Е.Г. Гинзбург

27.09.2019 Обувь

Лина Мирошникова

16.10.2015 | 321

Первое воспоминание – своеобразный тест, который многое расскажет о вашей теперешней жизни.

С годами детство «выветривается» из нашей памяти, но некоторые воспоминания живут в сердце. Это очень ценная информация, утверждает психотерапевт из Киева Ирина Подоляк. Они помогут вам познать себя и разобраться со многими взрослыми проблемами.

Возрождаем воспоминания

Как освежить воспоминание в памяти? Начните «обратный отсчет»: представьте себя лет в пять. Если в памяти всплывает сразу несколько ситуаций, сосредоточьтесь на более раннем возрасте: четыре года, три… Продолжайте, пока не почувствуете: это – самое первое, что помните о себе.

Запишите все, что приходит на ум, как можно более детально. Не пренебрегайте даже мелочами. А теперь проанализируем воспоминание.

Психологи утверждают: так можно разглядеть наш жизненный сценарий. И дело не в самом событии, а в том, что оно бережно хранится в памяти. Значит, мы неосознанно выбрали для себя именно такое начало автобиографии, стартовую точку жизни. Именно поэтому можно понять оценку человеком самого себя, привычные для него действия, уровень активности.

Анализируем памятное событие и делаем выводы

Скажем, сравните воспоминания двух клиенток психологов о возрасте трех лет: «Я проснулась ночью и плачу в темноте. Мне страшно. Кажется, кто-то лезет в окно, слышу царапание. Но тут приходит мама, обнимает и успокаивает меня. Показывает, что это ветка дерева стучит о стекло. Теперь я рада, что все позади».
«Мама готовит на кухне, а я играю с крупой. Вдруг мое внимание привлекает влетевшая в окно бабочка. Пытаюсь поймать, она вылетает в форточку. Бегу за ней во двор, мне радостно. У нее яркие красивые крылья».

Сможете угадать, какая из этих женщин время от времени страдает от депрессии? Правильно, первая. По ее воспоминанию можно сказать: ей свойственно больше сосредотачиваться на проблемах, чем на радостях, отсюда – неуверенность в себе. Она видит себя человеком, не способным самостоятельно разобраться с трудностями, ждет поддержки от других («мама успокоит»). Надежда на то, что все завершится удачно, связана у нее с присутствием близких.

Если же она одинока, будущее видится в черных красках. Ее пугают посторонние, которые могут подойти слишком близко, покуситься на ее личное пространство («Кто-то лезет в окно»).

Вторая клиентка – активный человек. Она полагается на собственные силы, верит, что ее деятельность может принести радость. Главное удовольствие для нее – познание («наблюдает за бабочкой»). Она помнит себя и в контакте с другими (с мамой), и в момент самостоятельности. Это лучший вариант.

Если в ваших воспоминаниях вы всегда с кем-то – это говорит о желании психологически «слиться» с другими, забыв о себе. Если же, наоборот, вы только в одиночестве – очевидно, вам сложно устанавливать с людьми близкие, доверительные отношения.

Вопросы для разбора первого воспоминания

Чтобы более точно понять, как первое воспоминание влияет на вашу взрослую жизнь, задайте себе следующие вопросы.

1. Где происходит действие?

Если это небольшое помещение (например, комната), значит, вы не любите новых мест, предпочитаете девиз: «Мой дом – моя крепость». Если же это открытое пространство (улица, двор), вы легко привыкаете к переездам и переменам в жизни. Не боитесь двигаться вперед.

2. Сколько людей упоминается?

Чем больше персонажей, тем более вы общительны, легче вступаете в контакт. Наименее благоприятная ситуация – одинокий ребенок.

3. Родственники присутствуют?

Насторожить должно отсутствие матери: чаще так бывает у людей, которые чувствовали себя заброшенными. А вот папу вспоминают намного реже, обычно те, для кого отношения с ним были важнее, чем с мамой. Часто это бывает у мужчин, с детства берущих пример с отца.

Если упоминаются братья или сестры, важно, как именно. Они могут выглядеть в истории друзьями или соперниками, а также «группой поддержки» – если человек вспоминает себя беспомощным, зависимым от помощи старших.

4. Близки ли друг другу люди в воспоминании?

