – Это мяч. 2 - Дай (покажи) мяч. 3 – Что ты мне дал (показал)?

      Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами, по которым работают не менее недели. Темы должны быть из окружающей жизни – «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Техника», «Транспорт» и т.п. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п.

      Несмотря на то, что алалики не произносят многие звуки, в работе берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактильному восприятию, более легкие по своей артикуляции: В, Ф, П, Б, Т, Д и др. Получив устойчивое произношение звука, логопед вводит его в слова, легкие фразы и тексты. Весь материал ребенок должен проговорить за логопедом! Пересказ, а тем более самостоятельный рассказ для алаликов затруднен, поэтому его используют в конце коррекционной работы.

      Форма проведения речевых занятий с дошкольниками – игра, особенно на первых порах.

      Развитие общей моторики развитие моторики нижних конечностей

        Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки логопеда, матери, за стол, стул.

        Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку (для успешности деятельности ребенка).

        Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно или держась за руку логопеда, матери. При этих движениях логопед обязательно должен отметить, на какой ноге ребенку легче прыгать, при дальнейшей работе по моторике уделять больше внимания развитию этой конечности.

        Ходьба - шаг на месте, на носочках, на пятках, маршировка по кругу.

        Ходьба с подниманием и опусканием рук («как птички, как бабочки»), с покачиванием рук над головой («Как колоски, как деревья»).

        Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.

        Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.

        Прыганье через скакалку.

        Комплекс физических упражнений в виде зарядки, физминутки, игры.

      РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

        Игры с мячом (диаметр 15-20 см): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя в пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери, ребенку.

        Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (прокатывание между стульями, кубиками, ножками стола).

        Игра в «городки» - попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, кубики, кегли и др.). Усложнение – попасть мячом в конкретную игрушку из нескольких предлагаемых.

        Катание по полу обруча.

        Лазание по шведской стенке.

        Конструирование домиков, столов, скамеек из кубиков, конструкторов и строительного материала по образцу, потом по памяти. На этом же материале вести знакомство с цветом, свойствами материалов, величиной, пространственными и временными представлениями.

        Складывание из кубиков простых картинок по образцу (сначала предметных, потом сюжетных; из 2, 3, 4, 6, 9 кубиков).

        Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.

        Раскладывание и сбор разборных игрушек – матрешек, шаров, яиц, чашек; нанизывание пирамид.

        Составление предметных разрезных картинок сначала по образцу, затем по памяти.

        Складывание из палочек, полосок, спичек геометрических фигур, элементов букв, букв (П,Т, Х, Ш) по образцу и по памяти.

        Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами, фломастерами, мелками.

        Вырезывание по прямой линии цветных полосок, фигурок по контурам.

        Раскрашивание рисунков по контурам (раскраски).

        Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

        Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.

        Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы («в замок»), в стороны (разрывание цепи).

        Сжимание и разжимание резиновой груши, упругого мячика.

        Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.

        Выполнение упражнения «решетка»: сделать решетку из 2 пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.

        Упражнение «коза», пальчиковая игра; многократно одной рукой (правой, левой), обеими.

        Упражнение «Пальчики здороваются»: приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами; мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.

        Работа с мозаикой.

        Шитье на ручной игрушечной машинке.

        Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

        Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.

        Работа с дидактическим материалом по обучению навыкам самообслуживания – застегивание замка-молнии, «липучек», пуговиц, крючков, завязывание шнуров, шнурование и т.п.

      РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ – ЛЕПКА

        Скатывание шариков – орешков.

        Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.

        Скатывание жгутиков, свертывание их в баранки, нанизывание их на ленточку.

        Лепка детей по их замыслу.

      ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

      Речевое сопровождение в форме несложных звукоподражаний

        «Пчелки полетели» - звук З. Варианты: «Жуки полетели» - звук Ж, «Мухи …» - звук З; «Комары …» - звук Зь.

        «Поезд» - звук У.

        «Лошадки» - игра в парах, произносит НО, НО, НО…

        «Пильщики». Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук З.

        «Мишка». Изобразить, как тяжелой походкой ходит медведь, одновременно произнося: ТО, ТОП, ТОП…

        «Зайка». Поскакать на носочках, подставив указательные пальчики над головой, и произносить: СКОК, СКОК, СКОК…

        «Козочка». Дети семенят ножками, произнося: ТУПЫ, ТУПЫ, ТУПЫ…

      РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

      Упражнения для губ

        Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

        Открывание и закрывание губ. Вытягивание губ вперед, выполнение сосательных движений.

        Всасывание верхней губы под нижнюю, нижней под верхнюю, чмоканье вытянутыми губами.

        Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

      Упражнения для языка

        Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

        «Часики».

        Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

        «Птенчик».

        «Лопаточка».

        «Иголочка».

        «Чашечка».

        «Лошадка».

        Присасывание языка к небу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук ТРР.

      ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

      Звуки С – З – Ц

        Свист в пузырек –ССС…

        Накачивание воздуха насосом – ССС…

        Полет осы – ЗЗЗ…

        Поманить рукой цыплят – ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП…

      Звуки Ш- Ж- Ч – Щ

        Звук лопающегося пузыря – ШШШШ…

        Мама спит – ШШШШ…

        Кукла спит – ШШШШ…

        Гусь шипит –ШШШШ…

        Жук жужжит – ЖЖЖЖ…

        Паровоз пыхтит – ЧЧЧ… (ЧУ – ЧУ – ЧУ).

      Звуки Р – Л

        Болтушка – БЛБЛБЛБ…

        Остановить лошадку – ТПР (язык между губами – язык вибрирует).

        Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

        Балалайка. БЗЫНЬ – ДЗЫНЬ… или ДЫН – ДЫН – ДЫН. Можно одновременно производить вибрацию языка пальцем.

        На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

      Звуки К – Г – Х

        Покашливание при вызывании звука К.

        Подражание крику кукушки для вызывания звука К.

        Подражание крику гуся для вызывания звука Г: ГА – ГА – Га…

        Подуть на озябшие руки для вызывания звука Х.

        Подражание рубке дров с произнесением междометия УХ.

        Изображение зубной боли с произнесением междометия ОХ.

        Подражание смеху ХА – ХА – ХА.

      Звуки В – Ф – Б

        Подражание вою ветра – ВВВ…

        Потушить свечку, подуть на «ушибленное место» руки, подуть на горячий чай – ФФФ…

        Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука Б.

        Игра в бирюльки: при произнесении звука ВВВ … производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука Б.

      ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

      Воспитание слухового внимания

      Воспитание слухового внимания проводится на узнавание звуков музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов; на указание направления звука инструментов, игрушки; на воспроизведение ритма в постукивании.

          Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах. Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки, затем ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться. После этого логопед играет на одном из инструментов, ребенку открывают глаза и предлагают указать, на каком инструменте играл логопед, дают его поиграть. Затем спрашивают название инструмента.

          Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн, рожок, свисток, колокольчик и др.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

          Воспитание слухового внимания на издаваемых различными предметами звуках: свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу, железу, шуршание бумаги, шаркание ногой по полу и т.п. Здесь также сначала ребенка знакомят со звуками, потом он угадывает звук, затем сам воспроизводит и называет звук, предмет и действие.

          Указание направления звука инструмента или игрушки: В кабинете должны быть несколько детей, которые рассаживаются по разным углам кабинета; одному завязывают глаза; один из детей играет на каком-нибудь инструменте, после чего у ребенка-алалика снимают повязку с глаз, и он должен указать направление услышанного звука.

          Воспроизведение ритма хлопков в ладоши, стука о стол карандашом и т.п.: например, логопед ударяет в ладоши 2 раза и просит ребенка сделать столько же хлопков. Варианты заданий различны.

          Воспитание слухового внимания к речи на выполнении приказаний и поручений. Логопед, прикрывая рот листом бумаги, говорит ребенку: «Дай кошку. Дай собаку» и т.п. Безошибочное выполнение заданий логопеда свидетельствует об умении ребенка слушать и слышать чужую речь.

      Воспитание фонематического слуха

      Фонематический слух –это представление ребенка о звуковом составе слова.

      Основные этапы воспитания ФС:

          различение и выделение а) слов в предложении; б) слогов в слове; в) звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества;

          дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.

      Различение, выделение слов в предложении надо проводить в игровой форме; например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в 2, 3 слова.

      Сказать ребенку предложение в 2, 3 слова, например «Мама дома», и предложить ему сосчитать в этом предложении слова. При назывании каждого слова хлопать в ладоши, отбивать мячом или притопывать ногой столько раз, сколько слов в предложении.

      Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мячом в пол или подбрасывание вверх и притопывание ногой.

      Логопед показывает картинку и называет первый слог картинки под хлопок, а ребенок заканчивает слово, делая хлопок в ладоши. Например: СА-НИ, ША-РЫ, ЛО-ПА-ТА.

      Дети бросают друг другу мяч, произнося по слогам имена детей; подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий – второй: ТА-НЯ, МИ-ША, МА-ША и т.п.

      Дети самостоятельно называют предметы, картинки, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.

      Выделение звуков в слоге и слове надо начинать с гласных звуков – А, О,У, И в слогах (АУ, УА), словах (АНЯ, АИСТ), а затем переходить к выделению согласных сначала в звукоподражаниях (МУ, АМ), а затем в начале и конце слова (ММАМА, ДОММ, ММУКА, ДЫММ).

      Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале – на игрушках, на картинках. Логопед показывает их: САНИ – ШУБА, ЗАЙКА – ЖУК, ЛОПАТА – РАМА; ребенок называет эти картинки, выделяя первый звук.

      Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например, на Л - Р, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д –Т, называет их.

      В период обучения ребенка грамоте воспитание ФС увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.

      Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «БАЮ – БАЮ- БАЮ – БАЙ…», «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ – ЛЮЛИ…», «АЙ ЛЮЛИ, АЙ ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ…» и т.д.

      РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ

      Работа по развитию зрительных восприятий проводится на воспитании понятий цвета, формы, величины.

          Понятие о цвете начинается с просьбы дать предмет такого же цвета, т.е. по образцу. Пример: логопед показывает карандаш красного цвета и просит найти карандаш такого же цвета.

          Показывает красный кубик и просит найти кубик такого же цвета.

          Найти такой же цвет в окружающей обстановке. Например, красное платье на ребенке, красную ручку на столе и т.д.

          Положить в коробку сначала карандаши одного цвета, например, одни красные.

          Положить в ящик кубики тоже одного цвета – красные. ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК ТВЕРДО УСВОИЛ ЭТОТ ЦВЕТ ПО ОБРАЗЦУ, МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОГО ЦВЕТА. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ КРАСНУЮ ПОЛОСКУ БУМАГИ И ГОВОРИТ: «ЭТО КРАСНАЯ».

          Логопед, обращаясь к ребенку, просит дать ему КРАСНЫЕ ПОЛОСКИ со стола, КРАСНЫЕ КАРАНДАШИ, КРАСНЫЕ КУБИКИ и т.д.

          Сложить в коробку все карандаши, кубики, полоски красного цвета и т.п. ЭТИ ЗАНЯТИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДО ТВЕРДОГО УСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ДАННОГО ЦВЕТА. ЗАТЕМ ЛОГОПЕД ПЕРЕХОДИТ К УСВОЕНИЮ ПОНЯТИЯ ДРУГОГО ЦВЕТА НА ТАКИХ ЖЕ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ. ПОРЯДОК УСВОЕНИЯ ЦВЕТОВ: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ. После усвоения основных цветов можно переходить к занятиям по различению этих цветов.

          Дай красный шар, надень синее кольцо на палочку пирамиды и т.д.

          Игра в цветную посуду: дай красную, синюю, зеленую чашку; дай красный чайник, желтый и т.п.

          Игра в «Разноцветные картинки». Дай красный, синий, желтый, зеленый шар. Дай синюю, красную, желтую шапочку и т.д.

          Найди в комнате предметы красного, синего, зеленого и т.п. цвета.

          Найди на себе красный, синий, зеленый, желтый и т.п. цвет одежды.

          Закрась контурные картинки – шар, треугольник – в требуемый цвет.

          Закрась соответствующим цветом мак, елочку, лимон, василек. Детские работы логопед сохраняет для сравнения продвижения в навыках.

      Развитие зрительных восприятий на формах предмета начинается с показа логопедом предметов одной формы – круглый мяч, круглый шар, яйцо, яблоко, апельсин, пуговица.

          Логопед показывает круглый шарик и просит найти предмет такой же формы.

          Найти предмет такой же формы в окружающей обстановке.

          Нарисовать предмет такой же формы по образцу: шар, мяч, пуговицу и т.д.

          Нарисовать предмет такой же формы по памяти.

          Слепить из пластилина.

          Вырезать эту форму из бумаги по контуру. ПОСЛЕ УСВОЕНИЯ ФОРМЫ ПО ОБРАЗЦУ МОЖНО ПЕРЕЙТИ К НАЗВАНИЮ ЭТОЙ ФОРМЫ: ЭТО КРУГЛЫЙ МЯЧ, ЭТО КРУГЛОЕ ЯБЛОКО, ЭТО КРУГЛАЯ ПУГОВИЦА.

          Логопед просит дать ему круглые предметы из шкафа.

          Вынуть круглые предметы из мешочка и назвать предмет и форму: КРУГЛЫЙ МЯЧ.

      Таким же образом проводится развитие зрительных восприятий на других формах и параметрах величины предмета: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий и др.

      РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ

      Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкости – твердости; вкуса: горький – сладкий; веса: тяжелый- легкий; термических свойств: холодный – горячий. Можно использовать такой материал:

        мягкий пластилин, мягкая ткань, мягкая подушка, мягкая шапочка, шарф…;

        твердый орех, сахар, кубик, расческа…;

        сладкая конфета, сахар, варенье, торт…;

        горький перец, лук, горчица, лекарство …;

        тяжелый стол, молоток, ящик, книга…;

        легкий кубик, шарик, лист бумаги, шелк…;

        холодная вода, лед, металл, пол, руки …;

        теплая батарея, вода, чай, молоко …

      Каждое понятие (свойство предмета) дается по единому плану:

          Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит «Дерево твердое».

          Логопед кладет на стол сахар, хлеб, пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать все твердое. Эти предметы кладутся в другую сторону.

          Находит мягкие, твердые и т.д. предметы в кабинете и, если возможно, называет их.

      Тактильно-кинестетические ощущения логопед широко использует при постановке звуков игровыми приемами (С – Ш, В – Ф, П – Б, С – З, Х, Ч, Ш и др.)