У них совместное занятие или у каждого свое? Важно и положение в пространстве: чем ближе находятся к вам люди, тем теснее общение.

5. Активны ли вы или пассивны?

Действуете ли сами или становитесь объектом чужих действий.

6. Какова тема переживания?

Это – то, что волнует вас до сих пор. Скажем, если речь о первом посещении детского сада, внимании воспитателей и сверстников, для вас важны ситуации оценивания вас новыми людьми.

Отвечайте на вопросы максимально честно и подробно, чтобы лучше разобраться в себе и своей жизни.

Все мы родом из детства…Точнее этой фразы вряд ли можно придумать! Мы вышли оттуда, ещё не зная, куда поведёт нас судьба, какие испытания готовит жизнь. И, может, поэтому шагали в неё смело, с гордо поднятой головой, уверенные, что нам по – плечу все великие и важные дела. Наивные, смешные.
Мы хотели казаться взрослыми, ещё не понимая, что самое лучшее и светлое уже позади!
Детство нельзя сравнить ни с юностью, ни с молодостью. В них тоже есть свои прелести, но детство отличается тем, что ты ещё не думаешь о будущем.
Детство просто есть, оно для тебя бесконечно и никогда не закончится! А потом вдруг замечаешь, что тебе перестали нравиться детские игрушки и очень хочется велосипед.
О, как я любил ездить на нём по лужам!
Однажды отец пришёл домой с работы. Усталый, красивый и добрый
человек! Подвыпивший, он молча сидел на табурете и смотрел на меня. В свои десять лет я не понимал его взгляда, просто сидел на диване и болтал ногами. Он вдруг вздрогнул, махнул рукой:
- Сын, в магазине велосипеды есть?
- Есть! - я грустно вздохнул,- сегодня с Толькой смотрели. «Урал» завезли…Дорого, тридцать рублей!
А отец достал из кармана скомканные купюры, долго их разглядывал.
Подал мне несколько бумажек и уверенно сказал:
- Беги за своим «Уралом»!
Кто хоть раз покупал в детстве велосипед, поймёт мои чувства!
Сейчас трудно вспомнить первые часы моего счастья! Помнится только, как отец подтягивал все болтики и гаечки, как подгонял под меня сиденье и руль!
Лужи, лужи… Сколько велосипедных колёс пронеслось через вас?!
Сколько босых ребячьих ног разбрызгивали вашу воду?!
Вечером мама немного поворчала на отца, но видя мою чумазую и счастливую мордочку, тоже махнула рукой:
- Транжиры
Детство… Сейчас почти не верится, что хлеб тоже был по лимиту, и
его выдавали по две булки в руки: чёрную и белую…
Я бежал в булочный киоск с авоськой, стоял в очереди почти засыпая, и мне хотелось плакать! Ну как было объяснить, что взрослые в это время уже выходили из дома, чтобы прошагать дальний путь на свою работу.
Придя домой, я переодевался, брал портфель и брёл в школу.
В детстве всё почему-то красочнее и красивее. Разве можно забыть
майских жуков?! Сейчас всё это кажется далёким и фантастичным, но тогда прилёт этих жуков считался поселковым праздником. Это была замечательная картина, милая детскому сердцу. Когда все, взрослые и дети, выходили на гору при заходе солнца.
Визг, крики, смех… Летит здоровенный дядька с фуражкой в руках!
Девчушка с содранными коленками, не дотянувшись сачком до улетающего жука, всхлипывая, останавливается и ударяется в рёв!
Тётки, сначала сдержанно наблюдающие за происходящим, тоже не выдерживают и бегут, сбивая снятыми косынками летящих насекомых.
Это трудно забыть. И это тоже моё детство! Для чего ловили жуков?
Кто-то говорил, что крылышки принимают в аптеку по несколько копеек за пару. Не знаю, правда ли?.. Только каждый из нас приносил в школу спичечные коробки, которые шуршали, скребли, жужжали…
- Дай самца?
- Ага, разогнался! Ловить надо было!
Проходил май, наступало лето. Две речки, Тумайка и Сызганка, окружавшие посёлок со всех сторон, притягивали всех своими прохладными водами. На выходные взрослые со своими чадами выходили на их берега. И это тоже был праздник!
Что уж тут говорить о нас, пацанье?! Прыгали со всего, с чего можно, не боясь ни омутов, ни мелководий. Купались до дрожи, до мурашек и так не хотелось идти домой. Но ведь каникулы! Такие ежедневные праздники бывают только летом!
…Однажды я услышал возле дома звук мотора. Выскочил на крыльцо и обмер. Мотоцикл!
- Вот, купил!- довольный отец протирал тряпочкой чёрный, блестящий на солнце, ИЖ-56. Это был вполне современный мотоцикл. Тогда все ездили на ИЖ-49, а здесь модная техника!
Родители часто после работы уезжали на нём - то в гости, то просто покататься. Как я завидовал им своим детским сердечком!
Но настал день, когда отец и мне разрешил сесть за руль.
- Вот газ, вот рычаг скоростей, вот сцепление! – наставлял он меня в первом самостоятельном выезде. Я волновался, поскольку ноги мои едва доставали до подножек, а вес мотоцикла в разы превышал мой собственный. И всё - таки я поехал! Это тоже было счастье, детское, наивное, но как же я его чувствовал!
Однажды младшая сестрёнка попросила прокатить её. Я, естественно, как старший брат и опытный мотоциклист, наставлял её, как надо держаться за дужку. И мы поехали!
Делаю один круг за посёлком, второй. А потом, на третьем круге, слышу явственно детский плач. Подъезжаю, ба! Это сестрёнка сидит на земле и плачет!
Потом разобрались, что на втором круге, подпрыгнув на кочке, она слетела с мотоцикла. Я же, не заметив потерю, продолжил движение. Она сидела и ревела. А я, сидя на мотоцикле, с трудом удерживал его в вертикальном положении. Успокоил сестру, и мы договорились, что она ничего не расскажет родителям, потому что отец больше не разрешит мне кататься, а сестрёнка уже никогда не сможет выехать со мной за посёлок!
…Когда наступает отрочество и юность, мы забываем о детстве. Оно прячется где-то в уголке нашей памяти и старается иногда напомнить о себе. Но мы живём уже другим, живём настоящим, и нет в этом времени нам дела до бывших мальчиков и девочек, старших взрослыми людьми. А потом вдруг встрепенётся однажды жаворонком в груди, пахнёт васильковым запахом в самое сердце, и затоскует душа, возвращаясь в то время, когда не было ни страха перед будущим, ни воспоминаний о прошлом.
Были молодыми мама и папа, была солнечная улица со скрипучими калитками, были друзья из соседних домов.
Было детство, которое впоследствии вернётся щемящим чувством утерянного навсегда…

Все мы родом из детства…Точнее этой фразы вряд ли можно придумать! Мы вышли оттуда, ещё не зная, куда поведёт нас судьба, какие испытания готовит жизнь. И, может, поэтому шагали в неё смело, с гордо поднятой головой, уверенные, что нам по – плечу все великие и важные дела. Наивные, смешные.

Мы хотели казаться взрослыми, ещё не понимая, что самое лучшее и светлое уже позади!

Детство нельзя сравнить ни с юностью, ни с молодостью. В них тоже есть свои прелести, но детство отличается тем, что...

Детство. Как много в этом слове светлого, хорошего, доброго и, по-настоящему, искреннего.

Ведь только будучи маленькими, мы любим и дружим искренне. Мы не стараемся использовать друг друга в каких-то своих целях, нам ничего не нужно, кроме дружбы. Понятие "использовать" придет позже, когда мы вырастем.

Он и она были в одной группе в детском садике. Потом жизнь свела их в школе, во втором классе. Они дружили. Вместе шли в школу, гуляли на улице, играли с мячиком, ходили друг к другу на дни...

Бывают моменты в жизни, когда хочется вернуть прошлое, уйти куда-то далеко, в страну детства – страну прожитых моментов; страну безумной, беззаботной, порой иногда, не очень весёлой жизни; страну, где ты уже была и так тянет туда ещё… Но все это мечты, иль не придумали ещё машину времени, или обратный процесс в метаболизме, который хоть и не возвращал бы туда, но сделал бы наше тело вечно молодым. Почти все подростки и дети стремятся скорее повзрослеть, не понимая того, что они имеют в своих...

1 - Не обращай ни на кого внимания - БЕГИ!
- А мяч?! - Та причем тут мяч - главное ворота! Мяч сам прилипнет к ногам...

2 ...если хочешь понравится девочке - улыбайся загадочно из далека и убегай... если погонится за тобой - ТВОЯ!

3 ...если в конце киносеанса прошмыгнуть в туалет - можно посмотреть следующий

4...если напиться много воды - перехочется кушать

5...если долго распекают за учебу, надо вздрагивать и отряхиваться, как собака - тогда они понимают - тебе неприятно!

У каждого из нас в детстве были любимые книги,которые мы читали и перечитывали по многу раз, с героями которых жили и они остались в памяти на всю жизнь, как люди,которые до сих пор живут рядом.

Помню, как в детстве во мне жили непреодолимая страсть к книгам.

Может быть от того, что я была очень робкой и застенчивой и мне не хватало общения.

Помню, как ранним вечером, как только потухал свет в квартире, я подходила к окну,окна которого выходили ни большую гостиницу,где было много света...

Мир детства, большой и красивый все мы жили в этом мире, все прошли по миру детства. Нет ничего чудесней и прекрасней мира того. В мире детства присутствует вечная беззаботность, доброта, легкость воздушного облака, наивность и детская непосредственность, беспечность. Счастливое детство никогда не покинет душу и сердце каждого. Наверное, каждый человек живет воспоминаниями о беззаботном детстве.

Но все дети мечтают и хотят быть взрослыми, подражают взрослым. Уж очень хочется им быть большими...

17 августа 1927
Меня зовут Катарина. Мы живем в Англии, точнее на самом её краю, в городе Карлайл. Я очень люблю своих родителей, ведь они самые лучшие на всей планете.

Мою маму зовут Элизабет, а отца Кристофер. Они любят друг друга.

Всегда помогают тем, кто приходит к ним за помощью, будь то человек или животное. Папа вместе со своим братом Фрейдом работают на дедушкиной ферме. Дедушка умер 20 лет назад. Я его даже не знала.

А мама медсестра в больнице, не помню её название да это...

Как быстро летит время...иногда мы замечаем это лишь оглядываясь назад...далеко-далеко в прошлое. Когда вспоминаем события случившиеся давно, но нам кажется, что это было только вчера. И тут как будто очнувшись от сна понимаем - этого уже не вернуть, понимаем как далеко ушло время.

Я оглядываюсь назад и вижу ребенка... девочку и перед глазами всплывает момент из детства. Почему – то я вижу эту картину так четко, а ведь это было давно...

Я оглядываюсь и понимаю...пришла старость.

О своем детстве…
История первая

Вспоминая свое детство, хочется описать несколько ярких моментов, которые наложили свой отпечаток на мою взрослую жизнь.

Я родилась и выросла в деревне, в многодетной семье, где из пяти детей, был только один сын. А я, последняя, опять девочка. Родители работали с утра до вечера в совхозе. Летом, часто я оставалась дома одна на хозяйстве. Сестры разъехались по городам, летом брат с друзьями часто уходил на рыбалку или на сенокос.
Мне было лет 8 или 9. По нашей тихой спокойной улице, с клубом пыли пронесся трактор. Когда пыль рассеялась, мы увидели на дороге придавленную курицу. Курица была еще жива, но не жилец. Соседская бабушка, подозвала меня:
- Лена, глянь, не ваша ли курица? Отметка на перьях вроде ваша.
Посмотрела, похожа.
- А ты сходи во двор то, посчитай своих куриц, – советовала соседка.
Посчитала, одной не хватает.
Выбегаю в испуге на улицу.
- Баб Мань! Наша курица, как раз одной не хватает. Что делать то? Ох, мама заругает меня, что не досмотрела…
- Пока курица не умерла, бери ее и обработай для супа, - посоветовала мне соседка.
Я принесла курицу в свой огород и все сделала так, как до этого много раз видела, как это делала мама. Ничего не забыла. В деревне тогда, газ был в баллонах. Вскипятила на газу воду, вылила воду в ведро с курицей. Дала постоять немного, потом вытащила и начала ощипывать. Помню, было тяжело. Но я, методично, до последнего перышка ощипала. Опять включила газ, и обработала курицу уже на огне. Выпотрошила ее, помыла и сварила суп.
К приходу родителей с работы, суп был готов. До сих пор помню, какой он был вкусный.
Первой с работы вернулась мама. Рассказала ей о том, что и как произошло, и какие действия я предприняла. Мама хоть и была сурова всегда в воспитании детей, но тогда похвалила, сказала, что я все сделала правильно. Попробовала суп. Суп тоже был хорош.
Потом пришел отец. Слышу, мама хвалится мной. Мне приятно. А отец то и отвечает:
- Как так? Я только прошел через сарай, собрал яйца. Все курицы на месте.
Зовут меня.
- Лена, Лена! Айда, куриц посчитаем.
Вышли считать. И, правда, все курицы на месте.
Оправдываюсь.
- Я считала, одной не было. Честно!
- Верю, - говорит отец. – Одна курица всегда в загоне для коров садится яйца высиживать. Отсюда ее и не увидишь.
Мама – руки в бока.
- Позор! Стыд то, какой! Принесла в дом чужую курицу. Иди, ищи хозяина. Зови суп кушать.
Отец успокаивает мать.
- Ну что ты разбушевалась то. Дочка, считай, мясо спасла.
Что мама ответила, не слышала. С горящими щеками, колотящимся сердцем выбежала на улицу, опрашивать соседей.
Баба Зина через дом не досчиталась курицы. И вправду, курицы у нее были того же окраса, что и наши, и отметки на них были краской того же цвета.
В тот вечер, баба Зина ужинала с нами, нахваливала суп и юную хозяйку.

Сейчас удивляюсь тем временам: у соседской бабушки даже не было сомнений в том, что восьмилетний ребенок сможет отрубить голову курице, ощипать и выпотрошить ее. А у меня, восьмилетнего ребенка, не было сомнений, что я смогу это сделать.
Сейчас, я сомневаюсь, что смогла бы все это повторить.

История вторая

Мне было 16 лет. Лето. Мама с отцом уже на пенсии, но куда-то уехали по делам. Я одна на хозяйстве. Родители наказали, вечером, как приведу корову Милу с луга, перед дойкой дать картофельные очистки поесть. Мол, полно набралось, только проверь рукой – нет ли среди них целой картофелины, не дай Бог корова подавится.
Забыла проверить. Наша Мила с аппетитом жует очистки, я начала ее доить. И вдруг, корова напрягается, начинает надувать живот и хрипеть.
Вскакиваю и вижу, что случилось то, о чем меня предупреждали родители. Мила подавилась целой картошкой. Глаза выпучила, рот открыла, во рту пенится, дышать не может.
Я в ужасе. Перед глазами пронеслось видение, что со мной сделают мать с отцом за гибель коровы. Страшно было очень.
Поэтому, я схватилась одной рукой за левый рог, а вторую руку засунула в пасть коровы. Вижу, Мила еще в большем ужасе от моих действий. Она кусает мою руку, а я, не обращая на это внимание, молча, засовываю руку дальше, стараясь нащупать картофелину.
Нащупала. Вытащила. Рука по локоть в слизи и в следах от зубов нашей Милы.
Вздохнула Мила. Замычала от облегчения. Потянулась к ведру.
Схватила я ведро, забрала скорей. Лихорадочно начала руками перебирать очистки. Ух, слава Богу, нет больше картошки.
Моя забывчивость, чуть не стоила корове жизни. А для сельского жителя – корова это святое.

Экология жизни. Психология: Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах....

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.

Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:
откроешь его, а там сухие листья.

Жан-Поль Сартр

©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов - «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний. В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало. В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными .

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии. Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями;
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет - в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний. Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, - в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте. Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии. В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, - наш мозг . С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться . С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» - чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену . В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми. Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом. Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу - процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти. Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов. В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания . Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток. Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях. Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками. Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение. Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые - скорее, они присоединяются к уже существующей схеме .

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде . Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам - некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы. Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием .

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками. Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией - о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом. И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот. Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет. Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой. Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители. Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Также интересно:

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды. Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня - все те кладики детства, которые остаются с нами до конца. опубликовано